Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

О музыкантах оркестра. Кларнет.

Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).

Продолжаем рассказ о деревянных духовых.

Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.

Теперь знакомьтесь, Кларнет:

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

— Простите, но почему у вас член с дырками?

— Понимаете, жена очень брезгливая, и держит только вилками.

— А как же вы в туалет, простите, ходите?

— Да ничего, привык, я кларнетист, аппликатуру знаю.

Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент, с очень гибким и благородным звуком.

Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы. В переводе его название «clarinetto» означает «маленькая труба». Это, пожалуй самый удобный и приятный для музыкантов духовой инструмент, который в отличии от флейты требует совсем небольшого расхода воздуха, и в тоже время, в отличии от гобоя, позволяет дышать свободно, а это немаловажно для любого исполнителя. Именно к кларнетистам применима фраза «играет, как дышит».

Всю суть кларнетистов прекрасно отразил Аркадий Эйдман в стихотворении «Кларнетист» (отрывок)

Да, он не знал печальных нот.

Минор всегда звучал мажорно…

Вот и сейчас кларнет поёт

О том, что горя в жизни нет,

Пускай и вам поёт кларнет

Любви божественной хоралы…

Звук кларнета очень похож на человеческий голос, а область выразительности чрезвычайно велика. Кларнетисту подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым.

Ну и как обычно, немножко интересных фактов:

— Джулия Робертс, знаменитая американская актриса, в школьном оркестре играла на кларнете.

— Кларнет в начале 1900 годов был очень популярным джазовым инструментом, а особо важным в этом жанре он стал в 30х и 40-х годах прошлого столетия в эру биг-бендов и в эпоху свинга.

— Всемирно известные музыкальные группы и музыканты, такие как Битлз, Аэросмит, Пинк Флойд, Том Уэтс, Билли Джоэл и Джерри Мартини охотно применяли звук кларнета в собственных музыкальных композициях.

«В отличие от гобоя, трости для кларнета производят фабричным способом, и над дополнительной обработкой никто не заморачивается.»

Не сказал бы. Для доводки используются специальные машинки для обрезки и хвощ для уменьшения толщины. Ибо по-умолчанию трости градируются по 1\2 и 3 может быть слишком много, а 2.5 мало. У саксофона та же кухня.

«Привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов»

Но используется такой «вариант» крайне редко, видимо, считается излишним. Хотя по мне так вариантивность довольно удобная.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

А про саксофон напишете? Это мой любимый инструмент.

Бас-кларнет шикарно звучит!

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Уровень любви к музыке Stardew Valley — начать учиться играть на кларнете! Мини инструментальный кавер

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

О музыкантах оркестра. Скрипка.

А теперь о струнной группе инструментов.

Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).

В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.

Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Разрешите представить, его величество скрипка:

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?

— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.

Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.

Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.

Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.

Ну и как обычно, немножко интересных фактов:

— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.

— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.

— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.

— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.

— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.

Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.

Источник

Кларнет

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Содержание

История инструмента

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Роль кларнета в музыке

Классическая музыка

XVIII век

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом с небольшим диапазоном и неровным звучанием, появлялся в оркестре лишь эпизодически. Среди таких сочинений — месса Жана-Казимира Фабра (1720), оперы Георга Фридриха Генделя «Тамерлан» (1724) и «Ричард Первый» (1727), ряд произведений Райнхарда Кайзера.

В 1758 кларнеты были введены в Маннгеймский оркестр ― один из лучших в Европе того времени. Композиторы Маннгеймской школы, работавшие с этим оркестром, стали включать партии кларнетов в свои сочинения, но преимущественно для замены или дублирования партий флейт и гобоев, лишь изредка поручая им самостоятельные партии.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

В 1760-х — 1780-х годах кларнет вошёл в состав придворных духовых ансамблей, так называемых Harmoniemusik, состоявших, как правило, из двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн (иногда с добавлением других инструментов). Такие ансамбли были очень популярны в то время и располагали широким репертуаром. Пути развития этих ансамблей привели в дальнейшем к формированию духовых оркестров и камерных духовых квинтетов (канонический состав — флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна), где впоследствии кларнет занял значительное место.

