Как выглядела жвачка бубль гум
Кто придумал жевательную резинку: история bubble gum с древних времен до наших дней
Полтора века назад в США впервые было налажено промышленное производство жевательной резинки. С тех пор сильно изменились ее рецептура, вкус и даже социальная роль. Жвачка стала символом американских подростков, трофеем коллекционеров, материалом для арт-объектов и, конечно, верным помощником стоматологов.
Смола и воск
Ученые до сих пор гадают, когда именно первобытным людям пришла в голову идея жевать смолу дерева, но это определенно случилось еще в каменном веке. Древнейшую на данный момент жвачку археологи нашли в 2007 году в Финляндии – это окаменевший кусочек березового дегтя с четким отпечатком человеческого зуба. Возраст этой «жвачки» оценивается примерно в 5 тысяч лет.
Позднее привычка жевать липкие эластичные субстанции для профилактики зубных болезней возникала в самых разных частях света. Известно, что древние греки жевали смолу мастикового дерева и пчелиный воск, чтобы избавиться от остатков пищи и освежить дыхание. В Индии и Юго-Восточной Азии популярным стал бетель — смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести.
Индейцы майя и ацтеки делали надрезы на фруктовых деревьях саподиллах, откуда выделялся млечный сок. Из него они готовили «чикле» — подобие жвачки, призванное унимать жажду и голод среди воинов.
Северные племена индейцев предпочитали смолу ели и сосны, и ее же жевали народы Сибири.
Кстати, считается, что обычай жевать жвачку европейские колонисты переняли именно у индейцев, на американском континенте. Спустя несколько веков, Америка стала официальной родиной современной жвачки.
Наследство индейцев
В начале XIX века кусочки смолы хвойных деревьев стали частым товаром бакалейщиков на восточном побережье США. В 1848 году братья Кертис, жители штата Мэн, добавили к обработанной размягченной смоле немного парафина, ароматизаторов и подсластителей и получили массу, похожую на современную жевательную резинку. Небольшие порции тягучей массы они упаковывали в бумагу и продавали под разными «брендами». Правда, качество страдало: в некоторых жвачках встречались сосновые иголки, а на жаре товар плавился и быстро портился. Это начинание, имевшее место 170 лет назад, так и не переросло в серьезный бизнес. Тем не менее, именно оно стало точкой отсчета, связанной с производством жевательной резинки.
Спустя 20 лет, в 1869 году, в США был выдан первый патент на технологию изготовления жвачки. Е го автор, зубной врач Уильям Стэнли, утверждал, что его изобретение — отличный тренажер для челюстей и десен, который стимулирует обменные процессы и кровообращение в полости рта.
Волею судьбы он так никогда и не взялся за производство жвачки. Зато его соотечественни к – некто Томас Адамс – оказался вполне успешным дельцом. Он оказался втянут в настоящую бизнес-авантюру, купив у бежавшего из Мексики генерала Антонио Лопеса де Санта-Анна огромную партию каучука — продукта переработки того самого латекса, из которого еще племена майя делали «чикле».
Для взрослых и детей
В 1882 году жвачкой заинтересовался другой американский предприниматель — Уильям Ригли-младший. Он зарабатывал на жизнь торговлей мылом и пищевой содой. Смекалка подсказала Ригли, что люди куда охотнее покупают товар, если вместе с ним предложить какую-нибудь мелочь – так сказать, бонус ─ бесплатно.
В роли «приятности» выступила жевательная резинка. Покупателей она привлекла даже больше, чем основной товар. Ригли, вдохновленный результатами «маркетингового исследования», купил патент и начал производить жевательную резинку под собственным именем.
Так на свет появилась компания Wrigley, а в 1893 году она представила покупателям бренды ─ Juicy Fruit и Spearmint.
Прирожденный продавец, Уильям Ригли не скупился на маркетинг и рекламу. В 1915 году, например, он разослал по почте бесплатный образец своей жевательной резинки каждому жителю США, чье имя значилось в телефонном справочнике (таковых было несколько миллионов человек). С его же подачи жевательная резинка приобрела мятный вкус и начала производиться в разных формах — пластинках, шариках и драже, с которыми мы знакомы сегодня.
