Как выглядит настоящая жар птица
Жар-птица
История персонажа
Русские народные сказки знакомят читателя с волшебными созданиями, обладающими невероятными способностями и любопытной биографией. Среди таких персонажей – Чудо-Юдо, Конек-Горбунок и Жар-птица. Миф о последней увлекателен, так как схож с легендой о птице Феникс, известной по мифологии зарубежных стран. Внешним обликом птица напоминает павлина. Сама пернатая среднего размера, а ее туловище украшает шикарный хвост размером с павлиний.
История происхождения
Жар-птица – воплощение сказки, олицетворение Бога, покровительствующего грозе и грому. Повелитель молний Перун является в ее обличье, прилетая из тридесятого царства, жители которого поголовно богачи. Земли там несказанно плодородны, а люди не знают нужды, поэтому у птицы золотой окрас – символ благополучия.
Славяне верили, что там же обитают представители божественного пантеона. Изобилие и безмятежность – ценность тех блаженных мест, плоды местных деревьев даруют дополнительные годы жизни, а вода обладает животворящей силой.
Жар-птица
По легенде, невиданное существо кушает молодильные яблоки, несущие вечную молодость, бессмертие и привлекательность, и пьет живую воду. Волшебные песни Жар-птицы сопровождаются появлением молний и жемчуга из ее клюва. Хвост пернатой состоит из перьев, сияющих ярким светом.
Она – воплощение огня, поэтому в темное время суток свет от ее хвоста заменяет тысячи источников освещения. Передохнуть от изнуряющих перелетов птица может в золотой клетке. Поймать перо Жар-птицы мечтают смелые герои, верящие, что такой амулет приносит счастье и удачу.
Мифология
Будучи птицей, создание относится к воздушной стихии. Но, олицетворяя огонь, имеет отношение и к нему. По легенде, Ирий был местом происхождения персонажа. Мир сказок таит опасность для существ с необычными способностями. Путешествуя по разным краям, Жар-птица иногда оказывалась в плену у героев вроде Кощея Бессмертного. Ее нередко брали в плен, чтобы привлечь в жизнь удачу.
Вольнолюбивая героиня, Жар-птица часто появляется в садах. Золотая клетка – нелюбимое место птицы, привыкшей к простору и полетам. Она боязлива и недоверчива, как любая птица, но крайне любопытна.
Жар-птица (арт)
Наши предки верили, что Жар-птица исцелит от недугов и подарит долгие годы тому, кто верит в нее и слушает ее пение. Поняв, что наскучила владельцу, она покидает его, переставая дарить свою магию и песни. Желчь существа способна излечить болезни глаз. По легенде, горящее перо птицы излучает свет и тепло. Погаснув, оно становится золотым.
Птица почти ничего не боится, ведь она бессмертна. Завладеть ею без секретных уловок невозможно – она излучает жар и способна ранить. Сказочные герои умудряются завладеть птицей, положив в клетку ее любимое лакомство – яблоки. Трех плодов достаточно, чтобы Жар-птица обратила внимание на ловушку.
Изображение Жар-птицы в мифах
Образ Жар-птицы описан в сказках «Иван-Царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Конек-Горбунок» и т.д.
Экранизации
Владимир Самсонов выпустил мультфильм о Жар-птице в 1984 году. История, рассказанная постановщиком, не отличалась от сюжета сказки Алексея Толстого об Иване-Царевиче и ловле Жар-птицы.
Кадр из мультфильма «Как поймать перо Жар-Птицы»
Вацлав Ворличек снял в 1997 году фильм под названием «Жар-птица». В картине чешского производства вместо Кощея появился злодей Скелетон, Ивана-царевича сменил принц Афрон, а Жар-птица воплощена при помощи картинок. Она появилась в нескольких кадрах и присутствовала в ленте номинально.
Современный мир сказки, с которым знакомятся российские дети, сильно отличается от советского. Режиссеры Георгий Гитис и Вячеслав Плотников в 2013 году выпустили мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», главным действующим лицом которого стал Иван-царевич.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК. ЧАСТЬ 3. ЖАР-ПТИЦА.
Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
«Ходит Иван по саду: присесть боится, не то что прилечь. Вдруг – всё осветилось… глядь – Жар-птица на яблоне золотые яблоки клюёт! Бросился Иван, ухватил птицу за хвост, да та вырвалась – одно перо и осталось»
Это отрывок из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке. Казалось бы, животные, её населяющие, очень фантастичны. Разве может волк разговаривать, а светящаяся птица существовать? Но, если поразмышлять над её образом, то и здесь можно найти реальный прототип.
