Как выглядит морской узел картинки
Как вязать узлы: виды морских узлов + схемы
Содержание:
Как-то я вычитал в одной книжке — все основные узлы, известные нам, использовал еще человек каменного века. С тех пор прошло много столетий, и даже тысячелетие минуло отнюдь не одно, число узлов, известных специалистам, достигло тысяч и, тем не менее, каких только чудес и изобретений не увидишь, когда возникает у современного человека необходимость соединить две веревочки или привязать веревочку за палочку или гвоздик! Напутывается веревки, больше, чем остается, и, тем не менее, все ползет и отваливается, а когда возникает потребность распутать то, что мы сами и наплели, то без топора задача оказывается крайне трудно решаемой, и мы прибегаем к известному способу, тоже не вчера родившемуся.
Но в мирной жизни, то есть нашей повседневной жизни, от качества спутанного нами клубка редко зависит жизнь наша, или жизнь товарища, иная картина в походе. Но, надеюсь, что человек попавший хоть раз в полевые условия, даже просто полевые, необходимость ликвидации своей безграмотности узловой осознает довольно быстро, возвращается к мирной жизни и начинает искать книжки. Проявив некоторую настойчивость, он их находит, как правило, это либо книги по морскому делу, либо книги связанные с альпинизмом. В любой из них, даже самой простенькой, под сотню самых разных узлов, по способам вязки по назначению и внешнему виду. Если берется несколько книг, то число названий узлов резко возрастает, число самих узлов, правда, больше может и не стать, так как каждый, почти, узелок имеет два, три, а иногда и больше названий.
Каждый автор отбирает те имена, которые ближе к его сердцу и разнообразие сочетаний стремится к бесконечности. Но даже не это самое главное, самое главное, что каждый создатель книги дает свои любимые узелки, называет их «объективно, самыми лучшими и надежными». Таких оценок столько же, сколько и авторов. Простому смертному, впервые попавшему в это море названий и переплетений, разобраться с этим почти невозможно, так как завязать все узелки он, конечно же, сможет, если захочет, а вот испытать каждый.
Собственно, вот это разнообразие проблем и вызвало во мне желание написать то, что вы сейчас читаете. Я не могу себя причислить к крупным знатокам узлов, мои знания в этой области сводятся к пяти — шести прочитанным книгам, сам я распознаю около сотни узлов, вяжу, почти не задумываясь, около полусотни. Но однажды я сел и задумался: а сколько и каких узелков я использую в реальной, походной обстановке?
Собственно, так и появился тот набор, который я предлагаю ниже. Он, естественно, может вызвать шквал совершенно заслуженной критики, там не хватает не только отдельных, очень популярных узлов, но нет даже целых классов узлов, таких как узлы укорачивания снасти, или штыков. Я приношу, конечно, свои извинения, но не пользуюсь я штыками! Ну, не приходилось мне за последние десять лет укорачивать веревку специальным узлом!
Вообще, мне хотелось бы, чтобы тот набор, который я здесь выложил, воспринимался, как стартовый, минимально необходимый. Я очень надеюсь, что человек освоивший этот десяток, как ребенок научившийся читать по слогам, встречая новые узлы, будет добавлять их в свою коллекцию и через некоторое время сможет сформулировать и представить список своих любимых узлов, который, скорее всего, будет серьезно отличаться от изложенного мной.
↑ Базовые названия
Итак, начнем. Первый вопрос, который нам необходимо решить это вопрос терминологии. Термины, за исключением некоторых общих для всех, очень сильно разнятся. Практически нельзя найти двух книг в которых бы они все совпадали, поэтому не удивляйтесь, встретив совсем другую азбуку в каком-то другом издании.
Первый существенный вопрос, концы веревки. Известно, что у веревки, как и у палки, два конца — один котором вы собираетесь вязать, второй либо где-то далеко, либо уже привязан, к чему-нибудь. Собственно этим они различаются. Соответственно, тот, который нам не доступен, или мы его назначили недоступным, будет называться коренным концом, а тот, который будет принимать участие в вязке назовем ходовым концом, так его назвали задолго до нас, это термин устоявшийся и привычный, не вижу смысла придумывать свой.
