Как выглядит мортира к 5
280-мм мортира Бр-5
Мортиры Бр-5 были предназначены для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений; борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника.
Ствол мортиры скрепленный, двухслойный, состоит из трубы, кожуха и казенника. Труба состоит из нарезной части и каморы, в ствольной части труба имеет утолщение для уравновешивания ствола. Нарезная часть имеет 88 нарезов постоянной крутизны. Камора состоит из двух конических и одной цилиндрической частей. Казенник представляет собой стальную поковку, навинченную на конец кожуха, устройство казенника в целом аналогично таковому гаубицы Б-4. Затвор поршневой, типа Шнейдера, запирается в два такта, аналогичен по конструкции затвору гаубицы Б-4, но больше по габаритам.
Противооткатные устройства воздушно-гидравлические. Цилиндры тормоза отката и накатника установлены в муфтах, закрепленных гужонами на люльке. Люлька цапфами лежит в цапфенных гнездах верхнего станка и своим сектором связана подвижно с шестерней главного вала. Тормоз отката гидравлический. Накатник гидропневматический. Противооткатные устройства при откате неподвижны. В отличие от лафета гаубицы Б-4 и пушки Бр-2, тормоз отката лафета гаубицы Бр-5 имеет шпонки переменного сечения, что делало возможным перестановку стволов.
Подъемный и поворотный механизмы секторного типа. Имеется специальный механизм приведения на заряжание, обеспечивающий быстрое приведение ствола в горизонтальное положение. Прицельное приспособление состоит из прицела, панорамы и привода прицела с кронштейном. Подъемный механизм позволял наводить мортиру в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°, однако вести стрельбу можно было лишь при углах вертикальной наводки более +15°. Наведение в горизонтальной плоскости было возможно в секторе ±4°.
Приспособление для заряжания состоит из крана с лебедкой, кокора, механизма стопорения вала приведения к углу заряжания, стеллажа с брезентом и снарядной тележки. Заряжание орудия происходило следующим образом: снаряды достаются из погребка и укладываются на деревянный помост. Снаряд, подготовленный для перевозки к мортире, устанавливается вертикально. Далее боец из расчета подкатывает снарядную тележку к снаряду и охватывает снаряд при помощи захватов. Затем снаряд укладывается на тележку и закрепляется на ней, после чего подвозится на тележке к стеллажу и ставится на брезент. Стеллаж устанавливается у лафета под краном, кокор опускается в гнездо стеллажа и очередной снаряд, лежащий в стеллаже, укладывается в кокор. Мортира приводится к углу заряжания, после чего вал механизма приведения к заряжанию стопорится. Кокор навешивается на два крюка, находящихся на казенной части ствола орудия. После навешивания кокора трос несколько ослабляется, при этом лапы рычагов кокора освобождают снаряд, который досылается в канал ствола усилиями четырех бойцов.
Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 4 минуты.
На заводе «Баррикады» проектом 280-мм мортиры, получившей индекс Бр-5, руководил И.И. Иванов. Заводские испытания опытного образца мортиры проводились в декабре 1936 года. В апреле 1937 года доработанный по результатам заводских испытаний опытный образец доставили на Научно-исследовательский артиллерийский полигон (НИАП) для проведения полигонных испытаний. Специалисты полигона произвели из мортиры 104 выстрела и в ноябре того же года вынесли свой вердикт: «Бр-5 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям без исправления дефектов и повторных полигонных испытаний».
Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием «280-мм мортира обр. 1939 г.», причем первый заказ на изготовление мортир был выдан еще до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Причины выбора Бр-5 вместо Б-33 неизвестны, на испытаниях последняя показывала лучшие результаты, в частности большую кучность и более высокую скорострельность, а также была менее массивной по сравнению с первой.
Неудачная конструкция лафета орудий триплекса стала основанием для инициирования работ по разработке нового колесного лафета, лишенного недостатков исходной гусеничной конструкции. В 1938 году Главное артиллерийское управление утвердило тактико-технические требования к новому колесному лафету для дуплекса большой мощности (152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4), в 1940 году данный лафет предлагалось разработать и для Бр-5. Исполнителем задания стало КБ завода №172 (Пермский завод) под руководством Ф.Ф. Петрова. Лафет получил индекс М-50, но работы по нему шли крайне медленно из-за большой загруженности КБ работами по другим системам. В итоге к началу войны все ограничилось разработкой проекта, после чего все работы были прекращены.
Мортиры Бр-5 приняли участие в советско-финской войне, четыре таких мортиры с ноября 1939 года входили в состав 40-го отдельного артиллерийского дивизиона большой мощности. Мортиры приняли участие в прорыве линии Маннергейма, разрушая финские ДОТы. Всего в ходе этой войны мортирами Бр-5 было выпущено 414 снарядов.
К началу Великой Отечественной войны 47 мортир состояло на вооружении восьми отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК. Бр-5 использовались в боях на Карельском перешейке в 1944-м, при штурме Нейштадта, Кенигсберга и в ходе Берлинской операции.
Как выглядит мортира к 5
280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы
В связи с тем, что в конце 30-х годов Красная армия готовилась вести «оборонительную» войну «на чужой территории малой кровью», имелась необходимость в артиллерийских орудиях, способных разрушать мощные оборонительные сооружения на границах и в глубине территории сопредельных государств. Такое орудие — 280-мм мортиру Бр-5 — разработало конструкторское бюро завода «Баррикады» в соответствии с тактико-техническими требованиями ГАУ РККА.
Заводские испытания опытного образца мортиры проводились в декабре 1936 года. В апреле 1937 года доработанный по результатам заводских испытаний опытный образец доставили на Научно-исследовательский артиллерийский полигон (НИАП) для проведения полигонных испытаний. Специалисты полигона произвели из мортиры 104 выстрела и в ноябре того же года вынесли свой вердикт: «Бр-5 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям без исправления дефектов и повторных полигонных испытаний».
Заводу «Баррикады» тем временем был выдан заказ на серию из 8 мортир этой системы. В связи с результатом полигонных испытаний заказ сократили до 2 орудий, которые в сущности должны были представлять собой модифицированные по результатам испытаний опытные образцы.
В начале 1939 г. 2 опытные мортиры Бр-5 вновь доставили на НИАП и хотя в ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки, мортиру в том же году приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Мортира была спроектирована методом наложения вновь спроектированного 280-мм ствола на лафет 203-мм гаубицы Б-4, ставший таким образом общим для 3 основных орудий советской артиллерии большой и особой мощности.
Боеприпасы мортиры Бр-5
Транспортировка советской 280-мм мортиры Бр-5 при помощи трактора американского производства Allis-Chalmers HD-10W, оборудованного в полевых условиях кабиной от грузовика в Восточной Пруссии
Транспортировка мортиры осуществлялась в виде двух повозок — по возка-лафет с передком массой 13 800 кг и ствольная повозка массой 11 300 кг. Для буксировки повозок использовались тягачи типа «Сталинец-2» и « Ворошиловец». Допустимая скорость движения на шоссе составляла 8—15 км/час. На короткие расстояния мортиру можно было перевозить и в неразобранном виде. Как и для систем Бр-2 и Б-4 время перевода орудия из походного положения в боевое, включая отрывку ровиков для сошника и казенной части ствола в зависимости от грунта и времени года составляла от 45 минут до 2 часов.
Боевое крещение мортира Бр-5 прошла во время советско-финской войны. Из 4 мортир произвели 414 выстрелов, ни одна мортира не была потеряна. К началу Великой Отечественной войны 280-мм мортиры Бр-5 состояли на вооружении восьми отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК. Каждый дивизион состоял из трех двухорудийных батарей. Дивизионы использовались в боевых действиях на завершающем этапе войны. Если судить по отчетным данным, ни одна мортира не была потеряна.
Тактико-технические характеристики мортиры Бр-5
— Калибр, мм: 279,4
— Экземпляры: 47
— Расчёт: 15 человек
Скорострельность мортиры Бр-5
Вес мортиры Бр-5
— Масса в походном положении, кг: 19 700
— Масса в боевом положении, кг: 18 400
Габаритные размеры мортиры Бр-5
— Длина, мм: 8900 (без ствола)
— Ширина, мм: 2710
— Высота, мм: 2600 (без ствола)
— Клиренс, мм: 320
— Длина ствола, мм/клб: 4750/17
— Длина канала ствола, мм/клб: 3975/14,2
— Угол обстрела ВН, град от 0 до +60°
— Угол обстрела ГН, град 8°
— Высота линии огня, мм: 1920
— Скорость возки по шоссе, км/ч: до 15 (в разделённом виде)
Фото мортиры Бр-5
Расчет мортиры Бр-5 готовящегося открыть огонь
Красноармейцы-артиллеристы расчета 280-мм мортиры образца 1939 года Бр-5 отдыхают у снарядов
280-мм мортира БР-5 образца 1939 года командира батареи капитана Смирнова 3-го Белорусского фронта в районе Кенигсберга на огневой позиции
Расчет у советской 280-мм мортиры Бр-5 на позиции в Восточной Пруссии. Большая вероятность, что снимок сделан под Кенигсбергом. Долбили там хорошо. Тем более, что там как раз и сосредоточены были цели, для сокрушения которых представленная на снимке артсистема и создавалась. Ручка вертикальной наводки длинная и голова наводчика немного болтается когда крутить. Чтобы можно смотреть и не ударить бровь, поставили наглазник. Как ни тяжело выкопать, а окоп точно по уставу. Готовились к длинной осаде, да время было. Один из последных боев артиллерии особой мощности в истории вообще. Хотя БР-5 работали не только под Кенигсбергом. В последнюю неделю марта 317-й ОАД ОМ /6 БР-5/ ровнял бастионы Данцига.
Красноармеец-артиллерист позирует с 280-мм. снарядом, предназначенным для стрельбы из мортиры БР-5 обр. 1939г. Карельский перешеек. Предположительно на фото, судя по значительной длине, 280-мм фугасная старая стальная граната русского образца длиной в 4,5 калибра с донным взрывателем 5ДТ-2, Ф-674 весом 286,7 кг.
Мортиры Бр-5 на послевоенных парадах в Украине. Киев, 1945 год
Похожее
Добавить комментарий
Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.
Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.
Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.
Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.
Лебединая песня мортиры
Можно сказать, что именно война между Севером и Югом стала «лебединой песней» гладкоствольных мортир. Потом мортиры стали нарезными и действовали временами довольно эффективно, но роль их неуклонно снижалась. Ну, а сегодня мортиры и вовсе стали достоянием музеев, где их тупых, «зевлоротых», тяжелых и нередко огромных хранится очень много. Ну, а рассматривать их очень интересно и вот этим-то мы сейчас и займемся.
Еще одна кованая мортира из Музея Армии в Париже. Около 1450 г. Длина: 2 м, калибр 486-мм. Вес: 1,500 кг, вес ядра 130 кг, дальность стрельбы 100-200 м.
Затем мортиры стали отливать из специального медного сплава. И фантазия у некоторых мастеров от возможностей литья так разгулялась, что появились и такие образцы, как эта мортира XVIII в., изготовленная в Индии для Типу-султана («Тигр из Мусора»), которая сегодня находится в Королевском артиллерийском музее в Вулвиче, Англия.
Испанская мортира на металлическом лафете XVIII в. в Историческом музее Кордобы в Аргентине смотрится тоже достаточно «современно».
Французская мортира 1828 года тоже отливалась из бронзы.
А вот это наша российская 335-мм мортира1805 года из Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге.
Совершенно монструозная мортира, использовавшаяся при осаде Антверпена в 1832 году конструкции Анри-Жозефа Пексана.
Английская мортира из Форта Нельсон.
Английские артиллеристы ведут огонь по Севастополю из 13-дюймовых осадных мортир.
Знаменитая американская мортира «Диктатор».
Виргиния, Йорктаун, позиция мортирной батареи №1.
Ричмонд, 1865 г., 8-дюймовая мортира 1841 г.
Федеральная мортирная батарея 10-дюймовых мортир 1841 года на острове Моррис в Чарстонской гавани.
Река Аппотомакс, Виргиния. 24-фунтовая мортира конфедератов.
10-дюймовые мортиры 1841 года северян.
Интересно, что эти германские мортиры, выставленные в цитадели крепости Шпандау не имеют никаких приспособлений для подъема ствола, так они отлиты вместе с лафетом, подобно орудию Типу-султана. Очевидно, что дальность регулировалась посредством изменения заряда.
Лондон, Вулвич, Гринхилл-Террас: уникальная мортира Маллета 1854 года имевшая калибр… 920-мм!
Затем появились нарезные мортиры, причем, использовать их те же американцы додумались против флота. 305-мм мортиры образца 1890 года они располагали в таких вот «мортирных ямах», которые поразить настильным огнем с кораблей было совершенно невозможно! Форт Десото, Флорида.
Мортира Little David: самое крупное орудие в мире
К 1944 году исход Второй мировой войны уже ни у кого не вызывал сомнений. Победить в ней должны были союзники. Весь вопрос заключался в том, как долго Германия, Япония и их оставшиеся сателлиты смогут затягивать конфликт. В 1944 году Красная Армия провела одну из своих самых успешных операций в истории, ударами «Багратиона» была разгромлена немецкая группа армий «Центр». В июне того же года войска США, Великобритании и Канады высадились на пляжах Нормандии, открыв Второй фронт в Европе, а территория, которую контролировали японские войска на Тихом океане, стремительно сокращалась.
Американские военные все больше задумывались о возможном вторжении на территорию самой Японии. Предполагалось, что на своей земле японская императорская армия окажет очень ожесточенное сопротивление на заранее подготовленных линиях обороны. В качестве средств разрушения долговременных укреплений японцев была предложена мортира очень большого калибра — 914 мм (или 36 дюймов). По этому показателю американский проект, получивший шутливое название Little David (Маленький Давид), превосходил известные сегодня во всем мире немецкие артиллерийские системы сверхкрупных калибров, как «Карла» (600 мм), так и «Дору» (807 мм).
Данное устройство очень хорошо себя зарекомендовало, а полученный опыт лег в основу идеи использования его в качестве артиллерийского орудия. Использовать его планировалось против укрепленных объектов противника, главным образом хорошо защищенных фортификационных сооружений. Американцы очень боялись встретиться с глубокоэшелонированной обороной японских островов с большим количеством укреплений и бункеров. Старт проекту был дан в марте 1944 года, в том же году, но уже в октябре, начались испытательные стрельбы. Американские военные рассчитывали получить в свое распоряжение более мощное орудие, чем 16-дюймовые пушки, которые стояли на линкорах типа «Айова». Во время сражения за Иводзиму в феврале-марте 1945 года 1200-кг снаряды этих орудий показали свою недостаточную эффективность против японских бункеров, расположенных на острове.
Мортира была создана в единственном экземпляре и никогда не покидала расположения Абердинского испытательного полигона, а значит не принимала участия и в боевых действиях. Испытания артиллерийской установки затянулись, Вторая мировая война завершилась, а вторжения на японские острова так и не потребовалось. Поэтому работы над мортирой были заморожены на стадии проведения доводочных испытаний. При этом основные недостатки 914-мм артиллерийской системы, к которым относили небольшую дальность стрельбы (менее 9 километров) и недостаточную точность, так и не удалось устранить. Проект был полностью закрыт в 1946 году.
Не воодушевляли американских военных и 12 часов, которые требовались на развертывание мортиры и оборудование позиции. Справедливости ради стоит отметить, что немецкое сверхтяжелое железнодорожное 800-мм орудие «Дора» перевозилось 25 специальными железнодорожными платформами, а процесс приведения орудия в боеготовность с обустройством позиции для стрельбы занимал недели. Под Севастополем для обустройства позиции немцам понадобилось 4 недели при том, что в работах участвовало более трех тысяч человек, включая военнопленных. В этом плане американская мортира Little David была куда мобильнее, а развернуть ее было гораздо проще. Для ее перевозки использовалось два мощных танковых транспортера M25 Tank Transporter (G160) с колесной формулой 6х6. Один транспортер перевозил ствольную часть, второй — короб-основание. Таким образом, мортира была гораздо мобильнее ж/д пушек. В подразделение помимо самой 914-мм мортиры входили бульдозер, кран и ковшовый экскаватор, которые должны были участвовать в оборудовании артиллерийской позиции.
Тактико-технические характеристики мортиры Little David:
Калибр — 914 мм.
Общая масса — более 82 тонн (вместе с основанием).
Длина — 8534 мм (ствольной части).
Длина ствола — 7120 мм (L/7,8).
Угол возвышения — от +45° до +65°
Угол горизонтального наведения — 26°.
Масса снаряда — 1678 кг.
Масса ВВ в снаряде — 736 кг.
Начальная скорость полета снаряда — 381 м/с.
Максимальная дальность стрельбы — 8687 м.
Время развертывания — 12 часов.