Важное изменение в технологию производства продукта внес химик Уолтер Димер в 1928 году. Он разработал специальную формулу, благодаря которой из жевательной резинки стало легко выдувать пузыри. Жевательная резинка полюбилась детям, а «розовые пузыри» стали неотъемлемой частью образа американских тинейджеров.
Кстати, самый большой пузырь диаметром в 58,5 сантиметров надула в 1994 году американка Сьюзен Монтгомери – рекорд зафиксировали в телевизионной студии ABC. Популярности среди детей жвачке добавил и очередной маркетинговый ход Уильяма Ригли. В 1930 году он придумал помещать в упаковку специальные карточки с изображениями бейсбольных игроков и героев комиксов. «Вкладыши» редких серий быстро стали предметом коллекционирования.
Реклама жевательной резинки разных лет:
История Bubble Gum
Жвачка, Жева, «Бабл Гам» …
При произнесении этих слов у каждого рождается своя ассоциация.
Предполагаем, что кто-то, произнося их, вспоминает ретро кроссовки Nike, привезенные из заграничной командировки, кто-то – первый видеомагнитофон или настоящие джинсы Levi’s, а кто-то – жвачку «Donald Duck», «Hollywood» или «Stimorol». Да, ведь в середине 80-х так и начиналось знакомство с этим иностранным чудом. Это сейчас, пойдя в любой магазин, можно увидеть большой выбор жвачек произведенных в России. Разных вкусов, цветов и упаковок. Но для нас, как и для большинства «рожденных в СССР», фраза «Мир, Дружба, Жвачка» не набор пустых слов, и настоящая жвачка навсегда останется импортной, дефицитной и столь желанной.
Однако рождена была жвачка намного раньше, чем появилась в Советском Союзе. Ее история началась еще в девятнадцатом веке!
Думаем, еще не все знают, кому приписывают первенство его изобретения и представления широкой общественности. Мы не ставили перед собой цель перепечатать историю из Wikipedia, а лишь хотели отыскать, выделить и познакомить Вас с любопытными моментами, которые, на наш взгляд, стали самыми интересными в истории жевательной резинки.
Но кто же сумел превратить профилактическое средство во вкусную «фишку», покорившую весь мир? Кто-то скажет, что этим человеком является Уильям Ригли. Да, это именно он в 1892г. первым понял, что жвачка, которую он давал в качестве комплимента к продаваемому мылу, пользовалась большим спросом, чем сам продукт. Безусловно, Уильям был классным продавцом и отличным бизнесменом и его роль в популяризации жвачки огромна, однако пальма первенства, на наш взгляд, принадлежит не ему.
Кто-то предположит, что это Джон Кёртис, наладивший в 1848г. промышленное производство, назвав фабрику «Curtis Chewing Gum Company». Но он лишь предпринял попытку, так и не получив итоговый высококачественный продукт, которым люди смогли бы наслаждаться по сей день.
Мы же считаем, что этим человеком является нью-йоркский фотограф Томас Адамс, который в 1869 г. не только получает патент на жевательную резинку, но также делает для нее красочную упаковку и добавляет ароматизаторы, получая жвачку со вкусом лакрицы! Так на свет появляется «Black Jack».
Далее, семимильными шагами идут становление и активное «продвижение» жвачки, среди которых хочется уделить внимание следующим моментам в истории:
1906 г. Первая крупномасштабная рекламная кампания жевательной резинки от Уильяма Ригли. Рекламная кампания проводилась сразу в трёх городах: Буффало, Рочестер, Сиракьюс. Девушки-промоутеры в яркой форме с фирменной символикой Wrigley бесплатно раздавали жвачку на улицах. Ригли первым запускает рекламу его продукции на бортах трамваев и омнибусов а также изобретает новую форму жевательной резинки в виде хорошо знакомых нам пяти отдельных пластинок.
1911 г. Жевательная резинка стала спасением для команды летчиков Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Они заклеивают дыру в водяной рубашке двигателя.
1928 г. Бухгалтер Уолтер Димер изобрел новую формулу жевательной резинки, благодаря которой она стала иметь гораздо большую эластичность. Свою жевательную резинку Димер назвал «Dubble Bubble».
В 30-е годы двадцатого века происходит новый маркетинговый ход от Ригли. Уильям с жевательными резинками предлагает вкладыши-карточки с изображениями бейсбольных чемпионов и героев комиксов. Раньше подобные вкладыши продавались с сигаретами. Карточки сразу же стали предметом коллекционирования.
