Как выглядит бог отец иисуса
Как выглядит Бог-Создатель
С древности люди верят в разных богов. Еще со времен Древнего Вавилона и Египта человечество испытывало потребность в духовном, желании поклоняться кому-то или чему-то. Однако трудно оказывать почтение и молиться тому, кого ты не видишь. Поэтому с давних дней люди пытались узнать, как выглядит бог, в которого они верят, и изобразить его.
Использование изображений в номинальном христианстве
Как и представители античных языческих религий, члены номинального христианства (руководители епископальной церкви или те, кто исповедует православие) всегда возносили свои молитвы чему-то видимому. Последние как Бога почитают Иисуса Христа, который входит в состав Божественной Троицы. В согласии с их верованиями, его часто изображают на иконах на руках у Марии как маленького ребенка или же в облике мужчины с нимбом над головой, который стоит рядом с двумя другими. На иконах также можно увидеть другие представления верующих о том, как выглядит бог настоящий. Они изображают Христа как восходящего на небо в тот момент, когда его видели его ученики.
Как себе представляют бога в нехристианских религиях
В нехристианских конфессиях, например в буддизме и индуизме, люди также поклоняются своим богам, используя изображения. В далеком прошлом кельты поклонялись трехглавому богу. Головы указывали на то, что такой бог был всевидящим и всезнающим. В античном Египте большинство богов имели тело человека и голову животного, а в Древней Греции они нередко предстают в облике сильных богатырей, обладающих неуязвимостью и другими качествами, свойственными людям.
Однако возникают вопросы. Как выглядит бог настоящий. Нужно ли использовать в поклонении истинному богу изображения?
Как выглядит Бог в Библии
Вы задумывались над этим? Как выглядит Господь Бог согласно Библии? В Священных Писаниях Старого и Нового Завета можно четко понять, что истинного Бога, который сотворил все живущее, который является Творцом всего, увидеть невозможно. Откуда мы это знаем? Среди написанного апостолом Иоанном есть такие слова: «Бога никто из людей никогда не видел, но единородный бог, который у груди Отца, рассказал нам о нем». Необходимо обратить внимание, что Бога (с большой буквы) никто никогда не видел, но единородный бог (с маленькой буквы) рассказал людям о нем. Чем отличается первый от второго? Под первым подразумевается Всемогущий Бог, Отец Иисуса Христа, а под вторым сам Сын Бога, который жил на земле. Из этого библейского текста хорошо видно, что невозможно узнать, как выглядит Бог настоящий. Фото его нельзя увидеть ни в одной церкви в мире. С другой стороны, Иисуса, который также обладает божественной властью от своего Отца, люди видели и могли учиться у него. Однако и его сегодня изобразить не получится. Несмотря на то что Иисус Христос считается реальной исторической личностью и его существование подтверждается древним историком, таким как, например, Иосиф Флавий, до наших дней не сохранилось ни одного правдивого описания внешности Сына Бога.
Почему невозможно узнать, как выглядит Создатель
Как бы нам ни хотелось узнать, как выглядит Бог, его невозможно увидеть по нескольким причинам. Рассмотрим одну из них. Для начала стоит обратить внимание на то, что говорится в писаниях пророка Моисея. Разговаривая с ним, Бог лично сказал ему: «Ты не можешь увидеть моё лицо, потому что ни один человек не может увидеть меня и остаться в живых». Почему это невозможно? Однажды Моисею была дана возможность увидеть часть славы Бога. Писание сообщает, как это происходило. Всемогущий сказал ему, чтобы он встал на скале. Далее Творец объяснил, что он будет проходить мимо. Моисею нужно было спрятаться в расщелине скалы. И только благодаря тому, что Бог лично прикрывал его своей рукой, пророк остался в живых. Дав все распоряжения, Всемогущий снова повторил: «Но моего лица ты не сможешь увидеть». После того как Бог прошел перед пророком, лицо Моисея светилось, так что народ попросил его закрыть свое лицо покрывалом, так как они боялись, что погибнут. Этот случай ярко показывает, что Господь — источник огромной силы и могущества, который создал все звезды и галактики. Так как он обладает такой властью, ни один человек не может увидеть его и жить дальше.
В каком смысле мы можем видеть Бога
Однако если мы не узнаем, как выглядит Бог, то как же тогда понять слова, которые произнес в своей нагорной проповеди Иисус Христос? Он сказал: «Счастливы чистые сердцем, потому что они увидят Бога». То греческое слово, которое использовано в этом библейском отрывке, буквально означает «видеть духовно». Христос, когда был на земле, полностью отразил личность своего Отца. Поэтому, проявляя в него веру и в его искупающую грех жертву, мы можем духовно видеть Бога, то есть узнать его как личность и приблизиться к нему. Наивысшей точки видения Бога достигают помазанники, которые на небесах смогут увидеть лицо Бога, после воскресения. Там они будут править вместе с Христом земным человечеством и будут получать указания от лица истинного Творца.
Существующие иконы Бога-Отца и можно ли изображать Господа, образ Саваофа
Икона для любого православного христианина является святыней, напоминающей о присутствии Господа в материальном мире. Существует множество образов с ликом Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых людей. Но иконы, изображающие Бога-Отца, мало кто видел. Вместе с тем, любой верующий человек должен знать, можно ли рисовать Бога-Отца, не является ли это грехом, и как относится к таким иконам церковь.
Можно ли изображать Бога-Отца на иконах – мнение церкви
Тема нанесения на иконы лика Бога-Отца возникала еще с древних времен. Этот вопрос не раз обсуждался многочисленными Вселенскими Соборами. Еще в 787 году на 7 Вселенском Соборе иконописные образы с ликом Бога-Саваофа были отвергнуты святыми Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Объяснялось это тем, что Бога-Отца никто не видел во плоти, в отличие от Бога-Сына, рожденного Девой Марией. Соответственно, невозможно изобразить то, что не дано было увидеть человеческому оку.
В телесном виде разрешено было изображать лишь тех, кто был людьми и носил плоть – Иисуса Христа, Богородицу, святых. Стоглавый Российский Собор, собранный в 1551 году, вновь поднял тему об изображении Бога-Отца. Решением Собора было предписано иконописцам не писать Саваофа на образах.
Это же было подтверждено и Большим Московским Собором, состоявшемся в 1655 году. Святые отцы категорически отвергли антропоморфный образ Господа, велев убрать его из храмов и монастырей. Считается, что такой образ искажает информацию об Отце и, следовательно, опасен для верующих.
Представление Бога-Отца в виде седого дедушки, сидящего на облаках, является еретическим. Оно не приближает верующего к спасению, а отдаляет, так как еретики не смогут наследовать Царствия Божьего.
Подробнее о триединстве Пресвятой Троицы
Основой догматического учения христианской церкви является триединство Божественной Троицы. Она представлена тремя лицами:
Эти три проявления сущности Господа, не слитны между собой, но и не раздельны. Человеческому разуму сложно понять это, так как в материальном мире ничего подобного больше нет. Поэтому продемонстрировать троичность Бога можно лишь на отдаленных примерах.
Некоторые священнослужители проводят аналогии с водой, которая может приобретать три состояния: пар, лед и жидкость. Несмотря на то, что это три разных составляющие, они имеют единую природу и являются водой.
Единство Святой Троицы подтверждают следующие характеристики:
Бог-Отец действует через Бога-Сына с помощью Святого Духа. Разделять три ипостаси нельзя, так как ни одно из них не может существовать без другого. Божественная Троица является единой духовной сущностью.
Единство Пресвятой Троицы святыми отцами разъясняется на примере души человека:
Все три составляющие принадлежат одному человеку, но проявляются независимо друг от друга. В то же время мысли рождаются благодаря уму и существовать без него не могут. От ума исходит дух, рождающий мысли. Эти три ипостаси человека неразделимы, как и неразделим Господь Бог. К познанию сути Пресвятой Троицы должен стремиться каждый христианин. Только через познание этой тайны откроется перед верующими Божественная жизнь.
Неканоничные изображения Господа Бога-Отца
Несмотря на запрещение изображать Бога-Отца, некоторые иконописцы продолжали рисовать Его в образе «Ветхого днями».
Самой известной иконой с образом Бога-Отца является икона «Отечество». Бог-Отец представлен старцем, сидящем на небесном троне, руки подняты вверх. На голове у него нимб звездчатой формы, образующийся из двух пересекающихся ромбов. На коленях у Господа сидит младенец Иисус, над головой которого круг с голубем внутри, символизирующим Святого Духа. В одной руке Христа свиток, другая – поднята вверх. В нижней части иконы изображен образ Божьей Матери «Знамение».
Начиная с VI века, различные ипостаси образа Бога-Отца появляются на многих иконах:
Эти иконы не являются каноническими, так как не получили благословения церкви и считаются кощунственными. Использовать неканонические образы для молитв и церковных обрядов запрещается. Но, несмотря на это, их можно увидеть на росписях во многих православных храмах.
Уникальная икона Господа Саваофа
Один из самых древних и загадочных образов Бога-Отца – икона Господа Саваофа. Это одно из имен Всевышнего, упоминаемое в Библии и переводимое как «Воинство».
Под войсками Господа подразумевались:
На иконе Бог предстает в образе мудрого старца с длинными седыми волосами до плеч и бородой.
На одних списках седовласый мудрец восседает на троне, на других – ступает по облакам. Лик его находится в треугольном нимбе, от которого расходятся лучи света. Поверх белого хитона (нижней рубашки) наброшен зеленый гиматий (накидка). Приподняв обе руки, Всевышний благословляет свой народ. В медальонах, висящих у него на груди, изображены младенец Иисус и Святой Дух в виде голубя.
К еще одному списку с образом Бога-Саваофа относится икона «Отечество».
Есть еще образ Бога с изображениями святых апостолов. Справа от Господа находится Даниил, слева – святой Симеон. У подножия трона изображен Фома.
Но, чтобы быть услышанным Господом, совсем не обязательно лицезреть перед собой его зримый образ. Главное – по-настоящему верить в Него и придерживаться библейских заповедей.
Кто есть Бог-Отец, до сих пор является темой дискуссий богословов всего мира. Его считают Творцом мира и человека, Абсолютом и одновременно – триединым в Святой Троице. Эти догматы вместе с пониманием сути Вселенной заслуживают более детального внимания и анализа.
Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась Святой Троицы, Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:
Как выглядит Бог-Отец?
Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.
Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.
Как появился Бог-Отец?
Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:
Бог-Отец в православии
В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.
Бог-Отец и Господь Иисус Христос
Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:
Отец Иисуса Христа: настоящий и названный
Узнайте все самое интересное и полезное об Отце Иисуса Христа, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
От кого родился Христос
Словосочетание “Отец Иисуса Христа” для невоцерковленного светского человека звучит неоднозначно. С одной стороны, согласно христианским догматам, Дева Мария зачала от Бога (Духом Святым). С другой, Богородица считалась женой праведного Иосифа, который хранил ее девство. Именно Иосиф воспитал Иисуса Христа, и ему Спаситель повиновался во всех земных делах как настоящий сын. Но для христиан в этом вопросе нет никакого противоречия. Божественным Отцом действительно был Сам Бог, а земным – праведный Иосиф Обручник.
Небесный Отец Христа
Далекие от Православия люди зачастую не понимают, почему верующие люди называют Иисуса Христа то Богом, то Сыном Божьим. Ответ кроется в вероучительном догмате о Святой Троице.
Бог раскрывается в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это не значит, что существуют три разных Бога, так как Бог Един. Но есть три Личности Единого по природе Бога. Личности отличаются друг от друга, при этом между ними существует теснейшая взаимосвязь, общение.
Главным свидетельством о Троице является Евангелие от Иоанна: “В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог” (Ин.; 1:1).
Под “Словом” подразумевается Иисус Христос, а Бог является Богом Отцом. С этого евангельского отрывка берет основание все богословие о троичности Бога. Бог Отец до начала времен рождает Сына и от Отца исходит ипостась Святого Духа.
“Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает” (преподобный Иоанн Дамаскин).
Отсюда следует, что Отцом Иисуса Христа является Бог Отец. Бог Отец был всегда. Он не был ни от кого рожден и ни от кого не происходил. Но Бог Сын и Бог Святой Дух имели начало от Бога Отца.
“Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его” (Лк 1:32).
Из Священного Писания следует, что Иисус Христос является одновременно Богом и Человеком, так как рожден был от Девы Марии и Святого Духа.
Евангелие повествует нам о тесной взаимосвязи между Богом Отцом и Богом Сыном. Но Отец отдает своего возлюбленного Сына для искупления грехов всего человечества.
“ Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына” (Мф 11:27).
Иосиф Обручник как названый отец Христа
Праведный Иосиф происходил из рода царя Давида, был простым плотником. За добродетельную жизнь, благочестие и праведность Иосифу выпала честь стать названным отцом Иисуса Христа. В возрасте 80-ти лет был обручен с Девой Марией.
Но до момента вступления в брак Иосиф узнал, что Мария беременна. За беременность до брака, как следствие прелюбодеяния, полагалась смертная казнь. Но человеколюбивый Иосиф намеревался тайно отпустить девушку, не предавая огласке случившееся. Но во сне ему явился ангел и велит не оставлять Деву Марию, так как она беременна от Святого Духа. Ангел предрекает рождение мальчика, которого непременно нужно назвать Иисусом, и который спасет людей от грехов.
Покорный Богу Иосиф принимает слова ангела и в точности их исполняет. Он становится в глазах людей отцом Иисусу Христу, защитником и кормильцем семейства. Иосиф не задает лишних вопросов, не возмущается происходящим, но покорно исполняет все, что предписано ему Богом. Богом был избран Иосиф в качестве земного отца Спасителя не случайно. Он милостив и готов хранить в тайне чужие поступки, которые на первый взгляд кажутся греховными, чтобы не опорочить честь Девы Марии. Он спокойно и без сомнений покоряется воле Божьей. В праведном Иосифе сосредоточены главные мужские, отцовские качества и достоинства.
“Самое главное то, что Иосиф – лучший пример подлинного отцовства. Он не рождал Иисуса по плоти, но сделал все, что нужно, как самый лучший в мире папа. Как пример и как упрек он смотрит на нас из глубины истории. Как упрек для тех, кто зачинал, но не воспитывал; зачинал и бросал; зачинал и подталкивал женщину к аборту. А как пример для тех, кто, неважно зачинал ли или только усыновлял, но воспитывал, учил, берег, заботился” (протоиерей Андрей Ткачев).
Бог, отец Иисуса Христа — кто это и как он появился?
Бог Отец — кто он?
О существовании единого Бога-Отца люди знали задолго до Христова Рождества, примером тому – индийские «Упанишады», которые были созданы за полторы тысячи лет до н. э. Там говорится, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана. Народы Африки упоминают об Олоруне, превратившем водный Хаос в небо и землю, а на 5 день создавшем людей. Во многих древних культурах имеется образ «высший разум — Бог Отец», но в христианстве есть главное отличие – Бог – триедин. Чтобы вложить это понятие в умы поклонявшихся языческим божествам, появилось триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась Святой Троицы, Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:
Как выглядит Бог-Отец?
Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.
Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.
Почему Иисус — Наш Господь
Бытие человека Иисуса Христа в силу его божественности есть суверенное решение о бытии всякого человека. Оно основывается на том, что по повелению Бога Он один предстоит за всех нас, и потому все мы объединены с этим Одним и связаны с Ним обязательством. Об этом знает Его община. Об этом она должна оповестить мир.
Я задавался вопросом о том, что, может быть, вместо этого тезиса стоит просто привести объяснение второго положения символа, данное Мартином Лютером: «Верую в то, что Иисус Христос истинный Бог, рожденный Отцом в вечности, а также истинный Человек, рожденный Девой Марией, есть мой Господь…» В этих словах Лютер выразил все содержание второго положения.
Если обращаться к тексту, то с экзегетической точки зрения это, возможно, акт произвола, но, несомненно, гениальный акт произвола. Ведь в конечном счете Лютер не сделал ничего иного, как обратился к самому изначальному и простому значению слов символа: «Kyrios Jesus Christos», Господь (есть) Иисус Христос. Он обобщил и привел к такому знаменателю все, что сказано во втором положении. Истинная божественность и истинная человечность стали в его формулировке сказуемым данного подлежащего. Все деяние Христа есть деяние Господа. Все, что требует от нас Господь, — это чтобы мы стали его: «чтобы я в его царстве пребывал под его властью и служил Ему, причем именно потому, что Он мой Господь, который меня, блудного и обреченного человека, спас, привлек, отвоевал от всех грехов, от смерти и от власти дьявола». И все христианское возвещение сводится к тому, «чтобы я служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве: соответственно Его величию». Все в целом становится аналогией возвышения Христа.
Я не хотел приступать к толкованию этой части символа, не обратив ваше пристальное внимание на этот текст Лютера. И все же попытаемся самостоятельно, с помощью своей собственной мысли приблизиться к предмету, о котором идет речь.
Что означает утверждение: Иисус Христос есть наш Господь? Я описал это словами: бытие Иисуса Христа есть суверенное решение о бытии всякого человека. Относительно нас, людей, принято решение. Знаем ли мы о нем и соответствуем ли ему — это вторичный вопрос. Мы должны его слушать: оно принято. Это решение не имеет ничего общего с судьбой, нейтральным и объективным определением человека, которое можно было бы прочесть в природе или истории человека. Такое суверенное решение о бытии каждого человека заключено в бытии человека Иисуса Христа. Поскольку Он есть, был и будет, такое суверенное решение принято относительно всех людей.
Христианскую веру следует, безусловно, понимать как человеческое решение, принимаемое в соотнесении с божественным решением. Здесь мы видим конкретное воплощение такого божественного решения. Когда мы говорим, что Бог есть наш Господь и наставник, то не мыслим при этом Христа, как это делает всякая мистика, как неопределимое и в конечном счете неизвестное божественное нечто, которое как власть стоит над нами и нами распоряжается. Мы думаем об этом конкретном образе, о человеке Иисусе Христе. Он наш Господь. Поскольку Он есть здесь, Бог есть наш Господь.
Всякому человеческому бытию предшествует априори бытие Иисуса Христа. Об этом говорит христианский символ. Что это означает — предшествует? Пусть представление о временном предшествовании отойдет на задний план. Предшествование, о котором идет речь, означает и временное предшествование, но означает также: оно уже свершилось, то есть является тем великим историческим прошлым, в котором было установлено господство над нами в 1—30-е годы в Палестине. Но не это является в настоящий момент решающим. Временное предшествование приобретает такую значимость потому, что бытие этого человека предшествует нашему бытию, благодаря своему авторитету по отношению к нашему бытию, в силу своего несравненного достоинства. Оно предшествует нашему бытию в силу своей божественности.
Сейчас становится понятным значение утверждения, что бытие человека Иисуса есть просто бытие самого Бога. Оно составляет достоинство этого человека, это содержание его жизни, в этом его власть над нами. Поскольку Иисус Христос есть единородный Сын Бога, «единосущный с Отцом», то и его человеческая природа, его человеческое бытие есть событие, в котором реализуется суверенное решение. Его человечность, как таковая, — совокупность всего рода человеческого. He как идеи или понятия, а как решения, как истории. Иисус Христос есть человек как таковой, и потому есть мера, определение и ограничение всякого человеческого бытия. Он есть решение, в котором представлены намерение Бога и цель Бога не только относительно Его, но и каждого человека. В этом смысле христианский символ называет Иисуса Христа «нашим Господом».
Такое суверенное царственное решение, воплощенное в Иисусе Христе, обосновано тем, что этот один предстоит за всех. Оно обосновано: это суверенное решение Бога, господство Иисуса Христа, по отношению к нам и само по себе не является каким-то слепым фактом власти. Когда христианская община исповедует: «Верую, что Иисус Христос есть мой Господь», то при этом имеется в виду не слепой и угрожающе возвышающийся над нами закон, не какая-то историческая сила, не судьба или рок, по отношению к которому человек бессилен и который в конце концов можно только признать. Христианская община думает при этом о правомерном господстве своего Господа.
Его господство есть не только potentia, но и potestas. Мы познаем ее не как порядок, устанавливаемый какой-то непроницаемой волей, а как порядок мудрости. Бог обладает правом, и Он знает, почему Он есть наш Господь и почему Ему угодно, чтобы мы Его узнали и признавали как такового. Конечно, такое основание господства Христа ведет нас к тайне. Речь здесь идет о чем-то объективном, о порядке, который высится над нами и который установлен без нас, о порядке, которому надлежит подчиняться, который надлежит признавать, которому можно внимать лишь для того, чтобы затем являть ему послушание. И разве может дело обстоять иначе, если господство Христа установлено и существует в силу его божественности. Там, где правит Бог, человек может лишь повергнуться ниц и поклоняться. Поклоняться именно мудрости Бога, его справедливости и святости, поклоняться тайне его милосердия. Таково христианское благоговение перед Богом и христианская хвала Богу, христианское служение и послушание. Послушание покоится на слушании, а слушать — значит воспринимать Слово.
Я хотел бы попытаться очень кратко и обобщенно показать основу такого господства Христа. Итак, суверенное решение основывается на том, что этот один по установлению Бога предстоит за всех. В том-то и состоит тайна Бога, а тем самым и тайна Иисуса Христа, что Он, этот один, этот человек, поскольку Он есть один, — не какая-либо идея, а один, сущий совершенно конкретно тогда и там человек, имеющий имя и происходящий из определенного места, имеющий, как мы все, жизненную историю во времени, — этот один есть не только для себя, а для всех и за всех. Вы должны попытаться когда-нибудь прочитать Новый Завет с точки зрения этого «для всех». Ведь все существование Его, того, кто пребывает в сердцевине, определяется тем, что это человеческое существование, реализуемое и свершаемое не только в своих собственных рамках и не только со своим собственным смыслом, но и для всех других.
Все это верно и если посмотреть с точки зрения человека. Поскольку есть такое установление Бога, поскольку мы пребываем в такой связи, поскольку Иисус Христос есть этот один человек и предстоит Богу за всех нас, а Бог в нем нас любит, сохраняет, направляет и несет, то мы суть владение Иисуса Христа, связаны с этим владетелем и имеем обязанности по отношению к нему. Обратите внимание, констатация, что мы суть его владение, наше отношение к Нему не имеют в первую очередь морального или религиозного характера, они покоятся на определенном обстоятельстве, на объективном порядке. Моральное и религиозное является сига posterior. Прежде всего мы просто принадлежим Ему, а моральный и религиозный моменты неизбежно следуют из этого.
Согласно Божьему установлению, человек не вопреки, а в своей свободе есть владение Христа. Ведь то, что человек познает как свою свободу и в Нем живет как в своей свободе, это он делает в свободе, которая ему дается и которая созидается для него благодаря тому, что Христос предстоит за него перед Богом. Таким образом, это великое благодеяние, что Иисус Христос есть Господь. Божественность этого благодеяния, божественность вечного милосердия нас взыскала и нашла еще до того, как мы были, и до того, как мы об этом помыслили. Это божественное милосердие устанавливает и для нас господство Христа и освобождает от всех прочих видов господства. Это божественное милосердие исключает для всех прочих господ право говорить на равных и делает невозможным существование на равных какой-либо другой инстанции наряду с этой, и делает невозможным послушание какому-либо господину на равных с послушанием Господу. Это вечное божественное милосердие Бога, определяющее такое установление относительно нас, делает невозможным обращение к какому-либо господину, минуя Господа Иисуса Христа, а также делает невозможным рассмотрение судьбы, истории или природы как того, что подлинно господствует над нами.
Как только человек увидит, что власть Христа коренится в милосердии, благости и любви Бога, он откажется от всяких отговорок и отпадет разделение на религиозную сферу и на другие сферы. И не будет больше отрывать друг от друга тело и душу, а также не будут разрывать богослужение и политику. Все эти разделения отпадут, поскольку человек один и как таковой подвластен господству Христа.
То, что Иисус Христос есть наш Господь, — это знает община, это знает человек в церкви. В то же время истина «наш Господь» не зависит от того, знаем ли и признаем ли мы ее, а также не зависит от того, существует ли община, где постигают и выражают эту истину. Только потому, что Иисус Христос есть наш Господь, это можно узнать и возвещать. Однако то обстоятельство, что все люди имеют в Нем своего Господа, не является ни для кого самоочевидным. Это знание есть дело нашей избранности и призвания, дело собранной посредством его слова общины, дело церкви.
Никейский символ содержит в данном случае одно маленькое хорошее дополнение по отношению к апостольскому: единство Господа. Выразить и засвидетельствовать его является задачей церкви. Христиане и община должны рассматривать то, что называется «миром», прежде всего как сферу обитания, как тех людей, которым надлежит услышать — услышать от нас — именно об этом. Все прочее, что мы знаем о мире, всякие заявления о его безбожности являются вторичными и в принципе нас не затрагивают. Нас, христиан, не интересует и не затрагивает то обстоятельство, что мир не там, где мы, что он закрывает свое сердце и свой разум для веры, нас интересует и затрагивает только то, что эти слова люди должны услышать о Нем от нас, что мы должны свидетельствовать перед ними о Господе.
Кстати, я мог бы сейчас ответить на вопрос, который задавали мне несколько раз в течение этих недель: «Знаете ли вы о том, что многие из присутствующих здесь не являются христианами?» В ответ на это я всегда смеялся и говорил: «Мне это безразлично». Было бы ужасно, если бы христианская вера отделяла и изолировала одного человека от другого. Ведь она может служить мощнейшим средством объединения и соединения людей. А исполнение задачи общины распространить свою весть и есть одновременно то, что соединяет.
А если мы еще раз посмотрим на дело с позиций общины, то есть с позиций тех, кто желает быть христианином всерьез, — «Верую, Господи, помоги моему неверию!» — то должны уяснить, что все зависит от того, удастся ли христианам словом и делом, с помощью своих человеческих слов и представлений указать на самого Христа, а не просто представить образ Господа, идею Христа. Ведь подлинный Господь засвидетельствован в слове апостола, а не в представлении о Нем, не в догме о Христе. Это говорится для тех, кто причисляет себя к верующим: да будет нам дано не выставлять никакого образа, когда говорим о Христе, никакого образа христианского божка, а при всей нашей слабости и указать на того, кто есть Господь и кто в силе своей божественности воплощает суверенное решение относительно бытия каждого человека.
Карл Барт, Очерк догматики.
Как появился Бог-Отец?
Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:
Что значит, если имена «Господь» и «Бог» встречаются вместе
Например, «И создал Господь Бог человека из праха земного…». Это значит, что милость и суд встретились и облабызались.
Почему имя «Господь» встречается при сотворении человека? Потому, что человек наделен свободной волей. Творец знал, что иногда человек будет использовать свободную волю во вред себе. Если бы человек был сотворен только на основах правосудия, то при первой же ошибке, его тут же надо было наказывать или уничтожать.
Поэтому прежде всего Всевышний создает человека на основе милосердия («И создал Господь…», но и на основах правосудия («И создал Бог человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»).
РЕКОМЕНДУЕМ: Где родился Иисус.
Бог-Отец в православии
В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.
Бог-Отец и Господь Иисус Христос
С появлением Нового Завета, Бог-Отец в христианстве упоминается уже в примирении с людьми через Сына Своего Иисуса Христа. Во этом Завете говорится, что Сын Божий был предвестником усыновления людей Господом. И теперь верующие получают благословение не от первой ипостаси Пресвятой Троицы, а от Бога-Отца, поскольку грехи человечества искупил на кресте Христос. В священных книгах написано, что Бог — Отец Иисуса Христа, который во время крещения Иисуса в водах Иордана явился в виде Духа Святого и повелел людям слушаться Своего Сына.
Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:
Как толкуют понятия «Бог» и «Господь» критики Библии?
Впервые словосочетание «Господь Бог» встречается во второй книге Бытия, 4 стих. В первой главе о сотворении мира везде упоминается «Бог». Это и дало основание некоторым ученым полагать, что первые книги Бытия – компилятивный труд, который имеет предысторию. Другими словами, они считают, что это два разных рассказа из различных источников о сотворении мира.
Первый источник они назвали Элохист, потому что слово «Бог» в первой главе по еврейской элохии – это один источник. А где начинает встречаться «Господь» – это другой источник Яхвист (как будто здесь речь идет о разных Богах).
Но на что не обратили внимания критики Библии? Когда в тексте Библии появляется имя «Господь», это не означает, что пропадает имя «Бог». В стихе 24 мы видим эти два имени вместе. И далее по всему тексту Ветхого Завета идут чередования.