Как выглядит осетинский костюм национальный
Осетинский национальный костюм мужской и женский
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Мужской костюм
Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах.
Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины.
Бешмет
Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.
Верхняя одежда осетин
Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не имелось гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган.
Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила и приспособлением для сна.
Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ.
Головные уборы
Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов.
Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши.
Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
Повседневное одеяние осетинок
В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.
Осетинский костюм в современности
Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм (фото можно посмотреть ниже) сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации.
В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят. Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер. А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.
Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей. Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко.
До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.
Как нарисовать осетинский национальный костюм
Для того чтобы нарисовать национальный наряд осетин, необходимо:
Заключение
В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой.
Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.
Как выглядит осетинский костюм национальный
В проекте изучив костюмы всех народов,
Мы перейдем к важнейшему из них.
Мы осетины, осетинского народа
И наш костюм велик для нас одних.
Нам, осетинам, осетинского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Костюм дает нам представление о мире, в котором жили, разговаривали, любили. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека.
Актуальность темы: Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В которых отразились многие факторы:- это климат, местные традиции и иностранные заимствования.
Гипотеза: Служит ли национальный народный костюм неотъемлемой частью культуры народа.
Цель: Исследовать, как костюм отражает национальную принадлежность человека.
Изучить костюмы разных народов России;
Изучить национальный костюм своего народа (осетинского).
Провести сопоставление народного костюма.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей.
1.Национальные костюмы народов России.
1.1 Костюмы разных народов.
«По одёжке встречают. «. Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Башкирский национальный костюм.
Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун). Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.
Башкирский национальный женский костюм.
На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток. Головной убор женщины прежде всего подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек).
1.1.2.Татарский национальный костюм.
Основой татарского орнамента является цветочно- растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным являлась тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни» или степного куста-источника благополуия, жизни. Букет состоял из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков. Чаще всего это тюльпан, ромашка, астра, причем, форма и цвета арнамента разнообразны, могут варьироваться. Самые распространенные цвета в татарских национальных узорах: зеленый, желтый, красный, черный, коричневый, голубой, белый и прочие.
Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка.
В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток.
Калмыкский национальный костюм.
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье — терлег — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.
Русский национальный костюм.
По талии сарафан подпоясывали узкими или широкими ткаными поясами, которые часто заканчивались пышными кистями. По, верх носили передник («запон», «фартук»), который к праздникам изготавливали из покупньх тканей, соответствующих виду и цветовой гамме материалов сарафана и рубахи, а в будни’ из холста или дешевых бумажных материй. Прежде других были распространены передники ( рукавами или без, которые одевались через голову («нарукавники», «крылатики» и т.д.) и могли богато расшиваться по груди, подолу.
Чеченский национальный костюм.
Мужской костюм состоял из бешмета, черкески и штанов. Также неотъемлемыми частями этого наряда являлись папаха, пояс и кинжал.
Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля.
Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство.
Одежда женщины отличалась разнообразием материалов, цветов и моделей. Она была показателем социального и возрастного статуса женщины. Наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка, но мог дополняться различными украшениями, которые также подчеркивали принадлежность женщины к определенному классу.
Национальный костюм осетинского народа.
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия. Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов. Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши. Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками. Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой. Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.
Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В этой работе мы хотели узнать, как влияет на создание народного костюма климатические условия, местные традиции и иностранные заимствования. Исследовав особенности природных и хозяйственных факторов, в которых обитал народ, пришли к выводу что одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.
Цель нами достигнута, задачи решены, а гипотеза о том, служит ли национальный народный костюм неотъемлемой частью культуры народа, подтверждена.
Современная одежда не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Коснувшись любого народа и дойдя до наших времен, можно заметить, что современная одежда вбирает в себя не только традиции, но и элементы декора, фасона и цвета прошлого.
Список используемой литературы.
ru.wikipedia.org/wiki/категория Национальный костюм.(октябрь, ноябрь 2010)
www.kostumernaya.ru/natsionalnie_kostumy.htm (октябрь, ноябрь 2010)
www.costumehistory.ru (октябрь, ноябрь 2010)
М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
Осетины — мужественные покорители гор
Осетины являются потомками алан — кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.
Этноним «осетины» ведет свое происхождение от «Осетия», которое появилось в русском языке от грузинского названия Осетии и Алании «Осети». «Осети» в свою очередь образовался от грузинского названия осетин и алан — «овси» или «оси» в сочетании с грузинским топоформантом — окончанием «-ети». Постепенно из русского языка этноним «осетины» попал в другие языки во всем мире. На грузинском и армянском языке аланы называются «осы».
В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы — дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.
Где живут
Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.
Осетинский язык принадлежит к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая входит в индоевропейскую семью языков. Это единственный сохранившийся до сегодняшних дней «реликт» скифо-сарматского языкового мира. Существует два диалекта осетинского языка — иронский и дигорский.
Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.
Численность
Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения — 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии — 701 765 человек (2018 год).
Внешность
Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.
Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.
Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:
На груди множество пар застежек с изображением птиц.
Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:
Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку — плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.
В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха — высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.
Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.
Религия
В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.
Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.
Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.
Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.
Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии — квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно — арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» — смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.
Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:
Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника — артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.
Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.
Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.
Жизнь
Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.
Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.
Жилище
Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.
Основная часть дома осетин — общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.
В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.
В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.
Культура
Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.
Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.
Традиции
Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.
В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:
Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.
Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.
Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым — выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.
Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы 3 раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак. Каждый раз, когда сваты приходят домой, отец девушки должен быть вежлив и гостеприимен, со сватами он обсуждает размер калыма. Дни визита сватов в дом возлюбленной зависят от того, как быстро жених соберет выкуп. При последней встрече отец невесты говорит о своем решении и стороны договариваются о дате проведения свадьбы. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.
Следующий этап после сватовства — тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.
Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.
На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.
Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.
Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда — выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.
Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.
После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.
В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.
Следующий важный этап торжества — поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.
Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.
Известные люди
Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:
За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.
В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:
В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:
И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.