Проведя научные исследования и доказав, что жевание помогает расслабиться и снимает стресс, во время Второй Мировой Войны жвачку Dubble Bubble стали вкладывать в солдатские пайки.
Чуть позднее более современные производители жевательных резинок стали в дополнение к вкусам изобретать яркую, индивидуальную упаковку. Так, например, «Fish Gum» сделали металлическую пачку, напоминающую жестяную банку консервов, производители детской жвачки «Albert’s City Sur» поместили ее в маленькие аккуратные рюкзачки, а «El Bubble» выпускает жвачку в форме сигар, давая возможность юным любителям жвачки почувствовать себя взрослее.
2012 г. Начал свою историю и крупнейший в России интернет-магазин жевательной резинки Amgum. Мы постарались собрать для Вас жвачки на любой вкус со всего света: жвачки из Америки, Японии, Германии, Финляндии, Турции и многих других стран. Продажа жевательной резинки осуществляется как в розницу так и оптом. Добро пожаловать!
В завершение хочется отметить, что от фактически «лекарства» это переросло в культуру, с которой мы Вам и предлагаем познакомиться. Мы сделали все, чтобы вы смогли не только познакомиться с прародителями современной жвачки, чья рецептура не меняется десятилетиями, но и отведать новинки «Баббл Гам» со всего земного шара. Сравнивайте и выбирайте ту самую, которая будет Вам по душе.
История бабл гам
Предыстория жевательной резинки
1518 год. Европейцы открывают новый континент. Они вторгаются в загадочный и таинственный мир ацтеков и разрушают его. Но успевают перенять у избранного народа многие вещи, ставшие впоследствии самой уникальной экзотикой. В том числе, культуру жевания «чикл» – затвердевшего сока дикой сапотилы, чрезвычайно вкусного лакомства.
Однако привычка в Европе не прижилась. Жители Старого Света тоже жевали, но использовали для этого дары местной природы, как правило, забрус и клей фруктовых деревьев. Поэтому на долгие века право на жевательную резинку оставалось за жителями мексиканских джунглей. Пока в 1869 году тонну затвердевшего чикла не привез с собой в Нью-Джерси беглый генерал, президент Мексики.
Как все начиналось
Беглец продал скарб нью-йоркскому бизнесмену Томасу Адамсу. По рецепту генерала тот сварил на кухне часть чикла, растянул массу в палочки, завернул в обертки и удачно продал. Вскоре благодаря «Black Jack» фабрикант стал богатейшим человеком Нью-Йорка, но удержать пальму первенства не смог. Его же изобретение продавалось до 1970 года. Потом из-за низкого спроса было снято с производства. Но в 1986 году «Black Jack» вернули на прилавки, так как американцы успели соскучиться по традиционному лакричному вкусу.
Через десять лет после появления первых жвачек владелец мыловаренного завода Уильям Вригли запатентовал «Сперминт» и «Джусси Фрут». Он провел одну из самых масштабных в истории рекламных компаний и к концу ХIХ века стал баблгамным королем. А когда в 20-е годы в Америке ввели сухой закон, бизнесмен стал еще богаче. Он придумал «двойную мяту» – аромат, перебивающий запах алкоголя. С легкой подачи Вригли жевательные резинки покорили сердца детей мультяшными фантиками и возможностью надувать огромные шары.
Когда неполезное становится необхоодимым
Жвачки начала ХХ века были слишком жесткими, особенно для детей. Как знать, получило бы это удовольствие такое распространение, если бы не увлечение химией обычного бухгалтера Уолтера Димера. Это он изобрел новую формулу основы. Свою жвачку Димер назвал «Dubble Bubble» и она стала первой в семействе неполезных продуктов, прок от которой попытались извлечь врачи. Во время Второй мировой войны в сухпаек американских вояк вкладывали пластинку «Dubble Bubble», так как ее жевание помогало снимать стресс.
Ее успех продолжила «Вееmans», которая благодаря успешной рекламной компании стала ассоциироваться с удачей. Резинка содержала полезный для желудка пепсин, а ее жевание предотвращало закладывание ушей у пилотов при взлете. Популярность «Вееmans» была столь огромной, что в среде летчиков и пилотов отсутствие ее в салоне считалось нехорошим знаком.
Химией увлекаются не только мыловары и бухгалтеры. Эта наука любима и некоторыми спортсменами. Курт Мюллер, известный фармацевт и баскетболист, благодаря своему увлечению изобрел «Quench Gum» – самую популярную жвачку среди команд НБА. Ей отдают предпочтение активные люди. Концерн Mueller Sports Medicine предлагает лучшее для спортсменов, поэтому «Quench Gum» трудно отнести к вещам малополезным.
Российская история жевательной резинки
В СССР история жевательной резинки началась с трагической битвы за нее в марте 1975 года в Сокольниках. После завершения товарищеского хоккейного матча с командой Канады один из болельщиков бросил в сторону фанатов советской команды горсть жвачек. Его примеру последовали другие. Образовалась толпа из желающих поймать дефицитные пластинки. Канадцы тешились и снимали битву на фотоаппарат. В результате этого события погиб 21 человек и 25 получили травмы.
Через два года на фабрике «Ереванские сладости» выпустили первую партию жвачек. А накануне Олимпиады-80 московский «Ротфронт» наладил производство на своей линии. Как всегда, не обошлось без дефицита. Только избранным счастливилось попробовать кофейный и мятный вкусы. Простые смертные довольствовались клубничным.
В 90-е годы турецкие жвачки «Love is» не пробовал разве что самый отъявленный сторонник здорового питания. Что такое любовь рассказывали очень даже высокоморальные фантики под оберткой. О вкусе и качестве самого продукта речь не шла. Ведь мало кто пробовал настоящий Wrigley’s. А до его завоевания постсоветского пространства оставалось целых десять лет.
Новая эпоха – новые жвачки
Энергетическая, умная, винная – разнообразие современных жевательных резинок поражает. Энергетическая жвачка снимает усталость и повышает работоспособность. Стоматологическая растворяет зубной камень и отбеливает зубы. Кедровая обладает мощным бактерицидным эффектом. Особой популярностью у дам пользуется худия – жвачка, ингредиенты которой подавляют аппетит.
Винная бабл гам изготовлена с применением порошкового вина, она особенно популярна среди жителей исламских стран, где употребление горячительных напитков запрещено. «Умную» жвачку изобрел студент Стэнфордского университета. Как утверждает Метт Дэвидсон и подтверждают исследования, она на 25% улучшает память. Студенты быстрее концентрируют внимание и не спят на лекции.
Польза или вред?
Врачи в большинстве своем едины во мнении: пользы от жевательной резинки на порядок меньше, чем вреда от нее. Психологи считают, что привычка постоянно что-то жевать связана с недостатком сенсорных впечатлений и является одним из механизмов отделения себя от существующей реальности.
Но есть и противоположное мнение, тоже небезосновательное. Немецкие ученые пришли к выводу, что жевательные движения активизируют процессы воспроизведения памяти на высоких скоростях. Участники эксперимента, которые жевали резинку, запоминали и воспроизводили информацию на 20% эффективнее.
Другие исследования показали, что дети, жующие на уроках бабл гам, проявляют лучшую математическую активность, менее подвержены стрессу, быстрее восстанавливают силу после физических и умственных нагрузок.
В любом случае, жевание резинки – способ снизить внутреннее напряжение. Причин его вызвавших может быть много. Средств для их преодоления ничуть не меньше. Но люди выбирают бабл гам, потому что она не столь вредна, как алкоголь, курение и обжорство. Не требует напряжения мысли, как любые релаксирующие тренировки. А еще из нее можно надуть шар и если вам нравится это делать, значит в душе и сердце вы остаетесь ребенком. А это круто!
Кто придумал жевательную резинку: история bubble gum с древних времен до наших дней
Рассказываем, как «сварили» первую жвачку, когда из нее стали выдувать пузыри и в чем феномен Wrigley Spearmint.
Полтора века назад в США впервые было налажено промышленное производство жевательной резинки. С тех пор сильно изменились ее рецептура, вкус и даже социальная роль. Жвачка стала символом американских подростков, трофеем коллекционеров, материалом для арт-объектов и, конечно, верным помощником стоматологов.
Смола и воск
Ученые до сих пор гадают, когда именно первобытным людям пришла в голову идея жевать смолу дерева, но это определенно случилось еще в каменном веке. Древнейшую на данный момент жвачку археологи нашли в 2007 году в Финляндии — это окаменевший кусочек березового дегтя с четким отпечатком человеческого зуба. Возраст этой «жвачки» оценивается примерно в 5 тысяч лет.
