Как выглядела школьная форма раньше
От гвардейских мундиров — к стильным костюмам: экскурс в историю школьной формы
Прародитель школьной формы
Некоторые исследователи считают первой школьной формой в России костюмы учеников Императорского воспитательного дома в Москве — крупнейшего в стране приюта для сирот, — введённые в конце XVIII века. Обязательной форма была и во многих сиротских школах для детей мещан и крестьян. Свою униформу получили и воспитанницы институтов благородных девиц и других женских закрытых учебных заведений.
Следующий шаг сделал император Александр I в начале XIX века, призвав чиновников унифицировать российское образование. 26 января 1803 года были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения». Они не касались ученической одежды, но большинство отечественных гимназий вскоре ввели костюмы, в основном похожие на студенческую форму университетов. Так, пансионеры при Московском университете носили тёмно-синие мундиры с малиновыми воротниками, а воспитанники Одесской гимназии — однобортные синие мундиры [1].
XIX век: попытки унификации, постоянные нововведения
Общепринятой датой рождения школьной формы считается 27 февраля 1834 года, когда Николай I издал «Указ о гражданских мундирах». Параграф 88 гласил: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир тёмно-зелёного сукна с тёмно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные тёмно-зелёные с околышком по цвету воротника» [2].
Впоследствии официальные фасоны неоднократно менялись: наиболее крупные обновления гимназической формы исследователи моды выделяют в 1855, 1864, 1868, 1871 и 1881 годах. До 1870-х годов доминирующим цветом школьных мундиров был тёмно-зелёный, затем — различные оттенки синего (за это гимназистов уничижительно звали «сизяками» или «синей говядиной»), изредка встречался серый. Изменения также касались кантов и выпушек (цветных вставок), арматуры (металлических значков с аббревиатурой учебного заведения или символами профессий; они обычно крепились на околыше фуражки и воротнике тужурки), пуговиц, поясов и других элементов костюма. Но общий принцип оставался незыблем: форма учащихся, как и чиновников, в значительной степени копировала современные военные мундиры.
Установленные «свыше» образцы чаще всего играли роль парадной формы; будничные костюмы учебные заведения могли определять самостоятельно. Особенно отличались в этом отношении негосударственные училища и гимназии. В качестве примера можно привести рапорт председателя совета Московской практической академии коммерческих наук генерал-губернатору П.А. Тучкову от 13 апреля 1861 года:
«С согласия бывшего попечителя академии графа Закревского, выраженного в предписании от 9 января 1856 года за № 169, установлена для воспитанников академии следующая форма обмундирования: однобортный полукафтан тёмно-зелёного цвета по образцу, назначенному для гражданских чиновников, с гладкими металлическими пуговицами, стоячим откошенным суконным тёмно-зелёного цвета воротником, с красной выпушкой по краям воротника и золотыми петлицами, с выпушкой на обшлагах и карманах, брюки тёмно-зелёные.
Между тем постоянно носить форменную одежду оказывается для воспитанников неудобным, а потому Совет академии входил с представлением в Общество любителей коммерческих знаний об установлении для воспитанников будничной одежды, а именно: для первых трёх классов куртку, для 4-х и 5-х — коротенький сюртук с серыми шароварами, а для воспитанников 6-х, 7-х и 8-х классов обыкновенный двубортный сюртук с чёрными брюками, на что Общество изъявило свое согласие с тем, чтобы означенная одежда для воспитанников была введена постепенно, нынешняя же форма оставлена праздничною.
Донося об этом Вашему Высокопревосходительству, Совет академии на основании п. 51 Устава академии имеет честь испрашивать разрешения Вашего на введение для воспитанников означенной будничной одежды» [3].
Форма как репутация
Гимназическую форму предписывалось носить практически постоянно — по ней учащихся узнавали на парадах, в театре и церкви, на праздничных и торжественных мероприятиях. Это помогало школьным инспекторам следить за поведением детей и подростков, которое должно было соответствовать строгим правилам учебных заведений. Например, многие из них ввели комендантский час, после которого гимназисты не имели права выходить из дома или появляться в общественных местах, зачастую даже в сопровождении взрослых. В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» говорится: «На другой день на большой перемене в класс вошёл наш классный наставник. Он потребовал мой дневник и на кондуитной страничке написал: “Воспитанникам средних учебных заведений воспрещается посещать кафе, хотя бы и с родителями”».
Следили инспекторы и за опрятностью и аккуратностью подопечных. Дисциплинарное наказание могло последовать за любое нарушение — невыглаженные брюки, плохо пришитые пуговицы, грязные ботинки, сдвинутую на затылок фуражку и так далее. Впрочем, строго придерживались правил в основном младшие ученики. Старшие гимназисты, несмотря на возможные последствия, позволяли себе разные вольности: мяли фуражки, ломали козырьки, носили шинели «на плечо» (не вдевая руки в рукава) и даже выводили мелом или чернилами инициалы возлюбленных на гимнастёрках или куртках.
Женское образование развивалось в России медленнее, чем мужское, потому и соответствующие каноны появились гораздо позднее. Некоторые гимназии начали вводить уставные платья в 1880-х годах, но официальное положение о форме для девочек появилось только в 1896 году. Повседневные платья были самого простого покроя — глухие (закрытые), одноцветные, чаще всего коричневые. Шили их из камлота — мягкой шерстяной ткани с добавлением шёлка, в дополнение шёл чёрный шерстяной фартук. В парадной форме одежды его заменяли белым. Кроме того, разрешалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если позволяли средства родителей.
Из воспоминаний гимназисток можно узнать, что школьная форма отличалась по фасону и цвету не только в разных заведениях, но даже в разных классах. Младшие девочки носили тёмно-синие платья, ученицы средних классов (12–14 лет) — цвета морской волны, а выпускницы — коричневого. Общепринятым было лишь требование опрятности: следовало содержать платье в чистоте (особенно белый воротник), не носить его дома и ежедневно разглаживать.
XX век: отмены и повторы
В конце XIX — начале XX века школьная форма получает распространение не только в общеобразовательных, но и в профессиональных (технических) учебных заведениях. Подтверждение находим в циркуляре Министерства народного просвещения 1903 года:
«I. Для учащихся в средних технических училищах установлена следующая форменная одежда.
1) Полупальто (тужурка) чёрного сукна, двубортное, с 12 металлическими золотыми гладкими пуговицами, по шесть на каждом борту, с отложным воротником, плотно застёгивающимся около шеи на крючок, с петлицами из чёрного сукна с пуговицами и с установленными знаками технических училищ, с синим кантом по воротнику, обшлагам рукавов и петлицам. При тужурке обязателен галстук из чёрного сукна, военного образца.
Примечание. Кроме этой одежды, для классных чертёжных занятий вводятся блуза-куртка из чёрного сукна со стоячим воротником и со знаком училища на концах воротника и рабочая форма для мастерских — синяя блуза-рубаха с поясом из ремня.
2) Пальто чёрного сукна с клапанами, с такими же петлицами и кантами на воротнике и обшлагах, как в тужурке.
3) Шаровары из чёрного сукна на выпуск. При летних практических занятиях ученики носят шаровары в сапоги.
4) Фуражка (с козырьком) чёрного сукна с таким же околышем и синими кантами на тулье и околыше.
Примечание. На околыше фуражки помещается позолоченный металлический знак, составленный из циркуля, разводного ключа, молотка и треугольника. Такой же знак меньшего размера нашивается с двух сторон на воротник тужурки и блузы и на петлицы пальто.
В средних технических училищах смешанного типа тужурка полагается лишь ученикам четырёх высших классов (технических).
II. Форменная одежда учащихся в низших технических училищах устанавливается такого же образца, как и для учеников средних технических училищ, с заменою чёрного сукна чёрно-серым, без кантов на воротниках, обшлагах, петлицах и на фуражках» [4].
Уже в начале Первой мировой войны (1914–1918) многие семьи столкнулись с материальными трудностями: денег хватало только на повседневные нужды, и гимназическая форма стала едва ли не предметом роскоши. Вскоре появились циркуляры Министерства народного просвещения и подчинённого ему Московского учебного округа, которые фактически отменяли форменную одежду: «Министерство народного просвещения… признало необходимым подтвердить начальникам учебных заведений, что в виду вздорожания жизни не следует применять стеснительных мер к учащимся, кои по материальным обстоятельствам не могут в точности соблюдать установленную форму одежды.
Ныне, в виду наступления нового учебного года и ещё большего вздорожания всех предметов обихода, напоминая об этом распоряжении, Министерство народного просвещения циркулярным распоряжением от 4 августа сего года за № 5759 просит указать начальству учебных заведений, что учащиеся, как в стенах школы, так и вне оной, могут носить домашнее платье, лишь бы оно было скромное и опрятное.
Об изложенном сообщаю гг. начальникам средних учебных заведений Московского учебного округа для сведения и должного исполнения» [5].
После революции 1917 года школьную форму окончательно отменили в числе прочих «буржуазных пережитков» — вместе с гимназиями. Долгое время советские школьники носили одежду, которую могли обеспечить им родители. Кто-то донашивал форму, доставшуюся от старших братьев и сестёр, но уже без арматуры…
Большевики ввели новые знаки отличия по возрастам: ученики младших классов были октябрятами, средних — пионерами и старших — комсомольцами. Впрочем, новизну можно оспорить: пионеры пришли на смену запрещённым скаутам, даже галстук от них унаследовали, лишь «перекрасив» его в красный цвет. Главным элементом парадной формы стали белая рубашка у мальчиков и блузка у девочек.
Отдельные попытки возродить школьную форму принимались после Великой Отечественной войны. Соответствующее официальное постановление вышло в 1948 году. Но сложная экономическая ситуация ещё несколько лет не позволяла одеть всех школьников единообразно. Многие родители переделывали форму из старой одежды, в том числе из армейского обмундирования, благо покрой остался похожим на военный, как это было и до революции. Мальчиков обязали носить в школу серые гимнастёрки с воротником стойкой, пятью пуговицами и двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательным элементом школьной формы были ремень с пряжкой и фуражка с кожаным козырьком. Скромные наряды советских девочек также базировались на дореволюционных тёмных платьях и фартуках.
Постепенно школьная форма стала принимать гражданский вид. В 1960-х годах мальчики сменили гимнастёрку на пиджак, а фуражку — на берет. В следующее десятилетие первые окончательно утратили военный стиль и превратились в подобие модных тогда синих джинсовых курток. В начале 1980-х годов старшеклассники получили новую разновидность формы: юноши надели синие брючные костюмы, а девушки — тоже синие костюмы-тройки (юбки, жилеты и пиджаки). О востребованности школьной одежды можно судить по отчёту столичного универмага «Детский мир»: «В 1983 году была начата торговля новой школьной формой для девочек — учащихся 8–10-х классов. Продажа её была организована в Демонстрационном зале универмага на площади 500 квадратных метров по приглашениям, ранее розданным по РОНО. Реализована в июле — августе 71 тысяча комплектов. В августе дополнительно был организован салон для первоклассника на 10 рабочих мест по продаже школьной формы для мальчиков и девочек (размеры 30–34), школьно-письменных принадлежностей, ранцев и портфелей, где было продано товаров на сумму 201 тысяча рублей». [6].
Современность: строгость широкого диапазона
Политико-экономический кризис, который привёл к распаду СССР, отразился и на школьной форме. Уже в 1988 году её отменили в ряде учебных заведений — в качестве эксперимента. В 1991–1992 годах остановилось большинство швейных предприятий, производящих форму, и она начала выходить из употребления. Ещё через два года её отменили официально, и каждый ученик получил право одеваться по собственному вкусу и материальным возможностям родителей.
Интересно, что уже в конце 1990-х годов многие школы снова задумались о введении формы, мотивируя это повышением дисциплины. Нормативную базу для этого дал Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он относит установление требований к одежде учащихся к компетенции образовательной организации, если иное не установлено законом или законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно внесённым в закон поправкам с 1 сентября 2013 года школьная форма стала обязательной, но в порядке общего правила: каждое образовательное учреждение само решает, как она должна выглядеть. В большинстве школ это понятие чаще всего подразумевает элегантную, удобную и практичную одежду — то, что ныне называют деловым стилем или дресс-кодом.
История школьной формы в России
Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет.
Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма дисциплинирует и помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнений.
Какова же история школьной формы?
У школьной формы в России богатая история.
До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.
Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.
Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».
Однако вскоре после революции, в «рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима» в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А в действительноти, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в единую форму.
Период «бесформия» длился до 1949 года.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса).
Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
Ткань оказалась неудачной, юбка быстро начинала лосниться, рукава протирались.
Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.
Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук
Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны.
От платьев и мундиров до джинсов и мини-юбок: эволюция школьной формы в России
Наш эксперт – научный сотрудник Музея Моды Михаил Комарков
Женское начало
Первопроходцами-испытателями ученической формы стали воспитанницы Смольного института благородных девиц, основанного Екатериной II в 1764 году – форменная одежда была обязательным требованием учреждения. Это первый случай, когда в светском учебном заведении ввели единую униформу. Фасоны и силуэты платьев учениц менялись от императрицы к императрице, неизменной оставалась лишь цветовая система одежды: чем старше становились девушки, тем светлее были их наряды.
История введения формы для учеников некоторых гимназий больше касалась дворянства, одежду простых слоев населения она не затрагивала. Изменения во внешний облик всех учащихся Российской империи внес Александр I. «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», принятый в 1804 году, говорил о необходимости введения единой формы для учащихся, но официально ее не регламентировал.
Нововведения касались только мужской формы, женских училищ в то время было очень мало, и они сами за этим следили. Полноценная история школьной формы начинается с 1834 года, с момента, когда был принят единый стандарт одежды учащихся.
Армейские оттенки
Школьная форма времен Николая I – это практически полувоенная история. Форменная одежда мальчиков представляла собой школьный мундир с яркими металлическими пуговицами, суконный сюртук, широкие брюки, ремень, фуражку и шинель, которую носили зимой. Цветовая гамма мундира – тёмно-синий, зелёный, иногда серый цвет. Погоны присутствовали на мундирах военных училищ, а вот лампасы на брюках были не всегда. Это, как и выбор цвета одежды, отдавалось на откуп учебному заведению.
Пошив школьной одежды в то время осуществлялся либо родителями, либо попечителями, так как богатых образовательных учреждений в России почти не было.
Такая история повторилась отчасти и в советское время, но там причиной послужила уже не цена ткани, а её дефицит. Школьная форма, установленная Николаем I, просуществовала почти 30 лет, до начала реформ Александра II.
Разноцветные стандарты
В 1864 году Александр II решил переодеть школьников и сделать форму учащихся более демократичной. Одежда перестала полностью напоминать военное обмундирование, изменился стиль и покрой, появилось разноцветие.
Среднестатистический школьник времен императора Александра II носил темно-зеленый широкий мундир, больше похожий на полукафтан, черный галстук, темно-серые брюки и темную жилетку. Брюки, как и мундир, были достаточно широкие, формата шаровар. Однако «разноцветица» просуществовала недолго – в 1868 году на 50 лет ввели темно-синий стандарт одежды. Теперь все школьники были одеты в стандартные темно-синие мундиры с девятью пуговицами и скошенным воротником, такого же цвета брюки и фуражку с эмблемой учебного заведения.
