Как выглядит баланс бюджетного учреждения
Отчетность государственных организаций
Государственные учреждения, как и все коммерческие, ведут бухгалтерский учет и представляют отчетность. Однако этот сектор организаций имеет ряд особенностей, ознакомимся с ними.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора
Государственные организации подразделяют на казенные, бюджетные, автономные. В зависимости от типа организации сдают определенные формы.
Бюджетные и автономные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения — это некоммерческие организации, которые оказывают услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и других. Из бюджета они получают субсидии, которые рассчитывают на основании нормативных затрат на определенный объем услуг. Главное отличие бюджетного от автономного учреждения — это меньшая финансовая самостоятельность и экономическая мобильность.
Отчетность бюджетных и автономных учреждений
Основной документ, регулирующий сдачу отчетности — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
Бюджетные и автономные организации составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность (БФО):
В состав БФО входят:
Кроме этих форм, учреждения сдают дополнительную отчетность, если ее установил учредитель или финансовый орган (пункт 8 Инструкции № 33н).
Отчитывайтесь за госорганизации через интернет — в срок и без ошибок.
Представление отчетности
Отчитываются госорганизации учредителю либо по решению финансового органа — в этот финорган — в электронном виде, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок, когда организация обязана представить отчетность, устанавливает учредитель. Перед сдачей годовых отчетов обязательно проводят инвентаризацию.
Для представления БФО данные берут из главной книги (ОКУД 0504072) и других регистров бухучета, также используют плановые, аналитические, управленческие показатели, сформированные по периоду. В отчеты включают информацию по подразделениям, филиалам и представительствам.
В автономном учреждении годовую отчетность дополнительно утверждает наблюдательный совет.
После того, как учредитель принимает БФО, организации публикуют ее в интернете на своем сайте или другом ресурсе.
Отчетность в налоговый орган
Бюджетные и автономные организации сдаю годовую бухотчетность в налоговую инспекцию по месту нахождения.
Перечень форм указан в Письме Минфина от 28.03.2013 № 02-06-07/9937:
В соответствие со статьей 18 Федерального закона № 402-ФЗ организации бюджетной сферы от представления обязательного экземпляра отчетности в виде электронного документа освобождаются.
Как и коммерческие компании, госучреждения отчитываются по налогу на имущество. Если у организации есть недвижимое имущество, они уплачивают налог и сдают декларацию не позднее 31 марта. Также они сдают расчет по страховым взносам, 6-НДФЛ, могут сдавать декларации по прибыли, НДС, УСН.
Казенные учреждения
Цель создания казенной организации — оказание государственных или муниципальных услуг. Финансирование производится на основании бюджетной сметы за счет средств федерального или местного бюджета.
Законодательно предусмотрена методологическая поддержка федеральных государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, подведомственных ФГО казенных учреждений. Постановление Правительства от 20.10.2014 № 1084 определяет нормативные затраты по планам закупок и обосновании бюджетных ассигнований при формировании проекта бюджета.
Казенные учреждения имеют право участвовать в коммерческой деятельности, если это предусмотрено учредительным документом, но все доходы от коммерции перечисляют в бюджет. Все имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и организации используют его на праве оперативного управления.
Казенные учреждения отчитываются о своей деятельности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.
Настоящая инструкция обязывает организации представлять промежуточные отчеты (ежемесячно, поквартально нарастающим итогом) и годовые.
Из-за специфики состав годовой бюджетной отчетности отличается от той, которую представляют бюджетные и автономные учреждения:
Все отчеты перечислены в п. 11, 23, 49, 60, 68, 68.1, 146 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.
Порядок представления отчетности обозначен в пункте 10 Инструкции № 191н:
Нормативная база по отчетности государственных учреждений
Получите всё, что нужно для отчетности за госорганизацию: актуальные формы, уведомления о статусе отчетов, пояснения к отказам ФНС.
Отчетность государственных организаций, представляемая в органы статистики
Порядок проведения федеральных статистических наблюдений, представления отчетов установлен Законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статистического учета закреплены в постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.
Государственные учреждения сдают отчетность в Росстат по формам органа статистики (ч. 4 ст. 6 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ) в электронном виде. Состав форм разный для организаций, это связано с видом деятельности, организационно-правовой формой, полномочиями. Для составления отчетов используют показатели и сведения, которые затем необходимы органам статистики для дальнейшего анализа.
Росстат ежегодно публикует табель и альбом действующих форм, календарь их представления. Данные можно найти на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ. Отчетность бывает срочная, месячная, квартальная, полугодовая и годовая, сроки сдачи различны для каждой из форм.
