Как выглядит национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов: описание, история и интересные факты
Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность. В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.
История расселения
История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между Балтийским морем и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку. Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики. И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути «из варяг в греки», по берегам рек и озер.
Особенности развития карел
Национальные костюмы народов России: карелы
Женские костюмы
К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.
Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?
На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.
Разновидности костюмов у женщин
Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.
Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.
А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из конского волоса. Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.
В Поморье девушки покрывали волосы повязкой «перо» из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи. Его называют «польским»: свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя «фонарь». На ворот надевался ажурный кружевной воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах. Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.
Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.
Трансформация мужского карельского костюма
Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.
Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку «в горошек» или прямую клетку темных и светлых цветов.
Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов
Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.
В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.
Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.
Изменения в обуви карел
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ КАРЕЛИИ
Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.
Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).
Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.
Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали
Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.
В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.
Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.
Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.
Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.
В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.
Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.
В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.
Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.
Национальный костюм
Карельский костюм в XXI веке — какой он? Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Финляндию, в сценическом читает рэп на ливвиковском актер Национального театра. Об истории и сегодняшнем дне народного костюма — в нашем проекте «100 символов Карелии».
Карельские аксессуары от Ольги Степанян. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
— Я как приехала в Петрозаводск много лет назад, так и влюбилась в Карелию навсегда, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов.
— Что меня сразу зацепило, отчего сердце подтаяло? Уличные вывески на финском языке, город чистый и красивый. А природа? Я же лесной зомби, рыбак. Это всё мое, могу целыми днями на озере пропадать. Скалы, озера, деревья – вот тебе вдохновение.
И всё это отражено в нашем национальном костюме. Карельский колорит – во внешности людей, в деревянной архитектуре, в кухне – во всем. И в одежде свою любовь можно выразить.
— Сейчас мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.
Я шью и ношу эту одежду. И не только юбки-сарафаны, я люблю традиционную обувь (пьексы, с острыми загнутыми носами: раньше их такими шили, чтобы лыжи не сваливались).
Сегодня много заказов: и мужчины, и женщины хотят видеть в своем гардеробе национальную одежду или аксессуары. И желающих становится все больше, потому что это удобно, потому что это красиво. Сейчас дефицита одежного нет, но теперь мы хотим быть не похожи на других.
— В далекие годы «Карелшвейбыта» я отшивала народные костюмы для ансамблей, — вспоминает Ольга Степанян. — Делала и представительские, и вечерние наряды. Познакомилась тогда с Виолой Мальми, она дала мне столько информации! Причем всё, что я узнала, только приблизило прошлое. Виола показала, что народное – это не сто и не двести лет назад. Это реальная жизнь.
Сегодня информации по народному костюму (карельскому, финскому, вепсскому) много. И в архиве, и в библиотеке Национальной можно посидеть: каждый раз я нахожу что-то интересное. И выставок тематических много. Это правильно: люди должны знать о своих корнях как можно больше.
Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен. Фото из фондов Национального музея Республики Карелия
Что же мы знаем о корнях? Как одевались наши предки?
В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. И описал для нас тогдашние моды.
Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.
А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.
Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.
Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.
Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.
Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).
Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.
Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.
Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.
Молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета. Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые, девочки одевались лет с двенадцати.
Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели отправились в русскую Карелию — за самоидентичностью. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.
Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии
Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.
Несколько лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.
Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.
Реконструкцией много лет занималась и Татьяна Яшкова, автор книги о традиционном костюме Карелии. Сценическим национальным костюмом – Алла Власенко, Алексей Медведев (для ансамбля «Кантеле», хора «Теллерво»).
Больше тридцати лет проектирует и шьет представительские и сценические национальные костюмы Ирина Порошина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».
— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.
Как выглядит национальный костюм карелов
Традиционный карельский костюм рубежа веков близок к севернорусскому. Специфические детали одежды собственно карел это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
Особенность традиционного женского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи ratcina и сарафана kosto, sferezi, saraffana. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках kosto из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.
В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару puaru: юбку dupku, сшитую полотнищ, и кофту в талию kazacku. Здесь же бытовала несшитая юбка hurstut из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой.
Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки emust из домотканого холста, верхней рукавов hiemat — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах pialishiemat являлся разрез на спине.
Поверх сарафана или юбки повязывали передник perednikka, украшенный по подолу спиральными нитями. На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.
Головной убор девушек повязка и платок paikka, замужних женщин повойники sorokka, povoinikkа, сверху платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга zemcugat.
Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги бабочки. Девушки Поморья любили носить повязку перо, которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку. В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – борок, шаль с брошками. Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
Широкое распространение имели различные украшения подвески, медальоны, фибулы.
Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.
Традиционный женский костюм бытовал до 1930−х годов, а у пожилых его элементы сохранялись до 1970−х годов.
Мужской традиционный костюм не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила покроя, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс vyo. Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов kyadat, puksut, stanit. Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом. В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Её шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны kauhtanat, чаще серого цвета, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Повсеместно носили балахоны balafonat туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX века распространились пальто palto.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти.
Обувь — сапоги kengat делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми кверху носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти virzut. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – бахилы. Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.
Материал для одежды карелы делали сами, поскольку сеяли лен, коноплю, держали овец. Полушерстяную на льняной основе ткань для верхней одежды ткали на домашних станах. Ткань для рабочей одежды (юбки, балахоны) ткали из конопляной нити. Фабричные ткани (ситец, кумач и др.) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, в лавках и у коробейников. Из дорогих тканей (парчи, шелка) состоятельные карелы шили сарафаны, повойники, сороки. Шкуры животных шли на шитье обуви, шуб, шапок, поясов, рукавиц.
Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.
Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.
В Карелии красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).
Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.
Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали
Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.
В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.
Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.
Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.
Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.
Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.
В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.
Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.
В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.
Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.