Как выглядит электронная карта пациента
Электронная медицинская карта онлайн
Цифровые технологии заняли важное место в жизни современного человека. Бумажные документы часто заменяют на электронные варианты. Это избавляет от необходимости собирать большой комплект справок и позволяет хранить ценную информацию в одном месте. Сфера здравоохранения одной из первых сделала шаг навстречу новым методам обслуживания пациентов.
Теперь граждане имеют возможность оформить электронную медицинскую карту для прохождения лечения. Зачем нужна ЭМК и как ее получить желающему? Об этом и пойдет сегодняшний разговор.
Что это
Электронная медицинская карта (сокращенно: ЭМК) – цифровой аналог привычной больничной карточки пациента. Документ содержит подробную информацию об истории болезни, применяемых методах лечения, возможных оперативных вмешательствах, а также вероятных последствиях для здоровья пациента.
Главной причиной перевода амбулаторной книжки «в цифру» выступает смена стандартного бумажного формата на цифровой. Выбор в пользу доступа онлайн обусловлен удобством использования современного формата.
Сведения, хранящиеся в сети, практически невозможно подделать. Известны случаи сокрытия серьезных заболеваний с целью занять желаемую должность на работе. Иногда люди теряли брошюру, чтобы получить государственную помощь.
Другим значимым фактором является универсальный доступ к информации по месту требования. Если у человека нет возможности всегда иметь при себе амбулаторную карту, он может оформить карточку в интернете. Тогда лечащий врач получит всю необходимую информацию о пациенте при обращении в единую базу данных.
Возможности
Обладание электронной версией амбулаторной книжки открывает человеку практически безграничные возможности.
Ключевым достоинством цифрового доступа считается универсальный формат, который зарекомендовал себя с лучшей стороны. При появлении первых симптомов болезни гражданин имеет право посетить учреждение здравоохранения по месту фактического нахождения, а не обязательно по месту регистрации. Лечащий врач получит требуемые сведения о пациенте из единой базы, которая не привязана к определенной больнице.
Из первого утверждения плавно вытекает следующее: время изучения истории болезни пациента значительно сокращается, а оказание помощи выполняется максимально оперативно. Так происходит благодаря отсутствию длительной процедуры поиска бумажного буклета по картотеке регистратуры.
Еще одним неоспоримым плюсом системы является возможность изучения материалов больного несколькими врачами одновременно при назначении комплексного лечения. Специалисты имеют право не только читать необходимые сведения, но и заполнять или вносить правки на текущее лечение в режиме реального времени.
Более того, цифровой документ избавлен от бесконечных вклеенных листочков с результатами анализов, из-за которых обычный буклет «толстеет» буквально на глазах. Это безумно удобно, если все важные сведения хранятся в одном надежном месте.
Единственным откровенным недостатком цифровой системы выступает ее прямая зависимость от электрической сети. При отключении электроэнергии в учреждении здравоохранения доктор не сможет считать информацию с цифрового носителя.
Как оформить
Для оформления электронной медицинской карты гражданам доступно сразу несколько вариантов подачи обращения:
Ниже будут подробно рассмотрены все способы оформления электронной медицинской карты.
Госуслуги
Самый простой и эффективный способ получения ЭМК – оставить заявку на федеральном портале «Госуслуги». Данный метод оформления является наиболее предпочтительным вариантом для жителей отдаленных регионов России, поскольку оказание услуги доступно на всей территории страны.
Для создания заявки любой желающий должен выполнить несложную цепочку действий:
Уведомление о готовности цифрового аналога гражданин может получить самостоятельно или через законного представителя при наступлении особых обстоятельств.
Стоит отметить, что оформление ЭМК при обращении гражданина через портал «Госуслуги» выполняется абсолютно бесплатно.
Mos.ru
Жители Москвы могут воспользоваться альтернативным решением вопроса по регистрации в системе. Для этого достаточно оставить заявку на официальном сайте Мэра Москвы.
Использование электронной карты пациента для москвичей имеет множество положительных сторон:
Озвученные выше преимущества выгодно отличают цифровой доступ от устаревшей бумажной формы амбулаторной книжки.
