Как выглядели башни близнецы изнутри
Башни Близнецы (изнутри)
Стало интересно как Башни Близнецы выглядели изнутри до трагедии. Небольшая подборка фото.
Ресторан «Windows on the world»
Красивые здания и внутри и снаружи. Что людям мирно не живётся
Грандиозные были сооружения.
Вот также 11 сентября люди работали/ужинали/смотрели в окно. страшно представить
Листал тут недавно журнал 96 года.
Как же жалко всех погибших(
Ресторан шикарный был. Так не удалось побывать там.
А я верю в заговор. До трагедии писали, что некоторые этажи были закрыты на ремонт, практически каждый пролёт по два этажа были закрыты, офисные работники слышали шум, где очень много долбили стены, возможно ломали опорные. (Возможно даже ставили детонаторы) ну не могло такое здание разрушится слой за слоем, под давлением верхних этажей, да и здание было рассчитано на такой исход событий.
Все выше описанное я смотрел в документальном фильме, уже не помню где. Так же на видео было показано, ещё до момента разрушения выбросы пыли с других этажей, как бы взрывных волн, те самые опоры взрывали ещё до разрушения.
З.ы. это лишь моё мнение, я никому не навязываю свой взгляд)
А мне сразу небоскрёб Айзер корп вспомнился из первого Макса Пейна
Редкие снимки интерьера башен-близнецов незадолго до трагедии. И история их автора
11 сентября 2001 года кадры дымящихся башен-близнецов облетели весь мир — многие такими их и запомнили, но мало кто помнит или даже видел, какими они были внутри. Эстонец Константин Петров работал в ВТЦ и успел заснять интерьер здания незадолго до теракта.
Впервые об эстонском иммигранте Константине Петрове рассказал журнал The New Yorker в 2014 году. В двадцатилетнюю годовщину 9/11 историю вновь вспомнили благодаря треду в твиттере. «Афиша Daily» приводит его пересказ.
В июне 2001 года Константин Петров устроился электриком в ресторан Windows on the World в Северной башне Всемирного торгового центра. Днем он работал комендантом многоквартирного дома, а ночью выходил на смену в ВТЦ, беря с собой фотоаппарат.
Петров увлекался любительской съемкой. Ночная работа в башнях давала ему много преимуществ: огромное безлюдное пространство и завораживающий вид на рассветный город. Летом 2001 года мужчина сделал сотни фотографий офисов, залов ресторана и кухонного оборудования, лестничных клеток и лифтов.
В 2014 году режиссер-документалист Эрик Нельсон не мог закончить фильм «9/11: Последние часы» для канала National Geographic. Он отыскал много кадров башен-близнецов с улицы, снятых за день до теракта, но фотографий внутри практически не было. Из‑за этого авторы подумывали свернуть проект, пока не наткнулись на альбомы Петрова на сайте Fotki.com.
Нельсону казалось, что он раскопал гробницу Тутанхамона. Киноделу понравилась обыденность и банальность этих снимков. Изображения пустых офисов и ресторанов преисполнены предчувствием мрака и приближающейся катастрофы. Петров будто знал, что скоро все это исчезнет и превратится в руины, и смог оставить призрачную запись последних дней башен-близнецов.
2 сентября 2001 года
1 августа 2001 года
1 августа 2001 года
1 августа 2001 года
1 августа 2001 года
1 августа 2001 года
1 августа 2001 года
Нельсон и его команда пытались найти эстонца, но безуспешно. Помимо интерьеров ВТЦ, в галерее Петрова есть снимки детей с бумбоксами и огромными сотовыми где‑то на окраинах Таллина, фотографии с его дня рождения, на которых он с друзьями машет бутылками водки и кетчупом. Но после июня 2002 года он больше ничего не выкладывал.
Тогда документалист связался с основателем Fotki.com, эстонцем Дмитрием Доном. Переехав в Нью-Йорк в 1995 году, Дон вместе с женой разработали сайт для обмена фотографиями с друзьями на родине — задолго до создания Facebook и Flickr. Однако нью-йоркские инвесторы не понимали, зачем людям публиковать фото в интернете, когда есть электронная почта, и идею программиста не оценили. В конце концов у Дона кончились деньги, и он вернулся в Таллин.
В Эстонии Петров занимался тем, что производил и продавал приборы для перехвата телевизионных сигналов из Финляндии. В 1998 году Константин по совету друга детства Дмитрия переехал в Нью-Йорк и устроился электриком. Сначала работал без лицензии, но позже получил студенческую визу и грин-карту, женившись на американке. В 2000 году он начал чинить проводку в ВТЦ.
2 августа 2001 года
2 августа 2001 года
2 августа 2001 года
2 августа 2001 года
Смена Петрова заканчивалась в 8 утра. Обычно он ненадолго задерживался, чтобы выпить кофе с утренним персоналом. В 8.46 11 сентября 2001 года первый самолет врезался в Северную башню. В этот момент Петров выехал из подземного паркинга.
Петров увидел обломки, но не придал этому большого значения. Уже дома, глянув новости, он осознал происходящее. Позвонил коллегам из ресторана, которые оказались заложниками башни — место столкновения было на несколько этажей ниже. Это был последний раз, когда он разговаривал с ними.
Очевидно, трагедия потрясла эстонца. Он выкладывал снимки других фотографов и разных СМИ и сам приехал на место разрушенных башен, чтобы сделать фотографии.
Фотоархив электрика Петрова: редкие кадры Всемирного торгового центра
Американский журнал The New Yorker в 13-ю годовщину теракта 11 сентября публикует историю иммигранта из Эстонии Константина Петрова. Во Всемирном торговом центре, ставшем мишенью для террористов, Петров работал ночным электриком. Спустя 13 лет после «теракта века» американские телевизионщики обнаружили в Сети уникальные фотографии Петрова – большинство из них сделаны внутри ВТЦ. Интерьеры, обстановка, мебель – на свою цифровую «мыльницу» Петров снимал много и с удовольствием. Парадокс, но кроме иностранца-электрика, интерьеры и обстановку ВНУТРИ небоскребов не снимал практически никто…
Петров нанялся электриком в высотный ресторан Windows on the World («Окна на мир»). Ему выделили маленький кабинет – там не было даже шкафа – и после того, как Петров самолично соорудил там полку, он отправил друзьям фото: он лежит на этой полке… Константин шутил: полка прикручена к стене так крепко, что если она когда-нибудь и рухнет, то только вместе с самим небоскребом.
Петров работал в ВТЦ по ночам, но это его устраивало: днем он подрабатывал управляющим в доме на другом конце Манхэттена. Кроме того, ночные смены в башне Торгового центра отличались от дневных тем, что по ночам небоскреб пустовал – и почти полностью был в распоряжении Константина. Он был заядлым фотолюбителем, и по утрам, на рассвете, ошеломляющие виды на город сводили его с ума. Но утренний свет заливал и внутренние помещения ВТЦ – и Петров не преминул этим воспользоваться. За три летних месяца он сделал сотни фотографий офисов, банкетных залов, лифтовых светильников, кухни, лестниц…
Свет и тени, город на заднем плане, сто этажей вниз – всё это запечатлено на снимках никому не известного до этого года электрика Петрова.
На редкий фотоархив наткнулся этим летом режиссер-документалист Эрик Нельсон, который пытается закончить монтаж фильма «9/11: Последние часы» для канала National Geographic. Он почти полностью восстановил картину событий дня, предшествующего трагедии, но фотографий интерьеров Торгового центра не было нигде. Все фотографировали или ИЗ небоскреба – город, виды, или сами башни – снаружи. Как выглядел Торговый центр изнутри – этих свидетельств, как ни странно, практически не сохранилось. Нельсон искал хоть какие-нибудь снимки – но тщетно. Шли разговоры даже о приостановке работы над проектом.
И вдруг он наткнулся на фотографии Петрова… на эстонском фотохостинге Fotki.
