Как выглядит немецкий танк пантера
TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут
Пантера (PzKpfw V «Panther») – это немецкий танк времен Второй мировой войны. По немецкой классификации он был средним, а по всем другим скорее мог относиться к тяжелым.
История создания
Когда в начале Второй мировой немцы столкнулись с советскими Т-34, они испытали настоящее потрясение – этот танк превосходил всю бронетехнику Германии того времени. Поэтому уже в 1941 году было решено начать разработку нового немецкого среднего танка. Вообще работы над такой машиной велись еще с 1938 года, но Т-34 их очень сильно подстегнул.
В ноябре 1941 года компаниям MAN и Daimler-Benz выдали техническое задание на новую боевую машину массой 35 тонн, двигателем 600-700 лошадиных сил и броневой защитой 40 мм. Новому танку сразу присвоили имя «Пантера». А немного раньше начали разрабатывать новое танковое орудие 75 мм, для пробития брони 140 мм на дистанции километр.
Немецкие конструкторы внимательно изучили трофейные образцы танков противников, особенно Т-34, и уже весной обе фирмы представили свои прототипы. Танк от Daimler-Benz оказался слишком похож на Т-34, но в целом понравился Гитлеру. У танка от фирмы MAN была более традиционная для немцев компоновка и вешний вид. Кстати, обе фирмы от подвески Кристи, которая использовалась в Т-34, отказались из-за ее архаичности.
Чтобы выбрать из двух вариантов была собрана специальная «Пантер-комиссия». В мае она после многочисленных испытаний и обсуждений все-таки постановила, что танк от компании MAN больше подходит немецкой армии.
У немцев танк считался средним потому, что тяжелыми были машины с орудиями калибром больше 75 мм. При этом готовая машина получилась весом 44 тонны, что по всем остальным классификациям делало ее тяжелым танком.
В конце 1942 года построили две опытные машины. В ходе эксплуатации были выявлены различные недостатки, которые исправляли буквально на ходу. И уже в январе 1943 года с конвейера сошла первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther. Кстати, просто «Пантерой» танк стали называть только в начале 1944 – ранее для его обозначения всегда использовали индекс Pz.Kpfw.V.
Пантера Ausf. D1, первая модификация
Общая информация
Размеры
Бронирование
Вооружение
Подвижность
Модификации
Осенью 1943 года начали разрабатывать вторую «Пантеру», на которую бы поставили 88-мм пушку, как на Королевском тигре, и новую башню, то есть своеобразный облегченный второй Тигр. Но подходящего двигателя для машины так и не подобрали.
Башня Ausf. F
Изображение прототипа Panther II
Машины на базе танка «Пантера»
Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:
Боевое применение
Свою боевую карьеру «Пантеры» начали в июле 1943 года, и за 22 месяца службы успели побывать на Итальянском, Западном и Восточном фронте.
Первое крупное сражение, в котором они участвовали – это операция «Цитадель». Многие из руководства относились к операции насторожено, отмечая в том числе, что «Пантеры», на которые другие так надеются, еще не идеальны и требуют испытаний. В итоге нападение откладывалось, что дало советским войскам возможность улучшить оборону. В сражении со стороны немцев в основном участвовали «Тигры», Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III, а вот «Пантеры» действительно постоянно ломались и горели – из 200 машин из строя вышло 160, причем многие не удалось эвакуировать.
Пока шло советское наступление, недостатки PzKpfw V исправили, и наконец они стали боеспособными. Иногда удавалось проводить эффективные контратаки. Часто «Пантеры» и другие танки использовались для быстрых перебросов в разные места для сдерживания наступления Красной армии. К примеру, в бою под Балабановкой полк «Ваеске» нанес противнику очень серьезные повреждения, потеряв всего пять Пантер и одного Тигра.
Достаточно активно танки участвовали в боях на Украине, особенно под Каменец-Подольским. Там себя хорошо проявил генерал Хубе, хотя против немецких танков и были погодные условия – машины постоянно ломались из-за раскисших дорог.
После гибели Хубе Первой танковой армии явно нужна была небольшая передышка, но Гитлер в ней отказал. Несмотря на достаточно высокую эффективность «Пантер» сдерживать советские войска немцы уже не могли.
