Как выглядит школа в россии
Современные школы России
А что вы можете сказать про «современную школу»?
Школа «Точка будущего»
Самая современная школа России открылась 1 сентября 2020 года, находится она в Иркутске и называется «Точка будущего». Проект образовательного комплекса разработан консорциумом датского архитектурного бюро «CEBRA» и российского «UNK project», совместными усилиями им удалось воплотить в жизнь концепцию, едва ли вписывающуюся в традиционное представление о школе. В процессе реализации самым сложным было соблюсти колоссальное количество строительных норм и правил, санитарных и пожарных требований, при этом сохранив изначальный замысел.
«Точка будущего» похожа скорее на кампус какой-нибудь IT–компании в Силиконовой долине, нежели на школу. Здание представляет собой 6 корпусов, расположенных по кругу и объединённых под единой крышей, в школе очень мало коридоров, вместо них обилие просторных холлов, открытых пространств, переходов, террас и все эти площади используются для занятий так же, как и учебные кабинеты. Несмотря на то, что образовательный комплекс построен на деньги частного капитала, обучение здесь совершенно бесплатное и упор сделан на талантливых детей сирот и деток из малоимущих семей, для них вблизи школы построен коттеджный посёлок, с возможностью бесплатного проживания.
Школа будущего
Ещё одна современная школа так же открылась в сентябре 2020 года, называется она «Школа будущего» Wunderpark International School и находится в Истринском районе Подмосковья. Так же как и «Точка будущего» Wunderpark является частным образовательным учреждением.
Проект был разработан командой российского архитектурного бюро «Archstructura» и благодаря их подходу к выбору материалов, инженерному оснащению и технологии строительства, зданию школы был присвоен высший класс энергоэффективности. В образе здания можно увидеть отсылку к организации городской среды – есть центральное пространство с амфитеатром, где сосредоточена общественная жизнь, от которого расходится 5 лепестков с учебными аудиториями, такая структура напоминает центральную площадь в городе, от которой лучами расходятся улицы.
Школа «Летово»
Школа «Летово», построенная в посёлке Сосенское в Новой Москве, приняла своих первых учеников в 2018-ом году. Школа «Летово» является частной школой–пансионатом. Сюда съезжаются талантливые и мотивированные дети со всей страны. Обучение ведётся с 7 по 11 класс и по принципу билингвальности – на русском и английском языках, а ещё тут есть несколько бакалаврских программ. В основном обучение производится на платной основе, но есть множество грантов, покрывающих от половины до полной стоимости обучения. Образовательный комплекс построен по проекту нидерландского архитектурного бюро «Atelier PRO» в партнёрстве с российскими коллегами из бюро «Atrium». На проект школы проводился международный конкурс в 2014-ом году, а в 2016-ом проект–победитель удостоился звания «Лучшее архитектурно–градостроительное решение объектов здравоохранения и образования».
Главное здание кампуса, административный корпус и жилые дома выполнены в одинаковой отделке, но различаются по стилистике, основной упор был сделан на создание комфортной, открытой и трансформируемой среды. В результате мы имеем пример того, какой яркой и разнообразной может быть образовательная среда, где ребёнку интересно и комфортно, где ученик не просто пользуется пространством, а может менять пространство вокруг себя.
Как должна выглядеть современная школа
Уже много лет школьное образование в нашей стране практически не меняется. Дети все также учатся по сменам в переполненных классах, бродят из одного душного кабинета в другой между уроками и сидят за выстроенными рядами партами. Многие даже не предполагают, что можно учиться как-то иначе! Если вы из числа таких людей, то моя сегодняшняя подборка самых крутых и современных школ для вас.
Архитектор: 3XN
Место: Копенгаген, Дания
В классах этой гимназии нет стен. Вместо классов дети здесь обучаются в опенспейсах. Все этажи организованы вокруг центральной лестницы, у них открытая планировка. С помощью передвижных стен и гибких конструкций учителя внедряют здесь новые методы обучения: так дети могут работать либо в разных группах, либо один на один с учителем.
Здесь, кстати, и не учителя вовсе, а коучи (тренеры), которые не просто вещают с трибуны, а всеми силами стараются привить детям живой интерес к знаниям. Еще эта школа перешла полностью цифровой формат обучения: все материалы доступны в интернете, а уроки проводятся на платформе Google Sites.