Позднее привычка жевать липкие эластичные субстанции для профилактики зубных болезней возникала в самых разных частях света. Известно, что древние греки жевали смолу мастикового дерева и пчелиный воск, чтобы избавиться от остатков пищи и освежить дыхание. В Индии и Юго-Восточной Азии популярным стал бетель — смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести.
Индейцы майя и ацтеки делали надрезы на фруктовых деревьях саподиллах, откуда выделялся млечный сок. Из него они готовили «чикле» — подобие жвачки, призванное унимать жажду и голод среди воинов.
Северные племена индейцев предпочитали смолу ели и сосны, и ее же жевали народы Сибири.
Кстати, считается, что обычай жевать жвачку европейские колонисты переняли именно у индейцев, на американском континенте. Спустя несколько веков, Америка стала официальной родиной современной жвачки.
Наследство индейцев
В начале XIX века кусочки смолы хвойных деревьев стали частым товаром бакалейщиков на восточном побережье США. В 1848 году братья Кертис, жители штата Мэн, добавили к обработанной размягченной смоле немного парафина, ароматизаторов и подсластителей и получили массу, похожую на современную жевательную резинку. Небольшие порции тягучей массы они упаковывали в бумагу и продавали под разными «брендами». Правда, качество страдало: в некоторых жвачках встречались сосновые иголки, а на жаре товар плавился и быстро портился. Это начинание, имевшее место 170 лет назад, так и не переросло в серьезный бизнес. Тем не менее, именно оно стало точкой отсчета, связанной с производством жевательной резинки.
Жвачка в СССР, как это было.
Интересная тема, о которой давно хотел написать — история жевательной резинки в СССР. По какой-то загадочной и неведомой причине жвачку в СССР сперва запрещали, а потом начали делать сами — есть несколько версий, отчего это произошло. По одной из версий — сильно повлияла трагедия в Сокольниках (заставила задуматься советское руководство), по другой версии — готовились принять «Олимпиаду-80» и не хотели выглядеть перед иностранцами «совсем уж дикарями». А может быть, повлияло и то, и другое.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как появилась жвачка в СССР, как её сперва запрещали, как потом начали производить сами и что с ней случилось в девяностые годы. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)
«Идеологически вредная» жвачка.
Изначально в СССР жвачка подвергалась идеологическим гонениям. Почему так было? Кто его знает, думаю сейчас уже никто точно не ответит на этот вопрос. Видимо, жвачка не соответствовала образу «идеологически подкованного строителя коммунизма» и подверглась остракизму вместе со всем остальным живым, ярким и молодежным — брюками-клеш, «хиповыми» прическами и западной танцевальной музыкой.
Акт «изъятия жвачки» на таможне:
На примере жвачки можно проследить, как функционировала советская система, партия издавала приказ — «запретить!», после чего в школах, институтах и других заведениях преподаватели, не задавая лишних вопросов, начинали обрабатывать школьников и студентов. К вопросу подходили творчески — кто-то рассказывал сказки о том, что жвачка очень вредна для желудка. Кто-то говорил, что жуя жвачку — человек «эволюционирует обратно в обезьяну», а кто-то пугал «зараженными лезвиями», что подлые иностранцы подкладывают в жвачку, выменивая на неё у советских детей значки «ГТО».
Что самое смешное и одновременно грустное, если бы партия объявила жвачку объявили нужной и полезной —
те же самые люди на все лады стали бы её расхваливать, не задавая никаких лишних вопросов. Советская общественная система была устроена таким образом, что подобное двоемыслие считалось вполне нормальным, его называли «соответствием политической конъюнктуре», а преуспевшие в таком двоемыслии добивались в советском обществе больших карьерных высот.
Трагедия в Сокольниках.
Событием, заставившее советское руководство пересмотреть своё отношение к жвачке, стала трагедия в Сокольниках — в марте 1975 года на товарищеском матче по хоккею между юниорами Канады и ЦСК случилась давка, в ходе которой погиб 21 человек… Сейчас на месте трагедии размещена черная мемориальная доска.
