Как выглядит игла на проигрывателе
ММ-головка: что это такое?
Изучаем все виды головок звукоснимателя для винила
ММ-головка: что это такое?
Изучаем все виды головок звукоснимателя для винила
При покупке проигрывателя винила необходимо уделять пристальное внимание тому, какая головка звукоснимателя на нем установлена. Самые распространенные сегодня картриджи относятся к типу ММ, то есть головкам с подвижным магнитом. В данной статье вы узнаете все об их конструкции, истории появления и особенностях эксплуатации, но мы также расскажем и о других разновидностях головок звукоснимателя.
Для чего нужна головка звукоснимателя?
Чтобы воспроизвести сигнал, содержащийся в звуковых дорожках виниловых пластинок, необходимо сперва его считать. Этим и занимается головка звукоснимателя, и делает она это при помощи установленной в ней иглы, закрепленной на конце иглодержателя (кантилевера).
Когда появились ММ-головки?
Вообще, первые модели магнитных головок звукоснимателя появились практически одновременно с началом развития электронной звукозаписи при помощи электрических микрофонов в 1920-х годах. Новый принцип звукозаписи, в отличие от существовавшего до той поры акустического, обеспечивал гораздо более широкий динамический диапазон и позволял нарезать на пластинку существенно больше звуковой информации. Однако для ее адекватного воспроизведения понадобилось разработать более точный инструмент. Дело в том, что использовавшиеся до того времени граммофонные иглы не только не могли правильно огибать усложнившийся профиль канавок, но и создавали избыточное давление на пластинку, что приводило к ее очень быстрому износу. Достаточно сказать, что прижимная сила у граммофона доходила до 100 граммов, тогда как современные магнитные картриджи работают с весом, измеряемым в единицах граммов. Правда, первые модели магнитных головок тоже были далеки от совершенства и изысканности теперешних картриджей, и в них тоже использовались стальные граммофонные иглы. Однако они оставались главными средствами воспроизведения грампластинок на 78 оборотов до появления в 1930-х годах пьезоэлектрических головок. Современные же разновидности магнитных головок звукоснимателя начали развиваться уже после выхода на рынок формата долгоиграющих пластинок (LP) в конце 1940-х годов. Какие же разновидности магнитных головок существуют и как они работают?
Головки звукоснимателя с подвижным магнитом (ММ-головки)
На приведенном рисунке изображен принцип действия головки звукоснимателя с подвижным магнитом (Moving Magnet), работающей за счет электромагнитной индукции. Иголка, закрепленная на кончике иглодержателя, огибает профиль канавки звуковой дорожки, а расположенный на другом конце кантилевера небольшой кусочек магнита взаимодействует с находящимися рядом с ним катушками. В результате возникает слабое электрическое напряжение, передающееся дальше на соединенные с концами катушек стержни. К которым, в свою очередь, подсоединяются провода тонарма, по которым сигнал поступает на фонокорректор. (О том, какие бывают фонокорректоры и как их правильно выбирать, вы можете узнать из нашей статьи.)
Еще одна важная особенность подавляющего большинства моделей головок с подвижным магнитом, это возможность заменять иголку в комплекте с иглодержателем и магнитом по мере ее износа. Это позволяет сэкономить на эксплуатации проигрывателя и не беспокоиться о скорой кончине иглы всякий раз, как вы решаете послушать несколько пластинок подряд.
Головки звукоснимателя с подвижной катушкой (МС-головки)
Несмотря на частое противопоставление с ММ-головками, картриджи с подвижной катушкой работают по тому же принципу электромагнитной индукции. Правда, в нем элементы конструкции меняются местами – на противоположном конце иглодержателя закреплен уже не магнит, а небольшая катушка, намотанная на каркасе и перемещающаяся относительно одного или нескольких расположенных рядом магнитов.
Как правило, МС-головки имеют более низкую чувствительность – есть модели с напряжением на выходе не выше 0,1 мВ, а также невысокую податливость подвеса кантилевера. В силу этого их электрическое согласование с фонокорректором и механическое с тонармом осуществить чуть сложнее, чем в случае с ММ-картриджами, но современные модели, как правило, разрабатываются с учетом данных особенностей и могут работать практически на всех производимых сегодня тонармах. Главное преимущество данного типа головок, это меньшая подвижная масса и существенно меньшие внутреннее сопротивление и индуктивность, что сводит на нет влияние соединительных кабелей на тональный баланс. Однако противопоставлением разных видов головок мы займемся в другом разделе статьи.
