Как выглядит россия в зеркале геополитики
Россия в зеркале политологии
Как изменилось геополитическое положение России за последние годы?
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.
Со второй половины 80-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.
После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.
Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский.
На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные пере. валочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.
Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к “допетровским временам”. Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.
Со стороны новых геополитических субъектов — Балтийских стран — наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия — Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.
Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.
Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. “Тюркский” и “исламский” фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.
Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее — на Запад, в обход России по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое. В случае реализации транскавказского коридора проблемы территориальной целостности России могут обостриться.
Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была “незападной”. “Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков” (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода “санитарный кордон” стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.
Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.
В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегичесские интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на “геополитический императив”, реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве “сверхдержавы” сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2—3 места в мире. По прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия.
И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической динамики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая раскинулась на двух континентах.
Задача, которую Россия сама должна решить, — не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.
Политическая география и геополитика
Россия в зеркале геополитики
За время существования нашего государства его территория постоянно изменялась, то увеличиваясь, то сокращаясь. Соответственно с изменением границ изменялось и геополитическое положение государства и как следствие — приоритетные направления внешней политики.
Географическое положение государства во многом определяло его геополитические намерения и реальные действия. Во-первых, речь шла о желании укрепиться на берегах Черного и Балтийского морей, отсутствие выходов к которым всегда было ахиллесовой пятой Российского государства со времени его образования. Во-вторых, Российское государство в течение веков не имело четко фиксированных южных и юго-восточных рубежей, что составляло геополитическую «головную боль» для власти. В-третьих, геополитическое поведение российских самодержцев во многом определялось стремлением сплотить воедино все народы империи.
Многие геополитические установки как Российской империи, так и последующих правительств основывались на понимании ее территории как своеобразного «евразийского пространства» — переходного «моста» и «фильтра» между Европой и Азией.
В начале XX в. в эмигрантской среде родилось идейное течение, получившее название евразийство. Его сторонники предложили рассматривать бывшую территорию Российской империи как особую цивилизацию, как особый историко-географический и культурный регион, отличающийся как от Европы, так и от Азии. Многие из них считали, что национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а затем СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая полиэтническая нация. Эту нацию они называли евразийской, территорию ее проживания — Евразией.
По поводу концепции евразийства в современной России имеются две взаимно исключающие друг друга точки зрения. В соответствии с первой из них евразийство — «чипгисхановская фантастика», имперская идеологическая установка, подхваченная коммунистами для того, чтобы, дескать, «сшить» все этнические группы Евразии в антилиберальное, антизападное «лоскутное одеяло» из традиционализма и коллективизма. Согласно второй точке зрения, концепция евразийства — это естественное стремление шире использовать взаимотяготение соседних государств и континентальность России.
Можно по-разному относиться к идее воссоздания экономического, политического и особенно военного союза евразийских народов. Однако важно помнить, что Россия и без того является евразийской страной. Если евразийская идея ограничивается Российской Федерацией, то упрочение союза евразийских народов на ее территории, безусловно, приоритетная государственная задача. Что же касается соседних государств, то с ними надо развивать экономические и культурные связи на основе принципов международного права.
РАСПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ, НА СТЫКЕ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР, ЦИВИЛИЗАЦИЙ И РЕЛИГИЙ, ВСЕГДА ОКАЗЫВАЛО МОЩНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РАЗВИТИЕ, ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. ПОЭТОМУ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ АКТУАЛЬНО.
Политическая география. Геополитика. Евразийство.
1. Пользуясь физической и политической картами мира, охарактеризуйте геополитическое положение России. Какой вывод вы сделали?
2. Почему проблема эффективного глобального управления остается пока нерешенной?
3. Выберите два высказывания, в которых говорится о геополитике:
а) представляет собой теорию и практику государственной внешней политики, основание на максимальном учете географического фактора;
б) наука о территориальном распределении политических сил и процессов преимущественно внутри какой-либо территории (страны, области, штата и т. д.), формах государственного устройства;
в) одним из направлений этой науки является электоральная география;
г) в научный обиход термин, обозначающий эту науку, ввел шведский ученый Р. Челлен.
