Как выглядит шахматная фигура слон
Шахматные фигуры
Игра в шахматы является одной из древнейших, ей уже много веков. Ее развитие было непрерывным: вначале люди играли зернышками, затем — шариками из глины, и только к Средним векам на доске появились те фигуры, которые знакомы нам. Если вы решили научиться играть в шахматы, первым делом стоит разобраться с шахматными фигурами. Это значительно ускорит и упростит процесс дальнейшего обучения.
Сколько белых и черных фигур на доске
Сегодня во время игры в шахматы каждый игрок использует шесть видов фигур. Они различаются по цвету: у одного белые фигуры, а у второго — черные. При этом «армия» и одного, и другого игрока состоит из 16 единиц. Получается, что всего на доске 32 фигуры обоего цвета. Их мы рассмотрим подробнее чуть дальше. У каждой фигуры есть свое место на доске и определенная траектория движения, способ или способы перемещения во время игры.
Вот как выглядит начальная расстановка фигур в шахматах:
Название шахматных фигур с картинками
Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.
Король
Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Ферзь
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.
Ладья
Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.
Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.
Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.
Пешка
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.
Итак, теперь вы познакомились со всеми фигурами на шахматной доске. Советуем продолжить обучение и до конца разобраться с правилами шахмат. Мы постарались составить наиболее понятное руководство, чтобы после его изучения можно было сразу приступить к осмысленной игре.
Как выглядит шахматная фигура слон
Вот что нужно знать о слоне:
Слоны на своих начальных позициях.
Слон считается легкой фигурой (как и конь ) и оценивается в три балла. Он намного ценнее пешки (которая стоит один балл), примерно равен коню (по три балла), но уступает ладье (пять баллов) или ферзю (девять баллов).
Как ходит слон
Слон ходит по диагоналям!
Каждому из слонов доступна ровно половина полей доски. Слон может ходить либо по белым полям, либо по черным. Слон называется белопольным, если он ходит по белым полям и чернопольным, если он ходит по черным. Два слона взаимодействуют оптимально, когда они расположены на соседних диагоналях—вот как много полей держат под боем такие слоны!
Два слона держат под боем много полей!
Белопольный слон не может стать чернопольным, и наоборот. Слон может взять фигуру противника, заняв поле, на котором она расположена, и преодолеть сколько угодно полей в любом направлении, если они свободны от других фигур.
На этой диаграмме чернопольный слон черных не может сделать ни одного хода!
Чернопольный слон черных заблокирован!
Проверим себя
Проверим, видим ли мы, куда может пойти слон. Может ли белопольный слон белых на этой диаграмме взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять коня c6?
Нет! Слон не может взять коня c6, потому что его закрыла собой пешка b5.
Заключение
Мы узнали, где расположены слоны в начале партии, какова их ценность, и как они ходят. Испытаем слонов в сражении с друзьями или пройдем еще больше интерактивных уроков!
Смотрим видео
Как ходит слон в шахматах?
Дата публикации: 2021-06-24
Фигура, которую мы знаем как Слона, возникла в Индии и появилась в виде слона в Индийских шахматах. Когда шахматы пришли на запад, европейские игроки переделали фигуру, чтобы представить члена церковного духовенства, который раньше занимал влиятельные должности при королевских дворах. Внешний вид фигуры поменялся, но в России и ряде других стран мы по-прежнему её называем Слоном. А также шахматного слона есть другое название – офицер!
Как ходит слон в шахматах?
Как ходит слон в шахматах? Слоны перемещаются по диагонали, на столько полей, сколько они хотят за раз как вперёд, так и назад. Они всегда остаются в своём стартовом цвете.
Слон не может перепрыгивать через другие фигуры. Поэтому, если на его пути стоит вражеский солдат, он должен либо остановиться, не дойдя до этой фигуры, либо её «съесть». Здесь белый слон может взять чёрную ладью.
Слон двигается по прямой диагонали.
