Как выглядит самолет внутри а380
Как внутри выглядит самый большой пассажирский самолет, и почему его проект оказался провальным
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Французы самолеты делать умеют. Не просто так Airbus остается одним из ведущих производителей авиационной техники в мире. Однако, не всегда все получается, как надо и ситуация с Airbus А380 лучшая тому иллюстрация. Новейший широкофюзеляжный двухпалубный 4-двигательный турбореактивный пассажирский самолёт совершил свой первый полет в 2005 году, а в эксплуатацию был введен в 2007. В трехклассной конфигурации лайнер берет на борт 525 пассажиров, а в одноклассной конфигурации может вместить 853 пассажира. Это делает А380 самым большим самолетом в своем классе. При этом машине способна без заправки преодолевать расстояние в 15 400 км.
Основными эксплуатантами машины являются авиационные компании Emirates Airlines, Singapore Airlines, British Airways и Qantas. «Фаршируются» авиалайнеры данного класса строго по желанию заказчика. А потому местами их наполнение выглядит в лучших традициях «дорого-богато». Например, арабы как-то заказали для себя А380 с водопадом внутри! У большинства машин данного класса прямо на борту имеется отделение магазина «duty free». Каждый пассажир может получить для себя маску для сна, теплые носки, а также набор стикеров для стюардесс, на которых говорится о том, когда конкретного пассажира будить. На отдельных самолетах на борту есть даже бары и кафе.
Каждое место даже в эконом классе оборудовано несколькими USB-разъемами для подключения гаджетов. На борту имеются душевые кабинки и просторные санузлы. Внутри самолета обеспечивается устойчивая работа сети Wi-Fi. Кресла сильно отличаются в зависимости от класса. В «первом» и «бизнес» они широко расставлены и могут фактически трансформироваться в кровать. В экономичном отделе все намного скромнее.
Самолеты А380 стали настоящим торжеством французского инженерного гения и при этом оказались абсолютно не рентабельны. Стоимость программы разработки обошлась Airbus в 12 млрд евро. Для того, чтобы только покрыть расходы, компании нужно сделать и продать около 500 самолёта. При этом с 2003 по 2020 включительно было создано только 246 машин. А в 2021 году французы и вовсе заявили о закрытии программы А380. Настолько невостребованными самолеты оказались по банальной причине: чаще всего компаниям не нужны такие гиганты. Лучше купить и заставить летать два, три меньших самолета, но на разных маршрутах.
Видео:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Экскурсия по Airbus А-380
01. Во время каждого перелета этого борта проводятся испытательные работы.
03. Масса самого самолёта — 280 тонн
04. Самолет имеет четыре двигателя.
05. Также предусмотрена грузовая модификация A380F с возможностью перевозить груз до 150 тонн на расстояние до 10 370 км.
06. Самолет в пассажирском варианте очень тихий, благодаря потрясающей шумоизоляции и новым двигателям.
07. Пилоты которые пересели с других типов самолетов первое время не могут нормально отдыхать, так как не привыкли к такой тишине.
09. Уровень шума в салоне A380 на 50 % меньше, чем у Boeing 747, также внутри самолёта поддерживается более высокое давление воздуха (равное давлению на высоте 1500 метров против 2500 у 747). Оба этих фактора предположительно будут способствовать уменьшению утомляемости пассажиров при путешествии. Верхняя и нижняя палубы соединены двумя лестницами, в носовой и хвостовой частях самолёта, достаточно широкими, чтобы на них поместились два пассажира плечом к плечу. В конфигурации с 555 пассажирами A380 имеет на 33% больше пассажирских мест, чем Boeing 747—400 в стандартной конфигурации с тремя классами, но салон имеет на 50% больше пространства и объёма, в результате чего на одного пассажира приходится больше места.
12. Среди больших лайнеров самый экономичный — 3 литра топлива на одного пассажира на 100 километров (54 морские мили) пути
20. На самолете порядка 570 километров проводов. На испытательном борту, наверное, раза в 3 больше.
23. В самолете есть маленький лифт, для подъема и спуска тележек (дверца слева кадра).
25. Максимально самолет может вместить 853 пассажира, это если делать только эконом-клас. Большинство компаний предпочитают трех- или четырехклассные компоновки. Среднее число пассажиров в таких самолетах 450-550.
27. Бочки с водой стоят для имитации нагрузки от пассажиров.
Airbus A380: собственный взгляд изнутри или как самолет будущего становится реальностью!
Итак, мы осуществили три перелета на борту 380-го: из Москвы в Дубай и Дубай-Сидней (туда-обратно). Обратно в Москву летели на 777, так что была возможность сравнить.
Комфорт пассажиров самого большого пассажирского самолета основан на трех моментах: больше пространства, больше давление и меньше шума.
Применение компоновки с двумя палубами позволило существенно увеличить размеры и объем пассажирского салона на нижней палубе за счет того, что максимальная ширина салона приходится на уровне верха головы сидящего пассажира. Отсюда преимущества, которые получили пассажиры, которые сидят у бортов (а где же еще сидеть, если хочешь смотреть и фотографировать в полете?): больше пространства для руки и плеча и, как следствие, это удобство распространяется на всех рядом сидящих. А большая ширина салона в верхней части усиливает визуальное ощущение простора.
Давление в пассажирской кабине Airbus A380 поддерживается выше, чем в самолетах фирмы Boeing, а именно соответствующее высоте 1500 метров, против 2500 у Boeing 747. Несомненный плюс в более комфортных отоларингических ощущениях у пассажиров, особенно на этапе взлета, когда снижение давления воздуха сопровождается растущей горизонтальнонаправленной перегрузкой при разгоне.
Уровень шума при выполнении крейсерского полета составляет 77-79 дБ. Чисто субьективно, это меньше, чем у 777 и, тем более у старичка 767-го, так мною любимого и выводимого, например, из эксплуатации Аэрофлотом в ближайшие месяцы. Справедливости ради я хочу отметить, что замеры я проводил не профессиональным тарированным прибором, а с помощью приложения Decibels для iPhone 5. Также хочу отметить, что на самолете установлены системы реверса тяги только на внутренних двигателях как раз для снижения шума при пробеге.
Что касается полета в неспокойном воздухе (турбулентности). Я сам и члены моей семьи никогда не пренебрегаем настоятельной рекомендацией пристегнуться, когда сидишь в кресле. Трясутся даже такие большие самолеты. При обратном перелете, в районе Сурабайи (Индонезия) наш борт попал в сильно возмущенный поток.
Общая компоновка или облик самолета – это, естественно прерогатива компании разработчика, естественно с учетом пожеланий эксплуатантов. А вот за компоновку салона целиком и полностью отвечает авиакомпания: сколько каких кресел какой ширины и с каким шагом втиснуть в уже построенный салон.
В салоне самолета Airbus A380 авиакомпании Emirates под эконом-класс полностью отведена нижняя палуба, здесь 4 салона. А это, как ни как, практически 80 % мест: 399 кресел эконом класса в компоновке V1 для сверхдальних маршрутов и 407 кресел эконом класса в компоновке V2 для дальних маршрутов, 76 бизнеса и 14 кресел первого класса. Итого: 489 и 497 пассажиров.
Естественно, самый лучший и удобный салон – передний, сразу за кабиной пилотов. Опять же здесь крылья не мешают комфортному обзору.
При перелете продолжительностью 14-15 часов, весьма полезно пройтись и разъмяться. Так вот в этом самолете весьма комфортно можно пройтись несколько кругов на нижней палубе.
В передней части самолета, сразу за кабиной есть достаточно просторный холл, собственно через который и попадают в этот самолет все пассажиры эконом-класса. Здесь же вход в святая-святых, кабину пилотов.
Здесь расположены все носовые туалеты. Разница в 8 пассажирских мест как раз и получается за счет двух дополнительных туалетов в носовой части самолетов, предназначенных для сверхдальних перелетов
Левый проход как раз в кабину пилотов. Интересно, что во время посадки еще в Москве дверь была открыта. Я спросил у стюардессы, а нельзя ли сделать несколько фото? Не проблема, только после окончания полета! Чем я и воспользовался и все расскажу и покажу!
Пассажирские кресла эконом-класса имеют ширину 18 дюймов и вполне удобны даже для крупных пассажиров
С места пассажира можно легко дотянуться до ламп индивидуального освещения и системы вентиляции и кондиционирования
Передний дисплей с обзором текущего положения самолета.