Во всех учебных заведениях помимо жёсткого дресс-кода существовали этические правила, связанные с дисциплиной и внешним видом. В каждом училище и гимназии был инспектор, который следил за соблюдением правил ношения формы. Школьник, пришедший на занятия, не должен был забывать и о фуражке с эмблемой. Одно из негласных правил во время драки или хулиганства гласило: снимай эмблему, чтобы городовой не понял, где ты учишься.
Очередь за девочками
Женскую школьную форму официально ввели в 1896 году. До этого жесткой регламентации не было – форма была унифицирована, но решающее слово оставалось за учебным учреждением. В основном, шили тёмные платья из камлота, материала популярного в XIX веке из-за своей недорогой цены.
В отличие от мальчиков девочки не носили черную одежду. Черный считался цветом траура и в женской форме не использовался. В 1896 году для гимназисток разработали и официальный парадный вариант одежды с белым фартуком и белым кружевным воротничком. Что касается причесок, то волосы следовало убирать либо в косу, либо аккуратно укладывать назад.
Форменный переворот
После революции 1917 года всю школьную форму упразднили. Советская власть объявила единый стандарт одежды ограничениями свободы личности и буржуазными пережитками, поэтому школьники ходили на занятия в том, что родители им покупали или шили.
Однако после войны школьная форма вернулась. В 1949 году мальчики должны были ходить на занятия в серо-синих гимнастерках, позже уступивших место рубашкам, широких брюках и фуражках. В сталинское время даже зимой не разрешалось ходить без фуражки – ее могли утеплять, отдельно подкладывая вату. Внешний вид девочек со времен революции сильно не изменился – остались платья коричневого цвета и фартуки, темный и белый.
Непременным атрибутом каждого школьника стали портфель или сумка через плечо.
В начале 1960-х годов, во время оттепели, требования к школьной форме немного смягчились. Юбки стали короче, ушли гимнастерки, и вся одежда стала серого цвета. У мальчиков появились свободные пиджаки, более узкие брюки и даже шорты (у школьников южных регионов). Сменивший фуражку берет уже не был обязателен к постоянному ношению, а в 1970 годы его и вовсе отменили. Девочки по-прежнему носили коричневые платья с фартуками, белые колготки, носки или гольфы. Рюши и кружева все еще не приветствовались.
Школьная оттепель
Хрущевская форма просуществовала недолго. В середине 1970-х годов произошли сильные изменения в мужском костюме — серые куртки ушли и появилась темно-синяя стандартная форма с отдельными эмблемами-нашивками. Брюки и куртки мальчиков напоминали популярную в то время джинсу. Рубашки были белыми или однотонными, но в южных регионах и сельской местности допускались цветные.
Пионерская форма, хоть и существовала в то время отдельно, уже была максимально приближена к школьной. Мальчики носили шорты или брюки, а девочки – плиссированные юбки.
Кружевные воротнички появились в повседневной форме девочек в конце 70-х годов XX века. Смягчились и правила, касающиеся причесок – можно было делать несколько хвостов, экспериментировать с бантами, но коса до последнего оставалась рекомендуемой школьной прической.
В середине 1980-х детям разрешили носить спортивную обувь – кеды, а чуть позже и кроссовки, которые могли быть цветными. Теперь школьникам можно было приходить в такой обуви на все занятия, а не только на уроки физкультуры. У старшеклассников появилась своя форма: после седьмого класса мальчики носили костюм-двойку, яркие цветные рубашки и длинные волосы, а девочкам разрешали поменять платье на костюм-тройку из юбки, белой рубашки, жилетки и пиджака. Введение было не очень жестким, поэтому те, кто не мог купить себе костюм, оставались в платьях, длину которых можно было укоротить.
После распада Советского Союза единую школьную форму отменили. В «Законе об образовании» 1992 года нет ни слова об обязательной униформе. Государство отдало этот вопрос на откуп учебным учреждениям, предоставив им право самостоятельно решать, как должны выглядеть их ученики.
Редакция благодарит МОСГОРТУР за помощь в подготовке материала.