XIX век

Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля, но и улучшением возможностей музыкальных инструментов, в том числе и кларнета. Композиторы обратили своё внимание на усовершенствованный инструмент и создали ряд сочинений, до сих пор входящих в репертуар кларнетистов. Тембр кларнета сразу же привлёк внимание композиторов и стал своеобразным музыкальным символом романтизма. Соло кларнета звучат в операх Вебера и Вагнера, в симфониях Берлиоза и Чайовского, в симфонических поэмах Листа.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Среди менее известных и реже исполняемых сочинений этого времени ― концерты Саверио Меркаданте и Кароля Курпиньского, камерные и концертные произведения Карла Готлиба Райсигера.

В камерной музыке кларнет использовали Бетховен (Трио с виолончелью и фортепиано; Квинтет для духовых и фортепиано; Септет для струнных и духовых; дуэты для кларнета и фагота), Шуберт (Октет для струнных и духовых; трио «Пастух на скале» для голоса, кларнета и фортепиано), Глинка («Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано), Мендельсон (Соната для кларнета и фортепиано; два Концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано), Шуман (Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано; «Сказочные повествования» для кларнета, альта и фортепиано). Антон Рубинштейн и Николай Римский-Корсаков написали квинтеты для одинакового состава: флейта, кларнет, фагот, валторна и фортепиано.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

С начала XIX века кларнет является постоянным участником симфонического оркестра. Его соло, как светлого и жизнерадостного, так и драматического характера, встречаются в произведениях Бетховена (Четвёртая и Восьмая симфонии), Вебера (увертюры к операм «Вольный стрелок» и «Оберон»), Шуберта (Неоконченная симфония), Берлиоза (Фантастическая симфония), Глинки (опера «Иван Сусанин», фантазия «Камаринская»), Мендельсона (Шотландская симфония), Даргомыжского (опера «Русалка»), Вагнера (опера «Гибель богов»), Верди (оперы «Луиза Миллер», «Травиата», «Сила судьбы»), Брамса (Третья симфония), Дворжака (Девятая симфония), Римского-Корсакова (сюита «Шехеразада», оперы «Снегурочка» и «Золотой петушок»), Пуччини (опера «Тоска»), Сибелиуса (Первая симфония), Глазунова (балет «Времена года»), Рахманинова (Второй фортепианный концерт, Вторая симфония), Респиги («Пинии Рима»). Обширные сольные эпизоды поручает кларнету П. И. Чайковский: в Первой, Четвёртой, Пятой и Шестой симфониях, симфонической фантазии «Франческа да Римини» (начало среднего раздела ― «рассказ Франчески»), опере «Евгений Онегин», балете «Спящая красавица».

XX век

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

В XX веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в музыке. Способность выражать самые разнообразные настроения и чувства и техническая подвижность по-прежнему привлекали к этому инструменту внимание композиторов самых разных стилей и направлений.

Высочайшие технические требования предъявляют к оркестровым кларнетистам сочинения Р. Штрауса, Равеля, Стравинского. Ответственные сольные эпизоды присутствуют в произведениях Бартока (балет «Чудесный мандарин»), Прокофьева (Пятая и Шестая симфонии), Шостаковича (Восьмая, Девятая и Десятая симфонии).

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Кларнет — один из основных инструментов джаза, которого несомненно привлекла романтичность его тембра. Особенно широко он использовался на ранних этапах становления этого стиля, в новоорлеанский период. В дальнейшем, с появлением свинга и бибопа, кларнет уступил своё место саксофону (за исключением ансамблей-диксилендов, играющих джаз в традиционной манере). Среди выдающихся джазовых кларнетистов ― Сидней Беше (1890—1959), Джонни Доддс (1892—1940), Джимми Нун (1895—1944), Пи Уи Расселл (1906―1969), Барни Бигард (1906—1980), Арти Шоу (1910—2004), Вуди Херман (1913—1987), Эдди Дэниелс (р. 1941). Одним из самых известных музыкантов этого жанра является Бенни Гудмен (1909―1986), который помимо джаза с успехом исполнял и классические сочинения, в том числе посвящённые ему композиторами-современниками.

В современном джазе всё чаще используется бас-кларнет. Одним из первых популяризаторов этого инструмента был саксофонист Эрик Долфи (1928—1964), среди современных музыкантов следует назвать Джона Сермана (р. 1944), чьим основным инструментом тоже является саксофон.

Не обошли кларнет своим вниманием и композиторы классической музыки, использовавшие элементы джаза в своих сочинениях: знаменитая «Голубая рапсодия» («Rhapsody in Blue») Джорджа Гершвина начинается с соло кларнета, написанного в традициях джаза того времени. Соло кларнета звучит также в мюзикле Гершвина «Пусть гремит оркестр» («Strike Up The Band»), одним из первых исполнителей этой партии был Бенни Гудмен. Джазовые приёмы использованы в «Эбони-концерте» Стравинского, концертах Копленда и Хиндемита, цикле «Прелюдия, фуга и риффы» Бернстайна и других сочинениях.

Народная музыка

Родственные кларнету инструменты используются в народной музыке Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Прибалтики, Балкан. В основном это цилиндрические трубки, сделанные из естественных материалов — дерева, бамбуковых стеблей, костей и т. п., на которых располагаются несколько отверстий. Звучащий элемент (язычок) у них, как правило, представляет собой обыкновенный надрез у одного из концов. Народные кларнеты могут быть двойными (игра ведётся одновременно на двух трубках), в Африке встречаются инструменты, которые держат горизонтально.

Современный «европейский» кларнет проник в народную музыку разных регионов — испанской Кантабрии (обычно используют малый кларнет, называемый «pito», сопровождаемый малым барабаном — «tambor»), французской Бретани и других. В Бразилии этот инструмент сопровождает (вместе с другими инструментами) народные танцевальные представления и участвует в городских ансамблях популярной музыки — «шоро», в Швеции может заменять на свадьбах скрипку. Кларнет — один из главных инструментов еврейского клезмера, где используются самые разнообразные типы техники, основанные на разных положениях губ, четвертитоновых интервалах, восходящих и нисходящих глиссандо и др. Среди известных кларнетистов этого жанра — Нафтуле Брандвейн, Гиора Фейдман, Давид Кракауэр, Герман Гольденштейн.

В народной музыке Болгарии, Румынии и Греции кларнет также находит широкое применение. Он часто звучит на свадьбах, деревенских праздниках, а также на «современных» концертах с участием народных инструментов. Как правило, балканские кларнетисты используют открытые мундштуки и лёгкие трости, таким образом получая специфическое звучание: крупное вибрато, многочисленные «украшения» и др. Одним из известных балканских фольклорных кларнетистов является болгарин Стойчо Кузмов.

В XX веке кларнет стал одним из главных инструментов в турецкой музыке, нередко используясь вместо зурны. Турецкие кларнеты длиннее обычных (они звучат в строе G, транспонируя на кварту вниз) и часто изготовляются из металла, что придаёт их звучанию особый колорит. Популяризации кларнета в Турции способствовал Шюкрю Тунар (1907―1962), а среди современных музыкантов наиболее известен Мустафа Кандирали.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Кларнет в России

Ранний период

Развитие исполнительской школы (вторая половина XIX века — 1917 год)

Во второй половине XIX столетия развитие музыкального искусства в России настоятельно требовало такой постановки обучения музыке, которая соответствовала бы запросам времени и позволяла готовить образованных композиторов, певцов и оркестровых исполнителей. Эти задачи были призваны решать Санкт-Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории, а также музыкальные училища Императорского русского музыкального общества.

Первыми профессорами Петербургской консерватории по классу кларнета были итальянец Эрнесто Каваллини (1807—1874; профессор с 1862 по 1868 год) и Карл Христианович Нидман (1823—1901), по происхождению немец, артист оркестров Российских Императорских театров, преподаватель оркестровых классов придворной Певческой капеллы. С 1897 года в Консерватории работал выдающийся кларнетист Василий Фёдорович (Вильгельм Фридрих) Бреккер.

XX век

После революции перед Московской консерваторией были поставлены задачи по коренному перестраиванию обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах.

В 1916 году пост профессора по классу кларнета в Московской консерватории занял Сергей Розанов. Он сыграл важнейшую роль в развитии современной школы исполнительства на духовых инструментах. Розанов активно участвовал в разработке и обновлении учебных программ для студентов классов кларнета и других духовых инструментов, сам писал этюды и упражнения. В 1935 году вышла в печать его брошюра «Методика обучения игре на духовых инструментах» — первая научно-методическая работа такого плана в СССР. Ему также принадлежит «Школа игры на кларнете», широко использующаяся при обучении и ныне.

Среди учеников Розанова — солисты ведущих оркестров и будущие профессора консерватории, преподававшие позднее. В их числе А. В. Володин и А. Г. Семёнов. Их ученики ― В. А. Соколов, Л. Н. Михайлов, Р. О. Багдасарян, Б. Ф. Прорвич, В. В. Зверев и многие другие ― в свою очередь, представляют следующее поколение кларнетистов Московской консерватории.

Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки), созданный в 1944 на базе техникума, развил отдельную ветвь московской исполнительской школы. Одним из её основоположников стал А. Л. Штарк, ученик Розанова. Среди воспитанников ГМПИ ― РАМ им. Гнесиных ― И. П. Мозговенко, С. П. Бессмертнов, Г. И. Забара, И. Ф. Оленчик, В. Н. Пермяков и другие кларнетисты.

С 1933 года проводились всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей. Кларнетисты впервые приняли участие во втором конкурсе в 1935 году (первое место поделили А. В. Володин и В. И. Генслер). На международной конкурсной арене советские и российские кларнетисты успешно выступают с 1947 года.

Строение кларнета

Кларнеты высокого строя

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус). Как правило, материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость ― звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов). Полностью собранный сопрановый кларнет in В в длину составляет около 66 сантиметров.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Мундштук

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Мундштук — клювообразной формы часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. С обратной стороны мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, во время игры непрерывно закрываемое и открываемое вибрирующей тростью ― звукообразующим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые «рельсы» (rails), ответственные за ограничение вибрации трости. Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется «выемкой». Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука («открытость» мундштука) ― основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияющие на тембр инструмента в целом. Различаться могут также форма отверстия для трости, угол наклона верхней поверхности мундштука, характеристики используемого эбонита и др. На современном рынке мундштуков представлен широкий ассортимент моделей, среди которых музыкант может выбрать подходящий вариант для нужных целей (сольное, камерное, оркестровое исполнение, джаз и т. д.).

На ранних этапах истории кларнета мундштук не являлся отдельной частью кларнета и переходил непосредственно в основной корпус инструмента, материалом для которого служило дерево (например, груша). С возникновением необходимости обособления мундштука от остальных частей кларнета для него начали использоваться более прочные материалы: слоновая кость, металлы и др. Появившиеся во второй половине XIX века эбонитовые мундштуки вскоре стали по сути стандартом. Они наиболее часто используются в музыке всех жанров и дают широкие возможности управления звуком. Встречаются также мундштуки из стекла («хрустальные»), относительно простые в эксплуатации и дающие более открытое звучание, а также из пластика (обладающие более низкой ценой и менее богатым звуком), обычно используемые при обучении. В Германии распространены мундштуки из твёрдой древесины. Вне зависимости от материала, из которого сделан мундштук, его поверхность обычно шлифуется и полируется (кроме той части, к которой прилегает трость).

Трость

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Трость (язычок) — звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых сортов гигантского тростника (Arundo donax) или (реже) других видов тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (или, как говорят кларнетисты — «машинки») — специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание [41] ). Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века. До этого времени трость привязывалась к мундштуку с помощью особого шнурка (на немецких и австрийских моделях кларнета такой способ крепления трости применяется до наших дней).

На самых ранних моделях кларнетов трость находилась сверху мундштука и управлялась верхней губой, но с конца XVIII века начался переход к исполнению на трости, расположенной снизу мундштука и управляемой нижней губой. Рекомендации к такому способу игры содержатся в учебных пособиях ряда известных кларнетистов того времени, в частности, Ивана Мюллера. Тем не менее, многие музыканты, среди которых был, например, известный английский кларнетист Томас Линдсей Уиллмен, отдавали предпочтение старому способу исполнения почти до середины XIX века, а в Парижской консерватории официальный переход на преподавание с тростью под мундштуком был объявлен только в 1831 году.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Трости продаются в упаковках, в соответствии со своей «твёрдостью» или, как говорят музыканты, «тяжестью», которая зависит от толщины рабочей поверхности трости. Некоторые музыканты с помощью специальных инструментов сами делают трости или переделывают уже купленные (до постановки производства тростей на конвейер так делали все кларнетисты). «Тяжесть» трости и характеристики мундштука взаимосвязаны.

Трость кларнета — хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Бочонок

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Бочонок — часть кларнета, соединяющая мундштук с основным корпусом инструмента (верхним коленом). Помимо эстетической и практической (в случае повреждения бочонок легко заменить на новый) функций, он также ответственен за настройку кларнета. Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй инструмента в пределах приблизительно четверти тона. Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.).

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Верхнее и нижнее колено

Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, опирающаяся на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Остальные пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты. Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно ― на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов.

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Раструб

Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы). Эта часть инструмента позволяет извлечь самый низкий звук (ми малой октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких звуков, а также добиться бо́льшей точности соотношения между низким и средним регистрами. Раструб бассетгорна и более низких разновидностей кларнета делается из металла и изгибается.

Кларнеты низкого строя

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Низкие разновидности кларнета (бассетгорн, басовый и контрабасовый кларнеты) несколько отличаются по своей конструкции от обычных кларнетов. Кроме того, что эти инструменты имеют бо́льшую длину (обеспечивающую им более низкие звуки), у них есть дополнительные части, которые делаются из металла (используются те же материалы, что и для саксофона и медных духовых инструментов) и для компактности изгибаются: «эс» (изогнутая трубка, соединяющая мундштук с основным корпусом инструмента ― на месте бочонка) и металлический раструб. У самых низких разновидностей кларнета из металла может также быть сделан и весь корпус. Новейшие модели басовых кларнетов также могут иметь дополнительные клапаны, расширяющие их диапазон вниз.

Басовые модели кларнета снабжены особым небольшим костылём, располагающимся под изгибом раструба. Костыль поддерживает массивный инструмент, не давая ему соскользнуть или упасть. Играют на басовых разновидностях кларнетов, как правило, сидя.

Акустика кларнета

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой цилиндр («закрытый» с одной стороны), что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов [43] :

Именно невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними. Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.

Техника игры на кларнете

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Кларнет — виртуозный и технически подвижный инструмент. В технике легато он превосходит все деревянные духовые инструменты. На нём без передувания возможно исполнение пассажей в диапазоне дуодецимы, а также диатонические и хроматические гаммы, скачки́ на большие интервалы. Кларнет пригоден и для экспрессивных мелодий широкого дыхания благодаря малому расходу воздуха. Инструмент способен дать огромную градацию звука от пианиссимо до фортиссимо. Тембр кларнета богат обертонами, придающими его звучанию блеск.

Самый низкий звук, доступный кларнету — по написанию e (ми малой октавы), звучащий в зависимости от строя на тон или полтора тона ниже написанного. Некоторые современные инструменты изготовляются с дополнительным клапаном, позволяющим извлечь es (ми-бемоль малой октавы). Другими способами, кроме как с помощью этого клапана, этот звук (встречающийся в партитурах Малера и Респиги, а также в некоторых сольных сочинениях современных композиторов) на кларнете извлечь невозможно.

Верхняя граница диапазона кларнета, как и у других духовых инструментов, не может быть определена точно. В большинстве школ игры на инструменте самым высоким звуком считается по написанию c 4 (до четвёртой октавы), однако современные виртуозные исполнители способны извлекать и более высокие звуки, а в оркестровых партитурах, наоборот, партия кларнета редко переходит за пределы середины третьей октавы.

Диапазон кларнета условно делят на три регистра: низкий (так называемый «регистр шалюмо»), средний («регистр кларино») и высокий. Регистры кларнета более, чем у других деревянных духовых, отличаются друг от друга по своему характеру.

Нижний регистр («шалюмо»), приблизительно соответствующий диапазону одноимённого инструмента, начинается от самого низкого звука кларнета и заканчивается на звуке g 1 (соль первой октавы). Формирование тембра в этом регистре происходит с участием почти исключительно нечётных гармонических созвуков, что придаёт его звукам мрачный характер, а в forte звенящий, металлический оттенок.

Средний регистр («кларино») охватывает звуки от h 1 (си первой октавы) до c³ (до третьей октавы). Эти звуки берутся с такой же аппликатурой, как и в нижнем регистре, но с использованием клапана дуодецимы. Регистр звучит светло и прозрачно и допускает градации силы звучания от едва слышного pianissimo до мощного fortissimo, слегка напоминающего звук трубы (откуда и название регистра). В этом регистре написано большинство оркестровых соло кларнета.

Между регистрами шалюмо и кларино находится несколько звуков, не имеющих особой тембровой окраски и звучащих тускло. Иногда их выделяют в отдельный регистр, в англоязычной литературе называемый «горловым» (throat register).

Высокий регистр включает в себя звуки выше до третьей октавы. Он звучит резковато и несколько крикливо, большинство звуков (особенно самых высоких) возможно исполнить только forte. В этом регистре используются разнообразные варианты аппликатур, а для достижения верной интонации требуется также сильное напряжение губ и большой расход воздуха.

В оркестровой и камерной литературе используются в основном нижний и средний регистр кларнета, где наиболее полно раскрываются выразительные возможности инструмента. Сольные сочинения, ставящие целью проявить не только выразительность, но и технику владения инструментом, уже на ранних этапах включали в себя звуки всех регистров (например, Людвиг Шпор ещё в 1808 году предписал исполнение в Первом концерте звука до четвёртой октавы).

В настоящее время основными разновидностями семейства кларнетов являются кларнеты in B и in A (также иногда называемые большими или сопрановыми кларнетами).

Кларнет in B (в строе си-бемоль) звучит на один тон ниже написанных нот и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с бемолями при ключе. Кларнет in A (в строе ля) звучит на полтора тона ниже написанных нот и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с диезами при ключе.

С увеличением количества ключевых знаков (в сторону диезов для кларнета in B, в сторону бемолей для кларнета in A) появляются некоторые трудности при исполнении определённых пассажей и трелей. В пособиях по оркестровке, написанных в XIX веке, приводились примеры особо трудных для исполнения построений, и композиторы, как правило, избегали их в оркестровых партиях своих сочинений. Если требовалась модуляция на долгое время из диезной тональности в бемольную или наоборот, предписывалось поменять инструмент на подходящий по строю, для чего исполнителю предоставлялась пауза (Брамс ― Симфония № 3, первая часть; Лист ― симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др.). Другим возможным решением было введение в оркестр инструментов в обоих строях (так поступил Римский-Корсаков во вступлении к опере «Золотой петушок», где один из пассажей исполняет сначала кларнет in A, а в следующем такте тот же пассаж, транспонированный на полтона ниже, играется на втором кларнете in B. Исполнение обоих пассажей на одном инструменте было бы затруднительно).

В концертной литературе, где от солиста требовалась бо́льшая виртуозность и лучшее владение инструментом, композиторы свободнее распоряжались мелодической линией, однако и там модуляции в далёкие тональности, неудобные для исполнения, встречаются редко.

Разновидности кларнета

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д’амур), а некоторые — используются и в наше время. Основными представителями этого семейства являются кларнет in B (в строе си-бемоль; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом) и кларнет in A (в строе ля). Помимо этих двух основных инструментов также иногда находят применение в музыке:

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Смотреть картинку Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Картинка про Как выглядит кларнет музыкальный инструмент. Фото Как выглядит кларнет музыкальный инструмент

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Составные части кларнета