Как выглядит родная литература 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

Рабочая программа учебного предмета

(наименование учебного предмета)

Базовый, основное общее, V класс

(количество часов, отводимых на реализацию программы)

составлена на основе дополнительного списка литературы Программы курса «Литература» 5 класс, 2015 г.

(автор – составитель Г. С. Меркин)

Луценко Галина Илларионовна, учитель русского языка и литературы

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Рабочая программа курса «Родная( русская) литература», V класс составлена на основе

1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577 ); на основании примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Минобранауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31.03. 2014 № 253. При реализации используется Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

* формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

* воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

* создание представлений о Родной (русской )литературе как едином национальном достоянии.

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в программе определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Родная (русская)литература принадлежит образовательной области «Филология». Изучается с 5 по 9 классы. В обязательной части недельного учебного плана на изучение курса «Родной ( русской ) литературы» в 5 классе отводится 0,5 часа в неделю.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов.

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

Рабочая программа курса «Родная (русская ) литература», 5 класс реализуется за счет организации урочной (0,5 часа) формы деятельности обучающихся.

любовь и уважение к Отечеству, к родной республике, его языку, культуре, а так же любовь и уважение к России, ее языку и культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России, общенационального и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций культуры;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

устойчивый и познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

-совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной ) текст;

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

2. Планируемые результатыучебного предмета «Родная (русская ) литература», 5 класс

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

Откликаться на содержание текста:

* связывать информацию, обнаруженнуюв тексте, со знаниями из другихисточников;

* оценивать утверждения, сделанные втексте,, исходя из своих представленийо мире;

* откликаться на форму текста: оцениватьне только содержание текста, но и ег оформу, а в целом – мастерство его исполнения.

Процесс усвоения в 5 классе теоретико-литературных понятий и категорий представлен в таблице:

Пословицы, поговорки, афоризмы

Структурные различия пословиц и поговорок; отличие

афоризмов от пословиц; роль

антонимов в пословицах

Сказка, виды сказок

Сказочный сюжет; присказка, зачин, концовка, повторы

Источник

Рабочая программа 5 класс «Родная русская литература»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская родная литература»

Изучение предмета « Русская родная литература» должно обеспечить:

— воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

— приобщение к литературному наследию своего народа;

— формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

— развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции ;

— овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

По завершению изучения учебного предмета «Русская родная литература» на уровне основного общего образования выпускники должны овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами.

— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

— формирование ответственного отношения к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

— понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

— формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; делать выводы

— овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

— знание авторов и содержания изученных художест венных произведений; основных теоретико-литературных понятий;

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

— понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

— развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

— умение анализировать литературное произведение, воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его эле ментов;

— умение отличать стихотворение от прозы, исполь зуя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); видеть связь между различными видами ис кусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);

— выявление основной нравственной проблема тики произведения;

— определение главных эпизодов в эпическом произведении, установление причинно- след ственных связей между ними;

— восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

— умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания, вести диалог;

— приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

— написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние сочинения, проекты;

— понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

Слово как средство создания образа.

Из литературы XIX века

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

В.И. Дал ь. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Сочинение «Зло и добро в сказке».

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.

Из литературы XX века

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение « Мир глазами ребёнка».

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Урок развития речи

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе-земляке. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

Родная природа в произведениях поэтов XX века

Практикум выразительного чтения.

Выразительное чтение стихотворения. Поэтический образ Родины

Источник

РП+КТП по русской родной литературе 5 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5-х классов составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по родной русской литературе к учебникам для 5 – 9 классов (автор программы О.М.Александрова и др) – М.: Просвещение, 2021 г Планирование составлено из расчета 0,5 часов в неделю (17 часов в год) и предназначено для работы по учебнику Родная русская литература: 5 класс. Учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений/ О.М.Алексангдрова и др. – М.: Просвещение, 2021. Планирование соответствует учебному плану МОУ СОШ ____.

Стратегической целью изучения литературы на этапе основного общего образования является формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у учащихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Это определило цели обучения родной русской литературе:

· последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

· освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

· развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

· овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

· формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В соответствии с этими целями ставятся задачи:

· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа;

· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументироватьсвоѐмнениеиоформлятьегословесновустныхиписьменныхвысказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции;

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для общеобр. организаций / О.М.Александрова, М.А.Аристова, Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2021

Технологии, используемые в обучении развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.

Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русская родная литература»

Изучение русской родной литературы способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

3) Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

4) Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

5) Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

6) Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

7) Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала)

8) Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

9) Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности)

10) Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно- эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)

1) Формирование и развитие основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

3) При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

4) систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

5) выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов) ;

6) заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

7) В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции

6) овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

7) характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; оценивать систему персонажей

8) находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ; выявлять особенности языка и стиля писателя

9) определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;

10) объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений

11) выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

12) пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

13) представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии

14) собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своемуровне);

15) выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своемуровне);

16) выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

17) произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ;

18) ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).

В результате изучения учебного предмета «Русская родная литература» на уровне основного общего образования обучающиеся на базовом уровне научатся :

· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Обучающиеся на базовом уровне получат возможность научиться :

· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная русская литература»

Раздел 1. Россия – Родина моя

Мир человека и его изображение в фольклоре русского народа. Литературные сказки русских писателей. Писатели и поэты о России в целом и о московской земле в частности. Литературное творчество учащихся: сочинение /или загадок по тематическим контекстам.

Теория литературы (далее Т.Л.) : малые жанры фольклора (загадка, пословица, поговорка); сравнение, олицетворение, метафора; виды фольклорных сказок (о животных, волшебные, бытовые); обработка фольклорной сказки писателем.

Раздел 2. Русские традиции

Праздник и быт русского народа в произведениях русских писателей.

Т.Л.: эпитет, сравнение, метафора, замысел автора

Раздел 3. Русский характер – русская душа

Тема Родины и образ защитника Отечества в произведениях русских поэтов и писателей. Русский характер. Рассказы о детях. Роль слова.

Т.Л.: поэма, прототип героя литературного произведения, сюжет, кульминация сюжета, повторы, рефрен как вид повтора.

Заключительный урок. Игра-викторина команд (2 ч.). Ответы на вопросы викторины. Разгадывание литературных кроссвордов. Называние произведений по иллюстрациям или кадрам экранизаций. Инсценирование и выразительное чтение.

Раздел 3. Тематическое планирование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *