Как выглядели египтяне в древности
Как выглядели древние египтяне?
Казалось бы, у нас есть масса источников, чтобы ответить на этот вопрос: во-первых, изображения. Египтяне династического периода охотно рисовали себя и своих соседей, однако руководствовались при этом каноном и не ставили целью достижение реализма или портретного сходства, во всяком случае, пока не доходило до посмертных масок и статуй.
Себя египтяне изображают почти всегда в профиль, довольно часто (но не всегда) — с развернутыми прямо плечами, стройными и молодыми. У мужчин кожа красновато-кирпичная, в то время как у женщин — более светлая и желтоватая. Вряд ли это было обусловлено генетическими особенностями; действительно, кожа женщин в целом светлее кожи мужчин, это относится ко всем расам и популяциям, однако всего на 3-4 % и обычно это даже не бросается в глаза. Можно предположить, что египетские женщины специально осветляли кожу при помощи масел или косметических средств; кроме того, египетские женщины носили длинные платья, в то время как мужчины — в основном набедренные повязки, следовательно, были больше подвержены загару. Но основную роль все равно играл канон изображения мужчин и женщин.
Очевидно, египтяне были смуглокожими, но никак не негроидами; они оставляли и сравнительные изображения своих соседей, по которым очевидно, что нубийцы казались им почти черными, а ливийцы и ассирийцы — практически белокожими.
Волосы у всех изображений черные, тут и удивляться нечему; однако, учитывая, что египтяне носили парики, сложно определить, где настоящие волосы, а где парик, т.е. фактически головной убор из волос. А существенно это в случае, если мы хотим определить степень их природной волнистости, что важно для определения предполагаемой расовой принадлежности древних египтян. Впрочем, с расами песня отдельная, поговорим об этом ниже.
Кроме условных и не стремящихся к реализму рельефов, египтяне создавали трехмерные скульптуры, в которых вполне можно заподозрить портретное сходство с оригиналом (хотя и здесь не без вопросов), а также погребальные маски. Сразу уточним, что из категории египетских посмертных изображений стоит исключить знаменитые Фаюмские портреты.
Почему? Ну камон, посмотрите на них, это же греки. Ну, или римляне. Или немного оегипченные греко-римляне. Последнее — самая вменяемая версия, но вообще греки и все. (Впрочем, некоторые портреты, что похуже, вполне могут быть и египетскими, но все равно на полном серьезе привлекать их к реконструкции облика древних египтян нельзя, ибо это первые века нашей эры).
Но вот, например, голова сами знаете кого. Конечно, Нефертити Тутанхамона. В целом, это изображение не сильно расходится с современной реконструкцией внешности фараона, разве что, сдается мне, здесь он младше, чем был на момент смерти. Можно видеть прямой тонкий нос, не слишком выступающий, полные губы, скошенный лоб и мягкую линию подбородка (в целом отсутствует характерная для европеоидных лиц резкость), череп заметно удлинен (так было и у мумии — видимо, врожденная патология, ибо если бы были следы намеренного вытягивания, об этом бы всяко были упоминания, однако о его черепе упоминают только в контексте предполагаемой родственной связи с Эхнатоном). При этом глядя на Тутанхамона (как и на любого древнего египтянина) сложно определить его расовую принадлежность. На лицо смешение фенотипических признаков всех трех больших рас, наиболее близкое к современной эфиопской переходной расе. Вероятно, египтяне просто жили слишком давно и в таком этническом плавильном котле, что говорить о принадлежности к какой-либо из современных рас вообще не приходится.
По этой же причине не особо показательно антропологическое изучение современных коптов, которые, хотя и являются потомками тех самых египтян, намешали такое количество примесей от других народов, что уже едва ли похожи на «тех самых» предков. Многие ученые сейчас придерживаются мнения, что видоизменение египтян с самого начала и до самого позднего периода шло в сторону осветления и европеизации с постепенной утратой негроидных черт.
Существует довольно интересное предположение, что у египтян просто не росли усы и борода. Вероятно, это теория появилась благодаря тому, что почти на всех изображениях египтяне ходят с гладкими лицами, в то время как их соседи щеголяют своими шикарными бородищами. Вместе с тем, можно встретить большое разнообразие различных накладных приблуд, символизирующих бороду, причем у кого длиннее — тот и круче.
Однако сакраментальный вопрос: «брили или не тупо не растут?» до сих пор открыт; все эти накладные футляры могут быть обусловлены не комплексами перед ассирийцами, а теми же соображениями, которое побуждали египтян брить головы и заменять на парики. Однако, если волосы на лице действительно не росли или росли слишком редкими, чтобы носить нормальные усы и бороду, это вполне конкретно роднит египтян с монголоидами, например — совершенно неожиданно — с американскими индейцами, у которых (за исключением нескольких племен) ровно такие же проблемы.
Египтяне были большими фанатами косметики. Помимо уже упоминавшихся масел и мазей, защищавших кожу от воздействия солнца, популярностью пользовались краски для глаз. Основными цветами были черный, синий и зеленый; предполагается, что эта мода также была обязана климату: темный макияж вокруг глаз работал как солнечные очки, благодаря чему солнце слепило меньше. Краской обводился весь контур глаза, к вискам проводились небольшие «стрелочки». Видимо, брови тоже рисовали, больно шикарная у них форма и изгиб. Красками пользовались как мужчины, так и женщины.
