Как выглядит катамаран для сплава
Сплавы на катамаранах. Снаряжение и безопасность. Особенности
Сплавы на катамаранах — распространенный вид активного отдыха, особенно любимый россиянами. Экстремалы по достоинству оценят заряд адреналина и закипание крови, которое способен подарить подобный спуск по порожистой горной речке. А те, кто предпочитает спокойную прогулку, смогут насладиться прекрасными пейзажами с воды.
Чем отличаются сплавы на катамаранах
Катамаран — разборное плавательное средство, состоящее из двух надувных баллонов и рамы, соединяющей их. Пассажиры размещаются на сиденьях в виде пирамидок, находящихся на бортах, а иногда в самой раме судна. Чаще всего применяются катамараны, вмещающие 2-х и 4-х человек, но есть 6-ти и даже 8-местные.
Первый катамаран в России был разработан С.С. Папушем в 1970-х гг. Спустя 10 лет о стал самым распространенным плавательным средством для походов различной степени сложности. Его не смог вытеснить даже надувной каяк. До сих пор сплавы на катамаранах лидируют в водном туризме. Их универсальность дает возможность использовать их в любых целях — от семейных прогулок до экстремальных путешествий.
Выгодное отличие катамарана, скажем, от рафта, заключается в его устойчивости и хорошей маневренности. Его невозможно перевернуть, что делает судно безопасным и легкоуправляемым. На нем разрешается путешествовать даже с 4-х летними детьми. Катамаранам не страшна практически любая сложность маршрута, вплоть до 6 категории.
Преимущество перед байдаркой заключается в большей грузоподъемности и водоизмещении (до тонны). А в отличие от плота катамаран способен развивать собственную скорость.
Багажник у судна отсутствует, а все личные вещи путешественников размещаются на раме посередине. При этом большой размер судна позволяет брать с собой большое количество багажа. Гребцы могут менять позу, чтобы не затекали конечности, а также сменять друг друга. Они сидят на пирамидках чаще всего на бортах (иногда в раме). Посадка коленная, вперед лицом. Кают на катамаране нет, поэтому при длительных походах стоянки организуются на суше.
Наибольшей популярностью пользуются сплавы на катамаранах по порожистым горным рекам. Однако судна с успехом применяют и для отдыха на спокойной воде, в длительных туристических походах. На катамаранах также проводятся состязания по водному слалому. Можно сказать, что в этом плавательном средстве самым удачным образом объединились безопасность, скорость, маневренность и удобство.
Как выбрать катамаран для сплава
Универсальность использования катамаранов возможна благодаря тому, что существует несколько разновидностей этих суден. Каждая из них отличается определенными характеристиками, позволяющими судну выполнять те функции, которые от него требуются.
Выделяют 4 основных типа катамаранов:
Парусные (надувные) катамараны подходят для прогулок по большим озерам, семейного отдыха, слалома и несложных сплавов. Они считаются прекрасной альтернативой парусной яхте, только более бюджетной и удобной в хранении. Ими легко управлять, даже не имея особых навыков. При этом регистрировать судно не нужно, поскольку оно является маломерным.
Экспедиционные (плесовые) подойдут тем, кто хочет прогуляться в спокойной воде, порыбачить и искупаться. Они обладают упрощенной конструкцией, поэтому не используются для экстремальных сплавов. Их главная особенность — высокая грузоподъемность, что позволяет отправляться на них в длительные автономные походы. Сложность маршрута при этом — не более 3-й категории. Чтобы управлять таким судном, требуется наличие опыта, поскольку плесовый катамаран вполне может перевернуться.
Если группа небольшая, лучше оправиться в путешествие на 4-х местном судне. Они отличаются небольшим размером, не громоздкие, но при этом вмещают вплоть до 6 человек. На такое судно можно также установить мотор.
Сплавы на спортивных катамаранах носят экстремальный характер. Посему повышенные требования предъявляются буквально ко всем характеристикам: к материалу изготовления баллонов, их форме, типу рамы, посадки гребцов и пр. Некоторые особенности конструкции до сих пор выступают предметом многочисленных споров.
Туристические позволяют путешествовать где угодно, в том числе по маршрутам высокой степени сложности. Выбор водной трассы в этом случае определяется исключительно квалификацией гребцов.
