Как выглядит дульный тормоз компенсатор
Дульный тормоз-компенсатор и его назначение
По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.
Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.
Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.
Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.
Дульные устройства АК
Эволюция дульных устройств на автоматах Калашникова
Мы продолжаем серию публикаций, посвящённую 70-летию принятия на вооружение легендарного автомата Калашникова. Сегодняшний материал посвящён, казалось бы небольшим, но достаточно характерным деталям автоматов разных модификаций — дульным устройствам.
Начнём с того, что резьба на дульной части автоматов Калашникова присутствовала с самого начала производства, с 1949 года. Обозначалась данная резьба как «М14×1 левая», где М14 — обозначение профиля и диаметра наружной резьбы в миллиметрах, «х1» — шаг резьбы в миллиметрах, а «левая» обозначала направление и в данном случае виток резьбы был направлен против часовой стрелки. На первых порах назначение было обусловлено применением насадок (втулок) для холостой стрельбы. Можно предположить, что в конструкцию автоматов изначально была заложена возможность применения приборов беззвучной и беспламенной стрельбы (ПБС), которые должны были появиться позднее.
На упомянутую резьбу на дульной части ствола навинчивалась так называемая муфта (рис. 1а), служившая защитой резьбы от повреждений. До появления автоматов АКМ и пулемётов РПК конструкция муфты оставалась неизменной для всех типов выпускаемых автоматов.
Приблизительно в 1965 году на автоматы АКМ и АКМС вместо муфты ствола стали устанавливать компенсатор со срезанной под углом верхней плоскостью. Назначение компенсатора состояло в повышении устойчивость автомата при автоматической стрельбе за счёт уменьшения подброса вверх дульной части ствола. Автором выявлено три вида компенсаторов, незначительно отличавшихся друг от друга. Самый первый вариант (рис. 2а) имел на боковых поверхностях двухсторонние лыски (4) и поясок на заднем торце (5). Позже этот поясок упразднили (рис. 2б), а затем упразднили и сами лыски (рис. 2в). В таком виде компенсаторы устанавливались на автоматы АКМ и АКМС до 1977 года, в котором их сняли с производства. В отличие от муфт, на компенсаторах был только один вырез под фиксатор (6), обеспечивающий его установку на автомате в строго определённом положении.
Немного отвлекаясь от темы автоматов нужно отметить, что на ручные пулемёты РПК в заводской комплектации компенсаторы не устанавливались. В то же время, пулемёты РПК, которые поставлялись из СССР в Восточную Германию для использования в Национальной армии ГДР, напротив, практически всегда имели компенсаторы вместо муфт, установленные по просьбе немцев. В частях СА также иногда встречались РПК с компенсаторами, но они были установлены уже в войсках, будучи снятыми с автоматов АКМ.
С переходом на калибр 5,45 мм на автоматах в корне изменилась концепция применяемых дульных устройств. На автоматы стал устанавливаться дульный тормоз-компенсатор (о нём будет сказано ниже). Кстати, ручных пулемётов эти перемены коснулись в меньшей степени. На пулемёты РПК74 устанавливались короткие пламегасители (рис. 4), при этом резьба на дульных частях 5,45-мм пулемётов РПК74 была такой же, как и на 7,62-мм пулемётах РПК. Мотив такого решения неясен, поскольку в этом случае появлялась возможность установить пламегаситель от новых пулемётов калибра 5,45 мм на старые, калибра 7,62 мм, что с вытекающими последствиями в виде разрыва ствола при попадании пули в отверстие пламегасителя меньшего, чем положено, диаметра. Остаётся загадкой, по какой причине такая опасность не была исключена на стадии проектирования.
С 1985 года пламегасители РПК74 несколько упростили в изготовлении (рис. 5). Внешне это выражалось в едином диаметре торцевого пояска с телом пламегасителя, которое на раннем варианте было несколько тоньше (10). С началом 90-х годов пулемёты РПК74 преобразовались в унифицированную линейку РПК серии «200», включавшей в себя три калибра: 5,45×39 (РПК74М), 5,56×45 (РПК201) и 7,62×39 (РПК203). Пламегасители под пулемёты калибра 5,45 и 5,56 мм не отличались от предшествующей разновидности. Пламегасители под пулемёты калибра 7,62 мм отличались только размером отверстия для прохода пули. Все пламегасители по-прежнему имели пять положений для фиксатора (11).
ДТК долгое время изготавливались механической обработкой из цельной заготовки.
Самые ранние ДТК (рис. 6–7) имели неофициальное прозвище «полумесяц», по форме выреза для сброса газов (13). Выпускались они с 1973 по 1976 год на «Ижмаше», и в 1978–1979 гг. на ТОЗе. На большинстве из них присутствовала задняя фаска (14), упрощающая отжатие фиксатора при скручивании ДТК.
Далее следовали весьма оригинальные ДТК, прозванные «змейкой» или «зигзагом» за форму того же щелевого выреза в виде волнистой линии (15). Их было несколько видов, незначительно отличавшихся друг от друга. Ижевские «змейки» (рис. 8) выпускались с 1977 по 1983 год, тульские (рис. 10) с 1980 по 1981 год. Тульские ДТК имели цилиндрический выступ под кольцо штык-ножа на 2 мм длиннее ижевских (16), в остальном отличий не имели. Встречалась разновидность «змейки» (рис. 9) с характерным «пояском» в районе посадочного места (17), но достоверно не установлено, в какой период времени и на каких автоматах устанавливался данный тип ДТК.
С 1984 года на «Ижмаше» произошёл переход на производство удешевлённых и упрощённых ДТК из холоднотянутой заготовки (рис. 11), внутрь которой запрессовывалась круглая шайба с центральным проходным отверстием для пролёта пули. Сама шайба имела небольшие двухсторонние отступления от боковых стенок корпуса (18) для сброса газов. Данный вид ДТК получил прозвище «шайба».
Автоматы АКС74У вместо ДТК оснащались цилиндрическим пламегасителем с коническим раструбом (22), применение которого было обусловлено коротким стволом и, как следствие, возросшей пламенностью выстрела. Посадочное место для пламегасителя на автомате АКС74У не отличается от использовавшегося на автоматах АК74. На переднем торце раструба находятся симметричные полукруглые вырезы (23). Они предназначены для установки выколотки, которую используют как рычаг при отвинчивании пламегасителя в ходе разборки автомата. На заднем торце ДТК имеется вырез под фиксатор (24), смещённый относительно оси автомата вправо.
Пламегасители самых первых автоматов АКС74У, изготовленных в Ижевске ПО «Ижмаш», (рис. 14) имели гладкую внешнюю поверхность. С 1981 года сначала ижевские, а с 1982 года и тульские АКС74У получили усложнённый пламегаситель (рис. 15), продержавшийся в производстве до 1986 года. С 1987 по 1993 год выпускался технологически упрощённый вариант пламегасителя (рис. 16), у которого отсутствовала задняя фаска (25). В остальном он был аналогичен предшественнику.
Для начала следует напустить наукообразия, дабы стало понятно:
— тесты вообще штука очень субъективная,
— идеального, самого лучшего ДТК вообще не существует
Увы, но за эти чудеса придётся платить.
Не у каждого достанет на это терпения.
Я пытался разбить дульные устройства на группы по какому-то признаку (спортивные, тактические, стальные, титановые), однако махнул на это дело рукой ввиду полной бесперспективности. Запоминать результаты, показанные каждым ДТК, довольно сложно, поэтому в начало каждого видео введён фрагмент стрельбы со стандартной муфтой.
Просматривая видео, имейте в виду следующие моменты.
3. Я намеренно выдерживал паузы между выстрелами. Темповая стрельба (или очередь) может показать результат, отличающийся от показанного на видео.
Часть 1
Производство компании RangeGear (РФ).
ДТК Ротор-43
Тоже изделие компактного класса, довольно аккуратное. Конструкция классическая, установка вполне удобная. Сильный боковой выхлоп, соседям по стрельбищу не позавидуешь.
Производство компании «Русский дракон»/Red Dragon Weapon (РФ).
Производство компании «АКадемия»/Red Heat (РФ).
Тот самый вариант, когда небольшое отличие в конструкции двух почти одинаковых изделий (стального и титанового) сильно убавляет работоспособность изделия.
Часть 2.
Производство компании «AKademia» (РФ).
По поводу вырезов на передней части, над которыми я голову ломал: по заявлению производителя, «конструкция изделия предусматривает возможность перебивания проволочных заграждений выстрелом». Вот оно что, Михалыч.
ДТК от SRVV
Кстати, очень советую почитать на ганзе тему по ДТК для темповой стрельбы от спортсменов-практиков. Разумеется, среднему пользователю АК следует делать скидку на то, что спортсмены открытого класса не обращают внимания на вес и габариты дульных устройств, но определённые выводы сделать можно.
Производство «Оружейной компании РЫСЬ» (РФ).
Производство «Оружейной компании РЫСЬ» (РФ).
Часть 3
Производство компании «Русский дракон»/Red Dragon Weapon (РФ).
Производство компании «Русский дракон»/Red Dragon Weapon (РФ).
Понял я это не быстро и, пока крутил, успел частично сорвать резьбу. Искренне надеюсь, что это единичный брачок.
Производство компании «Русский дракон»/Red Dragon Weapon (РФ).
Производство компании «Русский дракон»/Red Dragon Weapon (РФ).
