Как выглядели войны древней руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дружинная культура в Древней Руси формировалась одновременно с древнерусской государственностью и воплотила в себе этнические, социальные и политические процессы IX – начала XI веков.
Среди археологических материалов нередко встречаются детские деревянные мечи и другие «игрушечные» предметы вооружения. Например, в Старой Ладоге найден деревянный меч с шириной рукояти около 5–6 см и общей длиной примерно 60 см, что соответствует размеру ладони мальчика в возрасте 6—10 лет. Таким образом в играх проходил процесс обучения навыкам, которые должны были пригодиться будущим воинам во взрослой жизни.
Важно отметить, что «русское» войско на начальном этапе своего существования вело исключительно пешие бои, что подтверждается византийскими и арабскими письменными источниками того времени. Поначалу русы рассматривали лошадей исключительно как средство передвижения. Правда, и породы лошадей, распространённые в то время в Европе, были довольно низкорослыми, поэтому долгое время нести на себе воина-всадника в полном вооружении просто не могли.
К концу X века все чаще случались военные конфликты между отрядами русов и войсками Хазарского каганата, а также Византийской империи, располагавшими сильной и обученной конницей. Поэтому уже в 944 году союзниками князя Игоря в походе на Византию выступили печенеги, отряды которых состояли из легких всадников. Именно у печенегов русы начали покупать специально обученных лошадей для нового рода войск. Правда, первая попытка русских отрядов в сражении верхом на лошадях, предпринятая в 971 году в битве под Доростолом, закончилась плачевно. Однако неудача не остановила наших предков, а так как собственной конницы им все еще не хватало, была введена практика привлечения конных отрядов кочевников, входивших даже в состав древнерусских дружин.
В некоторых воинских погребениях древних русов были найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые предположительно являются окончаниями головных уборов в формеколпака с меховой оторочкой. Ученые утверждают, что именно так выглядела изготовленная мастерами древней Руси «русская шапка», форма которой, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам.
Рекомендуем для дальнейшего ознакомления:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Русские воины 1050-1350 годов
Рыцари и рыцарство трёх веков. Обращение к музейным ценностям Музея Армии в Париже и Венской оружейной палаты отнюдь не прерывает нашего знакомства с темой рыцарства и рыцарского вооружения эпохи 1050-1350 гг. Как уже подчеркивалось, этот хронологический отрезок Средневековья выбрал для своей монографии известный английский историк Дэвид Николь. В прошлый раз, основываясь на его материалах, мы рассмотрели рыцарство Армении. Теперь, по логике вещей, следует обратиться к рыцарству Грузии, и эта тема в его работе присутствует, но… всего лишь на половину страницы. Мало того, в доступной мне информационной среде никаких источников фотоматериалов по этой теме, к сожалению, не оказалось. А раз нет таких источников и фотографий, о чем же тогда писать? Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. Поэтому грузинское рыцарство мы пока что оставим, а перейдем сразу (и наконец-то, скажет кто-то!) к военному делу указанной эпохи в России. То есть на Руси.
Начнем с историографии
Тема, безусловно, интереснейшая. Но тут есть два «но». Первое – это наша отечественная историография, как бы странно это ни звучало. Вроде бы с нее как раз и следовало бы начать, но она столь обширна, что сделать это в рамках статьи на «ВО» не представляется возможным. Потому что кто только о доспехах и оружии нашей страны не писал. Второе «но» — опять же иллюстративный материал. Написанное есть, а вот «картинок» нет. Вернее, они есть, конечно, но так дорого стоят, что фактически для публикации они недоступны. Та же Оружейная палата кремля — это вам не Венская императорская оружейная палата. Написал туда, мол, разрешите… и разрешение, причем бесплатное, на использование их фотоматериалов немедля получил, а у нас – «цена на право публикации одного изображения музейного предмета на сайте составляет 6500 руб.». Тут и не знаешь – плакать над этим или смеяться.
Иллюстрация из книги А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск». В 30-ти частях. Санкт-Петербург. Военная типография, 1841-1862. Демонстрируется схожесть вооружения западноевропейских воинов и витязей Руси.
Русские пешие воины Х – XI в. Рис. из книги А.В. Висковатова.
«Хотя по меркам средневековой Европы Россия была обширной, она не была особенно велика по сравнению со евразийскими кочевыми государствами, которые были ее южными и юго-восточными соседями. Первое княжество Русь возникло в X веке, частично в результате скандинавского проникновения вдоль великих рек, и частично как следствие влияния полукочевых хазар в южных степях. Это была земля лесов, в то время как на юге были открытые степи, в которых по-прежнему доминировали кочевые народы, принадлежавшие к среднеазиатской культуре.
Конный воин Х – XI в. Рис. из книги А.В. Висковатова.
Степень, в которой Россия доминировала над далекими северными лесами и тундрой, является предметом споров, но ее западные границы с Венгрией, Польшей и прибалтийскими народами были относительно ясны, хотя и часто менялись. Восточная граница средневековой России была, пожалуй, наименее четко определенной. Здесь славяне постепенно колонизировали речные долины в регионе, ранее населенном более отсталыми финно-угорскими племенами, плотность расселения которых была не слишком велика. Единственной урбанизированной культурой в этом направлении была культура волжских булгар, которые жили в среднем бассейне Волги и Камы. Это тюрко-исламское государство было, в свою очередь, более совершенным, чем раннесредневековое русское государство.
Русские доспехи. Рис. из книги А.В. Висковатова.
Между Х и XIII веками восточная граница России шла от реки Днепр к юго-востоку от Киева по приблизительно северо-восточной линии к верховьям реки Камы. Практически неопределенная граница продолжалась в северо-восточном направлении к Северному Ледовитому океану. На этих обширных территориях относительно мирные племена югра, чуди и самоедов, возможно, и признавали некоторую степень российского сюзеренитета или, по крайней мере, участвовали с ней в прибыльной торговле мехами».
Русские доспехи. Рис. из книги А.В. Висковатова.
Достаточно своеобразное изложение нашей ранней истории, не так ли? Но Николь вообще любит «писать историю крупными мазками». И опять-таки, а ведь ничего здесь для нас обидного нет. Все по нашим же летописям. Тут и неупомянутое им «примучивание» славян со стороны аваров (обров), и дань хазарам, и все тоже вызывающие яростные споры «призвание варягов». И даже то, что культуру волжских булгар он считает более совершенной – оправдано. Ведь они уже были монотеистами, а славяне вплоть до 988 года – язычниками. То есть нигде Д. Николь в своих кратких трактовках не выходит за рамки нашей же официальной истории, основанной на летописных источниках. Читаем дальше…
Русские доспехи. Рис. из книги А.В. Висковатова.
«В ранний период пехота неизбежно доминировала в военных действиях на этой земле леса, болот и рек. Согласно многим источникам, русская пехота Х века часто была хорошо вооружена, почти в византийском стиле. Большие пехотные контингенты состояли из крестьянских ополчений и в XI-XIII веках. Такая пехота широко использовала стрельбу из лука, применяя простые длинные луки, а иногда большие полусоставные луки, покрытые березовой корой. Они могут указывать скорее на скандинавское, чем на византийское влияние даже в районе Киева, хотя наконечники стрел отражали множество стилей и влияний.
Шлем из Чёрной Могилы, Чернигов №4. Русь, X век. ГИМ.
Кто больше на кого влиял?
Скандинавский меч. Один из тех, что во множестве находят на территории России, причем даже в Волге у Казани. Вес 1021 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Тактика воинов Киевской Руси в значительной степени развивалась как ответ на угрозу, которую представляла собой стрельба из лука. Наиболее распространенным приемом боевого построения было размещение пехотинцев в центре: копейщики составляли стену из щитов для защиты пеших лучников, в то время как кавалерия удерживала фланги. Повозки или телеги использовались как для перевозки припасов, так и для строительства полевых укреплений в манера, похожей на ту, которая имела место среди печенегов. Многочисленные лесные укрепления вдоль границы между лесом и степью служили базой для операций против кочевников, и в то же время в них часто находились гарнизоны киевских союзников-кочевников. Форты вдоль восточных границ, лежащие в пределах лесного пояса, также были укомплектованы классом свободных «воинов-фермеров», в социальном положении которых было много общего с более поздними казаками».
Опять-таки ничего умаляющего нашу военную историю и культуру, как мы видим, здесь нет. Все подтверждается материалами раскопок и летописями. Ну, а последний абзац – это просто… краткое описание найденного под Пензой города-крепости «Золотаревское городище».
Степень застоя в развитии военного дела на Руси после монгольских нашествий в начале и середине XIII века может быть преувеличена. Во многих отношениях само понятие «застой» может вводить в заблуждение. Русская военная техника в конце XIII и XIV веков отражала угрозу, которую представляет высокоразвитая конная стрельба из лука и конные армии монголов. В других местах Европы и на Ближнем Востоке более совершенные военные технологии оказались неподходящими для борьбы с их тактикой и продолжали демонстрировать свою относительную неполноценность до тех пор, пока турки-османы не были окончательно остановлены совершенно другой формой военной техники у ворот Вены в XVII веке. Однако нельзя отрицать, что в результате монгольских нашествий и последующего навязывания монгольского и золотоордынского сюзеренитета средневековая Россия в значительной степени покинула орбиту европейской военной культуры и перешла на орбиту военной культуры Евразийских степей, тем самым оказавшись в определенной форме военно-технологической изоляции от стран Запада.
Галичский боярин (справа), арбалетчик волынянин (в центре) и литовский воин (слева), начало XIII в.
Находки, находки, находки.
Русские дружины в бою. Часть 5
В IX – X вв. полный комплект железного защитного вооружения был делом дорогим и редким. Позднее, по мере развития ремесленного производства, доспех стал более массовым явлением. Однако и тогда полноценное защитное вооружение оставалось главным образом принадлежностью воинской элиты – князей, бояр и их дружинников. Основным же видом защитного вооружения простого ополченца оставался деревянный щит. Но по мере роста ремесленного производства в городах, процент тяжеловооруженных воинов в русской войске постоянно рос.
Кольчуга. Этот вид защитного вооружения появился ещё в 1 тыс. до н. э. и был известен на Ближнем Востоке и в Римской империи. Довольно долгое время считалось, что с падением Рима кольчуга в Западной Европе была забыта и её заново освоили только во времена крестовых походов, когда рыцари увидели её преимущества во время войн с мусульманами. Однако затем выяснилось, что это мнение ошибочно. Кольчатый доспех был широко известен в раннее средневековье на территории Великой Скифии – Сарматии, от Карпат до Северного Кавказа, Прикамья и Приуралья. Кольчуги были распространены и в «варварской» Европе, включая Скандинавию.
Ранняя кольчуга имела вид короткой рубашки с рукавами (до 70 см длиной), которые обычно доходили до локтей. Разрез ворота располагался посередине шеи или был сдвинут в сторону, воротник достигал 10 см. Внешний диаметр её колец доходил до 10-11 мм. Преимуществом древнерусской кольчуги была её относительная легкость и гибкость. Она не стесняла движений воина, при этом являлась хорошей защитой. Средний вес русской короткой кольчуги X – XIII вв. составлял около 6-7 кг.
Восточные славяне в VIII – X вв. сами производили кольчуги. Видимо, став наследниками традиций сармато-аланской эпохи. Кольчуги, изготовленные русскими мастерами X века, через Волжскую Булгарию попадали в далекий Хорезм. Спустя некоторое время русские кольчуги получили признание и в Западной Европе. На территории Руси археологи нашли более сотни кольчуг IX – XIII вв. из них около 40 целых. «Брони кольчатые» (слово «кольчуга» впервые зафиксировано в письменных источниках XVI века) мастера составляли из примерно 20 тыс. колец 6 – 13 в поперечнике, при толщине проволоки 0,8 – 2 мм. Для изготовления всего одной такой «рубашки» требовалось около 600 м проволоки. При применении другой технологии кольца делали не из проволоки, а вырубались из листа железа особым штампом. Кольца были обычно одинакового диаметра. Но в более поздние времена стали сочетать кольца разной величины, закрывая наиболее важные места тела мелким плетением. Некоторые кольца были заварены наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое потом заклепывалось. Перед Батыевым нашествием на Руси появились кольчуги из уплощённых звеньев – «байданы» и кольчужные чулки – «нагавицы».
1. Кольца кольчуг. VIII–XIII века. 2. Плетение из сварных и склепанных колец.
Пластинчатый доспех, как и кольчуга, наследие более древней эпохи. Он был известен на Ближнем Востоке ещё во 2 тыс. до н. э. и доспехи этого типа были широко распространены по всей территории Евразии, включая скифосибирский мир и Дальний Восток. На Руси «брони дощатые» известны с периода образования державы Рюриковичей и являются ещё одним наследием Скифии.
I. Воины в пластинчатом и чешуйчатом панцирях. С клейм житийной иконы «Святой Георгий». Начало XIV века.
II. Детали защитной одежды (VIII–XIV века): 1 – детали пластинчатых доспехов, 2 – скрепление частей пластинчатого доспеха, 3 – скрепление чешуйчатого доспеха, 4 – детали чешуйчатых доспехов.
Наиболее древняя система, которая очень долго продержалась на территории Руси, не требовала кожаной основы. Удлиненные прямоугольные металлические пластинки размером 8 (10) х 1,5 (3,5) см связывались с помощью ремешков. Судя по изобразительным источникам, такой панцирь достигал бедер и делился по высоте на горизонтальные ряды тесно сжатых пластин.
Другим видом доспеха была чешуйчатая броня. Пластины были почти квадратными – 6 х 4 (6) см, и пришнуровывались к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины надвигались друг на друга. В таком панцире было 600 – 650 пластин. Чтобы пластины не топорщились от удара или при резком движении, не отходили от основы, их ещё скрепляли с основой ещё одной – двумя центральными заклепками. Такой панцирь, в отличие от системы «ременного плетения», был более пластичным. Пластины чешуйчатых панцирей найдены в слоях XIII – XIV столетий. На рисунках чешуйчатые доспехи встречаются с XI века.
Кроме того, на Руси существовали комбинированные доспехи. К примеру, кольчужные на груди, и чешуйчатые на рукавах и подоле. Очень рано на Руси появились и другие защитные элементы – наручи, налокотники и поножи. Наручи защищали руку воина от кисти до локтя. Один такой наруч был найден при раскопках южнорусского городища Сахновка. Наруч из Сахновки двустворчатый – длинная закругленная створка прикрывала руку воина снаружи, короткая прямоугольная защищала запястье. Наруч крепился на руке с помощью ремешков.
Воин в комбинированном доспехе.
Шлем. Шлемов VI – VIII вв. на территории Восточной Европы археологами пока не обнаружено. Один из древнейших – шлем конической формы был найден в кургане X века. Древний кузнец отковал его из двух частей и соединил полосой с двойным рядом заклепок. Нижний край был обтянут обручем, на котором имелись петли для бармицы – кольчужной сетки, прикрывавшей шею и голову сзади и по бокам. Учёный мир 19 столетия поспешил назвать шлём скандинавским («норманнским»). Вскоре выяснилось, что подобные шлемы имели распространение на большой территории. Скандинавы пользовались иными типами шлемов. Конические же шлемы были восточного происхождения.
Однако конические шлемы на Руси не получили массового распространения. X веком датируются и сферо-конические шлемы, которые лучше отводили удары. Эти шлемы обычно делали из нескольких, чаще всего четырех пластин толщиной 1,2—1,7 мм, которые находили друг на друга и соединялись заклепками. Внизу шлема с помощью прутка, который вставляли в петельки, крепили бармицу. Большинство шлемов этого типа явно принадлежали не простым воинам. Железные пластины фигурно вырезаны, покрыты позолотой и серебром. Вытянутое навершие шлема иногда оканчивалось втулкой для султанчика для перьев или крашенного конского волоса.
Конические, сферо-конические и куполовидные шлемы X–XIII века.
Ещё один тип шлема, который был распространен на Руси в XI – XIII вв. – это высокие «колоколовидные» сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками. Этот шлем весьма популярен у художников, изображающих древнерусских воинов. Кроме того, в землях «чёрных клобуков» носили четырёхгранные шлемы с наличниками – масками, которые закрывали всё лицо. Такие шлемы появились в 12 столетии.
Шлем с полумаской, наносником и кружками для глаз. XII–XIII века.
Русский шелом XVI века.
На внутренней стороне щита крепили ремни, в которые воин продевал руку. Там также имела прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал ремень и через плечо, он был нужен для того чтобы воин мог закинуть щит за спину, во время похода, или когда надо было действовать двумя руками.
Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX–X века.
В XI веке щиты становятся выпуклыми. В это же время массово распространяются миндалевидными щитами. Но и круглые щиты не сдают своих позиций. Миндалевидные щиты были массово распространены по всей Европе. Видимо, это было связано с усилением роли конницы. Миндалевидный щит прикрывал конного воина от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Высота миндалевидного щита составляла от трети до половины человеческого роста. Эти щиты были плоскими или немного изогнутыми по продольной оси. Соотношение высоты и ширины было 2:1. Миндалевидные щиты, как и круглые, делали из дерева и кожи, оковывались по краям и имели умбон.
Щиты обычно разрисовывали и украшали. В XII столетии это были эмблемы и символы княжеских родов. На изображениях святых воинах щиты были украшены крестами. В более раннюю эпоху щиты, видимо, украшали священными символами, знаками рода, племени. Фон щита окрашивался. Известно, что русские предпочитали красный цвет.
В Древней Руси щит являлся престижным видом вооружения. Ранние источники упоминают щит на третьем месте, сразу после меча и копья. Достаточно вспомнить, что у славян-язычников само Солнце (Даждьбог Сварожич) представляло собой огненно-золотой щит. Свой щит в знак покровительства Вещий Олег повесил на врата Царьграда. Щитами русы клялись, скрепляли договоры. Достоинство щита оберегалось Русской Правдой – человек, который осмеливался украсть щит, испортить его, должен был выплатить значительный штраф. Потеря щита в бою была символом полного разгрома и поражения.
Миндалевидный щит и вид его сбоку. XI – начало XIII века
Комплекс мужской одежды включал в себя рубаху, штаны и плащ. На ногах носили кожаную обувь, на голове полусферические шапки с меховыми околышами. Одежду шили из льна и шерсти. Кроме того, в дружинной среде был популярен дорогой иностранный шелк.
Обязательной деталью древнерусского костюма был кожаный пояс с металлическими деталями. Пояса, которые украшались бляхами, археологи называют наборными. Расцвет русских наборных поясов наступил в X веке. Однако и позже они не вышли из употребления. В частности, пояса с драгоценными металлами упоминаются в княжеских духовных грамотах (завещаниях) XIV – XV вв. Такой пояс был символом высокого положения воина в обществе. Иногда в погребениях встречаются сложные пояса, с несколькими видами бляшек, общее число которых может доходить до нескольких десятков. Бляшки поясов самой различной формы и имеют разный орнамент: трилистники, крины-лилии, геометрические фигуры, растительные завитушки и пр. К поясу подвешивали ножи, небольшие сумочки, украшенные бляхами или чеканными пластинами. Обычно такие сумочки были небольшими – 12 – 14 см в длину и ширину.
Штаны были типа шаровар. О ношении славянами таких шаровар — широких, собранных в сборку у колена, — упоминает, восточный ученый начала X века Ибн Русте. Такие широкие штаны были удобны для верховой езды.
Данных об обуви практически нет. Видимо, русские воины носили типичные для той эпохи кожаные ботинки-полусапоги и сапоги. В ненастную погоду и зимой на обуви носили подковки в виде обувных шипов. Ранние сапоги имели невысокое прямое голенище из двух половинок – передней и задней. Позднее появились более сложные сапоги – с голенищем, которое расширялось вверх, и было скроено из нескольких частей. Носок заострился, а подошву делали многослойной. В 14 столетии у сапога появился небольшой каблук.
На голове носили «русскую меховую шапку», известную по скандинавским сагам. Возможно, она имела колпакообразную форму с меховой оторочкой, такие шапки были широко распространены в степной зоне. Видимо, эту шапку описывают восточные авторы: «Они (русы — автор) имеют обыкновение носить шерстяные шапки со свесившимся хвостом по затылку». А Ибн Фаблан упоминает парчовую шапку, отороченную соболем.
Немного известно о древнерусских плащах, верхней одежде, которая защищала человека от непогоды. Форму плаща восстанавливают по дошедшим изображениям князей на книжных миниатюрах, монетах, печатях. Она была близкой к полукругу, или сектору круга примерно в 140-160 градусов. Возможно, с одно стороны делалась подкройка (небольшой треугольный участок ткани вырезали, а затем края разреза сшивались), благодаря этому плащ плотно облегал плечи. Плащ застегивался с помощью специальной застежки – фибулы, которая располагалась на груди или на боку, под правой рукой.
В костюм русского дружинника входил кафтан. Эта распашная одежда, удобная для конника, была с древнейших времен распространена от Ближнего Востока до степной зоны Евразии. Кафтаны на Руси в 10 столетии встречаются именно в памятниках русской дружинной культуры – курганах Гнёздова, Тимерева, могильниках под Черниговом. Ближайшие родственники русских кафтанов – это кафтаны алан. Кафтаны алан, в зависимости от достатка хозяина, были сделаны из шелка или льна. Некоторые кафтаны подбивались мехом. Русские кафтаны, учитывая более суровые климатические условия, видимо, изготавливались из шерсти. Это подтверждает находка в одном из курганах Гнёздова – верх кафтана был шерстяным, а подкладка – кожаной.
Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.