Как выглядит карельский национальный костюм
Национальный костюм
Карельский костюм в XXI веке — какой он? Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Финляндию, в сценическом читает рэп на ливвиковском актер Национального театра. Об истории и сегодняшнем дне народного костюма — в нашем проекте «100 символов Карелии».
Карельские аксессуары от Ольги Степанян. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
— Я как приехала в Петрозаводск много лет назад, так и влюбилась в Карелию навсегда, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов.
— Что меня сразу зацепило, отчего сердце подтаяло? Уличные вывески на финском языке, город чистый и красивый. А природа? Я же лесной зомби, рыбак. Это всё мое, могу целыми днями на озере пропадать. Скалы, озера, деревья – вот тебе вдохновение.
И всё это отражено в нашем национальном костюме. Карельский колорит – во внешности людей, в деревянной архитектуре, в кухне – во всем. И в одежде свою любовь можно выразить.
— Сейчас мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.
Я шью и ношу эту одежду. И не только юбки-сарафаны, я люблю традиционную обувь (пьексы, с острыми загнутыми носами: раньше их такими шили, чтобы лыжи не сваливались).
Сегодня много заказов: и мужчины, и женщины хотят видеть в своем гардеробе национальную одежду или аксессуары. И желающих становится все больше, потому что это удобно, потому что это красиво. Сейчас дефицита одежного нет, но теперь мы хотим быть не похожи на других.
— В далекие годы «Карелшвейбыта» я отшивала народные костюмы для ансамблей, — вспоминает Ольга Степанян. — Делала и представительские, и вечерние наряды. Познакомилась тогда с Виолой Мальми, она дала мне столько информации! Причем всё, что я узнала, только приблизило прошлое. Виола показала, что народное – это не сто и не двести лет назад. Это реальная жизнь.
Сегодня информации по народному костюму (карельскому, финскому, вепсскому) много. И в архиве, и в библиотеке Национальной можно посидеть: каждый раз я нахожу что-то интересное. И выставок тематических много. Это правильно: люди должны знать о своих корнях как можно больше.
Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен. Фото из фондов Национального музея Республики Карелия
Что же мы знаем о корнях? Как одевались наши предки?
В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. И описал для нас тогдашние моды.
Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.
А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.
Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.
Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.
Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.
Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).
Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.
Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.
Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.
Молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета. Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые, девочки одевались лет с двенадцати.
Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели отправились в русскую Карелию — за самоидентичностью. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.
Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии
Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.
Несколько лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.
Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.
Реконструкцией много лет занималась и Татьяна Яшкова, автор книги о традиционном костюме Карелии. Сценическим национальным костюмом – Алла Власенко, Алексей Медведев (для ансамбля «Кантеле», хора «Теллерво»).
Больше тридцати лет проектирует и шьет представительские и сценические национальные костюмы Ирина Порошина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».
— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.
Карельский народный костюм
Карельский народный костюм
По всей территории России, включая Карелию, народный костюм классифицируется на комплексы одежды, состоящие из определенных типов и видов одежды и кроя.
Составными элементами комплекса с сарафаном — или северорусского ансамбля одежды — являлись: рубаха, юбка-подстава (нижняя), юбка повседневная, передник, сарафан, «душегрея» на лямках летняя на подкладе, зимняя трубчатая на кудели (очесах льна), плечевая одежда — «шугай», в талию, с рукавами и отложным воротником, летний и зимний на ватине, зипун — верхняя одежда. Головные уборы девичьи: повязки, ленты, платки, «косинки», шали; женские: повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения — бусы, ожерелье, серьги.
На первый взгляд, число видов одежды небольшое и, насколько красочна картина в составлении ансамблей и художественного образа костюма, настолько палитра решений превосходит число форм одежды. Здесь уместно будет сказать, что народный костюм — кладезь мастерства и неисчерпаемый источник воображения.
