Как выглядит незнайка на луне
248. Иллюстрированный Незнайка: первые иллюстраторы «Незнайки на Луне».
«Семья и школа». 1964. N 9
Сюрприз всё же случился. Правда, из-за моей невнимательности хронология иллюстрирования «Незнайки» будет нарушена.
Добыл случайно электронный конволют с вырезками про Незнайку из «Семьи и школы», лениво начал листать — и ахнул. Картинки есть, да к тому же всенародно любимой художницы — Л.Филипповой. А ведь на Фантлабе все номера «Семьи и школы» с «Незнайкой на Луне» приведены, художница везде указана, а для 1964 года ещё и все иллюстрации приложены.
Рисунки Филипповой узнаваемы с первого взгляда — без них в советское время не обходился ни один номер «Весёлых картинок». Поразительно, что самую взрослую часть трилогии иллюстрировала самая детская художница. Вот для примера разворот из «Весёлых картинок» — типичный для Филипповой. Она любила рисовать собственные фантазии: подробные, многофигурные.
Так же она и «Незнайку на Луне» начинает — никто и не догадается, что эта иллюстрация оттуда. Начало мощное и очень шестидесятническое. Тогда в такой манере и для взрослых рисовали. Здесь Филиппова рисует собственные вариации на тему жизни внутри Луны (лифты в центр спутника, выгул пташек в скафандрах на поверхности и т.п.).
Филлипова была мастером одиночной журнальной иллюстрации. Книг с её иллюстрациями я не помню. Рисовать циклы, «сюиты» — это было не для неё. Наверное, иллюстрации в «Семье и школе» не стали вершиной творчества Филипповой. Но ведь «Незнайка на Луне» — произведение культовое, всякие иллюстрации к нему имеют свою, особенную, ценность.
«Незнайка на Луне» с иллюстрациями Л.Филипповой печатался в журнальных выпусках с июля 1964 года по февраль 1966 года. В 1964 году были позволены по одной страничной двухцветной иллюстрации в каждом номере журнала, позже — только маленькие картинки в тексте.
В 1965 году, ещё до завершения журнальной публикации, вышло книжное издание с иллюстрациями Г.Валька. Разница в манере художников очевидна, тем забавнее сравнить схожие сюжеты.
а) Состояние невесомости в коммуне коротышек. Незнайка парит.
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
б) Строительство ракеты. Незнайка интересуется. Кстати, у Филипповой руководят строительством ракеты только малышки Фуксия и Селёдочка, Знайки на стройплощадке не видать. У Валька он входит в число руководителей и что-то обсуждает с Фуксией (Селёдочка куда-то запропостилась). А через 30 лет, в цветном варианте, у Валька один Знайка управлять строительством будет.
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
в) Знайка прекратил состояние невесомости и грохнулся.
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
На картинке у Филипповой Знайка дерётся с Незнайкой. Странно. У Валька Знайка в одностороннем порядке доминирует над Незнайкой. Это важное психологическое различие, влияющее на отношение к Знайке. Я с детства воспринял интерпретацию Валька.
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
Решил уточнить. Перечёл этот фрагмент.
Права Филиппова: дерутся на равных. Знайка не такой уж и альфа-самец. Хотя, теперь я у него новый грешок нашёл: первооткрывателями в полётах на Луну были Фуксия и Селёдочка. Но Знайка как-то оттёр их на задний план. Видать, пиарился лучше. Хорошо хоть, Незнайка время от времени напоминал ему о равенстве недоросля и академика.
а) Незнайка и Пончик у иллюминатора в момент прилунения.
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
б) Незнайка и Пончик выходят в скафандрах на поверхность Луны. Нечастый для обоих художников случай страничной цветной иллюстрации (у Валька она появилась в издании 1967 года).
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
а) Заседание Большого Бредлама
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
б) Скуперфильда привязывают к дереву в лесу.
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
б) Скуперфильд освобождается.
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк
Мне кажется, что забытые иллюстрации Л.Филипповой всё же хорошо передают юмор и эксцентричность третьей книги трилогии про Незнайку. В иллюстрациях Л.Филипповой больше духа того времени, когда Носов создавал своего весёлого «Незнайку на Луне».
Фантлаб сообщает о газетной публикации отрывка из «Незнайки на Луне» с иллюстрациями Л.Смехова в газете «Литературная Россия»: https://fantlab.ru/edition160615. Публикация была в ноябрьском номере, то есть художник Смехов — второй, после Филипповой (та с июля публикуют иллюстрации), иллюстратор «Незнайки на Луне»
«Литературная Россия». 27 ноября 1964 г.
Отрывок посвящён полёту на Луну — животрепещущая была тема для 1964 года. Серьёзные издания не гнушались подбавить юмора в эту тему. Никто ведь не сомневался в том, что первая высадка на Луне будет советской.
Незнайка на Луне: 50 лет спустя
Н.Носов «Незнайка на луне» (1964-1965).
Детская книга о серьезных вещах…
– А кто такие эти полицейские? – спросила Селедочка.
– Бандиты! – с раздражением сказал Колосок. – Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!
— Вы совсем тут с ума посходили! — закричал с раздражением Вригль. — Кто такой Красавчик, по-твоему? А. Красавчик — личность известная! Красавчика все знают. Красавчик — миллионер! Половина полиции подкуплена Красавчиком, а завтра он, если захочет, всех нас со всеми нашими потрохами купит… А это кто? — продолжают кричать Вригль, показывая на Незнайку пальцем. — Кто он такой, я спрашиваю! Кто его знает? Что он совершил. Пообедал бесплатно? Так за это его сюда? А ему только сюда и надо, дурачье вы этакое! Здесь ему и тепло, и светло, и блохи не кусают. Он только и мечтает, как бы скорей попасть в каталажку и начать объедать полицию! Это не настоящий преступник, а шантрапа с пустыми карманами. Что с него возьмешь,когда у него даже на обед денег нет?».
— Эй, кто там? Это полицейское управление? Соедините меня, пожалуйста, с комендантом.С вами говорит господин Жулио, член общества взаимной выручки. У вас имеется арестованный Миге? Да, да, господин Миге… Общество взаимной выручки ручается за него. Это абсолютно честная личность, уверяю вас! Такой честный, какого еще свет не производил… Можно внести залог. Благодарю вас. Сейчас прибуду с деньгами.
— К чему же богачам столько денег? — удивился Незнайка. — Разве богач может несколько миллионов проесть?
— «Проесть»! — фыркнул Козлик. — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
— Это какое тщеславие? — не понял Незнайка.
— Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить
«Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а, заплатив, можно и помечтать».
— Уважаемые зрители! — сказал он. — Дамы и господа! С вами говорит доктор Шприц. Вы слышите глухие удары: тук! тук! тук! Это бьется сердце космонавта, прибывшего на нашу планету. Внимание, внимание! Говорит доктор Шприц. Мой адрес: Холерная улица, дом пятнадцать. Прием больных ежедневно с девяти утра до шести вечера. Помощь на дому. Вызовы по телефону. Прием в ночные часы оплачивается в двойном размере. Вы слышите удары космического сердца. Имеется зубоврачебный кабинет. Удаление, лечение и пломбирование зубов. Плата умеренная. Холерная, дом пятнадцать. Вы слышите удары сердца….
Копирайт и владение брендом:
В приемной между тем появилась представительница одной из рекламных Фирм… Подбежав к Незнайке, она сунула ему в руки плакат, на котором было написано:
«Жалеть не будут коротышки
И не потратят деньги зря,
Коль будут все жевать коврижки
Конфетной фабрики «Заря»».
Отскочив шага на два-три назад, она навела на Незнайку фотографический аппарат и сделала снимок. Увидев это, Мига окончательно вышел из себя. Он подскочил к Незнайке, вырвал у него из рук плакат и со злостью швырнул его на пол, после чего подскочил к представительнице рекламной фирмы и дал ей пинка ногой.
Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе.
– Наилучший выход из создавшегося положения – это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы.
Контроль за технологиями:
Вы представляете себе, что может случиться, когда на нашей планете появятся эти гигантские растения? Питательных продуктов станет очень много. Всё станет дёшево. Исчезнет нищета! Кто в таком случае захочет работать на нас с вами? Что станет с капиталистами? Вот вы, например, стали теперь богатыми. Вы можете удовлетворять все свои прихоти. Можете нанять себе шофёра, чтоб возил вас на машине, можете нанять слуг, чтоб исполняли все ваши приказания: убирали ваше помещение, ухаживали за вашей собачкой, выколачивали ковры, натягивали на вас гамаши, да мало ли что! А кто должен делать всё это? Всё это должны делать для вас бедняки, нуждающиеся в заработке. А какой бедняк пойдёт к вам в услужение, если он ни в чём не нуждается. Вам ведь придётся самим всё делать. Для чего же тогда вам всё ваше богатство. Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо. Учтите это.