Головки звукоснимателя с подвижным железом (MI-головки)
По своей конструкции данные картриджи близки к моделям с подвижным магнитом, за той лишь разницей, что вместо небольшого магнита в преобразовании механической энергии в электрическую участвует небольшой кусочек металла. А постоянный магнит располагается поверх катушек, создавая необходимую напряженность поля. Любопытно, что фактический изобретатель головок с подвижной катушкой Джо Градо затем полностью сосредоточился на производстве именно MI-картриджей под своим брендом Grado.
С точки зрения эксплуатации большинство таких головок идентичны моделям с подвижным магнитом (ММ), их можно подключать к самым обычным фонокорректорам. Исключение составляют лишь головки с низкой чувствительностью, для правильной нагрузки которых придется воспользоваться МС-корректором.
Головки звукоснимателя с подвижным крестом (ММС-головки)
Данный вид головок изобрела и производила в свое время компания Bang&Olufsen. Их название расшифровывается как Moving Micro Cross, они являются разновидностью MI-картриджей. Особенность заключается в том, что кусочек железа на конце иглодержателя имеет форму креста, то есть движение иглы при считывании дорожек стереофонической пластинки происходит по отдельной оси для каждого канала. После прекращения датской компанией производства проигрывателей винила канула в Лету и данная технология.
Оптические звукосниматели
Подобные головки производились и производятся ограниченным числом компаний, и широкого распространения они не получили как из-за дороговизны, так и особенностей эксплуатации. Однако в теории они обладают рядом важных преимуществ. Во-первых, это минимальная подвижная масса, поскольку никаких дополнительных магнитов либо катушек на кантилевере не установлено. Во-вторых, поскольку движение иглы по канавкам считывается при помощи фотоэлектронных датчиков, механические шумы практически не прослушиваются. Кроме того, сопротивление магнитного поля также отсутствует, а значит, подвижная система может перемещаться свободно. Однако оптические головки требуют подведения к ним питания, которое подается от входящего в комплект такого картриджа фонокорректора.
Лазерные звукосниматели
Несмотря на то, что разработка лазерных проигрывателей для винила велась с 1970-х годов, и несколько рабочих прототипов демонстрировались публике в 1980-х годах, первая модель появилась в продаже только в 1997 году. Надо сказать, что компания ELP и сегодня принимает заказы на лазерные вертушки, цена которых составляет около 20 000 долларов США. Хотя в теории отсутствие физического контакта звукоснимателя с поверхностью пластинки выглядит выигрышным, на практике все оказалось не так радужно. Помимо того, что для правильной работы подобного звукоснимателя необходимы сразу пять лазеров, главной проблемой является невозможность отличать загрязнение дорожек от полезного сигнала. Поэтому такие вертушки могут работать только с новым черным винилом в идеальном состоянии, и неспособны воспроизводить прозрачные и цветные пластинки.
Звукосниматели с тензометрическим датчиком (Strain gauge)
В данной разновидности головок, как следует из названия, используются датчики, реагирующие на сжатие и расширение специальных кремниевых элементов, происходящее под воздействием иглодержателя. Конструкция фактически лишена подвижной массы в привычном понимании, кроме того, здесь нет магнитных элементов и проводов, подверженных воздействию электромагнитных помех. Как и оптические картриджи, данные головки поставляются совместно с собственным блоком питания и фонокорректором, объединенными в одном корпусе. При этом фонокорректор работает совершенно иначе, чем обычные модели, восстанавливающие кривую RIAA. Данный тип головок требует минимальной коррекции сигнала, поскольку головка изначально выдает практически ровную АЧХ, за исключением нескольких участков.
Пьезоэлектрические звукосниматели
Весьма распространенный в свое время тип головок отличается применением пьезоэлектрического принципа для создания напряжения, аналогичного тому, что можно встретить в зажигалках и газовых конфорках. Только в головках звукоснимателя дело до появления искры не доходит. Для создания необходимого электрического сигнала при движении иглы по канавке иглодержатель крепится внутри синтетического кристалла, обладающего свойством производить электричество при деформации. Соответственно, та минимальная деформация, которая возникает при модуляции иглы и иглодержателя канавками пластинки, и позволяет кристаллу преобразовывать механическую энергию в электрическую. На практике подобные головки используются сегодня только в очень недорогих проигрывателях, и не отличаются высоким качеством звука. Прежде всего, страдает высокочастотный диапазон.
