Как выглядит народный костюм татаров
Отличительные черты национального одеяния татар
Национальный костюм хранит в себе исторические тайны и важные события этноса. Большинство современных людей не знают тонкостей происхождения одеяния и значения его отдельных элементов. Однако татары не входят в эту категорию, они всегда трепетно относились к традициям и чтили культурное наследие. Их национальный костюм отличается богатым полотном и изысканной отделкой.
Немного истории
Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.
Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.
У крымского этноса наряд существенно отличался. Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина.
Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде. Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать.
Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.
Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом. |
Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.
Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.
Описание
Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.
Цвета и оттенки
Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.
В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.
У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.
В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.
Ткань и орнаменты
Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.
Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче. |
Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:
Элементы
По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.
Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.
Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке.
Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.
Крой и декоративные швы
Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.
Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:
Татарские головные уборы
Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.
Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.
В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад. |
Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.
Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.
Национальная татарская обувь
Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.
Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.
Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.
При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком.
Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.
Национальные татарские украшения
Аксессуары использовали не только дамы, но и мужчины. У парней украшений не так много: перстни, пряжки для ремней. А вот у женщин ассортимент разнообразней. Ведь не зря благополучие мужа оценивают по тому, насколько богато «наряжена» его супруга.
С древних времен дамы носили серьги. Помимо собственных моделей, дизайн аксессуаров заимствовали у русских, кавказцев. |
Гендерные разновидности
Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.
Женский
Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.
Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.
Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.
В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.
Детский
Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:
Мужской
Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.
Особенности свадебного наряда
Платье татарской невесты должно быть длинным и закрытым. Традиционно девушки выбирали белый оттенок наряда, но некоторые предпочитали яркие оттенки. Например, васильковый или бордовый цвет.
Часто одеяние дополняли камзолом насыщенного тона. На ноги барышня надевала туфельки или легкие сапожки (ситеком). На голове у невесты было покрывало из кружев или калфак. Отличительная черта свадебного наряда – большое количество украшений (кольца, браслеты, серьги). Аксессуары указывают на высокое положение девушки в обществе и ее материальную состоятельность.
У парней наряд был намного скромней. Они приобретают классический костюм, который декорируют лентами. Также дополнением одеяния служил головной убор. Если свадебная церемония требовала строгих правил, жених надевал рубаху и бархатный камзол.
Праздничные
Наряды для торжественных мероприятий отличаются материалом и обилием декоративных элементов. Современные одеяния чаще всего шьют на европейский манер, но национальный колорит сохраняется. То проявляется в длине вещей, орнаменте, фасоне и т.п.
Костюм для танцев можно отличить по жилетке-разлетайке, шапочке с кисточкой и классическом орнаменте на одежде.
В современном стиле
В наши дни практически нереально встретить девушку, облаченную в камзол и рубаху. Чаще всего татарки выбирают длинные платья А-силуэта, оснащенные воротником-стойкой и воланами на рукавах. Конечно, встречаются более оригинальны модели, но данный вариант считается максимально востребованным. А вот головной убор остается низменным — миниатюрный калфак.
У парней костюм практически не изменился, но отдельные элементы претерпели трансформацию. В современных танцах юноши используют традиционный наряд, но с добавлением новых ноток. |
Мужчины всегда облачаются широкие шаровары, заправленные в сапоги. Сорочка и камзол остаются низменными, иногда к одеянию добавляют пояс.
Женские платья всегда выполнены в ярких расцветках, но при этом остаются закрытыми. Для танцев барышни выбирают насыщенные оттенки и богатый орнамент.
Заключение
В национальном костюме татар полностью воплотилось мастерство народного творчества и постоянное стремление людей к совершенству. Все элементы наряда гармонично сочетаются между собой, образуя единый стилевой ансамбль. Наиболее ярко национальные особенности татарского гардероба прослеживаются в женском одеянии. У мужчин в этом плане все немного скромней.
Из видеосюжета вы узнаете историю татарского народного костюма.
Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения
У каждого народа имеются традиции и обычаи, которые выражаются в элементах культуры и быта, одежде, еде. Узнать о том, как формировался и зарождался тот или иной этнос, позволяет одежда. Национальный костюм у татар является элементом, по которому можно восстановить богатую историю этого народа, узнать секреты иерархии в семье и обществе. Любой национальный наряд выражает уникальность, указывает на то, что является для людей первостепенной ценностью. 18 век – время появления татарского костюма.
История формирования национальной одежды татар
Как и большинство элементов одежды, татарский национальный костюм возник под влиянием особенностей жизни народа. Нужно помнить, что в этом случае дизайн учитывает особенности нескольких групп народностей.
Основное влияние на визуальный облик и рисунок оказала поволжская ветвь. Отражение в костюмах получили религия и традиции — верховая езда, танцы, уважение к старшим, постоянное перемещение по территории (кочевничество). Национальная обувь и одежда созданы с тем учетом, чтобы в них было комфортно в любую погоду: летом не должно быть жарко, а осенью и зимой – холодно.
Крымско-татарский костюм, как и любой другой вариант, создавался для удобства длительной верховой езды, поэтому для пошива вещи использовался мех, кожа, верблюжий или бараний войлок, а также сукно.
Современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, одежда – стильной, чтобы общество смогло оценить умение человека следовать моде. Традициям и культуре отводится все меньше места, поэтому, как татарин, так и татарка чаще используют народный, типичный для старшего поколения костюм только на праздниках или в качестве сценического наряда на выступлениях.
Традиционные костюмы мужчины и женщины
Разновидности повседневной одежды
Определяющая народность особенность имеется во многих костюмах. Образ татар позволяет понять, что они практичны и склонны к созданию комфорта, в каких бы условиях им не приходилось жить.
Традиционный татарский костюм представлен следующими элементами:
Присутствует и головной убор – платок носит женщина, тюбетейку – мужчина. В любом случае он богато украшен различными декоративными элементами. Присутствует узор или орнамент, указывающий на особенности рода, вышивка, выполненная золотом, монеты и различные по величине бусины.
В 90% случаев узоры берутся из растительного или животного мира, указывая на то, что народ относится к природе бережно. К особенностям нужно отнести тот факт, что мужской и женский костюмы не имеют значительных отличий. Но некоторые все же имеются.
Для женщин
Женский вариант длиннее мужского – рубаха доходит до ступней. Для пошива используются натуральные ткани и материалы:
В качестве элементов украшения применяются яркие ленточки, тесьма (серебро и золото по оттенкам), разноцветный бисер, тонкое кружево и различная бижутерия. Женщинам, девушкам и девочкам необходимо было дополнительно налевать тешелдрек или кукрекче, которые закрывали слишком большой нагрудный вырез.
Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх (камзол) запахивался на правую сторону, имел боковые клинья (выкройка уже учитывает эти особенности). Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче – присутствовал мех и вышивка. Верх женского костюма:
Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент – шубу.
На мужчине – короткая рубаха, на женщине – длинная, похожая на платье.
Для мужчин
Рубаха имела боковые клинья и глубокий вырез, чтобы движения были максимально свободными и ничем не стеснялись. Носить ее следовало без пояса.
Штаны изготавливались также из натуральных материалов – льна или хлопка, ткань была однотонной. Для мужчин допускались полоски. Крепость и прочность изделий позволяли длительное время носить штаны без дополнительного ремонта
Для детей
Детская одежда для младенцев была универсальной и удобной. С возрастом в ней появляются первые отличительные признаки, указывающие на пол ребенка. Основные цвета для девочек – зеленый, бордовый, синий, для мальчиков – синий или черный варианты. Специально расписывать или разукрашивать элементы одежды не требовалось. Украшения и аксессуары появлялись по мере взросления детей.
Праздничные и свадебные наряды
Татарская национальная праздничная одежда выглядит дорого и роскошно. Настоящий торжественный костюм – это изобилие декоративных элементов, лучший по качеству материал и пошиву.
Для женщин
Свадебный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов:
В качестве обуви выбирались удобные сапожки (сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения). Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак.
Для мужчин
Особенный праздник подчеркивался костюмом насыщенного синего цвета с традиционным народным узором в качестве украшения. Жених должен был выглядеть богато, чтобы о нем сложилось положительное мнение.
Никах особенно важен для тех, кто ценит традиции, именно здесь внимание уделяется костюмам.
Современный красивый праздничный наряд имеет характер народности. Традиционные элементы сохраняются и сегодня – длина ниже колен, орнаменты. Богатое прошлое диктует свои правила: редкий элемент одежды лишен украшений. Зимний каракулевый ворот или меховая шуба присутствуют как неотъемлемый элемент образа.
Для детей
Праздничные детские наряды были расшиты золотыми узорами, образ дополнялся украшениями. Татарский праздничный костюм для девочки имеет покрывало на голову или шапочку с кисточкой.
Современные свадьбы не лишены традиционных праздничных украшений одежды
Дополнительные элементы одеяния татар
Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом.
Головные уборы
Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев:
Мужской головной убор был двойным:
В качестве альтернативного варианта наверх надевали чалму. Для того чтобы окружающие смогли связывать человека с богатым сословием, головные уборы украшались атласом и бархатом. Обычно тюбетейки были однотонными. Яркие и пестрые варианты выбирали молодые парни.
Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни. Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар.
Обувь
Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь.
Она представлена сапогами (читек). Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией. Была и рабочая обувь, название которой – чабата.
Интересно! Отличительная черта национальной обуви – слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя.
Вариант татарской обуви
Особенности национального татарского костюма
Древний народ со времен старины имеет свои особенности в традициях и культуре, которые находят отражение в одежде. Узнаваемые элементы и детали сохраняются и в современных костюмах, несмотря на то, что они получили обновленный фасон.
На рубашках можно увидеть растительные мотивы, на головах – небольшие шапочки. Разнообразие украшений можно увидеть на женщинах и девушках даже в повседневной современной одежде.
Цветовая гамма и оттенки
Шить головные уборы и различные части одежды принято в одном тоне. Основной стиль – минимализм. Популярный цвет – насыщенно-бордовый. Также часто можно встретить:
Минималистичность касается цветов и оттенков, которые представлены в тканях, украшениях и аксессуарах.
Сочетание оттенков в костюме татарочки
Типы ткани
Ткань и орнаменты разнообразны, что позволяет создавать множество вариантов на все случаи жизни. Раньше ткань подбиралась в зависимости от повода, для которого производится одежда. Для ежедневного использования применялся плотный материал, который можно было часто стирать. Подкладкой служила овчина, позже применялась вата.
Для праздников и торжеств использовалась шелковая ткань, парча и шерсть. В качестве декора выступали вышивка и тесьма. Для утепления использовали мех соболя, лисицы и песца.
Варианты кроя
Декоративные швы использовались для украшения одежды. Из них формировали разнообразные орнаменты, полоски и рисунки. Узор, характерный для национального костюма, – изображение природных мотивов (колокольчик, астра, роза, тюльпан, лошадь). Также на одежде часто вышивался треугольник. Растительные мотивы были и остаются основными.
Декоративная отделка
В создаваемых своими руками узорах присутствует асимметрия. Существует 3 основных типа рисунка:
Орнаменты могут быть с добавлением ягод и плодов, колосков и трав. Цветовое разнообразие позволяет подчеркнуть красоту и богатство природы. Можно было рисовать собственные картины на ткани, а затем воплощать их в вышивке. Здесь умело переплетен реальный и вымышленный мир, поэтому костюм приковывает к себе внимание. Сшивать несколько слоев ткани нужно было аккуратно. Современный человек стремится помнить о своих корнях, поэтому многие мотивы костюма имеют свою историю.
Геометрическая тема и узоры встречаются реже. Связано это с тем, что им отведена второстепенная роль в оформлении. В большинстве случаев будут изображены ломаные линии (морские волны), сердечки, крючок. Редко присутствует арабская вязь. Фартук и праздничный передник у татар отсутствуют.
Аксессуары и предметы украшения
Описание традиций и обычаев указывает, что девушки в обязательном порядке надевали множество различных украшений. Молодая татарочка должна была иметь:
Молодой татарин использовал в качестве украшений печатки и поясные пряжки. Крымский мальчик нередко носил перстни с раннего возраста.
Обязательный ювелирный элемент для женщины – серьги. Их носили с 3 лет. Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи – не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди.
Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству.
Перевязь – украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо. Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты.
Татарское украшение на шею
Женщины подчеркивали свою красоту косметикой, чтобы создать единый и гармоничный образ. Макияж обязательно должен был быть легким, чтобы лицо сохранило естественность и привлекательность. Основной цвет волос – черный, поэтому оттенки помады или теней выбирали с тем расчетом, чтобы они подчеркивали природную красоту локонов.
Национальная прическа – тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Духи изготавливались из природных компонентов – розового масла и сока базилика.
О мужчинах стоит упомянуть лишь то, что они не носили бороду.
Национальные мотивы в современной одежде татар
Национальная одежда татар является красочной и привлекающей внимание. Она сочетает в себе практичность, удобство и богатство. Чистокровный представитель народности и сегодня стремится сохранить память о традициях и культурных особенностях.
Национальные мотивы очень важны для сохранения народной памяти, именно поэтому традиционные фасоны используются и в современной одежде. Молодые могут и не знать, как называется костюм, но внешний вид позволит им больше узнать о том, как жили предки.
Традиционную одежду обычно надевают на праздники. Не все смогут сшить костюм самостоятельно, поэтому для торжеств люди предпочитают брать одежду напрокат.
Также принято хоронить представителей старшего поколения в костюмах, указывающих на родовое происхождение. Удобство покроя и многие элементы, которые использовались ранее, взяты для реализации задумок в момент создания рубашек, штанов.
Яркая внешность женщин, темный цвет волос (шатенка, брюнетка), обилие украшений, красивая вышивка – все это создает целостную картину образа представителей этой национальности. Предпочтительные цвета – оттенки, которые можно увидеть в природе (синий, зеленый, бордовый, вишневый).
Костюм учит людей доброму отношению к природе и окружающим людям. Загнутые носки традиционной обуви подчеркивают значение родной земли.