Как выглядит национальная одежда карелы
Национальный костюм карелов: описание, история и интересные факты
Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность. В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.
История расселения
История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между Балтийским морем и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку. Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики. И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути «из варяг в греки», по берегам рек и озер.
Особенности развития карел
Национальные костюмы народов России: карелы
Женские костюмы
К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.
Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?
На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.
Разновидности костюмов у женщин
Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.
Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.
А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из конского волоса. Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.
В Поморье девушки покрывали волосы повязкой «перо» из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи. Его называют «польским»: свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя «фонарь». На ворот надевался ажурный кружевной воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах. Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.
Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.
Трансформация мужского карельского костюма
Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.
Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку «в горошек» или прямую клетку темных и светлых цветов.
Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов
Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.
В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.
Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.
Изменения в обуви карел
Национальный костюм
Карельский костюм в XXI веке — какой он? Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Финляндию, в сценическом читает рэп на ливвиковском актер Национального театра. Об истории и сегодняшнем дне народного костюма — в нашем проекте «100 символов Карелии».
Карельские аксессуары от Ольги Степанян. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
— Я как приехала в Петрозаводск много лет назад, так и влюбилась в Карелию навсегда, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов.
— Что меня сразу зацепило, отчего сердце подтаяло? Уличные вывески на финском языке, город чистый и красивый. А природа? Я же лесной зомби, рыбак. Это всё мое, могу целыми днями на озере пропадать. Скалы, озера, деревья – вот тебе вдохновение.
И всё это отражено в нашем национальном костюме. Карельский колорит – во внешности людей, в деревянной архитектуре, в кухне – во всем. И в одежде свою любовь можно выразить.
— Сейчас мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.
Я шью и ношу эту одежду. И не только юбки-сарафаны, я люблю традиционную обувь (пьексы, с острыми загнутыми носами: раньше их такими шили, чтобы лыжи не сваливались).
Сегодня много заказов: и мужчины, и женщины хотят видеть в своем гардеробе национальную одежду или аксессуары. И желающих становится все больше, потому что это удобно, потому что это красиво. Сейчас дефицита одежного нет, но теперь мы хотим быть не похожи на других.
— В далекие годы «Карелшвейбыта» я отшивала народные костюмы для ансамблей, — вспоминает Ольга Степанян. — Делала и представительские, и вечерние наряды. Познакомилась тогда с Виолой Мальми, она дала мне столько информации! Причем всё, что я узнала, только приблизило прошлое. Виола показала, что народное – это не сто и не двести лет назад. Это реальная жизнь.
Сегодня информации по народному костюму (карельскому, финскому, вепсскому) много. И в архиве, и в библиотеке Национальной можно посидеть: каждый раз я нахожу что-то интересное. И выставок тематических много. Это правильно: люди должны знать о своих корнях как можно больше.
Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен. Фото из фондов Национального музея Республики Карелия
Что же мы знаем о корнях? Как одевались наши предки?
В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. И описал для нас тогдашние моды.
Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.
А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.
Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.
Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.
Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.
Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).
Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.
Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.
Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.
Молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета. Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые, девочки одевались лет с двенадцати.
Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели отправились в русскую Карелию — за самоидентичностью. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.
Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии
Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.
Несколько лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.
Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.
Реконструкцией много лет занималась и Татьяна Яшкова, автор книги о традиционном костюме Карелии. Сценическим национальным костюмом – Алла Власенко, Алексей Медведев (для ансамбля «Кантеле», хора «Теллерво»).
Больше тридцати лет проектирует и шьет представительские и сценические национальные костюмы Ирина Порошина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».
— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.
Карельский национальный костюм
Традиционный национальный костюм — один из символов Карелии, свидетельство происхождения и самобытности этноса. В нем, как в книге, читается мирный нрав, трудолюбие и колорит коренных жителей Севера. На создание одежды карелов, финнов, вепсов и представителей других народностей вдохновила природа, архитектура, обычаи и особенности быта.
Сегодня многие образцы таких нарядов представлены в карельском национальном музее. Продолжая традиции, мастерицы создают современные народные костюмы. И дополняют этническими мотивами привычную одежду.
Особенности карельского национального костюма
В прошлом навыки шитья и рукоделия прививали девочкам с раннего детства. Поэтому хорошая хозяйка могла сшить платье, украсить изделие вышивкой крестиком или тамбурным швом. А также кружевом, лентами, бисером и другими аксессуарами. Для вышивки праздничной одежды карельские мастерицы обычно использовали красную нить. А повседневной — белую или бежевую. На карельской вышивке присутствовали самые разные узоры и орнаменты — геометрические фигуры, животные, птицы, растения. Причем многие из них выполняли функции оберега. Расшивая свой наряд, мастерица закладывала в него посыл счастья, любви и защиты от «злых сил».
Карельский национальный костюм отличался прямым, свободным, не стесняющим движений кроем. Различалась одежда повседневная и для праздников. Для изготовления самобытных нарядов использовались следующие материалы:
Причем карелы и другие народности многие ткани изготавливали самостоятельно на ткацких станках и прялках. Для этого выращивали исходное сырье — лен и коноплю, и разводили овец. Полученные ткани обрабатывали натуральными красителями — луковой шелухой, настоями коры или ягодным соком. А за фабричными тканями — ситцем, кумачом, парчой, тафтой и муаром — оправлялись на ярмарку или к коробейникам.
В старину карельские празднества отличались весельем и массовостью. Юноши и девушки пели песни, водили хороводы, прыгали через костры, зимой катались на санях. Для таких мероприятий подбирались яркие заметные одежды. Чаще всего это были красные или синие наряды, обязательно в сочетании с белоснежным фоном. Помимо жизнеутверждающей яркости, особенность карельских национальных костюмов — отделка рукавов. Во многих нарядах они собирались резинкой и украшались пышными воланами.
Мужская национальная одежда
Представители сильного пола и в старину выглядели элегантно и привлекательно. Белая, украшенная вышивкой рубаха подпоясывалась кушаком. И сочеталась с яркими домоткаными штанами синего или зеленого цвета, заправленными в высокие сапоги. Поверх рубахи мужчины носили черную жилетку и дополняли наряд картузом или фуражкой. А вот старики чаще носили валяные шляпы в форме усеченного конуса.
Мужская рубаха изготавливалась двух видов. Длинная до колен из домотканого полотна. И более короткая до середины бедра с воротником-стойкой из кумачового коленкора. В холодное время года крестьянин надевал суконный пиджак с отложным воротником. Или теплый кафтан длиной до колена. А при наступлении морозов доставал шубу, тулуп из овчины и теплую меховую шапку.
Отличительным элементом мужского карельского национального костюма был шарф или шейный платок. Яркие цвета и замысловатая вышивка придавала щегольскую привлекательность образу.
Женская национальная одежда
Традиционный женский костюм отличался большим разнообразием. Сарафаны и рубашки свободного покроя расширялись книзу и подпоясывались вышитым поясом. В повседневной одежде функции пояса исполнял длинный передник. Часто его украшали воланами, вышивкой и бахромой. Нижняя рубашка карелок сияла белизной, символизируя чистоту образа. А длина сарафанов доходила практически до пола, что показывало сдержанность и скромность.
Также женский наряд мог состоять из белой холщовой рубашки с пышными рукавами. И длинной, чуть расклешенной юбки в традиционных цветах — красном, синем или зеленом. Одежда во многом зависела от возраста женщины. Чем старше ее обладательница, тем сдержаннее был наряд.
Обязательный элемент традиционного костюма — головной убор. Недаром возникло слово «опростоволоситься», т. е. опозориться, показавшись среди людей с непокрытой головой. Молодые девицы повязывали голову платком или украшали ободком из плетеной бересты. Замужние женщины носили повойники — небольшие шапочки из мягкой ткани. Или кокошники, которые оформляли бисером, вышивкой, лентами и прочими аксессуарами. Особо зажиточные северянки могли себе позволить роскошные головные уборы, расшитые жемчугом. Также традиционный карельский наряд часто дополнял яркий платок, накинутый на плечи.
Обувь и аксессуары
В морозном заснеженном краю невозможно обойтись без добротной обуви. В основном для ее изготовления использовалась сыромятная кожа. Самая известная обувь карелов — пьексы — утепленные сапоги с острыми загнутыми кверху носами. Благодаря такой конструкции их владелец мог смело становиться на лыжи, не опасаясь, что они сваляться с ног.
Женщины обычно надевали сапожки или мягкие боты. Также карелы часто носили традиционную русскую обувь. Зимой это были теплые валенки, которые как нельзя лучше подходят для суровых северных условий. А летом — лапти, которые изготавливались из березовой бересты или коры других видов деревьев.
Сегодня карельские мотивы используются в сценических костюмах, домашнем текстиле, сувенирах и прочих изделиях. Благодаря национальному костюму современные жители республики узнают о своих корнях и хранят традиции предков.
Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии
Национальный костюм карелов (фото)
Много может рассказать национальный народный костюм. По его узорам, фасону, цветам внимательный человек с пытливым умом легко прочитает историю народности, сможет описать быт и нравы, сделает вывод об основных занятиях предков. Свободный, трудолюбивый, мирный народ – вот что говорит о своих обладателях карельский национальный костюм.
Карелы: особенности национального костюма
Традиционными занятиями карелов было земледелие, скотоводство. Они были основой всего: традиций питания, распорядка дня и сезонных полевых работ, диктовали тогдашним модницам, что и как им носить.
Карельские женщины – мастерицы на все руки. Ткани для своих костюмов изготавливали сами. Ткацкий станок и прялка — первые приметы домашнего уюта и тепла. И ткали-пряли, шили-вязали на всю семью от мала до велика.
Удивительно, но за повседневной, чаще всего тяжелой физической работой, молодые и умудренные опытом карелки находили время для творческого рукоделия. Украшали свои изделия искусной вышивкой яркими нитками. Шили в основным тамбурным швом и крестиком.
Передавали свое мастерство дочкам, с особой любовью и терпением внучкам, а если повезет, то и правнучкам.
Традиции эти вместе с нарядными уборами сами получали по наследству, потому бережно хранили, свято почитали и доставали по большим праздникам.
ВАЖНО! Все узоры на карельском национальном костюме выполняют функцию оберегов. Изображения зверей и птиц, цветов и листьев, геометрические орнаменты символизируют силы земли, воды, воздуха и света, чудесные способности представителей фауны и флоры.
В этих узорах, их месте на горловине, рукавах, запястьях, талии и подоле кроются символы здоровья, плодородия, богатства, любви, защиты от злых сил.
Ткани, цвета, крой
В обиходе у карелок всегда были домотканые льняные холсты и ткани из овечьей шерсти. На ярмарках покупались отрезы – яркие материалы из ситца.
Основные цвета карельского костюма яркие и жизнеутверждающие. Красные, синие, зеленые, они отражали восприятие окружающей природы – зеленой травы, синего неба, красных цветов.
Наряды с красной отделкой считались праздничной одеждой. Красный цвет у славянских народностей символизирует радость, веселье, успех. Повседневная одежда выглядела скромнее, но все равно на ней присутствовали вышитые рисунки, как правило, белого и бежевого оттенка.
Женский национальный карельский костюм
Женский национальный костюм был свободного покроя, расширялся книзу, но в талии он обязательно подпоясывался вышитым поясом. В будние дни функцию пояса с успехом выполнял достаточно длинный передник (фартук).
Одежда
Одежда карельских женщин – сарафан и нижняя рубашка. Последняя сияла белизной и символизировала чистоту, а длина женских юбок струилась аккурат до пола, показывая целомудренность и скромность их обладательниц. Могли карелки носить блузку и расклешенную юбку в тех же традиционных цветах.
Так выглядит женский национальный карельский костюм (фото):
Рукава были пышными, такой эффект достигался за счет сборки по низу рукава или волана. На белом фоне рубашек выигрышно смотрелись одежды ярко-красного, зеленого, синего цвета.
Любили также в Карелии украшать края рукавов, передников и подолов бахромой, присутствовала бахрома и на платках.
Головной убор
Головной убор – обязательный элемент для женщин всех народностей, населявших Россию. Показаться в обществе с непокрытой головой – «опростоволоситься» — сулило самые неприятные последствия.
Женщины Карелии носили повойники, платки, по праздникам – кокошники. Особой роскошью считались головные уборы, расшитые жемчугом. Их могли позволить себе лишь зажиточные красавицы.
Незамужние девушки украшали голову ободками, сплетенными из бересты.
СПРАВКА! Один из главных аксессуаров карельского национального костюма – платок. Для женщин – головной платок и яркий с растительным принтом, платок, накинутый на плечи. Шейный платок служил украшением для мужчин.
Обувь
Карелия зимой – заснеженная лесная сказка с трескучими морозами. Без теплой добротной обуви здесь не обойтись. Помимо традиционно русских лаптей и валенок карелы носили утепленные кожаные сапоги на меху, отличительная черта которых длинный загнутый кверху носок.
Мужской национальный костюм
Представители сильного пола следили за своей одеждой ничуть не меньше своих спутниц. Ярким пятном выделялись штаны синего или зеленого цвета. На отделанную вышивкой по горловине и рукавам рубаху надевали черную щегольскую жилетку. Довершали наряд и делали его законченным шляпа или фуражка, кушак, которым подпоясывали рубаху.
Узнать мужчину карела среди других очень легко – по шейному платку, который они носят в будни и праздники.
В карельском мужском национальном костюме можно встретить как белую рубаху длиной до колена, так и короткую до середины бедра кумачовую. Нетрудно догадаться, что надевали по торжественным случаям.
Могли себе позволить карельские франты высокие кожаные сапоги с узкими голенищами.
Национальные одежды сегодня – неотъемлемый атрибут народных праздников и гуляний. Истории и традиции своего народа с уважением хранят современные карелы в родной республике и традиционных карельских поселениях за ее пределами.