На Западе
На Западе «Пантеры» тоже активно участвовали в боях, и наносили союзникам серьезный ущерб. Англичане и американцы считали, что чтобы подбить один PzKpfw V нужно потерять пять Кромвелей или Шерманов. Но численное превосходство союзников и тут делало свое дело. Кроме того, было запрещено отступать, и танки часто попадали под артналеты, а местность Нормандии совершенно не подходила для танков. Единственным крупным успехом в этой зоне была ликвидация прорыва англичан под Вильер-Бокаж.
Бои шли по-разному – 11 июля 1944 года «Патеры» сильно пострадали в бою против истребителей танков союзников, но уже 18 числа того же месяца первый танковый корпус СС остановил три английские танковые дивизии.
Подбитая Пантера
«Пантеры» участвовали в операции «Льеж», но почти половина танков была уничтожена авиацией союзников. Также много танков было потеряно в окружении под Фалезом. Однако разведка докладывала, что «Пантера» становится все более надежной, и ее уже считали самым опасным танком Германии.
Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой участвовали «Пантеры», было наступление в Арденнах. Операция провалилась с потерей практически всех танков. И хотя PzKpfw V показывал себя очень эффективно, их было слишком мало.
Вообще эксперты считают, что «Пантеры» была лучшим немецким средним танком Второй мировой войны, однако ее нужно было немного довести до ума – она превосходила Pz Kpfw IV по всем показателям, кроме надежности, однако в 1943 году надежность была не так важна, как мощь, скорость и бронирование.
Танк в культуре
Танк «Пантера» был распространен очень широко, так что его можно встретить почти во всех компьютерных и мобильных играх, посвященных Второй мировой войне, таких, как Блицкриг, «Panzer General» и другие. Есть он и в играх о танковых боях,
Танк «Пантера» можно увидеть в следующих компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder.
Очень часто в играх ТТХ танка не совпадают с реальными.
«Пантеры» можно увидеть в советском фильме 1949 года «Падение Берлина» — в съемках участвовали настоящие танки на ходу.
Также существует довольно много моделей «Пантеры», производимой разными фирмами, в том числе российской «Звездой». Есть как пластиковые, так и бумажные модели для стендового моделизма.
Раскрашенная модель фирмы «Звезда»
Память о танке
До наших дней дошло 16 «Пантер» в хорошем состоянии. Три стоит в Бельгии, 2 – в Великобритании, все модификации G. В Германии и Канаде можно увидеть Ausf. A, в Нидерландах – Ausf. D и Ausf. G. В России в Кубинке выставлена Пантера Ausf. G, восстановленная до ходового состояния. Пять машин модификаций А и G находятся в различных музеях США. Четыре танка модификации A выставлены во Франции, одна машина Ausf. D есть в Швейцарии.
Пантера в Кубинке
Фото и видео
Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw V «Panther» (Sd Kfz 171)
В 1937 г. нескольким компаниям поручили проектирование очередной, однако более тяжелой модели боевого танка. В отличие от других боевых машин дело двигалось медленно. Танки Pz Kpfw III и IV пока удовлетворяли командование вермахта, а потому оно на протяжении долгого времени не могло определиться с ТТТ к новому танку и меняло тех. задание несколько раз. Были построены только единичные опытные образцы, оснащенные 75-миллиметровым короткоствольным орудием. Однако и они по многим параметрам скорее являлись прообразами тяжелых танков.
В мае 42-го года приемной комиссией (так называемой «Пантеркомиссией») были рассмотрены оба проекта. Фирмой Даймлер-Бенц был предложен образец, который даже внешне напоминал Т-34. Компоновка агрегатов копировалась полностью: ведущие колеса и моторно-трансмиссионное отделение располагались сзади. 8 катков большого диаметра размещались в шахматном порядке, были сблокированы по два и имели в качестве упругого элемента подвески листовые рессоры. Башню сдвинули вперед, бронелисты корпуса установили под большим углом. Даймлер-Бенц даже предложила установить дизельный мотор вместо бензинового, а также использовать гидравлическую систему управления.
Образец, представленный фирмой MAN, имел заднее расположение двигателя и переднее коробки переключения передач. Подвеска торсионная, двойная, индивидуальная, катки располагались в шахматном порядке. Между моторным отделением и отделением управления (трансмиссионным) находилось боевое отделение. Поэтому башню отодвинули к корме. В ней устанавливалась 75-миллиметровая пушка со стволом большой длинны (L/70, 5250 мм).
Проект Даймлер-Бенц был очень хорош. Элементы подвески — легче и дешевле в изготовлении и дальнейшем обслуживании. А. Гитлер лично интересовался работами над данной машиной и отдавал предпочтение именно этому танку, но потребовал установить длинноствольную пушку. Тем он «зарубил» проект, хотя компании и успели выдать заказ на производство 200 машин (впоследствии заказ аннулировали).
«Пантеркомиссия» поддержала проект компании MAN, а первую очередь, не видя преимуществ в заднем расположении трансмиссии и мотора. Но главный козырь — башне компании Даймлер-Бенц была необходима серьезная доводка. Готовая башня компании Реинметалл даймлеровский проект не спасла, поскольку не состыковывалась с корпусом. Таким образом, MAN выиграла этот конкурс и начала постройку первой партии машин.
В сентябре 42-го года был готов в металле VK3002 и был подвергнут тщательным испытаниям. Танки установочной серии появились в ноябре. Поспешность, которую проявили при проектировании и пуске в производство, привела к большому количеству «детских» болезней в Pz Kpfw V. Масса танка превысила проектную на 8 тонн, потому уменьшилась и удельная мощность. 60-миллиметровая лобовая броня была явно слабой, лобовой пулемет отсутствовал. До выхода в январе 43-го года машин модификации D эти проблемы решили: толщину брони довели до 80 миллиметров, на лобовом листе в прорези установили пулемет. Сборочные линии для серийных машин наладили на заводах компаний Даймлер-Бенц, Демаг, Хеншель, MNH и других. И все же «Пантеры» в первые месяцы службы выходили из строя чаще от различных поломок, а не от воздействия противника.
Во второй половине 43-го года появились машины модификации А, получившие лобовой пулемет смонтированный в шаровой установке и новую командирскую башенку имеющую бронированные головки перископов. Машины модификации G, производились с 44-го г. и до окончания войны, имели другой угол наклона бортовых плит корпуса (вместо 50° – 60°), увеличенные массу и боекомплект.
Производство «Пантер» с самого начала обладало наивысшим приоритетом. Планировалось что в месяц будет строиться по 600 машин. Однако план ни разу не выполнили. Рекордного выпуска — 400 танков — достигли только в июле 44-го года. Для сравнения: уже в 42-м году в месяц выпускалось более тысячи Т-34. Всего было собрано 5976 Pz Kpfw V.
В состав механической трансмиссии АК-7-200 входили трехдисковый главный фрикцион сухого трения, семискоростная коробка передач (одна передача заднего хода), планетарный механизм поворота с двойным подводом мощности, дисковый тормоз и бортовые редукторы. Трансмиссия управлялась гидравлически. Водитель управлял танком, используя штурвал.
Карданный вал от мотора к коробке передач разделялся на три части. Средняя часть служила для отбора мощности на гидравлический насос механизма поворота башни. Нагрузка на гусеницы более равномерно распределялась за счет шахматного расположения катков. Поврежденный танк можно было легко буксировать. Так как катков было много, появилась возможность их снабдить тонкой обрезинкой, которая при длительном движении не перегревалась. Сочетание такой ходовой части и торсионной индивидуальной подвески катков обеспечивало этой довольно тяжелой машине хорошую проходимость и плавность хода. Однако грязь в холодное время, набивалась между катками, замерзала и блокировала их. Во время отступления экипажи часто бросали свои исправные, однако, обездвиженные танки.
В танке удачно сочетались форма корпуса и рациональные углы наклона бронелистов. Люк для водителя выполнялся в крыше корпуса, для увеличения прочности лобового листа. Со второй половины 43-го года бронирование усиливали за счет навешивания по бортам экранов. Башню и корпус «Пантеры», как и других немецких САУ и танков, покрывали специальным цементом «циммерит», который исключал «прилипание» магнитных мин и гранат к ним.
По мнению подавляющего большинства экспертов Pz Kpfw V – лучшая машина германских панцерваффе и один из сильнейших танков во Второй мировой войне. Он был опасным противником в танковых схватках. Ни американцы, ни англичане создать танк, равноценный «Пантере», не смогли.
