Как выглядит багажное отделение в самолете
Багажный отсек самолета
Каждый современный пассажирский авиалайнер имеет на своем борту отсек для расположения багажа. Нужно отметить, что отделения для багажа имеют продуманную конструкцию, что позволяет производить удобную загрузку. Усиленная конструкция позволяет сохранить целостность даже при взрыве в багажном отсеке. Отсек имеет силовую компоновку конструкции, состоящую со стрингеров и шпангоутов, к которым крепятся листы обшивки.
Проектирование багажного отсека ставит перед конструкторами задачу в обеспечении целостности даже при взрыве веществ, которые могут находиться в грузе. Силовой каркас изготовляется из усиленного профиля треугольного сечения. За счет этого удается произвести локализацию возможного взрыва в середине отсека без нарушения целостности конструкции аппарата. Для этого днище отсеков изготовляют из более толстого листового металла.
Допустимые габариты грузов для перевозки в багажных отсеках пассажирских самолетов
Прежде чем отравлять какой-либо груз, необходимо ознакомиться с возможностями и параметрами летательного аппарата, которым он будет переправляться. Также необходимо соблюдать основные правила при перевозках воздушным транспортом. Необходимо знать, что ограничения идут из-за вместительности отсека и размера погрузочного люка.
Основные представители самолетов и характеристики их багажных отсеков:
Пассажирский самолет Як-40К в пассажирском варианте имеет возможность поднимать максимальный коммерческий груз массой 2,7 тонны. Общий объем отсека составляет 22 куб/м, максимальный размер груза составляет 1,5 метра высоты и ширины, длина 5 метров.
Самолет типа Ан-24РВ имеет максимальную коммерческую нагрузку в 5 тонн. Груз размещается в двух отсеках. Передний рассчитан на 0,9 тонн, а задний на 1,17 тонны. Максимально допустимый груз должен иметь не больше 60 см высоты, 80 см ширины и 1,5 метра длины.
Аппарат Ту-134А также имеет два отсека для грузов пассажиров. Общая коммерческая нагрузка равна 8,6 тонны. Передний отсек имеет возможность загрузить 1,9 тонн, а задний 2,7 тонны. Грузовая дверь переднего отсека имеет размеры 1,25 на 0.75 метра. Размеры люка заднего отсека равны 0,9 на 1,22 метра.
Пассажирский лайнер Як-42Д берет на борт отдельные грузы, масса каждого не превышает 300 килограмм.
Самолет Ил-86 имеет возможность перевозить до 15 тонн грузов с полной загрузкой пассажирами. Два грузовых трюма расположены под полом пассажирских салонов, они делятся на 5 отдельных отсеков. Машина берет на борт штучный груз и багаж.
Boeing 767 с полной пассажирской загрузкой может брать еще 9 тонн грузов. Грузовые трюмы расположены на нижней палубе машины и делятся на 5 кабин.
Лайнер Airbus A310 имеет багажные отсеки, расположенные под салонами пассажиров. Они оснащены двумя погрузочными системами, которые управляются оператором. В отсеках можно перевозить поштучный груз, багаж и животных. Дополнительно отсеки оснащены сетями для удержания груза. Грузовой люк имеет возможность загружать багаж с размером 2,4 на 1,7 метра.
Самолет DC-10-40F имеет возможность перевозить до 74 тонн груза в двух трюмах, которые расположены под пассажирским салоном. Трюм подразделен на 4 грузовых отсека. Первые два отсека имеют возможность поместить по 2 контейнера, в третьем расположены 10 контейнеров. Четвертый отсек предназначен для штучных грузов.
Температура в багажных отсеках
Современные модели пассажирских самолетов даже отечественного производства имеют отопительные системы в багажных отсеках. Например, самолеты типа Airbus поддерживают температуру до +26 градусов, а модели Boeing до +20 градусов. Минусовой температуры не может быть в багажных отсеках современных пассажирских лайнеров.
Перевозка животных в багажных отсеках
Много людей, которые планируют перелет вместе со своим домашним любимцем (псом, котом), проводят мониторинг интернета и натыкаются на ужасные рассказы о жестких условиях перевозки животных в багажных отделениях. В одних идет речь о том, что в отсеках для грузов низкие температуры и животное может замерзнуть, другие люди в подтверждение добавляют, что сами видели иней на контейнерах с животными, а третьи дополняют, что животное может быть задавлено другим багажом. Все это в корне неверно.