Конструкцией судна предусмотрена посадка всего двух или четырех пассажиров. Увеличение группы двояко отражается на плавательных свойствах: при перегрузе катамаран приобретает большую устойчивость, но теряет маневренность. А на порожистых реках последнее свойство очень важно.
Выбрать походный катамаран довольно сложно. Для этого требуются специальные знания и практика. Те, кто регулярно выполняет сплавы на катамаранах, подбирают судно «под себя», поэтому разным спортсменам может не подойти одно и то же судно.
Характеристики судна зависят и от особенностей реки, по которой планируется сплавляться. Для полноводных рек оптимальным выбором станут катамараны с большим водоизмещением, а для слалома больше подойдут легкие и маневренные, развивающие достаточную скорость.
Что взять с собой в поход
Собираясь в путешествие, следует помнить о том, что весь багаж одного члена команды должен поместиться в один рюкзак. Приведенный ниже перечень можно изменять и дополнять с учетом продолжительности и цели похода, но главное правило должно неизменно соблюдаться.
Обязательное снаряжение:
Кроме этого можно взять следующие вещи:
Чем опасны сплавы на катамаранах
Большинство горных рек в весеннее время становятся особенно быстрыми, очень холодными и опасными. Так, скорость течения может достигать 18 км/ч, поэтому риск потерять управление катамараном очень высок. А столкновение с каким-либо объектом на воде (например, деревом или камнем) может иметь крайне печальные последствия.
Летом для группы туристов вполне достаточно одного инструктора с двумя помощниками. Весной в сплаве должны принимать участие только опытные инструкторы, по одному на каждый катамаран.
Руководителю группы необходимо иметь следующие навыки:
Все это поможет инструктору грамотно действовать самому и должным образом организовать группу в сложных условиях, обеспечить соблюдение техники безопасности.
Основные правила безопасности, выполнения которых требуют весенние сплавы на катамаранах:
Сплавы на катамаранах — ни с чем не сравнимое удовольствие. Можно получить заряд эмоций от экстремальной прогулки или полюбоваться великолепными пейзажами, порыбачить, искупаться в чистой воде вдали от берега — одним словом, приятно и с пользой провести время с семьей или компанией друзей. Главное — не забывать о безопасности, ведь вода была, есть и остается агрессивной средой для человека.
Надувной катамаран. Виды и характеристики.
Досуг на природе принимает разные форматы в зависимости от предпочтений путешественников, ищущих приключений и незабываемых впечатлений. Среди популярных развлечений законное место занимают сплавы на катамаранах.
Катамаран для сплавов по реке – среднее по габаритам двухкорпусное плавательное средство.
Катамаран имеет ряд преимуществ перед другими средствами передвижения по воде:
Существует несколько видов, выбирать из которых стоит с учетом целей и предполагаемых трудностей:
— плёсовые и экспедиционные;
Категории сложности рек
Желающим купить надувной катамаран для интересного времяпровождения, важно учитывать степень подготовки путешественников и желаемую проходимость препятствий.
Существует 6 к. с., присваиваемые рекам:
— 1 к. с. (например, р. Нерль). Подходит для отдыха. Помех мало или они просты в прохождении. Опасны только отмели, на которых могут встретиться выступающие камни. Вероятность выпасть из лодки минимальна. Подходит для людей без опыта путешествий на надувном катамаране.
— 2 к. с. (р. Мста, Шуя). Возможно прохождение для любителей. Попадаются преграды, позволяющие отточить умения и подготовиться к более экстремальным целям.
— 3 к. с. (р. Пистайоки, Тумча). Считаются труднопроходимыми. Начинающие допускаются, но после нескольких легких маршрутов.
— 4 к. с. (р. Катунь). Сложность выше, быстрое и мощное течение, серьезные помехи в виде камней и прочего. Не для неподготовленных в силу трудности преград. Необходимы навыки маневрирования.
— 5 к. с. (р. Чегем). Располагающиеся по течению пороги и барьеры требуют обязательной предварительной проверки, очень опасны. Только для опытных спортсменов.
— 6 к. с. (реки Норвегии, Грузии и Кавказа во время подъема воды). Крайне высокая опасность! Для профессиональных спортсменов с отличными навыками и большим опытом пользования резиновым катамараном, байдаркой, каяком и т д. Многие объекты шестой к. с. остаются непокоренными в силу невозможности преодоления.
Часто к. с. присваивается не только реке, но и отдельным ее участкам. Описание будет выглядеть, например, так: 3 к. с. с элементами 5 к. с. Согласно уровню сложности и нужно решать какой купить катамаран для сплава.
1. Для желающих насладиться окружающим пейзажами, отличным выбором станет путешествие по озеру на парусном судне. Оно просто в управлении и на рынке по продаже катамаранов немало моделей на любой вкус. В зависимости от выбранной модификации вмещают как одного, так и целую семью.
2. Любителям охоты, рыбалки и речных сплавов не труднее 1 к. с. подойдут плёсовые и экспедиционные модификации. Выдерживают до 1000 кг. К их достоинствам относятся легкость перевозки, монтажа и эксплуатации. Распространены четырехместные, но бывают и более вместительные. Для компании отличным решением будет катамаран на 6 мест.
3. Искателям острых ощущений и готовым бросить вызов стихии – экстремальные маршруты на специализированных туристических и спортивных образцах. Чем сложнее проходить барьеры, тем вероятнее предпочтение отдается спортивной вариации. К ним предъявляется множество критериев оценки, обоснованных опасностью области их применения. Это касается нюансов устройства сидений и конструкции в целом. Чаще всего они рассчитаны на двух или четырех пользователей.
Материалы изготовления
Хорошо показавшим себя материалом для баллонов является ПВХ (поливинилхлорид). Часто купить катамаран ПВХ решают из-за положительных характеристик:
— жесткость и грузоподъемность;
— неприхотливость в уходе (не нуждаются в просушке, не требуют особого ухода);
— высокая износостойкость (защищен от воздействия бензина, соленой воды, не высыхает под палящим солнцем).
Если Вы решаете приобрести катамаран ПВХ, обратите внимание на несколько факторов, влияющих на спектр применения модели и ее цену:
— Размер, от которого будет зависеть доступное количество посадочных мест;
— Форма баллонов. Самая распространенная – сигарообразная, является стандартной. Существует вариант с дополнительными увеличениями на корме и носу. Они более устойчивые и маневренные и предназначаются для спортивных задач;
— Количество слоев: однослойный или двухслойный. Многослойные баллоны прочны и долговечны. Из однослойных аналогов с ними сравнимы только те, что из армированного ПВХ, который является тканью для лодок.
Трубы для крепления чаще всего выполняются из алюминия. Бывают и экземпляры из древесины, встречающиеся у сторонников кустарного изготовления. Это связано с их легкостью и, как следствие, маневренностью судна. С точки зрения надежности разумнее выбрать алюминий. Его прочность и способность противостоять механическому воздействию больше, чем у дерева.
Катамаран для сплавов «Берег» К6
Предлагаем Вашему вниманию Катамаран «Берег» К6, предназначенный для водных прогулок и путешествий по рекам не выше 1-й к. с.
Изготавливаются из армированного лодочного ПВХ 950 г/м² с повышенной прочностью, водоупорностью и износостойкостью. Выдерживает серьезные нагрузки, не требует частых ремонтов, а срок его службы продлится дольше.
Удобство сборки и эксплуатации обеспечивается специфическим строением баллонов – благодаря производству из высокопрочной ткани, не требуется второй слой. Нет необходимости дополнительно накачивать чехол, что ускоряет и упрощает процесс. Баллон делится на 2 камеры, каждая из которых оснащена клапаном для надува. При повреждении одной, вторая останется на плаву, что повышает безопасность изделия. Для прочности и защиты от повреждений на дно крепится днищевой привал из ПВХ.
Для палубы используется ПВХ 650 г/м². Рама состоит из 14 трубчатых звеньев, производящихся из алюминия Д16Т1 (труба 40х2 мм). Он легкий, помогает избежать излишнего утяжеления. Способен выдерживать значительные нагрузки. Не подвержен коррозии, что важно при постоянном контакте с водой.
Основательное скрепление частей каркаса обеспечивает создание соединительных элементов из твердого непластичного материала. В К6 в качестве соединений выступают болты из нержавеющей стали, обладающей высокими показателями твердости.
Гарантия составляет 2 года!
Использование в производстве катамарана высококачественных материалов, соответствующих требованиям безопасности и обеспечивающих долговечность изделия и покупка непосредственно с завода позволяет достичь баланса цены и качества.
Купить Катамаран Берег К6 можно на сайте компании. Покупайте продукцию проверенного производителя!
Катамараны для сплава: какие бывают и как выбрать
Главное, что требуется для сплавов на катамаранах – само судно, но выбрать его не так легко, как может показаться поначалу. Предпочтения водников зависят от глобальных целей, а ещё от многочисленных нюансов, обеспечивающих соответствие плавсредства желаемым характеристикам. Перед покупкой необходимо точно определить, для чего он нужен.
Подробностей и особенностей выбора катамарана значительно больше, к примеру, форма и объём баллонов, тип посадки, конструктив рамы и палубы, количество пассажиров и ряд других.
Кратко о выборе
Сейчас в продаже легко найти какой угодно катамаран для сплава: моторный, парусный, походный, спортивный. Однако, настолько узкая спецификация может оказаться не по душе любителям разнообразия, ведь часто бывает такое, что туристы летом отправляются в серьёзный категорийный поход, в выходные или праздники хотят размяться на несложной речке своего региона, а в следующем сезоне собираются отдохнуть без экстрима.
Универсального катамарана, который подходил бы для любых сплавов, не существует. По этой причине водники с успехом дорабатывают готовые конструкции. Разберемся с видами катамаранов подробно, чтобы сделать правильный выбор.
Парусные катамараны
Иметь личную парусную яхту накладно. Необходимо её регистрировать, где-то хранить, а иногда – перевозить. Надувной парусный катамаран решает все перечисленные проблемы. Кроме обязательных поплавков и палубы, в его конструкции предусмотрены паруса, отличающиеся формой, размером и количеством. Будучи маломерным судном, он не требует регистрации в ГИМС.
Управлять им несложно, поэтому всё чаще плавсредства, чьим уделом прежде был исключительно парусный спорт, становятся туристическими. Далеко в море на них, конечно, не уйдёшь, но такие задачи перед ними обычно и не ставятся.
Особенности
Компактность. В упакованном виде разборное плавсредство имеет небольшой размер и легко помещается в багажник автомобиля. Хранить упаковку можно дома, перевозить – любым удобным способом, при этом собирается судно буквально за пару часов. Благодаря такой особенности турист, живущий в средней полосе России, может со своим личным парусником отправиться в любой уголок страны, где есть интересный маршрут.
Быстроходность и проходимость. Катамаран с парусом способен проходить значительные расстояния, а малая осадка позволяет сплавляться по водоёмам с небольшими глубинами и подходить к любому берегу. Это важно для туристического плавсредства, ведь кают на нём нет и стоянки придётся организовывать на суше.
Цена парусного катамарана 70 – 150 тысяч рублей. Точная цифра зависит от класса судна, оснащения и ряда других характеристик.
Разнообразие моделей. Среди надувных катов-парусников можно найти как небольшие спортивные, предназначенные лишь для одного человека без багажа, так и вместительные, с большой палубой, где найдётся место для целой семьи или дружеской компании.
Кто производит
В России специализируются несколько фирм, среди которых – известный питерский «Тритон», новосибирский «Кулик», а также московская «Верфь Успенских» и компания «Мастеркат», чей катамаран «Простор» до сих пор считается одним из самых известных и покупаемых. Выбор пока невелик, но парусные походы становятся всё популярнее среди туристов-водников, поэтому судно можно заказать и у ряда других производителей сплавного снаряжения.
Тритон «Волк», Валдай-4, Тритон «Ветер»
Зарубежных фирм мало. Причина в том, что в Европе с её хорошими дорогами и небольшими расстояниями у владельцев яхт нет проблем с их хранением и перевозкой. Такие солидные плавсредства успешно используются для морских прогулок, а надувные парусные катамараны считаются просто пляжным развлечением.
Европейские суда отличаются лёгкостью, компактностью и маневренностью. Среди их производителей можно назвать украинский бренд «Ducky» и чешский «MiniCat».
Как выбрать
В России парусные катамараны используются не только для спорта и развлечения, но ещё и в походных целях, поэтому подходить к выбору следует с учётом предполагаемых задач.
Где сплавляться
Для парусника необходим водный простор. Самое большое в мире пресное озеро Байкал, живописное Телецкое на Алтае, или многочисленные озёра Карелии. Они маленькие, но часто соединены речушками, что позволяет придумать не один интересный маршрут.
Красивые места удастся повидать, сплавляясь по Волге, Каме и другим большим рекам, а на просторах озёр и водохранилищ можно почувствовать себя, словно в море.
Плёсовые и экспедиционные катамараны
Выбор любителей приключений на воде без экстрима, но с купаниями, рыбалкой и прочими удовольствиями. Плёсовые каты с успехом используются на простых и умеренно сложных водных маршрутах, однако для экстремальных испытаний не предназначены. поэтому их конструкция предельно проста.
К данной категории можно отнести большие экспедиционные «Котуйканы» от «Рафтмастера» или «Таймыры» от «Вольного ветра». Эти многоместные суда предназначены для продолжительных автономных сплавов и имеют высокую грузоподъёмность (до 1000 килограммов).
Особенности
Простота конструкции. Экспедиционные суда отличаются простотой сборки и разборки: два баллона и рама, которую чаще всего дополняют палубой. Прочный настил позволяет взять на борт пассажиров и объёмный багаж, не испытывая трудностей при размещении груза. Причём, раму можно вырубить на месте, дополнительно купить парус, установить транец, так как плёсовый надувной катамаран под мотор подходит идеально.
Вместительность. На многоместных моделях удобнее путешествовать большой группой. Этому способствует и форма баллонов в виде сигары. На ровные поплавки удобно настилать палубу, а гребцы могут рассаживаться как угодно: по сидушкам, идущим в комплекте к кату, а то и попросту по рюкзакам. Судно способно взять на борт пассажиров, так что вместительность плёсового катамарана определяется не столько количеством посадочных мест, сколько грузоподъёмностью.
Каких-то особо строгих требований к безопасности не предъявляется, вполне достаточно, чтобы ткань поплавков была прочная, а рама – крепкая и надёжно собранная.
Кто производит
Изготовлением плесовых и экспедиционных судов занимается практически каждая фирма по производству снаряжения для водного туризма. Большие менее востребованы, поэтому купить их можно только у самых известных производителей. Есть и другой вариант – найти того, кто согласится сделать плавсредство по индивидуальному заказу.
Котуикан, Таймыр, Басег
Очень популярна «четвёрка» «Басег». Не меньшей известностью пользуются катамараны «Вольный ветер», например, модели «Валдай» и «Таймыр». Также в почёте у водников «Народный» от «Рафтмастера» и катамараны от «Урал-Экспедиции», среди которых есть даже десятиместные. Неплохие суда шьёт «Корвет»: его «Плёсы» имеют отличное сочетание цены и качества.
Кроме известных фирм, существует немало кустарей-одиночек, способных сшить самодельный катамаран на заказ. Доверять ли изготовление походного судна частному лицу или нет – дело личное. Плёсовый катамаран должен быть прочным и надёжным, так что нужно быть уверенным в производителе — лучше купить судно проверенной фирмы.
Цена. Четвёрку «Басег» удастся купить за 25-30 тысяч рублей (зависит от магазина и комплектации), катамаран «Кокшага» обойдётся примерно в 25 тысяч, катамаран «Валдай» – около 40 тысяч. Столько же будет стоить катамаран-6 «Народный».
Как выбрать
Где сплавляться
Регион для сплава по реке подойдёт любой, но ограничение по категорийности маршрута до 3 к.с. включительно. Некоторые фирмы (например, «Басег») в характеристиках своих судов указывают ещё и четвёртую. В последнем случае нужно учесть, что спортивный интерес превращается во вполне реальный риск.
Река 3-й категории сложности
У участников категорийного похода должен быть соответствующий опыт, вещи на судне необходимо жёстко закрепить. Палубы делать нежелательно, чтобы в случае переворота судна люди могли вынырнуть между баллонов. Особые требования предъявляются к посадке: гребцы сидят в коленных упорах, жёстко, чтобы их не выбило ударом.
При соблюдении указанных требований плёсовые катамараны пригодны для прохождения рек и препятствий 4 к.с., но для сложных маршрутов всё-таки лучше купить более подходящее плавсредство.
Спортивно-туристические катамараны
Как и следует из названия, такие каты предназначены для занятий водным туризмом с элементами экстрима. А поскольку судно становится не только транспортом, но и спортивным снарядом, к нему предъявляется множество требований, касающихся буквально всего.
В экстремальном водном туризме имеет значение ткань, из которого сшиты надувные баллоны, их объём, форма, тип рамы, посадка спортсменов и многое другое. Причём мнения водников могут отличаться, так что некоторые характеристики конструкций катамаранов становятся причиной ожесточенных споров.
Особенности
Эти катамараны чаще всего бывают двух- или четырёхместными, поскольку увеличение численности экипажа сказывается на габаритах сплавсредства. Громоздкое судно более устойчивое, но менее маневренное, а жертвовать этим качеством желающих мало.
Большой выбор. Моделей походных катамаранов существует множество. Это затрудняет выбор, но увеличивает шансы приобрести достойное судно.
Форма поплавка. По сравнению с плёсовыми у походных катов изменилась форма поплавка: это уже не «сигара», а так называемый «верблюд». Утолщённые нос и корма вмещают дополнительный запас воздуха, создают своего рода отсек для размещения багажа на баллоне, а также немного защищают гребца от ударов воды.
Палуба. Во время сплава по бурным рекам стелить палубы на судне строго запрещено – пространство между баллонами всегда должно оставаться свободным. Даже запасные вёсла для катамарана крепятся рядом с гондолами, а не по центру рамы. Это нужно для того, чтобы при оверкиле участники экипажа, оказавшиеся под катом, могли беспрепятственно всплыть.
Посадка гребцов. Все суда отличаются продуманной конструкцией сидений, так как при экстремальном сплаве вода перестаёт быть мягкой. Удары катамарана о валы или камни бывают очень сильными, поэтому посадка должна быть такой, при которой катамаранщик надёжно удерживается на месте, но при необходимости может быстро его покинуть.
По этой причине надувные сидушки обычно делаются не съёмными, а вшитыми. По бокам они дополняются лямками (коленными упорами), которые накидываются на колени и затягиваются, фиксируя спортсмена и позволяя ему совершать любые гребки, не боясь выпасть. Эта посадка считается самой популярной, но иногда на реках можно встретить и так называемые «пулемёты», то есть сиденья на треноге, похожей на пулемётную сошку. Они тоже имеют упоры, но не получили распространения из-за более сложного устройства.
Кто производит
Катамараны в СПб шьёт фирма «Тритон», в Москве – «Рафтмастер». Не менее известны новосибирский «Кулик», уфимская «Урал-Экспедиция», пермский «Аква-Спорт», казанская судоверфь «Корвет». Зарубежных производителей мало и почти все они из стран бывшего Советского Союза. Наиболее прославленной является фирма Александра Новикова – белорусские катамараны «Белрафт» уже много лет в топе лучших судов для экстремальных водных походов и соревнований на бурной воде.
У каждой из перечисленных фирм имеется целый ассортимент удачных моделей, и он периодически пополняется новыми разработками. Положительный пример вдохновляет производителей снаряжения в других городах, так что выбор у современных водников уже очень богатый.
Цена зависит от производителя, конструктивных особенностей, использованных материалов и прочих факторов, и начинается с 45 тысяч рублей за новую заводскую «двойку», 70 – за «четвёрку».
Как выбрать
Выбор походного ката – целая наука. При этом знания непременно должны подкрепляться практикой, так как судно, идеально подходящее одному воднику, может категорически не нравиться другому.
Свои требования предъявляют и реки. Для полнорасходных с мощными бочками подойдут более тоннажные суда, а на слаломных маршрутах отлично себя показывают маневренные, лёгкие и скоростные катамараны.
В связи с этим опытные команды нередко имеют несколько плавсредств с разными характеристиками, что позволяет им подготовиться к походу любой сложности.
Где сплавляться
Где угодно, от простых равнинных рек до маршрутов высшей категории сложности. В данной ситуации выбор маршрута для сплава определяется не столько возможностями катамаранов, сколько мастерством экипажей.
Спортивные катамараны
Предназначены, прежде всего, для участия в соревнованиях по прохождению слаломных трасс. Главное отличие от описанных выше разновидностей: максимальная лёгкость и маневренность, что достигается разными способами.
Особенности
Максимальная облегченность. Например, уменьшение объёма гондол и изготовление их из облегчённых материалов позволяют снизить фактический вес судна, делая его более управляемым. С этой же целью гребцы располагаются как можно ближе к центру тяжести катамарана: на К-2 сидушки вшиты примерно посредине баллонов, а на К-4 – тоже посредине, но очень близко друг к другу, при этом расстояние между гондолами также уменьшено.
Грузовой отсек на судах подобного типа не предусмотрен, рама используется жёсткая. Яркий пример – катамаран «Блик» от «Тритона». Пожалуй, серьёзных конкурентов среди моделей от известных брендов у него нет, но это лишь вопрос времени.
Малая грузоподъемность. Всё перечисленное не означает, что на спортивных катамаранах нельзя ходить в походы: как минимум с карельскими реками они справятся, а при наличии необходимой подготовки экипаж может выбрать более сложный маршрут. Однако грузоподъёмность спортивных моделей невелика, поэтому для длительных путешествий туристы предпочитают плавсредства помощнее.
Общие правила выбора
Тем, кто обладает навыками сплава, выбрать подходящее судно труда не составит, а вот новичкам без знания дела и сформировавшихся предпочтений придётся сложней. Хорошо, когда человек начинает заниматься в турклубе или с более опытными товарищами – там и кат предоставят, и всё объяснят по ходу обучения.
За это время можно успеть сделать выводы и к покупке своего первого катамарана подойти с достаточным багажом знаний. Если же группа туристов решила начать с нуля, то теорию придётся изучать самостоятельно. Для упрощения задачи можно воспользоваться прокатом катамаранов – многие городские турклубы, не избалованные финансированием, предлагают такую услугу.
Производитель. Лучше всего предпочесть кат от хорошо зарекомендовавшего себя бренда, например, от «Тритона», «Рафтмастера», «Белрафта». Эти фирмы в почёте у всех водников страны, так что выбор будет однозначно безошибочным.
Число гребцов. Порой бывает сложно определиться между катамараном-2 и катамараном-4 (двух- и четырёхместным катамараном), так как оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.
Четвёрка, особенно гружёная, кажется более тяжёлой и неуклюжей, так что гребцам придётся приложить больше сил, чтобы ею управлять. Команде трудней сработаться друг с другом, но зато при слаженной работе экипажу удастся легко проходить серьёзные препятствия.
Двойка требует идеальной слаженности от гребцов.
В общем, если есть коллектив единомышленников, лучше начинать с четвёрки: тяжёлый кат прощает гребцам многие незначительные ошибки.
Конструкция катамарана – не менее важный критерий выбора, так как от неё зависят возможности каждого конкретного судна. Свои особенности есть у баллонов, каркаса, сидушек.
Монобаллон или двухслойные поплавки. Если возникнет выбор между судном со внутренними ёмкостями и монобаллонным катамараном, выбирайте качественный моно. Подробно на эту тему я говорил в статье Нюансы конструкции туристического катамарана.
Объём баллонов. Что касается оптимального объёма баллонов для катамарана, то тут сложно посоветовать что-то конкретное. Если кат нужен для сплавов по карельским рекам, то будет достаточно и «Тритона-2», но тем, кто всерьёз мечтает о «белой воде», стоит присмотреться, например, к «Белрафту», «Стерху», «Рафтмастеру». Хотя тут очень многое зависит от личных предпочтений: кто-то прикипел душой к юркому «Тритону», а некоторые привыкли гордо восседать на 2ТТ. Некоторые фирмы, например, «Рафтмастер», продают дополнительные наплывы, увеличивающие тоннажность судна при необходимости.
Посадка. От того, насколько удобно и уверенно сидит спортсмен на катамаране, зависит его безопасность и качество работы, так что лучше испытать сидушку и упоры заранее.
Рама — ещё один спорный момент. Обычно она сделана из дюралевых труб, а споры вызывают способы их сборки, от которых зависит жёсткость, то есть способность конструкции сохранять свою форму под нагрузкой.
Элементы жёсткой рамы соединяются болтами, что обеспечивает быстрое реагирование судна на управляющие движения, однако такая рама не любит деформаций и её проще сломать. Части мягкой рамы обычно скрепляются резиновыми скрутками – полосками, нарезанными из автомобильных камер. Конструкция отлично поглощает энергию удара, суда более остойчивы, но на управляющие гребки реагируют с запозданием.
Выводы
Выбрать катамаран не просто, требуется учесть множество тонкостей. Степень ответственности повышается, если предстоит покупка походного спортивного или парусного ката, от которого зависит безопасность участников экипажа, а иногда и жизнь. Опыт сплавов приходит постепенно, а вместе с ним – понимание, на каком судне удобней сидеть, каким проще управлять и какое всё-таки хочется купить.