Советы, которые следует помнить при перемещении слона:
Исходное положение слонов
Просто сосредоточьтесь на том, чтобы придерживаться своих диагоналей, и не блокируйте своих слонов пешками.
Хороший слон против плохого слона
Если Слон заблокирован своими Пешками, его называют плохим слоном. Здесь белый слон ограничен белыми пешками, а чёрный слон может легко перемещаться по доске. Когда у вас плохой слон заперт за пешечной цепью, вы должны найти способ вырваться на открытое пространство (диагонали). Плохой слон белых может быть освобождён с помощью Bc1-Bf4.
У белых сейчас плохой слон
Но также стоит отметить, что белопольный и чернопольный слон отлично подходят друг другу. Вместе они могут контролировать большие площади доски. Вместе они называются парой слонов. Позже вы узнаете больше об этом.
Фианкетто Слона
Когда открыта длинная диагональ, там слоны могут быть очень сильными. Здесь оба нижних белых слона фианкеттированы.
Фианкеттированные слоны имеют более широкий охват
Типовое Староиндийское фианкетто
Типы слонов
Слон живёт ради скорости, и этот маленький гоночный автомобиль Формулы-1 делает всё, чтобы захватить себе диагональ. Это означает, что, если его диагонали не заблокированы, Слон может быть свирепой и очень ценной фигурой.
Есть три типа слонов:
1.Активный слон
Слон считается Активным, если он находится вне пешечной цепочки или наслаждается жизнью на достаточно свободной диагонали. Активный слон может мгновенно перебегать из одного сектора в другой, поэтому их всегда нужно уважать.
В этой позиции белый слон на d5 очень активен, в отличие от чернопольного слона на g7. Фианкеттированный Слон находится в состоянии покоя из-за закрытого центра, созданного пешками.
Важные советы при перемещении пешек:
2. Полезный слон
Слон считается «Полезным» если он выполняет важное оборонительное или динамическое задание. На такого защищающегося слона возможно некрасиво смотреть, но его отсутствие может привести к серьёзным затруднениям в вашей позиции.
Активные слоны хороши, но временами они просто претендуют на господство над незначительной недвижимостью. В этом случае вам нужно найти или создать что-то для них. Спящий Слон одновременно полезен и активен. Он охватывает много областей, но также служит очень конкретной и полезной цели.
Полезный слон, охраняющий d6
Чернопольный слон чёрных на e7 выглядит пассивным. Однако, если вы внимательно понаблюдаете, тот же самый Слон служит полезной цели, охраняя отсталую пешку d6.
Если вы уберёте из игры обоих чернопольных слонов, позиция чёрных упадёт, и белые смогут легко сожрать слабую пешку d6 своим ферзём. Чернопольный слон Чёрных — это Полезный Слон!
3. Большая пешка
Слон считается большой пешкой, если он не выполняет полезную функцию и оказывается в ловушке за своими пешками (что делает его неактивным). Этот вид слона принимает образ пешки-переростка, которая, к сожалению, не может превратиться в ферзя, достигнув конца доски.
В этом положении слон белых полностью захвачен пешечной цепью, и он ничего не может сделать, чтобы освободиться из неё. Какая жалость. С другой стороны, чёрный слон активен и может свободно передвигаться. Будьте осторожны, чтобы не попасть в такую ситуацию!
Белый слон теперь просто большая пешка
Что делать, если у вас есть большая пешка:
Смотрите также: Как ходят все шахматные фигуры?
Разноцветные слоны
Поскольку они не сражаются друг с другом на одинаковых диагоналях, оба слона обычно очень сильны на своем, собственном цвете. Разменять их довольно сложно, потому что их пути никогда не пересекаются.
Белые ходят и ставят мат в 1 ход
Разноцветные слоны — это просто битва Слона против Слона. Тем не менее это странная битва, напоминающая войну двух существ в разных измерениях.
Поскольку они будут жить на диагоналях разного цвета, пока не будут помещены в коробку после игры, слоны не могут защищать то, что атакуют другие, а если вы поставите свои пешки или Короля на противоположный цвет вражеского слона, призрачный Слон обнаружит, что он вообще ничего сделать не может.
