Как выглядит оценка профессиональных рисков
КАК СОСТАВИТЬ УДОБНУЮ ДЛЯ СЕБЯ И ПОЛЕЗНУЮ ДЛЯ РАБОТНИКОВ КАРТУ ОЦЕНКИ ПРОФРИСКОВ?
Карта оценки профрисков решит для службы охраны труда сразу несколько задач: поможет защитить себя от претензий ГИТ, упорядочить работу по оценке профрисков, ознакомить работников с ее результатами и снизить травматизм. Как правильно составить этот документ и чем он полезен работникам, узнаете в статье.
Воспользуйтесь образцами карт, которые коллеги уже успешно применяют в работе.
Чем карта поможет службе охраны труда
Карты оценки профрисков нужны, чтобы проинформировать каждого работника об условиях труда на конкретном рабочем месте. Знать о рисках для здоровья и принятых мерах защиты от них – это право работника (ст. 21, 219 ТК).
В законе нет прямого требования вести карты оценки профрис- ков, но работодатель обязан создать и поддерживать на пред- приятии СУОТ. Инспекторы ГИТ проверяют по чек-листу, есть ли на предприятии Положение о СУОТ. В Положении необходимо указать, в какой форме и в каком порядке информируют работников об условиях труда и уровнях профрисков на их рабочих местах (подп. «г» п. 8, п. 41 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 No 438н). Если организацию оштрафуют за нарушение этого требования, то это говорит о серьезных недостатках работы службы охраны труда.
Чтобы подтвердить факт, что персонал ознакомили с опасностями на их рабочих местах, в документах с результатами оценки профрисков должны стоять реальные подписи работников. Не запрещен и электронный документооборот, но такой метод требует дополнительных затрат и доступен не многим предприятиям. Когда нет доказательств, что работника ознакомили, накажут по части 1 статьи 5.27 КоАП (решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10.06.2019 No 12-82/2019).
Не запрещено ознакомить персонал с полным отчетом по оценке профрисков и не разрабатывать отдельные карты, но на практике это неудобно. Если проводите процедуру поэтапно, придется постоянно собирать подписи со всех работников, когда вносите изменения в общий отчет. Чтобы этого не делать, внедряют карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В этом случае повторно подпись работника получают, только если в карту оценки профрисков для его рабочего места внесли изменения.
50 000 руб. – минимальный штраф, который заплатит работодатель, если не ознакомит работника с результатами оценки профрисков (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП)
Почему карта полезна для работников
Если разработаете карты оценки профрисков и разместите их на рабочих местах, у сотрудников будет к ним постоянный доступ наравне с инструкциями по охране труда. Перечень потенциальных опасностей поможет работникам обратить внимание на риски их здоровью, о которых они даже не задумывались.
Например, сотрудники часто ходят по офису с горячими напитками и не обращают внимания на лужи в уборной или в помещениях после влажной уборки. В таких ситуациях есть риск обжечься или поскользнуться и получить травму.
Полезную для себя информацию работники найдут в графе о мерах по снижению риска. С ее помощью они смогут исключить опасное поведение. Например, напротив опасности «получить ожог» укажите на «запрет пить горячие напитки на ходу».
Рядом с опасностью «поскользнуться в офисе» порекомендуйте не спешить при ходьбе, а для клининговых организаций предусмотрите следующие мероприятия: проводить уборку помещений во внерабочее время, устанавливать таблички «мокрый пол», определить дополнительные зоны уборки и пр.
Как разработать форму карты оценки профрисков
Отсутствие обязательной формы позволяет вносить в карту любую информацию, которая поможет в работе. Например, чтобы легко ориентироваться, вносите в «шапку» документа не только наименование рабочего места или должности, но и структурное подразде- ление. Укажите оборудование, которое используют работники, так как оно может отличаться даже у тех, кто трудится на аналогичных должностях.