Школа Kwel Ka Baung
Архитектор: a.gor.a Architect
Место: Мае Сот, Таиланд
Школа находится на границе Таиланда и Мьянмы. Основная ее цель – обеспечить образование детям из семей, которые прибыли из Мьянмы, спасаясь гражданского конфликта. Беженцы из Мьямы часто становятся жертвами торговли людьми и трудовой эксплуатации, и их незаконное положение не дает им никаких прав. Школа для детей беженцев позволяет им не прерывать обучение в связи с неспокойной ситуацией на родине, а продолжить его в соседней стране.
Школа Pies Descalzos
Архитектор: Giancarlo Mazzanti
Место: Картахена, Колумбия
Школа Pies Descalzos помогла преобразить весь район и стала объектом гордости для всего города. Она значительно улучшила условия жизни района и смогла занять его жителей разными образовательными программами и общественно полезными делами.
Школа стремится быть архитектурным и городским проектом с большим социальным воздействием, двигателем изменений для жителей района и города. Основатели школы создают новые объекты и общественные центры: библиотеки, классные комнаты и места для занятий спортом, которыми смогут пользоваться жители соседних районов.
Школы, в которых хочется учиться
Как выглядит типичная школа в России? Неприглядное здание в 3-4 этажа за забором, много однотипных классов и безликие коридоры. На протяжении долгого времени школьное образование в нашей стране практически не меняется. Дети всё так же учатся по сменам в переполненных классах, бродят из одного душного кабинета в другой и сидят за выстроенными в ряды партами. Обычная российская школа выглядит скучно.
Другая крайность — интерьеры в стиле «дорого-богато». Про такую аляповатую цыганщину я рассказывал вам в своем посте про школу в Екатеринбурге.
Но во всём мире и даже у нас есть примеры хороших школ. О них и других интересных школах я рассказываю в новом ролике.
В нём я показываю, как могли бы выглядеть наши школы, если бы Департамент образования взял за основу руководство по оформлению школ от Студии Артемия Лебедева.
Как выглядит внутри школа-бункер времён холодной войны в американском штате Нью-Мексико.
Почему в Эстонии за те же деньги, что у нас тратят на некоторые школы, строят вот такое чудо.
Как школы могут защищать учеников от сумасшедших стрелков.
Почему в Бангладеш дети учатся в плавучих школах.
Как выглядит шотландская школа для детей со зрительными, слуховыми и когнитивными нарушениями.
И о других школах мира, например, о частных британских. Как правило, они располагаются в красивых исторических зданиях, похожих на замки. А классы постоянно соревнуются между собой в разных дисциплинах.
В Москве тоже есть частная школа, где можно получить британский аттестат. Это школа MCS British School.
И она тоже располагается в исторических зданиях. Корпус школы — в усадьбе Мейера. Этот особняк вы могли видеть в фильме «Служебный роман». В нём по сюжету находилась квартира главного героя — Новосельцева.
А детский сад — в усадьбе архитектора Максима Геппенера. В XIX веке он проектировал здания многих учебных заведений.
В MCS British School дети учатся по двум программам и получают два аттестата: российский и британский. Здесь нет домашних заданий. Весь материал — и теория, и практика — отрабатывается на уроке. При отборе учителей школа специально проводит тестовые занятия, чтобы посмотреть, может ли кандидат вовлечь детей в обучение. В прошлый раз на должность учителя рассматривали 200 претендентов.
Многие уроки ведутся полностью на английском. Это Лео Гордон — учитель математики. В ролике он объяснил мне, как устроены школы в Британии.
Один из учеников, который перешёл сюда в 7 класс, рассказал мне, что в первые два месяца было сложно привыкнуть к урокам на английском. Но потом он втянулся и теперь спокойно участвует в обсуждениях. Тем, кто ещё не понимает язык, помогают ассистенты.
Это, кстати, музыкальный класс. Никогда не видел столько гитар в одном месте. В моей школе мы пытались угадать на слух великих композиторов и иногда пели какие-то советские песни. Здесь же ребята могут попробовать разные инструменты. Например, можно сыграть даже на деревянных ложках.