Какие головки для винила покупать?
После описания всех видов существующих сегодня на рынке головок звукоснимателя, логично задаться вопросом – так какие же головки лучше всего покупать для своего любимого проигрывателя винила, если вы приобрели его без установленного на заводе картриджа или если нужно заменить изношенный?
ММ-головки, как наиболее часто встречающиеся в продаже, стоят дешевле и подходят для всех видов тонармов и фонокорректоров, встроенных в вертушки и усилители либо ресиверы. Цена хорошей ММ-головки начинается сегодня от 10 000 рублей, сменные иглы для них обойдутся примерно в половину от указанной суммы. Интересную бюджетную серию VM95 представила пару лет назад компания Audio-Technica – корпус с катушками во всех картриджах одинаковый, поэтому даже самую бюджетную головку можно улучшить путем покупки более дорогой вставки с иглой сложной заточки.
МI-головки во много аналогичны по своим характеристикам, за исключением тех моделей, которые имеют низкую чувствительность. Самые распространенные на нашем рынке производит фирма Grado, при этом даже самые дешевые ее модели сделаны на заводе компании в Нью-Йорке.
МС-головки лучше выбирать тем из покупателей, кто готов платить существенно большие суммы за высокое качество звука. Продающиеся недорогие МС-картриджи с высокой чувствительностью – около 3 мВ – по характеристикам и звуку очень близки к ММ-головкам, поэтому искать священный аудиофильский Грааль нужно среди моделей с низким выходом – от 0,2 мВ. Цена на них сегодня начинаются где-то от 25 000 рублей и могут достигать заоблачных сумм. Приготовитесь также потратить время на подбор подходящего фонокорректора, и, возможно, повышающего трансформатора.
При выборе следует обращать внимание на тип заточки иглы – чем она сложнее, тем больше информации иголка сможет извлечь из дорожек пластинки. Распространенные названия, которые можно встретить в описании – Elliptical, Nude File Line, Micro Ridge, Gyger, Shibata, Replicant. Кроме того, смотрите на присутствие слова Bonded в описании – это означает, что иголка в данной головке составная, и только самый ее кончик представляет собой натуральный алмаз. Сложные формы заточки более чувствительны к правильной геометрической настройке, поэтому ей необходимо будет уделить больше времени.
Извечный вопрос: как понять, убита игла или нет?
По условиям задачи дан новый проигрыватель Clearaudio Concept MM с оригинальным катриджем — менее 10 часов эксплуатации. Рыжий кот, проявив недюжинный интерес к предмету, пнул стол проигрывателя в рабочем состоянии, в результате чего игла проехала по винилу практически от края до края включая наклейку, и была с запозданием возвращена на свое место. Выделка шкуры кота на повестке, НО: тестовых пластинок нет, на слух проигрыватель слегка ударился в «шепелявость» на самых высоких, но это возможно субъективная оценка.
Какой ответ выбрать?
Ответы
Если кот породистый может не надо шкуру выделывать,а продать его?И купить новую иглу?)))
Я за второй вариант,может и обойдётся еще.
А вообще Вы как-то поаккуратней с техникой,а то тонарм у Вас в дтп попал,то кот нашалил.
За котами же следить надо, они в этих материях не понимают и винить их не за что.
вот блин. надо с крышками вертушки покупать
У многих крышки опционально идут и дистрибьютеры их не завозят.Да и как при накрытой крышке слушать музыку?Все произошло,когда проигрыватель работал.
Мастерских много, где можно заказать. Сейчас это совсем не проблема. А котов на время прослушивания лучше попросить выйти.
И слушать потом из-за двери котов.
Да и как при накрытой крышке слушать музыку?
В чем, собственно связь этих явлений. )))
Некоторые производители и любители, да и не только, наоборот рекомендуют крышку всегда закрывать, чтобы исключить влияние звуковых волн на иглу!
Присоединяюсь к вопросу.
Так за этот вопрос у нас плюсуют или минусуют?
при прослушивании винилов крышка мешает исполнению диджейских трюков
Винил-слишком мягкий материал, чтобы повредить иглу, но иглодержатель может деформироваться, хотя вероятность этого очень мала.
надо взять мелкоскоп ну или лупу и посмотреть состояние кантилевера и иглы со всех сторон
Сфотографировать со всех сторон иглу на телефон, затем либо на компьютере, либо на самом телефоне увеличить изображение. Сразу всё увидите. Сам так делал, лучше всякого микроскопа)
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Выбираем звукосниматель для проигрывателя винила
Задачей картриджа проигрывателя винила является преобразование механических колебаний этой иглы в электрический сигнал. В дальнейшем, пройдя несколько стадий усиления и преобразования, именно он превратится в звук из колонок. Поэтому к выбору звукоснимателя нужно подойти очень внимательно.
Сохранить и прочитать потом —
Тип звукоснимателя
По принципу действия звукосниматели подразделяются на MM (с движущимся магнитом) и MC (с движущейся катушкой). Первые обеспечивают сигнал более высокого уровня, имеют сравнительно скромную стоимость и блок иглы в них, как правило, можно менять. Зато вторые в силу конструктивных особенностях лучше звучат, за что и ценятся аудиофилами. При выборе картриджа нужно учитывать, что MM и MC-модели требуют различных фонокорректоров по коэффициенту усиления и нагрузочным характеристикам. Поэтому нужно определить подходящий для вашей системы тип, в зависимости от имевшегося в системе фонокорректора. Можем сразу подсказать, что для проигрывателей винила начального и среднего уровня предпочтительными будут MM-звукосниматели. Так, одной из самых удачных моделей головок данного типа с очень выгодным соотношением качества и цены является Ortofon 2M-Red.
Отдельно стоит упомянуть звукосниматели MC-типа, которые в силу специальных конструктивных решений развивают выходной сигнал, близкий по уровню к ММ-головкам. Хорошим примером такой модели является картридж Sumiko Blue Point Special EVO III H. Однако надо учесть, что при формальной поддержке стандартного для ММ входного импеданса фонокорректора 47 кОм, электрические характеристики (внутренний импеданс и выходное напряжение) подобных моделей немного отличаются от MM-головок. Поэтому такие картриджи желательно использовать с фонокорректорами, позволяющими экспериментировать с настройками входного импеданса.
На игле
Следующей важной характеристикой, влияющей на выбор картриджа, является тип заточки иглы. Чем меньше ее радиус (и меньше соответствующее пятно контакта), тем точнее игла будет считывать звуковую дорожку виниловой пластинки. Однако и механическая нагрузка слишком «острой» иглы на канавку пластинки будет высокий, так что здесь необходимо соблюдать определенный компромисс. Самыми популярными на сегодня являются сферическая и эллиптическая заточки. Эллиптическая имеет меньшее пятно контакта со звуковой дорожкой при разумном давлении, поэтому считывает ее модуляции точнее, чем сферическая. Особенно это проявляется на высоких частотах, диапазон которых у звукоснимателей с эллиптическими иглами шире. Эллиптическую заточку, например, имеет игла в звукоснимателе Audio-Technica AT-F7.
Существуют и более экзотические типы заточки игл, встречающиеся в дорогих моделях звукоснимателей. Однако для большинства меломанов оптимальным выбором могут стать картриджи именно с эллиптическими иглами.
Удержать и направить
Алмазную иглу удерживает специальный миниатюрный рычажок, называемый кантилевером. Его задача – как можно точнее передать механические колебания с той стороны, где расположена игла, на противоположную, где находятся магниты (в MM-головках), или катушки (в MC). Отсюда следует, что кантилевер должен быть как можно более легким и в то же время жестким, чтобы работать точно, и в то же время не создавать паразитных вибраций. На это влияет материал, размер и форма данного элемента картриджа. Обычно в качественных головках кантилевер представляет собой алюминиевую трубочку, однако в моделях высокого класса он может быть изготовленным из бора, карбона или каких-нибудь металлических сплавов.
С иглой связана еще одна хитрость. Иногда в названии модели картриджа рядом с обозначением типа заточки может стоять еще одно слово – Nude. Оно означает, что игла полностью выполнена из цельного алмаза и закреплена на кончике кантилевера (на рисунке вариант a). Альтернативным решением является использование металлического стержня с алмазным наконечником (вариант b), что позволяет сэкономить на размерах последнего и сделать картридж дешевле. Однако с точки зрения качества звука иглы Nude предпочтительнее, так как менее склонны к возникновению паразитных резонансов. Игла такого типа установлена, например, в MC-звукоснимателе Ortofon Cadenza Red, который ценится среди меломанов за точный и сбалансированный звук.
Тонармы бывают разные
По способу монтажа к тонарму звукосниматели можно разделить на два основных типа. Самым популярным является крепление картриджа к держателю (шеллу) тонарма с помощью двух винтов. Расстояние между отверстиями на шелле и корпусе звукоснимателя стандартизовано, и составляет полдюйма. Есть также картриджи, которые стыкуются к торцевой части тонарма, если последний поддерживает именно этот тип подключения. Эти картриджи могут быть или уже установлены на шелл (P-Mount), или иметь конструкцию, аналогичную моделям Ortofon серии SPU.
Законы механики
Важным механическим параметром звукоснимателя, на который нужно обращать внимание – трекинг. Он показывает, с какой максимальной амплитудой может перемещаться игла в дорожке пластинки до того, как в звуке появятся искажения. Эта величина измеряется в микрометрах (мкм), и чем она больше, тем лучше.
Для определения совместимости картриджа и тонарма необходимо обратить внимание на два параметра. Первый называется податливость и измеряется как соотношение микрометр на микроньютон (мкм/мН) либо см/дин х 10-6. Оптимальная податливость картриджа для проигрывателя зависит от эффективной массы установленного на нем тонарма (см. таблицу).
Иными словами более жесткие (с малой податливостью) картриджи нуждаются в тяжелых тонармах и наоборот. При невыполнении этого требования в звуке появятся искажения, вызванные резонансами. Самые любознательные могут вычислить резонансную частоту своей системы:
F = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:
Mэф — эффективная масса тонарма в граммах (см. спецификацию производителя);
Mг — масса головки в граммах (см. спецификацию производителя);
Mк — масса крепежа, примерно 0,5 г, но можно взвесить самостоятельно;
С — податливость кантилевера в см/дин х 10-6 (см. спецификацию производителя).
Желательно, чтобы резонансная частота оказалась в области инфразвука, но не слишком низко, около 10 — 14 Гц, иначе у коробленых пластинок будет страдать устойчивость иглы в канавке. В то же время следует избегать резонанса системы на более высоких частотах, поскольку на 20 Гц официально начинается рабочая область фонограммы.
Вторым параметром, влияющим на совместимость картриджа с тонармом, является вес. Он должен попадать в диапазон регулировки противовеса, иначе тонарм не удастся сбалансировать. И, разумеется, при настройке проигрывателя необходимо убедиться в том, что установленная прижимная сила для головки совпадает с рекомендованной изготовителем.
Чем чистить иглу и пластинки, как правильно установить проигрыватель и другой инструментарий виниловода (часть 1)
Этот обзорный тест (или даже не совсем тест, а обобщенный обзор) посвящен всему тому, что может пригодиться владельцу проигрывателя винила и коллекции пластинок. Сейчас подобных вещей выпускается очень много, даже если попытаться охватить все, что доступно у нас в стране, — задача видится нереальной. А если к этому добавить то, что можно приобрести на eBay или еще где-то в других странах, и не только современные экземпляры (тут можно вспомнить и всевозможные щетки на батарейках, и вакуумные стабилизаторы для пластинок, и многое-многое другое), то можно насчитать сотни и сотни наименований. Мы решили разобраться с основными представителями основных категорий этих продуктов.
Чем очистить пластинки от пыли
Наверное, самая первая вещь, которую человек покупает после проигрывателя и своей первой пластинки, — это щеточка для текущей чистки от пыли. Казалось бы, такая простая вещь, но выпускается их огромное количество, разных конструкций, «сортов» и расцветок.
Критерии оценки
Все или почти все представленные в тесте аксессуары, или инструменты, или даже приборы мы собрали по принципу «категорий». То есть взяли по нескольку наиболее очевидных и доступных предметов в каждой сфере применения, которые бы наиболее наглядно продемонстрировали свой функционал и помогли новичку разобраться, а нужна ли ему вообще такая штука или нет.
Также можно заметить еще одну современную тенденцию — нередко под разными названиями и даже по разной цене можно найти совершенно идентичные экземпляры, явно выпущенные на одном заводе, отличающиеся только упаковкой и логотипом. В таком случае можно смело покупать самый дешевый вариант, разницы не будет никакой. В остальных случаях надо немножко разобраться, что для чего лучше подходит и чем удобнее пользоваться.
Самая простая щетка — это или закрепленная на какой-то основе бархотка или просто щетка со щетиной. Вариант просто карбоновой щетины удобен, легок в использовании, но подходит только для сметания пылинок с очень чистой пластинки. Еще такая щетка немного снимает статику, но не более.
Бархотки могут быть разными, разной формы, размера, из разных материалов. Такие щетки немного лучше снимают пыль, но пользоваться ими не так удобно, особенно если речь о современных проигрывателях, конструкция которых не предполагает использование какого-либо мата. Пластинка будет проскальзывать по диску, а чтобы ее зафиксировать, нужен будет прижим. Хотя тут многое зависит и от сноровки, от правильно выбранной силы.
Еще бывают конструкции, сочетающие и бархотку, и карбоновую щетину. По мне, так это наиболее удобный вариант, самый практичный. И кстати, когда щетка немного поистреплется — не обязательно ее сразу заменять. Я у себя держу две — одну для чистых пластинок, другую — для только что полученных и еще не помытых, если они таковой процедуры требуют, а разок послушать хочется поскорее.
Еще можно использовать и что-то не совсем подходящее, например большие макияжные кисти — к виниловой теме они не имеют никакого отношения, но на практике могут быть очень полезны. Если не для чистки пластинок, то для чистки от пыли самого проигрывателя, тонармов.
01. Набор Thorens Cleaning Set — 4500 руб. Средства для сухой и влажной чистки пластинок и для чистки иглы. Такой набор, может, и приятно получить в подарок, но для себя проще набрать только нужное.
02. Щетки Tonar — 750– 1600 руб. Та, что слева, весьма бесполезна, только пару пылинок снять. Разницу между двумя другими понять сложно, но пользы от такой конструкции больше.
03. Щетки Dynavox, Tonar, Nagaoka — 800–900 руб. Та, что поменьше — удобнее, большие просто могут остановить пластинку.
Также бывают щетки для влажной чистки или целые наборы, содержащие несколько приспособлений, жидкости для чистки пластинок и иголки звукоснимателя. Но по опыту влажная чистка — это полумера, которой далеко до того, что дает мойка, а мороки от этого процесса много. При определенной неловкости можно яблоко пластинки или технику залить или просто размазать грязь по пластинке. Набор в красивой коробочке, вполне возможно, приятно получить в подарок, но если выбирать для себя — удобнее искать все по отдельности.
Как очистить иглу и устранить статику
В природе существуют и более хитроумные приспособления для борьбы с пылью и статикой, правда, не все из них полезны и удобны. Есть ролики для чистки винила. Принцип действия весьма похож на то, как работают ролики для чистки одежды. Мягкая, липкая поверхность ролика, однако же не оставляющая следов на пластинке. Удобно? Вполне. Особенно учитывая то, что ролик можно ополаскивать водой, а при необходимости и заменить. Хотя стоит все это уже значительно дороже, а если в наличии есть машинка для мойки пластинок, то в обычной жизни хватит и щетки.
Есть конструкции, напоминающие тонарм, с поворотным узлом, противовесом и кисточкой на конце. Все это нужно только закрепить на корпусе проигрывателя, и кисточка сама, подобно иголке, будет двигаться по пластинке, более того, в комплекте есть даже провод для подключения к заземляющей клемме для отвода статики. Бывали подобные конструкции и с маленьким роликом вместо кисточки и даже конструкции, крепящиеся на шелл тонарма (тут можно вспомнить головки Stanton с кисточкой). Но вот насколько все это удобно и эстетично — каждый пусть решает сам. Тонармоподобные конструкции мне никогда не нравились, а крепить что-то на шелл проигрывателя, меняя в том числе и механические свойства тонарма, — сомнительный вариант. Я все же за то, чтобы просто содержать пластинки в хорошем состоянии и чистоте, а для текущей чистки пользоваться щеткой или роликом.
01, 02. Ролик Nagaoka с ручкой и сменный ролик. Не самая дешевая, но удобная вещь.
03, 04. Тонармоподобные щеточки — конструкция древняя, но мне эти вещи никогда не нравились. Тем более за 1800 руб. (Tonar). В исполнении Audio-Technika эта конструкция смотрелась изящнее и качественнее.
05. Экзотическая конструкция со щеточкой для крепления к шеллу тонарма. 800 руб. Вот этим я точно пользоваться не стал бы.
06. Milty Zerostat — 4000 руб. Весьма удобная вещь, когда статика — постоянная проблема.
07. Onzow Zerodust Stylus Tip Cleaner — 2000 руб. По сути, силиконовая липкая подушечка в коробочке. Иглу чистит хорошо, весьма долговечна. Только надо научиться попадать иглой в подушечку.
08. Щеточка для чистки иглы. 700–1000 руб. в зависимости от производителя. Удобная и почти вечная вещь, только опять же требующая аккуратности
Со статикой очень хорошо поможет побороться что-то типа «пистолетика» Milty Zerostat — вещь не вечная, но вполне работающая. Впрочем, если со статикой все совсем плохо, стоит озаботиться, к примеру, сменой напольного покрытия в комнате.
Чистка иглы — отдельный важный вопрос, но и тут есть из чего выбрать. Выпускаются просто карбоновые щеточки с жесткой и очень короткой щетиной, бывают микроскопические кисточки разных форм, бывают чистящие средства или вещи типа Milty Zerodust — подушечки из очень липкого силикона, на который просто опускается игла, и вся грязь налипает на силикон. Здесь стоит помнить несколько моментов. Некоторые головки не допускают чистку какими-либо жидкостями, кроме родных (например Lyra) — иначе можно и без иглы остаться. Еще момент: если пользоваться кисточкой — надо строго соблюдать направление движений, — только сзади-вперед, не наоборот и тем более не сбоку. Иначе можно повредить головку.
Машинкам для мойки винила будет посвящен отдельный тест, а о том, как вымыть пластинку можно прочитать в этой статье. А о некоторых более сложных случаях, встречающихся в практике виниловода я рассказывал здесь.
Поставить проигрыватель идеально ровно
Уровень — это уже скорее инструмент, но инструмент, совершенно необходимый для того, чтобы правильно установить проигрыватель. В моем понимании, идеальный вариант — это когда и проигрыватель, и полка, на которой он устанавливается, имеют возможность регулировки. Что сказать, люблю я точность и большее количество степеней свободы. Да и конструкция подшипника многих проигрывателей обязывает к точной регулировке.
01. Уровень Millenium — 1800 руб. — удобно, ухватисто.
02. Похожий уровень Pro-Ject — 1200 руб. Почти то же самое.
03. Ortofon Bubble Level — 1700 руб. Удобный, точный, подходит для всех целей.
04. Ortofon Libelle — 350 руб. Конструкция проще и дешевле, но работает.
05. Millennium Audio M-Cross — 1800 руб. Вопрос — а зачем?
Допустим, техника позволяет настройку по уровню. И хорошо, когда уровень, пусть и простой, идет в комплекте с проигрывателем. Но если нет — нужно что-то приобретать дополнительно. Конструкции есть самые разные, но в их основе жидкостный уровень с пузырьком воздуха внутри, разница только в конкретной реализации и в удобстве. Есть уровни, позволяющие регулировку только в одной плоскости, есть круглые или крестовые, позволяющие настраивать все и сразу.
06. Механический лифтавтомат. Сделан так себе, особенно регулировка по высоте. Да и вообще, не надо спать, слушая винил — для этого есть цифра.
07, 08. Адаптеры для синглов-сорокапяток. От 800 руб. и далее. Часто они вообще идут в комплекте с проигрывателем, но, если синглов в коллекции много — можно и прикупить себе что-то такое красивое металлическое. На звук оно никак не повлияет
Самые удобные — круглые уровни, желательно большого размера и с нанесенной разметкой. Есть еще модели, устанавливающиеся непосредственно на шпиндель проигрывателя, — это не обязательно, но смысл в такой конструкции есть. А вот крепить уровни к корпусу проигрывателя мне кажется излишним. Даже если вы обладатель деревянного дома или квартиры в старом доме с деревянными перекрытиями, подстройку не нужно делать каждый день, а только несколько раз в год, и достать уровень, и поставить его на проигрыватель — не проблема.
Отдельно можно сказать о миниатюрных уровнях, предназначенных для крепления к шеллу тонарма. такие тоже выпускаются, но практической пользы от них меньше, чем вреда. кстати, еще об уровнях. Далеко не обязательно пользоваться именно тем, что предлагают в качестве виниловых аксессуаров — конечно, строительный уровень не подойдет, а вот профессиональный инженерный — вполне, сам таким пользуюсь. правда, и стоит такая штучка намного дороже всего того, что мы нашли на витринах магазина аудиотехники. Да, а о том, как в целом стоит подойти к установке проигрывателя можно прочитать в этой статье.
Адаптеры для сорокапяток и автоматический лифт
О них тоже нельзя забывать. Правда, в эту категорию попадают очень и очень разные вещи, вот что удалось найти — пару адаптеров для синглов-сорокапяток и автоматический лифт тонарма. На самом деле в эту категорию можно внести десятки всевозможных вещей, вопрос только в том, а насколько все это нужно. С адаптерами для сорокапяток все более-менее понятно, если они есть в фонотеке, то адаптер пригодится. А автоматический лифт? Это не первая и не единственная модель, к тому же сделанная не очень качественно. Сила пружины излишне велика, демпфера нет, регулировка по высоте крайне посредственная. Что-то подобное раньше выпускала Audio-Technika, но там реализация была на порядок лучше.
Специализированные весы для настройки винилового проигрывателя
Весы — совершенно необходимый инструмент. Конечно, если у противовеса тонарма есть шкала, то можно попробовать обойтись и без весов, но все-таки это не лучший вариант. А если шкалы нет, то весы необходимы. И всякие указания про половину или четверть, или полный оборот противовеса — это очень грубо. Встречаются, и не редко, модели головок, которые совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1–0,2 грамма. И рекомендованные производителем цифры или диапазон — это все весьма условно.
А если хочется добиться хорошего результата, то условностей быть не должно. Весов выпускается также немало, но у большинства из них есть те или иные недостатки. Что нам нужно от специализированных весов для настройки проигрывателя? Точность — конечно же. Возможность калибровки и калибровочная гирька в комплекте? Очень желательно.
01. Clearaudio Weight Watcher — 10 500 руб. Все-таки очень дорого.
02. AudioToys Arm Load Meter — 2900 руб. Такие весы бывают с разными названиями, но на нынешний момент это одна из наиболее удачных моделей.
03. Mеханические весы Thorens Stylus Gauge — 700 руб. По идее это тот минимум, который каждый производитель проигрывателей должен класть в комплект.
04. Shure SFG-2 — 1500 руб. Фетиш. Не более.
Еще для удобства нужна площадка, на которую можно опустить иглу, при том площадка желательно с покрытием, защищающим алмаз иголки, и к тому же не сильно выдающаяся над поверхностью — чтобы можно было подвести тонарм и использовать лифт, а не ставить иглу вручную. Кроме того, весьма полезно, когда на весах можно измерять величины не только до 5 граммов (этого хватит для большинства головок), но и, к примеру, взвесить шелл, проводки, крепежные винтики, да даже саму головку.
Если сравнивать весы механические и электронные, то электронные, несомненно, удобны, а механические — это, по моему мнению, то, что должно прилагаться бесплатно к любому проигрывателю, но тратить на них деньги я смысла не вижу. Электронные весы — штука, конечно, менее надежная, требующая аккуратного обращения, но тут уж ничего не поделать, везде и во всем можно найти какие-то издержки. Если же наиболее удобными оказались весы, подходящие только для настройки иглы, а на практике надо еще много чего взвешивать, то полезно приобрести недорогие весы, рассчитанные на ювелирное или лабораторное использование, не самые-самые (это весьма дорого), но качественные и удобные.
Промежуточные выводы
Изучив, осмотрев и ощупав все эти полезные предметы, можно подводить промежуточные итоги. При всем богатстве выбора каких-то «сверх-сверх» аксессуаров хай-эндного класса почти не нашлось, хотя кое-что и стоило как две трети бюджетного проигрывателя. Все примерно среднестатистически «лучше-хуже», скорее надо для себя решить, что же на самом деле нужно и чем будет удобнее пользоваться.
Ведь если выбрать из каждой группы по одной вещице — в сумме все это уже будет чего-то да стоить. Более того, неправильно выбранная щетка — это еще не беда, а вот чем-то другим можно и с настройками ошибиться или головку повредить — тут уже нужно к выбору отнестись намного внимательнее. По большому счету, посоветую одно, это часто относится к новичкам — не набирать много всякого-разного без необходимости. Процесс может увлечь, но далеко не все, из того что продают в магазинах, вам действительно понадобится.