Как выглядели люди в древней руси
Новое в блогах
Как выглядели славяне в древности? Учёные развеяли популярные мифы!
Как выглядел среднестатический славянин в древности? Ученые соединили немногочисленные известные описания, находки археологов и выводы антропологов и пришли к выводу, который сильно удивил их самих! Одно из самых древних описаний внешности славян есть у древнеримского энциклопедиста Плиния, погибшего при извержении Везувия. Он описывает венедов известных также как склавены как людей с европейскими чертами лица и светлой кожей. Прокопий Кесарийский говорит, что славяне «очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют ни темный, ни слишком светлый, но все они рыжие».
из свободного доступа сети интернет
среднестатистические славяне по результатам реконструкции антропологов, из свободного доступа
северяне по результатам реконструкции антропологов, из свободного доступа
вот женщина из Радимичей,
по результатам реконструкции антропологов, из свободного доступа
и мужчина из Дреговичей.
по результатам реконструкции антропологов, из свободного доступа
по результатам реконструкции антропологов, из свободного доступа
Ну и наконец те самые поляне! Тоже очень даже носатые.
по результатам реконструкции антропологов, из свободного доступа
высокие или… низкие?
из свободного доступа
Ну а как же длинные волосы и окладистые бороды привычных нам по картинам славянских витязей? Ученые считают и их мифом! Вот изображения так называемых пляшущих человечков из знаменитого мартыновского клада, который тот же знаменитый советский археолог-славист Валентин Седов считал принадлежащим антам, то есть древним славянам.
из свободного доступа
из свободного доступа
были ли они модниками?
Ну а как одевались славяне в древности? Византийские писатели считали, что славяне роскошью в одежде не отличались. Тот же Прокопий Кесарийский в 6 веке пишет, что некоторые из них не имеют ни сорочки, ни плаща и идут в битву, надев только штаны. Ученые говорят, что конечно речь может идти о пограничной голытьбе, или, как вариант, было своего рода
из свободного доступа
военным шиком, как много веков спустя у запорожцев. Впрочем, то, что славяне одевались очень просто и на взгляд византийцев бедновато подтверждает и очевидец, описавший в 10 веке встречу князя Святослава с византийским императором. На князе была всего лишь простая белая рубаха, и его одежда только чистотой отличалась от одежды его спутников. Эта деталь не могла не удивить склонных к роскоши византийцев.
князь Святослав, из свободного доступа
вятичи
Ну а как же славяне, населявшие Центральную Россию? Известный советский антрополог, академик Татьяна Алексеева считала, что вятичи из московских курганов не такие носатые как остальные славяне, у них более узкое и плоское лицо. Мало того у них сильно выступала верхняя губа. Совсем как у афроамериканцев!
вятичи, реконструкция антропологов, из свободного доступа
В науке это называется зубной прогнатизм. Как говорила Татьяна Алексеева, цитирую «Некоторые исследователи считают, что это – явный показатель проникновения на земли вятичей на очень ранних стадиях их заселения какой-то негроидной крови». Но откуда негроиды в Центре России. Впрочем, другие ученые с ней не согласились. Такая верхняя губа на их взгляд никак не связана с негроидами. Оказывается, она встречалась в разных регионах Европы, и особенно у западных славян, обитавших в древности на землях нынешней Германии и Польши. И скорее всего восходит еще к каменному веку, когда предки славян жили по соседству с обладателями таких выступающих верхних губ. Тогда то предки славян обзавелись и своим орлиным выпуклым носом и сильно выступающим подбородком. Вот такая вот история. Так что когда в следующий раз увидите длинноволосого славянского витязя, вспомните что он был носат, короткострижен скорее всего усат и достаточно просто одет!
Носат, коротко стрижен и без бороды: ученые развеяли миф о реальном внешнем виде древних славян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Данные археологов, антропологов и историков говорят о том, что типичный славянин был носат и имел невысокий рост. А бороды мужчины стали отращивать уже позже.
Выше греков, но не великаны
В середине прошлого века возле местечка Kрасное Cело (Белоруссия) был обнаружен скелет взрослого мужчины ростом 170–175 см. Особенности его лица совпадали с теми, которые ученые относят к славянам, селившимся в этой местности в X-XII веках: это человек европеоидного типа, носатый, с переносицей средней ширины. Именно так выглядело много веков назад большинство славян. Не было сомнений, что речь идет об останках славянина.
Современные ученые в результате обширных исследований этого и других скелетов установили, что средний рост славянина составлял около 170 сантиметров (у мужчины – чуть выше, у женщины – чуть ниже этой отметки), а размер обуви у славянских мужчин был чаще всего равен современному 44-му.
Кстати, по данным ученых, древние греки были ниже славян, а древние евреи были такого же роста, однако у них были более длинные руки.
Типичное славянское лицо: какое оно?
Как известно, славян ученые подразделяют на несколько групп, и у каждой есть свои внешние особенности. Если говорить о славянах, живших много веков назад на территории современной центральной России, Украины и Белоруссии (беломоро-балтийский, восточноевропейский и понтийский типы), то здесь можно выделить общие черты. Лицо было светлым, глаза — серыми либо голубыми, цвет кожи – светлым. У некоторых были заметны монголоидные черты, приобретенные в период неолита (полные губы и складки на верхних веках, заметные в более взрослом возрасте).
У представителей понтийского и восточнославянского типа (территория современной России, Украины) чаще встречались карие глаза и более темные волосы, лицо было более узким, а у беломоро-балтийских славян, живших севернее, кожа была светлее, а нос – меньше.
Также выявлена следующая тенденция: чем ближе к северу селились славяне, тем их череп был уже, а глаза практически всегда были серыми или голубыми.
Исследователь Oльга Eмельянчик, которая вместе с коллегами занималась исследованиями погребения X–XVIII вв. в Mогилевской области и Mинске, смогла проследить, как менялась внешность славян этой местности за 1000 лет. Изначально вытянутый череп постепенно стал круглым (явное влияние добавления татарской крови), скелет стал тоньше, а челюсти – меньше по размеру. Что касается лба, то он стал уже. Изменились и глаза славян: за тысячу лет они стали более округлые и «переместились» чуть ниже.
А вот характерную носатость славяне за этот период не утратили, хотя переносица стала более плоской. В целом же ученые заметили, что за тысячу лет у славян стали сглаживаться
европейские черты.
У древнего славянина не было бороды?
Во многих исторических романах древних славян изображают длинноволосыми (причем волосы перевязаны тесьмой) и с длинной окладистой бородой. Ученые пришли к выводу, что это не так.
Первое несовпадение с вышеописанным образом – древние боги славян. Как известно, антропоморфных божеств люди обычно стараются изображать по своему образу и подобию. Так вот среди самых древних изображений славянских богов почти никогда не встречаются длиннобородые персонажи, а длинноволосых и вовсе нет. А вот усачи в языческой иконографии славян есть. Что же касается русов, то они в ранних веках поклонялись «златоусому» (но не длиннобородому!) Перуну, и он, помимо усов, иногда изображался с чубом, который в наше время ассоциируется с фольклорным образом украинца-казака.
То, что окладистых бород у самых древних славян обычно не было, подтверждают и найденные археологами в районе Поднепровья фигурки антских времен (так называемый Мартыновский клад), представляющее собой безбородых, но усатых мужчин с короткими волосами.
Носить длинные волосы для славянина изначально считалось чуть ли не позором, а самые древние источники повествуют о коротко стриженных либо бритоголовых героях.
Еще одно подтверждение этим фактам – многочисленные древние иллюстрации и, например, барельефы старинного собора в Юрьеве-Польском с изображением княжеских дружинников с обритыми головами и без бород. Более того, предания о Добрыне Никитиче гласили, что у него были золотистые кудри «в три ряда вокруг макушки», иными словами, стрижка под горшок.
Среди древнерусских эпических и исторических персонажей вообще не встречаются описания бородачей или обладателей длинных волос. А вот после Крещения Руси отращивание бород и длинных волос стало постепенно входить в практику, после чего и появились народные пословицы и поговорки о том, как важна для мужчины борода.
Кстати, то, что до Петра I практически все мужчины на Руси носили бороды, тоже не совсем так. И даже для духовенства в период до XV века включительно отращивать бороду было необязательным.
К тому же, по мнению ученых-антропологов, у восточноевропейских славян, которых на вышеупомянутой территории было наибольшее количество, борода физиологически росла слабо.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Антропологические реконструкции древних восточных славян
Кривич из могильника Иворово (Тверская область). XII – начало XIII века
Боярин из Иворово. XII-XIII вв. Реконструкция Г.В. Лебединской, создана в 1971 году.
Боярство на Руси к XII веку приобрело большое влияние, о чем свидетельствуют погребальные комплексы. Одним из них является курганный могильник XII – начала XIII века у деревни Иворово (Тверская область), раскопки которого проводились археологами в 1967 году. В больших курганах с богатым и разнообразным инвентарем похоронены, вероятно, бояре. В малых курганах без погребального инвентаря захоронена боярская челядь и холопы. Внешний облик кривичского боярина восстановлен на основе изучения костных останков в одном из самых богатых захоронений Иворовского могильника. Курган имел диаметр 16 м и высоту 3 м, вокруг его основания шла кольцевая кладка из валунов. В центре кургана находился белокаменный саркофаг, засыпанный землей. Для курганных могильников каменный саркофаг – явление уникальное, указывающее на высокое общественное положение умершего. И сам саркофаг, и накрывавшая его двускатная крышка были высечены из отдельных известняковых монолитов. Погребенный был пожилым мужчиной возрастом около 60 лет. Он лежал на спине, головой на запад. По антропологическому типу он типичный славянин с высоким и среднешироким лицом. На подбородке сохранилась небольшая русая борода. У левого бедра с внутренней стороны были обнаружены истлевшие остатки кожаного кошеля или кисета. Кости ног от колен до конца ступней были покрыты тленом, являвшимся, по-видимому, остатками кожаной обуви типа сапог.
Кривич из могильника Нефедьево (Вологодская область). XI-XII век
Кривич из Одинцово, XII век. Реконструкция М.М. Герасимова.
Группы курганов из Одинцова выделяются среди других курганных могильников Подмосковья и представляют особый интерес. В большинстве московские курганные группы оставлены малодворными деревнями и потому обычно невелики: пять – тридцать насыпей. Одинцовский же – наибольший из курганных могильников Подмосковья – значительно превосходит по количеству насыпей все другие памятники: до раскопок здесь насчитывалось 248 курганов. Курганы расположены в старом густом Подушкинском лесу, на берегах речки Самынки, притока р. Москвы, близ г. Одинцово.При раскопках кургана № 7 в группе Одинцово III, датированной по комплексу керамики и вещей XII в., в 1958 г. было вскрыто мужское погребение, совершенное на уровне горизонта. Костяк – длиной около 190 см – лежал вытянуто на спине и был ориентирован головой на запад. Долихокранный овоидной формы череп принадлежал мужчине зрелого возраста (по определению М.М. Герасимова, около 40 лет). По одинцовскому черепу М.М. Герасимов восстановил портрет немолодого мужественного человека. У него прямо посаженная голова, узкое лицо, слегка покатый лоб, тонко очерченный нос, энергичный сильно выступающий подбородок. М.М. Герасимов реконструировал кривича при консультации А.Г. Векслера. В соответствии с летописными миниатюрами и этнографическими аналогиями кривич изображен с довольно длинными волосами, стрижеными «под горшок», со свисающими усами, небольшой раздвоенной бородкой. Одет он в рубаху туникообразного покроя с прямым разрезом ворота, с небольшим стоячим воротником, застегнутым вместо пуговицы бронзовым бубенчиком. Такой покрой рубахи издревле характерен для всех восточных славян, наряду с рубахой без воротника – голошейкой. Такова рубаха из кургана XII в. из раскопок Д. Самоквасова в Киевской губ. и некоторые другие курганные древности. Не противоречат этому ни летописные миниатюры, ни изображения одежд в заглавных буквах рукописей XIV в. Застежки-бубенчики зарегистрированы в Одинцовских курганах. Элементы характерной для кривичей вышивки отмечены в Харлаповских курганах. Так мог выглядеть кривич XII в., – подмосковный смерд, видевший, а вполне вероятно, и строивший деревянный Московский Кремль.
Вятич из кургана в парке Лосиный остров (Москва). XII век
Вятич, XII век. Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 1990 году.
Обширная территория, охватывающая бассейны рек Оки, Москвы-реки и Клязьмы, была заселена в X-XI веках пришедшими с юга и запада славянами-вятичами. Раскопки славянского могильника на территории Национального природного парка Лосиный остров, расположенного на северо-востоке Москвы, проводились в 1989-90 годах Центром археологических исследований Комитета по охране исторических памятников Москвы. Было найдено и исследовано несколько курганных захоронений, среди которых лучше других сохранилось погребение молодого мужчины. Его внешний облик, восстановленный по костным останкам, относится к европеоидному антропологическому типу и имеет ряд особенностей, характерных для представителей одного из племен восточных славян – вятичей. Особенности погребального обряда полностью соответствуют древнеславянской традиции. Скульптурная реконструкция передает образ человека, возможно являвшегося свидетелем и участником основания Москвы. По материалам археологических раскопок реконструкция сделана в головном уборе, покрой и форма которого соответствуют тому, что носили славяне в XII веке.
Вятичка из кургана № 2 группы Саввинская слобода в окрестностях Звенигорода (Московская область). XI век
Основой для реконструкции послужил череп женщины, предложенный М.М. Герасимову Государственным историческим музеем. Он был взят из кургана № 2 группы Саввинская слобода в окрестностях Звенигорода. Эта группа курганов раскопана в 1951 г. А.В. Успенской. Как показали находки семилопастных колец ранней формы, решетчатых перстней, хрустальных шарообразных и бипирамидальных сердоликовых бус, под курганами XI-XII вв. были похоронены вятичи. В кургане № 2, где по крайней мере один череп очень хорошо сохранился (что в этой курганной группе редко), обнаружены как раз ранние формы украшений, что позволило автору датировать его XI в. Голова молодой женщины редкой красоты с изящным овалом лица, довольно большим, но пропорциональным, с прямой спинкой, носом, большими глазами. Прическа, одежда и украшения в разных вариантах различны. В первом варианте реконструкции, выполненном для Государственного исторического музея, при консультации Б.А. Рыбакова, сделана девичья прическа, видимо, по этнографическим аналогиям – с заплетенной косой. На шее девушки – ожерелье из бипирамидальных сердоликовых и шарообразных (хрустальных или стеклянных) бус с серебряными привесками-лунницами, найденными, правда, не в этом кургане, а в соседней курганной группе (у д. Клопово). Вятичка одета в холщовую рубаху с прямым разрезом ворота и скромной вышивкой по его краю.
Вятичка из Старой Рязани. XI-XII век
Скульптурная реконструкция по черепу женщины из городища Старая Рязань, автор Г.В. Лебединская.