Прежде всего, отметим, что минимальная температура в багажных отсеках даже отечественных самолетов не опускается ниже +10 градусов. К примеру, багажное отделение самолета Ил-96 имеет температуру воздуха не ниже +12 градусов, Ту-154 имеет +15. Более современные летательные аппараты имеют возможность ручной установки необходимой температуры отсеков. Также нужно отметить, что температура пассажирского салона выше всего на пару градусов температуры багажных салонов. В силу этого можно быть абсолютно уверенным, что минусовая температура в отсеке для перевозки животных просто невозможна.
Животные, которые имеют вес больше 8 килограмм, обязательно должны перевозиться в багажном отделении в специальных контейнерах. Контейнер должен быть изготовлен из надежного ударопрочного материала. Днище контейнера водонепроницаемое и с поглощающим влагу материалом. Необходимо обеспечить надежное закрытие, чтобы избежать самостоятельного освобождения животного. Также размеры контейнера должны позволять животному стоять в полный рост и осуществлять разворот. Стоит отметить, что в контейнере должно находиться только одно животное.
Мелкие животные, такие как птицы, могут перевозиться в пассажирском салоне в специальных клетках, которые можно поставить под сидение пассажира. Необходимо иметь черную ткань для покрытия клетки. Категорически запрещается открывание контейнера в салоне самолета. Также пассажиры с животными в салоне лайнера не имеют права занимать сидения возле запасных выходов. Обязательно для перевозки любого животного необходимо предоставить соответствующие документы и иметь ветеринарную аптечку.
На пассажирских авиалайнерах перевозятся все виды животных, вес которых с контейнером не превышает 50 килограмм. Европейские авиакомпании ограничивают допустимый вес 32 килограммами. При необходимости перевозки более тяжелых животных используют авиационные перевозки грузов соответствующим самолетом. Пассажир несет полную ответственность за перевозку своего животного воздушным транспортом.
Провоз багажа и ручной клади
Нормы провоза ручной клади и багажа на рейсах российских авиакомпаний. Сравнение условий, веса, размера, а также что можно взять в самолет сверх нормы. Нажмите на авиакомпанию, чтобы увидеть полные условия провоза багажа и ручной клади.
Авиакомпания | Багаж/ручная кладь |
Аэрофлот | 23 кг/10 кг |
Аврора | 23 кг/10 кг |
Ай Флай | 20 кг/5 кг |
Алроса | 23 кг/10 кг |
Ангара | 20 кг/5 кг (до 50х45х20 см) |
Азур Эйр | 20 кг/5 кг |
Азимут | 23 кг/10 кг |
Вологодское Авиапредприятие | 20 кг/5 кг (до 55х40х20 см) |
Газпромавиа | 20 кг/5 кг (до 45х35х15см) |
S7 Airlines | 23 кг/10 кг |
Ижавиа | 20 кг/5 кг (до 45х35х15 см) |
Pegas Fly | 15 кг/8 кг (до 55x40x20 см) |
ИрАэро | 20 кг/5 кг (до 55x40x20 см) |
Комиавиатранс | 20 кг/8 кг (до 35x22x25 см) |
Костромское авиапредприятие | 10 кг/5 кг |
КрасАвиа | 20 кг/5 кг |
Смартавиа | 23 кг/10 кг (до 40х30х20 см) |
Нордстар | 23 кг/10 кг |
Победа | Платный/Не более 36x30x27 см |
Полярные Авиалинии | 20 кг/5 кг |
Ред Вингс | 23 кг/5 кг (до 40х30х20 см) |
Россия | 23 кг/5 кг (до 55х40х20 см) |
Роял Флайт | 20 кг/5 кг (до 55х40х20 см) |
РусЛайн | 20 кг/5 кг (до 55x40x20 см) |
Северсталь | 15 кг/5 кг (до 55х40х20 см) |
Nordwind Airlines | 15 кг/8 кг (до 55x40x20 см) |
Уральские Авиалинии | 23 кг/5 кг |
Хабаровские Авиалинии | 10 кг/5 кг |
ЮВТ-Аэро | 10 кг/5 кг |
Utair | 20 кг/5 кг (до 40×30×20 см) |
Якутия | 20 кг/10 кг |
Ямал | 20 кг/5 кг |
Аэрофлот
Багаж: 23 кг (эконом-класс), 32 кг (бизнес-класс). Габариты не более 158 см по сумме 3-х измерений.
Ручная кладь: 10 кг (эконом, комфорт, премиум), 15 кг (бизнес-класс).
Аврора
Багаж: 23 кг (эконом-класс), 10 кг (рейсы по Приморскому Краю). В бизнес-классе пассажирам доступно 2 места по 32 кг.
Ручная кладь: 10 кг (эконом, комфорт, премиум), 15 кг (бизнес-класс).
Ай Флай (I Fly)
Багаж: 20 кг (эконом-класс), 30 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 5 кг (эконом-класс), 10 кг (бизнес-класс)
Алроса
Багаж: 23 кг (эконом-класс) кроме безбагажных тарифов «Эконом Промо» и «эконом Лайт», 32 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 10 кг (эконом-класс), 15 кг (бизнес-класс)
Ангара
Багаж: 20 кг (кроме безбагажного тарифа «Базовый»)
Ручная кладь: 5 кг (размеры не более 50х45х20 см)
Azur Air
Багаж: 1 место весом до 20 кг, размерами до 203 см по сумме 3-х измерений
Ручная кладь: до 5 кг
Азимут
Багаж: 23 кг (кроме безбагажного тарифа «Легкий»)
Ручная кладь: 10 кг
Вологодское Авиапредприятие
Багаж: 20 кг (1 место не более 203 см)
Ручная кладь: 5 кг (габариты не более 55х40х20 см)
Газпромавиа
Багаж: 20 кг (эконом-класс), 30 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 5 кг (габариты не более 45х35х15см)
S7 Airlines
Багаж: 23 кг (эконом-класс) кроме тарифа «Эконом Базовый» на котором провоз багажа платный, 32 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 10 кг (эконом-класс), 32 кг (бизнес-класс)
Ижавиа
Багаж: 20 кг (эконом-класс), 30 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 5 кг (габариты не более 45х35х15 см)
Pegas Fly (Икар)
Багаж: 15 кг (эконом-класс), кроме безбагажного тарифа «Лайт», 30 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 1 место до 8 кг (эконом), 2 места по 8 кг (бизнес) габариты не более 55x40x20 см
ИрАэро
Багаж: 20 кг (кроме тарифов «Премиум» и «Бизнес» на которых бесплатный провоз багажа — 30 кг)
Ручная кладь: 5 кг (габариты не более 55x40x20). На тарифах «Премиум» и «Бизнес» бесплатный провоз ручной клади — до 10 кг.
КомиАвиаТранс
Багаж: 20 кг (на самолетах Embraer 145), 10 кг (на самолетах L-410)
Ручная кладь: 8 кг — габариты не должны превышать 35x22x25 см (размещение под креслом пассажира)
Костромское авиапредприятие
Багаж: 10 кг (1 место менее 203 см)
Ручная кладь: 5 кг
КрасАвиа
Багаж: 20 кг (1 место не более 203 см)
Ручная кладь: 5 кг
Smartavia
Багаж: 23 кг, кроме безбагажного тарифа «Smart Light»
Ручная кладь: 10 кг (габариты не более 40х30х20 см)
NordStar Airlines
Багаж: 23 кг (эконом-класс), кроме безбагажного тарифа «Эконом Выгодно», 30 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 10 (эконом-класс), 15 кг (бизнес-класс)
Победа
Багаж: Платный
Ручная кладь: любой вес, габариты не должны превышать 36 x 30 x 27 сантиметров. Ручная кладь проверяется по габаритам перед посадкой в самолет.
Кроме ручной клади, в салон самолета Победы можно взять с собой бесплатно: ноутбук или планшет без чехла ЛЮБОГО размера. Чехол от ноутбука или планшета должен свободно поместиться в калибратор — в противном случае его придется сдать в багаж. Также, Вы можете взять бесплатно с собой в самолет Победы вещи из перечня ФАП-82 пункт 135.
