Как выглядит родная литература 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»
Рабочая программа учебного предмета
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее, V класс
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
составлена на основе дополнительного списка литературы Программы курса «Литература» 5 класс, 2015 г.
(автор – составитель Г. С. Меркин)
Луценко Галина Илларионовна, учитель русского языка и литературы
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Рабочая программа курса «Родная( русская) литература», V класс составлена на основе
1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577 ); на основании примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Минобранауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31.03. 2014 № 253. При реализации используется Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015
Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса
* формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
* воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
* создание представлений о Родной (русской )литературе как едином национальном достоянии.
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в программе определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Родная (русская)литература принадлежит образовательной области «Филология». Изучается с 5 по 9 классы. В обязательной части недельного учебного плана на изучение курса «Родной ( русской ) литературы» в 5 классе отводится 0,5 часа в неделю.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов.
Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа
Рабочая программа курса «Родная (русская ) литература», 5 класс реализуется за счет организации урочной (0,5 часа) формы деятельности обучающихся.
любовь и уважение к Отечеству, к родной республике, его языку, культуре, а так же любовь и уважение к России, ее языку и культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России, общенационального и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций культуры;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражении через слово;
устойчивый и познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
-совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной ) текст;
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
2. Планируемые результатыучебного предмета «Родная (русская ) литература», 5 класс
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
Откликаться на содержание текста:
* связывать информацию, обнаруженнуюв тексте, со знаниями из другихисточников;
* оценивать утверждения, сделанные втексте,, исходя из своих представленийо мире;
* откликаться на форму текста: оцениватьне только содержание текста, но и ег оформу, а в целом – мастерство его исполнения.
Процесс усвоения в 5 классе теоретико-литературных понятий и категорий представлен в таблице:
Пословицы, поговорки, афоризмы
Структурные различия пословиц и поговорок; отличие
афоризмов от пословиц; роль
антонимов в пословицах
Сказка, виды сказок
Сказочный сюжет; присказка, зачин, концовка, повторы
Рабочая программа 5 класс «Родная русская литература»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская родная литература»
Изучение предмета « Русская родная литература» должно обеспечить:
— воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение к литературному наследию своего народа;
— формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции ;
— овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
По завершению изучения учебного предмета «Русская родная литература» на уровне основного общего образования выпускники должны овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами.
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
— формирование ответственного отношения к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
— понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; делать выводы
— овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
— знание авторов и содержания изученных художест венных произведений; основных теоретико-литературных понятий;
— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
— понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
— развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
— умение анализировать литературное произведение, воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его эле ментов;
— умение отличать стихотворение от прозы, исполь зуя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); видеть связь между различными видами ис кусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
— выявление основной нравственной проблема тики произведения;
— определение главных эпизодов в эпическом произведении, установление причинно- след ственных связей между ними;
— восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
— умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания, вести диалог;
— приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
— написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние сочинения, проекты;
— понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.
Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Дал ь. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Сочинение «Зло и добро в сказке».
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Из литературы XX века
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение « Мир глазами ребёнка».
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Урок развития речи
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе-земляке. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века
Практикум выразительного чтения.
Выразительное чтение стихотворения. Поэтический образ Родины
РП+КТП по русской родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5-х классов составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по родной русской литературе к учебникам для 5 – 9 классов (автор программы О.М.Александрова и др) – М.: Просвещение, 2021 г Планирование составлено из расчета 0,5 часов в неделю (17 часов в год) и предназначено для работы по учебнику Родная русская литература: 5 класс. Учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений/ О.М.Алексангдрова и др. – М.: Просвещение, 2021. Планирование соответствует учебному плану МОУ СОШ ____.
Стратегической целью изучения литературы на этапе основного общего образования является формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у учащихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Это определило цели обучения родной русской литературе:
· последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
· освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
· развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
· овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
· формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В соответствии с этими целями ставятся задачи:
· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа;
· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументироватьсвоѐмнениеиоформлятьегословесновустныхиписьменныхвысказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции;
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для общеобр. организаций / О.М.Александрова, М.А.Аристова, Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2021
Технологии, используемые в обучении развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русская родная литература»
Изучение русской родной литературы способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
3) Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов
4) Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
5) Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
6) Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
7) Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала)
8) Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9) Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности)
10) Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно- эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
1) Формирование и развитие основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
3) При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
4) систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
5) выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов) ;
6) заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
7) В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции
6) овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
7) характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; оценивать систему персонажей
8) находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ; выявлять особенности языка и стиля писателя
9) определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;
10) объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений
11) выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
12) пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
13) представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии
14) собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своемуровне);
15) выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своемуровне);
16) выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
17) произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ;
18) ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).
В результате изучения учебного предмета «Русская родная литература» на уровне основного общего образования обучающиеся на базовом уровне научатся :
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающиеся на базовом уровне получат возможность научиться :
· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
Раздел 1. Россия – Родина моя
Мир человека и его изображение в фольклоре русского народа. Литературные сказки русских писателей. Писатели и поэты о России в целом и о московской земле в частности. Литературное творчество учащихся: сочинение /или загадок по тематическим контекстам.
Теория литературы (далее Т.Л.) : малые жанры фольклора (загадка, пословица, поговорка); сравнение, олицетворение, метафора; виды фольклорных сказок (о животных, волшебные, бытовые); обработка фольклорной сказки писателем.
Раздел 2. Русские традиции
Праздник и быт русского народа в произведениях русских писателей.
Т.Л.: эпитет, сравнение, метафора, замысел автора
Раздел 3. Русский характер – русская душа
Тема Родины и образ защитника Отечества в произведениях русских поэтов и писателей. Русский характер. Рассказы о детях. Роль слова.
Т.Л.: поэма, прототип героя литературного произведения, сюжет, кульминация сюжета, повторы, рефрен как вид повтора.
Заключительный урок. Игра-викторина команд (2 ч.). Ответы на вопросы викторины. Разгадывание литературных кроссвордов. Называние произведений по иллюстрациям или кадрам экранизаций. Инсценирование и выразительное чтение.
Раздел 3. Тематическое планирование