Один неприятный момент: после десятка выстрелов на внутренней стороне воронки обнаружилось здоровенное пятно ржавчины. Это меня, признаюсь, несколько обескуражило, хотя я отлично понимаю, что на работоспособность изделия такие мелочи не оказывают ни малейшего влияния.
Подытожим.
Это мой рейтинг, а уж вы думайте сами.
Что такое ДТК
ДТК и его назначение
• Устройство осевого действия – существенно снижают энергию отдачи по оси ствола карабина, винтовки, автомата либо орудия при выстреле. С учетом работы лишь в продольном направлении их принято называть дульный тормоз. Достаточно широко используются в артиллерии.
Принцип действия
ДТК по принципу действия подразделяются:
Классификация
Дульные тормоза могут дополнительно классифицироваться:
• По количеству камер: от бескамерных до многокамерных;
• По количеству и размещению отверстий: многорядные либо однорядные;
• По форме отверстий: сетчатые, щелевые, оконные.
В наше время популярностью пользуются однокамерные и двухкамерные дульные тормоза. Применение в устройстве большего числа камер значительно увеличивает размер и вес, а его эффективность практически не улучшается.
Исследования в области использования дульного тормоза велись еще в 30-х годах 20 века, до начала Второй Мировой войны. В течение которой устройства успешно применялись как на артиллерийских орудиях: пушках, гаубицах, так и на ручном стрелковом оружии, например, пистолете-пулемете Шпагина.
Дульные устройства просты в использовании и обладают высокой надежностью. Изготавливают их обычно из цельной металлической заготовки. Дополнительно наносится защитное покрытие.
ДТК (дульный тормоз-компенсатор) обзор моделей
ДТК (дульный тормоз компенсатор) были известны еще до Второй Мировой Войны. И с тех пор их использование только набирает обороты.
Уважая своего читателя, не буду вдаваться в физику процесса, лишь отмечу главное: отдача и подброс – вот два основных эффекта, с которыми призваны бороться ДТК.
Преимущества ДТК
2. Некоторые ДТК уменьшают подброс ствола.
3. Уменьшение отдачи и подброса очень часто дает возможность не терять из виду цель сразу после выстрела, что происходит практически с любой винтовкой и особенно в крупном калибре.
4. Даже многие стрелки-варминтеры теперь склоняются к использованию ДТК, т.к. им нужно видеть момент удара пули о грунт с целью дальнейшей корректировки огня.
5. Имеются свидетельства, что в особенности тонкие стволы улучшают свою кучность при установке на них ДТК.
Недостатки и проблемы, связанные с ДТК
1. Дополнительные расходы связанные с установкой ДТК
2. Шум. В отличие от “голого” ствола, когда звук в первую очередь уходит от вас вперед, при использовании ДТК значительная его часть возвращается к вам, а еще больше – к соседям, лежащим, сидящим, стоящим рядом с вами.
3. ДТК добавляют 2-3 дюйма к общей длине ствола, что совсем не напрягает одних, но очень напрягает других.
Все дульные устройства, включая ДТК и исключая глушители, которых мы не будем касаться, можно разделить на три основные группы.
Пламегаситель (Flush Hider)
Пламегаситель – это дульное устройство, позволяющее защитить дульный срез и уменьшить видимость вспышки в момент выстрела. Вот как выглядит один из них.
Дульный Тормоз (Muzzle Brake)
Главная задача этого устройства – гашение отдачи за счет перенаправления пороховых газов, разгоняющих пулю, в стороны от оси канала ствола без преимущественного выбора направления.
Все порты распределены равномерно относительно окружности сечения, без преимущественного выделения направлений вбок или вверх.
Компенсатор (Compensator)
Задача этого устройства – гашение эффекта подброса ствола, связанного с тем, что центр массы винтовки обычно находится ниже канала ствола. Достигается эта компенсация двумя способами.
1. За счет отсутствия портов снизу компенсатора и присутствия дополнительных портов сверху.
Здесь видно наличие дополнительных портов для увода газов вверх и создания эффекта компенсации подброса и отсутствие портов внизу.
2. За счет скоса среза компенсатора, когда пороховые газы давят на нижнюю выступающую часть компенсатора в большей степени.
Наиболее современной идеей является использование дульных устройств комбинирующих, главным образом, две функции: дульного тормоза и компенсатора.
На этих фото видно, что имеются 3 камеры и 6 компенсаторных портов сверху.
Здесь видно, что имеется 6 сквозных, через все 3 камеры, портов, параллельных каналу ствола. Насколько мне известно, именно эти порты уводят часть грохота вперед и не все достается соседям. 😉
Это вариант CM для черных стволов.
Вариант для 223-го имеет только две камеры.
На картинках выглядит вполне себе симпатично:
Автор: Петр Борейко