Как выглядит кокошник русский народный
История кокошника: От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История кокошника загадочна и покрыта тайной, поэтому достоверно неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже начиная с десятого века древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев 10-12 столетия, обнаруживалось нечто похожее на кокошник.
Само же определение «кокошник» впервые упоминается в писаниях 17 века и происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу, отличительной чертой которого является «гребень». «В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность».
Мастерицы кокошницы, изготавливающие кокошники, расшивали их жемчугами, бисером, золотыми нитями, разными орнаментами, являющимися символами супружеской верности, плодовитости и оберегом семьи. Стоимость некоторых экземпляров, изготавливаемых для царских семей доходила до баснословных сумм.
Женщины даже с бедных семей имели праздничный головной убор, который бережно хранили и передавали от матери к дочери. Кокошники одевали только в особых случаях, в повседневной жизни их не носили.
С течением времени в некоторых губерниях женщины кокошник стали носить лишь три дня после венчания. Это было связано с тем, что этот головной убор начали заменять обычными платками.
Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц
Кокошник, запрещенный для высших слоев общества при Петре I, был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, возобновившей моду «а-ля русс».
На этом полотне неизвестного художника изображена Екатерина в русском карнавальном наряде: в богатом кокошнике, сарафане и рубахе с пышными рукавами. Дополнением к образу царицы служат украшения с большими бриллиантами, поражающими своей массивностью.
Отечественная война 1812 года с армией Наполеона подняла в обществе огромную волну русского патриотизма, возвратила интерес ко всему исконно русскому в моде. И снова
в высшее общество вернулось некое подобие народных русских кокошников. В те же годы в моду вошли русские сарафаны с талией в стиле ампир красного и синего цветов. Так же при дворе одевались и царственные особы.
Жена императора Николая I- Александра Федоровна изображена в кокошнике, преобразившимся в помпезную конструкцию с огромными драгоценными камнями.
В 1834 году Николаем I был издан указ о вводе для представительниц прекрасного пола новых придворных платьев в стиле «а-ля бояр», дополненных кокошниками.
Во второй половине 19 столетия в России снова прошел подъем русского стиля, вызвавший интерес к старине и русскому костюму. Знаковым событием стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники».
Этот головной убор в сочетании с придворным декольтированным платьем оставался в гардеробе дам высшего света до падения самодерживия в 1917 году.
Кокошник — корона русских красавиц
Если спросить людей, с какими атрибутами ассоциируется у них русская культура — обязательными ответами будут балалайка, медведь, снегурочка, сарафан и, конечно, кокошник. О происхождении головного убора и его особенностях в этой статье.
Откуда взялся кокошник
Модные течения существовали во все времена. Русская корона, возникновение которой принято относить к 16-17 веку, появилась не сама по себе. В Европе в это время носили конусообразный и рогатый атур (колпак), шляпы с полями, потом береты, в Византии — чепцы, капюшоны, высокие короны. Развитие торговых отношений между государствами, способствовало распространению модных веяний на Руси.
Известно ли вам, что замужние дамы покрывали голову не только для красоты или от плохой погоды, но и по духовным соображениям? Платок олицетворял христианские ценности — смирение, благородство, чистоту.
До кокошника носили:
Мистическое и социальное значение
Что такое головной убор кокошник для древнерусского населения того времени? Прежде всего, это выражение социального статуса. По внешнему виду короны судили о возрасте владелицы, происхождении, семейном положении, принадлежности к сословию.
Суеверный русский народ этому аксессуару приписывал также мистическое значение. Предки считали, что волосы замужней женщины, особенно распущенные, опасны — могут привлечь нечистые силы. Поэтому их не просто заплетали в тугие косы, но и прятали под головные уборы, закрывавшие лоб, затылок, уши. Традиция ходить в храм с покрытой головой до сих пор соблюдается.
Демонстрировать красоту шевелюры разрешалось только будущим невестам для привлечения женихов. Сразу как венчание случалось, косу девушке во время специального обряда переплетали и прятали под кисейным кокошником или в платок, завязанный под подбородком. Так она ритуально «прощалась со своей девичьей красотой». Больше девушке незачем было красоваться.
Значение вышивки
Делали кокошники из бересты или плотного картона. Обшивали тканью и изысканно украшали. Неотъемлемой частью гребня была вышивка с орнаментами в виде:
Рисовали цветными нитками, золотом, серебром, камнями. Получившиеся картинки служили сакральными оберегами для женщин. Дорогие головные уборы мастерили из шелка, парчи, украшали камнями, позументами. Корону шили самостоятельно либо покупали в деревенских лавчонках, на ярмарках.
Как носили такой головной убор?
Нарядный кокошник надевали в праздники. В другое время носили упрощенный вариант короны. Свадебную (жемчужную диадему) долгие годы аккуратно хранили в сундуке, а затем передавали по наследству. Удивительно, как наши предки бережно относились к вещам.
Объемная конструкция не пугала красавиц. Она имела небольшой вес, плотно облегала голову и не слетала. Веер крепился с помощью лент. Гребень надевался на сетчатую шапочку, в которой прятали волосы. Поверх короны еще иногда накидывали платок из шелка или шерсти.
Кокошник можно легко сделать своими руками и сейчас. Например, ребенку для маскарадного костюма. Просто, недорого и очень красиво. Выше можно посмотреть небольшой мастер-класс, а ниже кратко описана схема работы выглядит так:
Национальный символ
Кокошник прочно укоренился в русской культуре, как никакой другой головной убор — будь то кичка, повой или сорока. Даже прогрессивные меры Петра I не смогли вытеснить из крестьянского обихода привычную одежду. В глубинках их продолжали носить кокошники и сарафаны. Позже народный символ поддержала Екатерина II, позировавшая в такой короне для портретов. Затем подхватил идею придворного платья с кокошкой Николай I.
После революции народные костюмы уже никто не носил, но на этом история русского кокошника не закончилась. В начале XX столетия его прообраз шагнул в Америку и Европу, воплотившись в виде новомодной диадемы — тиары. Кстати, их до сих пор продолжают использовать невесты как дополнение к свадебному наряду.
Русские народные кокошники превратились в настоящий национальный символ. Болельщики на чемпионате мира по футболу в 2018 году наряжались именно в кокошники. Они стали своеобразной эмблемой, трендом события. Посмотрите их фотографии. Очень колоритно выглядят на фоне толпы.
Заключение
Возрождение исконно русской культуры сейчас активно поддерживается. Праздники, концерты, театрализованные представления в народных традициях находят большой интерес у жителей не только нашей страны.
Становится модной одежда в национальном стиле. Дизайнеры часто используют в отделке русские узоры, вышивку. Будет не удивительно, если женские шапочки в стиле кокошников вскоре тоже станут популярными среди модниц.
Как выглядит кокошник русский народный
Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.
Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.
Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.
Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».
В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».
У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».
Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.
Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.
Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.
Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».
В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».
У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».
Кокошник: от седой старины и до наших дней
Думаю, не раз кто-то на сцене, кто-то на экране телевизора видел этих красавиц. Роскошные наряды, чудесные головные уборы. Кокошником называются эти головные уборы.
Кокошник. Такое звонкое слово, как коклюшки! Что же это такое — кокошник? Стало интересно.
Вот что я узнала и чем хочу с вами поделиться.
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Если обратиться к справочникам, кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Женщины полностью прятали волосы под головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя. В старину кокошник носили только замужние женщины. Часто поверх кокошника накидывали платок или фату. Примерно как здесь:
Но девушкам тоже обижаться не приходилось — их головные уборы были не менее богатыми и красивыми. При этом коса — девичья краса и часть макушки всегда оставались открытыми.
Северно-русская (Новгородская, Архангельская губ.) «коруна». Девичий, часто свадебный головной убор. Сажение по бели. Надевался обычно поверх праздничной парчовой «повязки» (Из коллекции Н.Л. Шабельской)
Ф. Будкин. Девушка у зеркала
История кокошника полна тайн и загадок. Кокошник известен со времен Древней Руси. Однако точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку, встречается некое подобие кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.
В XIX в. он бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской среде.
Владимирско-Нижегородский кокошник
Средина 19-го века. 17.8 x 104.1 см. Шёлк, стекло, металлическая нить, полудрагоценные камни, жемчуг, хлопок (Из коллекции Н.Л. Шабельской).
Калужский кокошник.
Средина 19-го века. 21.6 x 105.4 см. Шёлк, жемчуг, металлическая нить, хлопок, бумага. (Из коллекции Н.Л. Шабельской)
Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили кокошник. Изготавливался кокошник на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
Женский образ в старинном русском головном уборе — кокошнике много показан на полотнах живописцев.
Дрождин Пётр Семёнович. Портрет купчихи в кокошнике
Портрет императрицы Александры Фёдоровны
Портрет Марии Яковлевны Строгановой
Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу. Характерной чертой этого головного убора является гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», «сорока».
Кокошник, 2-я половина 19 века, Олонецкая губерния
Златоглав — женский головной убор. Курская область. XVIIIв
Женский головной убор. Вологодская губерния, XVIII в.
Ткань для кокошника вышивали золотом, серебром и жемчугом, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Они имели матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Кокошники считались большой семейной ценностью.
К. Е. Маковский. Боярышня у окна (с прялкой).
Николай Неврев. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный
Михаил Врубель. Царевна-лебедь
Константин Егорович Маковский (1839-1915). Боярыня у окна
Маковский К.Е. Царевна
К. Маковский. Русская красавица в кокошнике
В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике
К. Маковский. Грустная княжна
Маковский К.Е. Чарка мёда
Маковский К.Е. Княгиня под венец
К. Е. Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент-оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности.
Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды.
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».
Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил боярышням носить кокошник указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.
Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.
Во 2-й половине ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники».
Кокошники, в которых блистали аристократки на этом балу, впоследствии послужили образцами для копирования в кустарных работах русской эмиграции, поскольку многие участники этого события стали беженцами. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды — придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира.
Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников.
.
Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник.
Кокошник оставался элементом русского сценического костюма. Он был неким символом России на протяжении долгих лет. Кокошники можно было увидеть и в кабаре, и на концертных представлениях. Особую роль играл Государственный хореографический ансамбль танца «Берёзка», сценические костюмы которого воплотили в себя все идеи предшествующих веков — от Екатерины до советских костюмеров-сказочников.
А прекраснейшие кокошники на актрисах в советских сказках! Это и Царевна-лебедь, и Снежная королева, и Царевна Несмеяна, Хозяйка медной горы.Такие изумительные костюмы могли придумать только мастера-костюмеры, основываясь на истории кокошника, имея перед глазами самые изящные образцы этого головного убора.
«Кащей Бессмертный»
И даже в современной моде кокошник обыгрывают законодатели мод.
Один из костюмов принцессы Амидалы («Звёздные войны») — золотой дорожный костюм — основан на русском народном костюме с кокошником.
В современной культуре кокошник является атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.
Все эти сведения я почерпнула из интернета. Там же есть масса интереснейших фотографий, которые вы можете увидеть, если я вас заинтересовала темой русского женского головного убора под названием кокошник.