Как выглядели раньше школьные принадлежности
Советские школьные принадлежности из нашего детства (22 фото)
Все эти школьные вещи из нашего детства не могут не вызывать у вас теплые чувства и воспоминания. Ведь так? Давайте посмотрим на советские школьные принадлежности, которыми мы все пользовались в школьные годы нашей молодости. Ностальгия..
Пенал пластиковый. Издаёт шикарный «чпок» при резком открывании.
Боковые стенки и перегородка пенала деревянные, а дно и крышка из пластика,
каким крышки парт обклеивали. Получил такой в подарок на «выпускном» из детсада,
только нелепая картинка на крышке была другой.
«Кнопочные» ручки. Стержень короткий и с выступом под пружину.
При необходимости такой стержень вставлялся в обычную ручку, снабжаясь «удлиннителем» из спички.
Ручки шариковые.
По краям ручки из числа самых недорогих, которыми чаще всего снабжали школьников младших классов,
вторая слева отличается пропорциями половинок — развинчивается почти пополам.
Третья слева ручка из блокнота какого-то или чего-то такого. Под короткий стержень.
Можно было использовать короткий стержень от «кнопочной».
Чернильные ручки.
В конце восьмидесятых такие встречались разве что на почте и в сберкассах, где ими заполняли квитанции.
И при выпуске «стенгазет» — тогда вместо обычного пера использовали т.н. плакатные как на второй слева.
Авторучки используют до сих пор, и чернила «Радуга» выпускаются до сих пор.
Карандаши. Слева цанговые карандаши.
Справа химический — при намокании грифель синеет.
Второй справа — карандаш с ластиком, он несколько большего
диаметра нежели обычные карандаши.
Легендарный чехословацкий кохинор.
Модный пенал на липучке.
В основном попадались пеналы такого типа красного цвета,
и вместо липучки он закрывался на быстро отрывавшуюся лямочку.
Линейки «специальные»: логарифмическая и рейсшина.
Внутри металлический стержень с насечкой, которая в окошке показывает расстояние,
на которое линейку сдвинули вверх или вниз.
Набор чертёжных принадлежностей.
Скрепки, кнопки und дырокол
Линейка офицерская.
Сейчас такие тоже делают, но раньше они были из БЫСТРОГОРЕЛКИ™!
Было удобно на уроках русского использовать, подчёркивая волнистой линией какие-то там части речи.
Не знаю, пользовались ли они популярностью в обычных школах — у нас в классе в основном дети военных были.
Ещё выпускались «морские» линейки бОльшего размера с другим набором «символов»,
я для артефактов 76-82 такую тоже снимал.
Чертёжный набор годов 70-х.
Всякие другие линейки, транспортиры, лекала, трафареты итп.
А это трафареты шрифтовые.
Выпускались разных размеров.
В самых мелких буквы были другого вида нежели в больших.
А это трафареты шрифтовые.
Выпускались разных размеров.
В самых мелких буквы были другого вида нежели в больших.
Школьные принадлежности в СССР
Карандаши «Полицвет», металлические линейки и транспортиры, деревянные пеналы и знаменитые карандаши «Кохинор» — давайте вместе вспомним, чем пользовались советские школьники на уроках рисования, геометрии и других предметов.
Пролетели три месяца беспечного отдыха и веселья, и снова начинается учебный год. Зайдите в любой канцелярский магазин — чего там только нет! Но вспомните, как обстояли дела со школьными принадлежностями в советские времена? Чем писали и рисовали наши родители или мы сами? Сегодня мы совершим ностальгическое путешествие по миру школьных принадлежностей, которые были у каждого ребенка в СССР.
Автоматические карандаши со сменными грифелями, но не тонкими, как сейчас, вполне обычными. Некоторые школьники даже добывали для них грифели из расколотых пополам обычных карандашей.
Дешевенький пластмассовый пенал-футляр для ручек или карандашей, который открывался со звонким звуком «чпок».
Хотя с помощью крышки из тонкого пластика (которым также обклеивали парты) можно было чертить прямые линии, если линейки под рукой не оказалось.
Забыли счетные палочки, а автоматические цветные карандаши были у двоюродной сестры, очень хотела такие. Пенал вот такой был
А как же это? Держатель для книги. Удобная штука.
Ножницы до сих пор в строю! Пользуюсь!
Спасибо за ностальгический пост. Помимо сине-белого ластика, был ещё красно-белый с какими то вкраплениями, и был ещё огромный ластик за 40 коп. «Архитектор». Пенал помню ещё был пластмассовый там внутри на крышке были часы со стрелками и счеты. Циркулем особо не пользовались, покупали козью ножку.
А у меня что-то типа такого пенал был)
Насчет редкого использования лекал- не согласна. На уроках труда при построении выкроек мы этими вещами активно пользовались
Ножницы, кстати, вообще огонь. До сих пор у меня аж двое таких, и хоть бы что, краска зелёная только местами отвалилась.
А дымовухи хорошие были из лекал желтого, бардового и оранжевого цвета и еще та что с кругами, самая левая на картинке
Там где фото с «неавтоматическими ручками», которые можно грызть, есть белая ручка, с надеваемыми кольцами в виде корон. Как сейчас помню «Сакко и Ванцетти» сбоку написано было.
Вот не надо на цанговые карандаши гнать. Отличного качества были. Пользуюсь ими каждый день.
Кох-и-нуровский карандаш купил потому что проебал все кимековские со специальным точилом (на фото слева, крепится в навершии), стержни тоже всегда были (родной кимековский тубус для стержней на фото, стержни, правда, уже кохинуровские, кажется, судя по толщине: они чуть тоньше).
Офицерская линейка уже российского производства а не СССР.
На старой был логотип в виде птички и 47 коп. ЕМНИП цена.
Был такой пенальчик деревянный в 1 классе ).
Кстати, кто в курсе, где купить такой циркуль, чтоб фиксировался верхней крутилкой нужный радиус.
А то какие то детские во всех канцтоварах продают 🙁
почему рейсшина лежит рядом с логарифмической линейкой и о ней ни слова?
Налетай, не скупись,
нужен вам «Полицвет».
Обойдёшься без спальни,
но не без готовальни!
AutoCad 0.74 with Crack.
Собирались выкидывать в одном гос учреждении, урвал нахаляву.
Готовальня У32-П. 74 год выпуска, почти полный комплект.
Лол. Наливная ручка = рапитограф
И линейка не тактическая, а офицерская. Соответственно так же использовалась и в армии, что бы пометки на картах делать.
«Пролетели три месяца беспечного отдыха и веселья, и снова начинается учебный год. «
У тебя машина времени поломалась.
было все из перечисленного..
Трафареты, помню сколько ненависти к нему было, когда букву нужную пропустил. А ватман последний
Мы как то дымовуху из офицерской линейки в лифте подожгли, ну и поехали на нем. Это была ОЧЕНЬ глупая затея. Еле выбрались.
Покупал готовальню за 40 руб. в советское время. Чертил рейсфедерами тушью курсачи в институте. Забавный опыт был 😂 А логарифмическими линейками нас в 8 классе на математике учили пользоваться
Родилась в 90-х. Читала пост без особых чувств. Что-то из этого мне незнакомо, что-то активно продается и сейчас, например, я люблю карандаши «конструктор», они мне по руке.
Но потом
я увидела
Ножницы!
Те самые зеленые НоЖнИцЫ.
Аааааа.
В готовальне поролон слипся в кашу(
Немного застал такие принадлежности. Ножницы такие реально были в каждой квартире, по моему)))
Очень много сохранилось от отца, особенно трафареты запомнил и пенал с линейкой логарифмической. Лежат теперь у меня.
А вот с картинкой треугольника 60-90-30 градусов промашка. Этот деревянный треугольник был дефицитом. Его постоянно и везде искали чертёжники. В свободной продаже был деревянный треугольник 45-90-45 градусов.
Офицерскую линейку у меня старшаки отобрали,потом правда понял зачем,но батя вторую не дал! Вместо готовальни была козья лапка,ножка х/з как правильно, только круги без конкретного диаметра рисовал просто рукой,»ИЗОшница» охреневала! И я был самым крутым когда классе в 5-6 привез с летних каникул калькулятор-визитку,и старшакам моякнул мол у меня дед полковник милиции- сосите пятки дохлой обезьяны что б не отобрали! Это были 90е мы учились как могли!
Готовальню и «ящичек» для черчения мне передал по наследству старший брат. Я, помню, даже хвастал перед всеми, типа смари какой у меня антиквариат.
папками для бумаг никогда не пользовался. как и тушью. очень смутно припоминаю что то про счеты.
калькулятор у меня был «электроника бз-30».
по поводу калькуляторов и «школьных поборов». у нас, не помню уж точно, в классе 5 наверное приобретение калькулятора было настоятельно рекомендовано, практически в обязаловку. а стоили калькуляторы не сказать что дешево. если сравнивать с нынешней з/п, то вполне как годный телефон нынче. поблажки делались многодетным и ну и некоторым у кого очевидно финансовое положение было не ахти какое.
А еще из нее получалась отличная «дымовуха»
Враньё, обычные линейки не подходят.
Всё прекрасно. Да вот только иностранной канцелярии в 80-е годы я не встречала совсем.
Про фирму Koh-i-nоor мы узнали у же в 90-е, когда рухнул железный занавес, и из-за границы что-то стало поступать к нам на прилавки.
А так, да, окунули в прошлое, поностальгировала.
Немного хорошего о людях хороших,…
… а конкретно – об учителях. Тут как-то был пост с обидой на учителя, и пост этот вызвал много откликов, комментаторы вспоминали, как их незаслуженно обижали учителя, и эти обиды сохранились до сих пор, хотя прошло уже много лет. Я в обсуждении не участвовал, поскольку не мог вспомнить какой-либо случай, когда меня обидел учитель. Но зато помню двух учителей, к которым у меня до сих пор чувство благодарности. О них и хочу рассказать.
Моей первой учительницей была Александра Яковлевна. Учила она меня в 1954-1958 г.г. Пожалуй, это был классический тип учителя: высокая, сухощавая, прямая, лет сорока (по нашим детским понятиям – старая, моей матери, например, в 1954 г. было 27), говорила четким, ровным голосом (не помню, чтобы она на что-то или на кого-то раздражалась и повышала голос). Конфликтов между ней и каким-либо учеником на уроке не было, хотя мы не были ангелами во плоти. Но и время, в отличие от нынешнего, было иным: авторитет учителей в глазах наших родителей был высок, и в нашей плохой успеваемости родители винили нас, а не учителей.
Александра Яковлевна именно обучала, а не оказывала услугу по обучению, как это можно слышать от многих нынешних учителей. Терпеливо объясняла, оставалась после уроков с отстающими для дополнительных занятий. Был у нее один недостаток, связанный, думаю, с возрастом: она иногда уроки физкультуры заменяла занятиями в классе, говоря, что мы вместо зарядки для тела займемся зарядкой для ума, и мы занимались устным счетом – в уме складывали, вычитали, умножали и делили числа, задаваемые ею, а хотелось побегать, попрыгать, побеситься. Пользу практики считать в уме я оценил позже, во взрослой профессиональной жизни. А когда появились и стали обыденными карманные калькуляторы, меня удивляли ситуации, в которых молодые люди, вчерашние школьники, простые арифметические действия выполняли не в уме, а на калькуляторе, причем медленнее, чем я просчитывал в уме.
За четыре года начальной школы никто из учеников не отсеялся по неуспеваемости, да и вообще понятие «двоечник» в классе применить было не к кому. Заложенный в нас базис знаний, умений и отношения к учебе в дальнейшем помогал и в школе, и в вузах, куда многие из нас поступили после школы. Спасибо Вам, Александра Яковлевна!
А в середине 80-х позвонила мне бывшая одноклассница, сообщила, что Александре Яковлевне на днях исполнится 70 лет, и она (одноклассница) собирается послать ей поздравительную телеграмму, и не буду ли я против, если в телеграмме напишет и мою фамилию. Я был против, поскольку посчитал, что две телеграммы с одной подписью лучше, чем одна с двумя. В юбилейный день сходил на почту, написал поздравление и подписался «Ваш ученик 1954-1958 г.г. ». Когда отдавал телеграмму приемщице, женщине пенсионного возраста, она прочитала текст и аж засветилась. Сказала, что она бывшая учительница, и такая телеграмма дорогого стоит. А когда приехал погостить в родительский дом, мать рассказала, что Александра Яковлевна, получив две телеграммы, была весьма обрадована и тронута и восприняла это как свидетельство, что не зря прожила свою жизнь. Не зря, Александра Яковлевна, не зря!
Вторым учителем, которого я вспоминаю с благодарностью до сих пор, был Андрей Петрович, математик и наш классный руководитель в 5-8 классах (школа была восьмилеткой). Он бывший фронтовик, командовал артиллерийской батареей, награжден орденом Красной Звезды, был серьезно контужен. Контузия на умственных способностях не сказалась, но вспыльчивость у него была несколько повышенной, хотя и успокаивался он быстро. Как-то один из моих соучеников во время урока вертелся и разговаривал, не реагируя на замечания учителя, и рассерженный Андрей Петрович взял его за шкирку и понес к вешалке, чтобы подвесить на крючок. Пока нес, оба передумали: ученик – шкодить, а Андрей Петрович – вешать (хотя, конечно же, не подвесил бы).
Андрей Петрович любил и нас, и свой предмет. Наш класс ему пришелся по душе, как-то в минуту откровенности он сказал нам, что у него был только один такой же класс – первый в его учительской работе класс, который он вел, вернувшись с фронта. Андрей Петрович, по его словам, тогда не сильно отличался от своих учеников: и сам был молод, и ученики тяжелых военных лет взрослели быстро. Он не только их обучал, но и проводил с ними свободное время – играл в прятки и прочие игры, каковых в наше время было немало.
