Как выглядит шурале по настоящему
Происхождение шурале
Национальный колорит страны во многом предопределяется фольклором народа — сказкими, мифами и песнями. Герои, обладающие храбростью, смелостью, решительностью и упорством, встречаются в культуре многих народов мира. Часто они похожи между собой, но изображаются с учетом определенных национальных особенностей. Самым популярным героем татарских сказок является шурале.
Внешний вид шурале
Жителя леса, который является национальным символом сказок Татарстана, знают все с самого детства. При воспоминании о татарском фольклоре, сложно вспомнить более известного героя.
Во время народных гуляний он обязательный участник. Образы шурале вы можете увидеть и в парке, и в сквере, и в сувенирной лавке. Тайна происхождения этого мифического создания кроется в мифах и народных поверьях Татарстана.
Шурале — это лесной дух (леший), часто упоминающийся как в фольклоре Татарстана, так и Башкирии.
Этот термин произошел от древнего названия одного бога. В татарском языке есть и иные толкования этимологии этого слова. Сначала считалось, что шурале — половинник, затем — леший, оборотень. Время шло, вера в язычество угасала, люди стали увереннее и перестали верить в мистику. Злобный дух леса, обладающий мистическими способностями и наводящий на людей ужас, стал образом нерадивого, наивного, доверчивого и совсем не злого существа. У татар известен как ураман, а у башкир — как ярымтык.
У разных народов внешний облик этого создания отличается.
Повадки шурале
Мифическая тварь охотится, занимается верховой ездой. Некоторые из сказок Башкирии уверяют, что эти лесные духи даже обзаводятся семьей, поэтому возможность проживания нескольких особей на одной территории не исключается. От брака обычного человека с дочкой шурале возникает новый род («шайтан-кудей»).
Дух леса специально:
Спастись от существа сможете только одним способом: перепрыгнув через ручей. Ураман опасается воды. Поймать его можно, намазав спину лошади смолой или прищемив его пальцы в щели в дереве.
Легенда о шурале
Однажды в зимний погожий денек решил дровосек Былтыр поехать в лес. Начал он рубить дрова, а тут откуда ни возьмись появился шурале. Стал лесной дух мешать человеку.
Некогда было резвиться Былтыру, не до игр ему. Вот он и сказал об этом лешему. Тогда разозлился шурале и пообещал, что не выпустит мужчину из лесу. Тут и понял дровосек, что не выбраться ему из лесной чащи.
Согласился он поиграть с лесным духом. Былтыр решил воспользоваться хитростью: попросил засунуть шурале пальцы в щель, чтобы не защемилась колода. Тогда и обманул лешего. Пообещал он ударить по колоде последний раз, да не выполнил своего обещания. Просто вытащил топор, а пальцы лешего так и остались защемлены в колоде. Быстро собрав нарубленные дрова, дровосек скрылся в лесу.
Поднял шурале такой крик на весь лес. Собрались все лесные духи и начали выяснять, что да как случилось. Подняли они на смех лешего. Так и таскает с собой эту колоду нерадивый шурале и проклинает Былтыра, прищемившего ему пальцы.
Шурале в мифологии и литературе
Прототип этого мифического существа встречается не только в татарском фольклоре, но и в мифах многих народов.
Известный театровед и искусствовед Казани Айгуль Габаши в своих трудах рассказывает про образ шурале, созданный народом. Он стал героем великолепной сказочной поэмы величайшего классика татарской литературы «Шурале» Габдуллы Тукая, а также первого балета в Татарстане «Шурале» композитора Фарида Яруллина.
Лесной дух — персонаж творений многих графиков, живописцев, скульпторов, мастеров других видов искусств. Образ этого мифического создания нашел воплощение в театрализованных и драматических спектаклях.
Заключение
Шурале является частью национального колорита Татарстана и занимает значимое место в татарском фольклоре. Загадки, тайны происхождения и появления этого мифического существа не раскрыты и доныне, но образ озерного лесного духа существует в нашей памяти и сейчас.
Кого называют шурале
Мифологическую сущность, которую часто описывают в татарских сказках, называют шурале. Эта нечисть символизирует дух леса. Он может творить как полезные, так и вредные дела. На его поведение ни в сказках, ни в жизни, люди повлиять не могут.
Кто такой шурале
Шурале — это мифическое создание, которое у татарского народа персонифицирует лесной дух. По поверьям и сказкам он защищает лес и его жителей от бед. Этого персонажа используют в легендах о татарском народе.
Образ лешего характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов.
Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти. С того времени данное событие стали описывать в сказках и рассказах об этой сущности.
Люди со временем пытались задобрить лесного духа дарами:
Одно время он не принимал дары, но со временем стал их забирать. Люди даже построили ему дом, вместо того, что лесники когда-то поломали. Но его отношение к человеческому роду не изменилось. И даже сегодня татары стараются не ходить в лес поодиночке, а также продолжают носить духу дары, надеясь на прощение.
Внешний вид духа леса
Создание описывается как существо низкого роста, с горбатой спиной и длинными пальцами на руках. Также он имеет бороду и один рог посередине лба, но короче, чем у единорога. На теле у него шерсть или небольшая щетина темного цвета. Он всегда передвигается с небольшой сумкой, в которой находятся неизвестные вещи.
Шурале в сказках выглядит устрашающе, потому что он представляет в них негативного героя. А в мифологии эта сущность описывается, как старик с горбатой спиной, кожей желтоватого цвета и длинными когтями.
На иллюстрациях к сказкам его рисуют в образе обычного старика со страшной гримасой. Потому что печатать лесного духа таким, какой он есть означало бы повысить интерес к такой загадочной сущности.
Повадки и образ в литературе
В народных сказках часто присутствует такая сущность как шурале — добрый персонаж. Он оберегает лес и животных от охоты и пожаров. А в поверьях и легендах — это обозленная нечисть, которая обитает в глубине леса. Людям, которые его встречают, он загадывает различные загадки.
Если человек их отгадывает, он его отпускает, если нет — начинает щекотать своими длинными, кривыми пальцами. Щекотка продолжается до тех пор, пока человек не умирает от смеха. Мертвого гостя дух забирает в лес, но дальнейшие его действия никому не известны.
Много легенд ходят по миру об этой сущности, но доказательств ее существования на сегодня нет.
Также в славянских преданиях и сказках шурале крадет лошадей из табуна и катается на них. Если у персонажа в этот день было плохое настроение, то он загоняет лошадь до смерти и использует ее тушу, как удобрение деревьям.
Лесной дух боится воды, поэтому все живые существа, которые встречаются у него на пути, пытаются сбежать от него, перепрыгнув через реку. Если же шурале ловили за шалости, то наказывали его, прищемляя его пальцы в дверях.
Подобных историй в сказках описывается большое количество. И после каждого рассказа между читателями споры по поводу поведения персонажей.
Легенды о шурале
Существует несколько историй, в которых говорится о том, что несколько людей своими глазами видели шурале в лесу. Они описывают его так же, как и в поверьях: горбатый мужик с шерстью на теле и рогом на лбу.
Татарский народ верит, что встретить лесного духа может только человек, связанный с лесом. И если он после встречи выйдет из чащи живым — лесной царь простил этого человека из-за его добрых дел по отношению к лесу.
Заключение
Шурале нельзя определить к позитивному или негативному персонажу. Его характер напрямую зависит от читателя. Легенды о нем гласят, что его разозлили люди, а теперь он мстит человеческому роду за их поступок. Задобрить лесного духа пока что никому не удалось.Поверье гласит, что он него можно защититься только старинными амулетами.
Шурале
Содержание
Внешний вид и повадки
Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.
По сказкам также известно, что он любил ездить на лошадях, имел семью. Не имеет мозгов.
Образ в литературе
Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:
Топонимика
Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шурале» в других словарях:
ШУРАЛЕ — шюрали, урман и я се, в мифологии казанских татар и башкир (шурали, ярымтык) дух леса, леший. Термин «Ш.», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар… … Энциклопедия мифологии
шурале — леший Словарь русских синонимов. шурале сущ., кол во синонимов: 1 • леший (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
«Шурале» — ШУРАЛÉ ( Али Батыр ), балет в 3 актах (по мотивам тат. нар. сказок и поэм Г. Тукая). Комп. Ф. З. Яруллин, инструментовка Ф. В. Витачека. Сцен. A. C. Файзи и Л. В. Якобсон. 12.3.1945, Т р им. Джалиля, Казань, балетм. Л. А. Жуков, Г. Х. Тагиров,… … Балет. Энциклопедия
Шурале (мифическое существо) — «Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият» в Казани Шурале (тат. Шүрәле) антропоморфное мифическое существо татарских сказок. Обычно описывается как … Википедия
Шурале (значения) — Шурале: Шурале (мифическое существо) антропоморфное мифическое существо татарских сказок Шурале (поэма) поэма татарского поэта Габдуллы Тукая Шурале (балет) первый татарский балет Шурале (мультфильм) мультфильм … Википедия
Шурале (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале Шурале Наталия Дудинская в … Википедия
Шурале (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале Тип мультфильма рисованный Режиссёр Галина Баринова Автор сценария Марат Акчурин … Википедия
Шурале (поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале поэма татарского поэта Габдуллы Тукая[1]. Написана в 1907 году по мотивам татарского фольклора[2]. По сюжету поэмы создан балет «Шурале». В 1987 году… … Википедия
Репертуар Мариинского театра — Основная статья: Мариинский театр Репертуар Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции … Википедия
Большой театр — БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия
Легенды о Шурале
В мире есть очень много всего неизведанного. Трудно даже представить себе, сколько непознанных тайн хранятся на нашей Земле. Есть тайны, которые скрыты за морями и океанами, но есть и такие, которые находятся совсем рядом.
Почти все родители рассказывают своим детям сказки о неких внеземных монстрах, которые, вполне возможно, являются более реальными, чем нам кажется на первый взгляд.
Люди о них слагают легенды, передают из уст в уста мифы, которые на самом деле могут быть реальными. Одни и те же мифические герои могут быть как благодетелями, так и злодеями. Ни в чем наверняка быть уверенным в этом мире нельзя.
Республика Татарстан. Казань. На гербе этого города изображён змей, добрый, символизирующий непобедимость и силу.
Но на этой территории есть и другие змеи. Так, в республике Татарстан в городище Елабуга находится известная на весь мир башня, которую прозвали Чертовой. Название свое башня, согласно легендам, получила в связи с тем, что долгие годы в древности здесь жил страшный монстр – огнедышащий дракон, которого никто никогда не видел, поскольку его взгляд, подобно медузе Горгоне, был убивающим. Любой, на кого попадал его взор, превращался в пепел.
Зверь этот не знал человеческой речи, поэтому, согласно преданию, если огонь дракона направлялся вверх – ответ был положительным, если вниз – «нет».
В качестве оплаты за свое предсказание змей получал человеческие жертвы: к нему приводили красивых девушек. Просьбы с пожеланиями или вопросы произносились громко в одно из отверстий башни, иногда там же оставлялись записки.
Рассказывают, что даже государыня Екатерина Вторая, узнав о змее – оракуле, приезжала сюда. Она хотела узнать, выйти ей замуж за графа Орлова или же нет. К змею русская царица отправила свою фаворитку Дашкову, которая и передала царице от оракула отрицательный ответ. Как бы там ни было, но царица видимо послушалась предсказания и под венец с Орловым не пошла.
К этой башне приходили люди со всех концов света. Приходили, чтобы узнавать ответы на наболевшие вопросы, и обязательно приводили с собой плату — самых красивых девушек отдавали змею на потеху.
Оракул был так знаменит, что даже сама царица казанская Цумбека прислала к нему своего вельможу, дабы тот смог спросить змея о будущем Казанского царства. Вельможа, прибывший к башне, молился там десять дней, и вдруг услышал из капища невероятный скрипучий голос, говоривший, что Казанскому царству скоро придет конец и на его месте водворится вера христианская вера. Якобы это было последнее предсказание змея, который вдруг в чёрном облаке поднялся в воздух из капища, и на виду у всех улетел на запад, скрывшись навсегда.
Но самое страшное заключалось в том, что многие наложницы этого монстра беременели и рожали от него потомство, именуемое Шурале. Это были таинственные и загадочные существа, низкорослые, горбатые, с очень тонкими пальцами и маленьким рогом на лбу.
Прошли многие столетия. Однако до сих считается, что потомство змея-оракула до сих пор живет на земле своего страшного прародителя. Шурале являются детьми змея и земной женщины. По описанию местных жителей это маленькие, горбатые существа, с мозговой частью, выступающей наружу.
Их считают мутантами, монстрами, но, хотя достоверных сведений о том, что эти монстры наносили кому-нибудь вред, и нет, однако уже сам по себе внешний облик этих созданий до смерти ужасал тех людей, которым доводилось их встречать.
Многие свидетельства тому, что шурале являются перед людьми в человеческом обличии, дошли и до нас. Вот что рассказывает одна старинная красивая легенда. Жил на свете пастух. И стал он странные вещи замечать: каждое утро одна из его лошадей всегда бывает взмыленной, будто на ней кто-то ночью ездил. И тогда решил пастух вымазать ее дегтем.
А когда пришел на следующее утро, то увидел, что на этой лошади сидит девушка-шурале, которая прилипла к коню. Пастух подошел поближе, и вдруг девушка стала красавицей. Пастух сразу в нее влюбился и они поженились. Остались в этих краях, имели детей, которые и сегодня там живут.
Сегодня на шурале списывают самые невероятные и необъяснимые истории. Многие местные жители утверждают, что слышали, а некоторые и видели шурале. Местные краеведы считают, что к этим рассказам нужно относиться совершенно серьезно.
Есть в этих краях и странные уголки, места, которые вполне можно назвать аномальными. Например, красивейшая усадьба Молостовых, с которой открывается потрясающая панорама на Волгу. Усадьба эта окутана странными тайнами. Существует легенда, что у этого дома есть дух. Говорят, что последняя хозяйка усадьбы часто слышала ночью в доме плачь, страшные стоны или хлопанье дверей…
Когда-то в усадьбе был организован детский лагерь. Нянечки, работающие в нем, постоянно слышали какие-то странные звуки, а однажды перед их глазами одна из дверей сама захлопнулась и закрылась на засов. И теперь каждый, кто когда-то работал здесь, уверен, что это был шурале.
В ста метрах от усадьбы Молостовых есть странная поляна, вокруг которой тоже ходит немало легенд. Отчего-то эта поляна, расположенная на склоне красивого оврага, спускающегося прямо к Волге, никогда не зарастает кустами и деревьями. Что только здесь не пробовали сажать, но ничего не получалось.
Не так давно на поляну приезжали уфологии. Они замеряли радиацию, искали каналы некоей связи с космосом. Однако о том, что они нашли, ничего не известно. Вместе с тем тот, кто хоть раз побывал здесь, обязательно хочет сюда вернуться.
По мнению местных краеведов и людей, изучающих аномальные явления, шурале — это те же самые лешие. И если основываться на том, что шурале действительно водятся в этих краях, то вполне вероятно, что живут они именно в районе этой поляны, ведь лешие в домах не водятся. Их местом обитания считаются леса, овраги и т.д.
О шурале даже писал местный поэт Тукай, который говорил, что встречался с ними.
Все эти истории интересны и загадочны. У некоторых из них есть доказательства, у других их нет. Поэтому верить или не верить в существование в древности змея-оракула и его детей шурале — дело сугубо личное. Но относиться скептически к тому, что безголосый змей мог предсказывать судьбы людей, государей и даже целых княжеств не стоит. Ведь человек всегда обращался за помощью к зверю.
Вспомним хотя бы знаменитых сурков, к которым ежегодно прислушиваются жители двух огромных стран – США и Канады. То же самое можно сказать и об осьминоге Пауле, который безошибочно угадывал результаты спортивных матчей. Так почему же древние не могли относится с полным доверием к змею-оракулу, тем более, что если верить древним легендам, последнее предсказание монстра стало абсолютно верным. Речь идет о судьбе земли Казанской. Ведь она пала перед войском Ивана Грозного.
И тем более приходится принимать тот факт, что туристам, приезжающим в эти края, сразу же как местную достопримечательность показывают Чертову башню. Местные жители начинают наперебой рассказывать свои истории и легенды, мифы и выдумки — каждый свою, самую запомнившуюся.
И слушая эти рассказы, и сам начинаешь поневоле верить, что когда-то очень давно, еще до возникновения христианства, в местах этих жил огнедышащий оракул-змей, после которого на земле остались его потомки – шурале.
Bestiary.us
Быстрый переход
Шурале
У казанских татар и башкир дух леса, леший. Термин «Шурале», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар представляется в образе волосатого мужчины с рогом на лбу или голой женщины с длинными грудями, закинутыми, как и у албасты, за плечи назад (в обоих обликах имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко — только тремя); у башкир — часто также человекоподобным существом с одним глазом во лбу, на одной ноге, иногда — бревном.
Шурале занимается охотой, любит ездить на лошадях, имеет жён и детей. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой.
Ряд башкирских преданий говорит о происхождении отдельных родов (в частности, группы «шайтан-кудей») от брака человека с женой или дочерью Шурале. В одном лесу могут жить несколько Шурале. Шурале сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти. Боится воды: считалось, чтобы спастись от него, надо перескочить через ручей. Шурале можно поймать, уговорив засунуть палец в расщеплённое дерево, а затем выдернув клин.
У татар-мишарей Шурале — разновидность злых духов-пиров. В мифологиях других тюрко-язычных народов Шурале соответствуют арсури у чувашей, пицен у западносибирских татар. Термин «Шурале» в различных вариантах распространён среди народов Урало-Поволжья (2: с.610).
Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:
. Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти. Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом). Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жёны должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышлёные и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».
Бахши Иман «Джагфар Тарихы», том 3 (*)
Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».