Как выглядит гробик на колесиках
Почему музей испугался гроба… на колесиках
История о гробе на колесиках началась для меня с подготовки к выставке «Эники-беники или заклинания детства» в Особняке Румянцева (филиал Петропавловской крепости). Дело в том, что на экспозиции у меня был целый блок, посвященный детским страшилкам. Но чего-то мне не хватало. Меланхолично посидев и подумав, я поняла: гроба! Слишком серьезный для меня плотник попросил за гроб 20 000 рублей. Я, пробурчав себе под нос, что за такие деньги куплю готовый и с крышкой лично для себя, удалилась страдать. Не долго. На Порошкинском кладбище мне продали гроб за 600 руб.
Я с друзьями поднимала гроб по лестнице, а за нами шла тетка, явно из простых, которые — «что видят, то и поют».
— О, гроб! — глубокомысленно заявила она.
— Гроб, — меланхолично подтвердила я.
— А на крышку мне денег не хватило, — совершенно честно ответила я. Почему она прекратила со мной разговаривать? (….)
Гроб получился милым, с глазками впереди, нарисованными костяшками внутри и портретом бабы-яги. А когда Рома Маширов прикрутил колесики, он, на мой взгляд, стал неотразим. И я его поволокла в черную комнату выставочных залов особняка Румянцева, где складировала потихоньку все свои коробки для будущей выставки.(….)
Надо заметить, что у людей я вызываю обычно две реакции: либо радость от того, что я живая, в философском смысле этого слова, либо настороженность и опасения, по той же причине. Местные хранители сначала отнеслись ко мне недоуменно. Какая-то дама, непонятного возраста, бегает по лестницам и таскает коробки. А здесь храм искусств, картины обычно висят по стенам и даже посетители иногда бывают. А эта «бегательница» пугает, что народу придет много, да еще дети будут, и выставит непонятно что, явно не Высокое искусство. Мне потом сказали, что считали нас кем-то вроде сатанистов. И тут мы принесли гроб…
— Стася, это Т. М. (директор особняка Румянцева). Мне сказали — вы принесли гроб! (пауза).
Я начинаю понимать, что мой диалог на лестнице начинает повторяться, и решаю его разнообразить:
— Да, хорошенький, с глазками!
Глазки явно вводят собеседницу в ступор. А я начинаю хвастаться своим гробом и объяснять важность этого объекта в детском фольклоре. Надо отдать должное Татьяне Михайловне, она смогла некоторое время выдерживать мое позитивное безумие. Но через несколько дней разговор продолжился.
— Педагогический отдел Петропавловской крепости, — услышала я нажим в голосе, —хочет узнать, — зачем вам гроб!
Я человек смешливый, но сдержалась. Так как все начинало напоминать рассказы Зощенко, я не смогла отказать себе в удовольствии дочитать рассказ до конца.
И день настал. Посмотреть на гроб собралась толпа человек в 25. Как потом оказалось, многие, лет 20 проработав в Петропавловской крепости, ни разу не были в Особняке Румянцева. Их привел мой гроб!
— Это чудесно, сказала я. — Выставка еще не началась, а уже всего лишь один экспонат собрал столько народу. Но у меня есть и другие экспонаты.
И я рассказывала о детском смехе и черных стишках, о Пиковой даме и пресловутом гробе. Лица начали улыбаться, особенно напряженные и внимательные из педотдела стали вступать в диалог, а я чувствовала себя на очередном тренинге, а не на лекции. Вот он — страх смерти, боль и ужас, которую не переработали, а заморозили. И грела, как могла, чтобы начинал хоть по миллиграмму выходить, пусть не через психологию, так хоть через культурологию, страх смерти. Но грела плохо…
Среди уже всеобщей благости неожиданно вскочила одна дама с напряженным лицом:
— Нет, я не понимаю. Я помню, мы же все были пионерами, мы стояли у вечного огня! И никаких гробов там не было!
Я задохнулась от неожиданной логики. Во-первых, гроб там был, во-вторых, при чем тут это! Дама продолжала:
— Вот я спросила у батюшки! Я ему сказала: на выставке по детству будет гроб! И он ответил… — она безмолвно покрутила пальцем у своего виска и с вызовом уставилась на меня.
Я почувствовала, что мое человеколюбие начинает давать трещину и я сейчас бабахну сарказмом по воробьям:
— Меня не очень убеждает глубокомысленный аргумент батюшки, — начала я. Но тут, оттесняя меня плечом, спасая даму, вступила в бой Лена.
