Как выглядели алтайцы до монголов

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголов

Автор: Арам Кыпчаков

Алтайцы давно уже привыкли мыслить и видеть всю свою жизнь и историю только в пределах современной Республики Алтай.

Территориями кочевок значительной части предков современных алтайцев, ойратов-теленгутов/телеутов были все земли современной Новосибирской области, Алтайского края, части Томской области и Красноярского края. О том, что немалая часть современных алтайцев – теленгиты, как и многие другие рода современных алтайцев, были ойратами или родственными с ойратами народами, пишут лучшие историки своего времени Рашид ад-Дин (14 век), Абуль Гази-хан (17 век) и многие другие источники средневековья. Их деятельность в составе ойратских союзов и войск в 14-17 веках описаны в монгольских источниках 17-го века, таких как «Шара Туджи»/»Сары Тӱӱки»- (Желтая летопись) и др. Также много материалов из китайских архивов.

Большой джунгарский оток теленгитов, 4-5 тысяч кибиток, в начале 18-го века, в 1703 или 1713 году из своих исконных земель (территории современной Новосибирской, Томской области и Алтайского, Красноярского края) были переселены Цеван Рабдан ханом в центр Джунгарии. Хан пошел на это, чтобы уменьшить напряженные отношения теленгитов, а в связи с этим и Джунгарского государства, с русскими пограничными властями. Во время войны 1755-1758 гг. цинские войска истребили большую часть теленгитского улуса на территориях современного северного СУАР Китай; остатки вышли к русским крепостям. Большая часть теленгитов были переселены на Волгу в 1757-1759 гг., в наше время они так же являются частью калмыцкого народа.

«. 4. «Урянхус», по происхождению коренные Дзюнгарцы. Калмыки с понятием Урянхус соединяют понятие об отличном, выборном народе, и по преданиям знают, что в давнее время кочевания за Алтаем, когда прочие Дзюнгарцы платили албан скотом, Урянхусы занимались звероловством и платили подать звериными шкурами. Урянхусы разделяются на два отдела, на собственно Урянхусов и на Давлют. Общая их тамга есть прямой крест, «цагрык- тамга». Урянхусы замечательны тем, что в отечественную войну они преимущественно перед прочими Калмыками отличились храбростью в сражении под Лейпцигом. Их считается около полутора-сот кибиток». (Стр.18)

5. «Теленгит» происходят от Дзюнгарцев: тамга их тунмыл в круге: число семейств их простирается до ста пятидесяти кибиток.» (Стр.18).

В то время, в среде волжских калмык «отличиться храбростью» было очень трудно, почти невозможно. Калмыки столетиями бесконечно воевали, участвовали во всех без исключения военных кампаниях Российской империи. Война была их обычным, постоянным занятием, презрение к смерти, бесстрашие и храбрость были их естественным состояниями. Калмыки включены в пятерку самых воинственных народов мира.

По архивным материалам видно, что урянхайцы и теленгиты как и все другие джунгарские отоки в 1956-1959 гг., потеряли почти 90% своих людей. Это были убитые, умершие от эпидемии, болезней и голода, угнанные в плен.

Помимо теленгитских и урянхайских отоков, многие рода современных алтайцев входили в другие большие ойратские объединения: чоросов, тӧрбӧтов, торгутов, хойтов, баятов, хошутов. Но это уже отдельная тема.

Источник

Алтайский народ: История и происхождения- Обзор +Фото и Видео

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголовНарод Алтая. Алтайцы – коренное население Алтайского края, численность которого составляет около 70 тысяч человек.

Алтайцы относятся к тюркским народностям, которые говорят на южноалтайском и североалтайском языках.

История происхождения

Алтайцы произошли от енисейских кыргызов, их родственными народами являются киргизы, телеуты, теленгиты, хакасы, якуты, шорцы, сибиры.

Южные и Северные Алтайцы не имеют существенных языковых различий, культурных, бытовых и антропологических отличий. В зависимости от регионов, заселявших земли Алтая, Алтайцы делились на кумандинцев, челканцев, тубаларов.

Большинство Алтайского народа проживает в Алтайском крае, на Западно-Сибирской равнине и окраине юго-востока. Не большая численность проживает в Казахстане и других странах СНГ и Азии. До революции Алтайцев называли – Алтайские татары.

Внешность Алтайцев

Для Алтайцев присуще некоторые черты:

Для женщин традиционно присущи длинные черные волосы, за которыми они любят ухаживать.