Чтобы оформить ЭМК на портале мэра Москвы, необходимо поэтапно выполнить ряд действий:
Как и предыдущий способ оформления, исполнение услуги порталом мэра Москвы протекает полностью бесплатно. Период создания цифровой версии медицинской карточки составляет до пяти рабочих дней с момента обращения гражданина.
ЕМИАС
Единая медицинская информационно-аналитическая система для жителей Москвы была разработана в 2011 году. Главной целью создания системы выступает улучшение качества оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения на территории столицы.
Единая система связана с порталом мэра Москвы и функционирует в прямой взаимосвязи с ней. Поэтому процедура открытия доступа к ЭМК по ЕМИАС частично повторяет алгоритм действий при получении услуги на сайте Mos.ru.
Процесс создания электронной медицинской карты на сайте ЕМИАС выполняется за 5 простых этапов:
Удобство системы доказано многолетним опытом пользования ЕМИАС жителями Москвы. Система позволяет не только следить за текущим состоянием здоровья, но и записываться на прием к врачу прямо из личного кабинета.
Для подключения к системе созданы приложения на базе Android и iOS. Благодаря мобильным версиям программы цифровая карта доступна на экране смартфона. Следовать указаниям врача намного проще, если ЭМК находится всегда под рукой в памяти компактного гаджета.
Сроки изготовления и действия
После подачи заявки одним из вышеуказанных способов происходит процесс сверки введенной информации на подлинность. В случае одобрительного решения в единой базе создается новая медицинская карта для пациента. Период рассмотрения и обработки поступившей заявки составляет 5 рабочих дней и не зависит от выбранного способа получения услуги.
Электронная медицинская карта не имеет срока годности. Это означает, что пациент имеет право неограниченного пользования цифровым носителем.
Доступ и проверка
Принципиальное отличие электронной системы от стандартной амбулаторной книжки пациента заключается в универсальности и возможности доступа к сведениям из любой точки. Если для получения информации из бумажных источников нужно идти в поликлинику, тратить время в очереди и долго изучать архивные документы, то ЭМК лишена всех перечисленных недостатков.
Лечащий врач и пациент могут обратиться к необходимым сведениям в архиве ЭМК буквально за несколько минут и получить исчерпывающую информацию о состоянии больного. Для активации электронного носителя подходит персональный компьютер, ноутбук, а также смартфон с установленным приложением.
Процедура проверки сведений, внесенных при регистрации занимает от 3 до 5 суток. Поэтому услуга по оформлению ЭМК выполняется в течение пятидневной рабочей недели.
Документы и фотография
Для создания электронной медицинской карты понадобятся два документа:
Регионы действия
Электронная медицинская карта действует по территории Москвы и Московской области. Доступ к информации открывается через сайт «Госуслуги», а также по системе ЕМИАС.
Для остальных регионов страны подключение и использование ЭМК возможно только на государственном портале «Госуслуги». Например, для жителей Тюмени и Тюменской области использование электронного доступа, управление услугами осуществляется исключительно через единый федеральный сайт.
Горячая линия
Жители Москвы могут обратиться в службу поддержки по единому общегородскому номеру +7(495) 539-30-00. Позвонив по указанному номеру, граждане могут записаться на прием к врачу.
Если у москвичей имеются вопросы по функционированию системы ЕМИАС, они могут решить возникшую ситуацию через подачу заявки на сайте во вкладке «Обратная связь» (https://emias.info/feedback/).
Заключение
Электронная медицинская карта постепенно вытесняет привычный бумажный аналог. Использование цифрового варианта карточки существенно экономит время пациента при обращении в больницу, позволяет непрерывно контролировать состояние здоровья. Наличие нескольких версий программы для основных операционных систем дает возможность подключаться к системе любым удобным способом. Современные технологии сферы здравоохранения – это модно, удобно, здорово!
Моя медицинская карта. Ответы на часто задаваемые вопросы
14 января 2020 г. мы в тестовом режиме открыли доступ к электронной медицинской карте, о чем я рассказывал в одном из недавних постов.
В этом посте отвечаю на три наиболее частых вопроса, поступивших за последние дни на mos.ru и в комментарии на моем блоге.
Для получения доступа к ЭМК необходимо заполнить заявку и прикрепить к ней фотографию с паспортом в руке. Многие считают, что это уже слишком. Нельзя ли обойтись более простой процедурой идентификации?
Информация о здоровье относится к наиболее чувствительным личным данным. На практике многие люди доверяют родственникам и друзьям свой логин и пароль от mos.ru, но это не значит, что подобное доверие автоматически распространяется и на данные медицинской карты.
Поэтому мы ввели сложную, но максимально надежную процедуру идентификации заявителей на получение доступа к ЭМК. Специалисты в ручном режиме рассматривают каждое заявление на соответствие требованиям, в том числе сверяют «селфи» заявителя с фото в паспорте, чтобы убедиться, что он сам просит предоставить доступ к своим медицинским данным.
Для обычных пользователей портала госуслуг необходимость прикреплять фото с паспортом сохранится и в дальнейшем.
Но в ближайшее время появится и более простой вариант действий. Получить доступ к ЭМК можно будет и без «фотосессии», если вы ранее лично приходили в МФЦ и подтвердили свою учетную запись на mos.ru (таких москвичей уже более 1,5 млн).
В обоих случаях идентификация вашей личности будет максимально надежной.
Другой часто встречающийся вопрос: «Как вы обеспечите защиту моих медицинских данных в процессе использования ЭМК?»
Для защиты информации при открытии электронной медицинской карты используется двухэтапная авторизация – такая же, как в банковских онлайн- системах.
После ввода логина и пароля на Ваш мобильный телефон будет приходить смс с одноразовым дополнительным паролем.
Некоторые люди считают, что ЭМК не нужна в принципе.
В действительности, электронная медицинская карта – это не простая замена бумажной истории болезни, а ключевой инструмент оказания полноценной, качественной и своевременной помощи ее владельцу.
Прежде всего, ЭМК обеспечивает непрерывность и преемственность различных этапов лечения: диагностики, амбулаторного и стационарного лечения, реабилитации и т.д.
Врачи стационаров видят всю картину развития заболевания, с которым пациент поступил в больницу. А врачи поликлиник получают полную информацию о том, какое лечение было проведено в стационаре, и что им необходимо делать дальше.
При этом пациенты избавлены не только от необходимости носить с собой ворох бумаг, но и от множества дублирующих анализов и исследований. Не нужно лишний раз сдавать кровь или делать рентген.
Благодаря ЭМК врачи Скорой заранее получают информацию о пациенте, к которому они спешат на помощь.
Постепенно электронная карта станет и основным инструментом профилактики и ранней диагностики заболеваний – своего рода «будильником» или «тревожной кнопкой» для пациентов и врачей.
Уже сегодня системы искусственного интеллекта, работающие на базе ЭМК, напоминают родителям о необходимости сделать прививку ребенку.
В недалеком будущем взрослые пациенты будут получать приглашения на диспансеризацию.
А если результаты исследования, внесенные в ЭМК, укажут на риск возникновения серьезного заболевания или обострения имеющейся «хроники», то система будет подавать сигнал тревоги для самого пациента и его лечащего врача.
И, наконец, самое очевидное преимущество доступа к ЭМК – не нужно лишний раз ходить в поликлинику, чтобы узнать результаты анализов.
Сегодня в Москве создано более 10 млн электронных медицинских карт. Уже несколько лет вся информация о пациентах городских поликлиник накапливается в электронном виде. А бумажные документы, которые выдают на руки, являются просто распечатками из ЭМК.
Тем не менее, если кто-то желает сохранить прежний порядок получения сведений о своем здоровье, то самое простое решение – не подавать заявку на доступ к ЭМК. А для пациентов, которые категорически против «цифры», мы проработаем дополнительную опцию: возможность написать заявление об отказе от доступа к ЭМК.
В этом случае работать с электронной картой будут – как и сейчас – только врачи. А пациентам будут по-прежнему выдавать на руки бумажные выписки с результатами анализов и рекомендациями врачей.
Изменить своё решение можно будет в любое время. Но для этого понадобится написать ещё одно заявление.
Скажу еще раз. Совсем отказаться от цифровизации невозможно. Это глобальная тенденция развития здравоохранения. Правительства большинства государств мира понимают необходимость создания единой системы медицинских данных пациентов. Просто одни страны только набирают обороты в этом деле, а другие – продвинулись чуть дальше.
Например, пациенты Великобритании могут воспользоваться мобильным приложением для доступа к ЭМК и даже получить онлайн-консультацию специалиста.
В США единой системы электронных медкарт пока не существует, и доступ пациентов к результатам анализов и другой медицинской информации без участия врача бывает затруднен.
Германия и Швейцария планомерно создают полные электронные медицинские досье пациентов.
В Сингапуре национальная медкарта активно внедряется в государственных и частных медучреждениях по принципу «один пациент – одна медкарта».
Россия должна быть в авангарде глобальных тенденций повышения качества и комфорта здравоохранения. И я надеюсь на то, что Москва внесёт значительный вклад в решение этой задачи, а москвичи первыми в стране получат удобный и хорошо защищённый доступ к полной информации о своём здоровье.
Александр Брагин: Что изменила электронная медицинская карта в жизни москвичей
Четыре месяца после старта
Александр Игоревич, ваша поликлиника одной из первых в городе перешла на новый формат работы. Как вы оцениваете первые результаты?
Александр Брагин: Признаюсь, у нас, конечно, были опасения, как при любом новом деле. Многие с трудом представляли себе, как вообще можно обойтись без бумажной карты? Той самой, которую еще недавно медработники никому не могли доверить. Стопку карт в кабинет врача перед каждым приемом приносила из регистратуры медсестра. Ребенка направили к другому специалисту? Карту из кабинета в кабинет снова передавала только медсестра. И совсем другое дело электронная карта. Родители имеют к ней полный доступ. Могут посмотреть все анализы, заключения специалистов, назначения, а затем дома в спокойной обстановке обсудить, как идет лечение ребенка, что бы они хотели еще сделать. Если надо, получить второе мнение у врача-эксперта и при этом ни у кого не просить никаких выписок.
Может ли врач частной поликлиники войти в карту ребенка?
Ребенок нуждается в лечении в больнице. Стационар, в который его направят, имеет доступ к его электронной карте в поликлинике?
Александр Брагин: Направление в электронном виде формы 057 стационар получит из поликлиники раньше, чем мама придет туда с ребенком, имея на руках бумажное направление. Сейчас ведется работа по подключению стационаров к ЕМИАС, в скором будущем электронные медкарты будут открыты уже для всех стационаров города. Это позволит врачам ознакомиться со всей историей болезни ребенка и выстроить на ее основании более эффективную тактику лечения. Выписку о результатах лечения стационары уже сейчас направляют нам в электронном виде, и она тоже находит свое место в электронной медицинской карте.
Чтобы поставить ребенка на учет, мамы новорожденных приходят в поликлинику по традиции с обменной картой?
Александр Брагин: Только те, кто хочет этого по собственному желанию. Но таких с каждым годом все меньше. Большая часть пишут заявление на госуслугах, и ребенок прикрепляется к поликлинике у нас автоматически. Могут родители воспользоваться и помощью патронажной медсестры, которая навещает семью после выписки из роддома. Она возьмет их заявление и принесет его в поликлинику.
Как по-вашему, почему переход на электронную медицинскую карту в Москве начался именно с детских поликлиник? Проще было оцифровать, так как дети не успели накопить такого букета болезней, как взрослые?
Александр Брагин: Да, это уже следующий уровень цифровизации поликлиники. Могу с гордостью сказать, что мы его тоже запустили. Еще одно уникальное явление, которое помогает мне, главному врачу поликлиники, на экране планшета оценить здоровье не только каждого отдельно взятого ребеночка, но и всех детей на каждом участке, в каждом районе. Увидеть тенденции, проанализировать, чем они вызваны и принять необходимые решения.
Справки отменяются
Сходила мама с заболевшим малышом в поликлинику. Врач назначил лечение. Рецепт выдаст тоже в электронном виде?