При большом количестве положительных боевых качеств данная машина оставалась на этапе производства малотехнологичной, а при эксплуатации – сложной. По некоторым узлам имела низкую техническую надежность. Например, часто ломались торсионы, а их замена была весьма трудоемкой. Бортовые передачи и ведущие колеса быстро выходили из строя в связи с общей перегруженностью. До конца войны от этих недостатков так и не удалось полностью избавится.
Что же касается Даймлер-Бенц, то фирма не теряла надежды создать собственную «Пантеру». Конструкторы в первую очередь занялись башней. Ей придали зауженную форму и уменьшили площадь лобового листа. Широкую прямоугольную маску с отверстиями для прицела и пулемета заменили конической муфтой. Башня, которая имела 120- миллиметровый лобовой, 60-миллиметровые бортовые и 25-миллиметровый верхний листы, оснащалась дальномером. Катки нового танка имели внутреннюю амортизацию. Скорость увеличилась до 55 километров в час. Остальные характеристики остались неизменными. Успели построить только один экземпляр танка, известного как модификация F, — уже велись проработки Pz Kpfw «Panther II» под 88-миллиметровую пушку.
На единственной новой «Пантере», которую изготовила фирма MAN, проектную массу в 48 тонн повысили до 55 тонн, хотя и пушка, и башня оставались прежними. Танк получил на борт семь катков, а одинарные торсионы заменили двойные.
329 «Пантер» были переоборудованы в командирские танки — в них устанавливалась вторая радиостанция монтируемая за счет уменьшения боекомплекта до 64 выстрелов. Также имелась 41 машина Pz Beob Wg «Panther», предназначенная для артиллерийских наблюдателей. Башня, имеющая вместо пушки деревянный макет и заделанную амбразуру, не вращалась. Дальномер размещался в башне. Из вооружения было оставлено два пулемета: в лобовой части башни в шаровой установке, и курсовой (аналогично модификации D).
«Пантеру» рассматривали в качестве базы под серию самоходок с 105- и 150-миллиметровыми гаубицами, 30-миллиметровыми спаренными в башне и 88- миллиметровыми зенитными орудиями, 128-миллиметровой пушкой и направляющими для ведения огня ракетами. Также планировалось создать разведывательный танк имеющий укороченное шасси а также штурмовой танк имеющий 150-миллиметровое орудие. Однако этому всему не суждено было сбыться.
Pz Kpfw «Panther» в бой впервые пошли на Курской дуге в составе Пятьдесят первого и Пятьдесят второго танковых батальонов Десятой танковой бригады — 204 машины, среди которых 7 командирских и 4 ремонтно-эвакуационных машин. Затем они использовались на всех фронтах.
Страшнее кошки зверя нет
В годы Второй мировой войны немецкая промышленность создала три образца бронетанковой техники, которые существенно повлияли на мировое танкостроение. Появление тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E враз сделало устаревшими все танки антигитлеровской коалиции. Немногочисленная самоходная установка Ferdinand заставила серьёзно скорректировать программу советского танкостроения. Третьим был средний танк Pz.Kpfw.Panther, по влиянию на танкостроение вполне сопоставимый с «Тигром».
Появившись на Курской дуге, этот танк оказался крайне неприятным сюрпризом для Красной армии и её союзников. Несмотря на имевшиеся недостатки, эта машина заслуженно претендует на звание лучшего немецкого танка военного периода. «Пантера», превосходя «Тигр» по вооружению и уровню защиты в лобовой проекции, была значительно более многочисленной. При разработке новых типов средних и тяжёлых танков конструкторы целого ряда стран ориентировались именно на «Пантеру».
Дебютант с южного фаса
Средний танк Pz.Kpfw.Panther Ausf.D стал немецким ответом на Т-34. Его производство началось в январе 1943 года. Впрочем, разработка его началась задолго до знакомства немцев с «тридцатьчетвёркой», ещё в 1938 году.
Увеличение массы без существенной переделки ходовой части и моторно-трансмиссионной группы не прошло бесследно. Создав по-настоящему передовой танк, конструкторское бюро MAN одновременно наделило его массой врождённых недостатков. Виной тому стали ужесточившиеся требования к усилению защиты. Шасси «Пантеры» практически полностью исчерпало резервы для модернизации ещё до начала её серийного производства. В начале 1943 года эта проблема не выглядела актуальной, но позже оказалось, что ни увеличения толщины брони, ни существенного усиления вооружения шасси «Пантеры» не выдержит.