—Я хочу заметить, что по данной тематике, связанной с детским фольклором, написаны 3 докторских, 10 кандидатских, проведено несколько научных конференций. — И она продолжала и продолжала, вводя в аргументацию по спасению гроба на колесиках методологичность и академический флер.
Все вновь расслабились, заулыбались и стали ерзать, подавляя возникшую тягу к кофе и печенью. Но не тут-то было!
— Вы меня не убедили, — заявила решительная дама. Давайте голосовать, кто за гроб…
— Лягте или встаньте? — подумала я.
И вот это «давайте голосовать», вынырнувшее из глубин памяти, столь знакомое всем, родившимся в СССР, возбудило даже педагогический отдел Петропавловской крепости. Народ загомонил, стал отплевываться, ругаться и пошел пить кофе, по дороге приветствуя появления гроба на колесиках на выставке. А дама? Дама в дальнейшем наблюдала за тем, что происходит на выставке, видела наш с Леной бесконечный труд, видела радостные лица посетителей и в конце концов перепостила мое выступление в газете о детских страшилках. Извинения приняты, да и не за что извиняться, у каждого из нас свой страх смерти. И кто как может, тот так и справляется.
Выставка прошла хорошо. Было много народу, нас благодарили за детские дневники, плакали и смеялись над детскими коллекциями, баловались в зале «Поход» и ходили на лекции по культурологи детства. Много детей, хохоча, залезали в гроб и говорили родителям: «Я такую страшилку знаю…»
Надо бы где-то еще такую выставку устроить… Чего гроб зазря стоит!
«Детские страшилки»
Почти все дети 90-х слышали хоть одну страшилку. Про черный гроб на колесиках, черную руку, черного человека в черном доме, черное пятно на кладбище и белое пятно спермы на полу после просмотра папкиной видеокассеты «Красная шапочка».
Этих историй существует великое множество. Некоторые дико наивны и сейчас вызовут лишь ностальгическую улыбку, некоторые же до сих пор вызывают мурашки и кирпичи, из которых можно баньку построить. Каждая из историй за все время своего существования обросла таким количеством подробностей и дополнений, что остается только удивляться детским фантазиям. Естественно, рассказать обо всём не получится, но наиболее забавные и интересные истории я расскажу. Запасайтесь горячим чаем, печеньками и вперед. В пугающий мир детских страшилок. АААААААААААААААА! Страшно? Нет? А зря. Будет страшно. МУАХАХАХАХА!
1. Черный гроб на черных колесиках.
Историй про эту хуету существует много, но основная легенда одна. Жила-была девочка, умница, красавица, комсомолка, которая, внезапно, осталась дома одна. А так как интернетов еще не было, то девочка включила радио, чтобы послушать радиопедерачу «Парламентский час». Она же комсомолка была, хули тут удивительного. Но тут в радиоприемнике раздался жуткий голос, который сказал следующее:
— Девочка! С кладбища выехал гроб на колесиках. Твою улицу ищет. Тікай з городу, тобі пiзда.
— Девочка! Гроб на колесиках твой дом нашел, квартиру ищет и по лестнице поднимается! Прячься!
Девочка была храброй, а значит маленько туповатой, поэтому закрыла все замки и окна, но из дома не ушла. А мама, когда вернулась с работы, обнаружила девочку мертвой. Та лежала на полу в красном пятне, а во рту у неё было колесико.
Одна девочка решила маме подарок сделать и купить картину. Но тут, как назло, в счастливом советском детстве во всех магазинах вдруг закончились картины. Девочка и в «Краскохолстотрест» зашла, но продавцы лишь плечами пожали, и в «Изокарандаштушь», но и там было пусто. Отчаявшись, девочка зашла в последний магазин и тут, о чудо, продавщица – уродливая старая бабка – согласилась продать ей картину, которую для себя держала. Ну да ладно.
Придя в магазин, папа с девочкой увидели, что у продавщицы перебинтованы руки. За это папа избил продавщицу картиной, а когда та скрючилась на полу в позе эмбриона, перекрестил. Нет, не топором, а пальцами. Старуха тут же зашипела, съежилась и убежала в подсобку. Что интересно, на следующий день этот магазин загадочным образом исчез, а о его хозяйке никто отродясь не слышал.
Это одна из моих любимых страшилок, ибо в ней нет сверхъестественной херотени. Почти.
Так случилось в тот раз, когда 5 «В» класс отправился на прогулку.
Учитель сразу предупредил детвору, чтобы к заброшенному дому те даже не совались. Но два мальчика и две не менее туповатых девочки лишь посмеялись над словами взрослого и отправились к этому самому дому.
Подойдя ближе, они увидели на обшарпанной двери цифры: 687 и 541, а затем, открыв дверь, вошли внутрь. Ну а внутри, по классике страшилок – куча костей, кровища и плотоядная бабка-уборщица, которую гитлеровские солдаты кормили человеческим мясом и та привыкла. Но самая мякотка дальше. Открыть дверь и сбежать дети не могли, а на самой двери вдруг раз и поменялись цифры. Стало 689 и 543, и из цифр этих хлынула кровища.
Вошел паренек в коридор, а дверь раз… и с петель да ему по башке, а в квартиру уже Пиковая дама влетает. Паренек на кухню – она за ним. Паренек к окну – она за ним. Паренек из окна – она уже на улице руки к его горлу тянет. Так и нашли его потом, задушенным к ебеням, а в коридоре квартиры целую дверь, табурет и наполовину пустой стакан с водой и кусок хлеба со следами зубов…
Пытается мальчик выбросить платок, а тот за ним летит. Рвет его, а он не рвется. Поджигает его, а тот не горит. И все в рот к нему лезет. И так, и эдак пытался мальчик избавиться от черного платка, но тот словно прилип к нему. Пока друг мальчика не посоветовал тому на платок отцовскую гирьку поставить. Так мальчик и сделал, после чего лег спать, ибо умаялся. Ну а папе его в три ночи вдруг приспичило мышцы покачать. Взял он гирьку, а платок раз и в комнату мальчика полетел.
В качестве итога скажу лишь то, что подобных историй – туева хуча, ибо их сочиняли дети, когда им было скучно, а вечера в лагерях и дворах были темными и теплыми. Да, они наивные, порой глупые, а порой и слишком уж фантастические, но своей цели они добивались. Ибо было дико жутко идти домой одному и жидко какаться от каждого шороха. А ну как там гробик на колесиках едет или черный платок летит… Едрить вас, короче. Ваш – дядя Гектор.
Но ведь если бы девочка попыталась уйти из дома, она бы встретилась с гробом на лестнице, он же уже поднимается.
В одном черном-черном городе есть черный-черный дом.
В черном-черном доме есть черная-черная комната.
В черной-черной комнате стоит черный-черный сундук.
В черном-черном сундуке лежит черная-черная простыня.
По ночам она поднимается. и летает по городу с криками
«НУ ГДЕ ЖЕ В ЭТОМ ГОРОДЕ ПРАЧЕЧНАЯ. «
Давай, жги, я уже подписался.
Да, публикуй лучше в обед, а то я спалился, угорая в монитор.
История про гроб на колёсиках походу многим в душу запала.
еще стишков помню кучу про неудачливых мальчиков и девочек:
Маленький мальчик на стройке гулял
В бочку с цементом нечайно попал
Мама сегодня пошла в магазин
Ей со стены улыбается сын
***
Маленький мальчик полез в холодильник
Маленькой ножкой нажал на рубильник
Вот уже сопли замерзли в носу
Нет, не доест он свою колбасу
***
Маленький мальчик в пшенице лежал
Сзади него старый трактор стоял
Тихо завелся, тихо прошел
Кто то в буханке сандалик нашел
***
Маленький мальчик варил холодец
По полу ползал безногий отец
***
Вася едет на машине
Весь размазанный по шине
и т.д. Я могу продолжать долго. Самое интересное как избирательна память. Как много нужного из детства я забыла. А это наверное и на смертном одре помнить буду))
Успенский нервно курит от такой интерпретации страшилок))))
Было еще что-то про красные носки. Одела а когда решила снять то вместе с кожей получилось. хз. как то так вроде. Давно было
Почему именно дети 90х? Дети 70х тоже этой же фигнёй страдали.
Про чёрный платок вовсе и не дети сочиняли, а сами страшные старухи вбрасывали, чтобы их подростки уважали.
Не надо обижать бабок, которые торгуют пирожками у метро.
Женщина с зелеными пальцами и красными глазами ищет твой дом 🙂
А про полтергея где?
У Успенского (rip) целая книжка есть таких историй.
О наслаждении
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Мышеловка
Никто да?!
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Есть идея
Цензура
Обман, кругом обман
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.