Особенности построения северорусского ансамбля одежды или комплекса с сарафаном прежде всего наблюдаются в наличии разных по форме и художественному решению головных уборов, комплектации видов одежды в ансамбль, в подборе материалов и в приемах декоративного оформления. Творческий индивидуальный подход при создании костюма каждого региона, включая Олонецкую губернию (регион Карелии), при сохранении традиционных форм, приемов ремесла, дает своеобразную картину — от ярких живописных образов к более сдержанным классическим решениям.
Карельский народный костюм сформирован в одном направлении, что и русский костюм. Он не похож ни на финский, ни на эстонский костюмы. Карельский народный костюм однозначно отражает культурные тенденции ансамблевого решения русского костюма. Первое сходство в видах одежды — рубаха с сарафаном; по покрою они идентичны русской одежде. Но в подборе материалов, по фактуре, цвету, орнаменту, и составлении ансамбля карелки пользуются своими правилами. От этого рождается местный национальный колорит.
дели, плечевая одежда — «шугай» в талию, с рукавами и отложным воротником, летний на подкладе и зимний на ватмане, зипун — верхняя одежда. Те же головные уборы: девичьи — повязки, ленты, платки, косинки, шали; женские — повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения и серьги.
Художественный образ карельского народного костюма также неоднозначен, вариативность присуща и ему, но в очень сдержанной форме.
Ансамбли строятся от простою к сложному с разной функцией и назначением.
В состав ансамбля карельского народного костюма входят те же виды одежды, что и в северорусский ансамбль, т.е. рубашка, юбка-подстава (нижняя), сарафан, передник, «душегрея» на лямках летняя на подкладе и зимняя трубчатая на кудели, плечевая одежда —«шугай» в талию, с рукавами и отложным воротником, летний на подкладе и зимний на ватмане, зипун — верхняя одежда. Те же головные уборы: девичьи — повязки, ленты, платки, косинки, шали; женские — повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения и серьги.
Художественный образ карельского народного костюма также неоднозначен, вариативность присуща и ему, но в очень сдержанной форме.
Ансамбли строятся от простого к сложному с разной функцией и назначением.
Рубаха, как основной вил одежды, подпоясана кожаным поясом с амулетами-оберегами (нож, ключи), дополняется головным убором, мягкой шапочкой в форме повойника и включает кожаные сапоги. Материалы домашнего производства: холст льняной или конопляный, пестрядь для головного убора, кожа.
Ансамбль повседневный. Рубаха, сарафан, передник, пояс, нижняя юбка, головной убор. Художественная выразительность и эстетическое содержание достигаются за счет материалов и декоративного оформления. При использовании разных по структуре, цвету, орнаменту тканей назначение костюма менялось. В составлении этого ансамбля используются ткани домашнего и фабричного производства.
Ткани домашнего изготовления: холст льняной белого цвета — использовали в изготовлении рубахи — пестрядь клетчанина, ткань в полоску с мелким и средним раппортом рисунка. Ткани, нити подкрашивали, получая охристые разной степени тона — от светлых до темных, от бурых до коричнево-красных. Преобладали голубые, серые, сиреневые цвета. Эти ткани использовались для повседневной одежды — мужских рубах, женских сарафанов, юбок.
Фабричные материалы — штоф малинового цвета, одна из самых популярных тканей XIX в., шелк, шерсть и полушерсть, оливковых и синих тонов. Узорчатый ситец, сатин входят в основу праздничного костюма.
Красные, синие, охристые силуэтные формы сарафанного комплекса дополняются белыми рукавами рубахи с ажурным краем ручного кружева, орнаментальный поясок с кистями, передник шелковый от талии другого цвета и тона. Завершают костюм женский головной убор «сорока», платок, шаль или кокошник московский с золотным шитьем. Несложный по форме и крою, народный костюм между тем очень ограничен по подбору материалов, цветовым сочетаниям, орнаментальным композициям. Художественно выстроен, в единый образ, нет ничего случайного. В построении ансамблей просматривается принцип взаимодополняемости, который проявляется в соединении тканей с разными пластическими и фактурными данными. Матовые фактуры дополняются блестящими, плотные ткани мягкими, сухие — легкими. Цветовая взаимодополняемость также присутствует. Красно-алый сарафан, и обязательно где-нибудь промелькнет зеленая линия; или что-то точечнообразно в орнаменте пояска; или по линии низа изделия — цветной рисунок. Синий цвет дополняется желтым, светлые тона более темными. Если в костюме появляется контрастность тона или цвета, то она смягчается шалью, головным убором или деталью костюма.
Удивителен мир гармонии народного костюма, он полон тонкого чутья и художественного вкуса.
Построение ансамблей карельского народного костюма на этом не заканчивается, в продолжении — рубаха, сарафан в комплектации с трубчатой «душегреей», «шугай» летний, зимний в сопровождении девичьих и женских головных уборов. Эти ансамбли по подбору материалов, цвету, тону, орнаменту дают самые неожиданные решения.
Комплекс одежды с юбкой используется в повседневном костюме. Материалы домашнего производства, тканые, в полоску или клетку.
Предлагаемый иллюстрируемый материал работ студентов Карельского училища культуры есть не что иное, как дань народному творчеству. Эти работы не копийные, но построены в результате изучения и анализа традиционных форм костюма. Возможно, кто-то увидит этнографические неточности, не имеющие скрупулезности, но где грань и точка в воображении и творчестве?! Народный костюм можно создавать в 2-х направлениях: или копировать или работать по правилам построения художественного образа, сохраняя национальный колорит, традиции в приемах кроя, декора, цветовых сочетаний, что и входит в основу учебного процесса училища культуры.
Как выглядит карельский национальный костюм
Традиционный карельский костюм рубежа веков близок к севернорусскому. Специфические детали одежды собственно карел это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
Особенность традиционного женского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи ratcina и сарафана kosto, sferezi, saraffana. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках kosto из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.
В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару puaru: юбку dupku, сшитую полотнищ, и кофту в талию kazacku. Здесь же бытовала несшитая юбка hurstut из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой.
Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки emust из домотканого холста, верхней рукавов hiemat — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах pialishiemat являлся разрез на спине.
Поверх сарафана или юбки повязывали передник perednikka, украшенный по подолу спиральными нитями. На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.
Головной убор девушек повязка и платок paikka, замужних женщин повойники sorokka, povoinikkа, сверху платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга zemcugat.
Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги бабочки. Девушки Поморья любили носить повязку перо, которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку. В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – борок, шаль с брошками. Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
Широкое распространение имели различные украшения подвески, медальоны, фибулы.
Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.
Традиционный женский костюм бытовал до 1930−х годов, а у пожилых его элементы сохранялись до 1970−х годов.
Мужской традиционный костюм не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила покроя, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс vyo. Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов kyadat, puksut, stanit. Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом. В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Её шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны kauhtanat, чаще серого цвета, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Повсеместно носили балахоны balafonat туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX века распространились пальто palto.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти.
Обувь — сапоги kengat делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми кверху носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти virzut. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – бахилы. Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.
Материал для одежды карелы делали сами, поскольку сеяли лен, коноплю, держали овец. Полушерстяную на льняной основе ткань для верхней одежды ткали на домашних станах. Ткань для рабочей одежды (юбки, балахоны) ткали из конопляной нити. Фабричные ткани (ситец, кумач и др.) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, в лавках и у коробейников. Из дорогих тканей (парчи, шелка) состоятельные карелы шили сарафаны, повойники, сороки. Шкуры животных шли на шитье обуви, шуб, шапок, поясов, рукавиц.
Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.
Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.
В Карелии красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).
Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.
Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали
Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.
В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.
Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.
Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.
Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.
Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.
В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.
Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.
В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.
Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.