Что касается багажных полок. Компоновка этого места весьма специфична. Извечный компромисс: нужно обеспечить пространство для пассажиров, необходимый объем полок, травмобезопасность и необходимые зазоры в открытом положении. Как видите, компоновщикам это удалось!
Что касается электропитания для пассажиров. Бортовая развлекательная система ICE несомненно одна из самых передовых и насыщенных среди современных лайнеров. Вместе с тем если вы любите смотреть, читать или играть свой контент на смартфоне или планшете, за 15-часовой перелет может разрядится даже самая мощная батарея. Не переживайте! Airbus подумал о вас и о ваших возможных проблемах. На задней стенке впередистоящего кресла есть столь привычный и необходимый всем нам USB-разъем, выдающий 5В и 1А– как раз для зарядки iPhone. А если разрядился ваш любимый iPad, то как раз для этого случая в торце подлокотника розетка на 110V под американскую, австралийскую и евровилку. Так что не забудьте с собой зарядное устройство и провода и ваш полет превратится в энергонезависимое развлечение.
Разъем-вилка под наушники также расположен в торце подлокотника – это, несомненно, удобнее, чем на боковой поверхности. Попробовал использовать переходник-адаптер под разъем обычных наушников 3,5 мм. Весьма удобная вещь. Для часто летающих пассажиров: рекомендую!
Пространства для ног вполне достаточно. В спинке кресла два кармана, один – маленький, как раз удобен для телефона, наушников и проводов.
Вот такие интересующиеся пассажиры сопровождали нас весь полет)))
Стюардессы авиакомпании Emirates как всегда приветливы, улыбчивы и внимательны к пассажирам. Я всегда поражаюсь их выдержке и терпению: среди полтысячи пассажиров попадаются персонажи с весьма своеобразным поведением и своим взглядом на жизнь. Они к тому же, не только не препятствовали съемке «стратегического транспортного объекта», но и не прочь сами позировать!
Вечернее освещение в передней части салона
А так салон выглядит во время дневного перелета
Эта лестница в конце пассажирского салона нижней палубы ведет туда, где летят 76 пассажиров бизнеса-класса и 14 пассажиров первого класса
А это – лестница в передней части салона и…
Кухня самолета расположена в средней и хвостовой части самолета
Как я уже отмечал, компоновка салона для сверхдальних перелетов отличается увеличенным количеством туалетных комнат. Да, именно комнат, потому что в этом самолете, помимо обычных, компактных туалетов, которые мы привыкли видеть в салонах уже ставших классическими самолетов, есть реальные туалетные комнаты, в которых есть например, зеркала, позволяющие посмотреть не только на свою улыбку, о и дающие возможность посмотреть на себя в полный рост! Я редко фотографирую туалетные комнаты, но размер и простор их в 380-м заставил взять фотоаппарат в руки!
Красная и синяя кнопочки позволяют регулировать температуру воды, которая течет здесь столько, сколько находятся руки под краном. Может это не очень экономично, но, по моему, весьма комфортабельно и удобно.
А это обычный, «классический» туалетный модуль
Скоро наш 14-часовой перелет закончится, мы подлетаем к Сиднею и проверим, как ходят люди вверх ногами и как поживают эти сумчатые животные!
Большое спасибо фирме разработчику и строителю самолета Airbus S.A.S и авиакомпании Emirates Airline любезно предоставившими самолеты для тест-драйва. Нам самолет очень понравился и при планировании дальнейших путешествий, при возможности выбора из альтернативных вариантов, я бы выбрал 380-й.
При написании данного материала использованы материалы, свободно распространяемые в интернете, в частности на сайтах: Википедия
Airbus A380. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.
Представите себе огромный авиалайнер длиной около 73 метров и высотой чуть больше 24 метров, это почти с восьмиэтажный дом, который имеет размах крыльев почти 80 метров, и вмещает в себя до 853 пассажиров. Хотя, Вы, наверняка входите в число тех людей, которые видели, а может быть даже, и летали в чреве этого четырехдвигательного «монстра».
На разработку А380 ушло свыше двенадцати миллиардов евро. И около десяти лет разработки. А его вместимость на 35 процентов больше чем у главного конкурента Boeing 747. Одной из проблем при строительстве А380 была проблема веса, потому что лишний килограмм нагрузки увеличивает расход драгоценного топлива.
Airbus A380 фото
Поэтому необходимо было сделать внешнюю оболочку как можно более легкой, но в тоже время максимально прочной. Для этой цели было применена комбинация большого количество нового сплава алюминия, который, легче и имеет лучшую ударную прочность по сравнению с обычными алюминиевыми сплавами и композитных материалов, в том числе и на основе стекловолокна. Так как заводы по производству компонентов для лайнера находятся не только во Франции, а также в других странах, таких как Испания, Германия и Великобритания, то для доставки компонентов в Тулузу, компания «Airbis S.A.S.» построила для этих целей специальное транспортное судно, для доставки частей фюзеляжа, водными путями.
Airbus A380 салон
На авиалайнер устанавливают моторы RollsRoyce Trent-900 или же двигатели Engine Alliance GP-7000. В А380 применена новейшая на сегодняшний день интегрированная модульная авионика IMA (Integrated modular avionics), которая была впервые использована на современном истребителе пятого поколения F-22. В кабине пилотов установлены восемь, 15×20 см, дисплея, куда выводится вся полетная информация, и данные состояния бортовых систем.
Первый полет Airbus А380-800 с двигателями Rolls Royce совершил 27 апреля 2005 года. А трансатлантический рейс состоялся 10 января 2006 года. А уже 12 декабря 2006 года модификация A380-841 с двигателями Trent900 прошла сертификацию. Вариант с моторами GP-7000 получил сертификат в 2007 году 14 декабря.
Airbus A380 схема салона
Помимо базового варианта, есть вариант A380 и в люксовой отделке, где пассажиры имеют свою собственную кровать, бар, холл или тренажерный зал. Лайнер A380, способен совершать перелеты без дозаправки на расстояние равное пятнадцати тысяч километров.
Предлагается также производство и грузового варианта — А380-800F, с грузоподъемностью больше 145 тонн и дальностью 10 тысяч километров.
Характеристики Airbus A380-800:
Airbus A380. Галерея.
Airbus A380 видео
Обзор самолета Airbus A380
Airbus A380 – реактивный пассажирский авиалайнер с двухпалубным салоном. Он считается самым габаритным и вместительным самолетом, предназначенным для перевозки людей. Технические характеристики и особенности конструкции помогли стать A380 одним из лучших, но ожидаемого спроса авиалайнер не получил. Тем не менее он активно используется рядом авиакомпаний и частными лицами.
История создания, место производства
Разработка проекта по созданию крупногабаритного пассажирского авиалайнера стартовала еще в 1990 годах. Изначально предполагалось, что самолет станет главным конкурентом Boeing 747. Важность появления подобной машины была очень высока, так как Airbus стремилась разрушить монополию американской компании.
Проект имел кодовое название A3XX и должен был объединить в себе два фюзеляжа от модели A340, но от этой идеи вскоре отказались, чтобы избежать ухудшения технических характеристик. Окончательным вариантом была выбрана двухпалубная компоновка салона при увеличенных общих размерах машины.
В 1997 году начался экономический кризис, который заставил Boeing приостановить разработку 747 модели. Airbus же продолжили работать в обычном режиме и уже к 2000 году одобрили новый самолет Аэробус А380, ставший крупнейшим в мире. Номерная часть названия была выбрана неслучайно – это позволило повысить уровень продаж в азиатских странах, где цифра 8 считается счастливым числом.
A380 объединял в себе несколько серьезных преимуществ, включая уменьшенные эксплуатационные затраты и огромную вместимость пассажиров. Но при его создании пришлось вложить много усилий в снижение массы. Для этого конструкторы использовали композитные материалы в частях силовой конструкции, интерьере и некоторых дополнительных элементах. Также они применили улучшенные сплавы на основе алюминия, а для панелей фюзеляжа взяли гибридный материал Glare.
Первый самолет начали собирать в 2002, а через три года он был показан в Тулузе. При проведении испытаний стало ясно, что конструкция крыла имеет недоработки, из-за чего пришлось незамедлительно вносить изменения. К 2007 году A380 признали готовым к производству. Самый большой самолет приобрели несколько крупных авиакомпаний, а к 2017 году общее количество, используемых Airbus этой модели, достигло 207 единиц. Примечательно, что серьезных происшествий с пострадавшими за годы эксплуатации не произошло.
Производством самолета занимается Airbus S.A.S., расположенная во Франции. Также некоторые элементы создаются на заводах в Германии, Испании и Великобритании. Транспортировка большинства из них осуществляется с помощью Airbus A300 Beluga, Ан-124 и водного судна Ville de Bordeaux.
Первые годы были проблемы, связанные с необходимостью прокладки 530 км электрической проводки, причем только в кабине пилотов требовалось уложить более 100 000 проводов. Позднее выпуск самолетов наладился, но количество заказов оказалось ниже предполагаемого. Поэтому в начале 2019 года представитель Airbus заявил о вероятном снятии A380 с производства к 2021 вследствие недостаточного спроса. Эти слова не исключают вероятности выпуска новых модификаций авиалайнера, вмещающих еще больше пассажиров.
Схема салона Airbus A380
В самолете А380 имеется две палубы: верхняя и нижняя. Между собой они соединены двумя лестницами, расположенными по разным концам авиалайнера. Базовая версия самолета включает первый класс, бизнес и эконом. Вместимость пассажиров в каждом из них разная, как и общие условия комфорта.
Первый класс расположен в передней части самолета на верхней палубе, он вмещает до 12 человек. Расстояние между креслами составляет 83 дюйма, при этом каждое можно разложить в виде кровати. Перед пассажиром размещается монитор с HD-разрешением.
Бизнес-класс вмещает до 66 человек и располагается сразу после первого. Свободный промежуток между креслами более ограничен и составляет 74,5 дюйма, но их тоже можно раскладывать в кровать. Перед креслом установлен небольшой монитор с телевидением.
Эконом включает 399 мест, которые расположены на нижней палубе. Расстояние между креслами сокращено до 32 дюймов, они не раскладываются, но все равно отличаются повышенной комфортабельностью. Перед каждым пассажиром также установлен небольшой монитор. В некоторых авиакомпаниях предоставляется платная услуга интернета.
Лучшие места
В первом классе все места отличаются высочайшей степенью комфорта, каждый пассажир находится в индивидуальном купе с дверью. Поэтому уровень удобств будет везде одинаковый. Некоторые склонны выделять более комфортными 2 и 3 ряды, так как рядом с 1 и 4 расположены туалеты. С бизнес-классом ситуация схожая, но дискомфорт на отдельных местах более значительный из-за отсутствия индивидуальных купе. Удобны будут все кресла, кроме 7, 20, 21 и 23 ряда.
Места в экономклассе выбрать уже сложнее, так как большинство из них имеют свои недостатки. Наиболее удобными считаются 45, 54 и 82 ряды. Перед ними нет других кресел, все технические помещения с туалетами расположены далеко. Поэтому комфорт и спокойствие пассажирам обеспечены. Высоко оцениваются места на 68 и 81 рядах, перед которыми много свободного пространства. Менее комфортными считаются кресла на 43, 52, 67 и 80 рядах. Перед ними тоже достаточно места, но поблизости есть туалеты с другими техническими помещениями. Остальные кресла не имеют никаких преимуществ.
Летно-технические характеристики
Крупные габариты самолета Airbus A380 не оказывают негативного влияния на его технические характеристики и приносят большую пользу, увеличивая количество свободных мест до 853. Длина авиалайнера составляет 72,7 м, его высота достигает 24,1 м, при этом сам салон растянут на 6,5 м. Размах крыла еще больше – 80 м.
Его площадь равняется 845 м². Вес самолета без какой-либо нагрузки составляет 276,8 тонн, максимальный взлетный ограничен 560 тоннами, а посадочный не должен превышать 386 тонн. Коммерческая нагрузка может достигать 83 тонн.
За летные качества отвечают четыре двигателя Rolls-Royce Trent 970 или Alliance GP7270. В обоих случаях взлетная тяга составляет 31780 кгс. Крейсерская скорость ограничена 900 км/ч, предельная – 945 км/ч. Для взлета самолету требуется разбег длиной 2 км, а при посадке ему понадобится пробег до 2,9 км. A380 способен преодолевать расстояния до 15 тыс. км, поднимаясь на высоту до 13100 м. Расход топлива в час составляет 12 тыс. кг при емкости баков 310 тыс. л.
Конструкция самолета
По аэродинамической схеме A380 относится к широкофюзеляжным турбовентиляторным низкопланам со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Самолет имеет четыре двигателя.
Кабина
Пассажирская кабина отличается большой шириной, что позволило выстроить до 11 кресел в одном ряду экономкласса и дало вариативность распределения посадочных мест в первом и бизнес-классах. Общая площадь салона на 50% больше, чем у конкурента в лице Boeing 747.
Максимальное количество пассажиров составляет 853 человека, но чаще всего применяется компоновка с тремя классами, где устанавливается 525 кресел. На борту предусмотрено наличие душа для первого класса, барные стойки, комнаты отдыха и даже Duty free. Набор зависит от авиакомпании. Также многие предоставляют услугу платного интернета и телефонной связи.
Фюзеляж и кабина пилотов
Фюзеляж A380 разделен на две палубы, соединенные между собой двумя лестницами. Ширина последних позволяет двигаться пассажирам в обе стороны, не испытывая дискомфорта или тесноты. Основа фюзеляжа выполнена из углеволоконных композитов. Задняя секция имеет стабилизаторы, а внутри установлено служебное отделение с газотурбинной установкой и генератором.
В носовой части размещена стеклянная кабина пилотов, рассчитанная на двух человек. На приборной панели установлены специальные мониторы со всей необходимой информацией о полете. Классический штурвал отсутствует, а вместо него используются джойстики сбоку от кресел. Они соединены с рулями управления электроприводами. Также перед пилотами установлен раскладывающийся стол с клавиатурой, а между креслами размещены дополнительные элементы управления.
Двигатели
Существует две основных модификации авиалайнера, различающиеся типом установленных двигателей. В первом случае используются четыре мотора Rolls-Royce Trent 970, во втором – это же количество, но Alliance GP7270. Обе модели соответствуют международным стандартам и не превышают допустимые значения шумности. По техническим характеристикам очень схожи и не имеют серьезных отличий, дающих заметное преимущество какому-либо из них.
Rolls-Royce Trent 970
На двух из четырех двигателей установлен реверс тяги, предназначенный для сокращения длины пробега при посадке. Работают они на авиационном керосине, который располагается в 13 кессонных баках внутри крыла и горизонтального оперения. За перекачку топлива отвечают 41 насос, которые обеспечивают центровку и минимизируют лобовое сопротивление путем перегона жидкости между топливными емкостями.
Шасси
На A380 установлены пять стоек шасси. Для их выпуска и уборки применяется смешанный привод, включающий элементы гидравлики и исполнительных электроприводов. При убирании шасси закрываются специальными створками из композитов, что снижает риск поломки. Также положительно на безопасности сказывается использование четырех независимых систем управления.
Модификации Airbus A380
A380 был выпущен в нескольких модификациях, каждая из которых имеет свои особенности. Базовыми считаются A380-800, 842, 861 и 862. Они отличаются установленными двигателями, что сказывается на расходе топлива и некоторых летных характеристиках.
Модели примечательны эффективностью регулировки температуры воздуха в салоне, что стало возможным благодаря наличию 16-ти температурных зон. Также производитель представил другие версии самолета, имеющие больше отличий.
В некоторых случаях базовые версии, приобретенные для частной эксплуатации, имеют свои особенности, касающиеся внутреннего устройства или технических возможностей. Серийное производство для них не запускается.
Стоимость разных моделей
Если производитель представит новые модификации для официальной продажи, то цена на них будет еще выше. Всего используется 219 A380, из которых 109 единиц стоят на эксплуатации у авиакомпании Emirates Airlines, осуществляющей авиаперевозки в ОАЭ. Также 317 самолетов находятся на этапе строительства или ожидают своей очереди, после чего будут переданы заказчикам и начнут выполнять перелеты.
A380 – крупнейший в мире пассажирский авиалайнер, который отличается низким уровнем шума внутри кабины и высочайшей экономичностью. Перелетая на нем, пассажиры испытывают повышенный комфорт даже в том случае, если находятся в экономклассе. Возможно, в будущем будут выпущены новые модификации, которые станут еще лучше базовой и смогут привлечь покупателей.