Основой для создания портрета женщины, жительницы городища Старая Рязань (XI-XII вв.), послужил череп из погребения 48 (раскопки В.П. Даркевича). Возраст умершей (35-40 лет) определен по состоянию швов черепа и стертости зубов. Череп небольших размеров, грацильный, долихокранный (черепной указатель 74,2). Мозговая коробка овоидной формы. Лоб средней высоты, прямой. Лицо овоидной формы, высокое. Если проанализировать антропологические особенности воспроизведенного лица, прибегая к системе описательных признаков на живом человеке, то этот скульптурный портрет можно охарактеризовать следующим образом: женщина с городища Старая Рязань безусловно принадлежит к европеоидной расе. Следует отметить высокое узкое лицо, высокое переносье, тонкий прямой с легкой горбиной нос, хорошо профилированный и по горизонтальному профилю спинки, слабое выступание скул. Лицо несколько сужается книзу (в связи с размерами нижней челюсти), подбородок хорошо оформлен, имеет скорее выступающую форму. Глазная область также характеризуется выраженными европеоидными чертами: глазное яблоко не углублено, тонкие веки хорошо его подчеркивают, разрез глаз широкий. Все лицо выражает грацильный тип строения, свойственный многим группам европеоидного населения.
источник
Как выглядели древние славяне: что говорят историки
Существует расхожий стереотип, что наши славянские предки все повально были бородатыми великанами с русыми длинными волосами. Подобные образы часто встречаются в сказках и былинах, на картинах и в кино. А как далеко подобное представление от истины? Что говорит наука?
Следует сразу отметить, что славяне — это не один народ, а множество, причем зачастую сильно отличающихся друг от друга и внешностью, и языком, и культурой. Мы условно будем говорит о тех славянских племенах, которые проживали на территории нынешней Центральной России и являются нашими пусть и далекими, но прямыми предками.
Одно из первых описаний славян оставили античные ученые. Плиний в своей «Естественной истории» упоминает наших предков как племя венедов, также известное под именем склавены. Он описывает их немногословно, упоминая, что у них европейские черты лица, светлая кожа, рост выше, чем у греков и римлян, примерно как у евреев, а руки короче, чем у последних. Глаза у славян — серые или голубые, а у южных — карие. Волосы тем светлее, чем севернее проживают племена.
Все это подтверждается археологическими находками. На сегодняшний день обнаружено немало захоронений, относящихся к эпохе славянской догосударственности. Из них можно составить такое описание: славянский мужчина крупный и рослый (175 см) с большим носом. Женщины были чуть ниже — 170 см. По тем временам и тех, и других можно считать настоящими великанами. Особенно мужчин с их крупными ступнями, соответствующему сегодняшнему 44—45 размеру.
Конечно, не все представители славянских народностей были такими. Среди них встречаются и те, кто отличался некоторыми монголоидными чертами: высокие скулы, полные губы, складки на верхних веках. Кстати, находки позволяют проследить, как с годами (столетиями) постепенно менялся образ типичного славянина: череп стал более округлым, уменьшились челюсти, сузился лоб, телосложение стало более худощавым — это явные признаки примеси крови тюркоязычных народов — хазар и печенегов, — с которыми наши предки соседствовали и то враждовали, то дружили.
А вот бород и длинных волос наши предки, по всей видимости, не носили. Дошедшие до нас свидетельства, собранные в двухтомнике «Свод древнейших письменных известий о славянах», не упоминают о бородах и длинных волосах. Скорее, такое заблуждение появилось потому, что косматыми и бородатыми в эпоху античности принято изображать варваров, к которым причисляли и славян.
Но археологические находки и исследования показывают, что окладистые бороды и длинные волосы славяне не носили, а вот усы – запросто. На дошедших до нас изображениях дохристианской и раннехристианской Руси можно увидеть, что типичный славянский воин — это бритый налысо (или с чубом, как у казаков) крепкий высокий усатый мужчина, причем совсем не всегда русоволосый.
Что касается бород, то они стали «входить в моду» позднее — начиная с XIV—XV вв. Да и то на первых порах считались обязательными лишь для духовенства.
amp_amp
NEVER FORGET
не знаешь, что сказать, говори правду
Никогда не задумывались, как выглядели древние русы? Я не про одежду, т.к. одежда может довольно быстро меняться в зависимости от региона, а один и тот же человек может носить шубу зимой и шорты летом. А вот как они выглядели в физическом плане? Телосложение, рост, кожа, лицо, волосы…
А вот более поздние описания можно считать вполне достоверными. И начнём вы с описания внешности князя Святослава византийским историком Х века Львом Диаконом. Это описание особенно нравится украинцам…
Вполне понятно, почему украинцы так любят это описание. Ведь у Святослава в наличии вполне казачий оселедец. Но, к слову, во-первых, это единственное в истории описание казацкого чуба у руса; во-вторых, сам Лев Диакон Святослава не видел; ну и в-третьих, был у него чуб или не был, но у всех последующих князей он отсутствовал, а между чубом Святослава и оселедцем запорожских казаков зияет лакуна в 600 лет шириной, т.е. ни о какой преемственности и речи быть не может.
Но речь не об этом. Отметим, что у руса Святослава были светло-синие глаза и умеренный рост. Хотя про рост тоже не всё однозначно, т.к. тот же Лев Диакон описывал и русов-великанов.
На самом деле, это описание внешности легендарного Ахилла, но Лев Диакон считал, что он выглядел именно так, как и скифы-русы Святослава, т.е. белокурые волосы и светло-синие глаза.
Интересен небольшой фрагмент «Истории» Иоанна Скилицы. Вот так он битву с всё теми же русами Святослава.
Т.е. борода, как минимум у части русов, всё-таки имелась, причём размером достаточным для того, чтобы ухватиться рукой.
Любопытно описание внешности русов, сделанное латинским хронистом Лиудпрандом Кремонским…
«По внешнему виду русь»… В данном случае латинский хронист имел в виду греческое слово «росиос» — «красный, рыжий». Т.е., по его мнению, норманны-русы были рыжими. Особенно интересно, что почти идентичное сообщение в это же время появляется и у арабского энциклопедиста ал-Масуди…
Византийцы называют их «русийа», что означает «красные»…
Абу-л-Хасан ал-Мас‘уди «Книга предупреждения и пересмотра» (около 950 г.)
Ну и далее восточные источники…
Часть с бородой, часть без бороды… Необходимо отметить, что информация о наличии или отсутствии бороды интересна лишь для дохристианского периода. После крещения русы бородаты однозначно, т.к. стрижка бороды наказуема. «Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить» (Из Церковного Устава Великого Князя Ярослава).
Далее широко известное описание русов Ибн-Фадлана…
«Белокуры, красны лицом»…
«Все свои волосы» намекает, что кроме волос на голове, присутствуют борода или усы. И сомневаюсь, что оселедец надо вычесывать гребнем.
Русы – крупные, как минимум для населения Каспийского региона…
Акцент на безбородом молодом русе дает понять, что среди русов бородатые всё-таки были. «Светлое лицо», это конечно не слишком конкретное описание, но создается впечатление белокурого и светлокожего человека.
Низами Гянджеви, классик персидской поэзии, писал про русов так…
Краснолицые русы сверкали . Они так сверкали, как магов сверкают огни.
Низами Гянджеви, «Искандер-наме» 1194-1202
А вот всемирно известный европеец Марко Поло…
Скандинавские источники бедны на описание народов, но кое-какие выводы можно сделать…
Вот и все описания древних русов, что мне удалось отыскать. Если у вас есть ещё что-то, то дополняйте.
Подведём итоги. В представлении окружающих народов русы, это в основном высокие люди со светлой кожей, всегда светловолосые или рыжие, и светлоглазые (чаще голубоглазые).
Ну и для сравнения наши дни…
Тут как бы всё предсказуемо – чем южнее, тем население более чернобровое да черноглазое…