Перегрузка шасси существенно повлияла на его надёжность. Частые поломки стали головной болью немецких инженеров и танкистов. Увеличить надёжность до приемлемого уровня удалось к осени 1943 года, но и позже проблемы периодически давали о себе знать.
Отчасти тяжёлые потери были связаны с неправильным применением танков. У «Пантеры» был очень крепкий лоб, но её борта не были проблемой для снарядов орудий калибра 76 мм и выше. Pz.Kpfw.Panther сильно страдали от флангового огня. Зафиксированы случаи поражения этих танков и более лёгкими орудиями: в одном из боёв ближе к вечеру 5 июля 7 лёгких танков М3л американского производства смогли подбить 5 «Пантер», потеряв при этом всего 2 машины. Много новых немецких танков было потеряно и по техническим причинам. Наименее надёжными узлами оказались двигатель и ходовая часть. К 21 июля из 200 танков 10-й танковой бригады боеспособным оставался 41. 85 требовали ремонта, 16 были отправлены для капитального ремонта, ещё 58 «Пантер» было потеряно безвозвратно.
Средний танк с массой тяжёлого
О том, что немецкая армия получает на вооружение новый танк, советская разведка узнала в мае 1943 года. Правда, первые данные были крайне неточными. В одной из разведывательных сводок за май 1943 года фигурирует
«сверхмощный танк типа «Панда С»», имеющий большую скорость а также более мощное вооружение и броню, чем «Тигр».
Первую более-менее достоверную информацию о Pz.Kpfw.Panther советское командование получило от англичан 9 июля 1943 года, то есть уже во время Курской Дуги. Поступила она раньше, чем «Пантеры» появились в сводках с Курской дуги. Даже в сводке от 20 июля 1943 года уже присутствует Ferdinand, но «Пантеры» всё ещё нет.
Изучение немецких танков, использовавшихся немцами в операции «Цитадель», началось уже 20 июля, то есть спустя всего неделю после начала контрнаступления Красной армии. Из 31 осмотренной «Пантеры» 22 были подбиты. Все они были поражены либо в бортовую, либо в кормовую часть. Пробитий лобовой брони обнаружено не было. Этот факт стал не самой приятной новостью. Прямо на месте боёв был обстрелян захваченный танк с башенным номером 441. Результат оказался тем же — пробить лоб «Пантеры» 76-мм танковой пушкой Ф-34 не удалось.
В целом виде на испытания отправились как минимум 2 машины — с башенными номерами 824 и 732. Ещё 3 танка — с башенными номерами R01 (один из командирских танков), 445 и 535 испытатели получили подбитыми. Их использовали для испытаний обстрелом. Ещё не менее двух танков (с башенными номерами 521 и 745) отправили на трофейную выставку в Парке культуры и отдыха в Москве. Получили трофейные «Пантеры» и танковые заводы.
Для ходовых испытаний был отобран танк с башенным номером 824. Эту же машину исследовали на НИБТ Полигоне с августа 1943 года. Танк был захвачен 17 июля 1943 года в районе деревни Новоселовка Курской области танкистами 3-го механизированного корпуса, которым командовал генерал-майор С.М. Кривошеин. К моменту, когда машина вышла на испытания, её спидометр показывал 452 километра. Для не самого надёжного танка это достаточно много.
Оказалось, что трофейная машина может ездить на советском бензине Б-70. Ходовые испытания начались 8 августа и закончились 5 октября 1943 года. За это время машина прошла 58 километров по шоссе и 162 километра по просёлку, её двигатель отработал всего 13,9 часов. Столь небольшое расстояние, пройденное за 2 месяца испытаний, объясняется всё той же малой надёжностью. Танк три раза ломался, и его приходилось буксировать обратно на полигон. Так он «накатал» дополнительные 36 километров. И это при том, что машина ездила в сухую погоду и без боекомплекта.
Испытателям удалось разогнать танк до 50 км/ч. Отмечалась хорошая манёвренность машины и очень удачная конструкция планетарного поворотного механизма с сервоприводом. При езде по шоссе средняя скорость движения составила 35 км/ч. Проблемы возникали на просёлке, где танк часто ломался. Из-за этого средняя скорость чистого движения составила 15,8 км/ч, а средняя техническая скорость — 11,4 км/ч.
Всего во время испытаний произошло 12 поломок. Наименее надёжным агрегатом оказался двигатель, признанный недоведенным до кондиции. Проблемы с двигателем «Пантеры» признавали и сами немцы. Например, генерал-инспектор немецких танковых войск Гудериан в своих докладах отмечал, что гарантированно проходить дистанцию до 1000 км Pz.Kpfw.Panther стал только осенью 1943 года. Советские испытатели признали «Пантеру» менее надёжным танком, чем Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.
В чём немецкая машина однозначно превосходила ИС-2, так это в удельной мощности. Правда, была у этого преимущества и обратная сторона. Расход топлива «Пантеры» при движении по просёлочной дороге составлял 595 литров на 100 километров, а ИС-2 на заснеженном просёлке расходовал 440 литров на 100 километров.
Кроме того, испытатели отмечали, что существенной разницы в скоростных показателях «Пантеры» и ИС-2 они не заметили. Это подтверждается и немецкими документами: паспортная средняя скорость по просёлку у Pz.Kpfw.Panther Ausf.D составляла 20 км/ч, что не особо отличается от аналогичного показателя ИС-2 — 18 км/ч. Существенная разница в средней скорости наблюдалась только на шоссе. Для ИС-2 по итогам испытаний она составила 27 км/ч, что было на 8 км/ч ниже средней скорости немецкого танка.
Испытатели довольно высоко оценили место наводчика, которое обеспечивало ему нормальные условия для работы. Правда, из смотровых приборов он располагал только телескопическим прицелом, при переносе огня наводчик был вынужден ориентироваться исключительно на целеуказания командира. Не всё хорошо было у командира. С одной стороны, в его распоряжении была командирская башенка, которая обеспечивала круговой обзор. Тем не менее по сравнению с Pz.Kpfw.III обзорность с места командира немного ухудшилась. Сильнее всего мёртвые пространства увеличились спереди и справа — до 16–18 метров. Место командира стало довольно тесным, что несколько ограничило его возможности. Фактически кроме наблюдения за боем и руководства экипажем ничем другим он заниматься не мог.
Ещё больше не повезло заряжающему. Никаких приборов наблюдения он не имел. Быстро перезаряжать пушку он мог, лишь используя укладки первой очереди. Одна их них, на 3 патрона, находилась за заряжающим, вторая, также на 3 патрона, — в полу боевого отделения, а третья, на 18 патронов, находилась в надгусеничной полке. При использовании других укладок возникали большие проблемы. Основной боекомплект, размещавшийся по периметру боевого отделения и в надгусеничных полках, оказывался доступен заряжающему лишь при повороте башни на определённый угол. До части боекомплекта заряжающий и вовсе мог добраться лишь с помощью других членов экипажа.
В целом боевое отделение стало хуже того, что было у Pz.Kpfw.III. Довольно узкая башня, получившая ещё и подбашенную корзину (полик), была всё же больше, чем у Pz.Kpfw.III. Но и орудие «Пантеры» было значительно более крупным. Существенно больший по размеру танк оказался теснее предшественника.
И ещё раз вспомним про обзорность. В «Пантере» возможность полноценного наблюдения за полем боя имел только командир, наводчик и заряжающий не имели даже смотровых щелей. По обзорности этот немецкий танк уступал, причём весьма существенно, даже советским боевым машинам. В том числе и этим объясняются многочисленные случаи поражения «Пантер» с флангов. Ведь вместо трёх пар глаз из неё за полем боя наблюдала всего одна.
Положительной оценки удостоилась ходовая часть немецкого танка. Испытатели отмечали очень грамотную конструкцию всех узлов ходовой части, которые, по их мнению, были хорошо скомпонованы. Ходовая часть требовала минимального времени на техническое обслуживание. Особое внимание привлекла централизованная система смазки подвески танка, которую предлагалось использовать и на отечественных машинах. Высокой оценки удостоилась торсионная подвеска с двумя параллельно расположенными торсионными валами на каждый опорный каток. По мнению испытателей, при достаточной прочности торсионных валов такая подвеска обеспечивала мягкий ход.
«Пантера» получила высокую общую оценку. Советские испытатели назвали немецкий средний танк тяжёлым танком-истребителем, предназначенным для поражения бронированных целей на дальних дистанциях. Для подобной классификации имелись основания: хорошая защита в лобовой проекции и размещение смотровых приборов. Плюсами танка назывались достаточно высокая удельная мощность, ходовая часть, обеспечивавшая плавный ход, и мощное вооружение.
Склонность к рикошетам
Большой интерес у советских специалистов вызвала конструкция корпуса нового немецкого среднего танка. От предшественников он существенно отличался наклоном броневых листов и их толщиной. Хотя по компоновке Pz.Kpfw. Panther существенно отличался от Т-34, в том, что образцом для подражания при создании «Пантеры» стал советский средний танк, сомневаться не приходилось.
Из-за расположения трансмиссии немецкого танка в носовой части корпус пришлось делать довольно высоким и длинным. Он оказался на 20 сантиметров выше и на метр длиннее, чем Т-34.
Практически с момента появления танков лобовая часть их корпуса была защищена лучше, чем борта и корма. К 1941 году рост бортовой брони немецких машин остановился, она составляла 30 мм. На Pz.Kpfw.III к этому времени лобовая броня достигала толщины 50 мм, а у Pz.Kpfw.IV к осени 1942 года она выросла до 80 мм. При этом толщина лобовой брони башни осталась на уровне 50 мм.
Большой интерес у советских специалистов вызвало соединение бронелистов Pz.Kpw.Panther. До того немецкие машины собирались при помощи сварки встык, а у «Пантеры» листы корпуса собирались между собой в шип. Революционным данное решение не являлось: такой тип соединения использовался, например, и некоторыми заводами, собиравшими Т-34. Впрочем, у Т-34 использовался немного иной тип соединения в шип, да и применялся такой вид соединения лишь местами. У «Пантеры» же так собиралась большая часть корпуса и башня.
Сборка в шип увеличила прочность сварных соединений. После изучения немецкого метода сварки такой тип соединения был внедрён на ряде советских танков. В шип соединялись лобовые листы ИС-2 со спрямлённой носовой частью, а также Т-44.
Затем танк обстреляли подкалиберными снарядами. На дистанции 100 метров была пробита подвижная бронировка орудийной маски. Она была литой, что плохо отразилось на её стойкости.
Из 6-фунтового орудия, установленного в танке Churchill III, по лобовой части корпуса «Пантеры» тоже не стреляли. Борта корпуса и башни английской пушкой уверенно пробивались на дистанции 900–1100 метров. Из 75-мм танковой пушки M3, установленной в американском танке M4A2, борта «Пантеры» уверенно поражались на дистанции 700–900 метров. Советская 76-мм танковая пушка Ф-34 уверенно поражала борт немецкого танка с 1000 метров.
Результаты испытаний свидетельствуют, что уже в конце 1943 года у Красной армии имелись надёжные средства для борьбы с немецким зверем. Тем не менее советские военные сделали правильные выводы. 85-мм орудие, которым планировалось вооружить и Т-34, оказалось недостаточно мощным для борьбы с немецким танком. В лобовой проекции оно уверенно поражало «Пантеру» лишь в подвижную бронировку орудийной маски, да и то лишь на расстоянии до километра.
В качестве альтернативы для Д-5 рассматривалось орудие калибром 100 мм с баллистикой морской пушки Б-34. Разрабатывалось два похожих орудия — С-34 (ЦАКБ) и Д-10 (КБ завода №9). В конкурентной борьбе победу одержала Д-10. Но на испытаниях выяснилось, что лоб «Пантеры» пробивается из этой пушки на дистанции 1200 метров, с 1500 метров пробить лобовую броню немецкого танка не получилось.
По обе стороны фронта
По-настоящему массово «Пантеры» стали появляться на советско-германском фронте осенью 1943 года. Постепенно Ausf.D заменялись в частях более совершенными Ausf.A. В серию эти танки пошли в августе 1943 года, на фронте появились уже осенью. Танки этой модификации стали по-настоящему массовыми в войсках и создали серьёзные проблемы наступающим частям Красной армии.
Поначалу степень защиты немецкого танка недооценивалась. Согласно инструкции по борьбе с новым немецким танком, подготовленной осенью 1943 года, «Пантера» поражалась огнём 85-мм орудий, а при стрельбе по лобовым лючкам механика-водителя и стрелка радиста даже 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2.
В реальности же «Пантера» была более опасной чем «Тигр», поскольку была лучше защищена в лобовой проекции и имела более мощную пушку.
«Пантеры» оказались противниками советских танков ИС-1 во время боевого дебюта последних. Броня ИС-1 создавалась для защиты от огня 88-мм пушки «Тигра», но 7,5 cm KwK 42 L/70 оказалась мощнее. Броню танков ИС пришлось переделывать, но даже у ИС-2 поздних выпусков лобовая часть башни была уязвимой для орудия «Пантеры».
За уничтожение «Пантеры» советские танкисты получали такую же премию, как и за уничтожение «Тигра» — 500 рублей. Нередко советские военнослужащие путали «Пантеру» с «Тигром». Вместе с тем из-за относительно слабой защиты бортов и кормы «Пантеры» часто становились жертвами фланговых атак даже со стороны лёгких танков.
Отдельно следует упомянуть использование трофейных «Пантер» в Красной армии. Первые такие случаи были зафиксированы ещё осенью 1943 года, но были они единичными. Например, одна «Пантера» имелась в составе 59-го танкового полка, правда, недолго. И это при том, что новых немецких средних танков Красная армия захватила довольно много. Объясняется эта ситуация низкой надёжностью немецких машин, особенно Panther Ausf.D.
Ситуация несколько улучшилась с появлением трофейных Panther Ausf.A, но до самого конца войны мнение о надёжности трофейных немецких «Пантер» у советских танкистов оставалось невысоким. В начале 1944 года Красная армия провела ряд успешных наступательных операций, благодаря чему было захвачено значительное количество трофеев. В их числе оказались и Pz.Kpfw.Panther Ausf.A. Некоторые машины ремонтировались на месте, но основная часть отправилась на бронетанковый ремонтный завод в Казань. Оттуда поступали жалобы на нехватку оптических приборов, необходимых для комплектования танков. В августе 1944 года была подготовлена краткая инструкция по использованию трофейного танка. Она во многом базировалась на отчёте об испытаниях «Пантеры» на НИБТ Полигоне.
Наиболее массово трофейные «Пантеры» применялись летом 1944 года. Например, в составе 51-го отдельного мотоциклетного полка имелась рота трофейных тяжёлых танков, на вооружении которой находились 5 «Тигров» и 2 «Пантеры». К началу Львовско-Сандомирской операции в строю здесь оставалась всего одна «Пантера», причём она требовала ремонта. В состоянии «среднего ремонта» немецкая машина находилась весь июль, продолжая при этом участвовать в боевых действиях. Подобная ситуация не являлась уникальной: из других частей 1-го Украинского фронта, в которых имелись подобные танки, постоянно поступали жалобы на скверное техническое состояние «Пантер».
Применялись трофейные немецкие машины и частями 8-го гвардейского танкового корпуса. 18 августа 1944 года 59-й гвардейской танковой бригадой в районе Ясеницы (Польша) было захвачено 3 Pz.Kpfw. Panther Ausf.A, входивших в состав 5-й танковой дивизии СС «Викинг». На следующий день танки были переданы в состав 62-го гвардейского тяжёлого танкового полка. К тому моменту в составе полка имелось 11 ИС-2. Немецкие танки вошли в состав роты под командованием младшего лейтенанта Сотникова и получили характерные эмблемы 62 гв. ттп.
Проблемы с надёжностью «Пантер» были характерны не только для Красной армии. После окончания Второй мировой войны большое количество этих танков попало на вооружение французской армии, где тоже не считались надёжными машинами. И в других армиях мира трофейные «Пантеры» быстро исчезли из частей по схожим причинам. На этом фоне куда выгоднее смотрелись Pz.Kpfw.IV и StuG 40, которые эксплуатировались в разных уголках планеты до конца 60-х годов.
Вместе с тем не стоит недооценивать «Пантеру». Немецкая машина сильно повлияла на танкостроительные школы других стран. Тот же английский Centurion во многом являлся аналогом «Пантеры». Высоко оценивали немецкую машину и советские танкостроители.