Как выглядит национальный костюм осетинов
Осетинский национальный костюм (фото)
У мужчин в костюм входили папаха и черкеска. Доминировал бордовый цвет с золотой вышивкой на поверхности.
Зимой в качестве верхней одежды выступала бурка-плащ без рукавов черного, бурого или же белого цвета, который делают из войлока.
История осетинского костюма
Черкеску, которую носили мужчины, производили из сукна многих цветов: белый, бурый, черный, серый, красный. Особенную ценность имело сукно козьего пуха в горах, а в некоторых поселениях – шерсть верблюдов.
В качестве аксессуара к черкеске выступал кинжал, расположенный справа на поясе, пояс, который был украшен серебром, а также наганом – револьвером.
Немаловажной частью традиционного осетинского костюма считается бурка. Эту вещь жители Осетии очень любили и могли носить ее круглый год. Такая вещь закрывала народ от снега, дождя, холода, а пастухи использовали ее как подстилку для сна.
Шуба, как и бурка, являлась частью осетинской моды. Ее носили осетины в холодное время года как верхнюю одежду.
Особенности национального осетинского костюма
В начале ХХ века костюм женщин модернизировался, но остались народные традиции. Теперь платье имело прямую осанку, на бедра привязывался передник с различными аксессуарами. А если платье имело узкие рукава, к кисти девушек привязывались нарукавники, сшитые из бархата темно-красного цвета, поверх которого нашивались золотые нитки.
Неотделимой частью женского наряда являлась бархатистая до пола тюбетейка с картонным каркасом кругловатой формы, которую расшивали галуном золотого или серебряного цвета.
Свадебные костюмы
Свадьба в Осетии имела массу отличий от русской свадьбы. В Осетии молодая невеста обязана стоять скромно с опущенными в пол глазами. Красавицу заводят в небольшую комнату, где она стоит в углу, а жених в это время пьет с гостями и своими друзьями. Бывало и так, что жених всю свадьбу прячется в соседнем доме, а родня постарше всю свадьбу гуляют без молодоженов.
Наряд у невесты очень красивый, но тяжелый. Весь день в таком стоять было очень сложно, однако многие из девушек все-таки согласны на такой шаг. Кафтанчик дамы носили с момента брачного возраста. Если бюджет позволял, его шили из дорогих материалов наподобие атласа и бархата.
Часто свадебное платье невесты шили мастера, и использовали для этого шелковистые ткани светлых цветов: белый, серый, желтый, голубой. Спустя время некие части свадебного платья потеряют свою символическую значимость, однако светлые тона наряда на свадьбе остается неотъемлемым правилом.
Неотъемлемой частью наряда значились нагрудные застежки. В наши дни они также играют лишь роль декора.
На рубаху надевался корсет, шьющийся из кожи и нескольких слоев шелка. Завязывали его шнурками из тесьмы – узкой полоски из ткани. Чтобы развязать такой узелок, запрещалось использование острых предметов, например, кинжала.
Если корсет рвали или резали, для мужчины это было позором. Если же в брачную ночь жених не мог развязать узелки, трогать молодую невесту он не имел права.
В XXI веке невесты сами думают, что выбрать: традиционный свадебный наряд или же современное свадебное платье. И все же, многие молодые женщины останавливаются на традиционном варианте, история которого уже более ста лет. И их выбор оправдан, ведь шикарное платье с олицетворением солнца, изобилия, богатой жизни служит для них оберегом.
Головные уборы
В начале XIX века головные уборы в Осетии были довольно разнообразными как со стороны материалов, так и по форме. В качестве материала для мужских шапок выбирали ткань, которую сочетали с мехом и войлоком. Основным видом шапок считались шапки в виде низких колпачков, которые шили из нескольких клиньев. Другие имели вид небольшой круглой шапки. Чаще всего их делали светлых цветов.
Осетины имели особое отношение к головным уборам. По традиции все полноправные члены общины обязательно носили головной убор, так как этот предмет не только защищал народ от холодов и осадков, но и считался оберегом во многих общинах.
Обувь
Обувь у жителей Осетии различалась как материалом, так и назначением, но обувь мужчин мало отличалась от женской. Женщины использовали то же самое, что и мужчины.
Как и горные жители Северного Кавказа, для повседневной ходьбы использовали обувь из сыромятной кожи, изготавливаемую женщинами. А мужчины участвовали лишь там, где требовалась физическая сила, например, приготовление кожи для шитья ремней. Чтобы сделать качественную обувь, за основу брали кожу лошадей и крупного рогатого скота.
Такая обувь имела три вида:
Жители Осетии горды собственной традиционной одеждой. Их наряд, несмотря на свои яркие цвета, имеет сдержанный фасон и крой, потому что осетины не приветствуют даже малейшие проявления вульгарности.
Как выглядит национальный костюм осетинов
В проекте изучив костюмы всех народов,
Мы перейдем к важнейшему из них.
Мы осетины, осетинского народа
И наш костюм велик для нас одних.
Нам, осетинам, осетинского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Костюм дает нам представление о мире, в котором жили, разговаривали, любили. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека.
Актуальность темы: Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В которых отразились многие факторы:- это климат, местные традиции и иностранные заимствования.
Гипотеза: Служит ли национальный народный костюм неотъемлемой частью культуры народа.
Цель: Исследовать, как костюм отражает национальную принадлежность человека.
Изучить костюмы разных народов России;
Изучить национальный костюм своего народа (осетинского).
Провести сопоставление народного костюма.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей.
1.Национальные костюмы народов России.
1.1 Костюмы разных народов.
«По одёжке встречают. «. Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Башкирский национальный костюм.
Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун). Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.
Башкирский национальный женский костюм.
На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток. Головной убор женщины прежде всего подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек).
1.1.2.Татарский национальный костюм.
Основой татарского орнамента является цветочно- растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным являлась тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни» или степного куста-источника благополуия, жизни. Букет состоял из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков. Чаще всего это тюльпан, ромашка, астра, причем, форма и цвета арнамента разнообразны, могут варьироваться. Самые распространенные цвета в татарских национальных узорах: зеленый, желтый, красный, черный, коричневый, голубой, белый и прочие.
Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка.
В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток.
Калмыкский национальный костюм.
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье — терлег — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.
Русский национальный костюм.
По талии сарафан подпоясывали узкими или широкими ткаными поясами, которые часто заканчивались пышными кистями. По, верх носили передник («запон», «фартук»), который к праздникам изготавливали из покупньх тканей, соответствующих виду и цветовой гамме материалов сарафана и рубахи, а в будни’ из холста или дешевых бумажных материй. Прежде других были распространены передники ( рукавами или без, которые одевались через голову («нарукавники», «крылатики» и т.д.) и могли богато расшиваться по груди, подолу.
Чеченский национальный костюм.
Мужской костюм состоял из бешмета, черкески и штанов. Также неотъемлемыми частями этого наряда являлись папаха, пояс и кинжал.
Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля.
Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство.
Одежда женщины отличалась разнообразием материалов, цветов и моделей. Она была показателем социального и возрастного статуса женщины. Наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка, но мог дополняться различными украшениями, которые также подчеркивали принадлежность женщины к определенному классу.
Национальный костюм осетинского народа.
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия. Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов. Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши. Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками. Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой. Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.
Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В этой работе мы хотели узнать, как влияет на создание народного костюма климатические условия, местные традиции и иностранные заимствования. Исследовав особенности природных и хозяйственных факторов, в которых обитал народ, пришли к выводу что одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.
Цель нами достигнута, задачи решены, а гипотеза о том, служит ли национальный народный костюм неотъемлемой частью культуры народа, подтверждена.
Современная одежда не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Коснувшись любого народа и дойдя до наших времен, можно заметить, что современная одежда вбирает в себя не только традиции, но и элементы декора, фасона и цвета прошлого.
Список используемой литературы.
ru.wikipedia.org/wiki/категория Национальный костюм.(октябрь, ноябрь 2010)
www.kostumernaya.ru/natsionalnie_kostumy.htm (октябрь, ноябрь 2010)
www.costumehistory.ru (октябрь, ноябрь 2010)
М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Осетинский национальный костюм
Одним из самых ярких и самобытных национальных нарядов оправдано считается осетинский костюм.
Национальная одежда – это один из элементов культуры каждого народа, которая отображает его историю и развитие.
В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам. В деревнях этот обычай более распространенный и чтимый. Однако, городские жители также чтят память предков, не забывая традиции и культуру своего народа, одним из элементов которых и выступает национальный, традиционный осетинский костюм.
Немного истории
С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливался ключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.
Следует упомянуть, что в национальной одежде осетин можно увидеть мотивы аланской и древней скифо-сарматской культур. Из этого можно сделать вывод, что эти наряды имеют очень древнее происхождение, которое постепенно впитывало в себя все новые и новые тенденции.
Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.
Осетинский национальный костюм
Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.
Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров. Национальный костюм не подвержен изменениям, отличается высокой степенью сохранности.
Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.
Мужской национальный костюм
Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.
Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.
Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.
Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.
Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью
Бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.
Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.
Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.
Женский национальный костюм
Женский осетинский праздничный костюм сохранился лишь как элемент церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ».
Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном.
В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.
Проект «Осетинский национальный мужской костюм»
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа ………
Глава 2. Национальный осетинский мужской костюм …………….
Национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он несет в себе особенности традиций, обычаев и духовной культуры народа.
В своей работе мы показали самобытность национального мужского костюма.
Предмет исследования – национальный осетинский мужской костюм.
Анализ литературы и материалов сайтов в Интернете.
Наблюдения и беседы.
Цель работы – исследовать историю и особенности национального осетинского мужского костюма.
Основные задачи исследования:
— изучить литературу по истории народностей и их костюмов;
— дать характеристику отдельным частям осетинского мужского
— исследовать уровень знаний учащихся 2-х классов на предмет знания
осетинского мужского костюма;
— подготовить презентацию работы.
Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа.
На Северном Кавказе живет ираноязычный народ – осетины. Они являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Численность осетин – более 600 тыс. человек в мире (в Республике Северной Осетии — Алании 335 тыс. человек). Особенностью истории этого народа является то, что он в течение многих веков разделен на две части: северную и южную. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия — Алания, с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации.
В 13-14 веках нашей эры нашествие татаро-монгол привело к массовой гибели населения, уничтожения хозяйства и краху государства. Некогда великий народ Северного Кавказа оказался в изоляции в ущельях гор. Общение поддерживалось лишь с самыми близкими людьми и соседями. Однако в этом есть и свои преимущества, осетины смогли сохранить первозданность своих традиций, религии, культуры и языка.
В 18 веке Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской Империи, и осетины получили возможность переселиться на равнину под прикрытием русской крепости Владикавказ (основанной в 1784г.). Расселение на равнине, сильно изменила жизнь осетин. Соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образованию, русской культуре, государственной службе.
В религиозном отношении осетины в основном считаются православными христианами, и лишь несколько селений приняли ислам.
Осетинский народ подарил миру выдающихся деятелей литературы: осетинского поэта Коста Хетагурова, дважды Героя Советского Союза генерала армии Иса Плиева, одного из лучших дирижеров мира Валерия Гергиева, первую в мире женщину – дирижера Веронику Дударову, династию цирковых артистов Кантемировых и многих других выдающихся людей, оставивших свой след в истории. ( См. Приложение фото № 1-14)
Глава 2. Национальный осетинский мужской костюм.
Национальный костюм осетин, подвергавшийся постепенному изменению и усовершенствованию начал выходить из употребления, в первую очередь у равнинных осетин только к началу 40-х годов 20-го века.
Вся одежда – от головного убора до обуви – изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили в ручную, особенно в горах.
Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Сходство это, до недавнего прошлого, проявлялось в покрое бешмета, обуви, а в средние века и в головном уборе.
Современный национальный осетинский костюм сохранился лишь в качестве праздничного, а отдельные его элементы до сих пор входят в состав повседневной одежды осетин.
Национальная мужская одежда осетин состоит из бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также бурки и башлыка. Шилась она разным материалом, который должен был соответствовать возрасту, сословию мужчины. Повседневная одежда отличалась от выходной, а праздничная от траурной. ( См. приложение фото № 15-18)
Голове – папаха, ногам – обувь, гласит народная пословица. Большим разнообразием отличались головные уборы. Носить их начинало все мужское население Осетии с трех лет, это означало, что мальчик стал настоящим мужчиной. Запрещалось играть головным убором, небрежно его носить, это был позор для себя, для семьи, для фамилии, всего села.
Головные уборы делились по временам года. Летом осетины носили войлочные шляпы(нымæт худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха(тинтычъи худ), они считались праздничными.
Зимним головным убором служили большие овчинные и барашковые папахи(уæлдзарм худ). ( См. приложение фото № 19-22)
2.2. Башлык (басылыхъ).
После головного убора, важное значение в одежде имел башлыкЕго носили как мужчины, так и женщины. Состоял он из трех частей: головного углубления и двух длинных завязок. Изготавливался он из козьего пуха и верблюжьей шерсти. Башлык считался одним из лучших подарков невесты для родственников жениха. А особенно для его брата. (См. приложение фото № 23-26)
Бешмет – это основная нательная одежда, длиной ниже колен, плотно облегающая тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. К бешмету пришивался стоячий воротник. На концах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пуговицами из тесьмы и петлями из нее же. Большим шиком считался белый бешмет с серой черкеской. ( См. приложение фото № 31)
Бурка – это накидка с широкими плечами, часто длинная до пят. На шее она завязывалась или застегивалась на пуговицы. С буркой осетины не расставались целый год. Она защищала их от дождя, холода и жары, а для пастуха служила так же постелью. Различались бурки по качеству, плотности и легкости. Парадные бурки делались из белой шерсти. ( См. приложение фото № 32-35)
Огромное значение имел головной убор для мужчин, но не менее значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет. Было стыдно ходить распоясанным. Изготовлялись ремни из кусков крашенной кожи. Металлические бляхи делались из железа, меди, серебра и золота.
Кавказские ичиги — это нечто особенное. Они исконно являются элементом национального костюма осетин.
Кавказские ичиги – высокие сапоги из мягкой натуральной козлиной кожи, с мягким носком и внутренним жестким задником.
Изготовлялись без каблука, на мягкой подошве без застежки, так чтобы обувь плотно облегала голенище и фиксировалась ремешком под коленом.
Чтобы ичиги можно было носить в холодное время года изнутри их обшивали овчиной или войлоком.
Ичиги различались по цвету – в основном черные или коричневые.
На каждый случай жизни у осетин имелось особая пара сапог. ( См. приложение фото № 39-41)
У Льва Николаевича Толстого было богатая коллекция обуви.
Но больше всего он обожал кавказские ичиги – бесшумные, мягкие и очень удобные, сделанные из тонкой кожи.
Их писатель использовал для верховой езды, а также вместо тапочек и ходил в них по дому.
Сейчас ичиги – это праздничная обувь, предназначенная для танцев и отдыха. Так же ичиги носят охотники и цирковые наездники.
Осетинки — мои куклы, особенности осетинского народного костюма
Мои куклы — осетинки:
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно.
Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом.
На свадебное платье наносился символ плодородия.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль.
На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез.
На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья.
Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета. Повседневное одеяние осетинок В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.
На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего.
Осетинский костюм в современности
Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации. В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят.
Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер.
А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.
Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей.
Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко. До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.
Осетинский национальный костюм мужской и женский
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Мужской костюм
Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон — пояс.
Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах.
Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины.
Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.
Верхняя одежда осетин
Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не имелось гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган.
Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила и приспособлением для сна.
Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ.
К древним элементам осетинского национального костюма также принадлежит шуба (или по-другому — карц). Её носили в зимнее время в качестве верхней одежды.
Головные уборы
Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов.
Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши.
Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
Повседневное одеяние осетинок
В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.
Осетинский костюм в современности
Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм (фото можно посмотреть ниже) сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации.
В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят. Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер. А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.
Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей. Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко.
До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.
Как нарисовать осетинский национальный костюм
Для того чтобы нарисовать национальный наряд осетин, необходимо:
Заключение
В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой.
Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Армянский национальный костюм: мужской и женский, фото, описание деталей
Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский
Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото
Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.
Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь
Мужской костюм на хэллоуин своими руками: идеи образов и советы по изготовлению костюмов
Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.
Как выбрать мужской костюм: правила при выборе мужского костюма
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
С чем носить трикотажный брючный костюм зимой (женский и мужской)