4. Какие вопросы составляют сферу интересов политической географии и геополитики?
5. Что представляет собой евразийская идея?
6. Охарактеризуйте особенности нынешнего геополитического положения России по сраг- нению с бывшим Советским Союзом с точки зрения: 1) доступа к Балтийскому, Черном; и Каспийскому морям и наличия здесь удобных гаваней (портов); 2) продвижения Гранин НАТО к границам нашей страны; 3) национальной безопасности.
7. Как, по вашему мнению, должна строить свои взаимоотношения Россия со странами составе Содружества Независимых Государств (СНГ)? С какими странами ей надо развивать экономические и культурные связи в первую очередь и почему?
8. Попробуйте объяснить причины геополитической нестабильности на территории Южной Азии, Ближнего Востока?
9. Дайте оценку сегодняшних геополитических процессов в современном мире. С этой целью используйте материалы Интернета, средств массовой информации. Оценку можно дать в форме: а) репортажа; б) аналитической справки; в) статьи в газету; г) обзора.
judepinguin
judepinguin
Под геополитическим положением подразумевается положение государства на Земле, обуславливающее его роль и место в мировой политике, характер его включения в систему международных отношений, способы и специфику воздействия на международный климат в целом.
Современное геополитическое положение РФ более всего обусловлено распадом Советского Союза.
Прежде всего, если сравнить карты СССР и РФ, можно увидеть, что Россия отброшена к границам допетровского времени (за исключением балтийского и черноморского побережий) и фактически стала сухопутной державой. Страна потеряла четверть своей территории (СССР- 22,4 млн. км^2, РФ- 17,1 млн. км^2) и половину населения. Участились межэтнические и религиозные конфликты как внутри РФ, так и вовне.
Россия ослабла экономически: были разорваны хозяйственные связи разных уголков огромной страны в связи с распадом СССР; отвратительно проведённая приватизация нанесла непоправимый урон многим отраслям промышленности, в том числе и стратегическим. Страна стала сырьевым придатком. Всё это не могло не повлиять на военный потенциал государства, который также понёс потери в девяностые годы и продолжает деградировать в наши дни.
Несмотря на всё вышеперечисленное, геополитическое положение РФ остаётся уникальным. До сих пор наше государство является самым большим в мире и имеет самую протяжённую границу. Россия по-прежнему является евроазиатской державой, уникальным симбиозом западного и восточного мира, ареной их противоборства и взаимодействия. Ну и, конечно же, страна обладает огромными ресурсами, которые позволят нам самостоятельно развивать свою экономику.
На государственном уровне данные аспекты были обозначены в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, подписанной Президентом России Д.А. Медведевым 12 мая 2009 года.
География
§ 23. Политическая география и геополитика
Почему современный мир не отличается единой политической организацией? Что представляет собой политическая география? Каким образом геополитика связана с географией? Каково содержание евразийской идеи?
Политическая организация мира
Мир, в котором мы живем, рассечен границами. Эти границы, межцивилизационные, государственные, политико-административные, экономические, этнические, конфессиональные, экологические и др., постепенно множатся и усложняются. То тут, то там возникают «горячие точки», вспыхивают межгосударственные, межнациональные, межрелигиозные, региональные конфликты. Нарушается баланс между различными государствами, блоками стран, регионами. Стремительно меняется политико-географическая картина мира — лишь на территории Евразии в результате распада СССР, бывших Югославии и Чехословакии возникло более 20 суверенных государств.
Современный мир не отличается единой политической организацией. Существующая международная система, основанная на изменчивом соотношении сил государств, переживает серьезный кризис. Как известно, к началу XX в. международный порядок олицетворяли шесть-семь великих держав с их колониальными империями, сферами влияния и политическими союзами. Первая мировая война сильно поколебала этот порядок, но не устранила его. Версальская система оказалась несправедливой, а созданная державами-победительницами Лига Наций — недолговечной. Определенные надежды на установление миропорядка были связаны с учреждением после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций (рис. 34), однако возникновение НАТО и Организации Варшавского договора не оправдало этих надежд. После окончания периода «холодной войны» и распада СССР международная политическая система не стала более стабильной.
Рис. 34. Структура ООН
Реальная жизнь свидетельствует о том, что механизмы и институты ООН пока нс в состоянии обеспечить стабильный мир на Земле. Действия ООН и ее многочисленных организаций часто малоэффективны. Поэтому проблема эффективного глобального управления остается, к сожалению, пока нерешенной.
• НЕСМОТРЯ НА ВЫДАЮЩИЕСЯ УСПЕХИ НАУКИ И ТЕХНИКИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ВСЕ ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ ИЗ-ЗА СЛАБОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИМ.
Что изучает политическая география
Термин «политическая география» стали употреблять еще в XVIII в., понимая под ним изучение и описание территории государств, их политического строя, взаимного расположения, границ, взаимоотношений, политические, военные союзы. Однако временем рождения современной политической географии считают конец XIX в., когда немецкий ученый Ф. Ратцель опубликовал свой труд «Политическая география».
Политическая география — наука, изучающая пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил.
Предмет изучения политической географии — формирование политической карты мира, размещение и территориальные сочетания политических сил, особенности государственного строя отдельных стран, расстановка политических сил во время выборных кампаний (электоральная география) и др.
Политико-географическое положение — положение страны (ее части, группы стран) по отношению к другим государствам (политическим союзникам или противникам), очагам политических конфликтов и т. д.
Все эти вопросы могут рассматриваться как на глобальном уровне, так и на региональном, страновом, местном. В сфере интересов политической географии находятся и вопросы федерализма, очень актуальные для обширных по территории многонациональных государств, таких, как Россия. Политическая география имеет большое прикладное значение. Например, только специалист, профессионально занимающийся политической географией, может оценить государственное устройство, качество административно-территориального деления страны с точки зрения интересов сохранения государственной целостности.
• ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — НАУКА О ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ НА ПЛАНЕТЕ, О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И ПЕРИФЕРИИ.
Что изучает геополитика
Одним из направлений политической географии является геополитика, основателем которой считают Аристотеля. Геополитика изучает зависимость внешней политики государства и международных отношений от политических, экономических и военно-политических связей, обусловленных географическими факторами.
Геополитика — это теория и практика государственной внешней политики, основанной на максимальном учете географических факторов.
Геополитика государства представляет собой совокупность принципов, которые определяют сферу государственных интересов (сферу геополитических интересов), систему отношений со странами мира (соседями, союзниками, противниками) и разработку методов решения геополитических задач (политических, экономических, военных и др.).
Термин «геополитика» в научный обиход ввел шведский ученый Р. Челлен. Он считал, что усиление государства находится в пропорциональной зависимости от расширения его территории.
На протяжении XX в. теорию геополитики развивали многие авторы, причем в разных странах направления исследований были подчинены интересам государства.
Геополитическая ситуация в мире во второй половине XX в. характеризовалась противостоянием двух мировых держав — США и СССР, создавших со своими союзниками военно-политические блоки — Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Организацию Варшавского договора (ОВД). Эпоха конфронтации тех времен получила название «холодная война». Мир до 90-х гг. был двухполюсным. С распадом мировой социалистической системы, блока ОВД закончилось и геополитическое соперничество двух полюсов.
В начале XXI в. можно говорить о формировании многополюсного мира, в котором основные центры силы, кроме США, представляют Европейский союз, Россия, Япония, Китай, Индия.
В ядерную эпоху, когда идеи «перекройки» границ насильственным путем стали звучать абсурдно, геополитика превращается в науку, формирующую государственные интересы без применения военной силы — экономическими и дипломатическими средствами с учетом баланса интересов всех стран.
• ХОТЯ НЕКОТОРЫЕ АВТОРЫ НЕ СЧИТАЮТ ГЕОПОЛИТИКУ НАУКОЙ, ЕЕ ОГРОМНАЯ РОЛЬ В МИРЕ ОБЩЕПРИЗНАНА. ГЕОПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПОЗИЦИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА, СОСУЩЕСТВОВАНИЯ, УСТОЙЧИВОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА.
Россия в зеркале геополитики
За время существования нашего государства его территория постоянно изменялась, то увеличиваясь, то сокращаясь. Соответственно с изменением границ изменялось и геополитическое положение государства и как следствие — приоритетные направления внешней политики.
Географическое положение государства во многом определяло его геополитические намерения и реальные действия. Во-первых, речь шла о желании укрепиться на берегах Черного и Балтийского морей, отсутствие выходов к которым всегда было ахиллесовой пятой Российского государства со времени его образования. Во-вторых, Российское государство в течение веков не имело четко фиксированных южных и юго-восточных рубежей, что составляло геополитическую «головную боль» для власти. В-третьих, геополитическое поведение российских самодержцев во многом определялось стремлением сплотить воедино все народы империи.
Многие геополитические установки как Российской империи, так и последующих правительств основывались на понимании ее территории как своеобразного «евразийского пространства» — переходного «моста» и «фильтра» между Европой и Азией.
В начале XX в. в эмигрантской среде родилось идейное течение, получившее название евразийство. Его сторонники предложили рассматривать бывшую территорию Российской империи как особую цивилизацию, как особый историко-географический и культурный регион, отличающийся как от Европы, так и от Азии. Многие из них считали, что национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а затем СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая полиэтническая нация. Эту нацию они называли евразийской, территорию се проживания — Евразией.
По поводу концепции евразийства в современной России имеются две взаимно исключающие друг друга точки зрения. В соответствии с первой из них евразийство — «чингисхановская фантастика», имперская идеологическая установка, подхваченная коммунистами для того, чтобы, дескать, «сшить» все этнические группы Евразии в антилиберальное, антизападное «лоскутное одеяло» из традиционализма и коллективизма. Согласно второй точке зрения, концепция евразийства — это естественное стремление шире использовать взаимотяготение соседних государств и континентальность России.
Можно по-разному относиться к идее воссоздания экономического, политического и особенно военного союза евразийских народов. Однако важно помнить, что Россия и без того является евразийской страной. Если евразийская идея ограничивается Российской Федерацией, то упрочение союза евразийских народов на ее территории, безусловно, приоритетная государственная задача. Что же касается соседних государств, то с ними надо развивать экономические и культурные связи на основе принципов международного права.
• РАСПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ, НА СТЫКЕ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР, ЦИВИЛИЗАЦИЙ И РЕЛИГИЙ, ВСЕГДА ОКАЗЫВАЛО МОЩНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РАЗВИТИЕ, ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. ПОЭТОМУ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ АКТУАЛЬНО.
Запомните:
Политическая география. Геополитика. Евразийство.
а) представляет собой теорию и практику государственной внешней политики, основанной на максимальном учете географического фактора;
б) наука о территориальном распределении политических сил и процессов преимущественно внутри какой-либо территории (страны, области, штата и т. д.), формах государственного устройства;
в) одним из направлений этой науки является электоральная география;
г) в научный обиход термин, обозначающий эту науку, ввел шведский ученый Р. Челлен.
Россия в современном геополитическом пространстве.
Россия в современном геополитическом пространстве.
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.
Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.
Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.
Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.
Национальные интересы России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности России.
Интересыличности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы обществасостоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного.
Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации.
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА – вид Вооруженных Сил, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Сухопутные войска в своем составе имеют 5 родов войск, а также специальные войска, части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.
Военно-воздушные силы Военно-воздушные силы организационно состоят из авиации (бомбардировочной, штурмовой, истребительной, авиации ПВО, разведывательной, транспортной и специальной), зенитно-ракетных войск, радиотехнических войск, специальных войск, частей и учреждений тыла.
Самостоятельные рода войск
Космические войска
Космические войска включают
· объединение ракетно-космической обороны
· Государственные испытательные космодромы «Байконур», «Плесецк», «Свободный»
· Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова
· управление по вводу средств РКО
· военно-учебные заведения и части обеспечения
Общеобязательность.
2. Нормативный характер. Право состоит из правил поведения (норм), которые устанавливают права и обязанности субъектов
3. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах.
4. Установление государством и обеспечение исполнения принудительной силой государства
5. Право обеспечивается властью.
Источники права
Учитывая конкретные способы выражения (закрепления) правовых норм, в теории выделяется четыре основных источника права:
1) нормативный правовой акт;
2) нормативный договор;
3) правовой обычай;
Юридический прецедент.
Вопрос 30
Надбавки за выслугу лет, сложность службы, регион.
Выслуга лет – 0ю5 – 1год – о.5 процентов,1-2 – 10%, 2-5 лет – 10 процентов, 5-10 лет – 40 %, 10-15 45 процентов, 15-20 50%, 20-22 22-25 65%, 25 и более – 70%
Вопрос 31
1. Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:
выдача продовольственного пайка;
выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.
Вопросы 32\33
Статья 14 о статусе военов. Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов.
Порядок выплаты указанной денежной компенсации определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
3. Военнослужащие обеспечиваются банно-прачечным обслуживанием по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим и членам их семей предоставляется право на приобретение через сеть военной торговли промышленных и продовольственных товаров, продуктов питания по льготным ценам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим пунктом права распространяются на граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Вопрос 34
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 191-ФЗ в пункт 3 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вопрос 35
Вопрос 50
Согласно статье 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются деяния, совершенные умышленно или по неосторожности, за которые максимальное наказание, предусмотренное статьей Особенной части УК, не превышает двух лет лишения свободы (например, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей- ст. 157 УК РФ).
К преступлениям средней тяжести относятся как умышленные, так и неосторожные деяния, максимальное наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы (например, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, ст. 112 УК РФ).
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (например, насильственные действия сексуального характера, предусмотренные ч. 1 ст. 132 УК РФ).
К числу особо тяжких преступлений закон относит только деяния, совершенные умышленно, максимальное наказание за которые предусмотрено лишение свободы на срок свыше десяти лет или иное более тяжкое наказание (например, умышленное убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ). Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление. Признак состава преступления — это конкретное юридически значимое свойство деяния, являющееся минимально необходимым для признания его преступным. Если в деянии отсутствует хотя бы один необходимый признак состава преступления, отсутствует и состав преступления как единое целое. Признаки состава в теории уголовного права группируются по элементам состава. Выделяется четыре элемента состава преступления: объект(общественные отношения), объективная сторона(место, время, способ, орудия), субъект(возраст преступника, его положение, пол и тд) и субъективная сторона(мотивы) преступления.
Вопрос 51
Понятие воинского преступления. Признаки воинского преступления. Критерий разграничения воинского преступления и дисциплинарного проступка.
Статья 331 УК РФ: Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Признаки воинского преступления:
• особый характер объекта преступного деяния — установленный порядок несения военной службы;
• особый субъект преступления — военнослужащий или военнообязанный во время прохождения сборов,
• особое месторасположение статей, предусматривающих ответственность за воинские преступления,
Критерии отличия преступления от проступка. Отличаются также, как на гражданке преступление отличается от адм. Правонарушения. Воинские преступления и дисциплинарные проступки военнослужащих представляют собой разновидности воинских правонарушений. Суть их одна — нарушение установленного порядка несения военной службы. Однако по характеру и степени общественной опасности одни воинские правонарушения являются преступлениями, другие — дисциплинарными проступками. Воинские преступления всегда обладают большей степенью общественной опасности, чем дисциплинарные проступки.
Вопрос 52
Классификация и виды воинских преступлений.
Вероятно, можно поставить вопрос о выделении из родового объекта преступления видовой объект, общий для нескольких преступлений.
Представляется обоснованной следующая классификация воинских преступлений по их видовому объекту*(338):
против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332-336);
против порядка пребывания на военной службе (ст. 337-339);
против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340-345);
против порядка сбережения военного имущества (ст. 346-348);
против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352).
Вопрос 60 – 61.
Правовой минимум. Его назначение, сущность, содержание и характеритика.
Определяется тем же приказом № 333. Цель – правовое воспитание, повышение правовой культуры и тд. В целях обеспечения изучения личным составом нормативных
правовых актов установлены правовые минимумы для всех категорий
военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской
Правовые минимумы устанавливаются:
для прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и
для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской
Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации,
законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и
директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей,
международные нормативные правовые акты, составляющие основу
международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами
Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск,
начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил
Российской Федерации в правовые минимумы могут включаться нормативные
правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил
Российской Федерации, центральных органов военного управления.
Офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года и перед
назначением на вышестоящие должности сдают зачеты по соответствующему
правовому минимуму. Указанные составы военнослужащих, не сдавшие
зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены к назначению
на вышестоящие должности.
Зачет по правовому минимуму включает в себя два этапа:
— проверку теоретических знаний нормативных правовых актов
правового минимума на основе контрольного опроса;
— решение практических задач с использованием нормативных
правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской
Федерации и норм международного гуманитарного права.
Контрольные вопросы и проблемные задачи по правовому минимуму
разрабатываются органами воспитательной работы совместно с органами
юридической службы военных округов (флотов).
Для приема зачетов приказов соответствующего командира
назначается комиссия, в состав которой входят представители
командования, органов воспитательной работы, юридической службы.
Командиры воинских частей (и им равные) сдают зачеты по правовым
минимумам комиссиям вышестоящих органов военного управления.
По результатам сдачи зачетов по правовому минимуму офицерами и
прапорщиками (мичманами) издается приказ командира воинской части.
Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов)
отражается в аттестационном материале.
С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на
должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом
Вооруженных Сил Российской Федерации не реже 1 раза в год проводится
контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их
Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе
индивидуального задания командира (начальника) организуется
самостоятельная работа по изучению правового минимума.
Вопросы 62-67.
Дознание в Вооруженных силах. Сущность, Понятие и значение. Организация. Значение. Полномочия органов дознания. Процессуальный порядок производства дознания. Деятельность органов дознания по делам, не требующим предварительного следствия. Деятельность органов дознания по делам, требующим предварительного следствия.
Дознание в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, в отношении которого возбуждается уголовное дело. Руководство дознанием осуществляет командир воинской части, возбудившей уголовное дело, который обязан давать дознавателю указания о том, что именно подлежит установлению и в каком объеме; какие следственные действия необходимо произвести и когда должно быть закончено дознание.
Командир воинской части должен изучать работу дознавателей, принимать меры по ее совершенствованию и устранению недочетов, организует занятия по повышению юридической подготовки дознавателей. Процессуальный порядок производства дознания: проводится в соответствии с принципом всесторонности, полноты и объективности (статья 20 УПК). По уголовному делу должно быть установлено:
1)наличие преступления (какое именно) ;
3) когда (год, месяц, число, время) ;
4) обстоятельства, способ, орудия и средства совершения преступления ;
5) личность преступника;
6) виновность обвиняемого (цель и мотивы) ;
7) причины и условия, способствующие совершению преступления;
8) последствия преступления, характер и размер ущерба;
9) иные обстоятельства (ст.38,39 и 68 УПК РФ).
Наличие или отсутствие преступления, вывод о виновности должно быть подтверждено доказательствами, которые устанавливаются:
потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого,
протоколами следственных действий и документами.
Если совершению преступления способствовали ненадлежащие действия или упущения со стороны вышестоящих органов (служб, должностных лиц), командир воинской части докладывает об этом вышестоящему командиру и информирует военного прокурора.
В постановлении по уголовному делу должно быть указано:
повод и основания к возбуждению дела,
статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается;
офицер, которому поручено проводить дознание.
Полномочия органов дознания:
а) производить допросы военнослужащих (кроме командира воинской части) и других граждан, являющихся подозреваемыми, свидетелями или потерпевшими по делу;
б) производить осмотр необходимых документов и получать подлинники или копии для приобщения к уголовному делу;
в) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, самостоятельно принимать решение о производстве необходимых следственных действий, выносить обязательные для исполнения должностными лицами и гражданами постановления, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции военного прокурора или когда соответствующее постановление должно быть утверждено командиром воинской части;
г) докладывать непосредственно командиру воинской части вопросы, связанные с производством дознания.
Деятельность органов дознанаия по делам, требующим предварительного следствия:
Деятельность органов дознания ограничивается производством неотложных следственных действий, направленных на выявление и закрепление следов преступления, обнаружение вещественных доказательств, установление преступника, очевидцев преступления и потерпевших.