Традиционная одежда Алтайцев

Традиционная одежда для Алтайцев, прежде всего, должна быть удобной. И мужчины, и женщины носят длинные рубашки без воротника, со свободными рукавами. В костюм входят широкие штаны. В летний период на костюм одевают халат, а в зимний период шубу из овчины. Халаты и шубы расписаны яркими узорами.

Овчинные шубы носят мехом внутрь и в теплую погоду, так как для этой местности присущ суровый климат. И шубы, и халаты не имеют пуговок, а подпоясываются широким поясом.

Женщины носят поверх халатов традиционные кардиганы в пол, которые называются чегедек.

Так же неотъемлемой частью гардероба Алтайцев являются головные уборы. Цилиндрически и круглые шапки делают из ткани и меха, в зависимости от времени года. С давних времен Алтайцы умели ткать, поэтому сами производили ткань из конопли и крапивы.

Жилище

Традиционным жилищем для народа Алтая являлись Шатры, Юрты, Деревянные дома. Стены жилища Алтайцы обшивали лиственницей, берестой, войлоком. Шатры и юрты имели низкий вход, чтобы войти в них, приходилось пригибаться.

Жизнь и традиции алтайского народа

В племени, алтайцы делятся на роды, которые ведутся по линии отца. В роду мужчины могут наследовать охотничьи угодья.

С ярким колоритом проходят свадьбы, которые празднуют два дня. Мужчина в семье добытчик, который с уважением относится к женщине, и берет на себя полную ответственность за нее.

Мальчиков с детства обучают охоте, рыбалке, а девочек гостеприимству – как подавать чай, сладости. После того, как дети вырастут, с родителями остается младший сын, который по традициям Алтая, ухаживает за родителями до смерти.

Народ Алтая занимается:

Религия алтайского народа

Алтайцы очень духовный и религиозный народ. Они поклонялись верховным божествам, правителям царства мертвых, духу воды, духу горы и другим природным духам. В религии присутствовало жертвоприношение, когда убивали лошадей.

Также коренные жители Алтая верили в злых духов, поэтому у них по сей день есть шаманы. Шаманы помогали изгнать их, а также излечиться от болезней. Шамана можно выделить из толпы, их традиционные костюмы существенно отличаются от других алтайцев. У шаманов множество религиозных атрибутов в виде бубна, перьев и т.п.

Шаманы могли лечить болезни, давать дельные советы и даже предсказывать будущее.

Традиционная еда народа Алтая

Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.

Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.

Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.

Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.

Источник

В связке дров тепла больше эксклюзив

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголов

«Национальный акцент» продолжает цикл публикаций о том, с чего начинались узы России с живущими в ней народами. Этот рассказ будет скорее о невероятной любви к родине. Любви настолько самозабвенной, что разные по происхождению этносы согласны именоваться единым названием, обозначающим принадлежность к феноменальному региону планеты – географическому центру нашего континента – Алтаю.

Когда б имел златые горы

Более тысячи лет алтайцы попадали в круговорот главных политических и экономических событий Евразии. Они входили в состав крупнейшего государственного образования в истории человечества – Тюркского каганата, на полвека объединившего территории Китая, Монголии, Казахстана, Алтая, Туркестана и Северного Кавказа. В империи Чингисхана в их распоряжении были просторы от лесов Северной Руси до тропических джунглей Вьетнама. Наконец, они до последнего отстаивали честь Джунгарского ханства. Но вот очередной этап экспансии цинского Китая в 1755 году перечеркнул великую кочевую историю алтайцев и стал угрожать самому существованию этноса.

Чтобы уберечь свой народ от гибели, большинство алтайских племенных правителей – зайсанов – обращаются к России с просьбой о защите и принятии их в подданство.

Но желанный союз с великой державой таил новую опасность. По решению властей алтайцам предписано переселение в поволжские степи. И не все смогли уйти от хрустальных озёр, девственной тайги и гор в белоснежных шапках – «Золотые горы» (дословный перевод с тюрскского), Алтай, первозданная красота земли, ставшей за века родной, – оказались дороже жизни своей и своего народа.

Откуда пошли

Нынешние алтайцы, проживающие преимущественно в тезоименных регионах – Алтайском крае и Республике Алтай, – признаны учёными прямыми потомками древнейших племен: гуннов, сарматов, скифов, тюрков, монголов и джунгар. Во времена расцвета Византии и в период образования Киевской Руси на Алтае обосновываются тукю, куу, теле и кыргызы. Ближе к IX веку приходят уйгуры.

Посему «алтайцы» – собирательное название племен, говорящих на тюркских языках.

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголовСамые крупные народности – это телеуты, тубалары, урянхайцы, шорцы, теленгиты. Есть более сотни субэтнических групп, называемых сеоками. Принадлежность к ним определяется, как правило, родословной человека.

Выделяются две этнографические группы: южные алтайцы (алтай-кижи), говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским) и северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке.

В силу разного происхождения и отсутствия лёгкого сообщения – Алтай это ведь, прежде всего, система самых высоких в Сибири горных хребтов – между южными и северными алтайцами долгое время сохранялись значительные отличия не только в языковом, но и в культурном и бытовом планах. Заметная нивелировка и объединение, естественно, произошли во времена Советского союза.

Северяне региона относятся к уральской расе, занимающей промежуточное положение между европейцами и монголоидами. Имеют самодийские, угорские, тюркские, а также кетские корни. Прямыми потомками этих этносов считаются тубалары.

Некогда северных алтайцев этнографы предпочитали называть «черневыми татарами». Они предпочитали жить осёдло, занимались земледелием, охотой, рыбалкой и собирательством.

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголов

В свою очередь, на юге тюркские племена встретились с монгольскими. Так появились, к примеру, теленгиты и телеуты. Именно южан называли «ойроты» или «белые калмыки». Это ярко выраженные представители монголоидной расы. Кочуют и, соответственно, жилища предпочитают лёгкие в сборке и транспортировке: аил – шестигранная конусная постройка из брусьев покрытая корой или войлоком и войлочная же юрта. Окончательно увлекут жизнью в постоянных поселениях и научат строить избы алтайцев русские переселенцы лишь к концу XIX века.

Не плюй в колодец

В первой половине восемнадцатого века алтайцы – точнее, тюркоязычные местные племена – в большей степени зависимы от западных монголов, к тому времени называемых джунгарами.

Теленгиты, телеуты или белые калмыки в Джунгарии составляют четырьмя тысячами кибиток оток (группу родов или семей, объединённых по территориальному принципу, но с возможностью сменить дислокацию – всё же речь идёт о кочевниках – и с выстроенной иерархией, которая от перемены географических мест как раз не меняется). Являются вассалами джунгарского хана и платят алман (оброк) пушниной, скотом и железными изделиями.

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголовОднако внутри самого Джунгарского ханства уже нет покоя. И после смерти в 1745 году кагана («правитель» в кочевом государстве – прим.ред.) Галдан-Церена нескончаемые разборки кланов приводят к двоевластию, вражде, наконец, убийству ханом Даваци хана Немеху-Жиргала с последующим скоро предательством Даваци главным сподвижником нойоном Амыр-Саной. Хойтский этот князь не получив желанные «кан-каракольские, тау-телеутские, телецкие и саянские земли», ищет поддержки у цинского двора. И скоро – уже под маньчжурско-китайскими знамёнами – лихо участвует в карательных походах на недавно родную Джунгарию, где отличается жестокостью и рвением и по части мести алтайским князьям – особенно.

Несметная цинская армия окончательно оккупирует столь желанную территорию ханства. И тогда предводители основных алтайских отоков принимают решение об уводе своих людей в Российское подданство.

12 зайсанов – Омбо, Кулчугай, Кутук, Наамкы, Боохол, Черен, Буктуш, Буурут, Каамык, Наамжыл, Измынак, Сандут – в 1754 и 1755 годах обращаются к сибирским властям, включая генерал-губернатора Мятлева, сначала с просьбой о военной помощи, а затем и о предоставлении убежища.

Не получив ответа, пишут прошение о принятии под крыло уже самой императрице Елизавете Петровне: «За долговременным невзятием нас в Россию многие зайсаны взяты мунгалами (китайцами – прим. ред.) в свою землицу вместе с женами и детьми, посему, чтобы уберечь себя, просим взять нас в свою протекцию». В ожидании решения Петербурга, алтайцы перекочёвывают к русским крепостям, недавно возводимым ведь и от их набегов, в том числе. Возможно, в истории найдётся не так много примеров, когда уроки преподаются столь скоро, не отстрачивая мораль на поколения и века.

