Как выглядит доброта 4 класс орксэ
Урок основ светской этики по теме «Добро и зло» (2-й урок по теме). 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Цель: формирование у обучающихся мотива совершать добрые поступки.
Как приятно, что при встрече
Мы знакомым и родным:
— Доброй ночи! – говорим. (А.Яшин)
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А.Кондратьев)
2. Актуализация имеющихся знаний:
— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
— Что такое добро и зло? (Основные понятия морали)
— Что такое добро? (Ответы детей)
Добро
— это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;
— это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе;
— это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним.
— Что такое зло? (Ответы детей)
– это войны и предательство, зависть и жадность, это нетерпимость по отношению к людям другой национальности, другого цвета кожи;
– это наркомания, курение, алкоголизм;
– это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом вниз” листочки со словами, обозначающими качества людей.
Задание: Каждое качество человека определить в один из столбиков: “Добро” или “Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут один из листочков и прикрепляют в соответствующий столбик на доске, объясняя свой выбор)
Добро | Зло |
сочувствие | безразличие |
сопереживание | агрессивность |
справедливость | ненависть |
бескорыстие | зависть |
милосердие | предательство |
сострадание | равнодушие |
любовь | хамство |
забота | эгоизм |
готовность помочь | обман |
благодарность | неуважение |
— Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)
Закрепление по слайду:
— делает добро другим,
— сочувствует в трудную минуту,
— откликается на просьбы,
— несёт радость окружающим,
— отдаёт своё сердце людям. (Работа над смыслом выражения)
— Какое значение ещё имеет слово “добро”?
(Добро – это нажитое богатство)
— Чем же богат добрый человек? Какое основное качество его характеризует?
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)
— Сегодня на уроке мы будет открывать секреты доброты.
— Давайте вспомним, с чего мы начали наш сегодняшний урок?
Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?
(Доброта начинается с приветливости, дружелюбия, улыбки. )
Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.
Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!
Притча о добре и зле.
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.
Он спросил их: “Что вы видите?”
Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!”
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист бумаги”
— Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет доброты!
В окружающих людях прежде всего надо замечать положительные качества.
— А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей)
1) Прочитайте притчу.
2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во благо окружающих?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь в этой притче?
Добрый император
Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:
— Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: “Зачем столько птиц?”
— У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
— Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.
— У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?
Тогда мудрец сказал:
— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!
Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
— Какую мудрость содержит эта притча?
(Добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше)
— А чему ещё учит эта история?
(Общение с животными делает человека добрее).
— Назовите жанр литературы, в котором герои-животные могут мыслить и чувствовать, как человек, а ещё этот жанр характеризуется постоянной борьбой между силами Добра и Зла? (Сказка)
Задание: при появлении доброго героя сказки – хлопайте в ладоши? При появлении злого героя – топайте ногами.
“Притча о двух волках” (Читает учитель)
— Какова мораль этой притчи?
(В себе необходимо развивать добрые чувства и стараться избавиться от недостатков и дурных привычек.
Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься – от того наберёшься!”)
4. Осознание и осмысление учебного материала (Самостоятельная работа в парах. Примечание: задания даются по рядам) (На каждой парте – раздаточный материал)
1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три товарища”
2) Объясните, чему учит это произведение?
3) Сформулируйте секрет доброты, который открывает нам автор.
В.Осеева Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю. — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.
2) Подумайте, что их объединяет?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь?
Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь, но, к сожалению, не каждому это под силу. В районном центре есть человек, который в октябре этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это Минахмет Зигангиров.
Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен событиями и делами.
В больнице он не частый посетитель. В силу уколов и таблеток верит мало.
Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: «Никакого секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением относиться ко всем, помогать по силам больным и немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите, как окружающие ответят тем же». [2]
Проверка работы в парах (Учащиеся каждого ряда читают предложенный текст и дают ответы на полученные вопросы и задания. Учитель дополняет либо исправляет сказанное детьми)
Слайды 21, 22, 23
5. Закрепление нового материала
— Поделись своей добротой!
— Посади дерево доброты!
Задание: На маленьких листах бумаги в виде листочка дерева напишите своё доброе пожелание всем окружающим и прикрепите на наше символическое “Дерево доброты”, изображённое на доске.