Полярные Авиалинии
Багаж: 20 кг (на самолетах Ан-24, Ан-26-100 и вертолетах Ми-8Т, Ми-8МТВ-1), 10 кг (на самолетах Л-410, Ан-2, Ан-3, РС-6)
Ручная кладь: 5 кг
Red Wings
Багаж: 23 кг, кроме безбагажного тарифа «Лайт» на котором провоз багажа до 10 кг
Ручная кладь: 5 кг габариты не более 40х30х20 см (тариф «Лайт»), 10 кг габариты не более 55×40×20 см (тариф «Стандарт»), 10 кг габариты не более 55×40×20 см (тариф «Базовый»)
Россия
Багаж: 23 кг (эконом-класс), 32 кг (бизнес-класс). Габариты не более 158 см по сумме 3-х измерений.
Ручная кладь: до 5 кг (эконом-класс), до 10 кг (бизнес-класс). Габариты не более 55х40х20 см
Royal Flight
Багаж: 20 кг (1 место менее 203 см)
Ручная кладь: 5 кг (габариты не более 55х40х20 см)
РусЛайн
Багаж: 20 кг (кроме тарифа «Лайт» на котором бесплатный провоз багажа не более 10 кг)
Ручная кладь: 5 кг (габариты не более не более 55x40x20 см)
Северсталь
Багаж: 15 кг (эконом-класс), 30 кг (эконом-класс)
Ручная кладь: 5 кг (размеры не более 55х40х20 см)
Nordwind Airlines
Багаж: 15 кг (эконом-класс), 30 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 8 кг (эконом-класс), 2 места по 8 кг (бизнес-класс)
Уральские Авиалинии
Багаж: до 10 кг (тариф «Промо»), до 23 кг (тарифы «Эконом»), 2 места весом по 32 кг (тарифы «Комфорт» и «Бизнес»)
Ручная кладь: 5 кг (эконом-класс), 2 места весом до 15 кг (бизнес-класс)
Хабаровские Авиалинии
Багаж: 10 кг
Ручная кладь: 5 кг
ЮВТ Аэро
Багаж: 10 кг
Ручная кладь: 5 кг
ЮТэйр
Багаж: 20 кг, кроме безбагажного тарифа «Минимум»
Ручная кладь: 5 кг размером не более 40×30×20 см
Якутия
Багаж: 3 места с общим весом до 20 кг (эконом-класс) кроме тарифов «Промо» и «Бюджетный», 3 места с общим весом до 40 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 10 кг (эконом-класс), 15 кг (бизнес-класс)
Багаж: 20 кг (эконом-класс), 30 кг (бизнес-класс)
Ручная кладь: 5 кг (эконом-класс), 10 кг (бизнес-класс)
Что можно взять в салон самолета бесплатно
Кроме ручной клади есть вещи, которые пассажиры российских авиакомпаний имеют право брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа ФАП-82 п.135. Авиакомпании не должны требовать деньги за перевозку из перечня данных вещей, но могут ограничивать их размер — это законно.
К вещам, которые можно провезти бесплатно, относятся:
Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.
Обратите внимание: по закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.
Например, у авиакомпании Победа, на этот счет, есть строго регламентированное правило: вы можете взять с собой в самолет ноутбук или планшет без чехла ЛЮБОГО размера. Однако, чехол от ноутбука или планшета должен свободно поместиться в калибратор — в противном случае его придется сдать в багаж.
Обязательно проверяйте перед полетом сколько багажа и ручной клади включено в выбранный вами тариф. Как правило, в самые дешевые авиабилеты включен безбагажный тариф и жесткие ограничения по габаритам и весу провозимой в салоне ручной клади. Это делается для того, чтобы вы по необходимости докупили ту опцию, которая вам необходима (например: провоз ручной клади с увеличенными габаритами). Сравнить билеты на самолет по всем авиакомпаниям и найти подходящие поможет форма поиска расположенная ниже.
Багаж и ручная кладь в самолёте: что и как можно провозить
Запомнить все тонкости, что, почему, как и куда можно везти, почти невозможно. Главное — знать, куда обратиться. Вот мы и собрали для вас всё самое важное.
Если бы дама из детского стихотворения Маршака путешествовала самолётом, сдать в багаж картину, корзину и картонку ей было бы не так просто. Собачонку без паспорта и вовсе бы на борт не пустили. Начните погружение в удивительный мир правил провоза всего подряд в самолёте с нашей статьи.
Какой вообще вес поднимает самолёт?
Вес самолёта — это непостоянная величина, складывающаяся из кучи взаимосвязанных переменных. Максимальная взлётная масса воздушного судна заложена при производстве, но то, из чего она будет складываться, меняется от рейса к рейсу.
Во-первых, нужно помнить, что типы самолётов бывают разные: от маленьких Embraer E-175 до широкофюзеляжных Boeing 777, где в одном ряду может быть 10 кресел.
Во-вторых, имеет значение дальность перелёта: от него зависит количество необходимого топлива. Поэтому на дальние расстояния летают большие самолёты: у них больше подъёмная сила крыла и они могут увезти больше людей и багажа, которые составляют коммерческую загрузку. Топливо, кстати, рассчитывается перед рейсом в зависимости от загрузки салона — и того, кем загрузили, детским лагерем худеньких семилеток или импозантными мужчинами. А ещё от погоды, дальности запасного аэродрома, заложенной необходимости сесть на дозаправку где-то посреди пути… Ой, в общем, там всё сложно.
У самолётов в принципе разная пассажировместимость, и она не напрямую зависит от типа самолёта. В одной и той же модели могут быть разные расстояния между креслами, быть или не быть первый и бизнес-классы. Тут уже поле развлечений авиакомпании. Чартерным компаниям, к примеру, невыгодно делать привилегированные классы: чем больше пассажиров можно перевезти, тем больше путёвок можно продать — все в плюсе.
При загрузке багажного отсека имеет значение не только тоннаж, но и объём. Проще говоря, груз может быть крупногабаритным, но лёгким (как партия пуховых одеял), а может быть маленьким, но увесистым. Если груз тяжёлый, есть ограничение по нагрузке на полы. А опасные грузы требуют больше места вокруг себя. Целая наука.
Так что общий допустимый вес багажного отсека, равно как и всего самолёта целиком, с топливом и корпулентной тётей Маней на соседнем кресле, всегда будет разным. Умные люди потому и вывели усреднённый вес багажа и ручной клади с расчётом на то, что кто-то возьмёт меньше, а кто-то заплатит за перевес. Багаж может весить 20, 23, 25 кг, ручная кладь — 5, 7, 8, 10 кг, в зависимости от авиакомпании. И в 99% случаев вам это подробно напишут на маршрутной квитанции.
Ну а теперь поехали дальше. Разбираемся, что и как можно везти. Спойлер: здесь тоже всё сложно.
Жидкости
Для ручной клади правила довольно строгие. В совокупности везти можно не более 1 литра жидкости (ром из дюти-фри не в счёт), но каждый флакончик может быть не более 100 мл объёмом. «На донышке» не прокатит: это тот случай, когда имеет значение не только количество жидкости, но и размер флакона. И в идеальном мире все флакончики и бутылочки должны быть сложены в закрывающийся прозрачный пакет.
На деле за тем, чтобы все жидкости были упакованы в пресловутый прозрачный пакет 18×20 см, смотрят далеко не везде. В московских аэропортах на эту дополнительную упаковку почти никто внимания не обращает. А вот в аэропорту того же Марселя, если вы, не дай бог, разложите лаки для ногтей или мини-шампуни в разные места, вас заставят собирать их по всему чемодану и складывать в пакет, который они вам, нерадивым, так и быть, выдадут. Проще подготовиться заранее и не быть тем самым нехорошим человеком, из-за которого тормозится вся очередь на досмотр.
В багаж идёт всё, что больше 100 мл. Запрещено в любом виде провозить легковоспламеняющиеся жидкости, так что искать, чем разжигать костёр, придётся на месте. Радиоактивное, ядовитое и токсичное — тоже ни-ни. Ещё запрещены сжиженные газы, окисляющие вещества и органические перекиси, не считая перекись водорода. В химиков играйте дома.
Как провозить алкоголь в самолёте
Количество алкоголя на пассажира регламентируется таможней. Например, на территорию РФ можно беспошлинно ввозить 3 литра спиртного на человека старше 18 лет, а с пошлиной — до 5 литров; в разных странах нормы отличаются. Пить принесённое с собой и купленное в дьюти-фри спиртное на борту нельзя — хотя ваш сосед сзади и выпил десяток маленьких бутылок виски, вообще-то так делать запрещено. Эта привычка может аукнуться ему в будущем, когда чёрные списки авиакомпаний станут не исключением, а правилом.