Школьников учат готовить, играть в шахматы, делать презентации, решать конфликты и быть финансово грамотными. Кроме стандартных уроков есть много дополнительных занятий — от йоги в гамаках до китайского языка. Много внимания уделяют экологии: дети сдают на переработку бумагу и батарейки, заботятся о собственном огороде и проводят субботники. Здесь нет разделения на гуманитариев и технарей. Ученики MCS British School должны одинаково хорошо разбираться во всех предметах.
Внимание здесь уделяют и практическим навыкам, учат работать с инструментами. Это вам не обычный кабинет труда, где мальчики делают скалки и пилят доски на грядки трудовику.
Дети работают с разными материалами — гипсом, глиной, пластиком, стеклом, деревом, резиной, воском и разными видами красок.
Мне подарили мой портрет. Я не расставался с ним всю экскурсию.
Один из ключевых принципов обучения в этой школе — мотивация. Это не оценки в дневнике. Например, здесь существует система классных баллов. Их начисляют не конкретному ученику, а всему классу, прямо как во вселенной Гарри Поттера. Награждают баллами за успехи в учёбе, проявление доброты, ответственности, взаимопомощи, творчества. Когда класс набирает 2000 баллов, школа исполняет одно общее желание учеников. Ребята, с которыми я общался, рассказали мне, что за баллы им устроили школьную ночёвку с играми, фильмами, пиццей и мороженым. Можете представить себе такое в обычной школе? Кстати, о еде: так выглядит школьная столовая.
А это уже учебная комната в детском саду. Какая же обалденная изразцовая печь! Вот так надо воспитывать в детях вкус.
Как выглядят школы: Сравним Россию и США
Пишет Вадим Нефедьев: «В одной из московских школ занимаются на макбуках, а в американской есть шкафчики. Почему крутая школа у нас ассоциируется со школой из зарубежного фильма? Не потому ли что наши коричневые коробки вызывают отвращение? Суть этого поста: нужно перестать делать школы коричневыми и безвкусными, а разработать современный стиль, привлекающий завистливые вздохи. Ну или просто сделать как на западе, что проще и дешевле. Кто-то скажет, что здания будут похожи. Так они и сейчас как две капли воды.»
1. Начнем с коридоров.
Почему-то завелось, что все должно быть коричневым. Видимо, тут, как с желто-зелеными заборчиками в Москве, все «для людей»: и успокаивает и не дает расслабится. Я был во многих школах по всей России. Так вот только в немногих видел стены других цветов: белые и зеленые, что тоже, в принципе, ужасно. Заметьте, в большинстве учреждений делают косметический ремонт чаще, чем раз в пять лет, но упорно «дизайн» оставляют прежним. В конце поста я расскажу, как я вижу решение проблемы.
2. Мебель в школах, особенно старых, меняют часто. Так почему бы не купить красивую? Если нет вкуса у закупщиков, отдайте на региональный уровень. Тут еще проблема в госзакупках — за заказ берется тот, кто возьмет меньше, не взирая на качество.
3. Ладно бы старые школы, построенные в бедные времена, но так и новые уже выглядят устаревшими.
На тему российской архитектуры уже рассуждал Варламов: «В России на хорошую качественную современную архитектуру у нас просто нет заказчика. Поэтому нет и архитекторов – они никому не нужны. Даже если и появляется желание сделать что-то хорошо, проект разрушается на стадии реализации, когда начинается экономия на технологиях и материалах. Пока идет борьба за квадратные метры и себестоимость строительства, ничего кроме стеклянно-пластиковых сараев строить не будут. Но больше меня беспокоит другое, люди совершенно не понимают архитектуру. Посмотрите вокруг, все эти псевдо-классические аляповатые сарайчики, все эти домики из компьютерных игр, все эти вульгарные цыганские дворцы, они же не просто так появляются. Они появляются, так как нравится вам, они нравятся главному архитектору вашего города, они нравится вашим соседям, дорвавшимся до денег и власти». Добавить нечего. Из открытых источников школа на 100 мест стоит от 30 до 50 млн рублей, а на 1000 — 500–600 млн рублей. Цены очень варьируются.