(После выполнения задания, каждый ученик озвучивает написанное пожелание на листочке и прикрепляет его к доске)
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)
Добрым словом, добрым поступком часто удаётся совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. (Б.С. Форбс)
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (персидский поэт Саади)
Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:
— О чём вас заставил задуматься наш сегодняшний урок?
— Есть ли те знания, которые бы вы хотели использовать в своей дальнейшей жизни?
1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия – доброта”, автор С.А. Татаринова (“Вестник ЗОЖ” № 2 – 2005г.)
2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к людям”, автор Н.Чумарова (Газета “Сельская правда” от 30.06.2012).
3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)
4. “Основы религиозных культур и светской этики. Модуль “Основы светской этики”. Методическое пособие”, авторы-составители Демидова Н.В., Бердинских М.В., Карцева Н.Н, Стародумова Э.В., Чирухина Л.С. (МОАУ дополнительного профессионального образования “Центр повышения квалификации работников образования”, Киров 2012)
5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учрежд.. – М., Просвещение, 2013.
6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М., Просвещение, 2011
Урок доброты по ОРКСЭ
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
Просмотр содержимого документа
«Урок доброты по ОРКСЭ»
МБОУ «Каштановская СОШ»
Разработка урока по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Составила: учитель ОРКСЭ
Демьяненко Ольга Фёдоровна
стаж работы по предмету 2 года
МБОУ «Каштановская СОШ»
Тема урока: «Добро и зло».
Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло»
Развивать умение обобщать, делать выводы.
Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей
-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
— умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
— способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
— умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Изучение нового материала.
2.Вступительное слово учителя
Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели, в «прощеное воскресенье» прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, этими действиями, человек, как бы сбрасывает с себя тяжелый груз обид, горестей бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.
Мы попытаемся сегодня ответить на вопрос : что есть «добро», а что «зло»; и как они влияют на окружающий мир и общество
3.Работа с учебником
-Давайте заглянем в учебники и узнаем, определение «Добра» и «Зла».
(макет дерева, на котором растут сухие листья)
Но не зря это дерево волшебное. Оно очень чутко реагирует на изменения в мире и в обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и думать только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях. А помогать старым и больным и защищать маленьких становится стыдно и зазорно, когда люди начинают жить по нечеловеческим законам- тогда это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся сухими и безжизненными. Оно вот-вот тяжело вздохнет и рухнет на землю.
-Как нам помочь дереву? (надо делать больше дел и поступков и не совершать злых)
-Что такое Добро? Что значит дарить Добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)
—Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям.
-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.
(на доске таблички : «Добрые слова», «Добрые мысли», «Добрые поступки»)
-В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие?( дети называют волшебные слова )
-Для чего они нужны людям?
-Вот сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями.
Итак, на волшебное кресло называется……(имя ребенка)
Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека.
А теперь…..(сажусь сама, говоря волшебные слова и выслушиваю мнения детей)
-Как мне было приятно, слышать добрые слова! Видите, я просто вся засияла. И улыбка не сходит с моего лица. А теперь вы поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали?
-А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.
Вывод: Не стесняйтесь, говорить добрые слова. Не скупитесь говорить волшебные слова.
-Давайте вспомним пословицы про добрые слова.
Не зря говорят, что добрые слова……(лучше мягкого хлеба)
Про доброе дело говори. ( смело)
Вывод: В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли
-Закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Наполните ее до краев своим любимым напитком. А теперь рядом поставьте пустую чашку. Отлейте из своей чашки. А рядом стоят еще чашки, еще, еще…Отливайте… а теперь посмотрите в свою, она опять полная. Почему, так получилось? Потому что ваша чашка особенная волшебная. Она наполнена вашей добротой.
Откройте глаза. Давайте поговорим.
—Почему же ваша воображаемая вами кружка была всегда полной?
Вывод: Чем больше добра дашь, тем больше добра становится.
г) Выставка рисунков на тему :Хорошие поступки»
-Очень хорошо, когда слова и мысли добрые, но и поступки. Свои поступки вы отразили в своих рисунках. Попробуйте озвучить нарисованное.
-Сколько добрых дел вы уже сделали. А сколько добрых дел вас ждет впереди! Но прежде нужно вырасти добрыми, отзывчивыми, с уважением относиться друг к другу.
-За какие качества характера человек заслуживает уважение?
д)Игра «положительные и отрицательные черты характера»
-Ведь как красиво звучат ваши имена.
е )Игра «Звали, зовут, будут звать»
-Как прекрасно и гордо звучали ваши имена и в настоящем и в будущем, и немного смешно в прошлом.
Вывод: Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.
-А вы знаете, что иногда добро превращается в зло.
-В чем дело? Почему? Ведь столько добрых дел совершил друг, почему к нему не влечет?
-Как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)
Вывод: Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом постоянно.
-Добро накладывает на человека определенную ответственность. Мне бы хотелось рассказать одну историю, когда добро превратилось в зло.
-Вас тронула эта история. Почему?
Я просила силы, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильной.
Я просила мудрости, а Бог дал мне проблемы, которые нужно решать
Я просила процветания, а Бог дал мне мозги и мускулы, чтобы работать
Я просила мужества, а Бог дал мне препятствия, которые нужно преодолевать
Я просила любви, а Бог дал мне людей в беде, которым нужно помогать
Я просила Даров, а Бог дал мне удобный случай.
Я не получил ничего из того, чего желал. Но я получил все, что мне нужно.
Вывод: Живи жизнью без страха, смело встречай препятствия и показывай, что можешь преодолевать их.
-Давайте вспомним правила Доброты.
-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;
-Прощать ошибки других;
-Вспомните «золотое правило морали»?
-Вспомним «золотые правила» в классе.
з)Игра «Найди пару» (на партах лежат таблички «начала» и «конца» правил)
Не наступить, а уступить.
Не разорвать, а склеить.
Не забрать, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кулак показать, а ладонь протянуть.
-Всегда ли вы следуете этим правилам?
-Для кого они составлены?
-Почему мы должны спешить делать добро?
-Что может произойти?
-Если вы увидите, что человеку плохо, что вы будете делать?
-Когда это надо делать? (Сейчас)
—Что такое доброта? (дружить, уважать)
_А если не будете этого делать?
_Кто испытал на себе это чувство?
-А если бы злость было растением. Какое оно было бы?
Вывод- Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро
У кого есть желание рассказать о чем вы написали?
Украсьте наше дерево вашими пожеланиями. (Дети украшают дерево яблоками)
Урок по ОРКСЭ на тему «Сотворение добра» (4 класс)
Цель урока: формирование представления о том, что понимают под категорией «добро» в исламе.
• ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви;
• вспомнить, что в Коране говорится о сотворении добра;
• вспомнить, что такое притча и ее назначение;
• учиться размышлять над содержанием притчи;
• ориентировать учащихся на необходимость самосовершенствование и
Ожидаемые результаты. Учащиеся узнают, почему сотворение добра является высшей нравственной ценностью; получат возможность ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви; смогут повторить, что в Коране говорится о сотворении добра, что такое притча и каково ее значение. Размышляя над содержанием притч, учащиеся смогут полнее понять смысл нравственной категории «добро», сделать выводы о том, как научиться делать добро, кого можно считать добрым. Содержание урока инициирует учащихся к совершению добрых поступков в жизни.
Основные термины и понятия. Добро, доброе дело, благотворительность, притча.
Средства наглядности. Иллюстрации учебника (с. 74—76), электронного приложения. Видеофрагмент из фильма «Чародей танца» о Махмуде Эсамбаеве.
I . Вводный (мотивационно-организационный) этап
1. Организация деятельности учащихся.
2. Беседа по результатам выполнения домашнего задания.
• Рассказы учащихся о людях или исторических персонажах, которые
могли бы служить примером в разговоре о любви человека к Родине.
3. Актуализация знаний.
• Как вы понимаете значения слов «сотворение», «творение»?
• От какого глагола образовались эти слова? (От глагола «творить» в значении «создавать, производить, созидать какой-нибудь продукт духовного творчества, какую-нибудь культурную, историческую ценность.)
• Вспомните, что означает выражение «нравственные ценности».
• Как вы понимаете выражения «сотворение мира», «сотворение Адама».
4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа с учащимися о том,
что предстоит узнать на уроке. Примерные вопросы для беседы:
• Прочитайте название урока. Понятно ли вам его название?
• Запись темы урока в тетради.
• Чтение рубрики «Вы узнаете» (с. 74). О чем вы узнаете сегодня на уроке? Что значит слово «добро»?
• Чтение рубрики «Вопросы и задания» (с. 76). На какие вопросы мы сегодня должны получить ответ? Знаете ли вы ответы на поставленные вопросы?
II . Основной (информационно-аналитический) этап урока.
1. Чтение текста из пособия для учащихся (с. 74—76).
2. Беседа по прочитанному тексту. Примерные вопросы:
Статья учебника (с. 74—76) построена как рассуждение на тему «Ислам — это религия добра и любви». Любое рассуждение основывается на примерах и доказательствах. Какие примеры-доказательства приводят авторы учебника, чтобы пояснить главную мысль текста? («В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге мусульман объясняется как нужно творить добро, какова польза добра для того, кто его совершает». Последний абзац на этой же странице — цитата из Корана.)
3. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина из цикла «Подражание Корану» с использованием электронного приложения из
4. Прослушивание и обсуждение притчи «Стакан молока» из электронного приложения в рубрике «Интерактивные модели».
5. Обсуждение ситуации, описанной в тексте урока (с. 74-75).
Примерные вопросы для обсуждения:
• Как вы думаете, что ответила мама Алсу?
• Бывали ли вы сами в подобной ситуации? Как вы ее решали?
• Что бы вы сделали на месте Алсу?
• Как вы поняли совет мудрецов?
6. Дополнительный материал о мечети и медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге из электронного приложения.
7. Ответы на пятый вопрос к тексту из пособия для учащихся (с. 76).
8. Работа с новыми словами и понятиями.
• Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Ее основная задача — дать возможность человеку поразмышлять над какой-нибудь идеей, мыслью,
чтобы он понял ее суть.
9. Рассмотрите репродукции к тексту учебника (с. 56—57). Знаете ли вы,
кто такой Махмуд Алисултанович Эсамбаев (1924—2000)? Объясните, почему к тексту урока составители учебника поместили эти иллюстрации.
10. Просмотр видеофрагмента из фильма «Чародей танца» о Махмуде
Эсамбаеве (в Интернете в поисковой системе Яндекса можно найти фрагменты из этого фильма).
11. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.
Возможные вопросы и задания:
• Почему творчество знаменитых людей искусства можно считать
• Кого вы можете назвать из знаменитых артистов, художников,
скульпторов, архитекторов, композиторов, поэтов, чье творчество
приносит людям радость?
• Как вы понимаете содержание четвертого абзаца на странице 75?
Поясните эту мысль примерами.
12. Обмен вопросами и подготовка ответов. Презентация итогов работы
групп. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов
III . Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап урока.
Подведение итогов урока. Взаимооценивание результатов работы
групп (если прием взаимооценивания практикуется в классе).
2. Заключительная беседа. Примерные вопросы:
• Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего?
• Объясните, как вы понимаете словосочетание «сотворение добра».
• Что вы расскажете своим родным и знакомым из того, что узнали
• О чем бы еще хотели узнать по данной теме?
3. Работа с тестовыми заданиями из электронного приложения:
«Тренажер» и «Контроль».
4. Викторина «Угадай слово», составленная учащимися (повторение
слов и понятий курса).
5. Домашнее задание:
• Перечитайте историю с Алсу. Как вы понимаете совет мудрецов рассказать человеку о его хороших делах, когда он поступает дурно?
Почему важно о человеке говорить хорошее, а не плохое? Как это может
изменить его поведение? Напишите мини-сочинение на тему «Совет
• подготовить биографию летчика-испытателя Амет-Хана Султана, который в годы ВОВ стал дважды Героем Советского Союза.
Дополнительный материал к уроку
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда сын мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз
Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении
Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской Республики). Выходец из
тейпа Ишхой. Махмуд Эсамбаев танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже
плясал на свадьбах, куда его брал с собой отец.
В 1939—1941 г. учился в Грозненском хореографическом училище. В 15
лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и
танца, в 19 лет — в Пятигорский театр музыкальной комедии. Так как юность
Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он выступал в
составе фронтовой концертной бригады на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.
В 1944—1956 г. Махмуд был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое
озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».
В 1950-е г. Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился народному танцу. В 1959 г. Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех. Эсамбаев исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Ля-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др.
Эсамбаев избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской
АССР, РСФСР, СССР. Был президентом Международного союза деятелей
эстрадного искусства. При его активной поддержке в Грозном строились новые здания драматического театра и цирка.
Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м г. Похоронен на