Как выглядит новые больничный лист
Что нужно знать работодателю про электронные больничные и как с ними работать
Компании переходят на электронные больничные, в январе 2022 году они станут обязательными для всех. В статье — что делать работодателю и как внедрить работу с ними в своей компании
Леонид Яковлев
Когда сотрудник заболел, получил травму или ушел в декрет, он может взять больничный и получать пособие. Для выплат ему нужно оформить листок нетрудоспособности. Это документ, который нужно заполнять строго по правилам, ошибаться в нем нельзя. Работодатель должен этот листок принять и заполнить свою часть.
Разбираемся, как заполнить и отправить электронный листок нетрудоспособности в фонд соцстрахования.
Что такое электронный больничный лист
Электронный лист нетрудоспособности, или ЭЛН, — это такой же больничный лист, как и на бумаге, только он заполняется и хранится в сети, а для работы с ним нужны специальные программы.
Ваш работник может оформить электронный больничный лист, если:
Если ваша компания не работает с ЭЛН и не собирается, работник должен оформлять обычный больничный на бумаге. Вы не обязаны принимать электронные больничные до 2022 года. С 1 января 2022 года все больничные будут только электронными.
Зачем нужны электронные больничные
Электронный больничный лист создали для того, чтобы упростить работу врачам, работодателям и фонду социального страхования. К тому же это удобно еще и для работника: ему не надо носить везде бумажный документ.
Работодателю это тоже удобно: достаточно один раз потратить время на подключение к системе, а дальше вы будете экономить время бухгалтера и сотрудника, который взял больничный. К тому же электронные больничные нельзя подделать. Соответственно, не придется возвращать деньги фонду, как это бывает с бумажными листками.
Кроме скорости, для работника есть еще один плюс: он может в любой момент узнать, какая выплата ему положена. А фонду проще контролировать листки нетрудоспособности, и ошибок становится меньше.
Как любые электронные документы, электронные больничные не нужно распечатывать и хранить, и их невозможно потерять или испортить.
Как устроена работа с электронным листком нетрудоспособности
Больничный лист позволяет работнику получить выплату по болезни, травме или в связи с декретом. По закону первые три дня болезни или травмы оплачивает работодатель, остальные дни оплачиваются ФСС. Поэтому, если сотрудник болеет меньше трех дней, больничный в фонд можно не подавать. Но если болезнь затягивается, номер листка и дату нужно внести в электронный реестр для фонда социального страхования, ФСС перечислит пособие работнику.
Ниже рассмотрим схему, как компания, сотрудник, врач и фонд социального страхования работают с больничным.
Сотрудник. Он обращается за помощью в медицинское учреждение, в день обращения ему открывают больничный лист. Чтобы больничный лист открыли в электронной форме, сотрудник должен подписать согласие на открытие ЭЛН в медорганизации. Если работник не согласен, до 2022 года ему откроют обычный больничный на бумаге.
Врач. Открывает больничный лист в день обращения. Он заполняет свою часть листка в электронной системе ФСС: вводит ФИО и дату рождения работника, сроки и код нетрудоспособности. Еще указывают название медучреждения, ФИО и специальность врача. ЭЛН подписывается квалифицированной электронной подписью врача.
Талон с датой и номером ЭЛН выдают сотруднику, номер листка сотрудник должен передать работодателю, чтобы обосновать причину отсутствия на работе. По окончании лечения больничный закрывают.
Работодатель. Сотрудник сообщает работодателю о болезни, травме или декрете и сразу передает номер электронного больничного листка. Когда врач закроет больничный, работодатель заполняет свою часть листка нетрудоспособности: указывает данные о страховом стаже и среднем дневном заработке. Потом подписывает листок квалифицированной электронной подписью и отправляет сведения в ФСС.
Подробнее о заполнении листка расскажем дальше.
Фонд социального страхования. Рассчитывает и выплачивает пособие по больничному листку работнику сразу на карту.
Как начать работу с электронными больничными
Любая компания или ИП могут работать с больничными в электронном виде. Для этого нужно зарегистрироваться в системе соцстрахования и получить квалифицированную электронную подпись, если ее еще нет.
