Как выглядит проект по литературе
Методические рекомендации по написанию исследовательского проекта по литературе.
Методические рекомендации к написанию исследовательского проекта по литературе
«Символические образы снега в русской поэзии (на примере поэзии Р.Рождественского)»
Цель проекта – выявление с имволических образов снега в русской поэзии (на примере поэзии Р.Рождественского)»
Реализация поставленной цели потребовала решение ряда частных задач:
Обобщить информацию о роли снега в русской литературе.
Определить роль снега в мифологической картине мира.
Описать семантическое поле слова «снег».
Выявить и описать особенности взаимосвязи смысловых и формальных характеристик слова.
Исследовать лексические единицы семантического поля « снег» в их эстетической функции на материале произведений устного народного творчества и художественной литературы.
. Определить специфику их использования в индивидуально-образной системе каждого автора.
Актуальность проекта. Актуальность работы определяется необходимостью изучения эстетической функции отдельных слов в художественном тексте, а также тем, что систематизация лексики в художественном тексте по-прежнему остаётся важной лингвистической задачей.
Практическая значимость проекта
заключается в том, что результаты исследования дают многообразный материал для комментирования и могут быть использованы на занятиях по лексикологии, стилистике русского языка, лингвопоэтике.
является художественный текст, который создаёт особые условия для функционирования лексических единиц языка, их семантического преобразования и приобретения ими символических смыслов.
Объектом исследования являются примеры употребления метафоры снега.
Гипотеза: предположение нахождения новых символических смыслов в семантическом поле слова «снег» и их необходимости для выражения авторского видения мира и авторской позиции в создании художественного образа.
Метод: аналитический, сравнительный анализ, поисковый
Материал: пословицы, поговорки, стихотворение К. Бальмонта «Снежинка», стихи Р. Рождественского о снеге.
Выбор темы исследования «Символические образы снега в русской поэзии (на примере поэзии Р.Рождественского)» определяется тем, что для русской природы снег – самое яркое и чистое явление. Россия ассоциируется у других народов с метелью, холодом, снегом. Именно поэтому снег – один из культурных символов России. « На протяжении всего развития русской поэзии слово снег употребляется в сочетании с определениями русский, российский, родной, наш. С XVIII в. снег осмысляется в поэтических текстах как неотъемлемая характеристика России, называемой поэтами страной метелей, отчизной вьюг, у которой есть / Этот снег, что так синеет, / Как нигде и никогда, / От которого пьянеет / сердце раз и навсегда (Дон Аминадо). Символический образ снега как неотъемлемой черты России создан в творчестве поэтов XX в., с наибольшей силой это проявилось в поэзии начала XX в. и в творчестве русских эмигрантов. Осмысление снега как символа нашей страны особенно характерно для поэтов XX в.» 1
Глава1.Основные эстетические и символические смыслы снега.
Первые упоминания о снеге в поэтических произведениях относятся к устному народному творчеству. В русском фольклоре имеется великое множество пословиц, поговорок и примет, связанных со снегом.
Работая с литературоведческими источниками, я узнал, что существует более 8 тысяч контекстов с образом снега, значит, снег является фрагментом языковой картины мира и обладает особым эстетическим и символическим смыслом.
Готовые работы и проекты по литературе
Этот раздел содержит список опубликованных на сайте готовых исследовательских работ по литературе учащихся любых классов школы, в которых представлены интересные исследования о сказках, о добре и зле в литературе, жанрах и направлениях литературы, взаимосвязи литературы и истории, литературы и математики, определение золотого сечения в литературе, анализ и разбор произведений классической русской литературы, зарубежной и современной литературы.
Исследовательские готовые проекты по литературе для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов предполагают изучение и художественный анализ поэзии, в том числе поэтических произведений авторов, исследование в литературе описания Родины, России и исторических событий, отражение в художественных произведениях человеческих судеб в военный период. При анализе литературных произведений даются определения понятий образ, портрет, герой, роман, повесть, рассказ.
Химики и лирики. Химия в литературе
Предложенная ученическая работа на тему «Химики и лирики. Химия в литературе» является творческой работой с элементами исследования. Автор рассматривает межпредметные связи и анализирует использование знаний по химии в написании литературных произведений.
Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди
В готовом проекте по литературе «Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди» рассматриваются образы русских богатырей в былинах, а также выясняется, были ли у этих персонажей прототипы в реальной жизни.
Проект «Образ кота в литературе»
В ученическомпроекте по литературе на тему «Образ кота в литературе» автором рассмотрена роль кошки в мировой и русской литературе, а также проанализировано разнообразие образов и характеров котов в литературных произведениях.