Вода в самолёте
Воду с собой в самолёт брать можно, но только ту, которую вы втридорога купите в аэропорту уже после прохождения досмотра. Вашу бутылку попросят выбросить заблаговременно, потому что она явно больше 100 мл. Во многих аэропортах в чистой зоне есть фонтанчики с питьевой водой, которой можно наполнить припасённую бутылку, но цивилизация дошла ещё не всюду.
Как провозить духи и туалетную воду в самолёте
Туалетная вода — это тоже вода, но особенная. В ручной клади на неё распространяются общие правила провоза жидкостей (не больше 100 мл, но купить большой флакон в дюти-фри можно). Но в некоторых странах существуют ограничения по ввозу. В Ирландию, например, нельзя ввозить больше 50 мл духов и 250 мл туалетной воды. Если вы не собираетесь барыжить парфюмерией, вам этого хватит за глаза.
Как провозить еду в самолёте
В случае с едой важны не столько правила провоза непосредственно в самолёте, сколько таможенные регламенты стран, между которыми вы летите. Причём касающиеся и ввоза, и вывоза. Ну и санкции, куда ж без этого.
В США официально нельзя ввозить еду. Некоторых людей, которые едут в гости к американским друзьям, это не останавливает от провоза баночки икры, так что на досмотре в Штатах они делают каменные лица. Но вообще шутить с американскими таможенниками и пограничниками очень рискованно.
Французы не выпустят вас с сыром в ручной клади. Заберут вкусняшку себе и не поморщатся. Если душа требует килограмм бри или рокфора, сдавайте в багаж. Или покупайте в дьюти-фри, но выбор и цены там будут не такие, как в лавке в городе.
Можно ли провозить икру, рыбу и другие морепродукты в самолёте
С территории России можно вывозить до 5 кг рыбы и морепродуктов и до 250 г осетровой икры в заводской упаковке при наличии магазинных чеков. Сверх этого вывозить морские богатства нельзя. А ввозить — до 5 кг продуктов растительного происхождения (кроме семян, семенного материала, посадочного материала, картофеля).
Такое же ограничение действует и для продуктов животного происхождения — но они могут быть только готовые и в заводской упаковке. А ещё у нас периодически вводятся запреты и ограничения на ввоз продуктов из тех или иных стран, про которые тоже нужно читать перед поездкой. Список запрещённых для ввоза на территорию России продуктов можно посмотреть на сайте Россельхознадзора.
Мясо, колбаса, фрукты
Это относится и к мясу, и ко фруктам, которые из ряда стран ввозить просто нельзя. Скорее всего, не пустят в самолёт с целым арбузом, потому что он может лопнуть. И с кокосом, кожуру которого не просветить на досмотре. Правила вывоза продуктов из экзотических стран вроде Таиланда нужно уточнять у авиаперевозчика. Больше 5 кг вы всё равно не ввезёте, как мы помним, а вот с надлежащей упаковкой вам подскажут.
Особенные правила могут коснуться всего сильно пахнущего. Даже с лимонами из таможенно дружественной страны на борт могут не пустить, потому что резкий запах цитрусовых вызовет недовольство других пассажиров. Так что те самые французы, отбирающие у вас сыр, просто заботятся о соседях по салону, да.
С колбасой примерно такая же история. Могут запретить брать её в ручную кладь из-за аромата, да и продуктом первой необходимости в полёте она явно не является. Плюс во многие страны ввозить продукты животного происхождения нельзя: мало ли, вдруг эпидемию какую завезёте. С салом та же беда (если оно в фабричной упаковке — ок; если в домашней, то ему путь заказан). Так что ещё раз: читайте таможенные правила страны назначения!
Мёд, консервы, торты
Детское питание в самолёте
Детское питание — особая статья. Оно не обязано вписываться в нормы по 100 мл, его можно взять на борт, если вы летите с ребёнком. Сюда же относится диетическое питание. При этом в США запрещён провоз на борту воздушного судна порошков и детского питания объёмом 12 унций или 350 мл.
Можно ли провозить в самолёте кальяны, IQOS, вейп, зажигалки и сигареты
Что касается всяких штук для курения: везти можно, использовать нельзя. В плане фактического провоза вейпы, электронные сигареты и IQOS скорее подпадают под понятие электроники (о ней ниже). Брать всё это добро нужно в салон, заряжать от розеток в самолёте нельзя.
Лекарства и шприцы
Это тоже зависит от страны. В ОАЭ, например, с этим ужасно строго: ввоз жаропонижающих, обезболивающих и многих других лекарств сильно ограничен. Нельзя ввозить даже элементарные «Корвалол» или «Пенталгин». С кодеиносодержащими препаратами тоже тяжело (хотя кому с ними легко), как и с антидепрессантами. Для поездки в Австралию нужно заручиться рецептами на всё подряд, потому что к ввозу лекарств они относятся катастрофически внимательно. В США нельзя ввозить анальгин. Если есть вопросы или необходимость, лучше заранее изучить таможенные предписания страны назначения и компоненты лекарств или проконсультироваться в посольстве.
Обычно лекарства просят возить в заводских упаковках, а не ссыпать все таблетки подряд в одну баночку. Это логично. На деле большинству таможенников всё равно, но во избежание лишней нервотрёпки лучше сделать по науке.
На рецептурные препараты обязательно нужен рецепт. И под этим словом мы понимаем не стикер с рекламой препарата, на котором участковый врач тренируется писать неразборчиво, а настоящий документ со штампиками и прочими прелестями.
Нужно быть готовыми к тому, что в ручной клади каждая таблетка может вызвать вопрос. Случай из практики: на вылете (!) из Туниса служба досмотра, стоя над выпотрошенной сумкой, полчаса требовала рецепт на ношпу.
В принципе, обычно на вылете домой лишиться стандартных таблеток от живота или головы не очень страшно. Но если это случится на перелётах далеко от дома или с дорогими лекарствами, уже не так весело. Поэтому важные таблетки лучше прятать в чемодан, а в салон брать с собой только необходимый минимум. Или, если летите без багажа, перестраховаться с рецептами.
Для провоза шприцев и игл нужно также заручиться медицинскими документами, подтверждающими необходимость перелёта с ними. Особенно это касается людей с инсулинозависимой формой диабета, чтобы ни у кого не возникло абсурдного требования сдавать инсулин в багаж — с этим препаратом нужно обращаться осторожно, а багажный отсек самолёта этого не предполагает. Без медицинского обоснования провозить иглы для подкожных инъекций нельзя.
Оружие и складные ножи
Наличка
Как вы понимаете, тут важен не вес, а количество валюты (хотя тысяча баксов монетами по одному центу вызовет вопросы у любого здравомыслящего человека). В целом, задекларируйте — и вывозите свои миллионы. Без дополнительных проволочек разрешено ездить с валютой, эквивалентной 10 000 долларов США. Редким людям нужно столько денег налом, но всякое бывает.
Из некоторых стран запрещён вывоз национальной валюты. К таким государствам относятся Египет, Тунис и ещё многие страны с собственными уникальными деньгами. Нумизматам-любителям можно посоветовать разве что хорошо прятать среди рублей маленькое количество местных денег и быть готовыми расстаться с ними в случае чего (тогда делайте удивлённые глаза и скажите, что забыли, что с вас, туристов, взять).
Косметика
Электроника
Бытовые электронные устройства вроде телефонов, пауэрбанков, ноутбуков в ручной клади никаких вопросов не вызывают. Сдавать их (выключенными!) в багаж также не воспрещается, но для целости и сохранности техники логичнее всё же брать её с собой в салон. Иссключение — пауэрбанки. Их сдавать в багаж нельзя, можно только в ручную кладь.
Одно время авиакомпании предупреждали, что категорически запрещён провоз на борту Samsung Galaxy Note 7 (это те самые телефоны, которые взрывались чаще, чем работали). Сейчас шумиха вокруг них поутихла, но имейте в виду.
На профессиональное аудио- и видеооборудование обычно нужно оформлять разрешение авиакомпании.
Можно везти с собой фен, электробритву, утюжок или плойку (если она не остроконечная). В целом, если электроприбор вписывается в параметры ручной клади, везти его можно, но в каждом конкретном случае конкретному сотруднику это может не понравиться. Особенно если у вас собой вафельница, электрогриль или ещё что-то эдакое.
Обычные батарейки и крупные аккумуляторы нужно возить в ручной клади, убедившись, что они не перемкнутся случайно между собой. В багаже провоз запасных аккумуляторов (отдельно от техники) запрещён.
Особое место занимают малогабаритные средства для личного передвижения, если по-русски — моноколеса, сегвеи, гироскутеры, электросамокаты и ховерборды. Причина в крупных литиевых батареях, на которых они работают. В «Аэрофлоте» (который следует рекомендациям IATA, Международной ассоциации воздушного транспорта) их нужно сдавать в багаж, предварительно вынув батарею и взяв её в ручную кладь. Батарея при этом должна соответствовать норме по мощности: 160 Ватт-час. Если батарею извлечь нельзя, такое средство оформляется через грузовой терминал аэропорта как «опасный груз».
Другое
Тут начинается ещё большее веселье, чем было до этого, балансирующее на грани таможенного законодательства и здравого смысла.
Музыкальные инструменты многие люди в багаж не сдают. Не потому, что так делать нельзя (как раз-таки компании всеми руками и ногами за оформление их как хрупкого негабаритного багажа), а из любви к инструменту. Крупным инструментам, вроде контрабаса или виолончели, принято покупать билет, чтобы они «сидели» в соседнем кресле и с ними ничего не случилось. Небольшие инструменты проходят как ручная кладь. Если вы не профи, а просто хотите взять отцовскую гитару, чтобы сыграть где-нибудь в горах, вы можете приобрести железобетонный (фигурально выражаясь) кофр и сдать-таки инструмент в багажный отсек, убедившись, что его промаркировали как хрупкий.
Хрупким багажом может стать что угодно негабаритное: например, телевизор или любимая напольная ваза вашей бабушки, которую вы везёте в подарок другу по переписке. Желательно заранее сообщить авиакомпании, что вы повезёте, и позаботиться об упаковке. Помните: хрупкое в понимании грузчиков не означает сверхделикатность. Да и вообще, всякое может быть. Так что десять слоёв пенопласта и нормальная коробка — на вашей совести. Ну и да, за такой груз придётся доплатить. Иногда для успокоения можно воспользоваться лайфхаком музыкантов и оформить для своего груза место в салоне. Однако это тоже делается по согласованию с авиакомпанией, а не просто с покупкой двух билетов.
Другой вопрос, является ли ваза произведением искусства. Или ценна ли картина, купленная на блошином рынке. Если вы везёте что-то из-за рубежа, сохраните чек. Транспортировать картину в раме можно в ручной клади, если она подходит по габаритам. И в прозрачной плёнке — чтобы было видно, что вы не Куинджи в очередной раз украли. Для вывоза из России даже ваших собственных полотен рекомендуется оформить справку, что Минкульт не против и картина написана в наше время. Можно и без этого, но тут уж как повезёт. Ну а если вдруг правда это что-то невероятно ценное, удачи вам с документальной волокитой. Позаботьтесь о бумажках заранее.
Если вы купили шкаф, гранитную столешницу, гигантский холодильник или машину не на ходу, вам придётся отправлять их к себе грузовым бортом. А иногда и морем: это вполне распространённая практика, и хоть по морю контейнеры с грузом идут долго, зато вы так сможете перетащить хоть всё содержимое двухэтажного дома.
Для романтичных: букеты цветов разрешают возить в салоне даже в «Победе», а вот живые, несрезанные растения должны проходить контроль и получать специальные документы, что они не представляют никакой опасности.
Для путешествий с любимой зверюшкой нужно оформить ветпаспорт. На борт пускают только с кошками и небольшими собаками в переносках, которые можно разместить в салоне, а вот крупные животные должны путешествовать в багажном отсеке. В случае с экзотическими существами (змеями, ящерицами, многими видами птиц) потребуется разрешение, что и вывозить их можно, и ввозить, никакую заразу они не перевозят и невосполнимой утратой для популяции их переезд не будет.
Есть общие международные правила, регламентирующие провоз той или иной категории вещей. Но запомните житейскую мудрость: если перед перевозкой чего-то нетривиального вы сомневаетесь, стоит ли оформлять дополнительные разрешения или не изымут ли вкусности на границе, лучше проконсультируйтесь в посольстве страны назначения или хотя бы просто прочитайте таможенные документы. Лишним не будет.