4. Школы, открытые за последние пять лет (лучшие варианты)
5. Школы в Англии, Канаде и США
6. Если кто-то скажет, что, мол, в Европе денег больше выделяют (очень смешно, особенно после историй с томографами и олимпиадой), то вот бюджетный вариант
7. Везет, если столовая находится в одном здании со школой.
8. Даже в крутых гимназиях не лучше.
9. Им, вообще, вся страна завидует (в Москве)
10. Ну пытаются ведь. Для них это, наверное, «красотень», но вешать фотографию роз в коридоре! Я бы мимимишных животных повесил: прикольнее было бы.
12. Британские школы и я (давно-давно)
Источник
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Как могли бы выглядеть школы в российских городах
Изменятся ли когда-нибудь типовые школьные «коробки» в российских городах? А если да, то как? Обсудили это с Еленой Араловой, директором компании «Мартела», которая принимала участие в проектировании «Новой школы», «Хорошколы», школы «Летово» и других образовательных проектах.
Почему в 2019 появляются школы с позолоченными унитазами и фальшивой лепниной
Мы являемся заложниками вкуса заказчика и его эстетических представлений. Заказчиком может быть частный инвестор, город, директор школы, девелоперская компания. Адекватный заказчик умеет поставить квалифицированную задачу автору проекта, архитектору, но последний привлекается редко. Чаще на проекте работает, можно сказать, «проектировщик», которого не особенно волнует логика устройства школы, ее технология, эстетика. Проектировщик весьма охотно идет на поводу субъективных представлений заказчика об идеальной школе.
Возьмем десятку лучших архитекторов Москвы — они не работают со школами. Талантливым и успешным архитекторам неинтересно работать с социальными объектами — коммерчески, концептуально. В Москве есть примеры качественной архитектуры жилой и коммерческой недвижимости, а вот выдающихся зданий школ и детских садов почти нет.
Как интерьер влияет на учебный процесс
Учебный класс младшей школы. Проект школы компании «Мартела».
Но у нас есть небольшая специфика. Недавно на одном круглом столе, посвященном архитектуре школ, спикеры долго показывали вдохновляющие картинки интерьера инновационных школ, делились результатами исследований. Директор одной из известных московских школ внимательно слушал, а в конце обсуждения сказал: «Главное — это учителя, деньги нужно вкладывать в них, а не в железяки». Большинство управленцев на рынке образования считают, что талантливый учитель может подготовить олимпиадника и в сарае. Поэтому среда не особенно и важна.
На другой сессии этой же конференции эксперт, который занимается изучением психологии одаренных детей, привел в пример Ирину Винер и ее систему подготовки олимпийских чемпионов. Система настолько жесткая, что со стороны выглядит невыносимой. Считается, что нужно создавать весьма непростые условия, чтобы ребенок воспитывал в себе волю, выносливость, выпрыгивал из всех возможных рамок и делал экстраординарные подвиги. «Поэтому, — приходит к выводу эксперт, — в некоторых школах нужна весьма аскетичная среда. ». Наверное, чем жестче условия, тем дисциплинированнее и результативнее будет работа учащегося. А результат, как известно, оправдывает средства.
В нас сидит прочная установка, что к звездам нужно прийти непременно через тернии. Вложения в архитектуру и дизайн школы часто рассматриваются как избыточные. Мне лично очень не хочется разделять этот тезис. Поэтому своей работой мы раз за разом пробуем убедить всех в прагматичности инвестиций в среду.
Архитектура пространства способна решать и вполне конкретные социальные проблемы. Например, грамотное планировочное решение способствует предотвращению буллинга в школах, который сейчас так много обсуждается в сообществе. В «прозрачной» школе — без закутков и тупиковых зон — просто нет места для скрытых от глаз столкновений.
Качественная архитектура формирует вкус ребенка. Выросший в комфортной эргономичной среде, он скорее будет руководствоваться такими же приемами при оформлении своего жилья, например.
Как меняется школьная среда сегодня
Библиотека «растекается» по территории всей школы. Книги лежат не только в библиотеке, а в свободном доступе в коридорах, театре, классах, там, где удобнее читать. Школы отказываются от больших книгохранилищ.
Помимо столовой, в школе появляется кафе, которое становится частью общественного пространства: за чашкой чая, в удобном кресле, учится иногда легче и веселее.
Телестудия и студия звукозаписи здорово повышают конкурентоспособность исследовательских работ: фильм про растущую фасоль убедительнее любой Power-Point-презентации. Отсутствие дверей в туалетах — унизительно, разделение туалетных кабинок для взрослых и детей — неуважительно. Ничто так не улучшает качество жизни в школе, как нормальный, чистый, удобный санузел с отдельными туалетными помещениями.
Мы избегаем в классах ярких красок, картин, декораций. Главная «валюта», за которую мы боремся — внимание, возможность удержать концентрацию учащегося. Для этого нужна спокойная атмосфера без визуального спама. И таких мелочей много.
Ваше преподавание в магистратуре МГПУ, работа в журнале Martela EdDesign, премия в области образовательной архитектуры — попытка создать среду?
Да, у нас вполне конкретные задачи. Во-первых, мы хотели изучить рынок, найти интересные проекты в области архитектуры социальных объектов. Есть представление, что хорошие школьные здания есть только в Европе, а Россия отстает. Это не совсем так. Благодаря Martela EdDesign Award мы сформировали и опубликовали отличную базу проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Казани, Самары и многих других городов.
Во-вторых, мы нашли единомышленников, сформировали целое сообщество людей, развивающих образовательную среду в стране: архитекторов, управленцев, девелоперов, чиновников.
В-третьих, мы хотели собрать и продемонстрировать данные о том, что построить выдающееся школьное здание стоит столько же денег, сколько обычное. Бюджет один и тот же, разница в подходе: важна осмысленность в принятии любого решения, касающегося школьного здания, будь то ширина коридоров, размер классов, высота потолка, тип вентиляции. Нам хочется, чтобы заказчик был более профессиональным и компетентным в постановке задачи, мог адекватно оценивать предложения подрядчиков и в полной мере контролировать результат.
сколько стоит спроектировать хорошую школу
Бюджет на строительство школы условно делится на две части: общестроительные, инженерные, отделочные работы и технология (начинка). Авторское и типовое здание школы стоит примерно одинаково, его затраты исчисляются количеством квадратных метров. Например, в Москве, насколько я знаю, в среднем строительство школы обходится в 80–100 тысяч рублей за один квадратный метр. Школьное здание на 500 учащихся будет стоить около 700–900 миллионов рублей.
Но инновационное школьное здание может быть дороже стандартного по причине большей насыщенности технологическим оборудованием и мебелью. Можно купить один 3D-принтер, можно пять, а можно вообще не покупать. В общей структуре проекта «начинка» дает удорожание максимум на 10–20%. Хотя нельзя не отметить, что авторское школьное здание может привести к удорожанию стоимости проектирования, иногда удлиняет сроки проектирования, согласования и строительства. Все нестандартные решения нужно еще суметь обосновать регулирующим органам.
Если честно, 2500 рублей за квадратный метр — это очень неплохое вознаграждение для архитектора. Эти деньги получает далеко не каждый проектировщик, большинство готовы работать за существенно меньший гонорар. Вообще работа российских архитекторов и проектировщиков сильно недооценена, и это во многом главная причина унылых устаревших школьных зданий, да и в целом, это проблема всего рынка архитектуры.
Школа — крайне непростой объект. В ней есть пищеблок с технологией, не уступающей полноценному ресторану. Есть театр со светом, звуком и механикой сцены, сравнимыми с ведущими театральными площадками. Есть спортивная инфраструктура часто посложнее городской арены. Некоторые лаборатории инновационных школ выполнены на уровне лучших исследовательских центров. Школьное здание — это сложный инженерный, технологический объем, который требует от проектировщиков весьма хорошей подготовки. Эта работа интеллектуально очень затратная. А мы считаем: «Ну это же социалка… можно и сэкономить на проектировании».
Насколько нормативная база соответствует современным требованиям школы
В рамках существующих норм и правил строить современные школьные здания, безусловно, можно. Да, это тяжело и требует изобретательности. Нормы призваны обезопасить пользователя школьного здания, исключить факторы риска для него, и мы должны с уважением относиться к установленным рамкам.