Цветопись в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ученическая исследовательская работа на тему «Цветопись в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»» изучает влияние цвета на эмоциональное состояние человека, рассматривает, как Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» использует цвета для передачи внутреннего мира героев.
Пейзаж в поэзии «серебряного века»
Предложенная ученическая работа на тему «Пейзаж в поэзии «серебряного века»» является творческой работой с элементами исследования. Работа представлена в форме презентации обучающего характера для учащихся, заинтересованных в изучении изображения пейзажей в произведениях поэтов «серебряного века».
Проект «Физика в литературе»
В готовой исследовательской работе на тему «Физика в литературе» рассматривается взаимосвязь физики и литературы, приводятся отрывки из художественных произведений и фольклора, в которых описываются физические явления или вещества.
Санкт-Петербург в 19 веке
В готовом проекте по литературе «Санкт-Петербург в 19 веке» рассматривается жизнь и благоустройство современного Санкт-Петербурга и во времена 19 века, выясняется, что осталось прежним, а что изменилось. Автор создает портрет города по стихотворениям тех времен.
Проект «Особенности литературы 20 века»
В ученическом проекте по литературе на тему «Особенности литературы 20 века» автором рассмотрены основные течения в русской литературе 20 века, а также даны их характеристики, названы имена русских классиков прошлого столетия, относящихся к каждому из упомянутых литературных направлений.
Индивидуальный проект по литературе
Индивидуальный проект по литературе «Одиночество в поэзии М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой»
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект по литературе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
«Одиночество в поэзии М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой».
Бельская Надежда Михайловна
Общая характеристика вопроса. – стр. 6
Сопоставление – стр. 18
Заключение. – стр. 19
«Одна из всех – За всех – Противу всех!»…
«Никто, в наших письмах,
роясь, не понял до глубины,
как мы вероломны, то есть –
как сами себе верны».
«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном?»
для мира печали и слез,
и звук его песни в душе
молодой остался – без слов, но живой.
I. Актуальность темы, цель, задачи, новизна исследования.
Тема: «Одиночество в поэзии М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой».
Современный ученик средней школы имеет не достаточно глубокий материал о поэзии, особенно по творчеству М. Цветаевой.
Это объясняется не только пренебрежительным отношением к русской стихотворной классике и художественной литературе в целом, но и содержанием школьных учебников, в которых поэты представлены, по существу, 2-3-мя стихотворениями. Поэтому мы с моим научным руководителем решили более углубленно и полноценно проанализировать и сопоставить произведения Цветаевой и Лермонтова, посвященные теме одиночества.
В этом и заключается актуальность нашей научной работы
Целью работы является изучение творчества М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой через сопоставление их поэтических систем, нахождение общности лирических произведений.
выявить развитие мысли поэтов, путем сопоставления двух произведений;
показать каким образом реализация потенциальных свойств языка позволяет поэту выразить художественными средствами свое понимание мира, свою философскую позицию.
Новизна исследования заключается в том, что рассматривается творчество двух поэтов разных поколений – М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой – в поэзии которых большое место уделяется теме одиночества.
II. Общая характеристика вопроса.
Лирике Лермонтова второй половины 30-40-х годов свойственна новая направленность. Если ранние стихотворения поэта – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека, то в последние годы его жизни непосредственная пылкость чувств сменяется глубоким философским раздумьем о сущем, отдельные мотивы творческих исканий сливаются в целостный неповторимый лермонтовский мир.
Начинается подведение итогов пережитого: передается состояние души уже не романтической – печальной, тоскующей, а усталой, он ищет свежих сил и предчувствует близкий перелом.
А поэтический дар М. Цветаевой не только не отменяет писательского труда, но и обретает поэта на непрекращающийся, ежедневный подвижнический труд.
Страстным душам Цветаевой и Лермонтова нигде нет умиротворения, поэтому многочисленные их стихи пронизаны мотивом одиночества.
Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.
Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Расцвет его творчества приходится на период мрачного десятилетия, поэтому неслучайно в его лирике звучат ноты разочарования, обреченности и тоскливого одиночества. Одиноким чувствует себя парус, белеющий далеко в море:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(«Белеет парус одинокий», 1832г.),
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
и сосна, растущая на «севере диком»…
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
(«На севере диком стоит одиноко», 1827г.)
Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается в том,
что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственно и интеллектуальным требованиям.
Тема борьбы, неволи, узничества, тоски вливается в центральный мотив, проходящий через все творчество Лермонтова – мотив одиночества.
Например: «Утес», 1841г.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Одиноко он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Или в стихотворении «И скучно и грустно», 1840г.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!…что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят – все лучшие годы!
И только соприкасаясь с природой, поэт видит утешение, чуждое людским страстям.
Особенно возвышаются мотивы одиночества в поэме «Мцыри», где одинокий монах, живя в стороне от всех, не имея родных, близких, Родины, живет в дружбе с грозой, любуется природой, ищет уединения и живет мечтой о свободе.
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил.
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу».
то последнее стихотворение, написанное Лермонтовым. Одиночество героя – человек один на один с миром, каменистая дорога становится жизненным путем. На фоне неба душевное состояние мрачно. Он отрешился и от прошлого, и от будущего. Однако это не равнодушие к жизни. Герой ищет – ищет «свободы и покоя». Поэт хотел бы стать спокойным и вечным, как природа, не потеряв при этом своего «я». Сохранив свое тело с дышащей грудью. Эта мечта и мир вокруг, словно происходит переживаемый духовный подъем. В «Выхожу один я на дорогу» неземные звуки обретают воплощение в «сладком голосе», поющем про любовь всегда, «весь день, всю ночь». Вечнозеленым в этой мечте становится склоняющийся, шумящий над поэтом дуб. Весь бесконечный мир в этой картине виден поэту. Описанием природы стихотворение и началось, и заканчивается. Но теперь она очеловечена, а человек, отрешившийся от суеты, природен, естествен. Гармоничен и стих произведения. В нем пятистопный хорей, четче выделяются небольшие паузы, членящие строку на две части. Они не тормозят лирическое высказывание. Наоборот, облегчают «дыхание» звучащего текста. Лермонтов разделил стихотворение на строфы. Первая строфа стихотворения начинается со знакомых для нас типично лермонтовских мотивов. В первой строке появляется носитель лирического голоса – «я», говорится о его одиночестве. Числительное один всегда играет в поэзии Лермонтова значительную роль. Герой стихотворения также один выходит на дорогу.
Лирический повествователь стихотворения находится в открытом, распахнутом мире. Устремленная вдаль дорога, над ним – открытое небо. Герой Лермонтова в этом стихотворении – не узник, мечтающий о победе, а человек, погруженный в открытую и свободную стихию природы.
Мир, в котором находится герой, пронизан связями, он говорит, слышит, любит. Пустыня для Лермонтова имеет признак бескрайности. Если дорога включает в себя значение бесконечной длины, то пустыня – необъятная ширь. Герой один в необъятном мире, открытом со всех сторон, и мир этот «говорит» и «внемлет». Следовательно, мир, окружающий поэта, не только умеет говорить и мыслить. Он слышит неслышимое, видит незримое, он наделен способностями тонкого, чувственного взаимопонимания.
Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим между поэтом и окружающей землей. Поэт оказывается в какой-то скрытой от людей тайне природы, момента некоего торжественного и таинственного свершения, которого другим людям неизвестно. В этой связи слово «один» приобретает новый смысловой оттенок. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства.
Но полноте и спокойствию природы во втором и третьем стихах противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он глубоко неудовлетворен, он сомневается в будущем и с горечью вспоминает о прошлом. Для него нет ни прошлого, ни будущего – для него существует только вечность.
Третья строфа полностью посвящена поэтическому «я». Она говорит о желании поэта вырваться из мира эволюции и приобщиться к миру природы. Звучит отказ от прошлого.
Герой анализируемого стихотворения ищет той свободы, которая не противоречит законам природы. Не требует постоянного бунта.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков. В тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит ни времени, ни миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности: что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейшей – сер!… С этой безмерностью в мире мер?! Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. Поэтический дар Цветаевой очень многолик: вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества.
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, М. Цветаева, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. Цветаева уже теряла надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи – как крик живой, но истерзанной души:
В Бедламе – нелюдей,
С волками площадей.
Гордая уверенность обернулась для нее полным неверием: «Мне в современности и будущем – места нет».
Это, конечно, отчасти полемическая крайность, отчасти добросовестное заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью поэта, знавшего силу своего таланта, но не сумевшего выбрать правильного пути. В глубокий час души и ночи,
Нечислящийся на часах,
Я отроку взглянула в очи
Нечислящиеся в ночах.
14 июль 1923г. («Час души»).
В огромном городе моем – ночь,
Из дома сонного иду прочь,
А я запомнила одно – ночь.
Идите же! – мой голос нем,
И тщетны все слова.
Я знаю, что ни перед кем
За то, что мне прямая неизбежность –
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид.
Сегодня ночью я одна в ночи,
Бессонная, бездомная черница! –
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы.
Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел…»
Стихотворение М. И. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел…» написано 14 июня 1920г. Это было время интенсивной творческой работы, когда в стихах Цветаевой появляются новые мотивы, обогащенные использованием традиций городского «жестокого» романса русского фольклора.
Своеобразное воплощение получила в творчестве поэта тема преступления и наказания и его искупления, а также отведено место теме одиночества.
Ключевые понятия стихотворения – он и она, взаимоотношения мужчины и женщины, страдания покинутой возлюбленной. В тексте стихотворения они выделяются с помощью:
повторов (я – мне – меня; ты – тебе; сам, мой, милый).
Стихотворение начинается антитезой, которую создают стилистические антонимы вчера – нынче и контекстуальные антонимы глядел (в глаза) – косится (в сторону).
Лирическая героиня сравнивает поведение возлюбленного до и после расставания с ним; в синтаксическом строе текста (неполных предложениях, бессоюзных конструкциях) передаются горькие размышления одинокой женщины, внезапно оставленной любимым человеком. Мгновенность и коренной характер жизненных изменений подтверждают строки:
Все жаворонки нынче – вороны!
Во 2-й строфе налицо сопоставление двух распавшихся половинок бывшего когда-то целого; женской «я» слишком субъективно подходит к оценке своих качеств:
Я глупая, а ты умен (лексические антонимы),
Живой, а я остолбенелая. (контекстуальные авторские антонимы).
Вырисовывается эмоциональное поле качеств, состояния субъекта. Здесь присутствуют ключевые слова (мужское и женское начала: я – мой – тебе).
Повтор вопросительной конструкции с прямой речью, заключающий в себе риторический вопрос, ответ на который все же читается между строк, сопровождается словами автора с целым набором лексических синонимов: вопль, стон (я скажу), создающих семантическое поле звучащей речи (слуховое). Голос женщины с высоких регистров плача постепенно становится почти спокойным, ясным, грустным.
Кольцо судьбы замыкается в трех звеньях.
Ненужность, нелогичность бытия одинокой покинутой женщины выражена одноструктурными эпитетами с семантикой отрицательной эмоций. Она одинокая, представляет собой символическую картину жизни, наполненную любовью и лишенной ее.
Но лирическая героиня – сильный человек, и она «посылает» встречное обвинение своему любимому: Вот что ты, милый, сделал мне!
Глагол сделать в таком контексте становится многозначным, приобретает силу эмоциональной оценки; нейтральный глагол семантизируется, получая большую смысловую нагрузку: сделал уже не безобидное действие, а действие разрушительное, получающее отрицательный знак эмоционального восприятия.
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Замедленный темп речи, полный раздумий женщины, как бы подводящей итоги своего существования на земле, создается употреблением вставной конструкции и дистантной инверсией (яблоко… спелое).
оличество слогов одной строки колеблется от 7 до 10. причем каждая четная на слог – два длиннее предыдущей нечетной. Рифма перекрестная, в нечетных стихах – мужская, в четных – дактилическая, глагольная и именная. Разговорные слова нередко соседствуют с просторечием: нынче, косится. Остолбенелая (ср. с действительным причастием прошедшего времени остолбеневшая), зрячая, умылася; 2) употребляются фразеологизмы разговорного стиля (жизнь выпала копейкой ржавою).
«Вчера еще в глаза глядел».
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
И слезы ей – вода, и кровь –
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите не суда, не милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога дальняя…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала!?»
Вчера еще – в ногах лежал!
Ровнял с китайскою державою!
Жизнь выпала копейкой ржавой!
Детоубийцей на суду
Стою немилая, не смелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала!?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что, ты милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе – я сделала?
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступаетса Любовь,
Проанализировав и сопоставив стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (1841г.) М. Ю. Лермонтова и «Вчера еще в глаза глядел» (1920г.)
М. И. Цветаевой, можно сделать вывод: эти стихотворения объединены одной темой – темой поэта и поэзии. И если стихотворение Цветаевой напоминает лирическую песню-плач, в которой жалобы, вопли, отчаяние покинутой одинокой женщины сменяются чувством обиды и ненависти, то в стихотворении М. Ю. Лермонтова слышится отчаяние, грусть. Оба эти стихотворения пронизаны мотивом одиночества.
«Выхожу один я на дорогу».
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит,
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…..
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб, в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
1. Марина – русская поэтесса.
Михаил – русский поэт.
2. Родилась в г. Москве 26 сентября – осенью.
Родился в г. Москве 15 октября – осенью.
Основные мотивы в лирике.
3. Свобода, борьба, одиночество.
4. Ноты разочарования, тоска, обреченность.
5. Любовь к жизни, поиск любви, жизнь в разлуке.
6. Стихи начала писать с 6 лет, печататься с 16-ти.
Начал писать с 6 лет; серьезные, самостоятельные – с 15 лет.
7. Многие стихи посвящены поэтам.
8. Дар – точно и метко рассказать о своем времени.
9. Любимый поэт – А. С. Пушкин. Сильные переживания о гибели поэта.
10. Успокоение находят в общении с природой.
11. Предельно искренни в своих чувствах.
12. Трудная жизнь, чувство боли и трагического конца.
13. Ранние произведения – поэтический дневник.
14. Жизнь была насыщена творчеством.
15. Некоторые стихи переложены на музыку и стали песнями и романсами.
М. И. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной» и др.
М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» и др.
Знать материал и продолжать исследовать творчество поэтов М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой – это значит повышать духовный рост, глубже мыслить и тоньше чувствовать, а также проявлять интерес к дополнительным поискам; обогащать ум и сердце художественными впечатлениями, сохраняя при этом живой интерес к книге, театру, искусству в творчестве поэтов, вырабатывая в себе любознательность, желания делать себя как личность и постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Материал лирических произведений имеет право фрагментарно и полностью пойти на уроки литературы 8 – 11 классов.
Поэзия этих великих людей вдохновила на создание небольшого стихотворения:
Часто мне, закрадываясь в душу,
Одиночество, тоска и грусть
Не дают покоя, хоть и трушу,
Нечего поделать, ну и пусть.
Молча в одиночестве сижу я.
Подступает к горлу грусти ком,
Думаю, тоскую, достаю я
С полки шкафа книжного тот том.
Том, который грусть мою рассеет,
Одиночество сотрет в песок
И тоску Внезапно он развеет
В душу влившихся стихов, как сок.
Итогом моей научно-исследовательской работы послужит стихотворение «Воспеть хочу я творческих людей», автором которого является Меняфова Н. К.
«Воспеть хочу я творческих людей».
Кто в шахматы играть умеет, кто в лото,
Поэт же нить таланта выпускает.
Кто создал стих, спасибо им за то,
Еще спасибо тем, кто их читает.
Воспеть хочу я творческих людей
Неутомимо пылких, одаренных.
Накал их новизны в стихах, страстей
И чувств мечтаний окрыленных.
Тернисты и нелегки их пути.
То в гору лезут, то падут с гранита.
У края бездны сам, но хочется спасти
Того, чья жизнь до дна испита.
Дерзай, бери от жизни жар.
Он был судьбой к рождению подвязан
Мыслителю, поэту в дар
За труд, нести который он обязан.
Литература по М. Ю. Лермонтову:
Щеблыкин И. П. «Лермонтов. Жизнь и творчество». – Саратов, Приволж. Кн. Издательство (Пенз. Отд), 1990г.
М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 2 т.
а). Сочинение в 2 т.; Москва, издательство «Правда», 1990г., т.1.
б). Сочинения в 2 т.; Москва, издательство «Правда», 1990г., т. 2.
Андреев-Кривич С. А. «Тарханская пора», Приволж. Кн. Издательство, Саратов, 1976г.
Висковатов П. А. «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество», Москва «Современник», 1987г.
М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1989г.
Мануйлов В. «Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова», М., Л., 1964г.
Литература по М. И. Цветаевой:
Цветаева М. И. «Избранное». Изд. Второе, М., «Просвещение», 1992г.
Цветаева М. И. «Избранные произведения», М.: Л., 1965г.
Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 1.
Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т., М., 1980г. т. 2.
Пухначев Ю. В. «Пространство Цветаевой». 1981г.
Почехуа Р. Г. «Лингвоспектор русской поэзии», Тбилиси, 1977г.
Карнаух Н. Л., И. В. Щербина. Литература. Письменные работы по литературе. (9-11 классы), 2
изд. Стереотипное; М.; Дрофа, 2004г.
Критерии оценки содержания индивидуального проекта
При выборе темы учитывается:
Актуальность и важность темы;
Научно-теоретическое и практическое значение;
Степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.
1 балл – имеют место
0 баллов – отсутствуют
Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям
Планирование, определение последовательности и сроков работ
Проведение проектных работ или исследования
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.
Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
Форма работы должна соответствовать содержанию.
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
Критерии оценки защиты индивидуального проекта