Как выглядит фагот музыкальный инструмент
Как выглядит фагот музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент: Фагот
Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой : у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Историю фагота и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук фагота
Фагот считается подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем поспешили воспользоваться многие композиторы. Среди них – М. Глинка в опере « Руслан и Людмила », где такой прием использован для характеристики трусливого Фарлафа.
Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти. Достаточно послушать знаменитейший романс Неморино из оперы Доницетти « Любовный напиток ». Именно фагот в сопровождении пиццикато струнных начинает эту, пожалуй, одну из самых романтичных и проникновенных арий в мире.
Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный. Самый низкий, а также средний регистр используется чаще всего, а вот верхние ноты получаются весьма сдавленными и даже гнусавыми. Диапазон фагота сравнительно небольшой – почти три октавы, от си бемоль контроктавы до ре второй. Интересно, что можно извлекать и более высокие ноты, вот только они не всегда хорошо звучат и композиторы практически никогда не используют их, зная эту особенность. Записывается партия фагота обычно в басовом либо теноровом ключах.
Фото:
Интересные факты
Популярные призведения для фагота
Конструкция фагота
Внешне фагот похож на согнутую трубку, и представляет собой благородное сочетание темного дерева и металлических деталей. Трость у этого инструмента двойная. Она надевается на трубку, изготовленную из металла и имеющую очертания буквы S, отсюда и получившую свое название эс. Именно эта трубка и соединяет трость с основным корпусом. Если обратить внимание на раструб фагота, то легко заметить, что он ровный, без расширяющегося конца – это влияет на звучание инструмента. У него слабо выделяется основной тон, а высокие «призвуки» бедноваты. К тому же, именно поэтому, фагот не наделен огромной силой звука.
На фаготе 33 отверстия, многие из которых закрываются 29-ю клапанами довольной сложной механики.
Если развернуть трубу фагота, то ее длина составит 2,6 метра, у контрфагота почти 5 метров. Вес фагота около трех килограмм.
Разновидности фагота
За весь период формирования этого инструмента, существовало несколько видов: квартфагот, фаготино и контрфагот. Последний из них сохранился до сих пор и успешно используется в симфонических оркестрах.
История
Возникновение первых фаготов относится к XVI веку, его предшественником был старинный духовой инструмент бомбарда. У нового изобретения несколько видоизменили конструкцию и разделили трубку на несколько частей. Поначалу инструмент получил название «дульциан». Имя настоящего изобретателя фагота до сих пор неизвестно. Известно только, что постепенно инструмент незначительно изменялся и совершенствовался. Особое место, среди всех мастеров, причастных к этому, принадлежит фаготисту и капельмейстеру Карлу Альмендереру и Иоганну Адаму Геккелю. Именно они в 1843 году представили 17-клапанную модель фагота, которая и была приняла за основу.
Роль в оркестре
Долгое время фаготу отводилась вспомогательная роль в оркестре – ничего, кроме «поддержки» басовых партий, ему не доверяли. Но все изменилось с рождением жанра оперы – композиторы увидели в нем нечто особенное. Отныне этот обладатель экспрессивного и насыщенного обертонами тембра с легкой хрипотцой стал ярким и полноправным солистом. Обычно в оркестре используется несколько фаготов – два или три, совсем редко встречается четыре, причем последний чаще заменяется на контрфагот, если того требует партитура.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фагот музыкальный инструмент
Среди большого разнообразия деревянных духовых инструментов фагот занимает особое место. От других инструментов деревянной группы его отличают большие размеры, s-образная трубка, к которой крепится трость и корпус необычной U-образной формы.
Но это только внешние характеристики инструмента, основным же его выразительным средством является ни с чем несравнимый звук – низкий, необычного окраса тембр. Некоторым он напоминает жужжание шмеля, иным – звучание гобоя (особенно если речь идет о верхнем регистре), он яркий и экспрессивный, иногда может показаться даже немного резковатым, насыщен обертонами.
Тот, кто играет на фаготе именуется — Фаготист.
История фагота
Фагот — в переводе с итал. «связка дров». Именно такие ассоциации вызывал он у итальянцев в разложенном виде — достаточно молодой инструмент, в отличии от других деревянных духовых, история возникновения которых давно канула в лета.