Близок локоток

Китайцы ещё долгое время будут претендовать на «сбежавший» народ. Заманивать щедрыми посулами или обманом уходящих в Россию. Предъявлять ноты Российской империи. И ещё почти сотню лет будут контролировать предместья реки Чуи и Улаганское плоскогорье. Россия пока не сможет полностью воспрепятствовать аппетиту Поднебесной, данные территории назовёт Первой и Второй Чуйскими волостями, жители оных ещё и в первой половине XIX века будут оставаться двоеданцами – подданными двух держав.

Примечателен и тот факт, что китайская историческая концепция предполагает, что Джунгария всегда была неотъемлемой частью именно их страны. И политика России по освоению, в том числе, Алтая трактуется исключительно как захватническая.

Однако именно жестокое обращение и бессмысленные убийства мирных кочевников, помноженные на бесчисленные поборы, в середине XVIII века окончательно отвернули от цинского двора большинство алтайских зайсанов и убедили в выборе российского протектората для будущего своего народа.

И вместе нельзя, и врозь невозможно

С 1586 года на землях бывшего Сибирского ханства, разгромленного казачьим отрядом Ермака, вверх по течению Иртыша и Оби один за другим появляются русские форты: Тюмень, Тобольск, Тара, Сургут. К 1720-му крепостей заметно прибавится: Омск, Семипалатинск, Белоярск, Бийск, Усть-Каменогорск, Чаусский и Бердский остроги.

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголовНачало лета 1756 года. Вместе со своими семьями и улусными людьми к Бийску приходят зайсаны Буктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичи Менгош и Сергеков.

Согласно полученному 24 мая императорскому указу прибывшие присягают на верность и подписывают уверения в том, что «прикочевали в подданство всероссийской государыне в вечные роды непременно.

И где нам повелено будет селение иметь, по тому указу должны поступить и противу россиян никаких злых поступков, воровства и грабительства не чинить, в том и пред бурханы присягали, если пред в нарушение что учиним, то по воли и правам великия государыни наказание подвергаемся».

Формулировка клятвы не случайна – Коллегия иностранных дел предписала «зенгорцев» – ойратов – принятых в подданство, подальше от китайской напасти «перепровождать по линиям в волжские калмыки».

Свидетели истории

Из «Обращения алтайских зайсанов к командующему войсками Колывано-Кузнецкой линии Ф. Дегаригге с просьбой о помощи»

» Мы, алтайские знатные зайсанги, все между собою согласись, сие письмо к полковнику чрез Намку посылаем.

Ежели бы вы, с толмачом Михаилом переговоря, сие наше дело вскоре привели ко окончанию, то бы оное было хорошо, а ежели бы вы прислали к нам войско и оным нас защитили и к себе взяли, то бы оное хорошо же было, також ежели бы вы здесь на наших местах крепость построили, то бы оное было крепко.

И ныне вы, Белого царя полковник, пожалуйте, возьмите нас к себе, а к нам уже со объявлением нарочные приезжали, что мунгалы хотят нас отсюда взять и перевесть к себе, и ежели вы нам войска хотя и не дадите, однако ж, ежели бы вы прислали к нам одного знатнаго человека, то бы и оное хорошо было, а мунгальским войском командующий владелец, именуемой Шидар Ванг Амунгус, как мы сами ви­дели, имеет при себе пять тысяч человек войска, потом слы­шали, что оного войска при нем сорок тысяч. А ныне мы наме­рение имеем Белому царю подати платить и кроме Белого царя иного государя не имеем.

Намки руку приложил.

Из рапорта сибирского губернатора В. А. Мятлева в Коллегию иностранных дел о приеме в подданство России народов Южного Алтая.

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголов

» И для того необходимость требует принимаемых в здешнее подданство зенгорцев от тамошних границ отводить вдаль, но внутри Сибири и в отдаленности от тамошних границ таких теплых и для скота привольных мест нет, где б они, зенгорцы, с скотом своим кочевать могли, ибо все те места, которые простираются от зенгор­ской границы к северу, по их состоянию к житью их за тамош­нею стужею и глубокими снегами, им неудобны, а как и вышеписано, их, зенгорских калмык, к поселению привесть ни­которым образом невозможно

И потому Коллегия иностранных дел за теми резонами остается и ныне при прежнем своем рассуждении, чтоб зен­горцев, желающих быть в подданстве е. и. в., принимая, пре­провождать по линиям в волские калмыки таким образом, как о том по посланному к вам из Коллегии иностран­ных дел от 27 генваря сего 1756 г. указу определено, ибо ко­торые из них единаче туда зайдут, тем уже к обратному по­бегу никакого способа совершенно не будет, да и зенгорцам доставать их оттуда силою невозможно, а при всем том и прием их в здешнюю сторону им, зенгорцам, столько чувствителен быть не может, нежели когда б они вблизости от них находились».

Из Указа коллегии иностранных Дел Сибирскому Губернатору В. А. Мятлеву о приеме в подданство России ойратских беженцев и населения южного Алтая.

» И потому Коллегия иностранных дел за теми резонами остается и ныне при прежнем своем рассуждении, чтоб зен­горцев, желающих быть в подданстве е. и. в., принимая, препровождать по линиям в волские калмыки таким образом, как о том по посланному к вам из Коллегии иностран­ных дел от 27 генваря сего 1756 г. указу определено, ибо ко­торые из них единаче туда зайдут, тем уже к обратному побегу никакого способа совершенно не будет, да и зенгорцам доставать их оттуда силою невозможно, а при всем том и прием их в здешнюю сторону им, зенгорцам, столько чувствителен быть не может, нежели когда б они вблизости от них находились.

Только ныне та трудность остается, что, как и выше написано, присланный от зенгорского зайсанга Омбы собою объявил, яко оный зайсанг как к братским калмыкам, так и к волским калмыкам в соединение за дальностью идти не хочет, в каком намерении, может быть, и оный зайсанг Омбо с прочими находятся. Итак, остается теперь ожидать, не склонятся ж они к тому по приезде к ним отправляемых в Сибирь от наместника ханства калмыцкого Дондук Даши нарочных: попа и зайсанга, которые по полученному ныне здесь известию в непродолжительном уже времени к вам и отправлены быть имеют или уже и отправлены. А между тем и до приезда тех, от наместника ханства посланных, и что оные зенгорские зайсанга неотступно просят о принятии их в здешние границы, представляя уже и опасность им от продолжения, чтоб их в мунгалы не захватили, имеете вы по рассуждению, сообщенному вам от действительного тайного советника Неплюева, чрез кого заблагорассудит приказать их еще именем вашим спросить, в каком подлинно они намерении находятся и не склонятся ли, чтоб им для лутчей безопасности и удобности к кочеванию со скотом их перейти к волским калмыкам, обнадеживая их, что они проведены быть имеют по линиям без всякого изнурения их скотам и там врознь не раскочуются.

Ежели ж бы они, зайсанги, и по такому чинимому им от вас обнадеживанию к переведению их в волские калмыки не склонились, а стались при том, чтоб они по принятии их в подданство е. и. в. оставлены были при тамошних границах, то хотя в рассуждении изъясненной выше сего неполезности в содержании их тамо надлежало б им в том отказать и от здешних границ отбить, особливо, ежели бы предугадать было можно, что они в таком случае не иным кем, но мунгалами захвачены б были, но понеже из последнего доношения вашего видно, что они как в китайском подданстве быть не хотят, так равным образом и от Амурсананя удаляются, из которых последнее обстоятельство толь вящее рассуждение заслуживает, понеже они, не имея к тому важных причин, совершенно б от своего народа удаляться не стали, и потому сумнение предстоит, чтоб они, в случае им со здешней стороны отказа, не были принуждены отдаться в защищение по способности Средней киргиз-кайсацкой орде, которая и без того уже полученными доныне над зенгорским народом при настоящем во оном смятении знатными авантажами взмерилась.»

Источник

Древняя история Алтая (стр. 6 )

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголовИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть фото Как выглядели алтайцы до монголов. Смотреть картинку Как выглядели алтайцы до монголов. Картинка про Как выглядели алтайцы до монголов. Фото Как выглядели алтайцы до монголов

Киданьско-найманская экспансия была лишь первым этапом натиска монгольских племен на Южную Сибирь. В начале XIII в. население Южной Сибири становится объектом завоевания вой­сками Чингис-хана.

В начале XIII в. завершается длительный процесс консолида­ции монголоязычных и соседних с ними племен в единое государ­ство. Сначала в роли центральной силы этого объединения высту­пало ханство кереитов во главе с Меркуз-Буюрук-ханом в первой половине XII в., а во второй половине XII в. во главе с его внуком Тоорил-Ван-ханом. В конечном счете главой единого государства после длительной борьбы стал правнук первого хана Хамаг-мон-голов Хабула Темучин, провозглашенный в 1206 г. на курултае монгольской знати каганом всех монголов под именем Чингис­хана.

Создание единого государства благоприятно повлияло на дальнейшее развитие экономики племен Центральной Азии, разви­тия феодальных отношений, зрелость которых у разных племенных объединений была неодинаковой, для этнической консолидации населения. Однако феодализировавшаяся знать Монголии бросила все силы молодого государства на ограбление соседних стран и народов. Монгольская аристократия шла воевать за землю, скот, за пленников и вела за собой свои улусы. Прогрессивная деятель­ность Чингис-хана по объединению Монголии переросла в реакци­онные захватнические войны, нанесшие урон и задержавшие раз­витие не только покоренных народов, но и самой Монголии, где консервировались реакционные пережитки патриархальной стари­ны, истощались материальные и людские ресурсы.

Южная Сибирь, в том числе и Алтай, оказалась в составе улуса Джучи. После смерти в 1226 г. Джучи-хана, а в 1227 г. Чин­гис-хана, Саяно-алтайское нагорье отошло к коренному улусу ве­ликого хана и перешло во владение младшего сына Чингис-хана Тулуя, а после его смерти в 1233 г. — во владение его старшей жены Соркук-Танибеги, матери ханов Мункэ, Хубилая, Хулагу и Ариг-Буки. На Алтае находились кочевья „младшего из братьев Ариг-Буки. После его поражения в борьбе за великоханскую власть все Саянтг-Алтайское нагорье осталось частью образовав­шейся из великоханского улуса империи Юань. Северная часть Алтая сохранилась за потомками Джучи и вошла в состав Золотой Орды, огромного государства, сложившегося в результате монголь­ских завоеваний под предводительством старшего сына Джучи Бату-хана (Батыя). Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор.

Завоевания Чингис-хана и его потомков тяжело отразились на Алтае. Вторжения сопровождались грабежом, массовым угоном в плен или уничтожением людей, включением отдельных кочевых племен в армию завоевателей. Археологические исследования по­казывают, что от того времени остались на Алтае разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные памятники с бед­ным инвентарем отражают резкое обнищание населения, упадок культуры. Беды населения Алтая не закончились годами завоева­ния. Для громоздких государств Чингизидов были характерны усо­бицы между ханами и другими представителями знати. Междо­усобные войны приводили в движение массы кочевников, несли разорение населению, заставляли многих уходить с мест жительства Южные алтайские племена спасались от разорений и войн в лесостепных и лесных районах Приобья, тесня в свою очередь жившее там население. С востока в лесную зону Алтая, часто тоже спасаясь от завоевателей, вторгались отдельные группы населения с верховий Енисея, из Тувы. Знать енисейских кыргызов пыталась компенсировать свое зависимое от монгольских властителей поло­жение ограблением соседних племен и родовых групп. Некоторые группы северных алтайцев стали кыштымами кыргызов.

В XIII—XIV вв. во время существования огромных монголь­ских государств: империи Юань, Золотой Орды, государства Хулагидов и Чагатайского государства, Алтай находился в стороне от важнейших политических центров. Центр Золотой Орды был «а Нижней Волге, очень далеко от равнинного Алтая. Столица вели­коханского улуса была в Каракоруме в Монголии, а с образова­нием империи Юань переместилась еще дальше, в Китай. Однако уже в конце XIV в. положение начинает меняться, и бурные собы­тия, развертывавшиеся в степях Евразии, приближаются к Алтаю.

Ослабление центральной власти в Золотой Орде привело к росту самостоятельности феодалов в западносибирских и казах­станских степях, где разворачивалась борьба между потомками сыновей Джучи, братьев Бату-хана: Шибана и Орду-Ичэна. В за­падной части сибирских и казахских степей на базе улуса Шейбанидов формируется ханство узбеков, а дальше на восток шло фор­мирование казахов, ‘которые были непосредственными соседями алтайских племен. Неоднократно отряды казахских феодалов со­вершали грабительские набеги на Алтай.

Изменилась обстановка и восточнее Алтая. Падение империи Юань в 1368 г. привело к значительному увеличению кочевого населения на территории Монголии, к борьбе за власть между ханами и феодальными группировками. Активную роль в этой борьбе играли племена западных монголов-ойратов. В первой половине XV в. их знать даже объединила под своей властью большую часть Монголии. Ойраты были непосредственными сосе­дями населения Алтая, поэтому их удачи и поражения в Монголии немедленно отражались на Алтае.

В XVI в. основные кочевья ойратов располагались к юго-за­паду от Алтайских гор. Разрозненные ойратские племена с востока подвергались натиску феодалов других монгольских объединений, а с запада — казахских феодалов. Борьба на два фронта затруд­нялась отсутствием политического единства и междоусобными столкновениями ойратских феодалов. В этих условиях в поисках новых пастбищ кочевые массы ойратов прорвались в северо-запад­ном направлении и появились в степном Обь-Иртышском между­речье, а отдельные племена двинулись по степи к низовьям Волги. В верхне-обских степях ойраты столкнулись с телеутами, а затем с русскими, начавшими освоение просторов Сибири после разгрома Сибирского ханства. В 1635 г. разрозненные ойратские племена объединились в. единое государство — Джунгарское ханство. Ос­новная территория ханства располагалась к югу от Алтайских гор, но территория Алтая становится объектом постоянного внимания правителей Джунгарии и ойратских феодалов, а население его — объектом эксплуатации путем насильственного сбора дани (алмана). Небольшие группы алтайцев оказались практически безза­щитными перед сборщиками алмана, наезжавшими с военными отрядами. Дань собирали не только ойраты, но и князья телеутов, самого крупного объединения алтайцев.

Ко времени образования Джунгарского ханства определились основные группы населения Алтая, особенности их хозяйства и быта. Население региона довольно четко делилось на две группы алтайцев: южных и северных. Южные алтайцы по своим антропо­логическим признакам относились к наиболее монголоидному центрально-азиатскому и южно-сибирскому типам, сходным с ту­винцами, бурятами, монголами. Основой их этнического состава были древние тюркские компоненты, ведущую роль в которых играли племена теле, смешавшиеся с древними тюрками — тюкю, а позднее с кимако-кыпчакскими группами. Северные алтайцы от­носятся к уральскому типу и представляют собой этнический суб­страт, включивший в себя тюркские (в основном кыпчакские), самодийские, кетские и угорские элементы. По физическому типу северные алтайцы значительно отличались от древних тюрок, зато в большей степени, чем южные, сохранили черты древнетюркского языка.

Расселялись алтайцы в XVII в. на большой территории в бас­сейне Верхней Оби и ее притоках. По Оби и ее притокам: Чарышу, Алею, Касмале, Барнаулке, Мерети, Верди и Ине кочевали телеуты, которых русские называли белыми калмыками. Часто телеуты заходили к северу до окрестностей Томска. Часть телеутов, отошедших в XVII в. от своих князей и принявших российское подданство, жила в Кузнецком уезде по рекам Ускату и Бочатам. В Горном Алтае жили другие группы южных алтайцев: у Телец-кого озера и по реке Чулышман — телесы, в долине реки Чуй — теленгиты, в междуречье Бии и Катуни — тау-телеуты (горные телеуты). Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор. По северному побережью Телецкого озера и левым притокам Бии жили тубалары, по притоку Бии — реке Лебедь — куу-кижи (челканцы), от устья Лебеди вниз по Бии — кумандинцы. К северо-востоку от них по рекам Кондоме, Мрас-Су, верховьям Томи жили родственные алтайцам шорцы и абинцы. Восточную часть нынеш­него Алтайского края, граничащую с Кемеровской областью зани­мали тогульцы, азкуштымцы и другие группы.

Для населения Северного Алтая было характерно комплекс­ное хозяйство, ведущую роль в котором играла охота. Большое значение играло собирательство, было известно мотыжное земле­делие. Скотоводство являлось подсобным занятием. Определенную роль у кумандинцев, челканцев, шорцев играло рыболовство. Жители степи и лесостепи телеуты вели скотоводство пастушеского типа, разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, вер­блюдов; несмотря на подвижный образ жизни, практиковали зем­леделие. Жители Западного и Южного Алтая были типичными скотоводами, для которых разведение скота было абсолютно пре­обладавшим занятием. Доминировал полукочевой тип скотовод­ства, но на высокогорной алтайской степи у теленгитов было и на­стоящее кочевое хозяйство. Общественный строй населения Алтая не был одинаковым. Скотоводческие племена опережали северных алтайцев. Их общественный строй некоторые исследователи оценивают как раннефеодальный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *