Как выглядит народный костюм карелы
Национальный костюм
Карельский костюм в XXI веке — какой он? Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Финляндию, в сценическом читает рэп на ливвиковском актер Национального театра. Об истории и сегодняшнем дне народного костюма — в нашем проекте «100 символов Карелии».
Карельские аксессуары от Ольги Степанян. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
— Я как приехала в Петрозаводск много лет назад, так и влюбилась в Карелию навсегда, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов.
— Что меня сразу зацепило, отчего сердце подтаяло? Уличные вывески на финском языке, город чистый и красивый. А природа? Я же лесной зомби, рыбак. Это всё мое, могу целыми днями на озере пропадать. Скалы, озера, деревья – вот тебе вдохновение.
И всё это отражено в нашем национальном костюме. Карельский колорит – во внешности людей, в деревянной архитектуре, в кухне – во всем. И в одежде свою любовь можно выразить.
— Сейчас мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.
Я шью и ношу эту одежду. И не только юбки-сарафаны, я люблю традиционную обувь (пьексы, с острыми загнутыми носами: раньше их такими шили, чтобы лыжи не сваливались).
Сегодня много заказов: и мужчины, и женщины хотят видеть в своем гардеробе национальную одежду или аксессуары. И желающих становится все больше, потому что это удобно, потому что это красиво. Сейчас дефицита одежного нет, но теперь мы хотим быть не похожи на других.
— В далекие годы «Карелшвейбыта» я отшивала народные костюмы для ансамблей, — вспоминает Ольга Степанян. — Делала и представительские, и вечерние наряды. Познакомилась тогда с Виолой Мальми, она дала мне столько информации! Причем всё, что я узнала, только приблизило прошлое. Виола показала, что народное – это не сто и не двести лет назад. Это реальная жизнь.
Сегодня информации по народному костюму (карельскому, финскому, вепсскому) много. И в архиве, и в библиотеке Национальной можно посидеть: каждый раз я нахожу что-то интересное. И выставок тематических много. Это правильно: люди должны знать о своих корнях как можно больше.
Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен. Фото из фондов Национального музея Республики Карелия
Что же мы знаем о корнях? Как одевались наши предки?
В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. И описал для нас тогдашние моды.
Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.
А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.
Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.
Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.
Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.
Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).
Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.
Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.
Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.
Молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета. Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые, девочки одевались лет с двенадцати.
Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели отправились в русскую Карелию — за самоидентичностью. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.
Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии
Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.
Несколько лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.
Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.
Реконструкцией много лет занималась и Татьяна Яшкова, автор книги о традиционном костюме Карелии. Сценическим национальным костюмом – Алла Власенко, Алексей Медведев (для ансамбля «Кантеле», хора «Теллерво»).
Больше тридцати лет проектирует и шьет представительские и сценические национальные костюмы Ирина Порошина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».
— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.
Карельский национальный костюм
Традиционный национальный костюм — один из символов Карелии, свидетельство происхождения и самобытности этноса. В нем, как в книге, читается мирный нрав, трудолюбие и колорит коренных жителей Севера. На создание одежды карелов, финнов, вепсов и представителей других народностей вдохновила природа, архитектура, обычаи и особенности быта.
Сегодня многие образцы таких нарядов представлены в карельском национальном музее. Продолжая традиции, мастерицы создают современные народные костюмы. И дополняют этническими мотивами привычную одежду.
Особенности карельского национального костюма
В прошлом навыки шитья и рукоделия прививали девочкам с раннего детства. Поэтому хорошая хозяйка могла сшить платье, украсить изделие вышивкой крестиком или тамбурным швом. А также кружевом, лентами, бисером и другими аксессуарами. Для вышивки праздничной одежды карельские мастерицы обычно использовали красную нить. А повседневной — белую или бежевую. На карельской вышивке присутствовали самые разные узоры и орнаменты — геометрические фигуры, животные, птицы, растения. Причем многие из них выполняли функции оберега. Расшивая свой наряд, мастерица закладывала в него посыл счастья, любви и защиты от «злых сил».
Карельский национальный костюм отличался прямым, свободным, не стесняющим движений кроем. Различалась одежда повседневная и для праздников. Для изготовления самобытных нарядов использовались следующие материалы:
Причем карелы и другие народности многие ткани изготавливали самостоятельно на ткацких станках и прялках. Для этого выращивали исходное сырье — лен и коноплю, и разводили овец. Полученные ткани обрабатывали натуральными красителями — луковой шелухой, настоями коры или ягодным соком. А за фабричными тканями — ситцем, кумачом, парчой, тафтой и муаром — оправлялись на ярмарку или к коробейникам.
В старину карельские празднества отличались весельем и массовостью. Юноши и девушки пели песни, водили хороводы, прыгали через костры, зимой катались на санях. Для таких мероприятий подбирались яркие заметные одежды. Чаще всего это были красные или синие наряды, обязательно в сочетании с белоснежным фоном. Помимо жизнеутверждающей яркости, особенность карельских национальных костюмов — отделка рукавов. Во многих нарядах они собирались резинкой и украшались пышными воланами.
Мужская национальная одежда
Представители сильного пола и в старину выглядели элегантно и привлекательно. Белая, украшенная вышивкой рубаха подпоясывалась кушаком. И сочеталась с яркими домоткаными штанами синего или зеленого цвета, заправленными в высокие сапоги. Поверх рубахи мужчины носили черную жилетку и дополняли наряд картузом или фуражкой. А вот старики чаще носили валяные шляпы в форме усеченного конуса.
Мужская рубаха изготавливалась двух видов. Длинная до колен из домотканого полотна. И более короткая до середины бедра с воротником-стойкой из кумачового коленкора. В холодное время года крестьянин надевал суконный пиджак с отложным воротником. Или теплый кафтан длиной до колена. А при наступлении морозов доставал шубу, тулуп из овчины и теплую меховую шапку.
Отличительным элементом мужского карельского национального костюма был шарф или шейный платок. Яркие цвета и замысловатая вышивка придавала щегольскую привлекательность образу.
Женская национальная одежда
Традиционный женский костюм отличался большим разнообразием. Сарафаны и рубашки свободного покроя расширялись книзу и подпоясывались вышитым поясом. В повседневной одежде функции пояса исполнял длинный передник. Часто его украшали воланами, вышивкой и бахромой. Нижняя рубашка карелок сияла белизной, символизируя чистоту образа. А длина сарафанов доходила практически до пола, что показывало сдержанность и скромность.
Также женский наряд мог состоять из белой холщовой рубашки с пышными рукавами. И длинной, чуть расклешенной юбки в традиционных цветах — красном, синем или зеленом. Одежда во многом зависела от возраста женщины. Чем старше ее обладательница, тем сдержаннее был наряд.
Обязательный элемент традиционного костюма — головной убор. Недаром возникло слово «опростоволоситься», т. е. опозориться, показавшись среди людей с непокрытой головой. Молодые девицы повязывали голову платком или украшали ободком из плетеной бересты. Замужние женщины носили повойники — небольшие шапочки из мягкой ткани. Или кокошники, которые оформляли бисером, вышивкой, лентами и прочими аксессуарами. Особо зажиточные северянки могли себе позволить роскошные головные уборы, расшитые жемчугом. Также традиционный карельский наряд часто дополнял яркий платок, накинутый на плечи.
Обувь и аксессуары
В морозном заснеженном краю невозможно обойтись без добротной обуви. В основном для ее изготовления использовалась сыромятная кожа. Самая известная обувь карелов — пьексы — утепленные сапоги с острыми загнутыми кверху носами. Благодаря такой конструкции их владелец мог смело становиться на лыжи, не опасаясь, что они сваляться с ног.
Женщины обычно надевали сапожки или мягкие боты. Также карелы часто носили традиционную русскую обувь. Зимой это были теплые валенки, которые как нельзя лучше подходят для суровых северных условий. А летом — лапти, которые изготавливались из березовой бересты или коры других видов деревьев.
Сегодня карельские мотивы используются в сценических костюмах, домашнем текстиле, сувенирах и прочих изделиях. Благодаря национальному костюму современные жители республики узнают о своих корнях и хранят традиции предков.
Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии
Как выглядит народный костюм карелы
Традиционный карельский костюм рубежа веков близок к севернорусскому. Специфические детали одежды собственно карел это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
Особенность традиционного женского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи ratcina и сарафана kosto, sferezi, saraffana. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках kosto из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.
В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару puaru: юбку dupku, сшитую полотнищ, и кофту в талию kazacku. Здесь же бытовала несшитая юбка hurstut из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой.
Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки emust из домотканого холста, верхней рукавов hiemat — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах pialishiemat являлся разрез на спине.
Поверх сарафана или юбки повязывали передник perednikka, украшенный по подолу спиральными нитями. На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.
Головной убор девушек повязка и платок paikka, замужних женщин повойники sorokka, povoinikkа, сверху платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга zemcugat.
Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги бабочки. Девушки Поморья любили носить повязку перо, которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку. В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – борок, шаль с брошками. Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
Широкое распространение имели различные украшения подвески, медальоны, фибулы.
Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.
Традиционный женский костюм бытовал до 1930−х годов, а у пожилых его элементы сохранялись до 1970−х годов.
Мужской традиционный костюм не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила покроя, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс vyo. Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов kyadat, puksut, stanit. Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом. В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Её шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны kauhtanat, чаще серого цвета, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Повсеместно носили балахоны balafonat туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX века распространились пальто palto.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти.
Обувь — сапоги kengat делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми кверху носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти virzut. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – бахилы. Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.
Материал для одежды карелы делали сами, поскольку сеяли лен, коноплю, держали овец. Полушерстяную на льняной основе ткань для верхней одежды ткали на домашних станах. Ткань для рабочей одежды (юбки, балахоны) ткали из конопляной нити. Фабричные ткани (ситец, кумач и др.) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, в лавках и у коробейников. Из дорогих тканей (парчи, шелка) состоятельные карелы шили сарафаны, повойники, сороки. Шкуры животных шли на шитье обуви, шуб, шапок, поясов, рукавиц.
Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.
Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.
В Карелии красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).
Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.
Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали
Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.
В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.
Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.
Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.
Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.
Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.
В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.
Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.
В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.
Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.
Традиционная одежда народов Карелии (из книги «Костюм и праздник») – К. К. Логинов
1 Чтобы отличаться от «московских лапотников» – потомков московской волны русской колонизации Карелии.
2 В настоящее время подобным образом изготовляют половички, а раньше так ткали полотнища для летних одеял (отсюда название «одеяльная»).
3 Термин «сарафан» был заимствован русскими у Ирана, первоначально он относился к особому типу распашной мужской одежды.
4 Повседневный повойник шился из недорогой однотонной ткани.
Зеленин Д. К. О старом быте карел Медвежьегорского района Карело-Финской ССР // Советская этнография. 1941, №5. С.110-125.
Золотарев Д. А. В северо-западной Карелии // Западно-финский сборник. Л., 1930. С.1–21.
Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983.
Клементьев Е. И. Одежда и обувь карел (археолог, очерк С. И. Кочкуркиной) // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С.241–249.
Косменко А. П. Одежда и украшения // Материальная культура и декоративно-прикладное искусство Сегозерских карел. Л.. 1980. С.116–126.
Косменко А. П. Традиционный орнамент финно-язычных народов северо-западной России. Петрозаводск, 2002.
Никольская (Тароева) Р. Ф. Материальная культура карел. Этнографический очерк. М.-Л., 1965.
Сурхаско Ю. Ю. Карельская свадебная обрядность (конец XIX – начато XX в.). Л., 1977.
Трифонова Л. В. Традиционный костюм южной Карелии конца XIX века по материалам «Этнографической экскурсии» М. А. Круковского // Кижский вестник. Вып. 6, 2001. С.57–72.
Яскеляйнен Е. И. Панозерские наряды и их родословные // Панозеро: сердце Беломорской Карелии (под ред. А. П. Конкка и В. П. Орфинского). Петрозаводск. 2003. С. 154-179.
Яскеляйнен Е. И. Вновь о народных костюмах жителей северо-запалной карельской деревни Панозеро // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Мат-лы IV межнаучной конференции «Рябининские чтения-2003»). Петрозаводск. С. 277–282.
Винокурова И. Ю. Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец XIX – начало XX в.). Петрозаводск, 1996.
Винокурова И. Ю. Одежда вепсов (археолог, очерк С. И. Кочкуркиной) // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.
Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984.
Косменко А. П. Традиционный орнамент финно-язычных народов северо-западной России. Петрозаводск. 2002.
Костыгова А. Народная одежда вепсов Прионежья // Сб. научных докладов студентов Петрозаводского государственного университета. Вып.5. Петрозаводск. 1958. С.48–53.
Макарьев С.А. Вепсы // Карело-Мурманский край. 1929, № 11–12. С.38–42.
Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в. Этнографические очерки. Л., 1983.
Державин Г. Р. Поденная записка, учиненная во время обозрения Олонецкого наместничества Державиным / Эпштейн Е. М. Г. Р. Державин в Карелии. Петрозаводск. 1987.
Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX – начало XX в.) Петрозаводск. 2001.
Логинов К. Е. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб., 1993.
Лысанов Д. В. Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье, Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1916.
Поляков И. С. Три путешествия в Олонецкую губернию. Петрозаводск. 1991.
Рыбников П. Н. Беседы и беседные песни в уездах Петрозаводском и Повенецком // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым (в 3-х томах). Петрозаводск. 1991. Т. 3.
Рыбников П. Н. Этнографические заметки о заонежанах // Писцовая книга Олонецкой губернии на 1864 год. Петрозаводск, 1865.
Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: Каталог / Автор вступительной статьи и каталога Г. А. Григорьева. Архангельск, 2000.
Трифонова Л. В. Одежда русских Повенецкого и Петрозаводского уездов Олонецкой губернии (по материалам «Этнографической экскурсии» М. А. Круковского) // Кижский вестник, вып.8. 2003. С. 126–140.
Федорова-Дылева Н. А. Русские девичьи и женские головные уборы бывшей Олонецкой губернии. РЭМ, ф.2. оп.2, д.215.
Яскеляйнен Е. И. Народный костюм русских Кемского Поморья XIX – первой половины XX вв. в коллекциях музея «Кижи» // Кижский вестник, вып.8. 2003. С.80–125.
Яскеляйнен Е. И. Женский и девичий головные уборы в коллекции музея «Кижи» // Кижский вестник, вып.4, Петрозаводск. 1994. С.101–109.
Яскеляйнен Е. И. Коллекция предметов из тканей и одежды музея заповедника «Кижи» как источник для изучения староверческой культуры // Выговская Поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры: Тезисы докладов Международ. научной конференции (13–17 сентября 1994 года). Петрозаводск, 1994. С. 112–116.
Яскеляйнен Е. И. Сарафаны в коллекции музея «Кижи» (опыт этнографического исследования) // Кижский вестник, вып.4. Петрозаводск. 1994. С. 110– 115.
Вепсы // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 164–184.
Зеленин Д. К. Женские головные уборы восточных (русских) славян // «Slаviа». Прага, 1926-1927. С. 303–338; 535–556.
Карелы // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С.148–158.
Косменко А. П. Общие и особенные черты в орнаментации традиционного народного костюма народов Карелии // Фольклорная культура и ее межэтнические связи в комплексном освещении. Петрозаводск, 1997.
Круковской М. А. Олонецкий край. СПб., 1904.
Майнов В. В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.
Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов // Труды Института этнографии, вып. 31. Л., 1956.
Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
Маслова Г.С. Одежда // Этнография восточных славян. 1987. С.259–291.
Местные традиции материальной и духовной культуры Карелии. Петрозаводск. 1981.
Русские. Историко-этнографический атлас. М. – Л., 1967, 1970.
Тазихина Н. А. Русский сарафан // Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР, вып. ХХХII, М., 1955.
Энциклопедия // «Русский народный костюм». СПб., 1998.
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955.
Логинов К. К. Традиционная одежда народов Карелии // Костюм и праздник. Петрозаводск: Карелия, 2006. C. 13-38.