Слоны в разных измерениях
В эндшпиле они помогают защищающей стороне. Шахматное окончание, в котором у одной из сторон есть лишняя пешка, обычно заканчивается вничью. И есть много позиций, где преимущества двух пешек недостаточно для победы.
В миттельшпиле разноцветные слоны благоволят атакующему игроку. Их доминирование на одном цвете часто позволяет добиться выигрышного прорыва.
Два слона
Конечно, если позиция закрыта и все диагонали заблокированы, слоны могут быть не очень впечатляющими. Но в целом пара слонов действительно хорошая вещь, и с ней соперник должен что-то делать.
Сила двух Слонов
Слон может перемещаться на любое количество полей, если все они диагональные. Он не может перепрыгивать через фигуры на своём пути. Если слон начинает с чёрного поля, он должен двигаться только по чёрным диагоналям и наоборот. Слон хорош для прикрытия или защиты других фигур на доске.
Шахматные фигуры
Начальная шахматная расстановка фигур
На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.
На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.
Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.
У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.
Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.
Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее. 👑
Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.
Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.
Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.
Ходы шахматных фигур
Король
Король — главная фигура в шахматах. Вот он, с короной на голове и ключом от шахматного государства.
Главным я его называю не просто так. Партия заканчивается, когда король оказывается в ловушке под названием мат. Выигрывает тот, кто первым поставил мат королю соперника. Поэтому вам следует оберегать своего короля.
Фигура эта, конечно, великая, но двигается она медленно. Зато во все стороны: вперед, назад, вбок и наискосок. Но только на одну клетку за один ход. Вот такой вот вам монарх! Только не надо его ругать: свою силу и ловкость он отдал ферзю, о котором мы поговорим чуть позже.
Пешка
Пешка — самая маленькая фигура, но нельзя ее недооценивать. Это смелый боец, который первым рвется в бой. Кроме того, у пешки есть один секрет, о котором я вам сейчас расскажу.
Пешка может двигаться только вперед и только на одну клетку. Но если она стоит в своем домике (на начальной позиции), то может выбрать — сходить на одну клетку вперед или сделать стремительный рывок на две клетки вперед. После этого пешка продолжает двигаться как обычно.
А вот и главный секрет этого маленького и хитрого воина. Как только пешка дошла до противоположного края доски, она может превратиться в одну из фигур: ферзя, ладью, слона или коня.
Шахматный слон совсем не похож на слона, которого мы привыкли видеть в зоопарке, да и весит поменьше. Но бегать этот слон все же умеет, только по шахматной доске.
В партии у вас есть два слона, и они отличаются друг от друга. Один может ходить только по полям белого цвета — такой слон называется белопольным. Другой слон ходит только по полям черного цвета и называется чернопольным. Слоны перемещаются по доске в любую сторону и на любое расстояние наискосок по полям одного цвета. Линии перемещения слона еще называют диагональю.
Ладья
Ладья — это фигура, которая напоминает крепостную башню. Давным-давно ладьи были не просто фигурами на шахматной доске, а большими лодками, с помощью которых люди бороздили моря и океаны. Но шахматам больше 2000 лет, некоторые фигуры поменяли свой внешний облик и назначение, и ладья уже не похожа на лодку.
Ладья — очень мобильная фигура. Она может двигаться в любом направлении по прямым линиям: вперед, назад, вправо, влево на любое количество клеток. Прямые линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Прямые линии, расположенные сверху вниз, называются вертикалями.
Ферзь
Итак, мы перешли к изучению самой сильной фигуры в шахматах — ферзя.
Ферзя в некоторых странах именуют королевой (по-английски queen). Например, в названии популярного шахматного сериала «Ход королевы» (Queen’s gambit). Но к нам эта фигура пришла со своей историей и именем färz из Турции, поэтому будем называть ее просто и благородно — ферзь.
Ферзь сочетает в себе ходы двух других фигур — ладьи и слона. Это значит, что он может двигаться в любом направлении на любое расстояние по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) и по диагоналям. Только, в отличие от слона, ферзь не привязан к диагоналям лишь одного цвета. Если ферзь стоит на черном поле — ему доступны черные диагонали, если на белом поле — белые диагонали.
Ферзь — самый сильный воин во всей шахматной армии. Эту фигуру часто используют для заключительной атаки на вражеского короля.
Конь — фигура, которая соответствует своему названию. Невозможно представить себе древнее войско без коней: они всегда участвовали в военных сражениях, вот и в шахматах тоже участвуют. Не забываем, что мы с вами ведем великую битву!
От природы коням даны мощные ноги, и они отлично справляются с прыжками через препятствия. Так вот, шахматные кони не менее удивительны. Они даже могут перепрыгивать через фигуры — почти как настоящие!
Ход коня — самый необычный из всех шахматных фигур. Конь может двигаться в любом направлении: вперед, назад, вправо, влево. Только делает он это с помощью прыжка через две клетки, а завершает свое движение поворотом на одну клетку в сторону.
Обязательно потренируйтесь с ходом этой фигуры самостоятельно! Вот вам небольшое задание. Попробуйте добраться вашим конем с поля a1 до поля h8, не наступая на препятствия. И помните — две клетки в любую сторону, прыжком вбок завершаем движение.
На этом наше путешествие по сказочному миру шахмат подошло к концу. Теперь вы знаете все про шахматные фигуры — их названия, ходы и даже немного больше. Немного тренировок — и вы с уверенностью сможете отличить пешку от ферзя. А прокачаться еще быстрее помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Запишитесь сейчас и получите до 3 уроков в подарок при первой оплате!
Шахматные фигуры
В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два соперника: один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске.
Содержание
Описания фигур [ ]
Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка
Классификация [ ]
В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.
Сравнительная сила фигур [ ]
Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:
Фигуры | Символ | Ценность |
---|---|---|
Пешка | Файл:Chess plt45.svg | 1 |
Конь | Файл:Chess nlt45.svg | 3 |
Слон | Файл:Chess blt45.svg | 3 |
Ладья | Файл:Chess rlt45.svg | 5 |
Ферзь | Файл:Chess qlt45.svg | 9 |
Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями — нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королем, либо забирать коня.
Ударная сила фигур [ ]
Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей пустой шахматной доски называется ударной силой этой фигуры.
Фигура | В центре | На краю | В углу |
---|---|---|---|
Пешка | 2 | 1 | — |
Конь | 8 | 3-4 | 2 |
Слон | 13 | 7 | 7 |
Ладья | 14 | 14 | 14 |
Ферзь | 27 | 21 | 21 |
Король | 8 | 5 | 3 |
Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.
История облика [ ]
Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»
Чатуранга и шатрандж [ ]
Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов (слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости). Естественно они были (и есть) редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными или «условно-знаковыми» (задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, — существеннее было лёгкое опознание фигур).
Дальнейшая эволюция [ ]
На Русь шахматы попали из Персии около X века. Это повлияло на русские названия фигур, а вот традиционный русский облик полностью уступил место западно-европейскому дизайну.
Стандартизация [ ]
Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»
В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать дизайн шахматных фигур. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, — так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук.
Художник сделал простые осесимметричные (за исключением коня), но достойно выглядящие фигуры. Осесимметричность большинства фигур даёт возможность изготавливать их на токарном станке. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона, увиденного художником в Британском музее. Облик фигур опирался на британские традиции: так, шишечка слона («епископа») напоминала александрийскую Папскую митру. Организатор турнира — Говард Стаунтон, — и заказчик нового дизайна фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.
Названия [ ]
В дореволюционной России встречались следующие названия фигур:
Ладья — тура, король — генерал, слон — офицер, ферзь — королева [1] :
… Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…
Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Символы в Юникоде [ ]
Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.