– А что. Общество гигантских растений может лопнуть? – насторожился Гризль (редактор газеты) и пошевелил своим носом, как бы к чему-то принюхиваясь.
– Должно лопнуть, – ответил Крабс, делая ударение на слове «должно».
– Должно?… Ах, должно! – заулыбался Гризль, и его верхние зубы снова впились в подбородок. – Ну, оно и лопнет, если должно, смею уверить вас! Ха-ха!….
Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных ученых нет денег. Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей.
— Лунных богачей не интересуют звезды, — сказал Альфа. — Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!.
— Что это, по-твоему? — спросил полицейский. — Ну-ка понюхай.Незнайка осторожно понюхал кончик дубинки.
— Резиновая палка, должно быть, — пробормотал он.
— «Резиновая палка»! — передразнил полицейский. — Вот и видно, что ты осел! Это усовершенствованная резиновая дубинка с электрическим контактом. Сокращенно — УРДЭК. А ну-ка, стой смирно! — скомандовал он. Р-р-руки по швам! И никаких р-разговоров!
между Миглем и Фиглем было большое сходство: оба были скуластые, широколицые, у обоих были низкие лбы и темные, жесткие, подстриженные ежиком волосы, начинавшиеся чуть ли не от самых бровей. Несмотря на большое внешнее сходство, в характерах Фигля и Мигля было большое различие. Если Фигль был коротышка сердитый, не терпевший, как он сам утверждал, никаких разговоров, то Мигль, наоборот, был большой любитель поговорить и даже пошутить. Как только дверь затворилась за Фиглем, Мигль сказал Незнайке:
— Осмелюсь вам доложить, милейший, что во всем полицейском управлении первое лицо — это я, так как первое, что вы видите, попадая сюда, это не что иное, как мое лицо. Хы-хы-хы-ы! Не правда ли, остроумная шутка?…
— Кто? — с испугом спросил Незнайка.
— Знаменитый бандит и налетчик, по имени Красавчик, совершивший шестнадцать ограблений поездов, десять вооруженных налетов на банки, семь побегов из тюрем (последний раз бежал в прошлом году, подкупив стражу) и укравший в общей сложности ценностей на сумму двадцать миллионов фертингов! — с радостной улыбкой сообщил Мигль.
Незнайка в смущении замахал руками.
— Да что вы! Что вы! Это не я! — сказал он.
— Да нет, вы, господин Красавчик! Чего вы стесняетесь? С этакими деньжищами, как у вас, вам совершенно нечего стесняться. Думаю, что от двадцати миллионов у вас кое-что осталось. Кое-что вы, несомненно, припрятали. Да дайте вы мне из этих ваших миллионов хотя бы сто тысяч, и я отпущу вас. Ведь никто, кроме меня, не знает, что вы знаменитый грабитель Красавчик. А вместо вас я засажу в тюрьму какого-нибудь бродяжку, и все будет в порядке, честное слово!
…Ну дайте хоть пятьдесят тысяч… Ну, двадцать… Меньше не могу, честное слово! Дайте двадцать тысяч и убирайтесь себе на все четыре стороны»
— Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра.
— Ну, а автомобиль ты починил потом? — спросил Незнайка.
— Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег.
Доктор внимательно осмотрел больного и сказал, что его лучше всего поместить в больницу, так как болезнь очень запущена. Узнав, что за лечение в больнице придется уплатить двадцать фертингов, Незнайка страшно расстроился и сказал, что он получает всего лишь пять фертингов в неделю и ему понадобится целый месяц, чтоб собрать нужную сумму.
— Если протянуть еще месяц, то больному уже не нужна будет никакая медицинская помощь, — сказал доктор. — Чтобы спасти его, необходимо немедленное лечение.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить»».
«Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах….
…Первое время тебя там будут и кормить, и поить, и угощать чем захочешь, и ничего делать не надо будет. Знай себе ешь да пей, веселись да спи, да гуляй сколько влезет. От такого дурацкого времяпрепровождения коротышка на острове постепенно глупеет, дичает, потом начинает обрастать шерстью и в конце концов превращается в барана или в овцу».
Система в целом: «…у кого есть деньги, тот и на Дурацком острове неплохо устроится. За денежки богатей выстроит себе дом, в котором воздух хорошо очищается, заплатит врачу, а врач пропишет ему пилюли, от которых шерсть отрастает не так быстро. Кроме того, для богачей имеются так называемые салоны красоты. Если какой-нибудь богатей наглотается вредного воздуха, то скорей бежит в такой салон. Там за деньги ему начнут делать разные припарки и притирания, чтоб баранья морда смахивала на обыкновенное коротышечье лицо. Правда, эти припарки не всегда хорошо помогают. Посмотришь на такого богача издали — как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе — самый простой баран.
Приключения Незнайки
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Коротышка, который жил на улице Колокольчиков в одном доме с Незнайкой. Брат Небоськи. Всё по жизни делает наобум, на «авось». И слово «авось» является его любимым словом.
Лунный ученый-астроном. Проявил большой интерес к космическим путешественникам-коротышкам с Земли.
Жительница Зелёного города. Подруга Синеглазки. Живет с ней в одном доме. Мечтает научиться водить автомобиль.
Частный детектив. Был нанят госпожой Миногой, чтобы установить, где ходит с её собаками Незнайка.
Знаменитый артист-трансформатор. Выступал на сцене эстрадного театра Солнечного города в разнообразных сценических образах.
Осел из зоопарка Солнечного города, которого Незнайка превратил в коротышку. С тех пор вел образ жизни хулигана и дебошира.
Житель Змеёвки. Водитель автомобиля, работающего на газированной воде с сиропом. В благодарность за помощь с починкой машины подвез Винтика и Шпунтика до Змеёвки. После приехал в Зелёный город и на своей машине помогал его жительницам с уборкой урожая.
Подруга Листика. Подала ему идею устроить книжный театр. Они в нем вместе стали читать книги перед публикой. Когда Листик был превращен в осла и пропал, она очень по нему горевала, но не теряла надежды найти его.
Архитектор из Солнечного города. Автор проектов вращающихся домов.
Знаменитый механик. Мастер на все руки. Изобретатель и рационализатор с улицы Колокольчиков, где жил в одном доме с Незнайкой.
Подарил Незнайке волшебную палочку за то, что тот бескорыстно совершил три добрых дела. Предупредил Незнайку, что как только он совершит три дурных поступка, волшебная палочка потеряет свою силу.
Очень ворчливый, постоянно всем недовольный коротышка. Жил на улице Колокольчиков в одном доме с Незнайкой. Участвовал в путешествии проживавших в этом доме коротышек на воздушном шаре. После его крушения оказался в Зелёном городе, так же как и остальные путешественники (за исключением Знайки).
Судья в полицейском управлении лунного города Давилона.
Бесшабашный коротышка-хулиган из Змеёвки. Отправился в Зелёный город вслед за Бубликом и Шурупчиком. Начал помогать жительницам Зелёного города с уборкой урожая и перевоспитался.
Редактор газеты «Давилонские юморески», принадлежавшей Спрутсу.
Миллионер из лунного города Брехенвиля, член большого бредлама.
Богатый коротышка. Хозяин обширной усадьбы, на территорию которой попадает Незнайка в первый свой день на Луне.
Консервный фабрикант. Член большого бредлама. Большую часть времени имеет сонный вид, оживляется лишь при упоминании денег.
Миллиардер из лунного города Грабенберга. Очень влиятельный на Луне коротышка. Председатель большого бредлама, сообщества крупнейших капиталистов Луны. Задался целью воспрепятствовать распространению гигантских (земных) растений, дабы сохранить существующий на Луне общественный порядок.
Крупный лунный капиталист, член большого бредлама.
Богачка из лунного города Сан-Комарик. Держала двух собак: Роланда и Мими (Мимишку). Незнайка работал у неё собачьей няней.
Лучший друг Незнайки.
Известный в Цветочном городе музыкант. Жил на улице Колокольчиков в одном доме с Незнайкой.
Врач. Жил на улице Колокольчиков в одном доме с Незнайкой. Вместе с другими жившими в этом доме коротышками совершил путешествие в Зелёный город. Также летал на Луну вместе со Знайкой.
Врач из лунного города Давилона. Во время торжественной встречи Незнайки в гостинице «Изумруд» произвел поверхностный медицинский осмотр космического путешественника, а заодно и сделал себе изрядную рекламу.
Владелец «магазина разнокалиберных товаров» в лунном городе Давилоне. Приятель Миги. Председатель «Общества гигантских растений».
Журналистка «Лунной газеты». Появляется только в мультфильме «Незнайка на Луне».
Важный персонаж историй о коротышках. Очень умен и начитан, рационален и находчив. Жил на улице Колокольчиков в одном доме с Незнайкой. Внес ряд усовершенствований в жизнь коротышек Цветочного города, а также занимался научными изысканиями.
Лошак из зоопарка Солнечного города, которого Незнайка превратил в коротышку. С тех пор вел образ жизни хулигана и дебошира.
Мастер на одежной фабрике Солнечного города. Также работал актером в театре.
Жительница Зелёного города. Подруга Ласточки. С опаской относится к малышам, пытается разными способами на них воздействовать, дабы те перевоспитались и начали хорошо относиться к малышкам.
Инженер и изобретатель из Солнечного города. Шумный и очень подвижный, настоящий холерик. Летал со Знайкой на Луну. При нападении лунных полицейских был ранен.
Хорошая подруга Незнайки. Вместе с ним и Пёстреньким совершила путешествие в Солнечный город. Очень сознательная и справедливая. Временами бывает вспыльчива, из-за чего её отношения с Незнайкой складываются непросто. Любит читать.
Бедный, но честный коротышка-лунатик. Работал на разных работах, не раз бывал безработным. За то, что понюхал бублик, оказался в каталажке, где познакомился и подружился с Незнайкой.
Главный управляющий миллиардера Спрутса. По его заданию предпринял ряд мер, которые привели к краху «Общества гигантских растений».
Архитектор. Подружился с Незнайкой и его спутниками во время их путешествия в Солнечный город. Показывал им архитектурные достопримечательности своего города.
Жительница Зелёного города. Соседка Синеглазки. Большая любительница мороженого. Танцевала на балу с Пончиком.
Жительница Зелёного города. Подруга Кисоньки. Поддерживает её в отношении к малышам. Танцевала на балу с Ворчуном.
Большой любитель чтения, готовый читать буквально на ходу. Вместе со своей подругой Буковкой основал книжный театр. Незнайка встретил его в свой первый день в Солнечном городе и превратил в осла.
Врач в Зелёном городе, стоит во главе городской больницы. Убежденная сторонница применения мёда в любых лечебных целях. На вид очень строгая, но в целом настроена конструктивно.
Лунный ученый-лунолог. Проявил большой интерес к космическим путешественникам-коротышкам с Земли.
Полное имя — Мигс. Предприимчивый аферист. Познакомился с Незнайкой в каталажке. Стал казначеем «Общества гигантских растений».
Лунный полицейский из города Давилона. Допрашивал Незнайку, когда тот был задержан за то, что не заплатил за обед в ресторане.
Милиционер из Солнечного города. Сидел у пульта управления в отделении милиции, когда Незнайку оказался задержан и приведен в отделение милиционером Свистулькиным. Караулькин маленького роста и толстенький.
Милиционер из Солнечного города. Задержал Незнайку за обливание водой из шланга (тот пытался отнять шланг у Пегасика) и привел его в отделение милиции. На вид длинный и худой.
Жил на улице Колокольчиков в одном доме с Незнайкой. Отличается редкостной молчаливостью. Вместе со своими соседями по дому совершил путешествие на воздушном шаре в Зелёный город.
Подруга Гуньки и Кнопочки. Подруга Ромашки по мультфильму «Незнайка на Луне», где играет более заметную роль, чем в книгах.
Жил в Цветочном городе на улице Колокольчиков в одном доме с Незнайкой. Брат Небоськи. Так же как и брат, всё в жизни делает наобум. Любимое слово — «небось». Принял участие в путешествии коротышек из Цветочного города на воздушном шаре.
Главный герой историй о коротышках. Жил на улице Колокольчиков вместе с ещё пятнадцатью коротышками. Был самым известным из них. Искатель приключений и большой выдумщик. Любознателен и находчив. Всегда носит ярко-голубую шляпу, канареечно-желтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Путешествовал на воздушном шаре в Зелёный город, на автомобиле в Солнечный город и на космической ракете на Луну.