Как выглядит нательный крест староверов

Значение и виды крестов староверов

Крест староверов — это восьмиконечная фигура, являющаяся символом православной веры. Он используется для проведения религиозных процедур, таких как крещение и служение Богу. Данная модель креста перестала применяться церковью с 1656 года. Но некоторые староверы-раскольники по сей день используют в богослужении восьмиконечный крест.

Изменение креста после реформы Никона

История церковного переворота началась еще в XVII веке. Патриарх Никон провел всеобщую реформу, которая повлекла следующее:

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

В это же время произошла полная замена старых крестов на новые. Важно знать, что именно проведение данной реформы привело к расколу церкви на два лагеря. Люди, продолжающие следовать старым заповедям, отныне считались еретиками. Патриарх же объяснял высокую важность своей реформы следующими причинами:

Но, несмотря на столь значимые причины, многие крестьяне считали это богоотступничеством и бурно высказывали свое недовольство, в один голос твердя, что готовы умереть за каждую исправленную букву в книге. Они были против любых заимствований с Запада, так как считали, что это лишь загрязняет их православную веру.

Восьмиконечные кресты

Восьмиконечные кресты современной церковью считаются неполноценными. Хотя они и пользуются особой популярностью среди староверов.

Стоит отметить, что, по преданию, именно восьмиконечный крест был найден царицей Еленой на горе Голгофе.

Помимо большой перекладины, восьмиконечный крест содержит еще две. При этом верхняя — символизирует именную табличку Христа, на которой произошло его распятие. А нижняя — расположена у подножья Христа.

Расположение нижней перекладины креста имеет очень большое значение. Предание гласит: если левый край подножья приподнят, то грешник раскаялся в своих грехах, и его душа отправится в рай. А если опущен — грешник не раскаялся перед Богом, усугубил свои грехи, и его душа отправится непременно в ад.

В XIX веке общее число староверов в Российской империи составляло более 30 % всего населения. Утешить бунтовое напряжение верующих удалось митрополиту Амвросию: власть пошла на компромисс и объявила единоверие. Благодаря этому старообрядцам удалось восстановить епархию.

Но иная половина староверов еще больше пришла в недовольство и стала считать митрополита еретиком, желающим свергнуть вероисповедание.

Немного позже власть снова пошла навстречу старообрядцам и разрешила им занимать общественные должности. После этого был частично отменен закон на ограничение крещения двумя перстами и использование в богослужении восьмиконечного креста.

Власть Советского Союза благосклонно относилась к старообрядцам, даже несмотря на то, что большевики не принимали веру и Бога. Служители же церкви имели опасения за свою жизнь, ведь церкви сжигали и разграбляли. Но, несмотря на все это, староверы жили в относительном спокойствии.

Восьмиконечный крест — яркий религиозный символ староверов. Со временем их традиции и манера жизни претерпели кардинальные изменения. Но, несмотря ни на что, этим людям все же удалось сохранить свою веру.

Источник

Крест старообрядческий (фото). Чем отличается старообрядческий крест от православного?

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Источник

Как по нательному кресту узнать старообрядца

Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть фото Как выглядит нательный крест староверов. Смотреть картинку Как выглядит нательный крест староверов. Картинка про Как выглядит нательный крест староверов. Фото Как выглядит нательный крест староверов

Носимый верующими людьми на груди нательный крест отличается своим внешним видом в зависимости от направления христианства.

Старообрядцы этот атрибут христианина называют тельником и признают только ту его конфигурацию, которая существовала до никонианских реформ 1650-х годов, из-за которых произошёл раскол русской православной церкви. Именно поэтому его легко отличить от православного, католического и армянского образцов.

Нательный крест староверов

Крест, превратившийся после казни Иисуса Христа из средства убийства в знамя торжества добра над злом, является одним из центральных символов христианства.

Согласно обычаям старообрядчества каждый христианин с момента святого Крещения и до самой смерти обязан носить на груди, спрятанный под одеждой нательный крест, олицетворяющий веру человека в распятие и Воскрешение Христа.

Староверы, не поддержавшие церковные нововведения XVII века, признают православие только в его первоначальном виде, а потому для них единственно правильной формой тельника является та, что представляет собой восьмиконечный крест, который может быть вписан внутрь четырёхконечного.

Старообрядцы отвергают закрепившиеся в официальной русской церкви помимо восьмиконечных четырёхконечные и шестиконечные кресты, считая их незаконченными или неполноценными. В качестве аргумента они ссылаются на легенду, повествующую о том, что равноапостольная царица Елена в ходе поисков на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых, обнаружила именно восьмиконечный Животворящий Символ Веры.

Тот, кто находился слева от Спасителя, раскаявшись в своих грехах и уверовав в Бога, отправился после гибели в рай, то есть наверх на небеса. Иная участь ожидала уголовника, распятого справа от Христа, который усомнившись в Божьей благодати, оказался в аду.

«Царь Славы»

На самой верхней, коротенькой перекладине, на которую римляне вешали табличку с описанием преступления, за которое человек подвергался казни через распятие, на староверском нательном кресте присутствуют надписи «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») или «Ника» («Победитель»). Приверженцы дореформенного православия резко протестуют против начертания на ней принятых в православии аббревиатур «INRI» или «IНЦИ», означающих «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Согласно объяснению архидиакона Соловецкого монастыря Игнатия, являющегося знаковой фигурой для староверов, истинным христианам нельзя поклоняться кресту, на котором красуется глумливая надпись, придуманная убийцей Иисуса Понтием Пилатом.

Кроме того на старообрядческом нательном кресте можно встретить именуемые монограммами Константина символические надписи. «ІС» и «ХС» означающие имя Христа, которые размещаются по обе стороны центральной перекладины.

На оборотной стороне староверского восьмиконечного креста гравируются следующие молитвенные слова: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его» или «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Крест без распятия

Другой отличительной особенностью староверского тельника является то, что на нём нет образа Спасителя. Такая традиция существовала на Руси до XVII века, но после раскола в православие проникли новые правила, допускавшие помещение на крест изображения Сына Божьего.

По взглядам старообрядцев присутствие на кресте образа Иисуса по факту значит его повторное распятие.

Кроме того, по объяснению игумена Серапиона (Митько) нательный крест с распятым Христом становится подобием иконы, которая в свою очередь предназначена для молитвы и созерцания, а не для ношения.

Поскольку икону нельзя прятать от глаз, а тельник принято носить под одеждой, получается нестыковка, превращающая нательный крест с распятием в языческий амулет.

Об этом же в IV веке писал архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Голгофский крест

Целая история зашифрована в так называемом Голгофском кресте, также используемом и признаваемом в старообрядчестве.

Череп Адама, который был омыт кровью распятого Иисуса, олицетворяет грехи человечества, искуплённые Сыном Божьим ценой его собственной жизни.

Над гротом значатся буквы «Г» и «Г», «МЛ» и «РБ», которые расшифровываются как «Гора», «Голгофа», «Место лобное» и «Раю быть».

Под центральной перекладиной Голгофского креста значится надпись «НИКА», напоминающая о воскрешении Христа и его победе над смертью.

Над ней, на разных концам горизонтали начертаны монограммы «IС» и «ХС» — «Иисус Христос».

На верхней, короткой перемычке изображено подлое титло «IНЦИ», которое в данном случае воспринимается староверами как должное, поскольку Голгофский крест повествует о последних часах жизни Христа.
Венчает этот крест монограмма на старославянском языке «СНЪ БЖІЙ», то есть «Сын Божий».

Женские староверские тельники

У староверов испокон веков женские и мужские тельники имели внешние различия. Женские нательные кресты не имели острых углов, и на них восьмиконечное распятие помещалось на пластину, напоминавшую по форме лепесток цветка.

