Как выглядит наш космический корабль
На чём теперь будем осваивать космос?
Если вы зачитывались произведениями писателей-фантастов середины 20-го века, то помните энтузиазм и уверенность в скором освоении планет. Казалось, что вот-вот, и космические полёты станут такими же обыденными и доступными, как авиаперелёты. Реальность оказалась более скучной и практичной.
Прошло больше, чем полвека с момента первого полёта человека в космос. Экспедиции на околоземную орбиту превратились в рутинную обыденность. Но безопасность до сих пор далека до идеала. Частный космический туризм пока безуспешно сражается с проблемой, как сделать полёты и не очень дорогими, и надёжными. США после второй катастрофы закрыли программу Спейс Шаттл. И только советско-российские «Союзы» доминировали, надёжно доставляя людей на орбиту. Безупречность этих космических кораблей и их носителей часто ставилась пропагандой в пример достижений России.
Алексей Овчинин, Ник Хейг, Дмитрий Рогозин.
Но теперь и «Союзы» столкнулись с первой неудачей за много лет, после длинной очереди успешных пусков. К счастью, космонавт и астронавт остались целы. Но полёты пилотируемых кораблей «Союз МС» приостановлены до выяснения причин аварии. Тем временем, на орбите находится другой космический корабль «Союз» с подозрительными дырками в корпусе. Ироничным образом воплощается в жизнь сюжет фильма «Марсианин», когда китайцы спасали американцев. Да-да. Великие и прекрасные космические корабли «Шэньчжоу» сегодня единственные полностью одобрены к доставке человека в космос.
Доминирование Китая в космосе ожидается недолгое. В спину дышат конкуренты: русские с двумя космическими кораблями и американцы вообще с четырьмя. Так что «наши завывания в космосе» продолжатся. Давайте же внимательно посмотрим, чем человечество будет покорять космос в ближайшие десятилетия.
Несмотря на цинизм скептиков, полёты «Союзов», конечно же, продолжатся. На них ещё полетают и русские, и американцы, и первые космонавты различных братских России стран.
Космические корабли серии «Союз» в строю уже больше пятидесяти лет! Первый полёт состоялся 23 апреля 1967 года. Всего было запущено 143 Союза различных модификаций. Из них 2 окончились катастрофами с гибелью людей (первый пилотируемый полёт с Владимиром Комаровым и одиннадцатый с космонавтами Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым). Ещё три пуска оказались неуспешными, но без человеческих жертв. Говоря о надёжности «Союзов», стоит отметить, что предпоследняя неудача произошла 26 сентября 1983 года. Тогда ракета-носитель «Союз-У» взорвалась прямо на стартовом столе. Аварийная система спасения вытащила людей из моря огня за две секунды до обрушения носителя. С тех пор на протяжении 25 лет с «Союзами» не случалось никаких существенных неприятностей.
Космический корабль «Союз-МС-09». Тот самый с дырочками. 29 августа 2018 г.
На сегодняшний день актуальна модификация «Союз-МС». Это одноразовый космический корабль массой 7,2 тонны и объёмом жилого пространства 8,5 кубических метра. Надо отметить, что отдельные элементы оборудования используются повторно и летают в космос по несколько раз. «Союз-МС» доставляет на орбиту и возвращает трёх человек в скафандрах. Помимо людей, он может доставлять 200 кг грузов и спускать 65 кг. «Союз-МС» выполняет функцию доставки людей на низкую орбиту к МКС. В составе орбитальной станции может находиться на орбите до 200 суток.
Несмотря на то, что «Союз» является недорогим, проверенным и хорошо зарекомендовавшим себя космическим кораблём, он всё-таки морально устарел и будет заменён новым кораблём «Федерация».
«Союз ТМА-19» и «Прогресс» пристыкованы к МКС, июнь 2010 г.
Макет космического корабля «Федерация».
Новая посадочная система должна быть комбинированной – три парашюта, твердотопливные ракетные двигатели и посадочные опоры.
«Федерация» должна была стать первым космическим кораблём с углепластиковым корпусом. Даже были изготовлены из углепластика макеты. Однако в 2017 году объявили, что корабль будет делаться из традиционных алюминиевых сплавов. Углепластик для макетов как оказывается заказывали в Германии.
К минусам «Федерации» относится немалая стоимость. На программу разработки и создания готового образца из бюджета выделяется с 2016 по 2025 годы почти 60 млрд. рублей.
Но несмотря на интересные задумки и намерения, судьба «Федерации» туманна. Необходимость для России пилотируемых полётов как на низкую орбиту, так и в дальний космос, вызывает у многих вопросы. Американцы декларируют постепенное сворачивание программы МКС в пользу полётов к Луне, Марсу и астероидам. В России озвучиваются желания иметь и орбитальную станцию, и осуществлять полёты к Луне. Вряд ли такое окажется по карману бюджету.
Внутри макета космического корабля «Федерация».
Говоря об американских космических кораблях, конечно, в первую очередь, стоит начать с творения Илона Маска.
На сегодняшний день SpaceX использует беспилотную версию космического корабля Dragon. Сейчас грузовой Dragon является единственным грузовым космическим кораблём, который возвращается на Землю, а не сгорает в атмосфере. Максимальная полезная нагрузка, доставляемая на МКС, составляет 3310 кг. Возвращаемая масса – до 2500 кг. Стартовая масса Dragon – 7100 кг. Полезный объём – 11 кубических метров. Первый пуск грузового Dragon состоялся 8 декабря 2010 года. А первый коммерческий рейс – 8 октября 2012 года. В общей сложности Dragon совершили 16 успешных полётов. Один был потерян из-за взрыва ракеты-носителя Falcon 9.
SpaceX Dragon CRS-10. 23 февраля 2017 г.
Dragon V2 – развитие первого корабля Маска. Предполагается в грузовой и пилотируемой версиях, которые мало отличаются друг от друга. Масса Dragon V2 уже 12 тонн, полезная нагрузка остаётся прежней – около 3,3 тонн. Максимальное количество астронавтов – 7 человек. Полёт в составе станции длится до 2 лет, а автономно – 7 дней. Корабль должен самостоятельно стыковаться с МКС, приземляться с точностью вертолёта. Стоимость полёта одного астронавта оценивается в 20 млн. долларов. Dragon V2 многоразовый и сможет использоваться до десяти раз без серьёзного обслуживания.
Главное особенность Dragon V2 – это потенциальная возможность полностью контролируемой посадки на двигателях SuperDraco. Парашютная система должна работать как резервная. Двигатели SuperDraco должны использоваться и для аварийного спасения, вытаскивая корабль из неприятностей в любой ситуации. В 2015 году уже проводилось тестирование на аварийную ситуацию, и корабль отработал отлично. Однако 19 июля 2017 года Маск объявил, что разработка посадки на двигателях остановлена. Дальнейшая судьба данной опции пока не ясна.
Создание Dragon V2 идёт с регулярными задержками и переносами. Первый испытательный полёт к МКС без экипажа планируется в январе 2019 года. Следующий полёт уже с экипажем в июне 2019 года. Предполагалось, что Dragon V2 будет катать туристов вокруг Луны, но судьба данного проекта пока не ясна.
С приостановкой работы по посадочным двигателям SuperDraco под вопросом оказалась и марсианская версия корабля Red Dragon. Предполагалась беспилотная версия корабля, которая могла бы садиться на Марсе, доставлять и забирать исследовательское оборудование. На сегодняшний день работы приостановлены.
Илон Маск и Dragon V2. 29 мая 2014 г.
Зато очевидна судьба космического корабля «Орион», который создаёт Lockheed Martin. «Орион» будет использоваться как для полётов на МКС, так и для экспедиций к Луне и Марсу. В варианте низкоорбитальных полётов он должен доставлять 6 человек. В дальнем полёте на Луну масса корабля будет составлять 25 тонн, а экипаж вмещать 4 астронавтов. Жилой объём, свободный от оборудования, – 9 кубических метров. Основные элементы будут многоразового использования. Так как «Орионы» модульные, они смогут надстраиваться под определённые задачи.
Космический корабль Orion доставляется к месту монтажа на ракету-носитель. 11 ноября 2014 года.
«Орион» разрабатывается с середины 2000-х годов. Изначально предполагался первый пилотируемый полёт в 2014 году. Сейчас сроки сместились уже на 2023 год. Первый беспилотный полёт «Ориона» уже состоялся 5 декабря 2014 года.
Delta IV Heavy с космическим кораблём Orion незадолго до старта.