Александр Брагин: Все рецепты сейчас электронные. Конечно, можно получить на бумажном бланке, но в распечатанном виде. В чисто электронном виде можно посмотреть в самой карте.
А справки в каком виде вы даете? Например, самую популярную 095/у?
Бумажную справку по форме 095/у отменили в апреле этого года, многие родители не верили, и даже зная, что у них есть доступ к электронным медкартам детей, и что врачи говорят: справка уже отправлена в вашу школу, детский сад, все равно просили: ну, дайте все-таки на всякий случай и бумажный вариант. В этом году, надеюсь, таких недоверчивых будет уже меньше. Еще раз всем напоминаю: приносить бумажную справку по форме 095-у после болезни ребенка в школу и детский сад не нужно.
«Бессправочное» возвращение в школу возможно только у ребят, прикрепленных к пилотным поликлиникам?
Какая же участь постигла сами бумажные медицинские карты? Их выбросили на помойку?
Александр Брагин: Ни в коем случае. Лежат в целости-сохранности в нашем архиве. Посмотреть в них что-то, если кому-то вдруг потребуется, не составит никакого труда. Только вот таких случаев за прошедшие четыре месяца после запуска пилота припомню не больше десятка.
Не только карты
Александр Брагин: Онлайн-запись, разумеется, используем. Чат-бот для сбора жалоб на самочувствие пациента применяется только во взрослых поликлиниках перед приемом к терапевту. Мы видим будущее в более широком использовании аудиопротоколов после визита к врачу, приглашений на профосмотр, на прививку, которые можно послать родителям. Обсуждаем с департаментом образования и департаментом информационных технологий возможность для врачей шире использовать электронный дневник. Папы и мамы заглядывают в него гораздо чаще, чем в поликлинику. Поэтому есть смысл обращать их внимание в дневнике, например, на ту же осанку ребенка или плоскостопие, необходимость пройти профосмотр и так далее.
Александр Игоревич, вы готовы рекомендовать своим коллегам из других поликлиник последовать вашему примеру и тоже перейти на электронную медицинскую карту?
В то же время академик РАН, глава Центра имени Дмитрия Рогачева, Александр Румянцев считает, что цифровизация требует от медиков всех уровней очень высокого уровня подготовки.
Александр Брагин: Полностью согласен. Не только классической подготовки врача, но и умения работать с электронной медицинской картой. Учить этому будущих докторов нужно уже на студенческой скамье, современная медицина без цифровизации невозможна.
Электронная медицинская карта: что такое, чем полезна клинике, как внедрить в работу ЛПУ
Что такое электронная медицинская карта
Электронная медицинская карта (ЭМК) — это цифровой аналог бумажной амбулаторной карты. Она содержит всю информацию по пациенту: персональные данные, записи визитов, результаты анализов и историю болезни.
Один из разделов ЭМК МИС ArchiMed+
Как ЭМК облегчает работу клиники
Электронная медицинская лучше бумажной:
Документ невозможно потерять, повредить или уничтожить. Он хранится в памяти компьютера или в облачном хранилище. Можно сделать резервные копии на случай форсмажора.
ЭМК быстрее заполнить, чем бумажную карту: здесь есть готовые шаблоны стандартных фраз, диагнозов, кодов болезней и другой информации. Врачу достаточно начать вводить первые слова фразы, после чего система подставит нужный текст.
Сокращается количество ошибок, снижается влияние человеческого фактора. Врач может неверно закодировать болезнь, напутать в персональных данных или ошибиться при расчете стоимость лечения. С ЭМК такое невозможно.
Карту проще найти. Медрегистратору или администратору не нужно никуда идти и рыться в шкафах, чтобы найти документ. ЭМК ищется в пару кликов по первым буквам фамилии пациента.
Электронная медицинская карта проще в использовании. Все данные как на ладони, достаточно кликнуть на нужный раздел. Чтобы найти, например, результаты анализов в бумажной карте, ее нужно перелистать несколько раз.
Доступ к информации, которая содержится в ЭМК, имеют одновременно несколько специалистов. В то время как бумажную амбулаторную карту надо носить из кабинета в кабинет (и можно потерять по дороге).
Основные сведения о пациенте в ЭМК ArchiMed+
Кому пригодится
ЭМК должна использоваться в любом лечебно-профилактическом учреждении вне зависимости от количества пациентов, размаха деятельности и числа специалистов.
Частным врачам и небольшим стоматологическим кабинетам.
Полноценным многопрофильным клиниками с несколькими направлениями оказания медицинских услуг.
Крупным сетевым ЛПУ.
Лабораториям, диагностическим центрам.
Как внедрить электронную медицинскую карту
Электронные медицинские карты входят в состав медицинских информационных систем (МИС) в виде встроенного инструмента. Как самостоятельное решение встречаются редко. Поэтому для того, чтобы использовать ЭМК в работе клиники, нужно выбрать и внедрить медицинскую информационную систему.
МИС — это не только электронная медицинская карта: программа полностью автоматизирует работу клиники и рабочие места специалистов.
В разрезе использования ЭМК задача владельца одна: выбрать МИС с функционалом электронной амбулаторной карты, например, ArchiMed+. Но это не единственный критерий выбора медицинской информационной системы, есть еще:
Соотношение функционала и цены. Программа должна обеспечивать широкие возможности за разумную стоимость.
Набор необходимых инструментов. В обязательном порядке должны быть модули для врача, медрегистратора, руководителя. Желательно наичие интеграций с лабораториями, сервисами онлайн-записи на прием, федеральными сервисами (ЕГИСЗ, Национальная система маркировки и так далее).
Облако или коробка. Большинство хороших программ коробочные, то есть устанавливаются на компьютер клиники. Это обусловлено законодательством в сфере защиты персональных данных и техническими особенностями. Поэтому советуем внедрять коробочные МИС, например ArchiMed+.
Интерфейс. Простой, удобный, интуитивно понятный. Не забывайте, что пользоваться программой будут в том числе немолодые врачи и фельдшера, которые привыкли работать по старинке. Работать с МИС им должно быть удобнее, чем без нее.
Время внедрения. Чем быстрее, тем лучше. Специалисты ArchiMed+ внедряют программу очень быстро — от двух недель.
Подробно о том, как выбрать МИС, можно почитать в этой статье, а рейтинг лучших медицинских программ вы найдете здесь.
Как работает ЭМК в МИС ArchiMed+
Давайте посмотрим примеры использования ЭМК и как это работает в медицинской информационной системе ArchiMed+.
Персональные данные: ФИО, паспортные данные пациента и другие персональные данные.
Результаты анализов, рентгеновские снимки, фотографии.
Результаты обследований и приемов врачами (историю болезни).
Договора, квитанции об оплате услуг, задолженности.
При необходимости можно добавить в ЭМК дополнительные разделы исходя из специфики работы клиники.
Карту можно оформить по стандартам клиники
Итак, пациент приходит в клинику и обращается к медрегистратору или администратору, предъявляя документ, удостоверяющий личность. Сотрудник в течение нескольких секунд находит карту пациента в базе данных. Он вносит новые сведения: дату приема, причину обращения и так далее. После этого пациент идет к врачу. Все занимает не больше пары минут.
Все данные моментально оказываются в истории болезни и врач уже знает, на что жалуется пациент. Ему не нужно поднимать кучу бумаг, смотреть анализы и заключения других специалистов, все это есть в одном месте. В результате врач не теряет время, а занимается прямыми обязанностями — лечит пациента.
После окончания приема врач и медрегистратор заполняют документы: справки, больничные выписки, выставляют счета и так далее. Это тоже не нужно делать вручную: вся информация подтягивается из электронной медицинской карты автоматически. Сотруднику нужно только распечатать пакет документов и отдать пациенту.
Как результат — врач лечит пациентов, администратор обслуживает посетителей, не отвлекаясь на бумажную волокиту, а клиника получает больше прибыли.
Хотите так? Оставьте заявку на нашем сайте, позвоните по телефону 8 800 301 03 73 или ознакомьтесь с презентацией. Наши специалисты расскажут об электронной медицинской карте и других функциях МИС ArchiMed+, а также проконсультируют по вопросам внедрения.