Как выглядит биология 5 класса
ГДЗ по биологии за 5 класс
Издательство: Дрофа 2015
Авторы: Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г.
Издательство: Просвещение 2016
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк
Издательство: Просвещение 2016
Тип книги: Рабочая тетрадь
Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
Издательство: Вентана-граф 2015
Биология 5 класс живая природа
Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов
Издательство: Вентана-граф 2015
Серия: Живая природа
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Сухова Т.С., Строганов В. И.
Издательство: Вентана-граф 2016
Серия: Живая природа
Тип книги: Рабочая тетрадь
Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов
Издательство: Вентана-граф 2015
Серия: Алгоритм успеха
Авторы: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
Издательство: Баласс 2016
Биология 5 класс контрольно-измерительные материалы
Издательство: ВАКО 2017
Тип книги: Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Авторы: Плешаков А.А., Сонин Н.И.
Издательство: Дрофа 2018
Серия: Живой организм
Биология 5 класс тесты
Авторы: Сонин Н.И., Плешаков А.А.
Издательство: Дрофа 2017
Премиум
Биология 5 класс альбом проектов
Авторы: Сонин Н.И., Пшеничная Л.Ю.
Издательство: Дрофа 2016
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Дрофа 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Авторы: Н. И. Сонин, А. А. Плешаков
Издательство: Дрофа 2018
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Дрофа 2018
Серия: Живой организм
Тип книги: Рабочая тетрадь
Биология 5-6 класс рабочая тетрадь
Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И.
Издательство: Вентана-граф 2017
Серия: Алгоритм успеха
Тип книги: Рабочая тетрадь
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Новикова С.Н., Романова Н.И.
Издательство: Русское слово 2018
Серия: Инновационная школа
Тип книги: Рабочая тетрадь
Авторы: Плешаков А.А., Введенский Э.Л.
Издательство: Русское слово 2016
Серия: Инновационная школа
Биология 5-6 класс тетрадь-практикум
Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.
Издательство: Просвещение 2017
Тип книги: Тетрадь-практикум
Биология 5-6 класс тетрадь-тренажёр
Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А., Котляр О.Г.
Издательство: Просвещение 2017
Тип книги: Тетрадь-тренажёр
Биология 5-6 класс тетрадь-экзаменатор
Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.
Издательство: Просвещение 2017
Тип книги: Тетрадь-экзаменатор
Премиум
Биология 5 класс задачник-практикум
Авторы: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
Издательство: Баласс 2014
Тип книги: Задачник-практикум
Премиум
Биология 5 класс тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений
Авторы: Сысолятина Н.Б., Жукова Н.В., Сонин Н.И.
Издательство: Дрофа 2015
Серия: Живой организм
Тип книги: Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Дрофа 2019
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Биология 5 класс тетрадь для оценки качества знаний
Авторы: Кириленкова В.Н., Павлова О.В., Сивоглазов В.И.
Издательство: Дрофа 2016
Серия: Живой организм
Тип книги: Тетрадь для оценки качества знаний
Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я.
Издательство: Просвещение 2014
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В.
Издательство: Вентана-граф 2016
Серия: Алгоритм успеха
Тип книги: Рабочая тетрадь
Авторы: Сивоглазов В.И., Плешаков А.А.
Издательство: Просвещение 2019
Авторы: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.
Издательство: Мнемозина 2019
Биология 5 класс Организмы
Издательство: Владос 2019
Премиум
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Автор: Сивоглазов В.И.
Издательство: Просвещение 2020
Тип книги: Рабочая тетрадь
Биология 5 класс тесты
Автор: Н. А. Богданов
Издательство: Экзамен 2017
Премиум
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Метода 2014
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Авторы: В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков
Издательство: Дрофа 2020
Биология 5 класс Введение в биологию
Издательства: Просвещение, Дрофа 2021
Серия: Линейный курс
Биология 5 класс рабочая тетрадь Введение в биологию
Авторы: Пасечник В.В., Швецов Г.Г., Демичева И.А.
Издательства: Просвещение, Дрофа 2021
Серия: Линейный курс
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Биология 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: М-книга 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Биология 5 класс тесты
Авторы: В.В. Пасечник, Т.А. Дмитриева, Т.М. Ефимова, Г.Г. Швецов
Издательство: Экзамен 2020
Премиум
Авторы: Мансурова С.Е., Рохлов В.С., Мишняева Е.Ю.
Издательство: Просвещение 2021
ГДЗ по биологии 5 класс
Авторы: Сухова Т.С. Строганов В.И.
Авторы: Корнилова О.А. Николаев И.В.
Авторы: Пономарева И.Н. Николаев И.В.
Авторы: Т.С. Сухова В.И. Строганов
Авторы: Пасечник В. В. Суматохин С.В.
Авторы: В.В. Пасечник С.В. Суматохин
Авторы: Т.С. Сухова В.И. Строганов
Авторы: Ловягин С.Н. Вахрушев А.А.
Авторы: Сухова Т.С. Строганов В. И.
Авторы: Плешаков А.А. Сонин Н.И.
Авторы: Сонин Н.И. Плешаков А.А.
Авторы: Сонин Н.И. Пшеничная Л.Ю.
Авторы: Н. И. Сонин А. А. Плешаков
Авторы: Новикова С.Н. Романова Н.И.
Авторы: Плешаков А.А. Введенский Э.Л.
Авторы: Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С.
Авторы: Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С.
Авторы: Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С.
Авторы: Ловягин С.Н. Вахрушев А.А.
Авторы: Сысолятина Н.Б. Жукова Н.В.
Авторы: Кириленкова В.Н. Павлова О.В.
Авторы: Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С.
Авторы: Сивоглазов В.И. Плешаков А.А.
Авторы: Трайтак Д.И. Трайтак Н.Д.
Авторы: В.И. Сивоглазов А.А. Плешаков
Авторы: Пасечник В.В. Швецов Г.Г.
Авторы: В.В. Пасечник Т.А. Дмитриева
Из чего состоит клетка – особенности строения частей и функции, описание кратко (5 класс, биология)
Из чего состоит клетка
В биологии изучается огромное разнообразие клеток. Они имеют средний диаметр от 10 до 25 микрон, или микрометров. Размеры клеток спелого арбуза и яблока — 1 мм.
Кратко о строении клетки можно рассказать так: она покрыта мембраной и заполнена цитоплазмой. Внутри расположены ядро и особые клеточные структуры, подобные органам многоклеточных организмов (органеллы или органоиды).
Рис. 1. Строение растительной клетки.
Наружная мембрана
Мембрана — это тоненькая плёночная оболочка, «одежда» клетки. Она пропускает одни вещества и задерживает другие. Это свойство называют полупроницаемостью.
Клетки растений обладают рядом особенностей, отличающих от клеток животных и человека. Кроме наружной мембраны, имеется плотная клеточная оболочка (стенка), состоящая из целлюлозы. В растительных клетках расположены зеленые тельца — хлоропласты.
Рис. 2. Сравнение растительной и животной клетки.
Цитоплазма
Цитоплазма — бесцветная полужидкая масса, в состав которой входят вода, органические и минеральные вещества. Цитоплазма объединяет все компоненты в единое целое.
Небольшое плотное тельце имеет сложную структуру, регулирует жизнедеятельность клетки. Снаружи ядро покрыто мембраной, внутри заполнено ядерным соком. Содержится хроматин, составляющий основу наследственной информации о строении всего организма.
Митохондрии
Тельца овальной или округлой формы, имеющие две собственных мембраны. В описании митохондрий следует указать, что это «энергетические станции», обеспечивающие клетку и весь организм энергией для жизнедеятельности.
Пластиды
Крупные органеллы клетки, покрытые собственными мембранами. Внутри содержится вязкое вещество и пузырьки.
Виды пластид и где встречаются:
Рис. 3. Хлоропласты в клетках зелёного листа.
В зелёных пластидах происходит фотосинтез — процесс образования сахара и крахмала на свету из воды и углекислого газа. Фотосинтез обеспечивает питание растений, ряда бактерий и простейших, обладающих хлорофиллом.
Вакуоли
Название органелл произошло от латинского слова «вакуус» — пустой. Вакуоли — мешочки или пузырьки с клеточным соком. Содержится раствор в воде углеводов, красящих веществ, солей.
Кроме перечисленных органелл, в клетке содержатся другие компоненты:
В живой клетке происходят обмен веществ, внутриклеточное питание, рост и развитие. Клетки размножаются — делятся на две дочерние клетки.
Что мы узнали?
Важнейшие сведения о строении и функциях клетки: она состоит из мембраны, защищающей от внешней среды, цитоплазмы, связывающей все части, и ядра, которое хранит наследственную информацию. Клетке свойственны раздражимость, обмен веществ, рост и размножение. Эта информация необходима для изучения живой природы в 5 классе.
§ 8. Строение клетки
1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы? 2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 14).
Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.
Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка пропицаема для воды, солей и многих органических веществ.
Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.
Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерпое вещество расположено непосредственно в цитоплазме.
Особенности строения клеток
Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.
Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.
Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но, несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.
Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли
Ответьте на вопросы
1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?
3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?
Конспект по биологии за 5 класс
Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы.
Термин «биология» образуется из двух греческих слов «bios» —жизнь и «logos» — знание, учение, наука. Отсюда и классическое определение биологии как науки, изучающей жизнь во всех ее проявлениях.
Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой.
Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.
Методы исследований в биологии
Наблюдение — самый простой и доступный метод. Например можно наблюдать сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных, поведение животных и т.д.
Описание биологических объектов (устная или письменная характеристика).
Сравнение– нахождение сходств и различий между организмами, применяется в систематике.
Экспериментальный метод (в лабораторных или естественных условиях) – биологические исследования с использованием различных приборов и методов физики, химии.
Микроскопия – исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных органоидов. Электронные – мелкие структуры отдельных органоидов.
Цитогенетический– метод изучения хромосом под микроскопом. Можно обнаружить геномные мутации (например, синдром Дауна), хромосомные мутации (изменения формы и размеров хромосом).
Ультрацентрифугирование- выделение отдельных клеточных структур (органелл) и дальнейшее их изучение.
Исторический метод– сопоставление полученных фактов с ранее полученными результатами.
Моделирование – создание различных моделей процессов, структур, экосистем и т.д. с целью прогнозирования изменений.
Гибридологический метод – метод скрещивания, главный метод изучения закономерностей наследственности.
Генеалогический метод – метод составления родословных, применяется для определения типа наследования признака.
Близнецовый метод – метод, позволяющий определять долю влияния факторов среды на развитие признаков. Применяется к однояйцевым близнецам.
Связь биологии с другими науками.
Многообразие живой природы столь велико, что современную биологию нужно представлять как комплекс наук. Биология лежит в основе таких наук, как медицина, экология, генетика, селекция, ботаника, зоология, анатомия, физиология, микробиология, эмбриология и др. Биология совместно с другими науками образовала такие науки, как биофизика, биохимия, бионика, геоботаника, зоогеография и др. В связи с бурным развитием науки и техники появляются новые направления изучения живых организмов, появляются новые науки, связанные с биологией. Это еще раз доказывает, что живой мир является многогранным и сложным и он тесно связан с неживой природой.
Основные биологические науки-объекты их изучения
Анатомия – внешнее и внутреннее строение организмов.
Физиология – процессы жизнедеятельности.
Медицина — заболевания человека, их причины и методы их лечения.
Экология – взаимосвязи организмов в природе, закономерности процессов в экосистемах.
Генетика – законы наследственности и изменчивости.
Цитология- наука о клетках (строении, жизнедеятельности и т.д.).
Биохимия – биохимические процессы в живых организмах.
Биофизика – физические явления в живых организмах.
Селекция – создание новых и улучшение существующих сортов, пород, штаммов.
Палеонтология – ископаемые останки древних организмов.
Эмбриология- развитие зародышей.
Знания в области биологии человек может применить:
для профилактики и лечения заболеваний
при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
в растениеводстве, животноводстве
в природоохранных мероприятиях, способствующих решению глобальных экологических проблем(знания о взаимосвязях организмов в природе, о факторах, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды и т д.).БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Признаки и свойства живого:
1. Клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Исключением являются вирусы, но и у них свойства живого проявляются, лишь когда они находятся в клетке. Вне клетки у них признаки живого не проявляются..
2. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90% массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.
3. Обмен веществ и энергии – главное свойство живого. Он осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспечивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого.
7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онтогенеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма (развитие) и осуществляется его рост (увеличение размеров). Кроме того, все живые системы эволюционируют — изменяются в ходе исторического развития (филогенеза).
8. Раздражимость. Любой живой организм способен реагировать на внешние и внутренние воздействия.
9. Наследственность. Все живые организмы способны сохранять и передавать основные признаки потомству.
10. Изменчивость. Все живые организмы способны изменяться и приобретать новые признаки.
Основные уровни организации живой природы
Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем. Важными свойствами живых систем является многоуровневость и иерархическая организация. Части биологических систем сами являются системами, состоящими из взаимосвязанных частей. На любом уровне каждая биологическая система уникальна и отличается от других систем.
Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделили несколько уровней организации живой природы:
2. Клеточный уровень – представлен клетками. На уровне клеток начинают проявляться свойства и признаки живого. На клеточном уровне можно исследовать строение и функции клеток и клеточных структур, процессы, протекающие в них. Например, движение цитоплазмы, деление клетки, биосинтез белков в рибосомах и так далее.
3. Органо-тканевой уровень – представлен тканями и органами многоклеточных организмов. На этом уровне можно исследовать строение и функции тканей и органов, процессы, идущие в них. Например, сокращение сердца, передвижение воды и солей по сосудам и так далее.
4. Организменный уровень – представлен одноклеточными и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм, как целое: его строение и жизнедеятельность, механизмы саморегуляции процессов, приспособление к условиям обитания и так далее.
5. Популяционно-видовой уровень – представлен популяциями, состоящими из особей одного вида, длительно обитающих совместно на какой-то территории. Жизнь одной особи генетически определена, а популяция при благоприятных условиях может существовать неограниченно долго. Так как на данном уровне начинают действовать движущие силы эволюции – борьба за существование, естественный отбор и др. На популяционно-видовом уровне изучают динамику численности особей, половозрастной состав популяции, эволюционные изменения в популяции и так далее.
6. Экосистемный уровень– представлен популяциями различных видов, совместно обитающими на определенной территории. На данном уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность и устойчивость экосистем, изменения в экосистемах и так далее.
7. Биосферный уровень– высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучаются процессы в масштабе всей планеты – круговороты веществ и энергии в природе, глобальные экологические проблемы, изменения климата Земли и т д. В настоящее время первостепенное значение имеет изучение влияния человека на состояние биосферы в целях предотвращения глобального экологического кризиса.