А как преподавателю математики Андрею Петровичу равных я не встречал. Объяснял он просто и наглядно, особенно по геометрии. Он разработал массу наглядных пособий на основе складных картонных плакатов. Доказательство теоремы, например, теоремы о равенстве треугольников, наглядно сводилось к тому, что Андрей Петрович показывал нам плакат с двумя треугольниками, у которых что-то было одинаковым (какие-то стороны или углы), потом складывал плакат, и треугольники накладывались друг на друга, полностью совпадая (уже во взрослой жизни я прочитал, как Пифагор обучал геометрии своих учеников, рисуя им картинки, и увидел некоторые параллели с методом Андрея Петровича). Андрей Петрович к изготовлению этих пособий привлек девчонок нашего класса, и как-то однажды я в передаче местного радио услышал рассказ и о нем, и его пособиях, и фамилии девчонок, которые ему помогали рисовать и клеить пособия.
Мы попали под хрущевскую реорганизацию школьного образования, когда ввели производственное обучение, 11-й класс, а неполное образование из семилетнего стало восьмилетним. В восьмом классе у нас добавилось учеников из школ (в основном сельских), которые не успели стать восьмилетками. И вот тогда мы увидели разницу в математической подготовке нас и новых учеников. Андрей Петрович для начального знакомства вызвал к доске новую ученицу с отличной оценкой за седьмой класс, выделил ей половину доски, а ко второй половине поставил нашего троечника, Стал давать им одинаковые задания, и оказалось, что уровень знаний у них примерно равный.
Андрей Петрович хорошо знал наших родителей, и нас воспитывали совместными усилиями. Уже много позже, когда мы вошли во взрослую жизнь, а Андрей Петрович ушел на пенсию, он, встречая мою мать, всегда интересовался моей жизнью и радовался моим успехам. И, по словам бывших одноклассников, я не был исключением.
Иногда мы обижались и ворчали по поводу строгостей Андрея Петровича, а он действительно бывал и строг, и требователен. Он, видя это, говорил нам неоднократно: «Вы сейчас обижаетесь, но станете взрослыми и не раз вспомните меня добрым словом». И действительно, учась в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности я не раз добрым словом поминал Андрея Петровича. Вспомнил и сейчас благодарной памятью.
Про гуманитария, математику и репетитора
Довелось учиться в позднем СССР/перестройку. В школе отставала по математике.
С ней была просто беда. Так, как по остальным предметам училась хорошо, математику мне «натягивали». Но в выпускном классе математику стала вести молодая амбициозная преподавательница, которая ставила то, что заслужил.
Итог: мне грозила двойка по математике и справка вместо аттестата.
Моя мать подсуетилась и наняла мне преподавательницу из технического ВУЗа. Очень приятную женщину в возрасте, еврейку. Таких мягких и очаровательных людей я редко встречала в жизни. С первого же урока я начала что-то понимать. Каждый урок шел буквально за год. Встречи были как праздник.
Контрольную годовую я написала на 5, и, одна единственная в классе, верно решила дополнительное задание. Учителя не понимали: я у кого-то списала? Но у кого, ведь никто не решил дополнительное задание!
Много лет мучительных страданий и всего несколько уроков у талантливого педагога.
«Неуместная фантазия»
Наша кадровичка рассказывала.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Школьные принадлежности советского прошлого
Советская школьная форма
Перьевая ручка и чернильница
Обычный простой пенал
Тетрадь с промокашкой
С обратной стороны тетради были или Гимн Советского Союза, или Правила октябрят, или таблица умножения.
Небольшие металлические счёты
А это «креатив» того времени (90е)
А это ручки из медицинских капельниц.
и заканчивая логарифмическими:
Логарифмическая линейка
И конечно же, королева всех линеек- «офицерская»
Набор цветной бумаги
Подставка для книг
Хотя чаще всего пользовались вот такой вот «козьей ножкой».
История знаменитых школьных атрибутов
Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.
Школьная парта
Этот предмет мебели, примерно в том виде, каким он запомнился нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников по-видимому не существовало, и дети учились за обычными столами.
Впрочем, были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их назвали бы эргономичными – это поставец, секретер и конторка. Именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.
По мере увеличения грамотных людей в XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход – конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом) и тем, что была сразу соединена со скамейкой. Исходный вариант этой парты был одноместным. Изготавливали эту мебель из массива дуба – для прочности, так что первые образцы были просто неподъемными.
Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских школах не было шкафчиков, он предложил накрутить на парты сбоку крючки для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок. Ну, еще углубления для чернильниц, два желобка для перьев и карандашей, – и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично, то по старым фильмам уж точно.
Ранец
Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.
В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.
Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. До сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз, когда вижу на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.
Школьная доска
За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку. Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.
В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.
За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. Ниже в подборке фото – те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам. О назначении многих из них современные школьники теперь даже не догадываются.