При этом знаменитый «голливудский» египетский макияж на аутентичных изображениях мне ни разу не встречался — в основном обводился только контур глаза, но не веко и не область между веком и бровью. Могу, конечно, ошибаться, но единственное, где можно встретит что-то похожее на «голливудский» макияж (черная подводка, синие тени) — это амулеты Уаджет (глаз Гора).
Знак Уаджет состоит из непосредственно глаза, подведенного краской, с характерной «стрелочкой» сбоку и двумя непонятными откростками (вероятно, слеза и сокол, но это не точно) и брови, повторяющей форму глаза. Пространство между верхним веком и бровью иногда заполняется отличным по цвету материалом (как на картинке сверху) или просто раскрашивается; но далеко не всегда, а когда это служит для соединения элементов в одно целое. На людях такой раскраски мне не попадалось ни разу, хотя если кто найдет, скиньте в комментарии.
Как на самом деле выглядели древние египтяне?
Как на самом деле выглядели древние египтяне?
В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.
Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?
1. Изображения на стенах храмов и гробниц.
«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”
По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.
Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.
2. Свидетельства историков
А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.
Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).
Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:
Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.
Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.
3. Скульптуры
В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.
Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)
Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)
Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)
Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.
4. Реконструкции по мумиям
Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.
(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))
Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)
Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)
5. Потомки древних египтян
Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.
Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”
Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:
И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.
Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:
“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.
Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”
По данным генетического исследования 80,3% современного населения Верхнего Египта – коренное население, а иными словами – потомки тех самых древних египтян. Население Нижнего Египта чуть более “арабизировано”: там коренного населения 64,8%
То есть, те, кого мы считаем “арабами” – это вовсе не арабы. А самые настоящие египтяне.
10 интригующих научных версий о том, как выглядели древние египтяне
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Геродот
Греческий историк Геродот, который много писал о Египте примерно в 450 г. до н.э., был одним из первых, кто косвенно пролил свет на появление древних египтян. Писавший более чем за 100 лет до того, как Александр Македонский покорил Египет, Геродот утверждал, что жители Колхиды (район на восточном побережье Черного моря) были египетского происхождения, потому что, как и у египтян, у них была темная кожа и густые курчавые волосы. Обе группы также практиковали обрезание.
2. Рамсес II
В начале XIX века сторонники рабства и другие расисты утверждали, что древний Египет мог только быть настолько продвинут, поскольку в нем была европеоидная цивилизация. Они также предполагали, что египетский правящий класс был белым, а их рабы были чернокожими. Афроцентрические историки, с другой стороны, подчеркивают субсахарские истоки египетской цивилизации, утверждая, что древние египтяне были чернокожими. Кажется, что истина находится где-то посредине.
В 1881 году была обнаружена мумия Рамсеса II (египетского фараона, правившего примерно в 1279-1213 г.г. до н.э.). Почти столетие спустя, в 1974 году, археологи в Париже провели судмедэкспертизе эту мумию. Их анализ показал, что у фараона были рыжие волосы, а эта черта никогда не встречалась в Африке к югу от Сахары. Рамсесу II было около девяноста лет, когда он умер, его седые волосы были окрашены в рыжий цвет хной, но микроскопический анализ подтвердил, что он изначально был рыжим. Поскольку Рамсес, как известно, был ливийского происхождения, историки предположили, что он, вероятно, имел относительно светлую кожу, тем более, что правителю Египта не нужно было часто появляться на солнце.
3. Тутанхамон
Источником споров являются современные изображения Тутанхамона, египетского фараона, который начал свое правление в возрасте девяти лет в 1330-х годах до нашей эры. Некоторые афроцентрические ученые утверждают, что популярные изображения фараона как белокожего человека, являются расистскими и вопиюще неточными.
Спор вспыхнул заново, когда египетские ученые секвенировали ДНК Тутанхамона. Хотя исследователи не опубликовали никакой информации о расе фараона, различные неонацистские организации ссылаются на размытый скриншот из документального фильма Discovery Channel, который, как они настаивают, «доказывает», что Тутанхамон был белым или даже скандинавом, поскольку у него предположительно была группа крови, распространенная на севере Европы.
Власти Египта были даже обвинены в попытке скрыть возможное еврейское наследие Тутанхамона из-за нынешней напряженности на Ближнем Востоке. Тем не менее, большинство генетических экспертов признают, что древнюю ДНК невероятно легко спутать (в одном известном случае ДНК, идентифицированная как принадлежащая динозавру, оказалась принадлежащей современному человеку). А это делает любое исследование ДНК Тутанхамона весьма спорным.
4. Кемет
Подобно тому, как немцы называют свою страну Дойчланд, а не Германия, древние египтяне не называли свою страну Египтом; они называли ее Кемет, что означает «черный». Как и следовало ожидать, есть много споров о конкретном значении слова «кемет». Два основных аргумента заключаются в том, что египтяне использовали слово «кемет» для обозначения своей страны как «земли чернокожих» или же называли её «черной землей».
Большинство современных лингвистов склоняются ко второму варинту. Они утверждают, что ежегодные наводнения реки Нил приносили плодородную черную почву, которая обеспечивала сельскохозяйственное процветание страны. В результате египтяне назвали свою землю Кемет. Черная почва обеспечивала резкий визуальный контраст с песчаными пустынями вокруг Нила, которые древние египтяне называли «Дешрет» («красная земля»). Но только в части Египта, наиболее близкой к Нилу, была черная почва, а также у египтян не было никакого слова для обозначения расы, поэтому, возможно, ни один аргумент не является полностью правильным.
5. Мать Клеопатры
Разумеется, знаменитая Клеопатра была не совсем египтянкой, а происходила от одного из диадохов-полководцев Александра Македонского, Птолемея. Но какова была ее этническая принадлежность? Большинство египтологов считают, что она была смесью македонских греков и персов, но они точно не знают, кем была ее мать.
6. Египетское искусство
А теперь о том, как же древние египтяне изображали сами себя. В египетских храмах есть статуи, настенные росписи и иллюстрированные папирусы, которые дают некоторое представление о том, как их создатели видели себя. Египтяне изображали себя с различным цветом кожи: от светло-коричневого, красного и желтого до черного.
Мужчины часто были более темнокожими, чем женщины. Это, вероятно, указывает на то, что мужчины занимались ручным трудом на открытом воздухе, но стоит помнить, что древнеегипетские произведения искусства не были реалистичными, и большинство оттенков кожи были скорее символическими, чем реалистичными. Например, египтяне, изображенные с красными лицами или волосами могли означать, что они находятся под заклинанием Сета, злого божества пустыни.
Некоторые ученые утверждают, что египтяне использовали цвета в своих картинах, чтобы отличить себя от нубийцев (людей, которые жили на территории современного Судана), поэтому они и рисовали себя с красноватой или медной кожей, а нубийцев — с черной.
7. Большой Сфинкс
Другими словами, древние египтяне были настоящими чернокожими, подобными всем коренным африканцам». Современные ученые считают почти невозможным судить об этнической принадлежности Сфинкса, поскольку тысячелетия дождей, ветров и жары стерли лицо статуи. Однако в начале 1990-х годов Фрэнк Доминго использовал свой опыт (он работал судмедэкспертом в полицейском участке в Нью-Йорке), чтобы измерить лицо Сфинкса.
Смоделированное им лицо было определенно не похожим на другие статуи Хафра, что указывает на то, что лицо Сфинкса было сделано по подобию кого-то другого. Вместо этого, получившаяся модель содержала отличительные африканские черты, которые, как правило, отсутствовали в других изображениях Хафры.
8. Новая раса
Петри утверждал, что между египетскими артефактами доисторических и династических периодов не наблюдается никакой преемственности, а это означает, что новая раса должна была «уничтожить или изгнать все египетское население». Он считал, что «Новая раса» могла быть из Ливии или Персии. Современные историки предположили, что теории Петри скорее основывались на европейских колониальных идеях XIX века, а династическая раса, которую он идентифицировал, была на самом деле местными египтянами. Интересно, что сам Петри в конце концов признал, что он ошибался.
9. Восточная пустыня
В начале 2000-х годов египтолог Тоби Уилкинсон опубликовал результаты исследования наскальных рисунков, найденных в древней восточной пустыне, в районе Сахары между Красным морем и Нилом. Наскальные рисунки, датируемые началом четвертого тысячелетия до нашей эры, изображают типичные снимки Нилской долины, крокодилов, гиппопотамов, а также изображения людей, которые носят головные уборы и вооружены булавами. Эти образы имеют значительные параллели с более поздними произведениями династических египтян, поэтому Уилкинсон сделал вывод, что корни египтян восходят к Восточной пустыне.
Согласно Уилкинсону, предки династических египетских народов были полукочевыми скотоводами, которые перемещались между берегами рек и сухими районами Восточной пустыни. Эта пустыня, о которой идет речь, охватывает части современного Египта, Судана и Эфиопии. Однако теория Уилкинсона не была окончательно доказана, и он сам признает, что трудно точно идентифицировать наскальное искусство.
10. Зубы
Зубы с течением этого времени в основном просто слегка уменьшались по размеру, и они весьма напоминали зубы современных популяций по всей Северной Африке (на зубы людей из Европы и Западной Азии они были похожи меньше). Интересно, что автор исследования, Джоэл Д. Ирланд, предлагает, что стоматологические исследования показали «смесь многих биологически разных народов, включая группы из Сахары, нилотов и Леванта». Однако он утверждает, что эта «смесь» произошла в преддистастический период, до наступления золотого века Древнего Египта.
Когда египетская цивилизация процветала, население оставалось генетически схожим, благодаря обширным торговым связям, которые существовали по всей стране, что в значительной степени перевешивало любое внешнее влияние. Однако стоит отметить, что стоматологические измерения могут широко варьироваться даже среди близкородственных популяций.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: