Как выглядит чек самозанятого физическому лицу
Как самозанятому принимать оплату с клиентов
Самозанятых интересует: как им получать деньги от клиентов, чтобы не было проблем; как учитывать поступления и платить налог; нужно ли составлять договор, подписывать акты, счета или достаточно выдать чек.
Плательщик НПД может получать оплату наличными и перечислением. Для учета дохода ему достаточно ввести суммы в приложение «Мой налог», но есть нюансы — о них рассказываем в статье.
Нужен ли договор. Если самозанятый сотрудничает с ИП, он может подписать договор или устно согласовать сделку. Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.
Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Это может быть договор подряда, возмездного оказания услуг, договор поставки или агентский договор. Тип документа зависит от вида сотрудничества. Самозанятые не ведут бухгалтерского учета, поэтому не обязаны хранить договоры и первичные документы.
Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужна ли касса и банковский счет. Выбрать НПД для бизнеса может ИП и физическое лицо. Открыть расчетный счет для бизнеса или подключить кассовый аппарат вправе только самозанятые ИП. Если вы не индивидуальный предприниматель, этот пункт можете пропустить.
Бизнес обязан принимать наличные через онлайн-кассу, однако на самозанятых это требование не распространяется. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по собственному желанию.
Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию. При абонентском обслуживании с владельца счета ежемесячно взимается определенная сумма. По тарифу без абонентского обслуживания владелец счета выплачивает комиссию за каждую операцию. Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.
К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого предприниматель устанавливает платежный POS-терминал — специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Если у клиента достаточно денег, покупка оплачивается, и терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн.
Чтобы подключить эквайринг, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.
Как брать деньги. Самозанятый может принимать оплату любым способом:
Если самозанятый получает оплату перечислением, необходимо соблюсти очередность: сначала получить деньги и только потом сформировать чек в приложении «Мой налог». Это можно сделать до 9 числа следующего месяца. Если оплата картой или наличными, чек важно передать сразу — в момент расчетов.
Иногда приходится возвращать деньги, например, товар клиенту не подошел. В этом случае самозанятый аннулирует чек. В приложении он нажимает кнопку «Аннулировать» и указывает причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.
Как выдать чек. Чек от самозанятого — это отчетный документ. Он подтверждает, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.
Чтобы правильно сформировать чек, в приложении указывают название компании или Ф. И. О. предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.
Расчеты с самозанятыми: реквизиты и формат чека, типичные ошибки
Чтобы принять вознаграждение самозанятого на расходы, заказчик должен получить чек. Как и любой первичный документ, чек должен быть правильно оформлен. Расскажем, какие реквизиты должны быть в чеке, в каком формате его может получить заказчик, какие ошибки допускают в чеке самозанятые, и как их исправить.
Реквизиты чека самозанятого
Перечень реквизитов чека самозанятого приведен в п. 6 ст. 14 закона № 422-ФЗ. Так, согласно требованиям закона, чек должен содержать 10 обязательных реквизитов:
Если в сделке между сторонами сделки принимает участие третье лицо — банк или электронная площадка, представляющая интересы самозанятого в ФНС, то в чек добавляется еще 2 реквизита:
Формат чека
Самозанятый может передать чек заказчику тремя путями:
1. Отправить ссылку на чек или его изображение электронным способом.
Например: на электронную почту или в мессенджер.
2. Показать на экране своего мобильного устройства QR-код чека, чтобы заказчик смог его считать своим устройством.
3. Распечатать чек на принтере и передать его на бумажном носителе.
Сервис Мои самозанятые поможет вам не терять чеки своих исполнителей. Все чеки хранятся в личном кабинете, доступны в любой момент и отображается их актуальный статус.
Типичные ошибки в чеках
Реквизитов в чеке, которые заполняются вручную, немного. Однако самозанятые часто формируют их неправильно.
Вот список типичных ошибок:
Неверно указана сумма
Например, самозанятый запутался и оформил чек на сумму вознаграждения за минусом налога или за минусом удержанных комиссий. Ему на карту от организации пришла сумма — 1 000 рублей, а чек оформлен на 940 рублей (1 000 рублей — 60 рублей (налог 6%)).
Неправильно указан заказчик
Подобная ошибка возникает, еслизаказчиком выступила организация (ИП), а самозанятый при формировании чека в приложении «Мой налог» выбрал позицию «Физическое лицо». В результате в чеке не указан ИНН организации (ИП).
Другой пример:стороны сделки сотрудничают через посредника, который не является заказчиком по условиям договора. При этом самозанятый ошибочно выставил чек на посредника.
Комментарий эксперта: Алексей Петров, сооснователь и генеральный директор компании Apibank:
« Важный момент связан с тем, кто является получателем услуги, а кто посредником. Бывает, что компания занимается организацией каких-то работ и услуг, подбором исполнителей для интересов третьего лица. Соответственно тут нужно исходить из договора, кто конкретно является заказчиком.
Например, бизнес-центр, который через компанию находит исполнителей, и она их привлекает. Тогда чек должен быть от самозанятого, но на ту компанию, которой он конкретно оказывает услуги. Или же юрлицо-заказчик расплачивается с юрлицом, которое оказывает ему услуги от своего имени и привлекает уже исполнителей на себя. То есть от формы договора (кто, как и кому оказывает услуги) многое зависит. Также, если заказчики — физлица.
Например, если компания занимается клинингом и оказывает услуги физлицам по уборке помещения от своего имени, тогда чек самозанятого должен быть оформлен на компанию-клинера. Если же компания занимается только подбором клинеров и услугу он (самозанятый) оказывает напрямую физлицу, чью квартиру убирает, то тогда чек должен быть оформлен на физлицо и передан ему в момент завершения работ на полную сумму услуги без учета комиссии площадки, при этом не важно, что оплата исполнителю поступит от площадки.
Таким образом, оформление чека очень сильно зависит от бизнес-схемы и договора, по которому работают стороны. Сейчас в эпоху платформенной занятости, маркетплейсов, часто компании-посредники не оказывают услуги самостоятельно, а только занимаются подбором заказчиков для самозанятых, а заказчикам — исполнителей и тут как раз важно — на кого будет оформлен чек».
Неверно указан ИНН организации (ИП)
При заполнении ИНН самозанятый опечатался, в результате чек оказался оформлен на другую организацию (ИП).
Неверно указано название услуги (работы, товара)
Техническая ошибка: при выборе наименования самозанятый поторопился и в меню приложения «Мой налог» выбрал не ту позицию в выпавшем списке.
Другой случай: в чеке не расшифровано, какая именно работа была выполнена (услуга оказана), а вместо детализации указаны исключительно реквизиты акта или договора.
Комментарий эксперта: Алексей Петров, сооснователь и генеральный директор компании Apibank:
«В чеке нужно наиболее четко указывать и расшифровывать тип задания и выполненных работ. Часто пробиваются чеки на суммы раз в 2 месяца со ссылкой на акт или конкретный договор без детализации. Но так как закон № 422-ФЗ подразумевает, что это не формат занятости, а формат оказания услуг, то как правило, каждую услугу, оказанную самозанятым желательно оформлять отдельным доходом. А не указывать единый большой чек. Во-первых, это наводит на подозрения, что компания подменяет трудовые отношения. И это повод для возможной проверки. Причем как самозанятого, так и компании. Лучше формировать оплаты по факту выполненных заданий. И чем чаще это фиксируется в отдельном чеке, тем лучше».
Если чек будет оформлен неправильно, то организация (ИП) не сможет принять его на расходы. Поэтому важно, чтобы самозанятый исправил ошибки и выдал корректный документ.
Как исправить чек
Самозанятый должен аннулировать неправильный чек и оформить новый той же датой. Приложение позволяет оформлять чеки задним числом, никаких ограничений нет. Однако, если бухгалтер организации (ИП) обнаружил ошибку, когда сделка уже закрыта, а договор истек, то получить исправленный документ будет непросто или вовсе невозможно. Поэтому важно проверять чеки сразу после их поступления и мониторить их статус в течении месяца пока самозанятый не оплатит налоги.
Платформа «Мои самозанятые» автоматически регистрирует доход и формирует чеки за исполнителя, а также держит на контроле их, чтобы недобросовестные исполнители не аннулировали чеки после предоставления исходных в бухгалтерию заказчика. Работайте с нами, и ваши документы всегда будут в порядке.
Важно: бухгалтер должен отслеживать и актуальность полученных чеков. Если чек, который был принят на расходы, аннулирован — заказчику придется начислять НДФЛ и взносы, ведь получится, что доход был выплачен обычному физлицу.
Комментарий эксперта: Алексей Петров, сооснователь и генеральный директор компании Apibank:
«Когда бухгалтерия принимает чек к расходу, она прилагает скан и не отслеживает, не был ли документ позже аннулирован. Бухгалтерия считает, что если на момент принятия к расходу у них этот чек был действителен, то он действует. Но бывают случаи, что СМЗ аннулирует чек, и принятая к расходу сумма становится обычной выплатой физическому лицу. Получается, что на нее нужно доначислить взносы и НДФЛ. Аннулированный чек уже не действует, и нужно этот момент отслеживать».
Как пользоваться приложением «Мой налог». Инструкция для самозанятых
Чтобы стать самозанятым, достаточно иметь смартфон. Не придется идти в налоговую инспекцию, писать заявление и что-то платить. Для самозанятых работает мобильное приложение «Мой налог». Оно нужно тем, кто хочет и может использовать новый спецрежим «Налог на профессиональный доход».
Если вы еще не знаете, что это такое, почитайте наши статьи:
Закон о налоге на профессиональный доход вступил в силу 1 января 2019 года. Чтобы платить налог по льготным ставкам и работать без кассы, положено зарегистрироваться — для этого и нужны приложение «Мой налог» и личный кабинет самозанятого. Вот самая подробная инструкция, как всем этим пользоваться.
Регистрация через приложение «Мой налог»
Применять новый спецрежим «Налог на профессиональный доход» смогут только те, кто подаст заявление через приложение или веб-кабинет и получит подтверждение от налоговой. Никаких бумаг заполнять и относить в налоговую не нужно, все только через интернет.
Вот как зарегистрироваться через приложение «Мой налог».
Скачайте мобильное приложение. Оно доступно в Эпсторе и Гугл-плее. Не попадитесь мошенникам: в интернете уже есть приложения-подделки. Вот правильные ссылки от ФНС:
Выберите способ регистрации. Их два — по паспорту и через личный кабинет налогоплательщика. Для регистрации по паспорту нужен разворот вашего паспорта с фотографией и работающая камера на телефоне. Для регистрации через личный кабинет — ИНН и пароль, который дают в налоговой и который вы вводите для проверки имущественных налогов.
Укажите номер телефона. В ответ придет код подтверждения. То есть телефон должен быть реальный и к нему нужен доступ. Без кода номер не подтвердят и регистрации не будет.
Выберите регион. Налог на профессиональный доход действует только в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Здесь учитывается не место жительства, а место ведения деятельности. Можно жить в Орле, а работать в Москве. Вы сами решаете, какой регион выбрать, но он должен быть только один.
Если пароля от личного кабинета у вас нет, а в налоговую за ним идти не хочется, можно зарегистрироваться по паспорту. Понадобится разворот с фотографией.
Вводить данные не придется, приложение будет само сканировать документы и заполнять заявление
Подтвердите регистрацию. Если вы согласны, то сейчас станете самозанятым. По крайней мере, получите доступ к функциям приложения: сможете отправлять чеки и следить за начислениями налога.
Еще нужно ввести пин для доступа. Дальше настраивайте вход по отпечатку пальца или фейс-айди — в зависимости от телефона. Но на работу приложения это уже не влияет.
Еще в приложении можно зарегистрироваться по учетной записи на госуслугах.
Иногда после регистрации появляется сообщение, что у вас тестовый доступ. Это значит, что налоговая проверяет данные. У нее на это есть шесть дней. Но чеки можно формировать и отправлять покупателям уже сейчас. Следите за статусом: если что-то пойдет не так, в регистрации могут и отказать.
Регистрация через веб-кабинет для самозанятых
На сайте nalog.ru есть личный кабинет налогоплательщика, о котором все и так знают. Но — внимание! — это не тот личный кабинет, через который регистрируются самозанятые. У них свой сервис и отдельный личный кабинет.
Вот правильная ссылка для доступа и регистрации: https://lknpd.nalog.ru/
Через веб-кабинет можно зарегистрироваться только по ИНН и паролю. По паспорту нельзя. Зато этот вариант подходит тем, у кого нет смартфона или кто не хочет скачивать приложение. Личный кабинет для спецрежима «Налог на профессиональный доход» доступен со стационарного компьютера, даже если у вас кнопочный телефон. Приложение «Мой налог» тут не пригодится.
При регистрации через сайт тоже нужно подтвердить номер телефона и выбрать регион.
Можно зарегистрироваться через приложение, а чеки отправлять через сайт — и наоборот. Когда вы стали самозанятым, то можно пользоваться любым сервисом. Информация о доходах тоже доступна везде.
В веб-кабинете доступна и регистрация по паролю от госуслуг. Если есть подтвержденная учетная запись, можно использовать ее для входа в личный кабинет. Но здесь нужно быть очень внимательным: при первой же авторизации таким способом произойдет автоматическая постановка на учет в качестве самозанятого.
Как сформировать и отправить чек
На каждое поступление от клиентов нужно сформировать чек. Как вы получили деньги, не имеет значения. На счет в банке, наличными или на карту — это ваше дело. Чек вы формируете сами.
Делать это нужно через приложение или на сайте.
Как самозанятый передает чек покупателю
Налоговая служба разъяснила механизм применения чеков самозанятыми. Ведомство уточнило, что при расчете с клиентами через посредников самозанятые могут не передавать чеки. В остальных случаях самозанятый должен формировать чеки в приложении.
С 1 января 2019 года в Москве, Московской области, в Татарстане и в Калужской области введен в качестве эксперимента налоговый режим для самозанятых. Он завершится 31 декабря 2028 года. Если предварительные результаты будут успешными, остальные регионы смогут присоединиться по желанию с 2020 года.
Самозанятые получают доходы от деятельности без работодателей и без сотрудников. После регистрации в ФНС в качестве самозанятого они ставка налога на доход при работе с физлицами — 4%, с юрлицами — 6%.
На специальный налоговый режим могут перейти не все. Например, он не доступен для тех, кто продает подакцизные или маркированные товары, заработал за год более 2,4 млн рублей, продает или реализует полезные ископаемые.
Кассовые чеки для самозанятых
Как и когда выдавать чек?
Самозанятые могут не применять онлайн-кассу. Но аналог чека нужно сформировать в мобильном приложении ФНС «Мой налог» или через его веб-версию. Чек также можно формировать через оператора электронной площадки или банк. ФНС ведет реестр таких операторов и кредитных организаций.
Чек самозанятого может быть бумажным и электронным.
Если вы контактируете с покупателем напрямую, чек нужно передать при расчете. Если продажа происходит заочно и безналично, чек надо передать не позже 9 числа месяца, следующего за расчетом.
Что должно быть в чеке самозанятого (п. 6 ст. 14 422-ФЗ)?
Как сформировать чек самозанятому?
Чеки нужно формировать при поступлении оплаты от клиента. В приложении «Мой налог» или его Веб-версии выберите «Новая продажа». Подробно заполните доступные поля (стоимость, название услуги и т.д.)
Как самозанятому выдать чек покупателю?
Если чек электронный, его можно отправить на телефон, на почту или дать возможность покупателю считать его с помощью QR-кода. Бумажный чек можно передать сразу.
Если в расчете с покупателем присутствует посредник, например, магазин, в который вы передаете свои товары на реализацию, вы можете не формировать чек.
При этом у посредника может появиться обязанность применять ККТ, если это предусмотрено 54-ФЗ (Письмо ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Чек от самозанятого: когда и как оформить
Чек от самозанятого — это фискальный документ, подтверждающий получение платежа от клиента и дохода плательщиком НПД.
Когда самозанятый обязан выдать чек
По законодательству, касса самозанятому не нужна, ее функцию выполняет сервис «Мой налог». Глава 14 ФЗ № 422 четко определяет, обязательно ли отправлять чек самозанятому своим клиентам (заказчикам). В соответствии с законом, вовремя сформировать и передать его получателю услуг по предложенному алгоритму — главная обязанность плательщика НПД.
Электронные средства платежа — это безналичный перевод денег через операторов по удостоверенному распоряжению их владельца с применением специальных технических устройств или программного обеспечения. Таких средств платежа несколько:
При иных видах безналичных расчетов — подтверждение об оплате услуги выдается в интервале до 9-го числа следующего за отчетным месяца. Как это работает и как самозанятый выдает чек на практике:
Дополнительные нюанс, который следует помнить плательщику НПД:
Сроки выдачи ФД регулируются ч. 3 ст. 14 422-ФЗ и п. 3 ст. 1 425-ФЗ.
Какие данные содержатся в чеке самозанятого
Подтверждение оплаты всегда формируется через сервис для самозанятых (мобильную или веб-версию), оператора электронной площадки или банк. Реестр таких операторов и кредитных организаций ФНС ведет самостоятельно. Невозможно сформировать и передать ФД, не заполнив всех его реквизитов. Пункт 6 ст. 14 422-ФЗ содержит исчерпывающий их перечень, который определяет, как выглядит чек самозанятого для юридических лиц и граждан, сформированный в сервисе для плательщиков НПД.
Данные о контрагентах плательщика НПД вносятся автоматически. Система запоминает и предоставляет их на выбор для внесения в новую продажу:
На практике бывают случаи, что ИП или ООО не сообщают регистрационные данные, как сформировать чек самозанятому в приложении «Мой налог» в таком случае? Чтобы такие ситуации не происходили, заключите договор заранее. Но решение есть и для случая, когда информацию выяснить не удалось, ФД самозанятого готовится без ИНН — при создании вместо него выбирается «Иностранная компания». Поле для ввода ИНН пропадет. Ставка налогообложения не изменится — 6%.
Из сути договора понятно, что писать в чеке самозанятому при оказании услуг или выполнении работ. В описании новой продажи самозанятым рекомендуется указывать, по какому договору и за какие услуги (работы) поступили средства. Например, «Оплата по договору № 123 от 01.12.2021 за проверку 10 отчетов».
Как сформировать чек и передать клиенту
Интерфейс сервиса для самозанятых очень прост в использовании. Пропустить необходимые данные невозможно — не удастся перейти к следующему шагу.
Вот образец, как выглядит чек от самозанятого для ООО и индивидуальных предпринимателей. Он отличается от выдаваемого физлицам.
Если клиентом является гражданин, процедура и данные для подготовки чека самозанятым отличаются. Это связано с применением иной ставки налогообложения — 4%. Коротко о том, как оформить чек самозанятому для физических лиц:
Сформированный самозанятым отчет отправляют контрагенту любым удобным способом ( п. 5 ст. 14 422-ФЗ ):
Варианты передачи предложит интерфейс.
В электронной форме ФД направляется следующими способами:
Как аннулировать
Изменяют (аннулируют) сгенерированный ФД по закону только в 2 случаях:
В первом ФД удаляется, во втором — создается новый с прежней датой.
Что будет, если самозанятый не сформирует чек
Ответственность самозанятого за невыдачу отчета о поступлении средств наступает как за уклонение от уплаты налогов. За первое нарушение штрафуют на 20% от суммы платежа, за повторное в течение 6 месяцев — на 100% ( ст. 129.13 НК РФ ).
- почему при установке игры выдает ошибку unarc dll код ошибки 1
- Unexpected kernel mode trap что за ошибка