Как выглядели алтайцы до монголов
Автор: Арам Кыпчаков
Алтайцы давно уже привыкли мыслить и видеть всю свою жизнь и историю только в пределах современной Республики Алтай.
Территориями кочевок значительной части предков современных алтайцев, ойратов-теленгутов/телеутов были все земли современной Новосибирской области, Алтайского края, части Томской области и Красноярского края. О том, что немалая часть современных алтайцев – теленгиты, как и многие другие рода современных алтайцев, были ойратами или родственными с ойратами народами, пишут лучшие историки своего времени Рашид ад-Дин (14 век), Абуль Гази-хан (17 век) и многие другие источники средневековья. Их деятельность в составе ойратских союзов и войск в 14-17 веках описаны в монгольских источниках 17-го века, таких как «Шара Туджи»/»Сары Тӱӱки»- (Желтая летопись) и др. Также много материалов из китайских архивов.
Большой джунгарский оток теленгитов, 4-5 тысяч кибиток, в начале 18-го века, в 1703 или 1713 году из своих исконных земель (территории современной Новосибирской, Томской области и Алтайского, Красноярского края) были переселены Цеван Рабдан ханом в центр Джунгарии. Хан пошел на это, чтобы уменьшить напряженные отношения теленгитов, а в связи с этим и Джунгарского государства, с русскими пограничными властями. Во время войны 1755-1758 гг. цинские войска истребили большую часть теленгитского улуса на территориях современного северного СУАР Китай; остатки вышли к русским крепостям. Большая часть теленгитов были переселены на Волгу в 1757-1759 гг., в наше время они так же являются частью калмыцкого народа.
«. 4. «Урянхус», по происхождению коренные Дзюнгарцы. Калмыки с понятием Урянхус соединяют понятие об отличном, выборном народе, и по преданиям знают, что в давнее время кочевания за Алтаем, когда прочие Дзюнгарцы платили албан скотом, Урянхусы занимались звероловством и платили подать звериными шкурами. Урянхусы разделяются на два отдела, на собственно Урянхусов и на Давлют. Общая их тамга есть прямой крест, «цагрык- тамга». Урянхусы замечательны тем, что в отечественную войну они преимущественно перед прочими Калмыками отличились храбростью в сражении под Лейпцигом. Их считается около полутора-сот кибиток». (Стр.18)
5. «Теленгит» происходят от Дзюнгарцев: тамга их тунмыл в круге: число семейств их простирается до ста пятидесяти кибиток.» (Стр.18).
В то время, в среде волжских калмык «отличиться храбростью» было очень трудно, почти невозможно. Калмыки столетиями бесконечно воевали, участвовали во всех без исключения военных кампаниях Российской империи. Война была их обычным, постоянным занятием, презрение к смерти, бесстрашие и храбрость были их естественным состояниями. Калмыки включены в пятерку самых воинственных народов мира.
По архивным материалам видно, что урянхайцы и теленгиты как и все другие джунгарские отоки в 1956-1959 гг., потеряли почти 90% своих людей. Это были убитые, умершие от эпидемии, болезней и голода, угнанные в плен.
Помимо теленгитских и урянхайских отоков, многие рода современных алтайцев входили в другие большие ойратские объединения: чоросов, тӧрбӧтов, торгутов, хойтов, баятов, хошутов. Но это уже отдельная тема.
Алтайский народ: История и происхождения- Обзор +Фото и Видео
Народ Алтая. Алтайцы – коренное население Алтайского края, численность которого составляет около 70 тысяч человек.
Алтайцы относятся к тюркским народностям, которые говорят на южноалтайском и североалтайском языках.
История происхождения
Алтайцы произошли от енисейских кыргызов, их родственными народами являются киргизы, телеуты, теленгиты, хакасы, якуты, шорцы, сибиры.
Южные и Северные Алтайцы не имеют существенных языковых различий, культурных, бытовых и антропологических отличий. В зависимости от регионов, заселявших земли Алтая, Алтайцы делились на кумандинцев, челканцев, тубаларов.
Большинство Алтайского народа проживает в Алтайском крае, на Западно-Сибирской равнине и окраине юго-востока. Не большая численность проживает в Казахстане и других странах СНГ и Азии. До революции Алтайцев называли – Алтайские татары.