Если «Орион» – это дорогой и тяжёлый космический корабль с дорогими ракетами-носителями типа SLS и Delta IV Heavy, то CST-100 Starliner от «Боинга» должен стать «космической маршруткой». Starliner с массой 13 000 кг будет выводить на низкую орбиту недорогая ракета-носитель «Атлас-5». У Starliner 11 кубических метров герметичного объёма, экипаж вмещает до 7 человек, и малая автономность (всего 60 часов). Космический корабль разрабатывается с 2010 года. Первые запуски вначале планировались в 2015 году. На сегодняшний момент в планах беспилотный запуск в марте 2019, а пилотируемый – в августе 2019 года. Starliner должен использоваться до 10 пусков.
Рисунок. Boeing CST-100 Starliner на орбите Земли
Ещё один космический корабль для низкоорбитальных полётов строит компания SpaceDev. Их многоразовый корабль Dream Chaser создаётся по концепции орбитального самолёта. Космоплан должен иметь массу 11 300 кг и герметичный объём 16 кубических метров. Компактный аппарат будет выводиться на низкую орбиту ракетой-носителем «Атлас-5». Посадка на полосы длинной более 2,5 км. Заявляется, что Dream Chaser будет доставлять на МКС 5,5 тонны грузов, а возвращать 1,75 тонны с совсем небольшими перегрузками. Предполагается более 15 возможных полётов. Изначально планировалась и пассажирская (на 7 человек), и грузовая версия. Сейчас разрабатывается только грузовая. Первый полёт Dream Chaser планируется в конце 2020 году, причём он сразу должен быть оперативным по снабжению МКС.
Dream Chaser 11 ноября 2017 г.
Как видим, все упомянутые пилотируемые космические корабли находятся или в стадии разработки, или их полёты приостановлены, как у «Союза». И только китайские «Шэньчжоу» сегодня находятся в эксплуатации! Так кто здесь космическая держава? Надо, конечно, заметить, что на сегодняшний момент ни одного корабля «Шэньчжоу» не находится на орбите, а последний был запущен ещё в октябре 2016 года. Но ведь ничего не мешает великому и прекрасному Китаю построить и запустить ещё один «Священный челнок»! Как тебе такое Илон Маск?
Космический корабль Шэньчжоу в изображении художника.
В общей сложности Китай запустил в космос уже 11 кораблей «Шэньчжоу». Первый полетел в 1999 году. Первый, пилотируемый тайконавтом Ян Ливэем, 15 октября 2003. Всего было совершено шесть пилотируемых полётов кораблей «Шэньчжоу». Все успешные.
«Шэньчжоу» создан на базе советских и российских разработок. Компоновка повторяет «Союз», но габариты больше. Стартовая масса 7800 кг, полезный объём 8 кубических метров. Экипаж – до 3 человек.
Интересной деталью китайской космической программы является арест в 2005 году директора ЗАО «ЦНИИМаш-Экспорт» Игоря Решетина и четверых работников этого же ЗАО. Они были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу КНР и передаче космических технологий. В 2007 году академик Решетин был приговорён к 11,5 годам заключения в колонии строгого режима. Китайское правительство просило освободить Игоря Решетина и четверых его коллег и передать их под свою опеку в Китай.
Встреча тайконавтов Шэньчжоу 10.
После аварии 11 октября «Союза-МС10», в разговоре с журналистами глава NASA Джим Брайденстайн объявил, что сотрудничество с Россией не прекращается, что американские астронавты ещё полетают на российских космических кораблях. В то же время Джим Брайденстайн сказал, что необходимо иметь и альтернативные варианты пилотируемых космических кораблей. Как видим, в скором будущем доставкой людей на орбиту будет заниматься целая флотилия разнотипных кораблей. И несколько кораблей в перспективе смогут осуществлять полёты к отдалённым космическим объектам. Освоение космоса будет продолжаться.
Как космические корабли бороздят звездные просторы
Космический корабль, как онработает?
Масса современных космолетов напрямую связана стем, как высоко они летают. Главная задача пилотируемых космолетов ‒ безопасность.
Спускаемый аппарат СОЮЗ стал первой космической серией Советского Союза. Вэтот период между СССР иСША шла гонка вооружения. Если сравнивать размеры иподход квопросу строительства, торуководство СССР делало все для скорейшего покорения космоса. Понятно, почему сегодня нестроят аналогичные аппараты. Врядли кто-то возьмется строить посхеме, вкоторой отсутствует личное пространство космонавтов. Современные космолеты оборудованы икомнатами для отдыха экипажа, испускаемой капсулой, главной задачей которой является втот момент, как осуществляется посадка, сделать еемаксимально мягкой.
Первый космический корабль: история создания
Отцом космонавтики справедливо считается Циолковский. Наоснове его учений Годдрадпостроил ракетный двигатель.
Ученые, которые трудились вСоветском Союзе, стали первыми, кто сконструировал исмог запустить искусственный спутник. Также они стали первыми, кто изобрел возможность запуска вкосмос живого существа. Штаты осознают, что Союз стал первым, кто создал летательный аппарат, способный выйти вкосмос счеловеком. Отцом ракетостроения справедливо называют Королева, который вошел висторию как тот, кто придумал, как преодолеть земное притяжение, исмог создать первый пилотируемый космический корабль. Сегодня даже малыши знают, вкаком году запустили первый корабль счеловеком наборту, номало кто помнит овкладе Королева вэтот процесс.
Экипаж иего безопасность вовремя полета
Главная задача сегодня— безопасность экипажа, ведь онпроводит много времени навысоте полета. При строении летательного устройства важно, изкакого металла его делают. Вракетостроении используются следующие типы металлов:
Современная система жизнеобеспечения позволяет создать привычную для человека атмосферу. Многие мальчишки видят, как они летают вкосмосе, забывая обочень большой перегрузке космонавта при старте.
Самый большой космический корабль вмире
Среди боевых кораблей большой популярностью пользуются истребители иперехватчики. Современный грузовой корабль имеет следующую классификацию:
Буран— космический корабль, вошедший висторию
Первым космическим кораблем, вышедшим вкосмос, стал Восток. После федерация ракетостроения СССР начала выпуск кораблей Союз. Намного позже стали выпускать Клиперы иРусь. Навсе эти пилотируемые проекты федерация возлагает огромные надежды.
В1960 году корабль Восток своим полетом доказал возможность выхода человека вкосмос.12апреля 1961 года Восток 1совершил виток вокруг Земли. Авот вопрос, кто летал накорабле Восток1, почему-то вызывает затруднение. Может быть дело втом, что мыпросто незнаем, что свой первый полет Гагарин совершил именно наэтом корабле? Втомже году впервые наорбиту вышел корабль Восток2, вкотором находилось сразу два космонавта, один изкоторых вышел запределы корабля вкосмосе. Это был прогресс. Ауже в1965 году Восход 2смог выйти воткрытый космос. История корабля восход 2была экранизирована.
Восток 3установил новый мировой рекорд повремени пребывания корабля вкосмосе. Последним кораблем серии стал Восток6.
Американский шатл серии Аполлон открыл новые горизонты. Ведь в1968 Аполлон 11смог первым приземлиться наЛуну. Сегодня существует несколько проектов поразработке космопланов будущего, такие как Гермес иКолумб.
Салют— серия межорбитальных космических станций Советского Союза. Салют 7 известна тем, что потерпела крушение.
Следующим космолетом, история которого вызывает интерес, стал Буран, кстати, интересно, где онсейчас находится. В1988 году онсовершил свой первый ипоследний полет. После многоразовых разборов иперевозок путь передвижения Бурана потерялся. Известное последнее местонахождение космического корабля Буранв Сочи, работы понему законсервированы. Однако буря вокруг этого проекта досих пор неутихла, идальнейшая судьба заброшенного проекта Буран вызывает интерес умногих. АвМоскве внутри макета космолета Буран наВДНХ создан интерактивный музейный комплекс.
Джемини— серия кораблей американских конструкторов. Заменили проект Меркурий исмогли сделать спираль наорбите.
Американские корабли сназванием Спейсшатл стали своеобразными челноками, совершая более 100 полетов между объектами. Вторым Спейсшатлом стал Челенджер.
Неможет незаинтересовать история планеты Нибиру, которая признана кораблем-надзирателем. Нибиру уже дважды приближалась наопасное расстояние кЗемле, нооба раза столкновения удалось избежать.
Драгон— космолет, который в2018 году должен был совершить полет напланету Марс. В2014 году федерация, ссылаясь натехнические характеристики исостояние корабля Дракон, отложила запуск. Нетак давно произошло еще одно событие: компания Боинг сделала заявление, что также начала разработки посозданию марсохода.
Первым вистории многоразовым кораблем универсалом должен был стать аппарат под названием Заря. Заря— это первая разработка транспортного корабля многоразового использования, накоторый федерация полагала очень большие надежды.
Прорывом считается возможность использования ядерных установок вкосмосе. Для этих целей начались работы потранспортно-энергетическому модулю. Параллельно ведутся разработки попроекту Прометей— компактному ядерному реактору для ракет икосмолетов.
Китайский корабль Шэньчжоу 11стартовал в2016 году сдвумя астронавтами, которые должны были провести вкосмосе 33дня.
Скорость космического корабля (км/ч)
Минимальной скоростью, скоторой можно выйти наорбиту вокруг Земли считается 8км/с. Сегодня нет надобности разрабатывать самый быстрый вмире корабль, поскольку мынаходимся всамом начале космического пространства. Ведь максимальная высота, которой мысмогли достичь вкосмосе, всего 500км. Рекорд самого быстрого передвижения вкосмосе был установлен в1969году, ипока побить его неудалось. Накосмическом корабле Аполлон 10трое космонавтов, побывав наорбите Луны, возвращались домой. Капсула, которая должна была доставить ихизполета, сумела развить скорость 39,897км/ч. Для сравнения давайте рассмотрим, скакой скоростью летит космическая станция. Максимально она может развиться до27600км/ч.
Заброшенные космические корабли
Сегодня для космолетов, пришедших внегодность, создали кладбище втихом океане, где могут найти свой последний приют десятки заброшенных космических кораблей. Катастрофы космических кораблей
Вкосмосе случаются катастрофы, часто забирающие жизни. Наиболее частыми, как нистранно, являются аварии, которые происходят из-за столкновения скосмическим мусором. При столкновении орбита движения объекта смещается истановится причиной крушения иповреждений, часто становящихся причиной взрыва. Самой известной катастрофой является гибель пилотируемого американского корабля Челленджер.
Ядерный двигатель для космических кораблей 2017
Сегодня ученые работают над проектами посозданию атомного электродвигателя. Эти разработки подразумевают покорение космоса спомощью фотонных двигателей. Российские ученные планируют уже вскором будущем приступить киспытаниям термоядерного двигателя.
Космические корабли России иСША
Стремительный интерес ккосмосу возник вгоды Холодной войны между СССР иСША. Американские ученые признали вроссийских коллегах достойных соперников. Советское ракетостроение продолжало развиваться, ипосле распада государства его приемником стала Россия. Конечно, космолеты, накоторых летают российские космонавты, значительно отличаются отпервых кораблей. Более того, сегодня, благодаря успешным разработкам американских ученых, космические корабли стали многоразовыми.
Космические корабли будущего
Сегодня все больший интерес вызывают проекты, врезультате которых человечество сможет совершать более длительные путешествия. Современные разработки уже готовят корабли кмежзвездным экспедициям.
Место, откуда запускают космические корабли
Увидеть своими глазами запуск космического корабля настарте— мечта многих. Возможно, это связано стем, что первый запуск невсегда приводит кжелаемому результату. Ноблагодаря Интернету мыможем увидеть, как взлетает корабль. Учитывая тот факт, что наблюдающим зазапуском пилотируемого корабля следует находиться достаточно далеко, мыможем представить, что находимся навзлетной площадке.
Космический корабль: какой онвнутри?
Сегодня, благодаря музейным экспонатам, мывоочию можем увидеть устройство таких кораблей, как Союз. Конечно, изнутри первые корабли были очень простыми. Интерьер более современных вариантов выдержан вспокойных тонах. Устройство любого космического корабля обязательно пугает нас множеством рычажков икнопочек. Иэто добавляет гордости затех, кто смог запомнить, как устроен корабль, и, тем более, научился управлятьим.
Накаких космических кораблях летают сейчас?
Новые космические корабли своим внешним видом подтверждают, что фантастика стала действительностью. Сегодня никого уже неудивишь тем, что стыковка космических кораблей— реальность. Имало кто помнит отом, что первая вмире такая стыковка произошла еще вдалеком 1967году.
Роскосмос разрабатывает свою версию корабля Crew Dragon. Что с ней не так?
У США есть компания SpaceX, а у нее — многоразовый космический корабль Crew Dragon. В мае 2020 года внутри него на Международную космическую станцию были успешно доставлены астронавты Боб Бенкен и Даг Херли. И это было поистине историческое событие, потому что ранее США могли отправлять астронавтов на МКС только на российских кораблях, но теперь могут справиться с этим сами и за меньшие деньги. Многим из нас было очень интересно, каким образом Россия ответит своим иностранным коллегам. Этот момент настал — госкорпорация Роскосмос объявила о начале разработки собственного космического корабля, который можно будет использовать много раз. На данный момент этот корабль называется «Арго» и его создатели надеются, что по характеристикам он не будет хуже корабля Crew Dragon.
Сможет ли Роскосмос составить конкуренцию SpaceX?
Космический корабль «Арго»
Многоразовый космический корабль будет разрабатываться в союзе Роскосмоса с компанией «Многоразовые транспортные космические системы». Новый союзник Роскосмоса был основан в мае 2019 года. Основным родом деятельности компании считалось проведение научных исследований и ведение разработок в области естественных и технических наук. Молодая компания ранее уже успела разработать проект многоразового космического корабля «Арго», который планировалось начать использовать в 2024 году. Судя по всему, в рамках нового соглашения сроком в 5 лет, Роскосмос и МТКС доведут проект «до ума» и будут позиционировать как конкурента корабля Crew Dragon от SpaceX.
Концепт космического корабля «Арго»
О корабле «Арго» уже известны некоторые подробности. Как и Crew Dragon, он будет запускаться на орбиту Земли на ракете-носителе. В качестве ракет для запуска сначала планируется использовать «Союз-2.1.Б», а потом — «Союз-5». Вот некоторые особенности корабля «Арго»:
Космический корабль сможет доставлять на МКС полезный груз массой до 2 тонн, а возвращать на Землю он сможет 1 тонну груза. Топливный бак двигателя для маневрирования в космическом пространстве будет вмещать до 1200 кг топлива. Время полета будучи прикрепленном к МКС состоянии составит 300 дней. А в автономном полете для проведения исследований он может пребывать только 30 суток. Спуск на Землю для последующего использования будет осуществляться путем торможения при помощи посадочных двигателей на высоте 250 метров.
Схема полета космического корабля
Использование многоразового корабля, а значит, возвращение и спасение дорогостоящего оборудования существенно снизят издержки и стоимость доставки грузов. В конечном счете это снизит стоимость космической программы в целом, — объяснил представитель компании МТКС Сергей Сопов.
Роскосмос против SpaceX
Характеристики выглядят впечатляюще? Для кого-то — возможно. Как изменится корабль к 2024 году неизвестно, но на данный момент он явно уступает Crew Dragon. Взять, к примеру, длительность пребывания корабля в составе космической станции. Российский «Арго» может ждать экипаж 300 дней, в то время как корабль Crew Dragon может находиться в состыкованном состоянии до 720 суток. По словам бывшего менеджера Центра имени Хруничева Павла Пушкина, корабль «Арго» не превосходит ни Crew Dragon, ни российский «Прогресс-МС». Единственное преимущество перед «Прогрессом» у него — это возможность возвращения грузов.
Строение космического корабля «Арго»
Стоимость запуска корабля «Арго» должно составить около 69 миллионов долларов. Это дешевле, чем доставка груза на Crew Dragon, которая обходится примерно в 150 миллионов долларов. Только вот использование нового корабля все равно будет дороже, чем эксплуатация «Прогресс-МС», которая обходится в 50-60 миллионов долларов, что ощутимо дешевле. Возможно, в будущем Роскосмос и МТКС изменят корабль, но на данный момент его концепт выглядит так себе. Посмотрите на изображения — он почти полностью повторяет дизайн Crew Dragon. Практически ничего нового, даже хуже. В таком виде он явно не сможет конкурировать с кораблем от SpaceX.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!
А конкуренцию составить надо, потому что в 2023 году должно начаться строительство многомодульной космической станции Китая. На орбиту Земли нужно будет доставлять грузы и Китай не отрицает возможности международного сотрудничества. Компании SpaceX и Роскосмосу придется побороться за внимание этой страны, потому что заказы сулят больших денег.