Хотя, конечно, устаревших требований очень много. Например, электрические розетки нужно размещать на высоте не ниже 1,8 метра от пола. Видимо, это осталось с тех времен, когда электричество казалось очень опасным. Но как с этим жить сейчас? Как подключить компьютер учителя или зарядное устройство телефона к такой розетке?
Однако, главная проблема не в нормах, а в их интерпретации. Нормы в разных документах так часто противоречат друг другу, так расплывчато сформулированы, что каждый эксперт трактует их по-своему. И мы бесправны. Но даже в этих условиях можно строить хорошие школы.
растёт ли Интерес к школьному дизайну
Десять лет назад школьной архитектурой никто не интересовался. Были частные школы с мраморными входными группами и бархатными портьерами. Но это не имеет отношения к образовательной среде — это не более чем демонстрация материального благополучия школы.
Два-три года назад ситуация ощутимо изменилась: появилось сразу несколько объектов нового уровня: Международная школа «Летово», «Хорошкола», Примаковская гимназия, «Новая школа», инженерный корпус школы № 548 в Совхозе им. Ленина. Я связываю это с появлением более требовательного заказчика — опытного и насмотренного. Эти школы задали планку, новый стандарт.
Со временем и власти стали более внимательными к школьной инфраструктуре: сейчас Департамент образования Москвы требует от самых обычных школ и IT-полигоны, и кулинарные мастерские.
Мы видим большой интерес к авторской архитектуре школы и со стороны регионов: Якутия, Ямал, Чебоксары, Казань, Альметьевск, Дагестан. Их школьные проекты не уступают московским: они грамотные, современные и инфраструктурно насыщенные. Кстати, о возможности строительства школ в регионах, в том числе в малонаселенных местах, мы планируем поговорить на одной из сессий конференции EdCrunch 2 октября. Надеюсь, со временем этот опыт перестанет быть единичным, и станет обычным, нормальным и общепринятым.
топ-5 трендов строительства школ в Европе и СНГ
Отказ от типового проекта школы в пользу авторского. Еще с советских времен и вплоть до 2000-х годов большинство школ строились по одинаковым, типовым проектам. Считается, что типовое строительство обходится дешевле, занимает меньше времени, гарантирует предсказуемый результат. Поэтому почти у всех советских и российских школьников одинаковое представление о школьной архитектуре, пространстве. И, пожалуй, только сейчас стали появляться здания, построенные по авторским индивидуальным проектам, заточенным под нужды того или иного школьного коллектива.
Изменение внутренней логики устройства школьного здания. Школы становятся похожи на офисные пространства — открытые рабочие зоны, много разных по размеру проектных комнат, есть места для тихой работы, а есть для шумных обсуждений. Все чаще школы сокращают площадь коридоров и других редко эксплуатируемых помещений. Это обусловлено влиянием новых образовательных задач — запрос на индивидуальные образовательные стратегии, разновозрастное обучение, цифровизацию.
Помещения на стыке разных функций. Часто мы не можем предугадать, какой школа будет завтра — поэтому мы размываем четкое позиционирование функций помещений. Учительская становится похожей на офис, входная группа на кафе, театр пересекается с рекреацией, столовая может оказаться лекторием… В таком формате помещения скорее найдут себе применение в будущем.
Более жесткое разделение классов по тематическим блокам. Раньше кабинеты физики, химии и биологии могли размещаться друг над другом, потому что строителям так удобнее поднять инженерные коммуникации с вытяжкой, водой и канализацией. Но руководствоваться лучше не инженерными, а образовательными задачами.
Если мы объединим на одном этаже химию, физику, биологию, географию – возможно, это даст толчок междисциплинарным исследованиям.Арт-блок, который объединяет ИЗО, гончарную, архитектурную мастерскую с IT-классом, позволит изучать архитектурные программы и сразу применять свои наработки на практике.
Отличный синергетический эффект дает блок робототехники с мастерскими, центром прототипирования, IT-кабинетом и испытательным полигоном.
Применение энергоэффективных и энергосберегающих технологий. Светодиодные светильники и автоматическое управление светом по датчикам присутствия экономят расход электричества; сенсорные смесители — затраты на воду; системы вентиляции с рекуперацией снижают затраты на отопление.