Как выглядит программа по энергосбережению
Как выглядит программа по энергосбережению
от 30 июня 2014 года N 398
Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации
1. Утвердить требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
2. Утвердить требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе ее реализации согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 октября 2014 года.
в Министерстве юстиции
4 августа 2014 года,
регистрационный N 33449
Приложение N 1
Требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации
2. Требования распространяются на организации, за исключением организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
4. Отчетность формируется с начала действия программы.
5. Отчетность формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
6. Форма программы состоит из формы паспорта программы согласно приложению N 1 к Требованиям, формы сведений о целевых показателях программы согласно приложению N 2 к Требованиям, формы перечня мероприятий программы согласно приложению N 3 к Требованиям.
7. Отчетность состоит из формы отчета о достижении значений целевых показателей программы согласно приложению N 4 к Требованиям, формы отчета о реализации мероприятий программы согласно приложению N 5 к Требованиям.
Приложение N 1
к Требованиям
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Полное наименование организации
Основание для разработки программы
Полное наименование исполнителей и (или) соисполнителей программы
Полное наименование разработчиков программы
Целевые показатели программы
Сроки реализации программы
Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы
Планируемые результаты реализации программы
Приложение N 2
к Требованиям
СВЕДЕНИЯ О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Наименование показателя программы
Плановые значения целевых показателей программы
Программа энергосбережения образец
Здесь вы можете скачать образцы программ энергосбережения предприятий, организаций, школ и детских садиков.
Образец программы энергосбережения предприятия
Программа энергосбережения
Программа энергосбережения бюджетного учреждения
Программа энергосбережения в школе образец
Образец программы энергосбережения детского садика
Примеры программ энергосбережения муниципальных образований
Проект типовой Программы энергосбережения
Вас может заинтересовать:
Комментарии и вопросы
Добрый день.
Нам необходима ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ для школы (наша заканчивается 25.12.2019).
Необходима программа энергосбережения для социального учреждения
Добрый день! Интересует стоимость программы энергосбережения для муниципального учреждения
Добрый день. Цена программы по энергосбережению. одно здание. ИНН – 2462022926
Добрый день. У нас нет коммунальных расходов так заключен договор аренды. Мы бюджетная организация. нам тоже нужна программа?
Нужна программа энергосбережения. Детский сад, одно здание. ИНН 3662205277. Сколько будет стоить и сроки выполнения? Спасибо!
Здравствуйте! Наше здание школы принадлежит образовательному центру, и все коммунальные расходы оплачивает образовательный центр. Нам нужна программа энергосбережения?
Здравствуйте! Сколько стоит составить программу энергосбережения для 6 зданий МКД сельского поселения?
здравствуйте! интересует программа энергосбережения при переходе на солнечную электроэнергия
Приложение N 2. Требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе ее реализации
Приложение N 2
к приказу Министерства
энергетики РФ
от 30 июня 2014 г. N 398
Требования
к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе ее реализации
1.2. Требования распространяются на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
1.4. Отчетность формируется нарастающим итогом с начала действия программы и в разрезе отчетного периода.
1.5. Отчетность формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
II. Требования к форме программы
2.1. Форма программы состоит из формы паспорта программы согласно приложению N 1 к Требованиям, пояснительной записки, формы целевых и прочих показателей программы согласно приложению N 2 к Требованиям, формы перечня мероприятий, основной целью которых является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности, согласно приложению N 3 к Требованиям.
2.2. В пояснительной записке указывается:
1) полное наименование программы;
2) должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись должностного лица, утвердившего программу;
3) должность, подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии) по каждому должностному лицу, с которым согласована программа;
4) информация об организации:
основные виды деятельности организации;
наличие зданий административного и административно-производственного назначения, в том числе сведения об общей площади зданий, общем объеме зданий и отапливаемом объеме зданий;
сведения о наличии автотранспорта и спецтехники;
сведения о количестве точек приема (поставки) электрической энергии, в том числе данные об их оснащении приборами учета, информация о количестве точек приема (поставки), оснащенных автоматизированной информационной измерительной системой, не оснащенных либо оснащенных с нарушением требований нормативной технической документации;
сведения о количестве точек поставки энергетических ресурсов на хозяйственные нужды, в том числе с разделением по видам энергетических ресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, газ, холодное и горячее водоснабжение), в том числе данные об их оснащении приборами учета;
сведения о потреблении используемых энергетических ресурсов по видам этих энергетических ресурсов;
для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с передачей и распределением электрической энергии, необходимо указывать показатели баланса электрической энергии, в том числе отпуск электрической энергии (отпуск из сети); потребление электрической энергии; отпуск электрической сети без учета «последней мили» и объема электрической энергии, отпущенной с шин генераторов; отпуск электрической энергии в соответствии с экономическим балансом электрической энергии по уровням напряжения, потери электрической энергии; технологические и нетехнологические потери электрической энергии, в том числе все показатели приводятся по уровням напряжения;
5) текущее состояние в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации;
6) информация о достигнутых результатах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации за последние 5 лет;
7) сравнение показателей деятельности организации с компаниями, достигшими наилучших показателей в аналогичной сфере деятельности, из числа российских и зарубежных компаний;
8) экономические показатели программы организации, включающие в себя:
затраты организации на программу в натуральном выражении;
затраты организации на программу в процентном выражении от инвестиционной программы;
источники финансирования программы как на весь период действия, так и по годам;
9) изменение уровня потерь энергетических ресурсов при их передаче или изменение потребления энергетических ресурсов для целей осуществления регулируемого вида деятельности в натуральном и денежном выражении по годам периода действия программы;
10) изменение расхода энергетических ресурсов на хозяйственные нужды в натуральном выражении и денежном выражении по годам периода действия программы;
11) изменение расхода моторного топлива автотранспортом и спецтехникой в натуральном выражении и денежном выражении, с разбивкой по годам действия программы;
12) фактические значения целевых показателей программы по годам периода действия программы;
13) распределение целевых показателей программы по направлениям деятельности организации в разрезе каждого года, их целевые и фактические значения;
15) перечень мероприятий, технологий, денежных средств, необходимых для реализации мероприятий организации в целях достижения целевых показателей программы;
16) механизм мониторинга и контроля за исполнением КПР;
17) механизм мониторинга и контроля за исполнением целевых показателей программы;
18) иная информация.
2.3. В форме целевых и прочих показателей программы в составе прочих показателей программы с разбивкой по видам осуществляемой деятельности приводятся сведения о планируемом значении экономии топливно-энергетических ресурсов, полученной в период действия программы, в результате реализации мероприятий в рамках иных программ, реализуемых организацией (программа модернизации, ремонтная программа и другие), и текущей деятельности организации, основной целью которых не является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности.
III. Требования к отчетности о реализации программы
3.1. Отчет о реализации программы состоит из пояснительной записки, а также прилагаемых к ней сведений о мониторинге реализации программы за отчетный период по форме согласно приложению N 4 к Требованиям, сведений о достижении целевых показателей программы за отчетный период по форме согласно приложению N 5 к Требованиям и сведений о реализации мероприятий, основной целью которых является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности, по форме согласно приложению N 6 к Требованиям.
3.2. Пояснительная записка к отчету о реализации программы включает следующие сведения:
об изменении информации об организации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 7 Требований;
о достигнутых результатах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отчетном году и накопительным итогом за все годы реализации программы;
об экономических показателях реализации программы, в том числе фактических и плановых затратах на реализацию программы, сведениях о фактических источниках финансирования программы;
об изменении потерь энергетических ресурсов при их передаче или снижении потребления энергетических ресурсов в отчетном году и за все годы реализации программы для целей осуществления регулируемого вида деятельности в натуральном выражении и денежном выражении;
об изменении расхода энергетических ресурсов на хозяйственные нужды в отчетном году и за все годы реализации программы в натуральном и денежном выражении;
об изменении расхода моторного топлива автотранспортом и спецтехникой в натуральном и денежном выражении в отчетном году и за все годы реализации программы;
о фактических и плановых значениях целевых показателей программы;
о реализации наиболее крупных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, затратах на их реализацию и полученных результатах;
Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»
22 декабря 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел заседание Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.
Открывая работу мероприятия, Михаил Мишустин отметил, что это первое заседание Экспертного совета в новом формате. Правительству РФ очень важно получать обратную связь от людей, от бизнеса. Она необходима для принятия взвешенных и эффективных решений, которые будут учитывать все аспекты того или иного вопроса.
Объявлены даты проведения Международного форума «Возобновляемая энергетика» (ARWE-2022).
Форум пройдет с 18 по 21 мая 2022 года в Ростове-на-Дону.
Форум ARWE-2022 проводится при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации. Организаторами выступают Фонд Росконгресс, Ассоциация развития возобновляемой энергетики, Правительство Ростовской области и Российское энергетическое агентство.
Об этом рассказал исполняющий обязанности начальника управления ЖКХ администрации города Анатолий Байкаров.
– На смену 2 038 устаревшим уличным светильникам придут современные светодиодные. Их мощность снизится с 400 киловатт до 80 кВт. Это позволит городу значительно экономить на электроэнергии. Жителям станет гораздо комфортнее находиться на улицах Оренбурга в вечернее и ночное время суток, – отметил Анатолий Байкаров.
Работы будут проведены в рамках реализации муниципального энергосервисного контракта. Это второй этап. В рамках первого этапа работ по замене город сделали ярче почти 17 тысяч светильников на улицах Советской, Салмышской, Березке, Маршала Жукова, Чкалова, проспекте Гагарина и других.
Москва, 21 декабря. – Минэнерго добавило в законопроект о низкоуглеродных сертификатах понятие атрибутов генерации, соответствующий документ будет размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Низкоуглеродный («зелёный») сертификат – это электронный документ, выдаваемый по факту производства электроэнергии на объектах с низким углеродным следом (СЭС, ВЭС, ГЭС, АЭС). Его получение будет правом, но не обязанностью владельцев электростанций. Минэнерго разработало законопроект об обращении таких сертификатов.
Поздравляю работников и ветеранов энергетики с профессиональным праздником!
Именно энергетика является базисом для устойчивого развития экономики страны. От стабильного функционирования в отрасли напрямую зависит развитие отечественной промышленности, рост социального благополучия, создание комфортной среды для бизнеса и граждан России.
Сегодня ключевым трендом является движение в сторону климатической нейтральности и низкоуглеродной энергетики. Россия исходит из принципов продуманного подхода к энергопереходу с учётом национальных возможностей, ресурсов страны, экономических и социальных условий. На сегодняшний день Правительством разрабатывается план по адаптации экономики Российской Федерации к глобальному энергопереходу до 2030 года.
Подведение итогов деятельности является важным ежегодным мероприятием, где оценивается работа не только жилищно-коммунальных служб, но и всех подведомственных структур филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по г. Москве и Московской области).
В оперативном управлении филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по г. Москве и Московской области) – 268 военных городков, где в эксплуатации находятся более 3700 объектов, в том числе: 187 объектов теплового хозяйства, из них: 57 центрально тепловых пунктов, 99 котельных. Более 3000 зданий казарменно-жилищного фонда общей площадью 2,8 тыс. кв. м, жилой фонд – 25 объектов, более 500 коммунальных сооружений, свыше 1900 км. инженерных сетей.
ea@sro150.ru
expert@sro150.ru
8-925-905-26-73
8 (499) 394-40-61
СРО энергоаудиторов
Для членов СРО
Регистрация энергопаспорта в СРО
Законодательство
Новости и объявления СРО
Реестры СРО
Регистрация энергопаспортов
Проверить энергопаспорт
Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Напоминаем, что на данный момент все учреждения должны иметь разработанные заново, либо откорректированные с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 и Приказа Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Отправьте заявку на эл. почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и получите от действующих членов нашего СРО энергоаудиторов предложение на разработку (корректировку) программы энергосбережения для Вашего учреждения. Укажите в своей заявке количество отдельных зданий для уточнения стоимости.
Стоимость программы энергосбережения – от 7 900 руб.
Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (программа энергосбережения, сокр. ПЭС).
Программа энергосбережения должна содержать целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий, иные положения (п. 1 ст. 25 №261-ФЗ).
Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки являются основными целями энергетического обследования (п. 2 ст. 15 №261-ФЗ), а деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (п. 4 ст. 15 №261-ФЗ).
Таким образом, согласно положениям ст. 15 №261-ФЗ расчет показателей, мероприятий, ожидаемых результатов для программы энергосбережения могут быть осуществлен только с участием квалифицированных лиц, являющимися членами СРО энергоаудиторов.
Отсутствие отметки о соответствии, выданной СРО энергоаудиторов, на программе энергосбережения или энергопаспорте, на основании которого она разработана, является нарушением положений №261-ФЗ о том, что расчет показателей, мероприятий, ожидаемых результатов энергосбережения могут быть осуществлен только квалифицированными лицами, являющимися членами СРО энергоаудиторов.
При возникновении замечании и пожеланий, пишите: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ
Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности к Программам энергосбережения
В частности, п. 1 ст. 25 №261-ФЗ содержит требование об обязательности наличия программы энергосбережения для организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности:
1. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:
1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
В п. 1.2 ст. 25 №261-ФЗ указано, что требования к форме программ энергосбережения и отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым в настоящее время является Минэкономразвития России:
1.2. Требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В п. 3 и 4 ст. 25 №261-ФЗ приведена информация о сведениях, которые должны содержаться в программах энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности:
3. Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны включать в себя:
1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ (без указания их значений);
2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;
3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
4. Требования к указанным в части 3 настоящей статьи программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели.
Актуальные требования к Программам энергосбережения
Требования законодательства к Программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приведены в следующих документах:
Федеральный закон Российской Федерации №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Приказ Минэкономразвития России от 09.07.2021 г. № 419 «Об утверждении Порядка определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях»
Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2021 г. № 263 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды»
Приказ Минэкономразвития России №468 от 29.06.2019 г. «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности»
Приказ Минэкономразвития России №61 от 07.02.2010 г. «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Приказ Минэнерго России №398 от 30.06.2014 г. «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
Как выглядит программа по энергосбережению
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 161 “Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации до 1 мая 2021 г. утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 февраля 2021 г. N 161
Требования
к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
2. При разработке программ обеспечивается принцип согласованности и сбалансированности программ, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и документов стратегического планирования, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. При разработке программ обеспечивается их увязка с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов.
4. Разработка и реализация программ осуществляются последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования, содержащих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов, и с учетом этапов реализации указанных документов стратегического планирования.
5. Программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.
6. Выбор способов и методов достижения целей развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов (целевых показателей) при наименьших затратах ресурсов.
7. При определении целей и задач развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом наличия необходимых ресурсов и возможных рисков.
8. При разработке и утверждении программ должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими программами.
9. При разработке программ должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки.
10. Программы должны содержать:
а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;
д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.
11. Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут включать в себя мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
а) содержащиеся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
б) содержащиеся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;
в) содержащиеся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.
12. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности формируются с указанием ожидаемых результатов, сроков их выполнения, с учетом возможностей их финансирования за счет бюджетных и внебюджетных средств, средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), а также с учетом получения согласования собственников имущества, в отношении которого они планируются, в случае если необходимость соответствующего согласования предусмотрена законодательством Российской Федерации.
13. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программы в обязательном порядке, должен включать в себя мероприятия:
а) по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
в) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;
г) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
д) по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
е) по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
з) по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
к) по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления;
14. Примерный перечень иных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые могут быть дополнительно включены в программы:
а) мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов);
б) мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей электрической и тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
в) мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
г) мероприятия по прединвестиционной подготовке проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, а также проведение энергетических обследований;
д) мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки электрической и тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности;
е) мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды;
ж) мероприятия по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче;
з) мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;
и) мероприятия по сокращению потерь воды при ее передаче;
к) мероприятия по обучению в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
л) мероприятия по информационной поддержке и пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, направленные в том числе на создание демонстрационных центров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информирование потребителей о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения, об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности либо применяется добровольная маркировка энергетической эффективности.
15. В программы также могут дополнительно включаться мероприятия, предусмотренные примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Значения целевых показателей должны отражать:
а) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
б) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
в) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
г) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
д) увеличение количества объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
ж) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
з) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий.
17. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программ, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с методикой расчета значений таких показателей, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
18. Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей формируются за отчетный календарный год (с 1 января по 31 декабря) и рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации программ.
19. Целевые показатели, предусматриваемые программами, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются как отношение количества объектов, оснащенных приборами учета, к общему количеству таких объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) централизованного теплоснабжения, и (или) централизованного водоснабжения, и (или) централизованного газоснабжения.
При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях должно учитываться в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
20. К обязательным целевым показателям для включения в региональные муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии;
в) целевые показатели в государственном секторе;
г) целевые показатели в жилищном фонде;
д) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;
е) целевые показатели в транспортном комплексе.
а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);
б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);
в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).
а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов);
б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт).
а) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (Гкал/м 2 );
б) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (кВт·ч/м 2 );
в) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (Гкал/м 2 );
г) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (кВт·ч/м 2 );
а) доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности «B» и выше (процентов);
б) удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (Гкал/м 2 );
в) удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (кВт·ч/м 2 );
г) удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (куб. м/чел);
д) удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (куб. м/чел).
а) энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сфере промышленного производства (т. ут/ед. продукции);
б) удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями (г. ут/кВт·ч);
в) удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций (кг. ут/Гкал);
г) удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию (кг. ут/Гкал);
д) доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии (процентов);
е) доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии (процентов);
ж) доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
а) количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) (единиц);
б) количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) (единиц);
в) количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
г) количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
д) количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
27. По решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут устанавливаться следующие дополнительные целевые показатели:
а) количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории указанного субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
б) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);
в) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
г) доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
д) доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
е) доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
ж) доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
з) доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
и) доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
к) удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
л) удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
м) удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
н) удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
о) удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
п) доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (процентов);
р) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);
с) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);
т) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);
у) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);
ф) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб. м).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 11 февраля 2021 г. N 161
Перечень
утративших силу актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 6, ст. 645).
2. Пункт 32 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1045 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7104).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 593 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 29, ст. 3970).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 615 «О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4122).
5. Пункт 61 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 230 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1627).
Обзор документа
Правительство утвердило новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В программы, в частности, должны включаться мероприятия:
— по оснащению приборами учета в жилищном фонде, в т. ч. интеллектуальными, а также по внедрению автоматизированных систем и диспетчеризации;
— по увеличению использования вторичных энергоресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
— по выявлению бесхозяйных объектов недвижимости, используемых для передачи энергоресурсов;
— по энергосбережению и повышению энергоэффективности коммунальной инфраструктуры.
Прежние требования к программам утратили силу.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.