Как выглядели самураи в японии
Почему исчесли самураи: 12 увлекательных фактов о бесстрашных воинах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Постепенная модернизация и крупные события, такие как восстание Сацума и создание Японии Мэйдзи, в конечном счёте ознаменовали последние дни воинской культуры и конец самурайского образа жизни.
1. Недовольство
В течение XIX века многие самураи среднего и низшего класса становились всё более недовольными структурой японского общества. В то время самураи были правящим классом в Японии. Определяющей характеристикой этого класса было то, что они были кадровыми военными, хотя по своим функциям выполняли множество обычных задач от бюрократических до решения фермерских проблем.
Клан Токугава был главным, и они правили из Эдо (современный Токио) как сегунат Токугава. Правивший с 1603 года сегун был главой семьи Токугава, занимавшей должность верховного военного правителя. Эдикты передавались от сегуна местным дайме (главам кланов), которые управляли своими территориями подобно губернаторам. Отдельные самураи получали жалованье, определяемое военной иерархией.
Статус определялся наследственностью и рангом, и существовала огромная разница в богатстве и статусе между самураями высшего класса и низшими. Самураям среднего класса всё больше не хватало мобильности. Хотя самураи низшего класса и имели некоторую мобильность, они не могли поддерживать её из поколения в поколение.
2. Раскол Японии
Когда коммодор Мэтью Перри вошёл в залив Эдо в 1853 году, это положило начало ряду событий, которые навсегда изменили Японию. Перри в сопровождении тяжеловооруженного флота был послан президентом Миллардом Филмором для открытия торговли между Японией и Соединёнными Штатами.
В Японии рос раскол между теми, кто хотел сохранить изоляционизм, и теми, кто хотел приветствовать иностранцев. В то время сегунат Токугава находился у власти. Император всё ещё существовал, но в основном только как номинальное лицо.
Сегун Токугава Иэмоти в конце концов решил открыть порты, но император Комэй возражал против договора. Сегунат проигнорировал желание императора и всё равно открыл порты. Затем в 1863 году император Комэй порвал с традицией подчиняться сегуну, издав приказ «изгнать варваров».
3. Бунт клана Тёсю
Игнорирование желания императора относительно изоляционизма само по себе не было достаточным, чтобы положить конец сегунату Токугава, но это вызвало гнев многих самураев, особенно в клане Тёсю. Клан располагался в юго-западной части Хонсю, относительно далеко от власти сегуна в Эдо. В клане Тёсю власть перешла к самураям, которые были недовольны сегунатом и стремились покончить с ним. Они были настроены против иностранцев и, следовательно, выступали за императора.
Воинские части в клане Тёсю были сформированы с целью изгнания иностранных захватчиков. Солдаты набирались с окраин самурайского класса, и это ослабляло традиционную самурайскую иерархию внутри клана.
Недовольство клана достигло апогея в 1864 году. В дополнение к борьбе с иностранцами в попытке «изгнать варваров», Тёсю подняли восстание у ворот Хамагури.
Самураи из клана пытались захватить Киото (резиденцию императора) и восстановить политическую власть императора, но были отбиты силами сегуната. В отместку за нападение сегунат предпринял попытку отомстить клану Тёсю.
4. Клан Сацума
Клан Сацума в конечном счёте объединился с Тёсю против сегуната. Широкая поддержка императора действительно существовала, но в отличие от Тёсю в клане Сацума были менее радикальные элементы.
В результате лоялистское движение в клане Сацума превратилось в попытку восстановить власть императора политическими средствами. К 1866 году лоялистские элементы получили контроль над кланом Сацума, и они присоединились к Тёсю в союзе против сегуната.
В том же году два клана объединились, чтобы разгромить вторую попутку сегунов отомстить Тёсю. Это привело к значительной потере власти сегуната. Однако вскоре после смерти императора Комэй, и сегуна Токугава Иэмоти, их сменили император Мэйдзи и сегун Токугава Ёсинобу.
5. Конец сегуната
В 1867 году сегун Токугава Ёсинобу официально подал в отставку, фактически отрёкшись от власти императора. Эта акция была частью усилий по удержанию клана Токугава на важном посту в новом правительстве.
Затем 3 января 1868 года в Киото произошёл государственный переворот, и император был восстановлен в качестве высшей власти в Японии в результате события, названного реставрацией Мэйдзи. В этот переходный период правительство Мэйдзи продолжало сотрудничать с правительством Токугавы. Это расстроило сторонников жёсткой линии в кланах Тёсю и Сацума, которые убедили собрание Мэйдзи отменить титул сегуна и конфисковать земли Ёсинобу.
6. Новая эра
«Клятва пяти статей» была уставным документом реставрации Мэйдзи 1868 года. Этот короткий документ ознаменовал резкий поворот в имперской политике, прежде всего указывая на открытость для международного сообщества. Это важно, учитывая, что одним из начальных пунктов разделения между императором и сегуном было сопротивление императора иностранному влиянию.
В документе также подчёркивалось, что простому народу должно быть позволено заниматься своим собственным призванием, чтобы не было недовольства. Другими словами, стены между социальными классами начали потихоньку рушиться.
7. Бошинская война
Бошинская война велась между двумя самурайскими группировками. Бывший сегун Токугава Ёсинобу был возмущён тем, что он и его клан были исключены из нового правительства Мэйдзи, и, по сути, решил отказаться от своего отречения. Это привело к конфронтации между имперскими силами Мэйдзи, включая Сацума и Тёсю, и силами, лояльными сегунату.
Война началась 3 января 1868 года с государственного переворота в Киото.
Ёсинобу отошёл на юг, к Осаке. Затем 27 января войска сегуна выступили навстречу имперскому союзу Сацума-Тёсю у южного входа в Киото. Силы сегуната были частично обучены французскими военными советниками и превосходили имперские войска в три раза. Несмотря на это, имперские войска были хорошо оснащены современным вооружением, включая гаубицы Армстронга, винтовки Минье и несколько пушек Гатлинга.
После целого дня безрезультатных боёв силам Сацума-Тёсю был вручен имперский флаг, официально признанный императором императорской армией. Это заставило другие видные кланы дезертировать. Деморализованный Ёсинобу бежал из Осаки в Эдо, и силы сегуната отступили.
Когда имперские войска получили преимущество, они смогли захватить Эдо. В этот момент Ёсинобу поместили под домашний арест. Северный союз продолжал сражаться во имя сегуната, но в конечном итоге потерпел поражение в последней битве при Хакодате на Хоккайдо.
8. Лишение самураев власти
Конец сегуната также ознаменовал конец феодализма в Японии и массовую реструктуризацию правительства. Во время реставрации Мэйдзи император принял ряд западных концепций, таких как конституционное правительство. К концу Бошинской войны предпринимались усилия по полной ликвидации кастовой системы, существовавшей с XII века, и замене её централизованным имперским правительством.
К концу войны Босин императорский совет состоял в основном из самураев из кланов Сацума и Тёсю, с некоторыми представителями других известных кланов. К 1869 году дайме были отстранены от власти, а к 1871 году бывшие владения были превращены в префектуры.
Упразднение владений было немаловажным делом, и план требовал поддержки многих выдающихся самураев. Тем не менее, этот шаг вызвал некоторые трения между новым имперским правительством и некоторыми самураями. Напряжённость нарастала по мере того, как император объявлял все классы равными (идея, заимствованная у новоприбывших жителей Запада), а класс самураев систематически лишался привилегий и статуса.
9. Очередная угроза
Правительство Мэйдзи фактически положило конец самурайской монополии на военную службу. До этого момента армии самураев были непосредственно лояльны местным дайме. С упразднением дайме и их территорий необходимо было сформировать национальную имперскую армию. Это произошло в 1872 году, когда правительство Мэйдзи ввело всеобщую воинскую повинность. Каждый мужчина, самурай он или нет, должен был отдать три года военной службы. Это подрывало саму цель существования класса самураев. Многие самураи, которые помогли свергнуть сегунат и восстановить императора, теперь оказались под угрозой.
10. Изъятие мечей
Было несколько указов, направленных против класса самураев, но указ Хайтореи был особенно болезненным. После его принятия в 1876 году самураям было запрещено носить мечи.
11. Последний бой
Клан Сацума сыграл важную роль в свержении сегуната и восстановлении имперской власти, но быстрый распад их образа жизни, казалось, изменил их мнение о новом правительстве. В 1877 году самураи были готовы к бою.
На острове Кюсю небольшая группа мятежных самураев во главе с Сайго Такамори осадила замок Кумамото. Они были вынуждены отступить, когда императорская армия прибыла, и после нескольких незначительных поражений они были окружены на горе Энодаке. Им удалось бежать обратно в свою крепость в Кагосиме, но их силы были сокращены с трёх тысяч до четырёхсот. Теперь эти самураи столкнулись с имперской армией численностью более тридцати тысяч человек.
Заняв холм Сирояма за пределами Кагосимы, самураи приготовились к своему последнему сражению. Они были окружены императорской армией во главе с генералом Ямагатой Аритомо, который приказал своим войскам рыть траншеи, чтобы помешать мятежникам снова бежать.
12. Последний самурай
История Сайго Такамори иллюстрирует сложный характер событий, приведших к гибели самуроев. Он начал свою карьеру в качестве посланника клана Сацума, где провёл несколько лет в Эдо, работая с сегуном. После чистки, которая устранила тех, кто выступал против политики сегуна, включая Сайго, он бежал из Эдо. Он был сослан на остров Амами Осима, где провёл три года, женился и стал отцом двоих детей. К сожалению, его жена была простолюдинкой, поэтому его семье пришлось остаться, когда Сайго был отозван для дальнейшего служения клану Сацума.
Сайго возглавил первую экспедицию сил сегуната против Тёсю. Позже, когда Сацума объединился с Тёсю, он сыграл свою роль в восстановлении императора, которого твёрдо поддерживал. К сожалению, его решение попытаться остановить восстание против сегуна, которое он считал неосмотрительным, было неверно истолковано, и он был обвинён в измене. Позже он был помилован и участвовал в реставрации Мэйдзи, став советником императора.
После того, как новое правительство начало принимать законы, направленные против самураев, Сайго почувствовал, что новое правительство предает принципы, на которых оно было основано. Вестернизация и возросшая открытость для иностранцев резко контрастировали с движением «почитай императора, изгони варваров», которое положило начало революции.
В то время, как он сотрудничал с решениями об упразднении владений и введении воинской повинности, Сайго провёл черту в Указе Хайтореи. Он возглавил восстание Сацума и демонстративно погиб, став известным как последний истинный самурай.
А в продолжение темы о Стране Восходящего Солнца, читайте также о том, чем так славится район Гион и почему туда слетаются туристы со всех уголков планеты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Настоящий самурай: какими на самом деле были великие японские воины
Самурай: определение слова
В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай — это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак — японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.
Эта цель прослеживается в самом определении «самурай». Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол «служить». Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина — дайме. Многие европейцы считают, что самурай — это служилый человек, которого можно называть японским словом «буси». Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.
Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.
Социальный состав[ | ]
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 мая 2020 года
История самурайства: краткая историческая справка
Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.
Несколько веков междоусобных войн благоприятно сказались на формировании класса воинов, к семнадцатому веку они стали многочисленным и достаточно обеспеченным сословием. Особенно большим уважением пользовались личные самураи сегуна — фактического правителя страны. Он являлся главным военачальником и устанавливал в стране жесткий режим, с которым был вынужден согласиться даже император страны, становившийся лишь номинальным главой Японии.
К концу девятнадцатого века, когда в стране прекратились военные столкновения, отпала необходимость и в самураях. Они постепенно стали находить себе новые должности и занятия. Многие из них нашли себя на государственной службе, другие стали землевладельцами. Можно сказать, что сословие полностью изжило себя и осталось только в романтических японских легендах.
Сегунат
В 1192 году возник политический строй, который позже был назван сегунатом. Это была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун – образно говоря, главный самурай. Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.
Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.
Личные качества самурая
То, каким должен быть самурай, описано в кодексе Бусидо. О нем мы еще поговорим чуть позже. Ведь он сформировался в расцвет самурайства, до этого момента о личных качествах самурая юным воинам рассказывали их учителя.
Самыми главными чертами настоящего самурая считались преданность, честность и храбрость. Именно из этих характеристик складывался кодекс чести воина, который в дальнейшем трансформировался в бусидо.
Страшнее всего для воина было потерять честь и покрыть себя позором в бою. О таких самураях говорили, что они не достойны даже ритуала харакири — самоубийства посредством вспарывания живота на глазах зрителей. Такой воин бродил по стране и пытался зарабатывать уже как обычный наемник без чести и достоинства. Их услугами в Японии активно пользовались, но относились к наемникам с нескрываемым пренебрежением.
Зарождение сословия
Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка. Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов – коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами. Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.
Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому – страну сотрясали междоусобные войны. Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил – бусидо.
Внешний вид самурая
До наших дней сохранились многочисленные свидетельства того, как выглядели средневековые самураи. На протяжении многих лет их внешний вид практически не претерпевал изменений, впрочем, как и ритуалы, связанные с обучением молодых воинов и посвящением их в самураи.
Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.
Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости — с выбритым лбом было удобнее носить шлем.
Довольно часто воины носили доспехи. Они изготавливались из тонких искусно выделанных пластин кожи или металла, соединяющихся друг с другом прочными шнурками. Часто пластины покрывали несколькими слоями лака, что увеличивало их прочность. Самурайский шлем полностью закрывал голову от стрел и ударов врага, он тоже изготавливался из гибких пластин. Довольно распространено было украшать шлем яркими масками, которые выполняли одновременно защитные и устрашающие функции.
Самурайские мечи ковали из тысяч слоёв стали
Фото: Wolcott, Katherine / The University of Vermont / Wikimedia Commons
Многие считают, что настоящие катаны куются мастером‑оружейником в течение нескольких лет. За это время кузнец множество раз складывает стальную заготовку, сообщая мечу невероятную прочность и остроту.
Это, конечно же, заблуждение. Заготовки из тамахаганэ, японской стали, называемой также «алмазной», и правда изготавливаются путём многократного сложения и последующего расплющивания металла.
Но слоистую сталь, которую записывают в преимущества катаны, японцы делали не из‑за её уникальных свойств, а потому что у них не было более эффективного способа очистить Science of Tatara and Japanese Sword, Japanse Swordmaking Process железистый песок от примесей и лучше распределить Study of Microstructures on Cross Section of JAPANESE SWORD в металле углерод. Такой метод обработки железа — не великая тайна японских мастеров, а вполне обыденная техника, которой пользовались по всему миру.
Тысячи раз сталь не складывали. Сгибать заготовку больше 20 раз — бессмысленно терять время, поскольку это приводит Japanse Swordmaking Process к чрезмерной диффузии углерода в материале. Процесс сгибания стали, называемый сита‑китаэ, повторяли всего 8–16 раз.
А когда японцы начали завозить металл из Европы, то вообще бросили тратить силы на сита‑китаэ, ведь европейская сталь была дешевле и гораздо лучше по качеству.
И катаны не ковали годами. В среднем на один меч уходило How long does it take to forge a katana?, WHY DID IT TAKE BLADESMITHS SO LONG TO MAKE A KATANA? от трёх недель до нескольких месяцев.
Воспитание и обучение юных воинов
Так как самурай — это феодал, то его титул передавался в Японии по наследству. Отец должен был воспитать в своем сыне безграничную преданность к господину. На это были направлены все силы учителя.
С детства будущему самураю внушают презрение к смерти, ведь вся его жизнь представляется в философии самураев всего лишь путем к достойному концу. С этой целью к домашнему обучению присоединялись учителя, они становились вторыми родителями для мальчика и имели на него все права. В процессе обучения юноша должен стать бесстрашным, выдержанным и стойким. Для такого воина нет ничего невозможного, если таков приказ господина. В случае необходимости самурай мог с радостью отдать жизнь за своего хозяина, а для этого он должен иметь чувство пренебрежения к смерти. Это достигалось особыми методами воспитания.
Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.
К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.
Феодальная иерархия
Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.
На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.
В период своего расцвета самурайское сословие составляло около 10% всего населения Японии. К этой же прослойке можно отнести членов их семей. Фактически могущество феодала зависело от размера его поместья и дохода от него. Часто его измеряли в рисе – главной еде всей японской цивилизации. С воинами в том числе расплачивались и буквальным пайком. Для такой «торговли» даже существовала своя система мер и весов. Коку равнялся 160 килограммам риса. Примерно такого объема еды хватало, чтобы удовлетворить потребности одного человека.
Чтобы понять ценность риса в средневековой Японии, достаточно привести пример самурайской зарплаты. Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.
Обряд посвящения в воины
На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей — дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.
Музыка
Музыка в Samurai Champloo является смесью сразу нескольких музыкальных направлений. Вы услышите ритмичный хип-хоп и рэп, мелодичный джаз и блюз, традиционное японское звучание сямисэна и классическую музыку. За счет использования различных музыкальных направлений создатели аниме смогли удовлетворить вкусы разных поколений: тем, кто постарше, понравится джаз и блюз, более молодым поколениям, без сомнения, ближе хип-хоп и рэп. Музыка грамотно управляет темпом повествования, и задает требуемую атмосферу: во время боевых сцен играют мелодии, добавляющие происходящему динамичности и зрелищности, во время драматичных моментов предпочтение отдается проникновенной классической музыке. Кроме того, для Samurai Champloo были созданы отличные опенинг и эндинги.
Мог ли самураем стать простолюдин?
В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай — это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.
Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.
Отношение к государству
Женщины-самураи: миф или реальность?
В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.
Воинская честь
В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой. Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков.
Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов. Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.
За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление. Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности. Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.
Кодекс Бусидо: краткие положения
Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.
Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.
В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.
Таки коммерция?
Рёму будто подменили. Едва умевший читать любитель махания мечом с головой зарылся в книги, особенно гайдзинские, и приложил все силы к развитию созданной Кацу военно-морской школы и верфи в Кобэ.
В своих письмах Сакамото не жалеет эпитетов в адрес гайдзинов и их пособников, но теперь путь к спасению Японии он видит исключительно в том, чтобы превзойти иноземцев в их науке.
К традиционным двум мечам Рёма добавил револьвер «смит-вессон», а вместо деревянных гэта стал носить удобные американские ботинки — раз уж сёгунат запретил его роду ношение модных самурайских раздвоенных носков.
Заодно Сакамото проникается западными идеями и становится сторонником отмены сословной системы: в конце концов, каждый японец — самурай по духу!
Кайэнтай, Рёма третий слева, 1867
Впрочем, Сакамото пользовался и обычными парусниками. С одним из которых случилась печальная и поучительная история. Даймё (владыка) Кии тоже купил пароход.
Предвосхищая подвиги игроков в World of Warships повышенной сохатости, бравые моряки Кии в первый же выход в море дали самый полный вперёд и стали с залихватским «ололо» сносить всё, что не успевало убраться с курса. Не успел и один из парусников «Кайэнтай», не ожидавший эдакого кретинизма.
Сакамото был крайне возмущён потерей судна, части команды и 400 контрабандных винтовок и, будучи современным человеком, подал в суд. Но власти Кии с видом лихим и придурковатым заявили, что суды — это для длинноносых гайдзинов и предателей духа Ямато, а самурай в своём огороде всегда равен воеводе.
Сакамото пожал плечами, почесал голову и сочинил несколько обидных песенок про даймё Кии и его морских оленей. Песенки подхватил народ, и вскоре их совершенно непочтительно распевали сначала в Нагасаки, а затем мемы добрались и до Эдо. От эдакой потери лица даймё Кии заодно потерял аппетит и сон и выплатил-таки острослову компенсацию. А то ведь ещё что придумает обидное.
Цензура
Еще одной понравившейся мне стороной оказался уровень цензуры. Сценаристы аниме часто любят вдаваться в крайности: они или убирают все жестокие сцены, тем самым понижая допустимый возрастной рейтинг, но кардинальным образом изменяя атмосферу (Gate); или же перенасыщают аниме жестокими сценами, тем самым прикрывая недостаток смысла в сюжете или поверхностность персонажей – кровь льется в чрезмерных количествах, повсюду происходят убийства и прочие непотребства (Akame ga Kill). Ни то, ни другое я не считаю допустимым. Samurai Champloo оказался тем редким представителем аниме, в котором концентрация жестокости и цензуры выбрана оптимальным образом. Да, тут есть убийства и отрубленные конечности (такова Япония времен расцвета самураев), однако зрителя не пихают лицом в подобные сцены. Ты проникаешься суровой атмосферой Японии, но при этом видно, что кровь здесь проливается не ради зрелищности.