Заключить соглашение об информационном обмене с фондом страхования. Соглашение оформляют на бумаге и направляют в региональное отделение фонда заказным письмом. В отделении сотрудники подпишут соглашение, после этого можно работать с фондом удаленно. Соглашение можно скачать на сайте ФСС.
Зарегистрироваться в системе. Для регистрации и входа в кабинет страхователя нужна учетная запись компании или ИП на портале госуслуг. Поэтому сначала зарегистрируйтесь там и подтвердите ее с помощью электронной подписи. Если уже зарегистрированы, то можете сразу заходить в личный кабинет страхователя на сайте ФСС.
Взять номер больничного у сотрудника. Врач сообщит номер электронного больничного сотруднику, он должен передать его вам. Если он забыл или потерял номер, посмотреть его сотрудник может в своем личном кабинете застрахованного на сайте ФСС по логину и паролю от портала госуслуг.
Если вы подписали с сотрудником соглашение об обработке персональных данных, вы можете узнать этот номер самостоятельно — достаточно ввести СНИЛС сотрудника.
Заполнить часть работодателя. Работодателю нужно указать сведения о доходах и страховом стаже работника. Электронные больничный выглядит как на бумаге — графы и поля такие же, только теперь их заполняют на компьютере.
Графа | Как заполнять | Пример |
---|---|---|
Место работы, статус | Наименование вашей организации. Основное место работы или по совместительству — выбрать нужное | ООО «Лютик» |
Регистрационный номер | Номер организации в фонде социального страхования, 10 цифр | 3701000123 |
Код подчиненности | Региональный номер ФСС, к которому прикреплена организация, 4 или 5 цифр | 37001 |
ИНН нетрудоспособного | ИНН работника, если есть | 50123123000123 |
СНИЛС | Страховой номер лицевого счета сотрудника в пенсионном фонде | 123-123-123-12 |
Условия начисления | Двузначный код особых условий начисления и выплаты пособия. Заполняется только при наличии, если условия сочетаются, ставят несколько кодов | 44 — работники Севера |
Акт формы Н-1 | Заполняется, если травма получена на производстве | |
Дата начала работы | Заполняется при аннулировании трудового договора, когда новый сотрудник не вышел на работу в положенный срок. Если сотрудник продолжает работу, заполнять не надо | |
Страховой стаж | Указывают количество полных лет и месяцев по записям из трудовой книжки. В стаж также входит военная и приравненная к ней служба, например в полиции или МЧС | 8 лет 2 месяца |
Нестраховые периоды | Выделяете из страхового стажа периоды военной службы и приравненной к ней | |
Причитается пособие за период | Дата открытия и закрытия больничного листка | С 02.02.2021 по 14.02.2021 |
Средний заработок для исчисления пособия | Заработок за два предыдущих года | 756 000 ₽ |
Средний дневной заработок | Средний заработок нужно разделить на 730. Если рассчитываете пособие по декрету, то из 730 или 731 дня вычитают количество дней болезни, декрета или отпуска по уходу за ребенком за предыдущие два года | 1035,6 ₽ |
Сумма пособия за счет средств работодателя | Сумма выплат за первые три дня больничного. Если больничный оформлен по беременности и родам или производственной травме, всю сумму платит ФСС, тогда графу не заполняйте | 3106,8 ₽ |
Сумма пособия за счет средств ФСС | Сумма за все дни болезни, кроме первых трех | 11 391,2 ₽ |
Итого начислено | Общая сумма пособия за все дни болезни | 14 498 ₽ |
ФИО руководителя и бухгалтера организации | Если бухгалтера нет, пишите ФИО руководителя дважды |
Проверьте листок нетрудоспособности, подпишите его квалифицированной электронной подписью и сохраните. После этого передайте в ФСС электронный реестр с датой и номером больничного для начисления пособия за счет фонда. Если увидели, что ошиблись, после того как сохранили листок, можно заполнить и отправить листок заново.
Электронный листок нетрудоспособности можно распечатать в личном кабинете ФСС. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопку. По закону распечатывать и хранить электронные больничные не нужно. Все данные хранятся в системе ФСС.
Что нужно для работы с электронным больничным
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Как заполнить больничный лист: пошаговая инструкция с изменениями 2021 года
Больничный лист — это документ строгой отчетности, в котором отражаются сведения о периоде болезни и о начисленном пособии по временной нетрудоспособности. С 14 декабря 2020 года правила заполнения изменились.
В чем заключается новый порядок выдачи листков нетрудоспособности
Минздрав России приказом №925н от 01.09.2020 изменил правила выдачи больничных листов. Главное изменение — почти все больничные стали электронными. В виде исключения бумажные документы оформят:
Продление листка нетрудоспособности осуществляется в том виде, в котором он открыт. Исправление ошибок в больничном теперь оформляется только повторной отправкой электронного документа в ФСС с объяснением причин.
Если человек оказался на карантине или самоизоляции по любому основанию, он получит больничный на весь период изоляции или отстранения от работы. Это в том числе касается родителей детей до 7 лет при объявлении карантина в детском саду.
Оформить больничный медицинские организации смогут дистанционно с помощью технологий телемедицины. Это касается всех больничных, в том числе длительных по беременности и родам. Условия оформления и обработки электронных больничных листов останутся прежними. Доступ к ним останется и у работодателя, и у работника, денежное пособие продолжат рассчитывать работодатели. На размещение в информационной системе сведений для назначения и выплаты пособий отводится 3 рабочих дня.
Как заполнить электронный больничный лист
С 2021 года работники оформляют электронные листки нетрудоспособности. Больше не требуется получать бумажный экземпляр и отдавать его на проверку работодателю. Взаимодействие сторон (работодателя и ФСС) и оформление листка по болезни осуществляется через кабинет страхователя в информационной системе «Соцстрах» (п. 72 приказа №925н).
Актуальная пошаговая инструкция, как оформить больничный лист в 2021 году страхователю:
Шаг 1. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете страхователя. Регистрация доступна через учетную запись на портале госуслуг. После авторизации в системе «Соцстрах» надлежит заполнить карточку с регистрационными сведениями организации.
Шаг 2. Получите у заболевшего сотрудника номер листка нетрудоспособности. Врач заполняет свою часть в электронном виде, подписывает документ усиленной ЭЦП и выгружает в систему Соцстраха. Работодатель находит листок по номеру, который есть у работника.
Шаг 3. Бухгалтер рассчитывает пособие по временной нетрудоспособности, правила расчета компенсации в 2021 году не изменились. Специалист заполняет часть работодателя в электронном виде и подписывает документ усиленной электронной подписью. Для верификации подойдет ЭЦП, которую используют для сдачи электронной отчетности.
На этом заполнение листка нетрудоспособности для работодателя заканчивается. Оформленный и подписанный больничный моментально попадает в ФСС, после чего специалисты фонда начисляют и выплачивают положенное пособие.
Как выглядит бумажный больничный лист
Любой гражданин России имеет возможность получить бесплатную медицинскую помощь, а трудоустроенные россияне вправе претендовать на материальную поддержку. Так, наниматель, уплачивающий за своих подчиненных взносы по временной нетрудоспособности и по материнству, обязан выплачивать работникам пособия по болезни.
Документ, определяющий продолжительность периода отсутствия на рабочем месте и условия начисления выплаты, имеет унифицированную форму. Бланк действует с 2011 года.
Стандартизированная бумажная форма обязательно имеет водяной знак, в противном случае у вас на руках подделка. Каждый бланк имеет уникальный порядковый номер для защиты от подделок. Он находится в верхнем правом углу, прямо под штрихкодом. Оборотная сторона бланка не предусмотрена для внесения сведений. На обороте указаны правила заполнения больничных листов работодателем, бухгалтером и врачом.
Электронный листок нетрудоспособности составляется по тем же правилам и направляется в адрес работодателя по защищенным каналам связи.
Как заполнить бумажный больничный
Перечень ситуаций для заполнения бумажного листка нетрудоспособности определен приказом Минздрава №925н. В этом нормативе также указано, как правильно заполнить больничный лист работодателю — страхователю и лечащему врачу:
Учитывайте следующие правила:
Если в указанной информации допущена ошибка, заполненный больничный корректируется. Неверные сведения следует аккуратно зачеркнуть, использовать корректирующие средства нельзя. Верные данные вписывают на оборотной стороне. Делают надпись «Исправленному верить», заверяют ее подписью лица, внесшего исправления, указывают его должность, Ф. И. О. с расшифровкой. Печать организации ставится при наличии.
Что заполняет медучреждение
Первые записи в больничный листок вносит врач или иной ответственный работник медицинского учреждения. Медработник заполняет первый раздел документа. Вот ключевые принципы заполнения, действующие для медорганизации:
По иным правилам составляется листок по беременности и родам. Как и в листе нетрудоспособности для работника-инвалида, в нем требуется указание определенных реквизитов, но это делает медицинская организация.
На этом обязательства врача по заполнению бланка выполнены.
Что заполняет работодатель
Работник выздоровел и готов приступить к работе. Медицинское учреждение подготовило документ о нетрудоспособности. Выздоровевший сотрудник передает заполненный бумажный бланк работнику бухгалтерии, кадровой службы или руководителю.
Инструкция по заполнению листка нетрудоспособности на бумаге:
Шаг 1. Укажите место работы больного.
В этой графе больничного укажите сокращенное наименование организации, если оно имеется. Каждую букву вписывайте в отдельную ячейку. Между словами пропускайте одну клетку. Использовать для одного знака меньше одной клетки не нужно. Если пустые ячейки закончились, продолжать заполнение строки нельзя, следует оставить название недописанным.
Шаг 2. Укажите статус трудоустройства.
Необходимо указать, в каком статусе специалист трудится на предприятии: совместитель или нет. Например, если этот работодатель для гражданина основной, то в бланке поставьте галочку в соответствующем поле.
Шаг 3. Определите регистрационный код ФСС и код подчиненности.
Эти коды присваиваются при регистрации в территориальном органе Фонда социального страхования, то есть когда компания встает на учет в государственных органах (ФНС, ПФР, ФСС, Росстат). Код подчиненности — это специальный шифр, который указывает на то, к какому отделению ФСС прикреплено учреждение.
Шаг 4. Укажите СНИЛС и ИНН работника.
Действующий порядок обязывает вносить индивидуальные сведения о болевшем сотруднике. Впишите его ИНН и СНИЛС. Отметим, что допустимо не указывать ИНН, если у сотрудника его нет.
Шаг 5. Предусмотрите особые условия начисления пособия.
В отдельных ситуациях начисление пособия по болезни осуществляется иначе. К примеру, если сотрудник имеет инвалидность или заболел уже после увольнения. Для каждой такой ситуации чиновники определили конкретный код. Кодировки и их значения приведены на оборотной стороне бланка. Пособие по болезни исчисляется в отдельном порядке для следующих категорий больных:
Такие коды должны проставляться в больничном листе только при наличии этих исключительных условий. Если оснований нет, то эту графу бланка оставляют пустой.
Шаг 6. Проверьте наличие акта по форме Н-1.
Соответствующее поле бланка больничного следует заполнить только в том случае, если работник получил травму. В такой ситуации необходимо вписать дату составления акта Н-1. Если болезнь не связана с травмой, то заполнять графу не нужно, оставьте ее пустой.
Шаг 7. Определите дату начала работы.
Укажите дату начала работы в больничном листе. Если сотрудник не приступил к выполнению трудовых обязанностей в установленный срок, то наниматель вправе расторгнуть с ним трудовой договор. В таком случае в этой графе укажите дату начала работы в соответствии с трудовым договором.
При нарушении сроков и увольнении наемного специалиста пособие ему выплачивают в полном объеме.
Шаг 8. Определите страховой стаж и нестраховые периоды.
В сведениях о страховом стаже следует указать общий период трудовой деятельности в полных годах и месяцах. В страховой стаж следует включать все периоды, в том числе гражданскую службу и службу в органах внутренних дел.
Затем следует отдельно указать нестраховые периоды. К ним относятся периоды военной службы с 01.01.2007. Если начало службы выпало на период до 01.01.2007, то в нестраховой период включайте только время с 01.01.2007. Если сведения отсутствуют, то поле бланка не заполняется.
Шаг 9. Определите период начисления пособий.
Укажите даты открытия и закрытия ЛН.
Шаг 10. Рассчитайте средний заработок.
Средний заработок — это сумма выплат в пользу работника за предшествующие два календарных года. В расчет следует включать не все суммы, а только те, с которых были начислены страховые взносы ВНиМ.
Шаг 11. Рассчитайте заработок в день.
Этот показатель в бланке является расчетным. Чтобы его вычислить, необходимо разделить средний заработок на количество дней в расчетном периоде (730 дней из расчета за два календарных года, полностью отработанных).
Шаг 12. Рассчитайте суммы пособия.
Когда среднедневной заработок определен, следует рассчитать сумму пособия и распределить выплаты по источникам. Страховой платеж распределяется между организацией и ФСС.
В первую очередь указываем пособие, которое работодатель уплачивает за счет собственных средств. Сумма выплаты рассчитывается как среднедневной заработок, умноженный на три дня. Сумма за счет ФСС рассчитывается аналогичным образом: среднедневной заработок умножается на количество дней болезни за вычетом трех дней, оплачиваемых нанимателем.
В некоторых случаях пособие за счет нанимателя не платится. Это касается госпособия по беременности и родам: весь объем средств выплачивает ФСС.
В последнюю очередь укажите в бланке больничного сумму выплат за счет обоих источников.
Шаг 13. Поставьте подписи ответственных лиц.
Теперь в бланк больничного следует вписать Ф. И. О. руководителя учреждения и Ф. И. О. главного бухгалтера, если такая должность предусмотрена в штатном расписании организации. Точки при сокращении имени и отчества ставить не нужно. Затем указанные работники должны поставить подписи рядом со своей фамилией.
Заверить заполненный листок временной нетрудоспособности круглой печатью организации необходимо, если она есть и используется. Проследите, чтобы оттиск печати не попал на заполненные ячейки. В противном случае сканер не сможет считать информацию и документ признают ничтожным, то есть в выплате пособия по такому документу в ФСС отказывают.
Пособие по временной нетрудоспособности из-за коронавируса начисляется и выплачивается, как и соцпособия по другим видам заболеваний. Листок по коронавирусной болезни заполняется по общим правилам. Исключений не предусмотрено.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Электронный больничный лист: правила работы на 2021 год
Больничные листы в электронном виде — это документы, которые введены для упрощения делопроизводства и коммуникации между лечебным учреждением, работодателем и ФСС. В ближайшее время грядут изменения в правилах подготовки документа.
Бумажные и электронные листки обладают одинаковой юридической силой, что закреплено Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ. Но выписывается он только в каком-то одном формате (часть 2 статьи 1 и часть 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). То есть болеющий сотрудник не имеет права получить цифровой и бумажный варианты одновременно.
Что собой представляет электронный листок
Несмотря на то, что объем применения нового документа растет, многие сотрудники и работодатели не знают, чем отличается электронный больничный от бумажного. Чисто внешне они весьма схожи, поскольку в обоих форматах содержатся одинаковые ячейки для заполнения. Основное отличие заключается в том, что электронный листок заполняется в специальной программе, а бумажный — вручную.
Так выглядит бумажный листок нетрудоспособности:
А это образец листка нетрудоспособности из личного кабинета вымышленного предприятия:
Как пользоваться новым видом больничного
В оформлении и оплате электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) задействованы три инстанции:
Если хоть одно звено из этой цепочки не подключено к ЕИИС «Соцстрах» (Единая интегрированная информационная система), оформить цифровой документ не получится. Вот как перейти на электронные больничные листы работодателю:
Безусловно, ЭЛН гораздо удобнее бумажного аналога, подделка такого документа практически исключена, поэтому риск необоснованных выплат минимизирован. Кроме того, упрощается документооборот, снижается нагрузка на кадровиков и бухгалтеров. Тем не менее выбор формата остается за пациентом, который самостоятельно изъявляет желание получить ЭЛН в письменном виде.
Когда подготовительные мероприятия завершены, разбираемся, как работает электронный больничный лист на практике:
ЭЛН содержит все те же графы, что и бумажный бланк:
Несмотря на внешнее сходство, чтобы корректно заполнить документ, установите актуальное программное обеспечение и пакет обновлений к нему. После окончания заполнения документ сохраняется, заверяется ЭЦП и автоматически отправляется в ФСС.
Что касается порядка оплаты цифрового листка нетрудоспособности, то он ничем не отличается от оплаты бумажного варианта.
Печатать или нет
Что написано пером, не вырубишь топором. Такой истины придерживаются на большинстве предприятий, поэтому как распечатать электронный больничный лист, знают практически все кадровики и бухгалтеры. А надо ли печатать? Ответ на официальном сайте ФСС гласит: распечатывать и хранить копию ЭЛН не нужно. Цифровой документ имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, но он, в отличие от традиционного варианта, хранится в информационной системе ФСС Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».
Больничные на Госуслугах
Согласно недавней информации Минцифры, на портале Госуслуги отныне доступен сервис ЭЛН. То есть посмотреть свой электронный больничный лист можно в любое удобное время через мобильное приложение или на сайте Госуслуги. Также пользователи будут получать уведомления об изменении статуса ЭЛН: открытии, продлении, закрытии и т. д. В личном кабинете хранятся:
Как заполнять больничные по новым правилам
С 14 декабря работать с больничными нужно по-новому! Правила изменил Приказ Минздрава №925н от 01.09.2020.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор поправок и новую инструкцию. Используйте ее бесплатно.
Новый порядок выдачи и оформления
С 14.12.2020 начнет действовать новый порядок оформления и выдачи больничных, закрепленный в приказе Минздрава России от 01.09.2020 № 925н. Нововведения коснутся не только того, как получить электронный больничный лист работодателю, но и исправлений ошибок в документе и нюансов антикоронавирусных мер.
Нововведения для совместителей
Если сотрудник на момент наступления временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам работает в нескольких организациях, он вправе оформить несколько бумажных или один электронный больничный. Если сотрудник отдал предпочтение второму варианту, он сообщает каждому работодателю номер документа.
Исправление ошибок
Не во всех организациях знают, что делать с электронным больничным листом работодателю, поэтому нередки ошибки в заполнении. Если такое недоразумение произошло, придется заново заполнить документ и отправить его в ФСС вместе с пояснением причины ошибки.
Карантинный больничный
Сотрудникам, которых отправят на карантин, на весь период ограничительных мер будут выдавать листки нетрудоспособности. Нововведение коснется:
Сейчас эта норма касается только последних двух категорий граждан. Кроме того, сотрудник вправе получить больничный по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет или за недееспособным членом семьи. Но только в случае, если организация, которую посещают эти лица, закрылась на карантин.
Плюсы использования
Понять преимущества ЭЛН как нельзя лучше удалось в 2020 году, который, по всем известным причинам, выдался весьма «урожайным» на больничные.
Бумажные бланки относят к документам строгой отчетности со спецзащитой. Их производство является весьма затратным, а потеря или порча доставляет хлопоты врачам, пациентам и работодателям. Цифровые бланки сокращают затраты на печать бумажных носителей, позволяют «безболезненно» исправить допущенные ошибки.
Если используется электронный листок, сводится к минимуму возможность подделки листка нетрудоспособности. Хотя большинство правонарушений в этой области связаны не с подделкой, а с выпиской необоснованных болезнью работника документов, вопрос, как проверить электронный больничный лист на подлинность, теряет актуальность. Контакт пациента с этим документом сводится к минимуму, и внести правки в него у работника не получится.
Еще один плюс — сокращается количество работы для кадровиков. Им больше не надо заботиться о передаче бумажных документов в ФСС, проверять их подлинность и обеспечивать их надежное хранение.
Это лишь некоторые преимущества, которые несут внедренные ФСС электронные больничные. Добавьте еще сокращение времени обработки и получения документации, что немаловажно при работе предприятия в современных условиях.