Вокруг дамского варианта креста обычно изображались растительные орнаменты, чаще всего лоза.
По словам протоиерея Вадима Коровина, являющегося членом Канонической комиссии РПСЦ, современная форма мужских староверских нательных крестов корнями уходит к «Карачевским крестам» XV-XVI века.
В свою очередь, женские тельники сформировались во второй половине XVII века и выпестовались из так называемого «Сольвычегодского креста».

Источник

Меднолитые старообрядческие кресты: титла и надписания

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.



Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?

Также старообрядец должен при этом пообещать, что не будет предпринимать попыток воспитать крещеного ребенка в традициях, противоречащих официальной православной религии.

(28 оценок, среднее: 3,89 из 5)

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина — должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1

иконы, кресты, складни » Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1

Малые киотные кресты. Выг (?). XVIII – XIX вв.

Первым крупным центром старообрядческого литья стал Выг. Первые литейные мастерские появились здесь на рубеже XVII и XVIII столетий. Среди прочих изделий: разнообразных икон, складней, застежек и закладок для книг, — в медницах, обустроенных в Выговских скитах и многочисленных старообрядческих поселениях, отливались и разнообразные кресты, в том числе наперсные и киотные. Здесь появляется самый маленький тип киотного креста, размером (самые маленькие) всего 60*40 мм. Среди крестов данного типа, выполненных в нескольких изводах, часто украшенных многоцветными эмалями, никогда не встречаются изделия с проушиной для гайтана. Это позволяет с уверенностью предположить, что изготавливались эти маленькие кресты преимущественно для врезки в иконы.

Среди малых киотных крестов другого типа были и такие, которые отливались с проушиной, то есть предназначались для ношения на груди. Их средний размер 108*67 мм, хотя бывали и небольшие отклонения. Разнообразие наверший и подножий данного типа креста, а так же разное качество отливки, позволяют предположить, что отливались они в мастерских разных регионов.

Малые киотные (наперсные?) кресты. XVIII–XIX вв.

Вероятнее всего, именно на Выге впервые появился тип киотного креста с четырьмя предстоящими, который получил весьма широкое распространение.

Киотные (наперсные) кресты XVIII в.

Одним из первых изделий такого типа был небольшой крест размером 90*57 мм, с образом Спаса Нерукотворного в верхней части и двумя парами предстоящих, находящихся на прямоугольных пластинах, которые первоначально отливались отдельно и потом припаивались к кресту. Наличие проушины на задней стороне и небольшие размеры позволяли носить этот крест как наперсный. Впоследствии над средней перекладиной появились фигурки шестикрылых ангелов. Возможно, это дополнение было сделано гуслицкими мастерами.

Наиболее распространенные киотные кресты с предстоящими, отливавшиеся первоначально на Выге, а потом практически во всех старообрядческих мастерских, имели значительно больший размер, в среднем 230*150 мм. Они отливались либо под золочение, либо с большим количеством выемок под эмаль. Украшенные многочисленными эмалями, число которых доходило до восьми, покрытые позолотой, киотные кресты с предстоящими выглядели не менее изысканно и ярко, чем традиционные, написанные на дереве иконы северных писем. По мнению знатоков, несомненно Выговскими крестами являются те, по контуру которых идет ряд мелких кружков, в то время как в московских и иных изделиях он состоит из прямоугольников. На Выге был разработан и орнамент, украшавший обратную сторону крестов, в котором присутствуют явные черты позднего барокко.

Киотный крест. Выг. XVIII–XIX вв.

В московских мастерских, связанных с Преображенским кладбищем, ставшем в конце XVIII века центром сразу двух беспоповских согласий: поморского и федосеевского, помимо больших крестов отливались кресты с предстоящими меньших размеров, в среднем 165*110 мм. По своему виду они ничем не отличались от больших крестов, однако обратная сторона была заполнена иным, более простым растительным орнаментом.

На концах средней перекладины крестов этого типа располагались знаки Солнца и Луны. Иногда они изображались окруженные облаками и служили иллюстрацией евангельского текста: «От часа же шестаго до часа девятаго тьма бысть по всей земли…» (Мф. 27,45). На некоторых крестах ощущение тьмы усиливается изображением звезд. Однако человеческие лики на этих лунно-солярных символах указывали на более древние языческие архетипы, которые были зафиксированы на древнейших иконописных изображениях Креста.

Как известно, старообрядчество очень недолго представляло собой единое движение и очень скоро раскололось на несколько десятков толков и согласий, часто враждующих друг с другом. Поэтому и литые кресты, о которых идет речь, имеют некоторые различия. Так на крестах старообрядцев поморского согласия никогда не обнаруживается изображение Святого Духа «в виде голубине». На поморских крестах и крестах, имевших также хождение в среде близких по идеологии к поморцам старообрядцев-федосеевцев, изображение Господа Вседержителя заменяется Нерукотворным Образом Спасителя и никогда не присутствует надписание IНЦИ — Iсус Назорей Царь Иудейский.

Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге «Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны обличительно о написании титлы на кресте Господни» категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы). Не разворачивая аргументации по содержанию надписи, Игнатий приводил многочисленные примеры крестов, содержащих предлагаемую им титлу. Противником Игнатия выступил Соловецкий иеромонах Геронтий, не менее авторитетный публицист и апологет «старой веры». Он изложил свои возражения в своем «Ответе священноинока Геронтия к востязающим мя…». В результате конфликта Игнатий вынужден был покинуть Соловецкий монастырь. С 1666/1667 г. начинаются двадцатилетние странствия Игнатия по Русскому Северу, закончившиеся гибелью в знаменитой Палеостровской гари. После ухода Игнатия в обители оставались его сторонники. В марте 1669 г. один из самых радикальных лидеров соловецкого восстания Фаддей Бородин возглавил уничтожение крестов с надписанием IНЦИ.

Долгое время защищали «пилатовы титла» последователи другого дьякона Феодосия Васильева, составившие особое согласие федосеевцев. Известны полемические сочинения известных деятелей этого согласия Игнатия Трофимова и Алексея Самойлова, защищавших титла. В течение многих десятилетий вопрос о пилатовом титле обсуждался в старообрядчестве, главным образом, среди беспоповцев, пока федосеевцы не согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, они считали приемлемыми оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси. К концу XVIII столетия бо’льшая часть федосеецев согласилась с поморцами в отрицании «Пилатова надписания». Меньшая часть, верная основателю толка Феодосию Васильеву, признает только кресты с титлом IНЦI. Эти оставшиеся в меньшинстве последовательные федосеевцы образовали обособленное согласие, названное титловщиной. Наиболее редкими киотными крестами являются именно эти бытовавшие в среде «титловщины» кресты, на которых в оглавии присутствует изображение Спаса Нерукотворного, есть пресловутая «титла» IНЦИ, но нет образа Святого Духа.

Рассмотрим титла и надписания с их традиционным старообрядческим истолкованием, находящиеся на наиболее распространенных крестах, которые теперь имеются едва ли не в каждом православном храме. На верхней поперечной перекладине креста, которая по смыслу изображает дощечку с надписью Пилата, в большинстве случаев нанесено титло IНЦИ. Означает оно вину Распятого Спасителя — Иисус Назорей (или Назарянин) Царь Иудейский. Отвергая «Пилатово титло», поморцы были уверены, что эта четырехбуквенная надпись «взлезла на крест» только при патриархе Никоне, который «нового бога выдумал», и толкуют ее так: «Iнаго Царя Никон Исповеда». Следующая надпись, которую некоторые знатоки толкуют по-своему, помещена в крестчатом нимбе Распятого Спасителя. Эта надпись Ѿ ОН по-гречески написанное Имя Божие, открытое Моисею (Исх.3:14), то есть «Сый, Сущий». Наши доморощенные толкователи, изъясняют ее как «Он Отец Наш» или «Он ОТ Отца Нисшел», или пространнее «ОТ небес сошед Господь наш Iсус Христос и пришед к iудеом, Они же его неприяша, На кресте распяша». Заметим, что Византия не знала таких буквенных знаков на крестчатом нимбе Спасителя. На русских иконах и фресках они появляются с XIV столетия (Похожим образом помещаемые на богородичных иконах титла МР Ѳ

Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Особенности старой веры

Глобальным отличием старообрядческого от православного креста является то, что первый не содержит изображение распятого Иисуса. Для староверов данный факт имеет большое значение.

Двойное распятие

Во-первых, нательный крест — не только символ веры, знак причастности к православию, но и ежесекундное напоминание человеку о мученической смерти Христа во благо спасения человечества. Сам по себе крест — это и есть распятие. Потому изображение на нём Спасителя фактически означает, что его распинают ещё раз. Что, по мнению старообрядцев, является глумлением над Иисусом.

Оскорбление святыни

Во-вторых, сторонники старой веры разделяют понятия «символ» и «образ». Так, нательный крест — это символ искренней веры в Бога, а изображение Христа — образ, соответствующий иконному изображению. Потому старообрядцы считают, что скрывая под одеждой икону с изображением Спасителя человек, в сущности, обращает её в языческий амулет. Что, безусловно, нельзя считать христианским поведением.

Мужской и женский крест

Ещё одной особенностью символа веры старообрядцев является то, что мужские и женские тельники отличаются по форме. Первые — имеют ровные боковые грани, строгую форму. Что символизирует силу, мужество, защиту семьи. Вторые — похожи на цветочные лепестки. Что символизирует зарождение новой жизни, гибкость, кротость.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете.

Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника.

Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, — а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Для чего нужны были голубцы

Славяне считали, что в могильном голубце душа умершего обретает убежище. Как правило, кресты-голубцы устанавливали не в каком-то определённом месте, бывшем кладбищем. Их ставили вокруг селения, так как считали, что души почивших могут защитить живущих от врагов и нечистой силы. Кроме того, во время установки таких крестов родственники умершего давали своему предку-защитнику обещание следовать его заветам и приумножить честь рода. Получается, что кресты-голубцы были и обетными крестами.

В некоторых селениях голбецы ставили на перекрёстке. Славяне считали, что пересечение дорог является местом, откуда в наш мир могли проникнуть потусторонние силы. А могильный крест должен был от этого уберечь. Устанавливали кресты с прахом покойника и в тех местах, где ощущалось присутствие нечистых сил или там, где люди сталкивались с проявлением потустороннего.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Как изменились голбецы с приходом христианства

После крещения Руси языческие погребальные обряды потихоньку стали уходить в прошлое. В могилы стали помещать тело покойного в гробу, а сверху ставить христианский крест. Кресты-голубцы, бывшие напоминанием о язычестве, не перестали устанавливать, но придали им другую форму.

Голубец обзавёлся ещё одной горизонтальной перекладиной и одной наклонной, став восьмиконечным крестом. Над верхней короткой перекладиной делали двускатную крышу, а от дома — вместилища праха — и вовсе избавились. Вместо этого на голубец стали прикреплять иконы или распятия и вырезать имя покойного с датами его рождения и смерти. Основной чертой таких голубцов была искусная резьба, иногда с растительными или геометрическими рисунками. (с)

Мистическое происхождение голбцов стало причиной их запрета церковью — такого мнения придерживается Даль-младший. Но несмотря на это традиция их установки и секреты производства передавались мастерами из поколения в поколение. Даже в наши дни на некоторых сельских кладбищах можно увидеть голбцы. Больше всего их на севере России. В Карелии, Архангельской и Мурманских областях голбцы очень разнообразны и вычурны.

Некоторые из дошедших до наших дней голбцы украшены местами для икон, полочками и киотами. По утверждению историков, своеобразным отголоском голбцов являются и покрытые двумя досками в виде крыши кресты. Их также можно увидеть на некоторых старых погостах.(с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *