Как выглядит современный космический корабль
Межзвездное путешествие: 7 звездолетов для покорения космоса
На полет даже к самым близким звездам потребовались бы десятки тысяч лет, если использовать обычный космический корабль
Астрономы не так давно объявили убедительные доказательства того, что похожая на Землю планета возле Проксимы Центавра, звезды, ближайшей к нашему Солнцу, является ближайшей к нам экзопланетой, найденной на сегодняшний день. Хотя звездная система является нашим космическим соседом, она находится на расстоянии 4,2 световых года или около 40 триллионов километров от Земли. Учитывая такие огромные расстояния, сможем ли мы когда-нибудь посетить вновь открытую планету?
На полет даже к самым близким звездам потребовались бы десятки тысяч лет, если использовать обычный космический корабль, такой как автоматические зонды, которые теперь исследуют солнечную систему. Эти космические корабли приводятся в движение комбинацией химических и ионных двигателей с малой тягой и гравитационных траекторий, включая так называемые «маневры с рогаткой» вокруг Солнца или планет, которые дают им большой прирост скорости.
Но если мы собираемся путешествовать за пределы нашей солнечной системы, нам понадобится что-то гораздо более быстрое, возможно, что-то вроде гигантской ракеты-носителя проекта Daedalus, показанной здесь в масштабе с ракетой Сатурн V на иллюстрации. Вот семь способов, которыми автоматы или даже люди-исследователи могут посетить систему Проксима Центавра или другие планетные системы.
Ракета-носитель проекта Daedalus в сравнении с ракетой Сатурн-V
Проект Дедал
Project Daedalus — это концептуальный проект межзвездного корабля, разработанный в 1970-х годах группой технических специалистов для Британского межпланетного общества. Целью полета была выбрана Звезда Барнарда — красный карлик на расстоянии 6 световых лет, во многом похожий на Проксиму Центавра, где, как сообщают астрономы, обнаружены признаки потенциально обитаемой планеты.
Когда проект «Дедал» был задуман, некоторые астрономы думали, что планеты могут находиться на орбите вокруг звезды Барнарда, но с тех пор в звездной системе так и не было найдено ни одной планеты.
Результатом пятилетней работы стало проектирование космического корабля Daedalus, двухступенчатой ядерной ракеты, которая позволила бы ускорить 400-тонный роботизированный зонд примерно до 12 процентов скорости света. Это позволило бы кораблю совершить путешествие на 6 световых лет до Звезды Барнарда примерно за 50 лет.
Космический корабль «Дедал» должен приводиться в действие ядерным синтезом, используя электронные лучи для детонации потока топливных гранул, таких как гелий-3, которые могут быть добыты с поверхности Луны. Несмотря на это, двигатели потребляли бы десятки тысяч тонн топлива, чтобы разогнать космический корабль до максимальной скорости примерно через 4 года полета. Однако, в результате прожорливости двигателей не осталось бы топлива для замедления скорости, и конечный результат 50-летнего путешествие будет всего лишь 70-часовым пролетом системы назначения, прежде чем космический корабль улетит в межзвездное пространство.
Дедал был бы слишком большим (длина 200 метров, диаметр 190, масса топлива 50000 тонн), чтобы оторваться от поверхности Земли, поэтому его пришлось бы строить на орбите, а это значит, что такой космический корабль не может быть построен без технологии строительства в космосе, которой сегодня не существует.
Проект Икар
Концепции проекта Дедал 1970-х годов являются источником вдохновения для проекта Icarus (2009-2014), совместного проекта Британского межпланетного общества и Межзвездной организации Icarus, международной сети ученых, инженеров и энтузиастов, которые надеются с каждым годом развивать возможности межзвездного космического полета к 2100 году.
Проект Икар предназначен для достижения любой звезды в пределах 22 световых лет от Земли, которая имеет потенциально обитаемую экзопланету, а это означает, что если планета будет подтверждена вокруг Проксимы Центавра, то и она может стать целью назначения.
Космический корабль Икар © Adrian Mann
Космический корабль Икар также может быть меньше, чем Project Daedalus, благодаря достижениям в области электронной миниатюризации и робототехники, а также будущим нанотехнологиям, что означает, что космическому кораблю потребуется меньше топлива для достижения полной скорости (10-20% от скорости света).
Космический парус
Легкие паруса, использующие давление света для движения полезной нагрузки, уже рассматриваются для межпланетных космических зондов, и в 2010 году экспериментальный японский космический корабль IKAROS успешно использовал свой легкий парус шириной 20 метров для маневрирования в течение шестилетнего путешествие на Венеру.
Но хотя космические паруса, управляемые солнечным светом, уже являются эффективным способом исследования Солнечной системы, они недостаточно быстры, чтобы преодолеть межзвездные расстояния за разумное время.
Ответ может заключаться в том, чтобы использовать мощные лазеры для разгона паруса до очень высоких скоростей с всплесками света в начале пути, пока космический корабль не окажется слишком далеко от лазерного источника, чтобы получать большую тягу от светового луча.
Поскольку движущие лазеры будут строиться на Земле или на орбите, межзвездному космическому кораблю на легких парусах не нужно будет нести топливо для полета, и поэтому масса космического корабля может быть небольшой.
Легкие парусные космические корабли с лазерным приводом являются основой проекта Breakthrough Starshot, который был объявлен в 2016 году инвестором Юрием Мильнером и физиком Стивеном Хокингом. Проект нацелен на создание работающего прототипа к 2036 году с конечной стоимостью миссии около 10 миллиардов долларов и активно развивается в настоящее время.
Проект предусматривает создание около 1000 космических кораблей «StarChip» размером с коробку спичек, каждый из которых весит несколько грамм и прикрепляется к легкому парусу шириной 4 метра, которые будет развернуты с «материнского корабля» на орбите и ускорены наземными лазерами до скоростей от 15 до 20 процентов скорости света.
Это позволило бы космическому кораблю совершить путешествие на расстояния в 4 световых года в систему Альфа Центавра — трехзвездную систему, включающую в себя звезду Проксима Центавра и ее возможную планету — в срок между 20 и 30 годами.
Межзвёздный прямоточный двигатель Бассарда
Концепция прямоточного двигателя Бассарда, предложенная физиком Робертом Бассардом в 1960 году, сочетает высокую тягу термоядерных ракет с низкими требованиями к топливу космического паруса.
Межзвёздный космический корабль с прямоточным двигателем Бассарда
Вместо того, чтобы нести свое собственное топливо, прямоточный двигатель Бассарда должен будет собирать газ, найденный в межзвездном пространстве, известном как межзвездная среда, используя огромное воронкообразное электромагнитное поле, которое простирается на тысячи километров перед космическим кораблем.
Водород из межзвездной среды будет затем сжат и использован в качестве топлива в термоядерной ракете в задней части космического корабля. Теоретически космический корабль, оснащенный прямоточным двигателем Бассарда, может продолжать ускоряться до тех пор, пока на его пути достаточно межзвездного газа, чтобы обеспечить необходимую тягу, и может достичь скорости в 10% от скорости света.
К сожалению, межзвездная среда вокруг нашей Солнечной системы и близлежащих звезд особенно разряженная, и ученые подсчитали, что там просто недостаточно водорода, чтобы заправить прямоточный двигатель Бассарда.
Ещё одним недостатком прямоточного двигателя Бассарда является ограниченность скорости, которой может достичь оснащённый им космический корабль (не более 35,7 тыс. км/с). Это зависит от того, что при улавливании каждого атома водорода корабль будет терять определённый импульс, который удастся компенсировать тягой двигателя только если скорость не превышает некоторого предела.
Для преодоления этого ограничения необходимо как можно более полное использование кинетической энергии всех улавливаемых атомов, что является очень сложной задачей.
Ракета с антивеществом и черная дыра
Помимо легких космических парусов, гигантских лазеров и термоядерных ракет, было предложено еще несколько экзотических вариантов межзвездного путешествия, таких как ракеты, приводимые в действие чрезвычайно сильной (и чрезвычайно эффективной) реакцией аннигиляции вещества и антивещества.
«Антиматерия была бы отличным ракетным топливом, потому что ее плотность энергии очень высока», — говорят ученые. «Но, конечно, ее нет в природе, мы должны ее создать. И это очень трудно и дорого сделать, и кроме того очень опасно».
Следует отметить, что общее количество антивещества, которое было создано людьми, составляет менее 20 нанограммов. Согласно докладу исследователей, космический корабль с двигателем на антивеществе мог бы достичь половины скорости света. Однако сам корабль весил бы около 400 тонн и потребовал бы 170 тонн топлива из антивещества.
Другое предложение использовать экзотическую физику для управления космическим кораблем — это двигатель Шварцшильда Кугельблица, который будет использовать микроскопическую искусственную черную дыру, содержащуюся в его двигателях, в качестве источника энергии.
Одна из идей для корабля, оснащенного так называемым «SK-приводом», будет улавливание излучения Хокинга от быстрого и чрезвычайно сильного распада крошечной черной дыры и преобразование его в энергию, которую можно использовать для ускорения космического корабля.
Звездолет с SK-приводом
Каждая из таких искусственных черных дыр просуществует всего несколько лет, поэтому новые черные дыры нужно будет создавать по требованию, возможно, сжимая гранулы материи с помощью гамма-лазеров.
Согласно исследовательской работе 2009 года, звездолет с SK-приводом, приводимый в движение микроскопической черной дырой с массой современного супертанкера, может разогнаться до 10% скорости света в течение 20 дней. Черная дыра просуществует около 3,5 лет, прежде чем полностью распадется, и за свою жизнь она сможет выработать более 160 петаватт энергии, или 160 квадриллионов ватт.
Анабиоз и корабль поколений
Даже со сверхскоростными ракетами, движущимися со скоростью 10 или более процентов скорости света, понадобится очень много времени с точки зрения жизни одного человека, чтобы достичь самых ближайших звезд, не говоря уже о более отдаленных.
В ответ на это, существует несколько идей так называемой концепции «Медленной лодки», которые могут однажды привести людей к звездам, и включают в себя:
«Спящие Корабли», в которых члены экипажа находятся в состоянии «глубокого сна» или гибернации (анабиоза) на время очень долгого рейса. Эта идея очень распространена в научно-фантастических романах и была использована в нескольких научно-фантастических фильмах, в том числе в фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея», снятого в 1969 году, в фильме Ридли Скотта «Чужой» в 1979 году, в «Аватаре», в «Пассажирах» и т.д.
«Мировые Корабли», также известные как «корабли поколений» или «межзвездные ковчеги», будут гигантскими автономными космическими средами обитания, несущими большие популяции людей и других видов с Земли в относительно неторопливом путешествии для колонизации экзопланет — путешествии, которое может занять много веков. ( Джон Мур предположил, что население в 150—180 человек может автономно существовать и поддерживать численность популяции в течение 80 поколений, что примерно равно 2000 годам ). Целые поколения будут жить и умирать во время долгого полета, и только далекие потомки первоначального населения прибудут к месту назначения, если конечно они будут помнить первоначальную идею.
Кроме того, есть даже идея «Корабля-эмбриона», на котором на отдаленную планету отправляют криогенно-замороженных человеческих эмбрионов вместо спящих или живых людей, где их «высиживают» и обучают специальные защитные роботы, которые выступают в роли их «матери» и «отца».
Полет быстрее света?
Куда бы мы ни смотрели во Вселенной, всем управляет теория относительности. Как показал Альберт Эйнштейн, невозможно ни разогнать массу до скорости света в космосе, ни превзойти нее.
Но уравнения Эйнштейна могут содержать несколько уловок, которые когда-нибудь позволят науке обойти известные законы физики и достичь путешествия быстрее света — Святой Грааль для многих поколений любителей научной фантастики.
Самая известная научная концепция для путешествий быстрее скорости света — это привод Алькубьерре (варп-двигатель), предложенный физиком-теоретиком Мигелем Алькубьерре в 1994 году.
Космический корабль с варп-двигателем, который сжимает пространство перед кораблем, и расширяет за ним
Предлагаемый привод работает с использованием интенсивных гравитационных сил, генерируемых двумя вращающимися кольцами плотной экзотической материи, чтобы уменьшить физические размеры пространства перед космическим кораблем при одновременном расширении пространства позади него со скоростью, которая может превышать скорость света.
В предложении Алькубьерра, в котором требуется тип экзотической материи для колец, космический корабль внутри «искривленного пузыря», созданного двигателем, никогда не будет двигаться быстрее, чем свет в его локальном пространстве, и поэтому не будет нарушать законы относительности. Аналогичный способ передвижения звездолетов (сжатие пространства перед кораблем, и расширение за ним) показан в фантастическом фильме «Звёздный путь».
Другая фантастическая идея для путешествия быстрее света включают использование червоточин — что также теоретически возможно, но неизвестно, как она может быть осуществлена на практике.
Однако концепция путешествий со скоростью, превышающей скорость света, изобилует неизвестными и очевидными противоречиями, такими как нарушение принципа причинности, когда одни события вызваны другими событиями, которые произошли раньше, а не наоборот. Таким образом, вполне вероятно, что подобные предложения окажутся невозможными, даже если они будут когда-нибудь технически осуществимы.
Как космические корабли бороздят звездные просторы
Космический корабль, как онработает?
Масса современных космолетов напрямую связана стем, как высоко они летают. Главная задача пилотируемых космолетов ‒ безопасность.
Спускаемый аппарат СОЮЗ стал первой космической серией Советского Союза. Вэтот период между СССР иСША шла гонка вооружения. Если сравнивать размеры иподход квопросу строительства, торуководство СССР делало все для скорейшего покорения космоса. Понятно, почему сегодня нестроят аналогичные аппараты. Врядли кто-то возьмется строить посхеме, вкоторой отсутствует личное пространство космонавтов. Современные космолеты оборудованы икомнатами для отдыха экипажа, испускаемой капсулой, главной задачей которой является втот момент, как осуществляется посадка, сделать еемаксимально мягкой.
Первый космический корабль: история создания
Отцом космонавтики справедливо считается Циолковский. Наоснове его учений Годдрадпостроил ракетный двигатель.
Ученые, которые трудились вСоветском Союзе, стали первыми, кто сконструировал исмог запустить искусственный спутник. Также они стали первыми, кто изобрел возможность запуска вкосмос живого существа. Штаты осознают, что Союз стал первым, кто создал летательный аппарат, способный выйти вкосмос счеловеком. Отцом ракетостроения справедливо называют Королева, который вошел висторию как тот, кто придумал, как преодолеть земное притяжение, исмог создать первый пилотируемый космический корабль. Сегодня даже малыши знают, вкаком году запустили первый корабль счеловеком наборту, номало кто помнит овкладе Королева вэтот процесс.
Экипаж иего безопасность вовремя полета
Главная задача сегодня— безопасность экипажа, ведь онпроводит много времени навысоте полета. При строении летательного устройства важно, изкакого металла его делают. Вракетостроении используются следующие типы металлов:
Современная система жизнеобеспечения позволяет создать привычную для человека атмосферу. Многие мальчишки видят, как они летают вкосмосе, забывая обочень большой перегрузке космонавта при старте.
Самый большой космический корабль вмире
Среди боевых кораблей большой популярностью пользуются истребители иперехватчики. Современный грузовой корабль имеет следующую классификацию:
Буран— космический корабль, вошедший висторию
Первым космическим кораблем, вышедшим вкосмос, стал Восток. После федерация ракетостроения СССР начала выпуск кораблей Союз. Намного позже стали выпускать Клиперы иРусь. Навсе эти пилотируемые проекты федерация возлагает огромные надежды.
В1960 году корабль Восток своим полетом доказал возможность выхода человека вкосмос.12апреля 1961 года Восток 1совершил виток вокруг Земли. Авот вопрос, кто летал накорабле Восток1, почему-то вызывает затруднение. Может быть дело втом, что мыпросто незнаем, что свой первый полет Гагарин совершил именно наэтом корабле? Втомже году впервые наорбиту вышел корабль Восток2, вкотором находилось сразу два космонавта, один изкоторых вышел запределы корабля вкосмосе. Это был прогресс. Ауже в1965 году Восход 2смог выйти воткрытый космос. История корабля восход 2была экранизирована.
Восток 3установил новый мировой рекорд повремени пребывания корабля вкосмосе. Последним кораблем серии стал Восток6.
Американский шатл серии Аполлон открыл новые горизонты. Ведь в1968 Аполлон 11смог первым приземлиться наЛуну. Сегодня существует несколько проектов поразработке космопланов будущего, такие как Гермес иКолумб.
Салют— серия межорбитальных космических станций Советского Союза. Салют 7 известна тем, что потерпела крушение.
Следующим космолетом, история которого вызывает интерес, стал Буран, кстати, интересно, где онсейчас находится. В1988 году онсовершил свой первый ипоследний полет. После многоразовых разборов иперевозок путь передвижения Бурана потерялся. Известное последнее местонахождение космического корабля Буранв Сочи, работы понему законсервированы. Однако буря вокруг этого проекта досих пор неутихла, идальнейшая судьба заброшенного проекта Буран вызывает интерес умногих. АвМоскве внутри макета космолета Буран наВДНХ создан интерактивный музейный комплекс.
Джемини— серия кораблей американских конструкторов. Заменили проект Меркурий исмогли сделать спираль наорбите.
Американские корабли сназванием Спейсшатл стали своеобразными челноками, совершая более 100 полетов между объектами. Вторым Спейсшатлом стал Челенджер.
Неможет незаинтересовать история планеты Нибиру, которая признана кораблем-надзирателем. Нибиру уже дважды приближалась наопасное расстояние кЗемле, нооба раза столкновения удалось избежать.
Драгон— космолет, который в2018 году должен был совершить полет напланету Марс. В2014 году федерация, ссылаясь натехнические характеристики исостояние корабля Дракон, отложила запуск. Нетак давно произошло еще одно событие: компания Боинг сделала заявление, что также начала разработки посозданию марсохода.
Первым вистории многоразовым кораблем универсалом должен был стать аппарат под названием Заря. Заря— это первая разработка транспортного корабля многоразового использования, накоторый федерация полагала очень большие надежды.
Прорывом считается возможность использования ядерных установок вкосмосе. Для этих целей начались работы потранспортно-энергетическому модулю. Параллельно ведутся разработки попроекту Прометей— компактному ядерному реактору для ракет икосмолетов.
Китайский корабль Шэньчжоу 11стартовал в2016 году сдвумя астронавтами, которые должны были провести вкосмосе 33дня.
Скорость космического корабля (км/ч)
Минимальной скоростью, скоторой можно выйти наорбиту вокруг Земли считается 8км/с. Сегодня нет надобности разрабатывать самый быстрый вмире корабль, поскольку мынаходимся всамом начале космического пространства. Ведь максимальная высота, которой мысмогли достичь вкосмосе, всего 500км. Рекорд самого быстрого передвижения вкосмосе был установлен в1969году, ипока побить его неудалось. Накосмическом корабле Аполлон 10трое космонавтов, побывав наорбите Луны, возвращались домой. Капсула, которая должна была доставить ихизполета, сумела развить скорость 39,897км/ч. Для сравнения давайте рассмотрим, скакой скоростью летит космическая станция. Максимально она может развиться до27600км/ч.
Заброшенные космические корабли
Сегодня для космолетов, пришедших внегодность, создали кладбище втихом океане, где могут найти свой последний приют десятки заброшенных космических кораблей. Катастрофы космических кораблей
Вкосмосе случаются катастрофы, часто забирающие жизни. Наиболее частыми, как нистранно, являются аварии, которые происходят из-за столкновения скосмическим мусором. При столкновении орбита движения объекта смещается истановится причиной крушения иповреждений, часто становящихся причиной взрыва. Самой известной катастрофой является гибель пилотируемого американского корабля Челленджер.
Ядерный двигатель для космических кораблей 2017
Сегодня ученые работают над проектами посозданию атомного электродвигателя. Эти разработки подразумевают покорение космоса спомощью фотонных двигателей. Российские ученные планируют уже вскором будущем приступить киспытаниям термоядерного двигателя.
Космические корабли России иСША
Стремительный интерес ккосмосу возник вгоды Холодной войны между СССР иСША. Американские ученые признали вроссийских коллегах достойных соперников. Советское ракетостроение продолжало развиваться, ипосле распада государства его приемником стала Россия. Конечно, космолеты, накоторых летают российские космонавты, значительно отличаются отпервых кораблей. Более того, сегодня, благодаря успешным разработкам американских ученых, космические корабли стали многоразовыми.
Космические корабли будущего
Сегодня все больший интерес вызывают проекты, врезультате которых человечество сможет совершать более длительные путешествия. Современные разработки уже готовят корабли кмежзвездным экспедициям.
Место, откуда запускают космические корабли
Увидеть своими глазами запуск космического корабля настарте— мечта многих. Возможно, это связано стем, что первый запуск невсегда приводит кжелаемому результату. Ноблагодаря Интернету мыможем увидеть, как взлетает корабль. Учитывая тот факт, что наблюдающим зазапуском пилотируемого корабля следует находиться достаточно далеко, мыможем представить, что находимся навзлетной площадке.
Космический корабль: какой онвнутри?
Сегодня, благодаря музейным экспонатам, мывоочию можем увидеть устройство таких кораблей, как Союз. Конечно, изнутри первые корабли были очень простыми. Интерьер более современных вариантов выдержан вспокойных тонах. Устройство любого космического корабля обязательно пугает нас множеством рычажков икнопочек. Иэто добавляет гордости затех, кто смог запомнить, как устроен корабль, и, тем более, научился управлятьим.
Накаких космических кораблях летают сейчас?
Новые космические корабли своим внешним видом подтверждают, что фантастика стала действительностью. Сегодня никого уже неудивишь тем, что стыковка космических кораблей— реальность. Имало кто помнит отом, что первая вмире такая стыковка произошла еще вдалеком 1967году.
Россия против США: космические корабли ближайшего будущего
Постепенно уходят в прошлое космические корабли, созданные в годы холодной войны. Оказавшийся неэкономичным «Спейс шаттл» в последний раз взлетел в 2011 году. Его советский коллега – «Союз» – пока еще летает, однако едва ли с ним можно связать будущее пилотируемой космонавтики. На этом фоне, ведущие космические державы с утроенной силой вкладывают деньги и интеллект в создание аппаратов, которые уже завтра понесут новых «Армстронгов» и «Гагариных» к далеким космическим вершинам, завоевать которые, впрочем, будет не менее сложно, чем на заре космической поры.
На сегодня разные страны мира (особенно, США) имеют разработки на близкое будущее и на не очень близкое. Поэтому мы не будем детально рассматривать их всех, а остановимся на самых интересных проектах.
Crew Dragon (SpaceX, США)
Компания SpaceX известна как ведущий (теперь уже) мировой ракетостроитель: сейчас набившая оскомину Falcon 9 – самый востребованный носитель на Земле с наибольшим числом заказов. Однако не меньшую роль Илон Маск играет в области пилотируемой космонавтики: если все получится так, как он хочет, именно космический корабль Crew Dragon (на фото выше) позволит Европе и США отказаться от услуг России для доставки астронавтов на борт МКС. Правда, сроки уже не раз сдвигали.
Как стало известно в конце июля, испытательный полет корабля Crew Dragon с экипажем на Международную космическую станцию отложили до середины декабря: ранее миссию хотели реализовать в ноябре текущего года. В целом, ситуация вокруг пилотируемого Dragon видится почти безоблачной. Корабль многоразовый, а значит – потенциально дешевый: аналогия с многоразовым «Спейс шаттл» здесь неуместна, разные концепции. Важно и то, что в основе лежат проверенные технологии грузового «Дракона». Технические возможности нового корабля SpaceX, позволяющие доставить на борт станции до семи человек за раз, кажутся, пожалуй, даже избыточными: в реальной жизни столько просто не нужно.
Starship (SpaceX, США)
«Дым пожиже да труба пониже» – именно так можно охарактеризовать эволюцию Межпланетной транспортной системы от SpaceX. Комплекс BFR, частью которого является космический корабль Starship, за последние годы хорошенько «похудел». Выводимая им на низкую околоземную орбиту полезная нагрузка упала с 300 до «скоромных» 100 тонн. Сам Big Falcon Rocket, конечно, тоже стал меньше. И все же при всем при этом, Starship будет самым большим и самым грузоподъемным космическим кораблем в истории, который, как предполагают, сможет за один раз перевезти до сотни колонистов. При этом не стоит путать Starship с демонстратором технологий Starhopper, который является летающим стендом для отработки технических решений, которые потом найдут свое воплощение на BFR.
Конечным же итогом разработки должен стать запуск BFR с грузом на Марс в 2022 году, за которым последует пилотируемый полет в 2024 году. Даже двигатель уже готов – инновационный метановый Raptor. Однако, справедливости ради, шансов на реализацию (и даже не скорую, а вообще) у Starship несравнимо меньше, чем у Crew Dragon. Все-таки масштаб и технические риски несопоставимы.
CST-100 Starliner (Boeing, США)
Не такой знаменитый, как Crew Dragon, и не такой амбициозный, как Starship, но все же очень знаковый проект для Соединенных Штатов. CST-100 является частично многоразовым космическим кораблем, который сможет доставить на борт МКС до семи астронавтов. Концептуально аппарат близок к Crew Dragon, но дизайн более «угловатый»: Boeing-у чужд эстетизм Илона Маска – в основе лежит практичность. Это, кстати, может сыграть на руку мегакорпорации, ведь после проблем «Дракона», в частности, недавнего взрыва капсулы во время испытаний, конкуренты идут вровень. Это означает, что именно CST-100 может стать тем кораблем, который первым избавит Америку от зависимости от российской стороны. Первый полет с экипажем может состояться до конца 2019 года, то есть, тогда же, когда и у SpaceX.
Orion (Lockheed Martin, США)
Из всех вышеупомянутых кораблей, «Орион» может выполнить первый пилотируемый полет позже всех – примерно в 2023-м, хотя разрабатывать его де-факто начали раньше, чем какой-либо другой перспективный пилотируемый корабль. Orion, напомним, был частью старой американской программы «Созвездие» – очень амбициозной и дорогой (что ее и погубило). Американцы хотели лететь не то к астероиду, не то к Марсу, не то к Луне.
В конечном итоге, задачей аппарата, весом в пятнадцать тонн, должны стать полеты к лунно-орбитальной станции, которую хотят эксплуатировать вместо МКС. Планируется, что экипажи на станцию Lunar Orbital Platform-Gateway будут доставляться кораблями «Орион» с помощью ракеты Space Launch System. Это, в общем-то, главное отличие «Ориона» от Crew Dragon и CST-100 (Starship – отдельная тема для обсуждений), ведь последние два корабля видят, прежде всего, как инструмент доставки грузов и астронавтов на МКС. Во всяком случае, до тех пор, пока она работает: напомним, ранее орбитальную станцию хотели списать уже в середине 2020-х.
Федерация («Энергия», Россия)
Космический корабль «Федерация» создают с одной целью – иметь при себе замену на случай окончательного устаревания аппаратов серии «Союз», чего, безусловно, ждать осталось не долго. Любой, даже очень удачный космический аппарат, имеет свой срок. Цена создания первого летного образца определена в размере 57 миллиардов рублей, а сам полет намерены осуществить в первой половине 2020-х. «Федерация» будет способна брать на борт до 6 членов экипажа (меньше, чем тот же Crew Dragon) и 500 килограмм груза. Спасательную капсулу хотят приземлять с помощью парашютов и реактивной системы мягкой посадки.
В целом, конструктивно корабль выглядит довольно продуманно, по крайней мере, со стороны. А вот в плане концепции применения есть много вопросов. Ведь первый пилотируемый полет «Федерации» де-факто назначен примерно на то время, когда МКС должны будут прекратить эксплуатировать, а из проекта по созданию лунно-орбитальной станции Россию постепенно выдавливают и, скорее всего, она не будет его участником. Так что, куда полетит корабль (и полетит ли) – сказать тяжело. Единственной реальной целью для корабля сейчас видится полет на Луну/к Луне, но это дорого, сложно и рискованно. И едва ли одна страна сможет это реализовать. Однако, похоже, это не сильно тревожит его создателей, которые активно работают над строительством первого образца для испытаний.
Вообще, было бы неправильно все сводить только к России или Америке, но пока что эти проекты кажутся не только самыми интересными с технической стороны, но и обладающими самыми высокими шансами на реализацию. В целом, кроме старых участников космической гонки, в будущем, вероятно, будут представлены, как минимум, Европа, Япония, Индия и Китай. А там и новые игроки, возможно, подтянутся.