Как всё случилось? Спонсором команды из Канады была фирма Wrigley, и после игры канадцы, спускаясь к автобусу, стали разбрасывать вокруг пластинки жвачки — видимо, это была часть рекламного контакта. Канадцы не учли или попросту не знали, каким дефицитом является и каким спросом пользуется в СССР жвачка. Болельщики бросились собирать дефицитный товар, из-за чего образовалась неконтролируемая толпа. И может быть, всё обошлось бы без жертв, если бы не идиотское решение администрации Дворца спорта — они испугались, что фотоснимки сбора жвачки советскими гражданами попадут в западную прессу, и отдали распоряжение выключить свет и запереть металлические двери, что вели на улицу.
В темное люди стали спотыкаться и падать, 21 человек погиб, а еще 25 получили травмы… В советских СМИ происшествие освещать запретили — всех очевидцев допросили и заставили дать подписку о неразглашении — в прессе тех лет должны были рассказывать только о стройках и достижениях.
Советская жвачка.
Как бы то ни было, в 1976 году жвачку стали производить в СССР — её уже не обзывали «чуждым идеологическим продуктом», куда-то исчезли и те, кто рассказывал о её невероятном вреде (видимо, их перевели на более высокие должности). Первая линия по производству жвачки заработала в Ереване, а затем в Ростове-на-Дону. Позже жвачку стала делать эстонская кондитерская фабрика «Kalev» — их жвачка представляла собой цельный брусок, разделенный продольными бороздками для разделения.
В восьмидесятые годы жвачку стала делать московская фабрика «Рот Фронт» — если вы пробовали советскую жвачку в СССР, то скорее всего, это был именно «Рот Фронт». Жвачка напоминала уже ставшей классической «Wrigley» — пять пластинок в упаковке из фольги, вкусы были апельсиновый, мятный, клубничный и кофейный. Стоила пачка такой жвачки 50 копеек. Ещё я слышал, что жвачку продавали пластинками, поштучно — но не помню, было ли такое в Минске.
Я несколько раз пробовал жвачку «Рот Фронт» в последние советские годы — по качеству она была хуже, чем «Wrigley», какая-то более мягкая и серая, быстро теряла вкус (причем полностью), плюс из неё не надувались пузыри. Ещё запомнилось то, что жвачка была невероятным дефицитом — её практически никогда не было в магазине, и на десять походов в магазин жвачка могла оказаться там в продаже всего 1-2 раза. Запомнилась кофейная жвачка — она была довольно оригинальной и по вкусу напоминала скорее не кофе, а т.н. «кофейный напиток» на основе цикория с молоком — что продавался практически во всех советских столовых — вот у этой жвачки был точно такой же вкус. Апельсиновая была кисло-сладкой и напоминала по вкусу растворимый напиток.
«Грозная поступь капитализма».
В последние советские годы на рынок хлынули жвачки западных производителей — это уже примерно 1990-1991 годы. Очень ценилась жвачка «Donald» — она была вкусной, а внутри был вкладыш (мы их называли «мультиками») с небольшим сюжетом-комиксом из 3-5 изображений. Коллекцию таких вкладышей я до сих пор храню в альбоме-клатче — этот альбом с вкладышами мне подарил году в 1992-м один из друзей старшего брата. Одна жвачка «Donald» стоила, кстати, рубль — это было очень дорого, и бизнес по продаже жвачки был очень выгодным — купив в Турции блок с сотней жвачек и распродав его за день-два на рынке, можно было получить на руки среднюю советскую зарплату.
Примерно в те же годы появилась жвачка «Turbo», которая потом продавалась в ларьках все девяностые годы — она имела выраженный персиковый вкус, а внутри были вкладыши с автомобилями. Ещё в позднесоветские годы были популярны импортные жвачки «Tipi-Tip» (со смешным носатым дядькой на обертке), «Final» (вкладыши с футболистами) и «Lazer» — вкладыши с военной техникой. Вкусы последних я не помню, так как жевал их всего пару раз.
Уже после распада СССР жвачки хлынули в страну потоком — появились всеми любимые «Love is», «Bombibom», «Boomer», «Cola», серия жвачек от «Wrigley» и многие другие. А советская жвачка от «Рот Фротнт» как-то тихо прекратила существование — начиная с 1991 года я ничего о ней не слышал.
А вы помните жвачку в СССР? Жевали её в те годы?