Нельсон говорит, что в этот момент почувствовал, что нашел гробницу Тутанхамона. Хотя фотографии Петрова вдруг показали ясно, что небоскребы, которые стали одним из символов Нью-Йорка, изнутри были устроены просто, даже слишком. Обычные офисы, обычные рестораны, мебель…
Но Петров фотографировал это все так дотошно, как будто бы знал, что скоро всё это уйдет в небытие. Фотографии поражают тем, что людей на них нет: большинство из снимков сделаны на рассвете. Странно, но электрик-иммигрант, по сути, единственный, кто сохранил для истории изображения интерьеров башни.
Сразу после находки Нельсон и его команда, конечно, попытались найти самого Константина Петрова. Почти сразу стало понятно, что 11 сентября он выжил: на хостинге Fotki фотографии продолжали появляться и после 9/11. Но последние снимки выложены туда в июне 2002 года – а потом всё, пустота.
В поисках Петрова Эрик Нельсон даже отыскал основателя Fotki – эстонца по имени Дмитрий Дон. Дон, программист, приехал в Нью-Йорк в 1995 году, и придумал Fotki вместе со своей женой – всё это было еще до появления таких гигантов, как Flickr или Facebook. Но потенциальных инвесторов проект не заинтересовал – и Дмитрию пришлось вернуться в Таллин.
Смена Петрова утром 11 сентября закончилась в 8 утра. Он обычно задерживался, чтобы выпить кофе с коллегами, которые только приступали к работе, но в тот день решил сразу ехать домой. Он спустился в подземный паркинг. В тот момент, когда он выезжал из здания, первый из самолетов врезался в небоскреб. Константин заметил что-то вроде строительного мусора вокруг, но не придал этому значения. Потом он приехал домой, включил телевизор. Немедленно позвонил коллегам в ресторан. Это был последний раз, когда он их услышал.
Отсматривая фото Петрова (44 из них появятся в фильме National Geographic), Нельсон заметил, что на них много мотоциклов. Режиссер предположил, что, возможно, Константин сам водил мотоцикл – и погиб. Он угадал. Дмитрий Дон рассказал ему по скайпу, что через год после трагедии, которая по счастливой случайности обошла его друга стороной, тот после пьяной вечеринки удирал от полицейского на своем мотоцикле – и разбился. «Я однажды ехал с ним на заднем сидении его мотоцикла, по Бруклину… это было страшно». Петров погиб на месте.
Всемирно известные здания: судьба нью-йоркских башен-близнецов
Строительство этого комплекса было символом послевоенного процветания Соединенных Штатов Америки. Его разрушение 11 лет назад стало новой точкой отсчета, поделившей историю планеты на очередные «до» и «после». За этими событиями гаргантюанских масштабов практически не заметен тот факт, что построенные в начале 1970-х здания были выдающимся инженерным сооружением своего времени. О просуществовавшем всего 30 лет Всемирном торговом центре, успевшим тем не менее стать одной из архитектурных икон Нью-Йорка, рассказывает блогер Darriuss.
Вновь к проекту так называемго Всемирного торгового центра вернулись в конце следующего десятилетия, привязав его к редевелопменту Нижнего Манхэттена, инициатором которого выступал миллиардер Дэвид Рокфеллер. Он привлек к созданию концепции ВТЦ крупнейшую архитектурную фирму США — Skidmore, Owings and Merrill из Чикаго, которая и представила в 1960 году эскизный проект, предусматривавший размещение нового комплекса в восточной части острова, вдоль Ист-ривер. Всемирный торговый центр в представлении SOM состоял из 50—70-этажного высотного здания в «международном стиле», напоминавшего штаб-квартиру ООН (здесь должны были разместиться офисные помещения и гостиница), и примыкавшего к нему протяженного (длиной 275 метров) объема выставочного центра. Вариант 1960 года.
Спустя год был предложен вариант с несколькими высотными зданиями.
В 1961 году девелопером проекта становится так называемый Port Authority, Управление порта Нью-Йорка, организация, отвечавшая не только за портовые сооружения мегаполиса, но и владевшая всей его прибрежной инфраструктурой (землями, тоннелями, дорогами), причем не только собственно города Нью-Йорка, но и штата Нью-Джерси в его районе. После консультаций между Port Authority и властями Штатов принимается концептуальное решение о переносе строительства ВТЦ с берегов Ист-ривер на противоположную, западную сторону Манхэттена. Оранжевым цветом выделена оригинальная площадка Всемирного торгового центра, красным — новая, где проект и был в итоге реализован.
Эта площадка (уже на берегу Гудзона) была куда более выгодной для штата Нью-Джерси, располагавшегося на противоположной стороне реки. В соответствии со взаимными договоренностями Управление нью-йоркского порта выкупало у Нью-Джерси убыточную скоростную подземную железную дорогу Hudson and Manhattan Railroad, связывающую штат с Манхэттеном. После — сносило ее основной манхэттенский терминал (Hudson Terminal), не затрагивая собственно тоннели дороги, и разворачивало в его окрестностях строительство ВТЦ. На этой фотографии 1919 года, демонстрирующей скайлайн города еще в стиле ар-деко, Hudson Terminal — это два темных здания левее центра снимка. ВТЦ разместился на месте малоэтажной застройки в левом нижнем углу.
Снос этих кварталов вызвал немалый скандал в начале строительства Центра. Его небоскребы были запроектированы на месте Radio Row («Радиоряда»), манхэттенского района, где располагались сотни мелких магазинчиков, контор и складов, торгующих радио- и прочей электроаппаратурой. Так Radio Row выглядел в 1930-е, некоторые здания тут датировались даже 1850-ми годами.
Так этот район выглядел с высоты птичьего полета. Белой линией выделена площадка, которую в итоге занял комплекс ВТЦ.
Многие владельцы магазинов в Radio Row и около сотни человек, имевших там квартиры, как это часто случается, категорически отказывались куда либо переезжать, даже за компенсацию. Пикеты, демонстрации и судебные иски, впрочем, особенного успеха не имели. Слишком важен был этот проект для муниципальных властей, слишком велика была сумма осваиваемых инвестиций.
Отселение Radio Row началось в 1965 году и к 1967-му в основном завершилось.
Спустя пять лет тут вырастут современные небоскребы.
Нью-йоркский скайлайн с противоположного, нью-джерсийского, берега Гудзона. В центре — малоэтажный Radio Row, за ним — Hudson Terminal. Обратите внимание, что железнодорожный вокзал выглядит символичным предшественником ВТЦ. Тоже две башни (1909 год, арх. Джеймс Холлис Уэллс, бюро Clinton and Russell), в свое время высотные (22 этажа), почти близнецы, выполняли функцию бизнес-центра, расположенного над спрятанным под землю собственно железнодорожным терминалом.
20 сентября 1962 года, окончательно определившись с площадкой и ввязавшись в битву за расселение участка, Управление порта выбрало главного архитектора проекта. Им стал американец японского происхождения Минору Ямасаки. Он жил в окрестностях Детройта, шт. Мичиган, а потому для оказания ему технического содействия была назначена местная нью-йоркская мастерская Emery Roth & Sons. Заказчик поставил перед Ямасаки следующую задачу: разместить на участке площадью 16 акров (65 000 кв. м) 930 000 кв. м офисных помещений. Архитектор перебрал несколько десятков концептуальных вариантов: одиночный небоскреб, набор «высоток» поменьше, но в конце концов остановился на варианте строительства двух 110-этажных башен-близнецов, окруженных несколькими относительно малоэтажными корпусами. Эскиз 1964 года.
В январе 1964 года городу и миру был представлен макет проекта.
Итак, план Всемирного торгового центра. Его главными элементами являлись две одинаковые «высотки», так называемые Северная и Южная башни (1 WTC и 2 WTC на плане соответственно). Периметр пятна застройки завершали 4 сложных в конфигурации корпуса, получивших номера 3-6 и построенных в 1975—1981 годах. В центре участка создавалась крупная площадь («плаза» в американской терминологии), служившая для рекреации и распределения пешеходных потоков в здания комплекса. Все шесть зданий формировали один гигантский «суперквартал» (superblock), занявший место десятка ранее тут существовавших. Наконец, в 1987 году в состав ВТЦ был включен высотный бизнес-центр (7 WTC), формально вышедший за пределы оригинальной площадки.
Башни-близнецы были запроектированы квадратными в плане со стороной длиной 63 метра. Фундаментальной инновацией Ямасаки стало предложение построить их с несущим внешним каркасом, образующим жесткую «трубу», которая бы дополнялась внутренним ядром, стоящим на скальном основании Манхэттена. Такая конструкция, вместо массово применявшейся ранее схемы с распределенными по всей внутренней площади здания колоннами, несущими нагрузки, позволяла получить больше офисных площадей. К тому же последние подходили для последующей свободной планировки по желанию арендаторов.
Типовой план этажа небоскреба. Внешний каркас здания сформирован расположенными по периметру металлическими колоннами (59 штук с каждой стороны здания, длина стороны колонны — 36 см, отмечены на плане маленькими квадратами). Углы квадратного периметра скошены. В центре находится прямоугольное (27×41 м) ядро, основу которого составляют еще 47 стальных колонн, стоящих прямо на скальном основании острова Манхэттен. В ядре сконцентрирована и инженерная инфраструктура: технические шахты, лифты, лестницы, подсобные и вспомогательные помещения. Офисное пространство окружает ядро и полностью свободно от несущих колонн.
Дополнительную устойчивость каркасу здания придавали межэтажные перекрытия, соединявшие между собой колонны периметра, принимавшие часть весовой нагрузки и перераспределявшие нагрузки ветровые. Структурно каждое из таких перекрытий состояло из сетки стальных ферм (основных и соединяющих их поперечных), накрытой листами гофрированного металла и залитой сверху тонким слоем бетона.
Межэтажные перекрытия и несущий внешний каркас небоскребов крупным планом.
Кроме конструкционной схемы здания, Ямасаки использовал и ряд других передовых на то время решений. Например, он столкнулся со следующей проблемой, свойственной всем высотным зданиям. Чем выше небоскреб, тем больше лифтов требуется для обслуживания его обитателей. С увеличением количества лифтов прямо пропорционально уменьшается полезная площадь башни. Архитектор нашел из этой ситуации элегантный выход. Он разделил весь офисный объем высоток ВТЦ на 3 равные части. Пограничные между ними этажи (44-й и 78-й) были отданы под так называемые «небесные вестибюли» (sky lobby). Роль третьего вестибюля выполняла рецепция на первом этаже башни, называемая Конкорсом. Смысл идеи был такой. Все лифты в ядре небоскреба делятся на огромные «экспресс-лифты», вмещающие несколько десятков человек, но перемещающиеся только между пересадочными «небесными вестибюлями», и несколько кластеров «местных» лифтов, каждый из которых обслуживал свой набор этажей конкретного сегмента башни. Такая схема позволяла равномерно обеспечить каждый этаж «высотки» лифтами, при этом без неконтролируемого раздувания их количества (остановились на цифре 99 лифтов на башню). Традиционная схема позволила бы использовать под офисы только 62% площади каждого этажа, пересадочные вестибюли увеличили эту цифру до 75%. Существовали и прямые «экспресс-лифты», перемещавшиеся исключительно между 1-м и 107-м (последним обитаемым) этажами башен, где размещались ресторан и обзорная площадка.
Этажи Sky lobby были сблокированы с техническими этажами, где располагалось обслуживающее башни оборудование. На фасаде «высоток» эти вспомогательные уровни хорошо выделены.
Фирменный стиль Ямасаки, любившего высокие узкие, почти готические в профиле окна (как говорят, не в последнюю очередь из-за собственного страха высоты), отлично вписался в конструкцию небоскребов. Частая сетка несущих внешних колонн позволила сделать окна шириной только 45 см, из-за чего издалека башни всегда выглядели сплошным стальным монолитом.
При ближайшем рассмотрении монолит оказывался вовсе не сплошным, а к тому же даже не стальным. Для лучшего сопротивления коррозии металлический каркас здания облицован панелями из алюминиевого сплава.
В марте 1965 года Port Authority начинает скупку недвижимости на перспективной площадке ВТЦ. Спустя год параллельно с отселением участка начинается снос его старой застройки, завершающийся в 1967 году.
На этапе земляных работ перед архитекторами, инженерами и строителями возникает серьезная проблема. Дело в том, что выкупленный участок, формально являясь Манхэттеном, фактически частью острова был весьма условно. За столетия его освоения оригинальная береговая линия значительно менялась. Столкнувшись с нехваткой территории для строительства, местные жители активно занимались намывом новых площадей. На этой схеме оригинальная береговая линия Манхэттена отмечена синими точками, серыми выделены его намывные территории, а красным кружком — место расположения ВТЦ.
Будущий Всемирный торговый центр располагался как раз на намывном участке, а для строительства зданий нужно было добраться до скального основания, скрытого 20 метрами наносного грунта.
Уже в конце 1966 года для решения проблемы начинается формирование так называемой «ванны» (bathtub). Участок ВТЦ огораживается с использованием технологии «стена в грунте»: грубо говоря, по его периметру выкапывается достаточно узкая траншея, которая впоследствии заливается монолитным бетоном (весь процесс занял 14 месяцев). После изъятия намывного грунта образуется огромный котлован, окруженный бетонной стеной, препятствующей проникновению внутрь грунтовых вод и воды реки Гудзон. Основанием котлована, который и был назван «ванной», служит требуемая скальная порода. Фотография июля 1968 года.
Слева — «стена в грунте». ВТЦ стал одним из первых примеров крупномасштабного использования этой технологии. Справа виден каркас ВТЦ.
В процессе формирования «ванны» из нее был извлечен миллион кубометров намывного грунта, который необходимо было утилизировать. Архитекторы вновь поступили крайне элегантно: 917 000 кубометров лишней земли переместились всего несколькими десятками метров западнее и сформировали новый намывной участок, который девелоперы проекта впоследствии также смогли использовать для коммерческого строительства. На этом снимке намывная площадка в Гудзоне на переднем плане. Левее — прежняя береговая линия с пирсами.
Увеличение площади Манхэттена продолжается. В правом углу (со стадионом) виден Battery Park. В честь него район, расположившийся на отвоеванных у реки площадях (слева), получил название Battery Park City.
На этом замечательном снимке, демонстрирующем, что и Нью-Йорк — город контрастов, башни-близнецы со стороны Гудзона и нового намыва еще ничем не заслонены.
С 1980 года началась застройка намыва. В конечном итоге здесь расположились десятки жилых, административных и общественных зданий, включая так называемый Всемирный финансовый центр, составивший с ВТЦ единый кластер. Башни ВФЦ и загородили в итоге ВТЦ с Гудзона.
Как уже говорилось, Всемирный торговый центр возводился рядом с вокзалом подземки Hudson and Manhattan Railroad. Одной из особенностей освоения территории стало наличие на ней двух тоннелей железной дороги. Поразительно, но строительство небоскребов не помешало ее работе. В процессе формирования ванны тоннели были раскопаны, а затем встроены в подземные уровни комплекса, где в дальнейшем была организована новая станция, взамен сносимого вокзала Hudson Terminal. Обратите внимание на правую верхнюю часть снимка — это фрагмент тоннеля.
Кроме станции железной дороги, в «ванне» были сооружены огромный торговый молл и паркинг на 2000 автомобилей. Тоннель на переднем плане фотографии 1969 года.
А на этом снимке видно, что каркас башен-близнецов собирался прямо вокруг тоннелей.
Нижние шесть этажей небоскребов образовывали огромные вестибюли. Здесь несущие колонны были мощнее, но стояли реже, что обеспечивало лучшее естественное освещение фойе и зоны рецепции. На уровне шестого этажа колонны растраивались, образуя своеобразные трезубцы, фирменный художественный прием Минору Ямасаки.
Несущие колонны внешнего периметра изготавливались из стали на сторонних предприятиях и поставлялись на стройплощадку в уже частично собранных блоках, что позволило значительно интенсифицировать процесс строительства. Каждый такой элемент весил 22 тонны. В среднем один этаж башни возводился за 5 дней, а сборка всей 110-этажной высотки заняла всего полтора года.
Для строительства использовались специальные самонаращивающиеся краны Kangaroo, купленные в Австралии.
Хорошо видна конструкционная схема башен: внутреннее прямоугольное ядро и внешний несущий каркас.
Особенно эффектно «близнецы» выглядели на закате, когда солнце просвечивало их насквозь.
На цветных фотографиях хорошо заметен характерный ржавый цвет металлоконструкций каркаса. В дальнейшем его обрабатывали специальными антикоррозийными и противопожарными составами, но вместо покраски облицовывали алюминиевыми панелями.
Процесс строительства (вверху), обработки (за желтыми экранами) и облицовки (внизу) небоскребов шел параллельно.
Угловой сегмент башни. В перспективе статуя Свободы.
На одном из офисных этажей.
1971 год, очередная стройка века подходит к концу.
Тем не менее торжественное открытие небоскребов состоялось только 4 апреля 1973 года, спустя 2,5 года после того, как в них въехали первые арендаторы. Встречал их тот самый главный вестибюль высотой в шесть этажей.
На 106 и 107 этаже 417-метровой Северной башни располагался ресторан Windows on the World («Окна в мир»). Короткое время (1972—1974) WTC 1 был самым высоким зданием мира, пока в Чикаго не достроили 442-метровую Sears Tower (сейчас Willis Tower).
На 107 этаже 415-метровой Южной башни находилась обзорная площадка Top of the World («Вершина мира»).
Кроме того, на верхушке Северной башни установлена антенна, доводившая общую высоту сооружения до 526,3 метра.
Уже в 1976 году ВТЦ впервые засветился в большом, действительно большом кино. Все его, конечно, видели.
Внутреннюю площадь комплекса (плазу) украсили несколько произведений современного искусства, главным из которых стал стилизованный бронзовый глобус скульптора Фрица Кёнига.
Нью-йоркцам поначалу было сложно привыкнуть к новым городским высотным доминантам.
Архитекторы их упрекали за излишний минимализм, а риелторы опасались падения ставок аренды из-за массированного вброса на рынок более 900 000 кв. м новых офисных площадей. Отдельная реклама комплекса после 2001 года выглядит пророческой (надпись вверху «Место, где некоторые из нас будут ближе всего к раю»).
Действительно, первоначально заселялись башни неохотно, а основными арендаторами были государственные и муниципальные учреждения. Только к 1979 году были сданы практически все свободные площади, и в дальнейшем по мере выхода США из кризиса Всемирный торговый центр становился все более и более популярен преимущественно среди банков и финансовых компаний, в конце концов превратившись в символ корпоративной Америки. При этом, как и у парижан с Эйфеловой башней, отношение нью-йоркцев с башнями-близнецами в конце концов сложились. Небоскребы быстро стали узнаваемыми символами города.
Финал же истории наступил всего через 30 лет. Реклама пакистанской авиакомпании Pakistan International Airlines 1979 года.
В настоящее время на месте и вокруг оригинальной площадки ВТЦ ведется строительство нового Всемирного торгового центра, главным элементом которого должна стать 541-метровая «Башня Свободы» архитектора Дэниела Либескинда.
Место, где непосредственно стояли башни-близнецы, превращено в Национальный мемориал и музей 11 сентября. Разрушенные небоскребы должны символизировать два бассейна, повторяющие их контур. Между ними строится небольшое здание музея.
Однако, несмотря на общепризнанный статус Либескинда как мировой архитектурной суперзвезды, за свой ВТЦ он на обложку журнала Time попадет вряд ли. Ямасаки же это удалось.