Далее, по терминам: что такое петля открытая, петля закрытая и полуузел хорошо видно из рисунка, на словах это объяснить существенно сложнее, поэтому постарайтесь, этот рисуночек все же скачать. Тем более, что уже здесь могут начаться разночтения с другими авторами.
Немного сложнее с элементами узла изображенными в правой части рисунка. Здесь уже все совсем разбредается, поэтому мы все-таки договоримся так :
↑ Узел Марка
Марка, стадия 1
Марка, стадия 2
Марка, стадия 3
Марка, готово
До того как мы начнем разбирать основные узлы мне хотелось представить вам сначала один специфичный узелок — Марка. Предназначен, в основном, для того, чтобы закрепить волокна на конце троса или скрепить концы веревок, против случайного развязывания. Марок, как и других узлов, вагон и маленькая тележка, вариант узла, который я вам представляю, видимо, простейший и в этом, видимо, ее главное достоинство, так как повышенной надежностью она не отличается, хотя вязочки для рамы с марочками на концах служат не в пример дольше, чем без таковых.
Завязать такую марку сложности не представляет. Первым этапом укладываем петлю вдоль кончика веревки петлей к концу, после чего накладываем с натягом шлаги вокруг веревки и поверх сформированной нами петли. Число витков не принципиально, в основном определяется толщиной нити, но, как правило, по длине марочка составляет полтора — два диаметра обрабатываемого конца. После того, как мы приблизились к кончику, закладываем ходовой конец в петлю и затягиваем его под наложенные витки. Перекрестье веревок должно быть приблизительно посредине марки, после чего торчащие концы ниток обрезаем.
↑ Узел Прямой, Рифовый, Затянутый рифовый
Первым из основных узлов рассмотрим узел Прямой. Если не считать восьмерки, с которой мы познакомимся ниже, это единственный узел, который не имеет второго имени. Уже у рифового есть какие-то другие названия, я их просто не помню, но встречал. Узел самый известный и, возможно поэтому, один из самых скандальных. Достоинство узла — его простота: два направленных навстречу друг другу полуузла, которые образуют две взаимно проникающие открытые петли.
Недостаток: ползет под нагрузкой, особенно на современных синтетических (читай — скользких) веревках, или если применен неправильно.
Назначение: стягивание двух концов веревки при необходимости что-то затянуть, например, притянуть рюкзак к раме, увязать какой-то сверток. Собственно отсюда появился
Рифовый узел. Его изначальное назначение увязывать часть паруса для уменьшения площади. Прямой, как и рифовый, с этой задачей справляется образцово, но паруса нужно не только увязывать (брать рифы), но и быстро отпускать при ослаблении ветра, поэтому у рифового, в отличие от прямого, появилась еще одна петля, что хорошо видно на рисунке. При формировании второго полуузла один из ходовых концов просто складывается вдвое, тогда получаем эффект бабушки Красной шапочки: дернешь за веревочку.
Но всегда ли это хорошо? За веревочку в походе может дернуть и веточка. Тогда и появилось следующее усовершенствование этого узла: ходовой конец, который не участвовал в образовании дополнительной петли, закладываем в эту самую петлю. Все стягиваем, и получаем маленький аккуратный узелок. Этого последнего узла я в литературе не встречал, поэтому правильного его названия не знаю, мы его называем Затянутый рифовый. Затянутый рифовый у нас применяется для подвязки гондол к раме, не один конечно, а в комплекте с другими узлами, но он завершающий.
↑ Узел Восьмерка
Следующий узел Восьмерка. Классика, вяжется намного проще, чем это можно описать. Изначальное назначение узла — утолщение троса, и работает он в этом назначении великолепно, но главное его достоинство конечно же не в этом, можно подобрать и другой узелок, который справится с задачей утолщения троса не хуже, его достоинство в том, что он является основой несметного числа других узлов самого разного назначения.
Например: Встречная восьмерка, применяемая для связывания двух тросов. К достоинствам можно отнести то, что узел получается относительно компактным, соединение двух тросов считается очень прочным, этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. К недостаткам можно отнести то, что узел несколько «коряво» вяжется. Сначала на одном из концов вяжется восьмерка, потом вторым концом узел повторяется в обратном направлении, то есть, ходовой конец входит в восьмерку со стороны ходового конца первого троса, повторяет полностью путь первого троса, а заканчивает со стороны коренного конца первого троса.
Или второй пример Огон восьмеркой: Огоны, это класс узлов, образующих небольшие петли на конце веревки или троса. Достоинство узла в том, что вяжется очень просто — восьмерка завязанная петлей, если необходимо завязать огон вокруг, чего-либо, то сначала вяжется восьмерка, а потом она повторяется так же как во встречной восьмерке. Очень часто на огон накладывается марочка из ниток, для того чтобы узел случайно не развязался. Делается это только в том случае, если огон вяжется для постоянного использования. Я, например, задаю таковой на конце морковки, так как с огоном на конце частенько ее крепить оказывается проще, а завязать булинек или буксировочный и огон помешать не может.
↑ Узел Булинь
Следующий классический узелок — Булинь. Мне иногда кажется, что если человек знает три морских узла то, среди них обязательно будут прямой, восьмерка и булинь. Описывать как он вяжется по-моему не стоит по той простой причине, что способов его завязывания — «мильен». Но суть узла от того, каким способом вы его завязали, не меняется, его работа тоже.
Единственное что существенно, это то, как узел будет выглядеть в готовом виде, а так как этот узел чаще всего применяется для обвязывания самого себя, любимого, когда надо как-то закрепиться, например, для страховки за веревку, то я и изобразил его несколько нетрадиционно.
Вообще-то булинь это представитель класса незатягивающихся петель, и саму петлю, которая уходит вам за спину, я рисовать не стал, все равно не видна. Зато узел в том положении, в котором вы будете на него смотреть, когда он будет готов после того, как вы обвяжетесь. Небольшой бесплатный совет: петля должна быть на вас затянута, как можно туже и поднята под самые подмышки, только в таком варианте она сможет помочь, если вам вдруг придется ее использовать для спасения своей драгоценной шкурки.
В целом, применение узла намного шире. Его применяют везде где не попадя, и почти везде он работает вполне достойно, но иногда отдает сдачу за неправильное применение. Как правило, состоит она в том, что при использовании под нагрузкой, превышающей оптимальную для данного диаметра веревки, булинь отказывается раздаваться. В случае если вы сорвались и узелок вам спас жизнь, то веревка уже все равно идет на списание и не так жалко, а вот если вы на этом булине на шестерке зачалили четверку, то есть рывков не было, веревка вполне годная, то резать ее будет обидно. Но здесь деваться некуда, это плата за простоту узла. Спасти веревочку, конечно, можно с помощью нока — специального деревянного или металлического стержня который особым образом ввязывается в узел, но это тема для отдельного разговора, которую сейчас затрагивать не хотелось бы.
↑ Узел Выбленка, Констриктор, Киповый
Теперь следующий узелок из серии классики с огромным количеством развитий и продолжений, но узел, видимо, менее классический, чем, скажем, восьмерка или прямой, у тех по одному имени, а у этого их уже не менее двух Выбленочный или Стремя. Как большинство классических узлов, прост до безобразия: две направленные на встречу друг другу закрытые петли. Достоинства: прост, очень хорошо держит под постоянной нагрузкой, очень легко раздается, можно затянуть очень сильно, не портит веревку.
Недостаток — ползет под нагрузкой рывками. Я его чаще всего применяю при обвязке рамы, но, как говорилось выше, применений огромное количество, как и у всякого узла проверенного временем и.
Но главное, что, как восьмерка и прямой, он родоначальник целого семейства узлов. Например, стоит нам сформировать полуузел под обносом, охватывающим обе закрытые петли, и мы получаем узел под красивым и гордым иностранным именем Констриктор. Слово constrictor, в переводе с английского, имеет значение — удав обыкновенный, что полностью оправдано. Узел действительно затягивается насмерть, и развязать его почти невозможно. Кстати, есть еще один узел у которого одно из названий Удав, он очень мало отличается от констриктора, но, тем не менее, это все же другой узел. Очень удобно, когда что-то необходимо соединить насмерть, но стоит заложить ходовой конец в полуузел петлей и мы получаем новый узел с благородным иностранным названием Киповый, но если знать, что кипа это мешок, то узел сразу свое благородство теряет, зато приобретает назначение — завязывать мешки!
↑ Узел Шкотовый
Теперь перейдем к узлам, которые я использую для привязывания веревки к чему-нибудь, например надо завязать тесемочку к углу тента. Использую я для этого узел под названием Шкотовый.
Кстати, хотелось бы сразу обратить ваше внимание на сродство, похожесть некоторых узлов, сравните шкотовый и булинь и найдите сколько-то отличий, не думаю, что вам удастся найти их много, даже если у вас очень богатое воображение.
Легко можно догадаться, что узел изначально предназначался для крепления шкота к парусу, если, конечно, знать, что такое шкот. Но не всем выпало счастье ходить под парусом, о чем я искренне сожалею, поэтому стоит пояснить, что шкот, это та веревка, которая парусом управляет и его натягивает, то есть набивает. На углу паруса, находится петля-огон, за которую именно этим узлом веревка и крепится. С таким же успехом этот узелок будет работать и на любой другом огончике, но не только, этот узел — способ крепления за более объемный конец, держит настолько надежно, что шкотовый даже рекомендуют для связывания двух веревок разного диаметра. Но даже этим не исчерпываются его возможные применения. Я очень часто применяю его, когда мне необходимо закрепить веревку, например, за угол тента, либо за угол любой другой тряпки. Единственное условие надежной работы шкотового узла, это то, что тряпка должна образовать более объемный конец, чем веревка, которую мы собираемся закрепить.
↑ Плоский узел
Теперь, собственно, можно вернуться к тому, с чего мы начали, к узлам, для связывания двух веревок. Трудно найти узел, который бы удовлетворял всем условиям: был прост и надежен, при этом не портил бы веревку да еще бы легко раздавался, настолько трудно, что, на мой взгляд, просто невозможно! Поэтому для этих целей их я использую несколько. Один из них Плоский узел. В классическом виде он представлен на рисунке. Ситуация довольно стандартна, описать словами, как вяжется узел намного сложнее, чем понять это, глядя на рисунок.
Способов его завязывания не меньше чем у булиня, а может и больше, так как переплетений в нем тоже больше. Узел скорее плетется, чем вяжется. Стоит отметить, что лучше всего он проявляет свои достоинства именно в том варианте, который представлен на рисунке, то есть с двумя марочками, которые прихватывают ходовые и коренные концы, в этом случае, прочность соединения не уступает самой веревке, некоторая сложность подготовки компенсируется сверхнадежностью. Если марки не положить, то он сформируется в небольшой узел, который не ползет ни под какой нагрузкой, но, в этом случае, он несколько ослабляет веревку. Относительная простота завязывания — взамен потеря надежности. Еще один момент, узел лучше всего работает на веревках близких по диаметру, что в реальной жизни встречается не каждый раз. Очень часто веревки приходится связывать какие придется.
Конечно же, можно воспользоваться встречной восьмеркой, что требует времени, или, скажем, шкотовым узлом, но если поторопишься и не до конца его сформируешь, может поползти и даже, хуже того, распасться. Но если больших нагрузок не предвидится, а веревки разного диаметра, или очень сильно отличаются по жесткости, либо очень скользкие, то можно воспользоваться Ткацким узлом.
Узел надежен и прост в завязывании, но серьезно ослабляет веревки, и он очень сильно затягивается.
↑ Буксировочный узел
Я для решения подобной задачи, как правило, использую узел под названием Буксировочный. К достоинствам узла можно отнести его потрясающую надежность и бережное отношение к веревке, кроме того, очень немаловажное достоинство, раздается под любой нагрузкой. В моей практике не один раз возникали ситуации, когда легкость развязывания узла спасала веревку от ножа.
По непонятным для меня причинам, при освоении этого узла, всегда возникает много проблем, хотя, на мой взгляд, это совершенно необъяснимо, ведь все так просто! Делаем полуштык, обносим ходовым концом коренной конец веревки, еще один полуштык в обратном направлении, теперь полуштык вокруг коренного конца, и в образовавшуюся у нас закрытую петлю (она образуется вокруг коренного конца) заводим сложенный вдвое ходовой конец! Все!
Честное слово, мне кажется, стоит какое-то время потренироваться и все же освоить эту премудрость, есть за что бороться. Небольшая справка, для того, чтобы не носить мешок с чалкой вокруг дерева, можно вязать узел петлей соответствующей длинны.
Собственно, основные узлы закончились, но в конце моего повествования мне хотелось бы поделиться парой узелков, которые мне частенько облегчают жизнь.
↑ Узел Пчелка
Для начала проводник — узел с небольшой петлей на средине веревки. Таких узлов много, и все они проводники, и, как вы видимо догадались, это тоже отдельный класс узлов. Проводники бывают крайне полезны, когда возникает необходимость, например, транспортировки вещей через переправу.
Выглядит этот узелок под названием Пчелка, так, как показано на рисунке, а вяжется очень просто: берем веревку за то место где, нам нужна петля, и проворачиваем дважды, чтобы у нас получилась фигура со следующего рисунка. Далее берем за верх петли и обносим веревку, как показано красной стрелочкой и продеваем через нижнюю петлю, затягиваем и получаем необходимый нам узелок который, готов трудиться на нас, как пчелка!
Как вязать морские узлы: 28 схем
Известно множество отличных узлов, используемых для разнообразных намерений. Понимание морских узлов пригодится не только на океанском лайнере, но и на парусной яхте, катамаране и прочих небольших суднах. Знать о них следует и туристам, частенько отправляющимся в дальние походы.
Что такое морские узлы и для чего они предназначены
Плетение морских узлов — целое искусство, появившееся еще в древности. Помимо моряков, обучиться ему следует всем, ведь этот навык может пригодиться в ежедневных трудностях и задачах. К примеру, все варианты штыков позволяют стремительно закрепить канат на стабильной опоре.
Морские узлы по праву считаются самыми крепкими и надежными
Преимущества морских узлов:
Морской узел должен завязываться чрезвычайно плотно и надежно, при этом должна оставаться возможность быстро его растянуть.
История морских узлов
Люди начали вязать узлы задолго до первой добычи огня и уж тем более до появления колеса. Делали их из волокон, стеблей или сухожилий животных. Таким образом закрепляли орудия труда, ограничивали в передвижении домашних животных, мастерили сети для рыбной ловли, придумывали первые лодки и хижины.
Распространенные в наши дни морские узлы обнаруживают даже на «кораблях мертвых» в древнем Египте — погребальных моделях лодок, возраст которых составляет больше 5000 лет.
Археологам удалось найти беседочные узлы на сохранившихся снастях корабля фараона Хеопса, а на одной из дверей, которая ведет в гробницу фараона Тутанхамона, — так называемый выбленочный.
С развитием мореходства техника плетения узлов получила еще большую популярность. Уже тогда начали создаваться первые системы узловых соединений для надежной фиксации корабельной оснастки.
Морские узлы чрезвычайно крепкие, поэтому их стали использовать не только моряки, но и люди разнообразных профессий. Узлы продолжают видоизменяться и совершенствоваться. Немаловажную роль в этом сыграла популяризация туризма, в особенности альпинизма.
Схемы вязания основных морских узлов
В эпоху расцвета судоходства было известно примерно 4000 типов морских узлов. До современности сохранилось лишь 700 из них, прочие утеряны безвозвратно.
Перед тем как приступать к выполнению основных морских узлов, определим некоторые основные понятия:
Классифицируют и дифференцируют узлы по их применению или по используемому в них материалу:
Есть еще несколько разновидностей: декоративные и особые. Кроме того, известны самозатягивающиеся узлы, которые укрепляются при загруженности, и незатягивающиеся, сохраняющие свою первоначальную форму.
Прямой узел
Это один из старейших методов объединения тросов или веревок, равных в поперечнике. Еще именуют «геркулесовым» или «бабским» узлом. Очень популярный вариант плетения, однако совсем не безопасный: при огромной тяге или промокании начинает сползать, распадаться и развязываться.
Чтобы завязать узелок таким методом, необходимо взять две веревки и перекрестить их таким образом, чтобы образовался полуузел. Дальше следует перекрестить их еще раз и затянуть оба конца. Дополнительно можно укрепить с помощью нескольких полуузлов.
Рифовый узел
Плетение получило свое наименование от того, что им нередко объединяют окончания подвязок для парусов. Более того, оно практикуется для объединения снастей для носки чехлов судовых шлюпок, компасов, в том числе в прочих обстоятельствах, когда надо, чтобы крепление было надежным, но просто растягивались.
Принцип выполнения рифового плетения похож с прямым. Следует взять в руки два конца троса и выполнить первый полуузел. Затем начать завязывать второй, в это время сложенный вдвое ходовой конец продевая в петлю. Другой ходовой конец, который остается прямым, должен выходить с той же стороны, что и нижний.
Двойной прямой узел
Подобный метод практикуется при надобности соединить тросы, на которые накладывается огромная тяга.
Чтобы сформировать его, придется окончание одной веревки 2 раза обернуть вокруг другого, дальше окончания загнуть навстречу друг другу и повторить прежний шаг.
Плоский узел
К нему прибегают, чтобы объединить тросы, различные в поперечнике. Веревки схожей толщины им тоже можно связывать, часто это требуется тогда, когда соединение должно выдерживать повышенную тягу или промокание. Для удобства формирования обычно располагают тросы на горизонтальной поверхности:
Простой штык
Это плетение используют, если необходимо закрепить швартовые тросы к причалам или выполнить буксировку. Он незаменим при креплении судна, поэтому считается чрезвычайно важным незатягивающимся морским узлом. Способен выдержать огромную нагрузку в несколько тонн. Тем не менее плетение несложно растягивается.
Чтобы завязывать данный морской узел, требуется:
Если требуется обеспечение максимальной надежности, можно завершить штык контрольным узлом.
Штык со шлагом
Это плетение схоже со стандартным штыком, но отличается дополняющим шлагом вокруг крепления. Он нередко практикуется для швартовки на длительную стоянку благодаря своей надежности. Для его сплетения придется ходовой конец веревки 2 раза обнести вокруг крепления, дальше связать коренную часть полуштыками и закрепить с использованием однонитевого или двухнитевого троса.
Штык с обносом
Этим узлом крепят тросы за кольца или опоры, бечевки за скобы вспомогательных якорей, а еще накладывают предохранительные сетки на грузовые люки.
Для его исполнения следует:
В результате ходовой конец привязывается за коренную часть за счет однонитевого или двухнитевого троса.
Рыбацкий штык
Еще одно название — якорный. Это известнейший и чрезвычайно крепкий узел, использующийся для укрепления троса на якоре и прочих целей. Схож с обычным штыком со шлагом:
В результате затянуть за счет однонитевого или двухнитевого троса.
Связывание тросов штыками
Выделяется несколько методов исполнения такого узла.
Второй метод основывается на том, что конец одного троса прикрепляется за счет трех полуштыков ко второму, а конец второго обхватывается полуштыками вокруг первого.
Второй способ связывания тросов штыками
Выбленочный узел
Получил свое наименование из-за кусочков смоляной веревки около 2 см в диаметре, называемых выбленками. Их использовали матросы на парусных кораблях для того, чтобы выполнить структуру, схожую с лестницей, по которой удастся передвигаться по вантам. Они и создали такое плетение, которое можно было бы сформировать с использованием одной руки.
Это особенно надежный и плотно утягивающийся узел. К нему прибегают при необходимости привязать выбленок к вантам, закрепить непостоянную оттяжку к стропу или подвязать прокладку между судном и пристанью.
На тросе выполняется петля, а рядом вторая. Она накладывается на первую, затем обе одеваются на опору. В результате формируется узел путем затягивания концов.
Задвижной штык
Еще известен как выбленочный со шлагом, но тогда он имеет 3 обхватывающих объект шлага вместо двух. Используется при поднятии древесины и прочих тяжестей.
Для формирования ходовой конец 2 раза обносится вкруг опоры, оба шлага перекрещиваются, затем снова окружают объект и проводятся под перекрещивающий шлаг.
Беседочный узел
Еще одно наименование — булинь. Считается стандартным, ведь содержит части разнообразных морских узлов. Чрезвычайно плотный и крепкий, к нему обращаются для подстраховки, швартовки, фиксирования канатов к крюку и прочих целей. Брать можно тросы всякого диаметра и изготовленные из произвольных материалов.
Чтобы выполнить такое плетение, на веревке выполняют маленькую петлю, сохранив небольшой участок веревки по размеру будущего узла. Далее конец веревки продевается через петлю, а потом оборачивается вокруг свободного конца и продевается обратно в маленькую петлю.
Распускается плетение совсем несложно, но не самопроизвольно: придется подвинуть петлю ходового конца по отношению к немного распустившемуся коренному концу.
Двойной беседочный узел
Считается заменой беседки при работах на мачтах и за бортом.
Для его формирования следует:
Остается только затянуть.
Калмыцкий узел
Пригодится при передаче инструментов, ведер, кистей и прочих объектов на высоту.
Вот как выглядит принцип его завязывания:
Сваечный узел
Он практикуется, чтобы подать инструменты рабочему на мачту или за борт. Кроме того, он пригодится для укрепления тросов за опоры, которые заводятся между бортом и причалом в период стоянки судна.
Шкотовый узел
Выполняется, если требуется укрепить тросы, на одном из которых есть постоянная петля или каплевидная оправка из металла. Еще за счет него фиксируют страховочные канаты к сигнальным флагам.
Для его формирования на более широкой веревке выполняется петля. Сквозь нее продевается узкая веревка, заводится за конец широкой и за основной конец. Завершается продеванием узкой веревки под петлю.
Брамшкотовый узел
Практическое применение этого узла схоже со шкотовым. Однако он наиболее надежен, в связи с этим популярнее при манипуляциях с парусами, такелажными и якорными цепями.
Как завязывать данный узелок:
Удавка
Для буксировки и передвижения древесины и прочих объектов на борт используют удавку. Она формируется так, что ходовой конец оплетается вкруг объекта, формируя петлю. Далее выполняются минимум три оборота свободным концом вокруг рабочей части веревки, а в конце контрольный узел.
Выделяют множество видов удавки, выполняемой в прямом, плоском и рыбацком вариантах.
К примеру, для профессионального альпинистского снаряжения особенно известна карабинная удавка. В подобных обстоятельствах ходовой конец крепится на карабине соединением в форме восьмерки, а оставшаяся часть веревки при желании пропускается через карабин с обхватом опоры.
Если необходимо выполнить удавку на опоре, тогда следует охватить опору канатом, внести его в петлю и обвить вокруг нее три раза, дальше вдеть в малую петлю. В результате формируется крепкое соединение, которое способно выдержать даже намокание.
Затягивающаяся удавка
Подобный вариант применяется, чтобы временно закрепить трос за плавающие объекты. Трос укладывается в форме двух петель схожего диаметра. Ходовая часть несколькими витками обносится вокруг них, а затем ее остаток заводится в петлю по ходу коренной части. Развязать плетение несложно, нужно лишь дернуть за коренную часть троса.
Гачный узел
В основном практикуется для укрепления широких тросов на крюке. Он способен сдержать среднюю загруженность тросов.
Окончание троса, заранее обернутое вокруг спинки крюка, укладывают в него и накрывают сверху коренной частью троса. В результате ходовой конец укрепляют однонитевым или двухнитевым тросом. Технология упрощает выполнение плетения на всяком участке троса.
Буксирный узел
Практикуют для укрепления буксирного троса на крюке или опоре. При этом появляется возможность стремительно подтравить или подобрать буксирный трос.
Для его формирования веревка огибается вокруг объекта. Ее конец заводится под основную бечевку и снова огибает предмет — после повторяем этот шаг. В результате ходовой конец закрепляется с помощью однонитевого или двухнитевого троса.
Узел «кошачьи лапки»
Используется, чтобы незначительно укоротить строп для подъема грузов. Для выполнения следует сложить трос в два раза и его конец отвести таким образом, чтобы получилось две петли. После одновременно их закручивают в противоположных направлениях несколько раз и надевают на крюк.
Узел для уменьшения длины троса
Трос, который требуется укоротить, складывается пополам, чтобы образовалось две петли, затем каждая из них стягивается полуштыком и скрепляется с тросом однонитевым или двухнитевым тросом.
Узел восьмерка: первый вариант
Узелок, получивший свое название благодаря характерной форме. Он является основой многих креплений и в основном выполняет роль стопора и закрепляющего узла для крючка и разных опор. Основным его преимуществом считается простота завязывания и развязывания, даже если трос намок.
К примеру, на парусных яхтах восьмерка используется в качестве стопора и крепления. Кроме того, с его помощью можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, настроить гитарные струны или усовершенствовать поводок для собаки.
Веревка складывается вдвое, образуя петлю. У ее основания концы веревки накладываются друг на друга, а нижняя часть заводится за верхнюю, формируя восьмерку.
Узел восьмерка; второй вариант
Очень похож с предыдущим узлом, однако в этом случае конец троса заранее обносится вокруг коренной части троса дважды. Цели использования также совпадают со стандартной восьмеркой.
Стопорный узел
Он накладывается на трос с помощью двух шлагов, затем ходовой конец 2-4 раза обматывается вокруг троса по направлению тяги и крепится к нему с использованием однонитевого или двухнитевого троса. Причем стопор может накладываться на трос и по направлению спуска троса, и против этого направления.
Крепление троса на кнехтах
Швартовый, или буксирный, трос проводится между тумбами кнехта (парных креплениях), затем он поочередно обносится вокруг них в форме восьмерки. В целом рекомендуют выполнять наложение трех-пяти восьмерок на кнехты.
Таким же образом верхние шлаги, которые накладываются на кнехты троса, вяжутся с использованием прочного однонитевого или двухнитевого троса, его концы должны быть связаны рифовым узлом.
Шлюпочный узел
Такое плетение используется в целях крепления троса при буксировке шлюпки.
Чтобы его завязать, необходимо:
Что стоит учесть новичкам перед обучением
Начинать новичкам следует с изучения и заучивания специальной терминологии, к которой часто прибегают при описании схем узлов и манипуляций, основных правил и команд.
Также следует знать английские вариации тех или иных терминов. Это поможет ориентироваться в зарубежной литературе по данной тематике, изучать ее и получать новые полезные знания:
Помимо терминов, следует обратить внимание на основные схемы вязания. Начинать следует с булиня, восьмерки, прямых узлов, простого полуштыка и штыка. После того, как они будут полностью освоены, можно приступить к изучению более сложных вариаций узлов, которые потребуют больше умений, навыков и практики.
Стоит помнить, что прочность узла зависит и от мастерства человека, и от крепости веревки. Поэтому следует внимательно подходить к подбору материала для практических занятий.
Главное в этом деле — постоянная практика, чтобы качественный узел быстро удавался даже с закрытыми глазами в любой стрессовой ситуации. Ведь это полезное занятие, помимо всего прочего, благотворно влияет на многие качества и характеристики человеческого мозга: координацию и мелкую моторику в том числе.
А вы используете морские узлы в обычной жизни? В каких ситуациях? Делитесь опытом в комментариях.