Был изобретен итальянцами в XVI в. и носил название «дульциан», что в переводе означает «нежный», «сладкозвучный». Личность изобретателя остается неизвестной.
Его непосредственным предшественником считается «бомбарда» — старинный крупногабаритный деревянный духовой инструмент.
В отличии от него, фагот, для удобства транспортировки, разделили на несколько частей.
Изначально инструмент имел только 3 клапана, в последующие же эпохи, механика фагота постепенно совершенствовалась, вплоть до его современного вида.
Конструкция фагота
Изготавливают инструмент в основном из клена.
Сравнив различия того как выглядит фагот относительно музыкальных инструментов духовой группы, можно сказать что его конструкция достаточно сложна. Корпус представляет собой длинную около 2,5 м полую трубку полого-конической формы и состоит из четырех частей: нижнего U-образного колена называемого еще «сапогом», «флигеля» – малого колена, а также большого колена и раструба.
Эска – тонкая, длинная и изогнутая в форме буквы S металлическая трубка, соединяющая звукообразовательную двойную трость с корпусом инструмента. Механика – система клапанов. Современный фагот имеет около 25-30 отверстий, с помощью которых меняется высота воспроизводимого звука, они покрываются системой мельхиоровых клапанов, и только 5-6 – непосредственно пальцами.
Относится к подгруппе «двуязычковых» инструментов, имеющих двойную трость. К ним также принадлежат гобой, дудук и т.д.
Виды фагота: разновидности инструмента
В настоящее время распространены виды фагота двух систем: французской и немецкой — отличаются механикой клапанов.
Существуют две разновидности фаготов – непосредственно классический инструмент и контрафагот — имеющий дополнительную октаву в нижнем регистре.
В былые времена были популярными следующие разновидности дульцианов:
Данные разновидности отличаются высоким строем и были распространены в XVI-XVII вв.
Как играть на фаготе
Играть на данном, крупногабаритном инструменте достаточно сложно – нужен большой запас дыхания. Его репертуар состоит из быстрых произведений требующих от исполнителя высокого уровня мастерства и виртуозности.
Диапазон захватывает от «си бемоля» контроктавы, до «фа» второй октавы, можно сыграть и более высокие звуки, но их тембр будет уже не таким красивым. Ноты для фагота пишут в басовом и теноровом ключах, очень редко в скрипичном.
Эффектно звучат на инструменте острое стаккато, различные пассажи, арпеджио и скачки на большие интервалы, двойное стаккато, фруллато, глиссандо и прочие технические приемы.
Где используется инструмент
Нельзя сказать, что фагот всегда занимал какое-то важное место среди оркестровых инструментов — поначалу он исполнял всего лишь функцию усиления и поддержки басовой партии.
Начиная с XVII в., для него стали писать сольные и ансамблевые произведения, а в XVIII в. — обновленный фагот получил широкое распространение и вошел в состав оперных оркестров.
Репертуар «дульцианов» состоит из творчества таких композиторов, как Кайзер, Шпеер, Люлли, Телеман, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Вебер, Россини, Сен-санс, Глинка, Чайковский и другие — все они считали фагот ярким в мелодическом и техническом планах инструментом.
Это достаточно редкий инструмент, что во многом зависит от сложности игры на нем. Отличается яркой эффектной «внешностью», и таким же звучанием — именно поэтому без него не обходится ни один симфонический, а зачастую и духовой оркестр.
Фагот
Точная дата появления на свет фагота не установлена, но этот музыкальный инструмент совершенно точно родом из Средневековья. Несмотря на древнее происхождение, он и сегодня популярен, является важной составляющей симфонических, духовых оркестров.
Что такое фагот
Фагот относится к группе духовых инструментов. Его имя – итальянское, переводится, как «пучок», «узел», «вязанка дров». Внешне выглядит, как слегка изогнутая, длинная трубка, оснащенная сложной системой клапанов, двойной тростью.
Тембр фагота считается экспрессивным, обогащенным обертонами на всем диапазоне. Чаще применимы 2 регистра – нижний, средний (верхний менее востребован: ноты звучат вымученно, напряженно, гнусаво).
Строение фагота
Состоит конструкция из 4 основных частей:
Конструкция является разборной. Важная часть – бокал или «эс» – изогнутая металлическая трубка, отходящая от малого колена, очертаниями напоминающая S. Поверх бокала насаживается двойная камышовая трость – элемент, служащий для извлечения звука.
Корпус оснащен большим количеством отверстий (25-30 штук): попеременно открывая, закрывая их, музыкант меняет высоту звука. Управлять всеми отверстиями невозможно: исполнитель непосредственно взаимодействует с несколькими из них, остальные приводит в действие сложный механизм.
Звучание
Звучание фагота достаточно своеобразно, поэтому инструменту не доверяют сольных партий в оркестре. Но в умеренных дозах, когда необходимо подчеркнуть нюансы произведения, он незаменим.
В низком регистре звук напоминает хрипловатое ворчание; если взять чуть выше – получится печальный, лирический мотив; высокие ноты даются инструменту с трудом, звучат немелодично.
Диапазон фагота – примерно 3,5 октавы. Каждому регистру свойственен своеобразный тембр: нижнему – резкие, насыщенные, «медные» звуки, среднему – более мягкие, певучие, округлые. Звуки верхнего регистра используются крайне редко: они приобретают носовую окраску, звучат сдавленно, сложны для исполнения.
История инструмента
Прямым предком является старинный средневековый деревянный инструмент семейства духовых – бомбарда. Будучи слишком громоздкой, сложной по строению, она доставляла сложность в использовании, ее разделили на составные части.
Перемены благотворно отразились не только на мобильности инструмента, но на его звучании: тембр стал мягче, нежнее, благозвучнее. Новая конструкция получила первоначально название «дульциано» (перевод с итальянского – «нежный»).
Первые экземпляры фаготов снабжались тремя клапанами, в XVIII веке количество клапанов возросло до пяти. XIX век – период максимальной популярности инструмента. Модель снова подверглась усовершенствованию: на корпусе появилось 11 клапанов. Фагот стал частью оркестров, знаменитые музыканты, композиторы писали произведения, исполнение которых предполагало его непосредственное участие. Среди них – А. Вивальди, В. Моцарт, Й. Гайдн.
Мастера, внесшие неоценимый вклад в совершенствование фагота – капельмейстеры по профессии К. Альмендерер, И. Геккель. В XIX веке умельцами разработана 17-клапанная модель, ставшая впоследствии основой промышленного производства.
Интересный факт: первоначально материалом служила древесина клена, эта традиция неизменна до сегодняшних дней. Считается, что изготовленный из клена фагот является лучшим по звучанию. Исключение – учебные модели музыкальных школ, сделанные из пластика.
В ХХ веке репертуар инструмента расширился: для него начали писать сольные партии, концерты, включили в состав симфонического оркестра. Сегодня, помимо классических исполнителей, его активно используют джазмены.
Разновидности фагота
Существовало 3 разновидности, но лишь один вид является востребованным современными музыкантами.
Техника игры
Играть на фаготе непросто: музыкант задействует обе руки, все пальцы – такого не требует ни один другой оркестровый инструмент. Также потребуется работа над дыханием: чередование гаммобразных пассажей, применение разнообразных скачков, арпеджио, мелодичных фраз среднего дыхания.
ХХ век обогатил технику игры новыми приёмами:
В музыке появились сольные композиции, написанные специально для фаготистов.
Известные исполнители
Популярность контрфагота не так велика, как, например, фортепиано. И все же есть фаготисты, вписавшие свои имена в историю музыки, ставшие признанными мастерами игры на этом непростом инструменте. Одно из имен принадлежит нашему соотечественнику.
Фагот – инструмент, мало известный широкой публике. Но это не делает его менее достойным внимания, скорее, наоборот: узнать о нем больше будет полезно любому ценителю музыки.
О музыкантах оркестра. Фагот.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
Продолжаем рассказ о деревянных духовых.
Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.
И вот, наконец, Фагот:
— Чем фагот лучше гобоя?
В переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров». Почему он так называется? Все просто. Первые фаготы, которые появились более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот больше всего похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Фагот считается достаточно подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем весьма не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем часто пользуются многие композиторы. Может фагот звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно и с ноткой страсти.
Есть даже такой анекдот:
— Чем фаготист отличается от бога?
— Бог не считает себя фаготистом.
По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых — беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука, либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре. Обычное дело для группы фаготов — дублирование струнных басов (виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность и связность.
Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Стаккато фагота отчётливое и острое, хорошо получаются скачки на октаву и более, а смена регистров практически незаметна.
И, как обычно, немножко интересных фактов:
— Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец правой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки нажимает на 4 клапана.
— Иногда партитура обязывает использование звука «ля» контроктавы. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, «си» бемоль теряется и звучит более низкий звук – «ля».
— Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.
— Стоимость фаготов может доходить до 30 000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.
Интересно, блин. Пишите ещё.
Я когда то оканчивал муз училище по классу фагота, сначала играл на совеццком «дубовом», потом на иностранном, но он был старый и потасканный, я даже марки не знаю, шильдики все стёрты были, Соноре какой-нибудь, такой был ещё один в училище, даже в оркестре губернаторском играл, были времена. А сейчас я программист, куда я скатился, во что превратился.
большой палец левой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки
О музыкантах оркестра. Скрипка.
А теперь о струнной группе инструментов.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.
Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Разрешите представить, его величество скрипка:
— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?
— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.
Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.
Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.
Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.
Ну и как обычно, немножко интересных фактов:
— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.
— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.
Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.
Как выглядит фагот музыкальный инструмент
«Тембр старчески насмешливый в мажоре
и болезненно печальный в миноре»
Н.А.Римский-Корсаков
fagotto (итал.- узел, пучок), bassoon (франц., англ.), Fagott (нем.)
Диапазон фагота составляет примерно три с половиной октавы – от B1 до f 2. Партия пишется в басовом ключе, теноровом, изредка в скрипичном в соответствии с действительным звучанием.
Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Каждый регистр фагота имеет своеобразный тембр – от хриплых утробных звуков в нижнем регистре до нежной экспрессии верхних. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента. Примерно от звука B1 до звука c малой октавы фагот издаёт резкие, густые звуки, несколько трескучие, возможные лишь на мецце форте или форте. Со звука c малой октавы до а1 у фагота мягкие полные звуки органного характера, но более певучего оттенка. Чем выше, тем в большей мере проявляется носовая окраска тембра. Звуки выше а1 звуки становятся напряженными, сдавленными, трудно исполнимыми в пиано.
Фагот может звучать и загадочно-меланхолично (Andante из Концерта ми минор для фагота с оркестром Вивальди), ворчливо (Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», партия дедушки) и саркастически насмешливо.
Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда».
В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (итал. dolce ― нежный, сладкий). Имя подлинного изобретателя фагота остаётся неизвестным. На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана, в XVIII веке — 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.
Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер (написавшим также учебник игры на фаготе), в 1831 г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основавший в Байбрихе производство деревянных духовых инструментов. В 1843 г. Альменредер представил сконструированный им 18-клапанный фагот, способный играть хроматические гаммы в пределах четырёх с половиной октав. Позже совершенствованием фагота занимались родственники Геккеля, в результате чего в 1870-х годах фагот принял привычный вид.
Техника исполнения на фаготе напоминает игру на гобое, однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его больших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки на октаву и более; смена регистров практически незаметна. Очень быстрые, технически сложные пассажи на фаготе играть трудно. Но все же фагот достаточно подвижен. Для фагота более всего свойственно чередование мелодических фраз среднего дыхания, гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.
Новейшие приемы игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов в XX веке ― это двойное и тройное стаккато, исполнение нескольких звуков на инструменте одновременно (мультифоники), четвертитоновая и третитоновая интонация, фруллато, тремоло, глиссандо, циркулярное дыхание и другие. Эти техники наиболее востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота соло. Все это можно услышать в Sequenza XII Лучано Берио.
Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века в некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок, а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.
В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).
39 концертов Антонио Вивальди ― важная часть репертуара для фагота. Их сольные партии предвосхищают приёмы, которые войдут в употребление через несколько десятилетий ― быстрые переходы и скачки из регистра в регистр, виртуозные пассажи, длинные кантиленные эпизоды.
Эдвард Элгар «Романс» для фагота с оркестром, Op. 62 (1909)
Пьер Булез «Диалог двух теней» транскрипция для фагота и электроники (1985—1995)
Софья Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных (1975)
Эдисон Денисов 5 этюдов; Соната для фагота соло.
Домашнее задание:
1. Сыграйте партии фагота из оркестровых и оперных произведений
2. Эту тему фагот исполняет в унисон с другим деревянным духовым инструментом. Каким? Звучность густая, немного звенящая.