Если государственное учреждение не представляет отчетность в срок, за это в соответствии с КоАП РФ предусмотрены штрафы.
Если организация обнаружила ошибку в ранее отправленных документах в Росстат либо получила уведомление от контролирующего органа, то она может подать корректировочные формы или объяснить причины внесения исправлений.
Федеральная служба государственной статистики РФ также обязана бесплатно информировать организации, если планирует провести статистическое наблюдение по конкретным формам отчетности.
До 15 апреля 2022 года госорганизации должны будут сдать новую форму № ТЗВ-бюджет в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности. Форма «Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения за 2021 год» утверждена приказом от 15.07.2021 № 420. В отчет следует включить данные по всем обособленным подразделениям.
Как государственным организациям отчитываться быстро и без ошибок
Сдать отчетность по всем правилам можно в электронном виде через систему Контур.Экстерн. Это экономит время, помогает выявить ошибки до отправки отчетов, исправить их и затем отследить судьбу каждого. В Экстерне вы найдете только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вы можете заполнить их в системе или выгрузить готовые документы из любой бухгалтерской программы. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия контролирующим органом. Если ваш отчет не примут, вы получите уведомление, а также разъяснение причин отказа.
Как выглядит баланс бюджетного учреждения
Баланс государственного (муниципального) учреждения
(ОКУД 0503730)
Скачать форму баланса государственного (муниципального) учреждения:
Материалы по заполнению баланса государственного (муниципального) учреждения:
— Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н
Архивные формы баланса государственного (муниципального) учреждения:
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2020 год до отчетности за 2021 год
— баланс государственного (муниципального) учреждения с 4 мая 2020 года до отчетности за 2020 год
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2018 год до 4 мая 2020 года
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2016 год до отчетности за 2018 год
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2015 год до отчетности за 2016 год
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2014 год до отчетности за 2015 год
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2013 год до отчетности за 2014 год
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2012 год до отчетности за 2013 год
— баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2011 год до отчетности за 2012 год
Как выглядит баланс бюджетного учреждения
Разделительный (ликвидационный) баланс государственного
(муниципального) учреждения (ОКУД 0503830)
Скачать форму разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения:
Материалы по заполнению разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения:
— Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н
Архивные формы разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения:
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2020 год до отчетности за 2021 год
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2018 год до отчетности за 2020 год
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2016 год до отчетности за 2018 год
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2015 год до отчетности за 2016 год
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2014 год до отчетности за 2015 год
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2013 год до отчетности за 2014 год
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2012 год до отчетности за 2013 год
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения с отчетности за 2011 год до отчетности за 2012 год
Как выглядит баланс бюджетного учреждения
Баланс государственного (муниципального) учреждения
(абзац введен Приказом Минфина России от 30.11.2020 N 292н)
14. Показатели отражаются в Балансе (ф. 0503730) в разрезе:
видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения:
(в ред. Приказа Минфина России от 29.12.2014 N 172н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 29.12.2014 N 172н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 29.12.2014 N 172н)
(см. текст в предыдущей редакции)
показателей на начало года (графы 3, 4, 5), на конец отчетного периода (графы 7, 8, 9) и итоговых показателей на начало и конец отчетного периода (графы 6 (сумма граф 3, 4, 5) и 10 (сумма граф 7, 8, 9)).
Активы и обязательства в Балансе (ф. 0503730) представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).
(абзац введен Приказом Минфина России от 30.11.2018 N 243н)
Информация об активах, обязательствах и о финансовом результате раскрывается в Балансе (ф. 0503730) в разрезе итогового показателя (графы 6, 10) на начало года (графы 3, 4, 5, 6) и конец отчетного периода (графы 7, 8, 9, 10) по соответствующим разделам Баланса (ф. 0503730): «Нефинансовые активы» (строка 190), «Финансовые активы» (строка 340), «Обязательства» (строка 550), «Финансовый результат» (строка 570).
(абзац введен Приказом Минфина России от 11.06.2021 N 81н)
15. В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, а также иных данных (исправление ошибок прошлых отчетных периодов, внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, иные причины), изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
(в ред. Приказов Минфина России от 30.11.2018 N 243н, от 16.10.2019 N 166н)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. В графах «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.
Отчетность казенных, бюджетных и автономных учреждений
эксперт по бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы, член методического совета по бюджетному учету и отчетности при Минфине УР
Новые приказы Минфина России
Отчетность бюджетных организаций в связи с коронавирусом
Вышли Письма Минфина России, Казначейства России от 31.03.2020 № 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676 «Об особенностях составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.04.2020 главными администраторами средств».