Обязательны для карты графы, которые докажут инспектору, что работник знает о профрисках, а работодатель понимает, как ими управлять:
Остальные графы и обозначения вводите исходя из особенностей своего предприятия. Например, данные об уровне профриска можно сопроводить знаками, которые помогут понять, какими последствиями грозит нарушение правил. Чтобы работники легче усваивали информацию, маркируйте цветом уровни риска: наиболее опасные ситуации обозначьте красным, наименее опасные – желтым.
Внесите в карту меры, которые должны обеспечить служба охраны труда и непосредственные руководители – например, проведение своевременных инструктажей, размещение плакатов о соблюдении требований охраны труда и пр. Покажите, как снижается риск, если применять СИЗ. На с. 35 (полная версия статьи доступна для просмотра по ссылке ниже) есть два образца, которые успешно используют коллеги, выберите наиболее удобный для себя.
Карта
оценки профессионального риска № 1
1. Наименование структурного подразделения: Финансовый департамент
2. Рабочее место (профессия/должность): Специалист 1-го разряда
3. Используемое в работе оборудование: ПК
No | Наименование потенциальной опасности для работника | Вероят- ность наступ- ления | Тяжесть послед- ствий | Пока- затель риска | Уровень риска | Требуемые меры по снижению риска |
1 | Падение вследствие поскальзывания на льду в зимний период | 3 | 1 | 3 | Низкий | Не спешить при ходьбе, соблюдать личную осторожность |
2 | Падение вслед- ствие спотыкания при переноске габаритного груза | 2 | 2 | 4 | Средний | Переносить грузы с сохранением обзора по ходу движения |
3 | Заболевание/ травма мышц спины и связок из-за пере- мещаемых тяжестей | 2 | 2 | 4 | Низкий | Переносить не более установленных норм в одиночку за раз. При ухудшении само- чувствия сообщить руководителю |
4 | Порез канцелярским ножом, ножницами | 3 | 2 | 6 | Средний | Не спешить при работе. Работать канцелярским ножом всегда в направлении «от себя». Соблюдать личную осторожность |
5 | Порез бумагой | 3 | 1 | 3 | Низкий | Не спешить при работе. Соблюдать личную осторожность |
6 | Поскальзывание в уборной из-за мокрого пола | 2 | 1 | 2 | Низкий | Сообщение о необходимости уборки клининго- вой организации |
7 | Травмы при проведе- нии эвакуации | 2 | 2 | 4 | Низкий | Участвовать в тренировках по эвакуации. Изучить схемы эвакуации и расположение пожарных выходов |
8 | Неучастие в эвакуа- ции работников в помещениях | 2 | 4 | 8 | Средний | |
9 | Дискомфорт позво- ночника, суставов при длительной работе | 3 | 1 | 3 | Низкий | Перерывы в течение рабочего дня |
10 | Перегрузка зритель- ного аппарата | 3 | 1 | 3 | Низкий | Перерывы в течение рабочего дня. Гимнастика для глаз |
11 | Отравление приоб- ретенными пище- выми продуктами (столовая) | 3 | 1 | 3 | Низкий | Соблюдать личную осторожность, при подозрениях о некачественной продукции сообщить в ООТ |
12 | Падения, поскаль- зывания на входе в здание | 3 | 2 | 6 | Средний | Не спешить при ходьбе. Соблюдать личную осторожность |
13 | Падение снега и сосулек с крыши на находящихся внизу людей | 2 | 4 | 8 | Высокий | Не проходить в огороженную опасную зону, соблюдать осторожность |
14 | Ожог при переме- щении с горячими напитками по терри- тории офиса | 2 | 2 | 4 | Средний | Употреблять напитки в установленном месте. Не перемещаться с горячими напитками по территории |
15 | Поражение электри- ческим током при работе с электро- приборами: принтер, ксерокс, компьютер | 1 | 3 | 3 | Средний | Использовать только оборудование, предоставленное работодателем.Соблюдать требования инструкций по электробезопасности |
Заключение: Среднее значение уровня риска на рабочем месте 4,26, что соответствует среднему уровню риска
Дата составления: 05.09.2020
Пример карты оценки рисков со знаками можете найти в полной версии статьи:
Источник: Журнал “Справочник специалиста по охране труда”, 11-2020
Оценка профессиональных рисков в организации
Время чтения: 14 мин
Оценка рисков, идентификация, профессиональные риски — об этих понятиях вспоминает каждый ответственный по охране труда, когда его спрашивает проверяющий или компания, предлагающая взять на себя всю работу по оценке рисков. И каждый раз приходится судорожно вспоминать: «А есть ли у нас это? Нужно ли нам это и как это сделать?»
Что такое профессиональные риски и можно ли ими управлять?
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов именно при исполнении работникам обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Статья 219 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».
Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков».
Для простого понимания такого процесса, как управление профессиональными рисками, можно взглянуть на изображение ниже. На нём типовой процесс управления профессиональными рисками представлен в виде замкнутого процесса.
Такая кольцевая схема хорошо иллюстрирует, что данная модель непрерывная: сначала идет идентификация опасностей и обнаружение рисков, потом анализ и оценка рисков, за ними планирование предупредительных и компенсирующих мероприятий, далее их внедрение, и в итоге контроль и расчёт эффективности, который снова переходит в идентификацию (не стоит понимать это буквально).
Это непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации. Всё не должно ограничиваться только оформлением карты рисков.
Обратите внимание: можно заказать услугу по проведению оценки профессиональных рисков у специализированной компании, но важно понимать, как была проведена данная работа и каким получился её результат. Проведение работы по оценке рисков не должно становиться делом формальным, проводимым просто для галочки.
Для эффективной работы всей процедуры оценки рисков необходима вовлеченность внутренней комиссии организации, которая проанализирует опасности, обнаружит риски, разработает профилактические меры.
А самое главное исполнит требования Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н (далее — Типовое положение №438н):
-п.33 (выберет порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков),
-п.35 (определит опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников),
-п.39 (установит способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков) ;
Управление профессиональными рисками — процесс постоянный. Мы не можем просто произвести оценку уровня профессионального риска на рабочих местах на текущий момент и на этом забыть. Ведь завтра нам в организации могут установить технологическую линию по производству новой продукции, привезти на хранение опасные вещества, увеличить объемы производства и хранения или просто появиться новая профессия, а значит, могут появиться новые риски и опасности.
Здесь прослеживается сходство со специальной оценкой условий труда (далее по тексту – СОУТ), когда ее необходимо провести внепланово при изменении технологического процесса или при возникновении несчастного случая. При оценке рисков то же самое. Произошел травматизм — требуется пересмотр идентификации рисков, вероятности тех или иных событий, ведь увеличилась частота несчастных случаев.
Тяжесть вероятного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности. Для наглядности понимания можно представить две компании – в одной работает тысяча человек, в другой всего десять, разумеется, риски выше в первой.
Оценённые профессиональные риски всегда подлежат управлению. В конкретном случае управление должно выражаться описанием и измерением.
Процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению. Мы не должны зацикливаться на одном методе или процедуре, а должны постоянно их усовершенствовать.
Эффективность разработанных мер по управлению профессиональным рисками должна постоянно оцениваться. К примеру, мы провели работу по оценке рисков, разработали мероприятия по их снижению в начале года, а в конце года провели анализ их реализации и эффективности деятельности. В результате нужно ответить на ряд вопросов, например: «Привели ли эти меры к снижению травматизма? Появилась ли осведомленность работников с рисками в их работе? Внедрили ли какие-то технические средства для снижения рисков возникновения аварийности?» И ряд других вопросов.
Лайфхак. Периодичность пересмотра эффективности мер необходимо закрепить в своих нормативных актах.
Так, например, проведение повторного инструктажа – тоже можно считать мерой по снижению рисков. Внедрив в порядок проведения инструктажа элементы тренировок, выдачу учебных материалов, показ видеоматериалов, тестирования для проверки уровня знаний. Последовательно перебирая и усовершенствуя мероприятие за мероприятием, мы можем улучшить каждое из них.
Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организации
В настоящее время компаниям не стоит останавливаться на проведении СОУТ. Оценка профессиональных рисков также необходима. Ведь зачастую именно про неё в первую очередь спрашивают работники государственной инспекции труда и прокуратуры при расследовании несчастных случаев на производстве и задаются вопросами, были ли оценены риски, какие мероприятия проводились, был ли ознакомлен с рисками пострадавший работник.
Инспекторский состав Ленинградской и Московской области уже в достаточной мере «набил руку» и знает, какие документы запрашивать в первую очередь при возникновении травматизма в организации.
Эта же тенденция дошла и до других регионов, когда проверяющие интересуются проведенной работой в области профессиональных рисков.
Как правило, постоянные законодательные нововведения попадают в топ-лист задач у надзорщиков в рамках плановых и внеплановых проверок по ОТ. Чтобы этого избежать, нам необходимо работать на опережение, занимаясь оценкой профессиональных рисков.
Главный нюанс заключается в том, что оценивать риски придется только для сотрудников, работающих по трудовому договору. Частой ошибкой многих становится то, что под оценку рисков попадают и работники сторонних компаний (представители охраны, учащиеся учебных заведений и др.).
Оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – в чем разница?
Для неопытного специалиста на первый взгляд может показаться что оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – что-то смежное, а местами и вовсе одинаковое. Но это не так. Это кардинально разные процедуры. Это следует из Типового положение о системе управления охраной труда №438н.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это идентификация вредных и опасных производственных факторов трудового процесса и расчёт их уровня воздействия на работника.
Несмотря на то, что при расчете профессиональных рисков тоже приходится производить идентификацию, как и в СОУТ, в этой процедуре нам необходимо оценить вероятность риска в отличие определения его уровня воздействия. Зачастую результаты СОУТ можно использовать в оценке профессиональных рисков.
Также наглядную разницу вышеуказанных мероприятий можно определить по основанию для их проведения:
Специальная оценка условий труда (СОУТ) | Оценка профессиональных рисков (ОПР) | |
Основание для проведения: | Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013″ N 426-ФЗ | 1.Ст.209 ТК РФ Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. 2. Ст.212 Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. 3. Ст.219 Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. 4. Приказ от 10 ноября 2017 г. №655 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральной службы по труду и занятости «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Проверочные листы 31, 36,100). 5. Приказ №77 от 21 марта 2019 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости «Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». 6.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438. ГОСТ Р 12.0.230-2007 ГОСТ Р 12.0.007-2009 ГОСТ Р 12.0.008-2009 ГОСТ Р 12.0.009-2009 ГОСТ Р 12.0.010-2009 |
Получаемые результаты: | 1.Отчет о ее проведении 2.Карты специальной оценки условий труда 3.Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов 4.Сводная ведомость, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников 5. Заключения эксперта организации | 1.Приказ о создании комиссии 2.Утвержденная методика оценки 3.Перечень мест для оценки 4.Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты) 5.Классификатор опасностей 6.План мероприятий по управлению рисками 7.Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах) |
Скачать таблицу можно по ЭТОЙ ССЫЛКЕ >>
Как мы видим Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» определен четкий порядок проведения СОУТ.
С оценкой рисков кажется, что вопросов больше, чем ответов, и обусловлено это отсутствием чётких указаний (порядка проведения) в представленных в таблице нормативных актах.
Например, в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее – ТК РФ) установлено, что «работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья». В статье 219 ТК РФ указано, что «каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия опасных производственных факторов». То есть несмотря на указание об информировании, не устанавливается четкий порядок действий по определению рисков.
В пункте 6 Приказа Роструда от 21.03.2019 N 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» указано: «В положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы)…процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее — процедуры), включая…процедуру управления профессиональными рисками».
В пунктах 33-39 Типового положения №438н определено, что работодатель должен:
В данном документе не приводятся конкретные методики и расчеты оценки риска, но указаны основные требования к процедуре оценке и управления профессиональными рисками, что даёт ответы на многие вопросы.
Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций
С определением методики оценки рисков могут помочь:
Часть информации по оценке рисков содержат ГОСТы, адаптированные на основе международных стандартов. Они помогают понять процедуру оценки рисков и могут служить опорой для ее проведения, но не более.
Подводя общую черту под вопросом о законодательной базе, можно сделать вывод, что в настоящее время законодательство по оценке и управлению профессиональных рисков настолько неточно, что даже сами проверяющие не могут сказать точно, как всё должно выглядеть. Но в первую очередь они будут ориентироваться на пункты Типового положения №438н. Поэтому можно разрабатывать свою методику оценки рисков, главное потом доказать ее состоятельность инспектору при проверке.
В итоге получается, что разработка всех процедур по оценке рисков и контроль за ними отдаётся на откуп знаниям специфики своего предприятия работодателем.
Дополнительный анализ некоторых отличий СОУТ и оценки профессионального риска можно увидеть ниже.
Кто может проводить: | СОУТ проводится сторонней аккредитованной организацией | Комиссия в составе руководителя организации и главных специалистов. А также с привлечением аккредитованного эксперта в состав комиссии. |
Периодичность проведения: | СОУТ проводится 1 раз в 5 лет | Устанавливается работодателем самостоятельно. Пересматривается обязательно при любых изменениях, несчастных случаях, авариях и инцидентов. Пересмотр результатов проводится ежегодно. |
Ответственность и штрафы: | Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб. | Невыполнение требований законодательства Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб. согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Справка. Стоит упомянуть и ответственность за нарушение требований законодательства. Так, за отсутствие процедур управления рисками работодателя обяжут выплатить от 50 000 до 80 000 рублей на организацию по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а именно за несоответствие требованиям Типового положения №438н«О системе управления охраной труда»).
За отсутствие СОУТ грозит привлечение по ч. 2 ст. 5.27 КоАП: на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей, на организацию – от 60 000 до 80 000 рублей.
Как мы видим, здесь штрафы практически идентичные.
Полномочия по оценке рисков
Если СОУТ должна проводить только аккредитованная организация, то оценка рисков — прерогатива сугубо работодателя. Законом не запрещено привлекать для этих целей сторонних консультантов и экспертов (по договорным обязательствам), которых можно включить в состав своей внутренней комиссии по приказу организации.
Периодичность проведения оценки профессиональных рисков
СОУТ, как мы знаем, проводится 1 раз в 5 лет. Периодичность оценки профессиональных рисков устанавливается работодателем самостоятельно, но оптимальной периодичностью считается проведение раз в полгода или раз в год.
Как правило, в оперативном порядке риски пересматриваются при возникших несчастных случаях, авариях и инцидентах, изменениях в технологическом оборудовании, технологических процессах, улучшениях условий труда работников.
Справка. Вертикально-интегрированные организации, соответствующие международным стандартам по безопасности, строго регламентируют в своих положениях сроки ежегодного пересмотра рисков.
Чтобы наглядно представить карту оценки профессиональных рисков рассмотрим карту такой простой профессии, как воспитатель. На ней мы можем увидеть строки по численности работников на данном рабочем месте, выполняемые воспитателем в процессе своей трудовой деятельности работы, места выполнения работ и какие нештатные (аварийные) ситуации могут возникнуть. На основании этих аспектов далее определяются источники опасности.
Идентификация и оценка опасностей
Возьмём пример другой профессии в области образования, такой как преподаватель, осуществляющего процесс работы за персональным компьютером при заполнении электронного журнала. Основная опасность при использовании ПЭВМ и оргтехники — это поражение электрическим током вследствие отсутствия должного заземления или соприкосновения с оголенными участками проводов.
Техническими мерами предотвращения удара электрическим током можно считать наличие защитного заземления в общем контуре заземления, периодическую проверку целостности изоляции, исправность электрооборудования, блоков питания, защитного отключения. Всё это можно считать организационными мерами.
Для анализа вероятности возникновения несчастного случая анализируем общее техническое состояние оборудования. Если используется недавно ведённое в эксплуатацию, то класс риска можно считать средним, а отношение к риску — допустимым. Аналогичные действия производим и с остальными опасностями:
Как правило, организация должна самостоятельно выбрать метод оценки профессиональных рисков исходя из специфики своей деятельности и технологических операций. Согласно п.36 и п.37 Типового положения №438н допускается использование разных методов, которые можно подобрать в ГОСТ Р 58771-2019 или ГОСТ 12.0.230.4-2018.
Так наиболее распространенными методами считаются: Файна-Кинни, матричный, система Элмери, чек-листы, дерево причин. В представленном нами примере используется матричный метод.
Вероятность оценивается по шкале, устанавливается класс и приемлемость в значении «допустимый».
Далее перечисляются в перечне используемые для оценки рисков нормативные акты (Федеральные законы, Постановления, Приказы ГОСТ):
Обязательным блоком является наличие членов комиссии, участвовавших в оценке профессиональных рисков, и строка ознакомления с ними работника (на картинке ниже):
Лайфхак. В состав членов комиссии по оценке профессиональных рисков рекомендуется включать помимо специалиста по охране труда руководителей структурных подразделений, специалистов из состава инженерно-технических работников, которые знают специфику того или иного оборудования. Например, инженер-энергетик может оценить риски по поражению электрическим током, а инженер по оборудованию — по получению травм при работе инструмента, оборудованного движущимися частями.
Оценке профессиональных рисков подвергаются все профессии, которые существуют в штатном расписании организации, а также все виды работ и технологических процессов (операций), где существует риск возникновения несчастного случая или опасности. Для удобства в анализе можно использовать разработанные технологические карты, технологии работы, производственные инструкции, чек-листы выполнения работ.
Порядок действий при самостоятельной оценке профрисков
На первый взгляд может показаться, что оценка профрисков – задача непосильная. Но все же выполнимая, если придерживаться следующего порядка действий:
1. Назначение комиссии оценки рисков с включением необходимых специалистов.
2. Внесение изменений в положение о СОУТ с указанием всех процедур управления профессиональными рисками.
3. Выбирается методика расчета рисков. Самый оптимальный и простой метод, как и говорилось выше, матричный.
4. Утверждается перечень рабочих мест.
5. Идентифицируются опасности, присутствующие на рабочих местах, или которые могут возникнуть.
Лайфхак. Список рабочих мест необходимо сделать оптимальным.
Если имеются аналогичные рабочие места, например, идентичные автомобили по марке и техническим характеристикам или работники выполняют идентичные операции, то рабочее место можно взять одно. И наоборот, если рабочие места различаются факторами (освещённостью, выполнением трудовых функций в разных кабинетах и т.д.), то лучше проанализировать каждое.
6. Оценивается уровень риска по выбранной методике (в нашем случае – по матричной).
7. Заносятся результаты в карты.
8. Разрабатывается общий классификатор опасностей.
9. Утверждается план мероприятий.
10. Проводится информирование работников с рисками.
11. Ежегодно повторяется оценка вероятности возникновения опасностей.
Документы по оценке рисков
Для документального регламентирования проведения работ по оценке рисков необходимо утвердить:
Однако стоит учесть нюанс взаимосвязанности всех этих документов, чтобы внешне было понятно, какой документ вытекает из ранее созданного. Поэтому перед проведением оценки рисков необходимо привести все документы в порядок: положения должны между собой стыковаться, указанные в приказах ответственные лица должны отражаться в картах оценки рисков и т.д. Для проверяющего лаконичность и проработанность в документации – один из показателей того, что перед ним работа компетентного специалиста.
Как мы выяснили, проведение оценки профессиональных рисков в организации необходимо и нужно. Понимание глубокого анализа всех опасностей, которым может подвергаться работник, даёт работодателю время на проведение предупредительных мер по предотвращению или снижению рисков возникновения несчастных случаев, аварийности, чрезвычайным ситуациям. А, следовательно, сохранению жизни и здоровья людей.