Внешность Алтайцев
Для Алтайцев присуще некоторые черты:
Для женщин традиционно присущи длинные черные волосы, за которыми они любят ухаживать.
Традиционная одежда Алтайцев
Традиционная одежда для Алтайцев, прежде всего, должна быть удобной. И мужчины, и женщины носят длинные рубашки без воротника, со свободными рукавами. В костюм входят широкие штаны. В летний период на костюм одевают халат, а в зимний период шубу из овчины. Халаты и шубы расписаны яркими узорами.
Овчинные шубы носят мехом внутрь и в теплую погоду, так как для этой местности присущ суровый климат. И шубы, и халаты не имеют пуговок, а подпоясываются широким поясом.
Женщины носят поверх халатов традиционные кардиганы в пол, которые называются чегедек.
Так же неотъемлемой частью гардероба Алтайцев являются головные уборы. Цилиндрически и круглые шапки делают из ткани и меха, в зависимости от времени года. С давних времен Алтайцы умели ткать, поэтому сами производили ткань из конопли и крапивы.
Жилище
Традиционным жилищем для народа Алтая являлись Шатры, Юрты, Деревянные дома. Стены жилища Алтайцы обшивали лиственницей, берестой, войлоком. Шатры и юрты имели низкий вход, чтобы войти в них, приходилось пригибаться.
Жизнь и традиции алтайского народа
В племени, алтайцы делятся на роды, которые ведутся по линии отца. В роду мужчины могут наследовать охотничьи угодья.
С ярким колоритом проходят свадьбы, которые празднуют два дня. Мужчина в семье добытчик, который с уважением относится к женщине, и берет на себя полную ответственность за нее.
Мальчиков с детства обучают охоте, рыбалке, а девочек гостеприимству – как подавать чай, сладости. После того, как дети вырастут, с родителями остается младший сын, который по традициям Алтая, ухаживает за родителями до смерти.
Народ Алтая занимается:
Религия алтайского народа
Алтайцы очень духовный и религиозный народ. Они поклонялись верховным божествам, правителям царства мертвых, духу воды, духу горы и другим природным духам. В религии присутствовало жертвоприношение, когда убивали лошадей.
Также коренные жители Алтая верили в злых духов, поэтому у них по сей день есть шаманы. Шаманы помогали изгнать их, а также излечиться от болезней. Шамана можно выделить из толпы, их традиционные костюмы существенно отличаются от других алтайцев. У шаманов множество религиозных атрибутов в виде бубна, перьев и т.п.
Шаманы могли лечить болезни, давать дельные советы и даже предсказывать будущее.
Традиционная еда народа Алтая
Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.
Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.
Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.
Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.
В связке дров тепла больше эксклюзив
«Национальный акцент» продолжает цикл публикаций о том, с чего начинались узы России с живущими в ней народами. Этот рассказ будет скорее о невероятной любви к родине. Любви настолько самозабвенной, что разные по происхождению этносы согласны именоваться единым названием, обозначающим принадлежность к феноменальному региону планеты – географическому центру нашего континента – Алтаю.
Когда б имел златые горы
Более тысячи лет алтайцы попадали в круговорот главных политических и экономических событий Евразии. Они входили в состав крупнейшего государственного образования в истории человечества – Тюркского каганата, на полвека объединившего территории Китая, Монголии, Казахстана, Алтая, Туркестана и Северного Кавказа. В империи Чингисхана в их распоряжении были просторы от лесов Северной Руси до тропических джунглей Вьетнама. Наконец, они до последнего отстаивали честь Джунгарского ханства. Но вот очередной этап экспансии цинского Китая в 1755 году перечеркнул великую кочевую историю алтайцев и стал угрожать самому существованию этноса.
Чтобы уберечь свой народ от гибели, большинство алтайских племенных правителей – зайсанов – обращаются к России с просьбой о защите и принятии их в подданство.
Но желанный союз с великой державой таил новую опасность. По решению властей алтайцам предписано переселение в поволжские степи. И не все смогли уйти от хрустальных озёр, девственной тайги и гор в белоснежных шапках – «Золотые горы» (дословный перевод с тюрскского), Алтай, первозданная красота земли, ставшей за века родной, – оказались дороже жизни своей и своего народа.
Откуда пошли
Нынешние алтайцы, проживающие преимущественно в тезоименных регионах – Алтайском крае и Республике Алтай, – признаны учёными прямыми потомками древнейших племен: гуннов, сарматов, скифов, тюрков, монголов и джунгар. Во времена расцвета Византии и в период образования Киевской Руси на Алтае обосновываются тукю, куу, теле и кыргызы. Ближе к IX веку приходят уйгуры.
Посему «алтайцы» – собирательное название племен, говорящих на тюркских языках.
Самые крупные народности – это телеуты, тубалары, урянхайцы, шорцы, теленгиты. Есть более сотни субэтнических групп, называемых сеоками. Принадлежность к ним определяется, как правило, родословной человека.
Выделяются две этнографические группы: южные алтайцы (алтай-кижи), говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским) и северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке.
В силу разного происхождения и отсутствия лёгкого сообщения – Алтай это ведь, прежде всего, система самых высоких в Сибири горных хребтов – между южными и северными алтайцами долгое время сохранялись значительные отличия не только в языковом, но и в культурном и бытовом планах. Заметная нивелировка и объединение, естественно, произошли во времена Советского союза.
Северяне региона относятся к уральской расе, занимающей промежуточное положение между европейцами и монголоидами. Имеют самодийские, угорские, тюркские, а также кетские корни. Прямыми потомками этих этносов считаются тубалары.
Некогда северных алтайцев этнографы предпочитали называть «черневыми татарами». Они предпочитали жить осёдло, занимались земледелием, охотой, рыбалкой и собирательством.
В свою очередь, на юге тюркские племена встретились с монгольскими. Так появились, к примеру, теленгиты и телеуты. Именно южан называли «ойроты» или «белые калмыки». Это ярко выраженные представители монголоидной расы. Кочуют и, соответственно, жилища предпочитают лёгкие в сборке и транспортировке: аил – шестигранная конусная постройка из брусьев покрытая корой или войлоком и войлочная же юрта. Окончательно увлекут жизнью в постоянных поселениях и научат строить избы алтайцев русские переселенцы лишь к концу XIX века.
Не плюй в колодец
В первой половине восемнадцатого века алтайцы – точнее, тюркоязычные местные племена – в большей степени зависимы от западных монголов, к тому времени называемых джунгарами.
Теленгиты, телеуты или белые калмыки в Джунгарии составляют четырьмя тысячами кибиток оток (группу родов или семей, объединённых по территориальному принципу, но с возможностью сменить дислокацию – всё же речь идёт о кочевниках – и с выстроенной иерархией, которая от перемены географических мест как раз не меняется). Являются вассалами джунгарского хана и платят алман (оброк) пушниной, скотом и железными изделиями.
Однако внутри самого Джунгарского ханства уже нет покоя. И после смерти в 1745 году кагана («правитель» в кочевом государстве – прим.ред.) Галдан-Церена нескончаемые разборки кланов приводят к двоевластию, вражде, наконец, убийству ханом Даваци хана Немеху-Жиргала с последующим скоро предательством Даваци главным сподвижником нойоном Амыр-Саной. Хойтский этот князь не получив желанные «кан-каракольские, тау-телеутские, телецкие и саянские земли», ищет поддержки у цинского двора. И скоро – уже под маньчжурско-китайскими знамёнами – лихо участвует в карательных походах на недавно родную Джунгарию, где отличается жестокостью и рвением и по части мести алтайским князьям – особенно.
Несметная цинская армия окончательно оккупирует столь желанную территорию ханства. И тогда предводители основных алтайских отоков принимают решение об уводе своих людей в Российское подданство.
12 зайсанов – Омбо, Кулчугай, Кутук, Наамкы, Боохол, Черен, Буктуш, Буурут, Каамык, Наамжыл, Измынак, Сандут – в 1754 и 1755 годах обращаются к сибирским властям, включая генерал-губернатора Мятлева, сначала с просьбой о военной помощи, а затем и о предоставлении убежища.
Не получив ответа, пишут прошение о принятии под крыло уже самой императрице Елизавете Петровне: «За долговременным невзятием нас в Россию многие зайсаны взяты мунгалами (китайцами – прим. ред.) в свою землицу вместе с женами и детьми, посему, чтобы уберечь себя, просим взять нас в свою протекцию». В ожидании решения Петербурга, алтайцы перекочёвывают к русским крепостям, недавно возводимым ведь и от их набегов, в том числе. Возможно, в истории найдётся не так много примеров, когда уроки преподаются столь скоро, не отстрачивая мораль на поколения и века.
Близок локоток
Китайцы ещё долгое время будут претендовать на «сбежавший» народ. Заманивать щедрыми посулами или обманом уходящих в Россию. Предъявлять ноты Российской империи. И ещё почти сотню лет будут контролировать предместья реки Чуи и Улаганское плоскогорье. Россия пока не сможет полностью воспрепятствовать аппетиту Поднебесной, данные территории назовёт Первой и Второй Чуйскими волостями, жители оных ещё и в первой половине XIX века будут оставаться двоеданцами – подданными двух держав.
Примечателен и тот факт, что китайская историческая концепция предполагает, что Джунгария всегда была неотъемлемой частью именно их страны. И политика России по освоению, в том числе, Алтая трактуется исключительно как захватническая.
Однако именно жестокое обращение и бессмысленные убийства мирных кочевников, помноженные на бесчисленные поборы, в середине XVIII века окончательно отвернули от цинского двора большинство алтайских зайсанов и убедили в выборе российского протектората для будущего своего народа.
И вместе нельзя, и врозь невозможно
С 1586 года на землях бывшего Сибирского ханства, разгромленного казачьим отрядом Ермака, вверх по течению Иртыша и Оби один за другим появляются русские форты: Тюмень, Тобольск, Тара, Сургут. К 1720-му крепостей заметно прибавится: Омск, Семипалатинск, Белоярск, Бийск, Усть-Каменогорск, Чаусский и Бердский остроги.
Начало лета 1756 года. Вместе со своими семьями и улусными людьми к Бийску приходят зайсаны Буктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичи Менгош и Сергеков.
Согласно полученному 24 мая императорскому указу прибывшие присягают на верность и подписывают уверения в том, что «прикочевали в подданство всероссийской государыне в вечные роды непременно.
И где нам повелено будет селение иметь, по тому указу должны поступить и противу россиян никаких злых поступков, воровства и грабительства не чинить, в том и пред бурханы присягали, если пред в нарушение что учиним, то по воли и правам великия государыни наказание подвергаемся».
Формулировка клятвы не случайна – Коллегия иностранных дел предписала «зенгорцев» – ойратов – принятых в подданство, подальше от китайской напасти «перепровождать по линиям в волжские калмыки».
Свидетели истории
Из «Обращения алтайских зайсанов к командующему войсками Колывано-Кузнецкой линии Ф. Дегаригге с просьбой о помощи»
» Мы, алтайские знатные зайсанги, все между собою согласись, сие письмо к полковнику чрез Намку посылаем.
Ежели бы вы, с толмачом Михаилом переговоря, сие наше дело вскоре привели ко окончанию, то бы оное было хорошо, а ежели бы вы прислали к нам войско и оным нас защитили и к себе взяли, то бы оное хорошо же было, також ежели бы вы здесь на наших местах крепость построили, то бы оное было крепко.
И ныне вы, Белого царя полковник, пожалуйте, возьмите нас к себе, а к нам уже со объявлением нарочные приезжали, что мунгалы хотят нас отсюда взять и перевесть к себе, и ежели вы нам войска хотя и не дадите, однако ж, ежели бы вы прислали к нам одного знатнаго человека, то бы и оное хорошо было, а мунгальским войском командующий владелец, именуемой Шидар Ванг Амунгус, как мы сами видели, имеет при себе пять тысяч человек войска, потом слышали, что оного войска при нем сорок тысяч. А ныне мы намерение имеем Белому царю подати платить и кроме Белого царя иного государя не имеем.
Намки руку приложил.
Из рапорта сибирского губернатора В. А. Мятлева в Коллегию иностранных дел о приеме в подданство России народов Южного Алтая.
» И для того необходимость требует принимаемых в здешнее подданство зенгорцев от тамошних границ отводить вдаль, но внутри Сибири и в отдаленности от тамошних границ таких теплых и для скота привольных мест нет, где б они, зенгорцы, с скотом своим кочевать могли, ибо все те места, которые простираются от зенгорской границы к северу, по их состоянию к житью их за тамошнею стужею и глубокими снегами, им неудобны, а как и вышеписано, их, зенгорских калмык, к поселению привесть никоторым образом невозможно
И потому Коллегия иностранных дел за теми резонами остается и ныне при прежнем своем рассуждении, чтоб зенгорцев, желающих быть в подданстве е. и. в., принимая, препровождать по линиям в волские калмыки таким образом, как о том по посланному к вам из Коллегии иностранных дел от 27 генваря сего 1756 г. указу определено, ибо которые из них единаче туда зайдут, тем уже к обратному побегу никакого способа совершенно не будет, да и зенгорцам доставать их оттуда силою невозможно, а при всем том и прием их в здешнюю сторону им, зенгорцам, столько чувствителен быть не может, нежели когда б они вблизости от них находились».
Из Указа коллегии иностранных Дел Сибирскому Губернатору В. А. Мятлеву о приеме в подданство России ойратских беженцев и населения южного Алтая.
» И потому Коллегия иностранных дел за теми резонами остается и ныне при прежнем своем рассуждении, чтоб зенгорцев, желающих быть в подданстве е. и. в., принимая, препровождать по линиям в волские калмыки таким образом, как о том по посланному к вам из Коллегии иностранных дел от 27 генваря сего 1756 г. указу определено, ибо которые из них единаче туда зайдут, тем уже к обратному побегу никакого способа совершенно не будет, да и зенгорцам доставать их оттуда силою невозможно, а при всем том и прием их в здешнюю сторону им, зенгорцам, столько чувствителен быть не может, нежели когда б они вблизости от них находились.
Только ныне та трудность остается, что, как и выше написано, присланный от зенгорского зайсанга Омбы собою объявил, яко оный зайсанг как к братским калмыкам, так и к волским калмыкам в соединение за дальностью идти не хочет, в каком намерении, может быть, и оный зайсанг Омбо с прочими находятся. Итак, остается теперь ожидать, не склонятся ж они к тому по приезде к ним отправляемых в Сибирь от наместника ханства калмыцкого Дондук Даши нарочных: попа и зайсанга, которые по полученному ныне здесь известию в непродолжительном уже времени к вам и отправлены быть имеют или уже и отправлены. А между тем и до приезда тех, от наместника ханства посланных, и что оные зенгорские зайсанга неотступно просят о принятии их в здешние границы, представляя уже и опасность им от продолжения, чтоб их в мунгалы не захватили, имеете вы по рассуждению, сообщенному вам от действительного тайного советника Неплюева, чрез кого заблагорассудит приказать их еще именем вашим спросить, в каком подлинно они намерении находятся и не склонятся ли, чтоб им для лутчей безопасности и удобности к кочеванию со скотом их перейти к волским калмыкам, обнадеживая их, что они проведены быть имеют по линиям без всякого изнурения их скотам и там врознь не раскочуются.
Ежели ж бы они, зайсанги, и по такому чинимому им от вас обнадеживанию к переведению их в волские калмыки не склонились, а стались при том, чтоб они по принятии их в подданство е. и. в. оставлены были при тамошних границах, то хотя в рассуждении изъясненной выше сего неполезности в содержании их тамо надлежало б им в том отказать и от здешних границ отбить, особливо, ежели бы предугадать было можно, что они в таком случае не иным кем, но мунгалами захвачены б были, но понеже из последнего доношения вашего видно, что они как в китайском подданстве быть не хотят, так равным образом и от Амурсананя удаляются, из которых последнее обстоятельство толь вящее рассуждение заслуживает, понеже они, не имея к тому важных причин, совершенно б от своего народа удаляться не стали, и потому сумнение предстоит, чтоб они, в случае им со здешней стороны отказа, не были принуждены отдаться в защищение по способности Средней киргиз-кайсацкой орде, которая и без того уже полученными доныне над зенгорским народом при настоящем во оном смятении знатными авантажами взмерилась.»
Древняя история Алтая (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Киданьско-найманская экспансия была лишь первым этапом натиска монгольских племен на Южную Сибирь. В начале XIII в. население Южной Сибири становится объектом завоевания войсками Чингис-хана.
В начале XIII в. завершается длительный процесс консолидации монголоязычных и соседних с ними племен в единое государство. Сначала в роли центральной силы этого объединения выступало ханство кереитов во главе с Меркуз-Буюрук-ханом в первой половине XII в., а во второй половине XII в. во главе с его внуком Тоорил-Ван-ханом. В конечном счете главой единого государства после длительной борьбы стал правнук первого хана Хамаг-мон-голов Хабула Темучин, провозглашенный в 1206 г. на курултае монгольской знати каганом всех монголов под именем Чингисхана.
Создание единого государства благоприятно повлияло на дальнейшее развитие экономики племен Центральной Азии, развития феодальных отношений, зрелость которых у разных племенных объединений была неодинаковой, для этнической консолидации населения. Однако феодализировавшаяся знать Монголии бросила все силы молодого государства на ограбление соседних стран и народов. Монгольская аристократия шла воевать за землю, скот, за пленников и вела за собой свои улусы. Прогрессивная деятельность Чингис-хана по объединению Монголии переросла в реакционные захватнические войны, нанесшие урон и задержавшие развитие не только покоренных народов, но и самой Монголии, где консервировались реакционные пережитки патриархальной старины, истощались материальные и людские ресурсы.
Южная Сибирь, в том числе и Алтай, оказалась в составе улуса Джучи. После смерти в 1226 г. Джучи-хана, а в 1227 г. Чингис-хана, Саяно-алтайское нагорье отошло к коренному улусу великого хана и перешло во владение младшего сына Чингис-хана Тулуя, а после его смерти в 1233 г. — во владение его старшей жены Соркук-Танибеги, матери ханов Мункэ, Хубилая, Хулагу и Ариг-Буки. На Алтае находились кочевья „младшего из братьев Ариг-Буки. После его поражения в борьбе за великоханскую власть все Саянтг-Алтайское нагорье осталось частью образовавшейся из великоханского улуса империи Юань. Северная часть Алтая сохранилась за потомками Джучи и вошла в состав Золотой Орды, огромного государства, сложившегося в результате монгольских завоеваний под предводительством старшего сына Джучи Бату-хана (Батыя). Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор.
Завоевания Чингис-хана и его потомков тяжело отразились на Алтае. Вторжения сопровождались грабежом, массовым угоном в плен или уничтожением людей, включением отдельных кочевых племен в армию завоевателей. Археологические исследования показывают, что от того времени остались на Алтае разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения, упадок культуры. Беды населения Алтая не закончились годами завоевания. Для громоздких государств Чингизидов были характерны усобицы между ханами и другими представителями знати. Междоусобные войны приводили в движение массы кочевников, несли разорение населению, заставляли многих уходить с мест жительства Южные алтайские племена спасались от разорений и войн в лесостепных и лесных районах Приобья, тесня в свою очередь жившее там население. С востока в лесную зону Алтая, часто тоже спасаясь от завоевателей, вторгались отдельные группы населения с верховий Енисея, из Тувы. Знать енисейских кыргызов пыталась компенсировать свое зависимое от монгольских властителей положение ограблением соседних племен и родовых групп. Некоторые группы северных алтайцев стали кыштымами кыргызов.
В XIII—XIV вв. во время существования огромных монгольских государств: империи Юань, Золотой Орды, государства Хулагидов и Чагатайского государства, Алтай находился в стороне от важнейших политических центров. Центр Золотой Орды был «а Нижней Волге, очень далеко от равнинного Алтая. Столица великоханского улуса была в Каракоруме в Монголии, а с образованием империи Юань переместилась еще дальше, в Китай. Однако уже в конце XIV в. положение начинает меняться, и бурные события, развертывавшиеся в степях Евразии, приближаются к Алтаю.
Ослабление центральной власти в Золотой Орде привело к росту самостоятельности феодалов в западносибирских и казахстанских степях, где разворачивалась борьба между потомками сыновей Джучи, братьев Бату-хана: Шибана и Орду-Ичэна. В западной части сибирских и казахских степей на базе улуса Шейбанидов формируется ханство узбеков, а дальше на восток шло формирование казахов, ‘которые были непосредственными соседями алтайских племен. Неоднократно отряды казахских феодалов совершали грабительские набеги на Алтай.
Изменилась обстановка и восточнее Алтая. Падение империи Юань в 1368 г. привело к значительному увеличению кочевого населения на территории Монголии, к борьбе за власть между ханами и феодальными группировками. Активную роль в этой борьбе играли племена западных монголов-ойратов. В первой половине XV в. их знать даже объединила под своей властью большую часть Монголии. Ойраты были непосредственными соседями населения Алтая, поэтому их удачи и поражения в Монголии немедленно отражались на Алтае.
В XVI в. основные кочевья ойратов располагались к юго-западу от Алтайских гор. Разрозненные ойратские племена с востока подвергались натиску феодалов других монгольских объединений, а с запада — казахских феодалов. Борьба на два фронта затруднялась отсутствием политического единства и междоусобными столкновениями ойратских феодалов. В этих условиях в поисках новых пастбищ кочевые массы ойратов прорвались в северо-западном направлении и появились в степном Обь-Иртышском междуречье, а отдельные племена двинулись по степи к низовьям Волги. В верхне-обских степях ойраты столкнулись с телеутами, а затем с русскими, начавшими освоение просторов Сибири после разгрома Сибирского ханства. В 1635 г. разрозненные ойратские племена объединились в. единое государство — Джунгарское ханство. Основная территория ханства располагалась к югу от Алтайских гор, но территория Алтая становится объектом постоянного внимания правителей Джунгарии и ойратских феодалов, а население его — объектом эксплуатации путем насильственного сбора дани (алмана). Небольшие группы алтайцев оказались практически беззащитными перед сборщиками алмана, наезжавшими с военными отрядами. Дань собирали не только ойраты, но и князья телеутов, самого крупного объединения алтайцев.
Ко времени образования Джунгарского ханства определились основные группы населения Алтая, особенности их хозяйства и быта. Население региона довольно четко делилось на две группы алтайцев: южных и северных. Южные алтайцы по своим антропологическим признакам относились к наиболее монголоидному центрально-азиатскому и южно-сибирскому типам, сходным с тувинцами, бурятами, монголами. Основой их этнического состава были древние тюркские компоненты, ведущую роль в которых играли племена теле, смешавшиеся с древними тюрками — тюкю, а позднее с кимако-кыпчакскими группами. Северные алтайцы относятся к уральскому типу и представляют собой этнический субстрат, включивший в себя тюркские (в основном кыпчакские), самодийские, кетские и угорские элементы. По физическому типу северные алтайцы значительно отличались от древних тюрок, зато в большей степени, чем южные, сохранили черты древнетюркского языка.
Расселялись алтайцы в XVII в. на большой территории в бассейне Верхней Оби и ее притоках. По Оби и ее притокам: Чарышу, Алею, Касмале, Барнаулке, Мерети, Верди и Ине кочевали телеуты, которых русские называли белыми калмыками. Часто телеуты заходили к северу до окрестностей Томска. Часть телеутов, отошедших в XVII в. от своих князей и принявших российское подданство, жила в Кузнецком уезде по рекам Ускату и Бочатам. В Горном Алтае жили другие группы южных алтайцев: у Телец-кого озера и по реке Чулышман — телесы, в долине реки Чуй — теленгиты, в междуречье Бии и Катуни — тау-телеуты (горные телеуты). Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор. По северному побережью Телецкого озера и левым притокам Бии жили тубалары, по притоку Бии — реке Лебедь — куу-кижи (челканцы), от устья Лебеди вниз по Бии — кумандинцы. К северо-востоку от них по рекам Кондоме, Мрас-Су, верховьям Томи жили родственные алтайцам шорцы и абинцы. Восточную часть нынешнего Алтайского края, граничащую с Кемеровской областью занимали тогульцы, азкуштымцы и другие группы.
Для населения Северного Алтая было характерно комплексное хозяйство, ведущую роль в котором играла охота. Большое значение играло собирательство, было известно мотыжное земледелие. Скотоводство являлось подсобным занятием. Определенную роль у кумандинцев, челканцев, шорцев играло рыболовство. Жители степи и лесостепи телеуты вели скотоводство пастушеского типа, разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов; несмотря на подвижный образ жизни, практиковали земледелие. Жители Западного и Южного Алтая были типичными скотоводами, для которых разведение скота было абсолютно преобладавшим занятием. Доминировал полукочевой тип скотоводства, но на высокогорной алтайской степи у теленгитов было и настоящее кочевое хозяйство. Общественный строй населения Алтая не был одинаковым. Скотоводческие племена опережали северных алтайцев. Их общественный строй некоторые исследователи оценивают как раннефеодальный.