Учитывайте при подготовке отчетности на 1 апреля 2020 года.
Формирование и представление бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений:
Состав бюджетной отчетности на 1 апреля 2020 года:
Дополнительно составляются и представляются:
Далее вспомним основные правила составления отчетности и учтем очередные изменения Инструкций.
Состав форм отчетности за I квартал 2020 года
С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.
По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:
Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:
Приказ Минфина России от 31.01.2020 № 13н изменил Инструкцию 191н. Новая редакция действует с 22 марта 2020 года, т.е. отчетность за I квартал составляем уже с учетом поправок.
Из представленного списка квартальных отчетных форм изменились:
Изменения в Инструкцию 33н внес Приказ Минфина России от 30.01.2020 № 11н, на дату выхода статьи приказ находился на юридической регистрации. Его положения в основном касаются форм годовой отчетности — бухгалтеры их учли, когда составляли отчетность за 2019 год.
Изменения справки по консолидируемым расчетам
ф. 0503125
Правила формирования бухгалтерских остатков на этих счетах для определения сумм возвратов изложены в Письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению межбюджетных трансфертов». Напомним основные этапы расчетов в учете получателя средств:
Единая методология бухгалтерского (бюджетного) учета, изложенная проектом Инструкции 162н, предполагает:
Консолидации сумм задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в бюджет, предоставивший целевой межбюджетный трансферт, подлежат не только показатели счетов 120551000 и 120561000, как это было в 2019 году, но и счета 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» — по правилам 2020 года. Именно такая поправка и была внесена во все соответствующие пункты Инструкции 191н.
Сведения об изменении валюты баланса
ф. 0503173, ф. 0503773
В отчетности за 2019 год форма ведений об изменении валюты баланса на основании требований к составлению и представлению годовой отчетности дополнена графой 10 с кодом причины «Исправление ошибок прошлых лет, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля».
Приказами 11н и 13н новая графа официально добавлена.
Напомним, периодичность представления Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не только годовая:
Если субъект отчетности в течение I квартала выявит и исправит ошибку прошлых лет, то в составе отчетности уже за I квартал необходимо будет представить и Сведения об изменении валют баланса.
Ошибкой прошлых лет признается ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности за этот период (п. 33 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
Ситуация: учреждение уже сдало отчетность за 2019 год — ошибки за 2019 год оно будет исправлять в период (на дату), когда обнаружит ошибки, применяя специальные счета исправления ошибок прошлых лет, предусмотренные Инструкцией 157н.
Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД
ф. 0503737
В отчетности за I квартал 2020 года Отчет ф. 0503737 представляется по правилам и форме предыдущей редакции Приказа Минфина России от 16.05.2019 № 73н. Здесь без изменений.
Но с 2020 года изменились требования к составлению Плана ФХД. Теперь порядок его составления, утверждения, внесения в него изменений регулирует Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н (в ред. от 07.02.2020). Одно из наиболее важных отличий нынешней формы Плана ФХД от формы прошлого года — появилась специальная группа строк для отражения плановых показателей уплаты налогов, базой которых являются доходы (НДС, прибыль, УСН).
В разделе 1 «Поступления и выплаты» новой формы плана ФХД предусмотрены строки:
Наименование показателя | Код строки | Код по бюджетной классификации Российской Федерации | Аналитический код | Сумма | |
на 20__ г. текущий финансовый год | … | ||||
Выплаты, уменьшающие доход, всего | 3000 | 100 | |||
в том числе: налог на прибыль | 3010 | ||||
налог на добавленную стоимость | 3020 | ||||
прочие налоги, уменьшающие доход | 3030 |
Показатели этих строк отражаются со знаком «минус», так как уплата налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций — это выплаты, уменьшающие доходы учреждения, а не его расходы.
Именно с минусом итоговые плановые назначения будут отражаться и в самом Отчете об исполнении Плана ФХД:
Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД
1. Доходы учреждения
(фрагмент)
Наименование показателя | Код строки | Код аналитики | Утверждено плановых назначений | Исполнено плановых назначений | Отклонения | ||
через лицевые счета | ….. | Итого | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 9 | 10 | |
Доходы — всего | 010 | ||||||
Прочие доходы | 180 | -1000,00 | -1000,00 | -1000,00 | 0,00 |
Вывод: принципиальных изменений в составе форм и порядке составления отчетности за I квартал нет. Напомним об обязательности представления Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760). Требования к ее нетабличной информации закреплены ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н). Обратите внимание: 25 марта 2020 года Минфин России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов разместил:
1. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
В связи с ситуацией с новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н дополнят пунктом 4:
2. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Приказ дополнят пунктом 2.1: