Как выглядит плацкарт поезда внутри
И снова о поездах – плацкарт
Прототипом привычного плацкарта являлся спальный вагон, придуманный американским промышленником Джорджем Пульманом. Будучи владельцем компании по строительству транспортных средств для перевозки пассажиров и грузов для железной дороги, изобретатель разработал совершенно новый тип. В 1867 году свет появился первый вагон-плацкарт повышенной комфортности, который сразу привлек внимание путешественников. Вместо жестких сидений появились мягкие диваны, широкие оконные проемы и даже система кондиционирования.
Дальнейшая модернизация несколько изменила внешний вид спального вагона. Российский плацкарт начала XX века представлял собой конструкцию из однотипных ячеек, каждая из которых состояла из шести полок – четырех расположенных поперек вагона и двух вдоль. Места для лежания крепились в два яруса – одно над другим, тем самым позволяя разместить большее количество пассажиров. Первоначально оконные проемы были глухими и совершенно не пропускали света. В 30-х годах этот недочет был частично устранен – вагоны оснастили открывающимися форточками.
В последующие годы внешний вид вагона практически не менялся. Взятая за основу конструкция подвергалась лишь дизайнерским трансформациям и увеличению комфортности.
Схема расположения мест вагона плацкарт
Плацкартные вагоны считаются стандартными и, в целом, похожи один на другой.
– сколько мест в вагоне плацкарт
Всего в вагоне 54 спальных места. Эта цифра кратна 9, так как именно такое количество купе в транспортном средстве для перевозки пассажиров. Каждое купе насчитывает 3 нижних и 3 верхних полки. Четыре из них расположены поперек вагона и образуют полузакрытую зону, именуемую “купейной”. Две полки вдоль вагона называют боковыми или “боковушками”.
Окна в вагоне плацкарт
Для пассажирских вагонов разработана уникальная конструкция окон. Она состоит из двух оконных рам – внешней и внутренней, а также подоконной рамы. Для опускания окна вниз с целью проветривания помещения в нижней части предусмотрена специальная ниша.
Окна располагаются в каждом купе по обе стороны вагона над столиком. Они имеют достаточно крупные габариты – 780 х 980 мм. Такое конструкторское решение позволяет сделать любую поездку увлекательной, так как на пути состава могут встречаться живописнейшие виды.
Номера вагонов поезда плацкарт
Нумерация мест в плацкартном вагоне начинается с купейных мест с поперечными полками. Отчет берется от основного тамбура, где находится рабочее место проводника. Точкой отчета считается нижняя полка – самая близкая к выходу. Вторым местом является верхняя полка над первой. Далее нумерация ведется по такому же принципу – сначала нижнее место, затем верхнее, и так до конца вагона. Таким образом, номера купейных полок будут в пределах цифр 1- 36. Так называемые боковые места, напротив, исчисляются от конца вагона. Исчисление проводится по той же схеме – сначала нижняя полка и затем верхняя (от 37 по 54 место).
Как устроен вагон внутри
Каждое из 9-ти купе содержит багажные отделения. Одно из них находится под нижней полкой, второе имеет вид горизонтальной доски, приделанной к стене выше верхней полки.
Санузлы располагаются с двух сторон вагона возле тамбуров, представляют собой совмещенные умывальник и туалет.
В начале вагона установлен котел для кипячения воды.
Для проводников предусмотрены два служебных помещения. Одно из них представляет собой отделение с пультом для управления вагоном, а второе купе для отдыха с верхней и нижней полками.
Новые вагоны ржд плацкарт
С 2019 года РЖД ввел в эксплуатацию концептуально новые плацкартные вагоны. От внутренней обстановки прежнего “спальника” не останется и следа. Первое радикальное решение дизайнеров – шторы из плотного материала. Они полностью закрывают спальное место, тем самым позволяя создать более комфортную атмосферу для отдыхающего пассажира. Внутренний интерьер выполнен в серых, белых, бежевых и красных оттенках. Инновационным дополнением являются перегородки с прорезями, которые могут выполнять функции ступенек при забирании на верхние полки. Вместе с этим, первоначальная задумка общего вагона останется прежней. Он все также будет общего типа с купейными и боковыми местами.
В новых вагонах можно будет подзарядить телефон, так как в каждом купе предусмотрены розетки и USB-разъемы. Над каждым лежачим местом установлены осветительные приборы с индивидуальными выключателями. Помимо этого, санузел будет дополнен гигиеническим душем, феном для рук и пеленальным столиком.
О том как строен вагон ресторан читайте вот здесь. А купить билеты на поезд по лучшей цене можно тут.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как выглядит новый плацкартный вагон РЖД? Вид изнутри
РЖД запустили поезд с обновленным плацкартным вагоном. Корреспондент интернет-портала «Кубань 24» отправился в Анапу, чтобы одним из первых увидеть модернизированный интерьер.
В РЖД представили новый дизайн плацкартных вагонов в ноябре 2018 года. Главная особенность нового интерьера — функциональные модульные отсеки и обновленные пассажирские места с индивидуальными шторками и перегородками.
Интерьер выполнен в светлых тонах, сами полки — в серых, с красными подголовниками. Столики и перегородки стилизованы под светлое дерево.
Современному интерьеру — современную технику. Плацкарт оснащен вендинговыми автоматами и кофемашинами.
Полки в новом дизайне выглядят как диваны с подголовниками. Каждое место оборудовано розеткой и USB-разъемом.
Спальные места оснащены плотными шторами, похожими на вертикальные жалюзи, которые в любой момент можно закрыть и полностью отгородиться от попутчиков. А вся информация — время, номер вагона и температура за окном, выведена на специальное табло.
В туалетах — гигиенический душ, пеленальный столик, автоматический кран, дозатор мыла, бумажные полотенца, сушилка для рук.
Вагон будет включен в состав двух фирменных поездов: Ростов-на-Дону — Москва и Анапа — Москва. К концу 2019 года по стране будут курсировать 50 обновленных плацкартных вагонов.
Фото Максима Бессалого, «Кубань 24».
Авторы: Екатерина Устинова
Часть жителей Анапы и Новороссийска на время осталась без света из-за аварий
Два проблемных ЖК в Краснодаре начнут достраивать в начале 2022 года
На Кубани объявили экстренное предупреждение из-за налипания мокрого снега
В Краснодаре построят школу и детсад в ЖК «Все Свои»
Ведущая «Кубань 24» получила награду Федерации спортивных журналистов
Самые яркие спортивные события 2021: чем запомнилась для кубанцев осень
В Сочи 25 декабря откроют трассы Красной Поляны
На улицах Краснодара из-за непогоды дежурит снегоуборочная техника
В Сочи объявлено экстренное предупреждение по сходу лавин
Студенты Кубанского госуниверситета получили награду конкурса Минобрнауки
Новый плацкарт 2019 от РЖД — те же «яйца», только в профиль. Наш обзор
Опубликовано 14.10.2019 · Обновлено 13.11.2021
Я постоянно нахожусь в железнодорожной теме и уже устал слушать о новом, совершенно идеальном плацкартном вагоне РЖД. Плацкарт — он и есть плацкарт! Его может улучшить только ликвидация боковых полок, но тогда теряется экономическая выгода, соответственно и смысл «плацкарта» как бюджетного класса тоже исчезает. Ну ладно, я никому из обзорщиков не доверяю, у меня есть предчувствие, что многим за «правильные» обзоры просто платят, проедусь-ка я сам.
Я признаюсь честно, не любитель плацкартных вагонов. Я предпочитаю путешествовать в купе, мне нужна тишина и темнота. Но посмотрите на опубликованный уважаемым новостным агентством концепт вагона — полок с боку нет. Как такое возможно? Потом обнаруживаю, что такие вагоны курсируют только в фирменных поездах (Москва- Ростов, например), и цены в этот вагон сопоставимы с ценами на купе в других, «не фирменных» поездах. Какой смысл в таких вагонах, почему бы не поставить стенку с дверями, и получить купе? Но когда я зашел в реальный вагон, всё встало на свои места!
Боковые полки присутствуют, соответственно кардинальных улучшений ожидать уже не стоит. Так собственно и оказалось. Сразу мне всегда бросается в глаза тряпочный коврик, постеленный на приличный ковролин. Боятся, что его кто-нибудь запачкает видимо. Мое место в середине вагона на нижней полке. У меня два варианта размещения багажа: либо на полу, под моей полкой, либо на третей багажной полочке, под потолком. Раньше эта полочка была ниже что-ли, или больше. А еще в новой полке есть боковой ограничитель, который реально мешает запихивать на нее сумки даже средних размеров.
Кстати, эти ограничители есть и на верхней полке. Вместо классических откидных устройств предотвращения падений с верхних полок, здесь эта ужасная конструкция. Дело в том, что она полностью блокирует обзор окна. Как можно пассажира лишить возможности лицезреть красоты родины, я не понимаю. Очень тяжело ехать на верхней полке в неведении. Что касаемо длины полок, то она такая же, как и в обычном плацкарте. Если ваш рост превышает 160 см, будьте готовы спать с согнутыми ногами, в противном случае ваши ноги будут торчать в коридоре. На боковушках длина полки аналогичная. Ещё неловкий момент — не сразу можно догадаться как на верхнюю боковую полку забраться. Панели с дырками, напротив боковушек, и есть лестницы, причем ведущие на все верхние полки, а не только на боковые.
Давайте теперь о плюсах. Появились шторки, которыми можно отгородиться от всех и еще уменьшить освещенность в своем пространстве. Только пассажирам боковых полок повезло больше, их шторка имеет длину, которая полностью соответствует длине полки, и этой шторкой можно качественно уменьшить освещенность, а вот другим пассажирам повезло меньше. Шторка на верхних и нижних не боковых полках не закрывается полностью, остается сантиметров 10 либо в сторону коридора, либо окна. В любом случае свет будет падать в глаза. Мне например освещенность принципиальна, я не могу спать, когда в помещении светло. Возле каждого места есть два вида розеток: USB и обычная на 220 Вольт. Только это скорее нужно воспринимать как норму, само-разумеющееся, а не плюс. В туалете все как обычно, только появилась сушилка для рук. На входе в вагон стало больше места, там установили новый аппарат для подогрева воды.
В итоге я лично никакой существенной разницы в плане комфорта не заметил. Просто вагон привели к виду, который является нормой 21-го века. Пространства как было мало, так и осталось, а это ведь главный критерий комфорта, а не наличие USB розетки и индивидуального освещения. Цена на такой плацкарт должна быть ниже, чем на купе в любом поезде.
Плацкарт «ёлочка» — индивидуальные капсулы и нормальные столы, результат эволюции предыдущих прототипов
У нас тут новый плацкарт, который имеет все шансы стать основной версией для ночных экспрессов. На нём я хочу показать, как ваши отзывы помогали менять вагон. Поскольку эта история прототипов уже длинная, отлично видно и тупиковые ветки, от которых отказались, и удачные решения. Начнём с того, что есть сейчас:
ТМХ показали четвёртый, близкий к финалу плацкартный вагон в диагональной компоновке. Напомню, сначала у нас был капсульный отель со шкафом вместо стола, потом целый вагон боковушек, а теперь есть тот вариант, который больше всего похож на китайский диагональный плацкарт, только с учётом всего того, что до этого говорили эксперты и пассажиры. Например, посты на Хабре собрали 548, 518 и 888 комментариев, куча обратной связи была с выставок, других публикаций и от тех, кто зашёл на макеты (они были на Ярославском, Павелецком вокзалах и на ВДНХ).
Значит, главное: будут и «капсулы», и привычные плацкарты со столом, в вашей тумбочке всё так же останутся ноги соседа. Багаж теперь не будет торчать в проход, а станет надёжно лежать между полкой и окном, плюс наверх можно будет лазить с бутылками. Естественно, новый свет, розетки везде и компромисс с багажными полками в проходе вместо третьих.
Напомню, традиционный плацкарт хорош, но если стоит задача удлинить полки и решить ещё кучу вещей, накопившихся за последние лет так 50, то нужна перекомпоновка. Именно её мы сейчас видим.
Что это такое
Самое важное, что поменялось
Как и во всех прототипах полка теперь 188 сантиметров. Это на 18 сантиметров длиннее обычной плацкартной полки без упора в стену (где носки торчат в проход) и на 15 сантиметров длиннее боковушки, которая 173 сантиметра. В прошлые разы были вопросы, почему такая длина. Ответ очень простой: потому что это 95-й перцентиль по распределению роста. То есть 95% русских землян помещаются на неё без остатка. Остальные 5%, увы, всё так же могут ехать, немного скрючившись или выставив носки в проход, с этим ничего не поделать. Варианты с длинной койкой за дополнительную плату слишком сложны в реализации и поддержке, но могут быть реализованы в купейных вагонах. Поэтому если вам критично иметь полку 195 сантиметров, а не 188 — увы, вам не в плацкарт. Как и во всех других плацкартах, тут не предполагается проезд инвалидов на колясках: для этого есть специальные огромные купе и пандусы в штабных вагонах поездов, и там же специальные огромные туалеты. В новых штабных вагонах планируется вариант, где таких купе для инвалида и сопровождающего два.
В прототип полностью вошли туалеты и душ из v2.0 и v3.0. Тут их уже даже не моделировали. Напомню, в габарите Т можно уместить в нетормозном конце вагона два туалета напротив друг друга плюс одну душевую. Душевая очень важна, поскольку одна из задач такого нового плацкарта — дать возможность путешествовать с хотя бы каким-то комфортом без удорожания билета. То есть если СВ «Гранд-экспресса» часто заменяет отель в дороге (и есть сегмент людей, которые целенаправленно едут поездом вместо самолёта ради этого комфорта), то здесь будет попытка сделать если не отель, то хотя бы хостел или капсульный отель. Да, туда, возможно, будет очередь, но это лучше, чем одна душевая на поезд в штабном вагоне, как сейчас. В смысле, что раньше не было никакой, и если она вас беспокоит — можно не пользоваться, как в старые добрые времена.
И туалеты, и душевая имеют встроенную систему дезинфекции ультрафиолетом из потолочной панели между сеансами. Они куда легче убираются и вообще лишены родовых травм старых туалетов. Тут вообще надо сказать, что ничего надёжнее туалета гравитационного типа на железной дороге нет, но гадить на рельсы и закрывать дверь на станциях — идея так себе. В двадцать первом веке принято мучить людей морально, а не физически. Ну и в итоге мы получили сначала баки с отрицательным давлением, которые можно было случайно выплеснуть обратно в пользователя при некоторой неполадке, потом решения с компрессором (весь вагон слышал его из-за трассы в полу в нетормозной конец), которые также обладали рядом очень редких багов, становившихся время от времени хорошими такими байками. В общем, теперь оба туалета в одном конце вагона, что означает один компрессор без длинной трассы. Сам бак-накопитель в состоянии покоя стабилен, давление только в насосе и только в нужный момент. Диафрагма насоса не должна вызывать каскад реакций при попытке прощупать её шваброй (но экспериментировать всё ещё не рекомендую). Мы уже видели унитазы с накатываемыми по кнопке полиэтиленовым накладками на сидения, но как конкретно будет всё это реализовано и что будет по инженерке (хоть дорогие измельчители на горловине фекального бака, пережёвывающие полотенца), — это выбор перевозчика, что закажет, то и поставят. Для нашей истории важно то, что вопрос с туалетами и душем уже принципиально решён.
Аналогично на v3.0 решили вопрос с купе проводника, зоной для еды и универсальной зоной. Они просто войдут в новый интерьер в предыдущем виде с небольшими доработками по типам креплений для лыж и велосипедов. В смысле, крупный багаж можно будет оставить в специальном отсеке в тормозном конце вагона. Ну, потому что там возможно расположение купе проводника, а ручной тормоз должен быть около него. Мастер-вагоны в сцепе идут с купе проводника и зоной для еды, ведомые в сцепе — например, с багажной зоной. Напомню, в этот слот можно устанавливать любое расширение функциональности вагона от минибара или кафе до кинотеатра, было бы желание. Типовых сейчас три: диванный салон, багажная зона + автоматы с едой, багажная зона + купе проводника.
Больше всего изменений во внутренней части, собственно, на местах пассажиров.
Появилось две разных компоновки: «капсулы» и «открытые плацкарты». Капсулы — это полки, где вы максимально изолированы от других пассажиров. И не просто собственными занавесками по периметру полки, как было в v1.0, а максимально конструкциями вагона, то есть стенами. У пассажира появляется собственное пространство, где можно окуклиться и вообще никак не взаимодействовать с окружающим поездом. Похожий подход был в третьем прототипе капсульного вагона, но там была разница, чётная у вас пара мест или нет: одни были ближе к проходу, другие уютно в глубине. Там же была проблема с тем, что багаж стоял прямо за занавеской в проходе на половине мест, а на половине был надёжно упрятан между полкой и окном. Так вот, вторые места пассажирам очень понравились, а первые показались несправедливыми. Багаж не должен быть доступен из прохода, но и полка должна быть не «боковушкой с занавеской», а полноценно своим личным пространством. Поэтому диагонали — так можно выставить в проход минимум полки.
Капсулы выглядят так:
Кстати, вот эта самая тумбочка, в которой ноги соседа
Ноги класть сюда (слева на фото):
Собственно, сюда перекочевали из прошлых прототипов и все розетки, выключатели и остальное. Там была важная история с интерфейсом, чтобы пользователь понимал интуитивно, от чего какой выключатель. Инженеры поработали с прототипами, и теперь пассажиры в экспериментах не путаются, а сразу разбираются, что и для чего.
Выключатели в нужных местах, управление потоком воздуха аффордансное, то есть сразу по внешнему виду становится понятно, что можно сделать с этим всем. По крайней мере, так они утверждают. USB-розетка на вид стала прочнее, но она всё ещё А, а не C, напомню, было мнение, что её сразу раздраконят. В прошлых сериях этот элемент менялся и по составу, и по компоновке: в v1.0 он был за головой, и туда лезли длинные волосы, в v2.0 был так, что кабель из розетки было легко выбить рукой.
Пассажиры очень хотели уравнять в функциональности верхнюю полку и нижнюю. В прошлых прототипах были серьёзные движения, чтобы наверху можно было работать с ноутбуком и так далее, но места не хватало, и получались полумеры. Точнее, удобнее, чем в обычном плацкарте, но всё равно, глядя на четвёртую версию, уже понятно, что это были промежуточные формы. Из важного — тут будет удобно с крупным ноутбуком, есть слоты для бутылок и стаканов (это на верхней-то полке, куда обычно с этим даже не лезли), и вообще много места. И да, вернулась крутая лестница, которая сразу позиционирует вас как надо, когда вы долезете до верха! Правда, теперь она выглядит странновато:
Эта штука — поджнакладка для проезда стоя. В результате экспериментов выяснилось, что пассажиры в дороге зачем-то хотят стоять. Возможно, они разговаривают друг с другом, возможно, вдумчиво смотрят вдаль. В общем, теперь есть штука, на которую можно опереться. Похожая есть в Иволге, кстати.
Немного поменялся свет, он теперь такой:
Два выдвигающихся крючка для одежды вместо одного:
Появился вот этот карман на липучке в ногах:
В капсулах у каждого пассажира своё окно, это примерно ¼ от большого, но они сделаны как отдельные отверстия в стенке вагона, а не делением большого окна на зоны.
Обратите внимание, пропало окно с задвижкой к соседней полке.
Было это нужно в прототипах v1.0 и v2.0 для родителей с детьми и пар, чтобы соединять верхнюю часть полки в одно пространство. Стало понятно, что это лютый костыль, и вместо такого решения просто вернули открытые плацкарты, где можно ехать вчетвером безо всяких капсул. Так что вторая компоновка — старый добрый плацкарт (точнее, открытое купе плацкарта без боковых полок), но только диагональный.
Выглядит это так ещё раз:
В одном вагоне, похоже, могут сочетаться обе компоновки, что показано на прототипе.
То есть здесь есть всё, что было в привычном плацкарте модульного вагона v2.0, но только в стиле капсул. Полка не расширяется к голове, как было в первых прототипах.
Стол чуть поменялся, оброс слотами для бутылок, но хорошо видно, что с него всё так же можно есть, а вагон при этом всём не потерял в просторности.
На второй полке есть прикольные держатели:
Напомню, у этих прекрасных широких плацкартов с занавесками на полках, местами под ноутбуки и возможностю сидеть на верхней полке не скрючившись, есть только один большой недостаток — пропала третья полка! В v1.0 и v2.0 это решалось огромным шкафом на месте стола. В v3.0 — слотами рядом с полкой.
Шкаф
Место для багажа
Третья полка
В этом прототипе есть решение и рядом с полкой, и в виде верхнего крепления в проходе. Похожее решение используется в привычных нам купе, если что. Лезет туда чемодан габарита М, то есть тот, который обычный человек ещё способен поднять, а не только катить:
Потолок в v3.0 был 2,1 метра, теперь под полками 1,9 метра. Но зато на них дополнительные светодиодные лампы рассеянного света, что делает вагон сильно освещённее визуально при том же нормативе на плотность потока.
Теперь багаж пассажиров нижних полок. Опять же, напомню, несколько лет назад по требованиям транспортной безопасности в антитеррористических целях стали делать нижние полки без рундуков. То есть внизу под полкой просто пустое место, а не стенки. Это не очень нравилось пассажирам, но таковы требования норматива. В итоге тут решили так: полки по умолчанию типовые, как в обычных современных плацкартах (то есть без стенок). Но есть дополнительная опция установить металлические рольставни, типа дверей гаража, которые будут подниматься при виде транспортной полиции. Это дороже, но решает обе задачи. Если перевозчик выберет такое — можно скомпоновать полки с ними.
Пропал шкаф для белья, который был в нетормозном конце вагона, но зато появилось две технические зоны в начале и в конце вагона из-за компенсации диагоналей:
В них можно хранить уборочный инвентарь и другие нужные поездной бригаде вещи.
Окна открытых плацкартов стали больше: типовое сейчас 1020 миллиметров в ширину, новое будет 1200 миллиметров.
Роутеры для Wi-Fi и табло будут в тормозном и нетормозном концах вагона. Их, как и открывашки для бутылок, на макете не моделировали.
Итак, у нас вагон без боковых полок, с уважением к личному пространству и общими плацкартами на выбор, всей инженеркой с розетками и прочим, хорошим ярким светом, который управляется индивидуально, более-менее хорошо спрятанным багажом (не как прошлый раз на нечётных парах мест), более длинными и широкими полками. Хорошие блоки сохранили, верхняя полка в результате уже трёх эволюционных преобразований стала похожа на рабочую. Дизайн — наша 2050.ЛАБ, вагон будет производиться на Тверском вагоностроительном (это где сейчас делают большую часть пассажирских вагонов, Иволги и двухэтажные вагоны). Расчётная скорость — 160 километров в час, расчётный межремонтный пробег в 8 раз больше (25 тысяч километров).
Изначально мне казалось, что эта история про «мы разработали 3 новых компоновки, но покажем их по одной, чтобы вы не были шокированы сразу», потому что рендеры «ёлочки» вообще-то были ещё на стадии прототипа v1.0 1-ВМ. Но если посмотреть, что было тогда, и что есть сейчас — можно увидеть, что это реально путь итерационных улучшений.
ТВЗ планирует поставить все прототипы вместе где-то на всеобщее обозрение и досбор обратной связи (как было на вокзалах и ВДНХ) чуть позже, но сейчас из-за эпидемии не факт, что это получится. На всякий вот ещё раз ссылки на предыдущие посты про эту серию прототипов: 1-ВМ, неоклассический Т, капсульный Т.
Ну, в общем, а теперь мне самое время поблагодарить Валерию Шарафутдинову c ТМХ за ответы на мои вопросы и схемы. Ну и если у вас есть мысли и комментарии про этот вагон — пишите в комментарии, ТВЗ (завод в составе ТМХ) имеет целую службу, исследующую отзывы пассажиров, мы ещё до ковида делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.