Как выглядит лифт в шахте
Конструкции и устройство лифтовых шахт
Железобетонные шахты пассажирских и грузопассажирских лифтов – объемные блоки, собираемые из плоских элементов в специальных кондукторах, которые обеспечивают точность изготовления с соблюдением требуемых допусков. Сборка осуществляется сваркой закладных деталей. Такие ЖБИ применяют при строительстве многоэтажных зданий жилого, общественного и производственного назначения.
Назначение шахты лифта
Лифтовая шахта представляет собой полностью или частично огороженное место, расположенное от приямка до перекрытия. Она обеспечивает безопасность помещенного в него лифтового оборудования, к которому относятся: кабина, противовесы, гидроцилиндр, направляющие для кабины. Использование сборных железобетонных лифтовых шахт ускоряет возведение объекта и позволяет оперативно подготовить здание к монтажу подъемного оборудования.
В зависимости от типа перевозимого груза лифты и предназначенные для них лифтовые шахты разделяют на следующие типы:
Особенности устройства лифтовых шахт
Данные ЖБИ изготавливаются из тяжелых мелкозернистых бетонов высокого класса прочности. Габариты шахт лифта – стандартизированные: ширина – 1800 мм, длина – 12950 мм, высота – 490-3290 мм, ее конкретная величина выбирается в зависимости от места монтажа объемного блока. Толщина боковых стен – 120 мм, торцевых – 100 мм.
В конструкцию сборных шахт лифта входят:
В блоках предусмотрены закладные элементы, позволяющие крепить направляющие кабин, двери, противовесы. Предел огнестойкости дверей шахт лифтов – не ниже EI 30, а в строениях высотой более 28 м – не ниже E 30. Безопасность эксплуатации повышает устройство вентиляционной системы. Система вентиляции шахты лифта, включающая оборудование для тепло- и дымоудаления, помогает предотвратить пожароопасную ситуацию. А если пожар уже возник, формирование воздушного подпора создает условия для эвакуации людей. Для уличных лифтовых шахт важным моментом является устройство системы отопления. Поддержание температуры внутреннего пространства выше +5°C не только обеспечивает комфортную эксплуатацию подъемного оборудования, но и повышает срок его службы.
Технологии сборки
Монтаж элементов шахты лифта осуществляется одним из трех способов:
Способы шумоизоляции лифтовой шахты
В строящихся зданиях шум от лифтового оборудования часто беспокоит жильцов больше, чем в домах старой постройки. Это связано со следующими факторами:
Снизить уровень шума от лифтового оборудование позволяет проектирование и эксплуатация шахт согласно требованиям СНиПов и других нормативных документов. В соответствии с ними шахты и машинное отделение должны размещаться на максимально возможном удалении от жилых комнат и не могут располагаться смежно с ними. В рамках общестроительных мероприятий необходимо проводить специализированные работы по обеспечению вибро- и шумоизоляции. Это:
Эксперт по снабжению бригад строительными материалами.
Контроль выполнения строительно-монтажных работ, соблюдения качества и сроков. Снабжение монтажных бригад строительными материалами и оборудованием. Работа с проектной документацией, журналами работ и прочей сопроводительной документацией.
Лифтовая анатомия: как устроена шахта
С шахтой лифта каждый из нас знаком не понаслышке: именно ее мы видим первой, когда заходим в лифтовой холл, по ней перемещаемся на необходимый этаж. Но мало кто знает, как она устроена изнутри. Давайте разбираться.
Шахта представляет собой пространство, в котором перемещается кабина лифта, а также противовес и (или) другие уравновешивающие устройства кабины. Она всегда отделена от других помещений (лестниц, примыкающих площадок) стенами, перекрытием и полом или расстоянием, необходимым для обеспечения безопасности. Шахта может быть как полностью, так и частично огражденной, иметь сплошное или сетчатое ограждение.
Именно в шахте располагается большая часть лифтового оборудования: кабина, грузовой противовес; тяговые канаты или цепи, передающие тяговое усилие от подъемного механизма к кабине; натяжное устройство каната ограничителя скорости и сам канат; пружинные буфера, которые не дают кабине опуститься ниже крайней этажной площадки; направляющие, по которым передвигается кабина; кабель и уравновешивающие элементы, а также система освещения и электрооборудование. Помимо этого, на каждом этаже располагаются порталы с дверями шахты.
На нижнем этаже здания лифтовая шахта не заканчивается, она опускается немного ниже края этажной площадки и образует приямок, в котором размещены буфера, упоры кабины и противовеса, натяжное устройство ограничителя скорости. Такая же ситуация наблюдается и наверху: между верхней посадочной площадкой и перекрытием находится, так называемый, верхний этаж. В лифтах более ранних моделей в этой зоне установлен концевой выключатель, который служит для размыкания цепи питания подъемного механизма в случае возникновения неисправности и непредвиденного движения кабины выше уровня верхней площадки.
По своему устройству шахты лифта могут быть глухими — огражденными со всех сторон — или приставными. Первые конструируются, как правило, внутри здания. Шахты приставных лифтов проектируются снаружи здания, часто из стекла. Такие конструкции широко используются в старых домах, где изначально не предполагалось установки лифтового оборудования. Однако в последнее время приставные лифты находят свое воплощение во многих архитектурных проектах и служат, в том числе, как декоративный элемент.
При изготовлении каркасов лифтовых шахт, в зависимости от местных условий, могут применяться различные материалы: сталь, железобетон, кирпич, камень. Чаще всего направляющие элементы для кабины и противовеса крепят к металлическому каркасу, кирпичным или бетонным стенам. В приставных лифтах несущие конструкции каркаса монтируются к стене здания с помощью кронштейнов.
Пользуясь лифтовым оборудованием, мы можем увидеть только внешнюю часть шахты, что обусловлено принципами безопасности. Тем не менее, в попытках приоткрыть завесу тайны, многие пытаются изучить ее изнутри. СП «ПРАКТИКА» напоминает, что делать это строго запрещено, так как подобные действия могут привести к ряду серьезных травм. Даже в случае застревания не пытайтесь выбраться самостоятельно по примеру суперагентов из фильмов. Это не только увеличит время, необходимое на устранение неполадок специалистами, но и крайне опасно для вас. В остальных случаях, повода для беспокойства нет: по статистике при соблюдении правил пользования лифты являются самым безопасным транспортом в мире.
Устройство лифта
Обязательным компонентом инженерного оснащения любого многоэтажного здания является лифтовое оборудование. Его применяют в жилых многоэтажках, гостиницах, общественных и офисных, коммерческих и других зданиях. Главное требование к современному лифту — обеспечение быстрой транспортировки пассажиров и грузов с соблюдением норм безопасности и обеспечением комфорта. Понимать, как устроен лифт в многоэтажке, и знать принцип его работы нужно не только специалистам. На базовом уровне эти знания необходимы и собственникам зданий, и самим пассажирам.
Конструкция лифта
В современных зданиях могут использоваться подъемные устройства разных типов. При этом общая конструкция лифта принципиально не меняется. Она включает такие узлы и элементы:
Кабина подвешивается на стальных канатах, перекинутых через шкивы. К противоположным концам канатов подвешивается противовес. Нужное количество используемых тросов и шкивов рассчитывается в зависимости от веса кабины и уравновешивающих грузов, от грузоподъемности лифтового оборудования и других факторов. Приводной механизм (обычно на основе электродвигателя) вращает шкивы по команде системы управления. В результате кабина лифта опускается или поднимается, в зависимости от направления вращения системы шкивов. При этом противовес движется в обратном направлении.
Использование противовеса позволяет значительно уменьшить мощность электродвигателя, поскольку основная часть работы по подъему или опусканию лифта производится благодаря действию силы тяжести. Движение осуществляется по вертикальным направляющим из высокопрочного стального профиля. Это исключает раскачивание кабины и ее смещения при подъеме или опускании — она перемещается строго по вертикали.
Для размещения приводного механизма и системы управления в здании оборудуется машинное отделение. Основу привода составляет асинхронный электродвигатель. Вращение на шкивы с заданной частотой передается через передаточный механизм. Оборудование для управления размещено в установочном шкафу. Коммутация управляющей системы с панелью, установленной в кабине, обеспечивается при помощи гибкого кабеля. Также органы управления выведены на пульт дежурного оператора.
Разновидности лифтов
По функциям и назначению применяемые сейчас лифты делят на три основные категории:
Тип лифта определяет его технические параметры и конструктивные особенности. Так, грузоподъемность грузовых моделей значительно выше по сравнению с пассажирскими. Они оснащаются не менее чем 2 шкивами и более мощным двигателем.
Для оснащения лифтов может использоваться электрический или гидравлический привод. Более распространен электропривод. Сегодня часто используются усовершенствованные конструкции приводных механизмов с компактными электромоторами. Такие моторы крепятся непосредственно в верхней части шахты на специальной силовой раме или монтируются на направляющих. Это делает конструкцию более компактной и позволяет отказаться от машинного отделения, что упрощает и удешевляет монтаж.
В зданиях, где требуется увеличенная пропускная способность, можно использовать лифтовую систему Twin. Она обеспечивает независимое перемещение двух кабин по общим направляющим в одной шахте. Каждая лифтовая кабина комплектуется отдельным электроприводом, шкивом и системой противовеса. В жилых высотках эти системы не получают применения. Их используют в зданиях, где есть два или больше основных этажей для посадки пассажиров, например, первый этаж, паркинг и т. д. В том числе система Twin может использоваться в торговых комплексах, бизнес-центрах, других здания, которые характеризуются повышенным лифтовым трафиком.
Лифт с гидроприводом имеет особую конструкцию. Движение кабины в нем осуществляется в результате поступательного перемещения штока гидравлического цилиндра. В такой системе не требуется использование противовесов. Эксплуатация лифта с этим типом привода допускается при высоте не более 20 метров. Гидропривод потребляет значительный объем масла. К его плюсам относится сравнительно небольшой вес, что снижает нагрузки на здание. Конструкция отличается универсальностью и позволяет монтировать лифты без оборудования шахты, использовать кабины разной формы сечения, с возможностью устройства выходов на смежных сторонах лифта. Важный плюс конструкции с гидроприводом — необходимость расхода энергии только во время подъема. Это делает эксплуатацию лифта более экономичной.
Характеристики лифтового хозяйства
Основными техническими параметрами, которые характеризуют эксплуатацию лифта, являются:
Нормативными документами, которые регламентируют требования к характеристикам лифтового оборудования, являются ПУБЭЛ (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и профильные ГОСТы. Они же регламентируют требования по обслуживанию лифтового хозяйства.
К числу ключевых характеристик относятся скорость и грузоподъемность лифта. Скорость бывает нескольких видов.
Номинальное значение скорости производитель указывает в инструкции к подъемному оборудованию. Она предусматривается в оптимальных эксплуатационных условиях для конкретной модели лифта. Обычно ее значение составляет от 0,18 до 4 м/с. Для оснащения высотных зданий используются скоростные лифты со значением номинальной скорости 9,5 м/с и выше. При значительном числе этажей, например, в небоскребах и высотных башнях, часто применяют экспрессную систему. Она предусматривает, что скоростные лифты при подъеме начинаются останавливаться только с определенного этажа, например, с 10-го. Ниже этого уровня работают обычные лифты со стандартным номинальным значением скорости.
Рабочей считают такую скорость, с которой по факту двигается кабина в существующих условиях на конкретном объекте. Значение зависит от фактической нагрузки, уровня сетевого напряжения, состояния механических узлов, действующего в них трения и других критериев. Таким образом, на рабочую скорость влияет состояние конструкции лифта, соблюдение требований по его эксплуатации и обслуживанию. Положениями ПУБЛЭЛ предусматривается, что рабочая скорость не должна отличаться от номинальной больше чем на 15%.
Предельной называют скорость кабины, при которой предусматривается срабатывание стопорящих устройств системы безопасности — ловителей или парашютов, останавливающих кабину. Устройства безопасности лифта не должны допускать разгон кабины выше предельного значения.
Перед подачей на заданный пассажиром этаж кабина должна двигаться с остановочной скоростью. Ее значение уменьшено по сравнению с рабочей, чтобы исключить резкую остановку, представляющую для пассажиров опасность или дискомфорт. В лифтах старого образца задается два значения скорости. Основную часть маршрута лифт проходит с рабочим значением скорости, а перед остановкой переключается на остановочную. Современные модели используют плавную регулировку с помощью частотных электронных регуляторов. Они плавно наращивают обороты двигателя при старте и плавно снижают их перед остановкой кабины. Такой режим более комфортен для пассажиров. Кроме этого, уменьшается износ, и увеличивается срок службы двигателя.
Грузоподъемность — предельная допустимая по паспорту масса перевозимого в лифте груза. Эта величина указывается без учета собственной массы самой кабины и ее дополнительного оборудования. Грузоподъемность стандартных пассажирских моделей обычно составляет 400 кг. Для комплектации новых жилых комплексов широко используются пассажирские модели лифтов увеличенной грузоподъемности. Так, популярны модели, которые могут работать с загруженностью до 630 кг. Грузопассажирские лифты обычно адаптированы на нагрузку до 1 тонны, а грузовые — до 5 тонн.
Обеспечение безопасности лифтов
Конструкция эксплуатируемого подъемного оборудования должна обеспечивать его функционирование с безусловным соблюдением норм безопасности. Поэтому при проектировании, изготовлении и монтаже должны учитываться все риски, которые могут возникать во время работы.
Значительное внимание уделяется пожарной безопасности. Это связано с тем, что пассажиры пребывают в замкнутом пространстве малого объема, которое не могут быстро покинуть. Поэтому сама кабина и ее ограждающие элементы должны выпускаться из материалов, не поддерживающих горение и не выделяющих токсины при нагреве. Лифты необходимо оборудовать огнестойкими дверями.
Современные модели лифтов комплектуются специальными приспособлениями, которые при отключении электроснабжения в здании выполняют автоматическую подачу кабины на ближайший к месту аварийной остановки этаж и открывают двери. Это позволяет быстро эвакуировать пассажиров.
Кроме этого, конструкция должна обеспечивать защиту от таких видов угроз:
Аварийное падение кабины лифта предотвращаются особые устройства — ловители. Они обеспечивают плавную остановку при превышении скорости кабины предельного значения. Для защиты от удара применяются амортизаторы. В случае межэтажной остановки специальное оборудование надежно фиксирует кабину и открывает двери. Это позволяет пассажирам безопасно покинуть лифт. Кроме этого, персонал, который обслуживает лифтовое хозяйство, обязан принимать меры по освобождению людей в подобных случаях. Размеры кабины рассчитываются таким образом, чтобы она не могла вместить больше людей, чем можно перевозить по ограничениям грузоподъемности. Кроме этого, в случае перегруза блокируется запуск лифта.
Чтобы исключить зажим человек дверями, предусматривается автоматический контроль их открывания-закрывания при помощи инфракрасных датчиков. Если в проеме находится человек, они блокируют закрывание дверей. Кроме этого, специальные устройства не позволяют дверям открыться, если лифтовая кабина не подана на этаж.
Оснащение кабины
Ключевым элементом конструкции лифта можно назвать кабину. Ее комплектация и оснащение прямо влияет на комфорт перемещения пассажиров и их безопасность. В кабине монтируют устройства управления и связи.
Наиболее распространены лифтовые кабины с раздвижными дверями. При установке в шахте небольшой ширины они могут иметь телескопическую конструкцию. Также для узких шахт могут предусматриваться распашные двери, открываемые вручную. Кроме этого, двери могут устанавливаться с двух сторон. Такие конструкции используются, если посадочные площадки размещаются спереди и сзади от лифтовой шахты.
Облицовка кабины современного лифта выполняется негорючими материалами. В том числе используются полированные лифты нержавеющей стали, которые могут иметь декоративное напыление разного цвета, стеклянные и зеркальные панели и другие материалы. Пол отделывается специальной антискользящим прорезиненым покрытием, искусственным камнем, другими видами напольных покрытий, стойких к износу. Дополнительно в кабине часто выполняют установку поручней.
Оборудование для освещения, вентиляции и экстренной связи с представителями службы лифтового сервиса обязательно входит в комплектацию кабины. Стандартно они комплектуются кнопочной панелью управления и табло с указателем этажа. В зданиях общественного, коммерческого, офисного назначения с большой проходимостью могут использоваться специальные системы предварительного автоматического планирования и управления трафиком лифтов. В этом случае в кабине не устанавливают управляющую панель. Пассажир выбирает нужный ему этаж при вызове лифта. Такие системы устанавливают в строениях высотой не менее 15 этажей, в которых одновременно функционирует 4 и более лифтов. Их применение повышает пропускную способность, уменьшает износ и расходы на обслуживание оборудования, увеличивает общую эффективность работы лифтов.
Клуб почемучек. Как работает лифт?
В лифте |
В этом доме лифт есть |
Станция управления лифтами (фото из Википедии) |
Кнопочный аппарат лифта. Не очень красивый, правда? Так и хочется сказать: «Люди, не будьте свиньями!» |
Действующая модель лифта 🙂 |
Датчик этажей крупным планом |
Надеюсь, Мишу устроит мой ответ на его вопрос:)
30 комментариев:
Спасибо, Алена:) Как, наверное, было интересно изучать лифтовое хозяйство «изнутри». Я бы хотела хоть одним глазком посмотреть:)
Таня, класс! Спасибо огромное) Сегодня с Мишей будем строить лифт))
PS уже пятница?! что-то я отстала от жизни))))
Я рада, что тебе понравилось:) Играйте на здоровье!
Ты уже не первая мама, которая пятницы определяет по выпускам «Клуба почемучек»)))
Потрясающе. Я хоть не ребенок, но мне было ооочень интересно читать:)
Спасибо:) Все мы в душе любопытные дети:)
И я однажды ключи в приямок роняла, когда девочкой была. Лифтер лифт чуть приподняла, а я под него залезала ключи доставать:)
Таня, как всегда супер! Лифт наша любимая игрушка. Ребята обожают кататься на нем =)
Спасибо:) А мои побаиваются с непривычки:)
Игрушечный лифт великолепен, спасибо за визуализацию! Потрясающее развивающее занятие получилось!
Здорово! Спасибо за полезную информацию))) татьяна, а наш ответ еще не готов?
А ваш ответ будет как раз в эту пятницу:) Не пропустите:)
Ой, будем ждать))) Спасибо))))
Таня, как интересно, спасибо большое! Так все понятно написано! Особенно понравилось, как вы придумали датчики этажей сделать! 🙂
Александр, я к школе «Твой старт» и к любой другой подобной школе отношения не имею. Самоучка:) Но пообщаться всегда можно:)
Татьяна, Вы молодец! Мне понравилось)) С уважением, начальник участка технического обслуживания лифтов ООО СП «Ставрополькрайлифт» Алексей Вдовин.
Огромное спасибо! Мне так лестно услышать отзыв от человека, который действительно разбирается в вопросе!
Спасибо:) Рада, что понравилось 🙂
К сожалению, «шагнуть в пустоту» реально. Был такой случай.
Всё правильно. У внешних дверей нет своего привода и из механики у них только замки. Они открываются дверями кабины. Когда те начинают открываться, они с помощью специальных выступов захватывают и открывают и внешние двери шахты. Внешние двери электромеханики могут открыть специальными ключами вручную. Сверху двери для этого есть специальные «замочные скважины».
Простите, но неподвижный блок никогда не даёт выигрыша в силе, а лишь меняет её направление! Вот если бы блок был установлен на кабине, т.е. был бы организован простейший полиспаст, тогда да. Насчёт же противовеса- всё верно!