Славяне, как ни какой другой народ густо заселили свой фольклор образами животных. Зайцы, лисы, медведи, волки, лошади, петухи – практически все звери, которые попадались на глаза нашим предкам, обретали в сказках человеческую речь, привычки, качества и даже внешний вид. Часто именно через животных славяне высмеивали наши недостатки и восхваляли дружбу, терпение, находчивость и доброту.
Фольклористы называют очеловечивание животных «антропоморфизмом». Некоторые специалисты считают, что в сказаниях такой приём употребляют только народы с низким самосознанием. Мол, только незрелые личности ищут сходство между собой и зверьём. Но я считаю способ антропоморфизма животных признаком не отсталости, а наоборот, высокой моральной культуры. Славяне любили Природу и испытывали чувство братства со всеми живыми созданиями. Они видели животных своими младшими братьями, а не чуждыми и жуткими чудовищами, что наблюдается в мифологии западных народов.
Но вот что странно, при «общительности» подавляющего большинства животных персонажей, Жар-птица во всех сказках сохраняет гордое молчание. Она выступает неразумным существом, за которым посылают Цари добрых молодцев. Почему при такой антропоморфности прочих зверей Жар-птица, пусть и наделённая волшебными качествами, остаётся просто птицей? Почему наши предки, всегда умевшие увидеть в животных зачатки разума, на сей раз их не разглядели? Может, виной тому реальный прототип?
Глупая, но очень привередливая птица.
Остальные признаки, такие как: исцеление больных пением, или способность ронять жемчуга из клюва, явно относятся к разделу фантастики и никакого дела к нашему исследованию не имеют.
При таких ярких описаниях найти прототип нетрудно – совершенно очевидно, что им послужил павлин. Сейчас, конечно, никто не скажет, что перья павлина светятся и оборачиваются золотом. И держать павлина в золочёной клетке никто не будет. Но, в давние времена эта птица семейства куриных играла большую роль в мировой культуре.
Родина павлина – Шри-Ланка. Приручили и вывезли его оттуда ещё в глубокой древности, и эта птица быстро прижилась почти во всех странах Евразии. Павлина любили держать в своих садах китайские и японские императоры, раджи Индии, цари Византии и халифы Востока. С этими странами Русь издревле поддерживала торговые отношения. Вполне вероятно, что и князья русичей, следуя примеру своих заморских коллег, держали у себя павлинов. Благо те особых условий не требуют – их можно содержать как обычных курей. Чтобы заиметь павлина, только и нужно было, что купить его за большую сумму. Поэтому не все князья могли позволить себе такую «игрушку».
На Руси павлина называли паунь, а куриц павлина – павой. Благодаря высокой стоимости эта птица считалась на Руси символом достатка и счастья, а из-за своей красоты её название стало нарицательным для чванных и надменных людей. Павлинами также стали называть молодых людей, любителей показать себя как товар.Как перо Жар-птицы золотом оборачивалось.
Но вернёмся к нашему исследованию. Павлин по размерам вполне подходит для описания Жар-птицы. Также он умеет летать. Правда, недолго и невысоко, но этого вполне достаточно, чтобы вырваться из рук преследователя – ведь в дикой природе на павлинов охотятся не Иваны-царевичи, а леопарды и другие ловкие хищники.
Вопрос, касающийся оперения, очень интересен. Во-первых, перья павлина действительно так ярки и красочны, что кажется, словно они светятся золотом – взгляните на фото. Во-вторых, они так дорого ценились, что за продажу одного пера можно было получить достаточную сумму. «Потухло перо и обернулось золотом» – остроумно подмечено в сказке.
Как было сказано выше, павлинов держали в качестве украшения сада властители восточных стран. И если для византийцев он был просто красивой птицей, а для римлян символом царицы и её дочерей, то у арабов и особенно индийцев павлин имел сакральное и религиозное значение. Он являлся ипостасью солярных (солнечных) богов, его изображениями украшали дворцы и храмы, а его самого окружали необычайными заботами и вниманием. Возможно, что их вправду держали в золочёных клетках, чтобы подчеркнуть их благородство.
Большинство фольклористов считает, что под молодильными яблоками традиционно подразумеваются плоды граната. В них содержится столько витаминов, что это название может считаться вполне оправданным. Известно, в садах арабских правителей павлинов всегда кормили гранатом, о чём, по всему видно, знали на Руси. И, кстати, место обитания Жар-птицы – тридевятое царство – тоже вполне подходит для далёких стран Востока. Но почему же Жар-птица является немым персонажем в русских сказках? Виной тому интеллект реального прототипа – павлина. Ужа давно известно, что он умом не блещет и глуп настолько же, насколько красив. Это подтверждают исследования Л. В. Крушинского – советского учёного-биолога, направленные на выявление уровня экстраполяции (смышлёности, проще говоря) у животных. Так вот, павлин занял второе место в реестре птиц с низкой сообразительностью после голубя. Видимо, наши предки заметили это ещё задолго до проведения опытов и не смогли наделить павлина, то есть, Жар-птицу, ни речью, ни разумом.
Реальные прототипы персонажей русских народных сказок. Часть 3. Жар-птица
Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
«Ходит Иван по саду: присесть боится, не то что прилечь. Вдруг – всё осветилось… глядь – Жар-птица на яблоне золотые яблоки клюёт! Бросился Иван, ухватил птицу за хвост, да та вырвалась – одно перо и осталось»
Это отрывок из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке. Казалось бы, животные, её населяющие, очень фантастичны. Разве может волк разговаривать, а светящаяся птица существовать? Но, если поразмышлять над её образом, то и здесь можно найти реальный прототип.
Славяне, как ни какой другой народ густо заселили свой фольклор образами животных. Зайцы, лисы, медведи, волки, лошади, петухи – практически все звери, которые попадались на глаза нашим предкам, обретали в сказках человеческую речь, привычки, качества и даже внешний вид. Часто именно через животных славяне высмеивали наши недостатки и восхваляли дружбу, терпение, находчивость и доброту.
Фольклористы называют очеловечивание животных «антропоморфизмом». Некоторые специалисты считают, что в сказаниях такой приём употребляют только народы с низким самосознанием.
Мол, только незрелые личности ищут сходство между собой и зверьём. Но я считаю способ антропоморфизма животных признаком не отсталости, а наоборот, высокой моральной культуры. Славяне любили Природу и испытывали чувство братства со всеми живыми созданиями. Они видели животных своими младшими братьями, а не чуждыми и жуткими чудовищами, что наблюдается в мифологии западных народов.
Но вот что странно, при «общительности» подавляющего большинства животных персонажей, Жар-птица во всех сказках сохраняет гордое молчание. Она выступает неразумным существом, за которым посылают Цари добрых молодцев. Почему при такой антропоморфности прочих зверей Жар-птица, пусть и наделённая волшебными качествами, остаётся просто птицей? Почему наши предки, всегда умевшие увидеть в животных зачатки разума, на сей раз их не разглядели? Может, виной тому реальный прототип?
Глупая, но очень привередливая птица
При таких ярких описаниях найти прототип нетрудно – совершенно очевидно, что им послужил павлин. Сейчас, конечно, никто не скажет, что перья павлина светятся и оборачиваются золотом. И держать павлина в золочёной клетке никто не будет. Но, в давние времена эта птица семейства куриных играла большую роль в мировой культуре.
Родина павлина – Шри-Ланка. Приручили и вывезли его оттуда ещё в глубокой древности, и эта птица быстро прижилась почти во всех странах Евразии. Павлина любили держать в своих садах китайские и японские императоры, раджи Индии, цари Византии и халифы Востока. С этими странами Русь издревле поддерживала торговые отношения. Вполне вероятно, что и князья русичей, следуя примеру своих заморских коллег, держали у себя павлинов. Благо те особых условий не требуют – их можно содержать как обычных курей. Чтобы заиметь павлина, только и нужно было, что купить его за большую сумму. Поэтому не все князья могли позволить себе такую «игрушку».
На Руси павлина называли паунь, а куриц павлина – павой. Благодаря высокой стоимости эта птица считалась на Руси символом достатка и счастья, а из-за своей красоты её название стало нарицательным для чванных и надменных людей. Павлинами также стали называть молодых людей, любителей показать себя как товар.
Как перо Жар-птицы золотом оборачивалось
Но вернёмся к нашему исследованию. Павлин по размерам вполне подходит для описания Жар-птицы. Также он умеет летать. Правда, недолго и невысоко, но этого вполне достаточно, чтобы вырваться из рук преследователя – ведь в дикой природе на павлинов охотятся не Иваны-царевичи, а леопарды и другие ловкие хищники.
Вопрос, касающийся оперения, очень интересен. Во-первых, перья павлина действительно так ярки и красочны, что кажется, словно они светятся золотом – взгляните на фото. Во-вторых, они так дорого ценились, что за продажу одного пера можно было получить достаточную сумму. «Потухло перо и обернулось золотом» – остроумно подмечено в сказке.
Как было сказано выше, павлинов держали в качестве украшения сада властители восточных стран. И если для византийцев он был просто красивой птицей, а для римлян символом царицы и её дочерей, то у арабов и особенно индийцев павлин имел сакральное и религиозное значение. Он являлся ипостасью солярных (солнечных) богов, его изображениями украшали дворцы и храмы, а его самого окружали необычайными заботами и вниманием. Возможно, что их вправду держали в золочёных клетках, чтобы подчеркнуть их благородство.
Большинство фольклористов считает, что под молодильными яблоками традиционно подразумеваются плоды граната. В них содержится столько витаминов, что это название может считаться вполне оправданным. Известно, в садах арабских правителей павлинов всегда кормили гранатом, о чём, по всему видно, знали на Руси. И, кстати, место обитания Жар-птицы – тридевятое царство – тоже вполне подходит для далёких стран Востока. Но почему же Жар-птица является немым персонажем в русских сказках? Виной тому интеллект реального прототипа – павлина. Ужа давно известно, что он умом не блещет и глуп настолько же, насколько красив. Это подтверждают исследования Л. В. Крушинского – советского учёного-биолога, направленные на выявление уровня экстраполяции (смышлёности, проще говоря) у животных. Так вот, павлин занял второе место в реестре птиц с низкой сообразительностью после голубя. Видимо, наши предки заметили это ещё задолго до проведения опытов и не смогли наделить павлина, то есть, Жар-птицу, ни речью, ни разумом.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Огненная бестия из иного мира
Особенность образа жар-птицы в том, что огонь здесь не просто живой, он обладает разумом.
Существует множество сказок, где упоминается жар-птица: от простых и коротких сюжетов до больших, в которых образ чудесной птицы лишь звено в цепи невероятных событий, происходящих с главным героем, добрым молодцем.
Призадумался добрый молодец. Коли поднять да царю перо поднести, может государь шедро наградить, а царская милость кому не дорога? Не послушался он своего коня, поднял перо жар-птицы, привёз царю.
«Спасибо! — говорит царь. — Но коли ты достал одно перо, достань мне и саму птицу, а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!»
Кто-то их кнутом огреет.
Что же такое жар-птица, какой тайный смысл может скрываться за ней? Это — летающий огонь, причём компактный, размером действительно с птицу, ведущий себя очень загадочно. Поймать его дано только самому удалому молодцу, которому мудрая жена (или кто-то другой) подсказывает, как именно ловить. Но добрый молодец лишь исполнитель. Воля (янское начало) поймать птицу идёт от царя, а способ (иньская мудрость) — от жены. Это общий расклад многих волшебных сказок.
Если предположить, что у сказочного образа жар-птицы существует природный прототип, то ничего более подходящего, чем шаровая молния, представить трудно. Шаровая молния — тот же огонь, который летает, и своим обликом он походит именно на птицу.
Надо сказать, что до сих пор столкновения с шаровыми молниями заканчиваются по-разному. Кто-то их кнутом огреет, кто-то метлой отгонит, кто камень бросит. Но никому не удалось поймать шаровую молнию, а тем более в клетку запереть. Но то, что образ жар-птицы списан с шаровой молнии, сомнений не вызывает: даже в сказках её появление сопровождается природными волнениями: «Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица. »
Всё это очень похоже на появление настоящих шаровых молний, которые, бывает, и волны гонят, и деревья клонят.
Однажды жители глухой уральской деревушки, стоящей на высоком берегу небольшой лесной речки, увидели плывущий, сильно гудящий чёрный шар. Он потрескивал и издавал невероятный шум. По ходу его движения вдоль реки шла полутораметровой высоты волна, а по берегам на этой же высоте ломались деревья. Когда шар приблизился к деревне, все решили, что пришёл конец света, — такой ужас он вселял в людей; многие, упав на колени, стали молиться. Шар медленно прошёл мимо, сдвинул со стоящей на берегу баньки крышу и ушёл по речке в лес. А следом разразилась небывало сильная гроза.
Поговорить бы с огнём
Важнейшая особенность образа жар-птицы в том, что огонь здесь не просто живой, он обладает разумом. Но и реальные шаровые молнии ведут себя иногда настолько «разумно», что оторопь берёт. Среди некоторых исследователей феномена шаровой молнии даже бытует мнение, что она наделена разумом, что это самостоятельная форма жизни.
Возможно, не зря древние сказочники назвали летающий огонь жар-птицей. Теорий плазмы они, конечно, не знали, но её живую сущность, выходит, чувствовали. Может быть, из-за того и провалились попытки последних десятилетий создать управляемую плазму, что физики не видят важнейшего её свойства — жизненности? Впрочем, многие видят, да разобраться в этом пока не в силах.
Позволим себе выдержку из работы авторитетного специалиста в области физики плазмы Ф. Чена: «Мы живём тз той части Вселенной, составляющей один процент её, где плазма естественным путём не возникает. Плазма во многих случаях ведёт себя так, будто сама наделена разумом».
Эти слова признанного специалиста в области плазмы дорогого стоят! Но мало признать плазму разумной, необходимо иметь её теорию. Такие теории были разработаны, но вот как их оценивает лауреат Нобелевской премии по экспериментальному исследованию плазмы X. Альвен: «Несмотря на то, что теории были общепризнанны, сама плазма отказывалась им подчиняться. Вместо этого в плазме обнаружилось множество важных эффектов, которые не были учтены теорией. »
Траектории шаровых молний также плохо поддаются объяснению. Светящиеся шары то аккуратно облетают помещение, держась на одной и той же высоте, то движутся вдоль проводов, а то выписывают странные зигзаги.
Некоторые исследователи пытались объяснить движение шаровых молний ветром или сквозняками, но известны случаи, когда молнии медленно катились по крылу летящего самолёта, несмотря на ветер.
К сожалению, не все встречи шаровых молний с человеком заканчиваются мирно. Известный уфолог Максим Карпенко приводит довольно печальные результаты таких контактов: из известных 412 случаев 17 человек потеряли сознание, 4 получили увечья, 7 погибли.
В какой мир форточка
Многие из очевидцев, встречавших шаровую молнию, рассказывали о ней как о живом существе. Что же это — жизнь в форме чистой энергии? В последнее время некоторые физики, занимающиеся проблемами, что находятся на границе традиционной науки, предположили, что шаровая молния — это порождение пронизывающего нашу планету и всё космическое пространство квантового вакуума. Он отнюдь не пустота и обладает гигантской энергией, способностью запоминать информацию.
Уфолог Максим Карпенко дал неожиданное объяснение удивительному поведению шаровых молний: «Рассказы очевидцев о встречах с шаровыми молниями, как кусочки мозаики, собранные вместе, создают образ удивительного существа с непостижимым разумом и логикой — этакого сгустка плазмы, образовавшегося в месте локальной концентрации энергии и вобравшего в себя часть этой энергии, самоорганизовавшегося и эволюционировавшего к осознанию окружающего мира и себя в нём».
Недаром и Пётр Капица, пытавшийся в конце своей жизни в лабораторных условиях создать шаровую молнию (образно говоря, загнать жар-птицу в клетку), в итоге сказал: «Шаровая молния — это форточка в иной мир». Какой такой иной? Что имел в виду учёный? Может быть, то, что впереди эпоха совершенно иной физики?
Нет пока такой клетки
Поймать (укротить) жар-птицу в сказках очень непросто. Ведь жар-птица — сущность редкая и даже нравственная. Поймать её может только сильный духом и добрым нравом человек, поскольку то, что даёт жар-птица, способно принести герою настоящее счастье. Если же кто-либо хочет воспользоваться ею ради корысти, только беду получит взамен. Жар-птица дарит чудо только достойнейшим.
И, насколько известно, образ этой чудесной птицы встречается преимущественно в русских народных сказках. Безусловно, шаровые молнии летали и в других странах, но почему тогда в зарубежных сказках и фольклоре это явление не нашло своего отражения? Не надеялись поймать?
Может быть, в будущем нам удастся создать шаровую молнию, овладеть термоядерной энергией. Между прочим, предложение об использовании управляемого термоядерного синтеза для промышленных целей и схема с использованием термоизоляции высокотемпературной плазмы электрическим полем были впервые сформулированы советским физиком О.А. Лаврентьевым в середине 1950 года. А.Д. Сахаров и И.Е. Тамм в 1951 году предложили модифицировать схему, показав теоретическую основу термоядерного реактора, где плазма имела бы форму тора и удерживалась магнитным полем.
Термин «токамак» был придуман позже И.Н. Головиным, учеником академика Курчатова. Первоначально он звучал как «токамаг» — сокращение от слов «тороидальная камера магнитная». Но Н.А. Явлинский, автор первой тороидальной системы, предложил заменить «-маг» на «-мак» для благозвучия. Позже это название было заимствовано многими языками. Первый токамак был построен в 1954 году, и долгое время токамаки существовали только в нашей стране.
Что ж, как говорится, поживём — увидим, кто поймает и приручит жар-птицу.